СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по предмету «Музыка» для 7-го класса общеобразовательного учреждения.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по музыке для 7 класса составлена на основе авторской программы Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. и Шмагиной Т.С.

Просмотр содержимого документа
«Программа по предмету «Музыка» для 7-го класса общеобразовательного учреждения.»

Пояснительная записка



VII класс



Программа по предмету «Музыка» для 7-го класса общеобразовательного учреждения составлена на основе авторской программы Е.Д Критской, Г.П.Сергеевой и Т.С.Шмагиной, которая разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по музыке и основными положениями художественно – педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.

Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1.Музыка 7 класс: учебник для ОУ/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.- М.: Просвещение, 2015.

2. Музыка. Рабочая тетрадь для 7 класса / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2017.


3. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику 7 класс на 2CD / сост. Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2012.

4. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс: пособие для учителя/ сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2016-2017 уч. год;

- Учебный план МБОУ «СОШ №19»;

- Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

Цель массового музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном, информационном пространстве.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

В качестве приоритетных выдвигаются следующие задачи:

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённого в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его музыкального языка и выразительных средств, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

- овладение художественно - практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий;

- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию;

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений РФ. На изучение музыки в 7 классе выделяется 34 часа (1час в неделю). Домашнее задание по учебнику не предусмотрено.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклора, духовной музыки, произведений композиторов классиков, сочинений современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д.Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлечённость, триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождество и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. Все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.

В результате изучения курса «Музыка» в основной школе должны быть достигнуты определённые результаты.

Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- умение сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

- признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости бережного отношения к окружающей среде;

- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной и других видах деятельности.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты:

- формирование основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

- формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего развития, социализации и самообразования;

- развитие общих музыкальных способностей, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения;

- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность;

- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности;

- расширение музыкального и общего культурного кругозора, воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке;

- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;

- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

В результате изучения музыки выпускники 7 класса научатся в практической деятельности:

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;

- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;

- определять стилевое своеобразие классической, религиозной, современной музыки, разных эпох;

- передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкаль­но-эстетической жизни класса, школы;

- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;

- применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации.



Содержание программы предмета «Музыка» 7 класс.



Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».


Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.


Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки »17 часов.

Урок 1. Классика и современность. Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.

Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).

Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля .

Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.

Урок 4-5. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны».

Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.

Урок 6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.

Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.

Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».

Урок 8 .«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов».

Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.

Урок 9- 10. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .

Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

Урок 11-12. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».

Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

Урок 13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора ».

Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.

Урок 14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».

Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».

Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.

Урок 15 - 16. «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.

Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.

Урок 17 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты – извечные маги…».

Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии

музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.



Тема II полугодия: Мир образов камерной и симфонической музыки - 17 часов

Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки

Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Урок 18-19. «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка.

Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.

Урок 20-21. «Камерная инструментальная музыка. Этюд ,транскрипция».)

Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;

Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.

Урок 22 – 23. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке».

Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».

Урок 24. «Соната. Л.В.Бетховен»Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».)

Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.

Урок 24 - 25 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта».

Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»

на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.

Урок 26 - 30. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича».

Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).

Урок 31. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси».

Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.

Урок 32. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна».

Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.

Урок 33. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».

Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.

Урок 34 - 35. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!».



















Тематическое планирование

VII класс

н\п

Перечень разделов, тем

Кол-во часов


Особенности драматургии сценической музыки.


1

Классика и современность.

1

2

В музыкальном театре. Опера.

1

3

Опера «Иван Сусанин»- новая эпоха в русской музыке.

1

4

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.

1

5

Ария Князя Игоря. Портрет половцев. «Плач Ярославны».

1

6

В музыкальном театре. Балет.

1

7

Балет Б.И.Тищенко «Ярославна».

1

8

Героическая тема в русской музыке.

1

9

В музыкальном театре. Мой народ - американцы

1

10

Порги и Бесс. Первая американская национальная опера.

1

11

Опера Ж.Бизе «Кармен».

1

12

Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.

1

13

Балет Р.К.Щедрина «Кармен – сюита».

1

14

Сюжеты и образы духовной музыки.

1

15

Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда».

1

16

Вечные темы. Главные образы.

1

17

Музыка к драматическому спектаклю. Обобщение.

1


Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.


18

Музыкальная драматургия – развитие музыки.

1

19

Два направления музыкальной культуры.

1

20

Камерная инструментальная музыка. Этюд.

1

21

Транскрипция.

1

22

Циклические формы инструментальной музыки.

1

23

Сюита в старинном стиле А. Шнитке.

1

24

Сонаты Л.В.Бетховена, С.С.Прокофьева, В.А.Моцарта.

1

25

Симфоническая музыка. Симфония №103 Й.Гайдна

1

26

Симфония №40 В.-А.Моцарта.

1

27

Симфония №1 С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена.

1

28

Симфония №8 Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова.

1

29

Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 Д.Шостаковича».

1

30

Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси.

1

31

Инструментальный концерт.

1

32

Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина.

1

33

Музыка народов мира.

1

34

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Обобщение.

1

итого:


34



Учебно - методическое обеспечение курса.





1.Музыка. 7 класс фонохрестоматия на 2 CD/ . – М.: Просвещение, 2012.

2.Музыка учебник 7 класс: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.- М.: Просвещение, 2015.

3. Музыка. Рабочая тетрадь для 7 класса / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.- М.: Просвещение, 2017.

4. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс: пособие для учителя/ сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2010.




Дополнительная литература для учителя:



1. Арсенина Е.Н. Музыка 1-7 классы: тематические баседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека, - Волгоград: Учитель, 2009г.;

2. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.;

3. Золина Л.В. уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением, - М.: Глобус, 2008г.;

4. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке - М., «Просвещение» 1989г.;

5. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки для 5-6 класса, - М., «Просвещения», 2013г.

6. Могилевская С. У лиры 7 струн: научно-художественная литература.- М.:

7. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

8. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.



Дополнительная литература для учащихся:

1. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

2. Майкапар А.. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

3. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка 1972г.;

4. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка 1972г.;

5. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М. Вече, 1999г.;

6. Энциклопедия для детей. Искусство.- М., «Аванта» 2001.;

7. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.



Средства обучения.

Печатные пособия.

1.Комплект портретов композиторов.

2.Демонстраионные плакаты: «Народные музыкальные инструменты», «Нотный

стан-нотоносец», «Фортепиано», «Длительность звука. Пауза», «Доли. Такт. Размер», «Музыкальные жанры», «Музыкальные форма», «Динамика. Диапазон»,

«Музыкальные инструменты симфонического оркестра».


3.Тексты разучиваемых на уроках песен.



Интернет – ресурсы.

1. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http// school-collection.edu.ru

3. Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http//ru.wikipedia. org/wiki

4. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/


5. Музыкальный словарь. – Режим доступа: http://dic.academic.ru


6. http://www.classic.ru/

7. Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. Тексты песнопений. - Режим доступа: http// www.bogoclovy.ru



Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран проекционный, акустическая система.







Календарно-тематическое планирование уроков музыки.

VII класс

Наименование

и №

раздела программы

урока

Тема урока

Основные предметные

результаты урока

Вид учебной

деятельности учащихся

Вид контроля

Домашнее

задание

Особенности драматургии сценической музыки. 17ч.





















1

Классика и современность.

Знать понятия класси­ка, классическая музы­ка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидно­сти стиля.

Уметь приводить при­меры

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и с тетрадью.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр. 6

2

В музыкальном театре. Опера.

Знать понятия: опера, виды опер, этапы сцени­ческого действия, либ­ретто, составляющие оперы.

Уметь приводить примеры оперных жанров; называть имена из­вестных певцов, дири­жеров, режиссеров;

определять роль ор­кестра.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр. 7-8

3

Опера «Иван Сусанин»- новая эпоха в русской музыке.

Знать драматургию развития оперы; то, что музыкальные образы могут стать во­площением каких-либо исторических событий.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр. 10

4

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.

Уметь называть пол­ные имена композито­ров:

А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения.

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

Выучить текст песни.

5

Ария Князя Игоря. Портрет половцев. «Плач Ярославны».

Уметь проводить интонационно-образный и срав­нительный анализ му­зыки;

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр. 12-13

6

В музыкальном театре. Балет.

Знать понятия: балет, типы балетного танца;

составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр. 14

7

Балет Б.И.Тищенко «Ярославна».

Уметь определять роль ба­летмейстера и дирижера в балетном спектакле; приводить примеры балетов, полные имена артистов и балетмей­стеров.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр. 16-17

8

Героическая тема в русской музыке.

Знать драматургию развития балета.

Уметь проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки; определять тембры нстру­ментов;

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью.

Письменный опрос,

хоровое пение.

РТ стр. 19

9

В музыкальном театре. Мой народ - американцы

Уметь приводить примеры музыкальных произве­дений, в которых отра­жена героическая тема; рассуждать на постав­ленные проблемные во­просы;

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр. 20-21

10

Порги и Бесс. Первая американская национальная опера.

Знать жизнь и творчество Дж. Гершвина; драматургию развития оперы; то, что музыкальные образы могут стать во­площением каких-либо жизненных событий. Уметь проводить ин­тонационно-образный

и сравнительный анализ музыки

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

Выучить текст песни.

11

Опера Ж.Бизе «Кармен».

Знать драматургию развития оперы; то, что музыкальные образы могут стать во­площением каких-либо жизненных событий.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

12

Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.

Уметь проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр. 22

13

Балет Р.К.Щедрина «Кармен – сюита».

Знать драматургию развития балета; понятие транскрипция.

Уметь проводить интонаци- онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки; выявлять средства му­зыкальной выразитель­ности.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр. 23

14

Сюжеты и образы духовной музыки.

Знать понятия: месса, всенощная.

Уметь проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки; выявлять средства му­зыкальной выразитель­ности.

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

РТ стр. 26-28

15

Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда».

Знать драматургию развития рок-оперы. Уметь проводить интонаци­онно-образный анализ музыки; определять тембры музыкальных инстру­ментов; выявлять средства му­зыкальной выразитель­ности;

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр. 32

16

Вечные темы. Главные образы.

Уметь выявлять особенности предтворения тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью.

Письменный опрос, хоровое пение.

Выучить текст песни.


17

Музыка к драматическому спектаклю. Обобщение.

Уметь проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки; определять тембры музыкальных инстру­ментов, музыкальные жанры; выявлять способы и приемы развития му­зыкальных образов;

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр. 36-38


Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. 17ч.
































18

Музыкальная драматургия – развитие музыки.

Знать основные прин­ципы развития музыки. Уметь приводить при­меры

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

19

Два направления музыкальной культуры.

Знать понятия духовная

и светская музыка; во­кальная, инструмен­тальная, камерная му­зыка; что лежит в основе музыки православной и католической церквей. Уметь приводить му­зыкальные примеры

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Выучить текст песни.

20

Камерная инструментальная музыка. Этюд.

Знать понятие этюд. Уметь проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки;

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр. 42-43

21

Транскрипция.

Знать понятие транс­крипция. Уметь выявлять средства музыкальной вырази­тельности и определять форму музыкальных произведений;

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

22

Циклические формы инструментальной музыки.

Знать понятия цикли­ческая форма музыки, полистилистика. Уметь приводить музыкаль­ные примеры; определять тембры музыкальных инстру­ментов

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

Без задания.

23

Сюита в старинном стиле А. Шнитке.

Знать понятие сюита.

Уметь анализировать приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов.

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

РТ стр. 47

24

Сонаты Л.В.Бетховена, С.С.Прокофьева, В.А.Моцарта.

Знать понятия: соната, сонатная форма. Уметь проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки; определять приемы музыкального развития;

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое пение.

Выучить текст песни.

25

Симфоническая музыка. Симфония №103 Й.Гайдна

Знать понятие симфония; особенности строения симфонии.


Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

РТ стр. 51

26

Симфония №40 В.-А.Моцарта.

Уметь проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ; определять тембры музыкальных инстру­ментов;

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью.

Письменный опрос, хоровое пение.

РТ стр. 52-55

27

Симфония №1 С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена.

Уметь определять приемы музыкального развития и жанры; называть полные име­на композиторов-симфонистов;


Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

28

Симфония №8 Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова.

Уметь самостоятельно исследовать творческую биографию известных композиторов.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

29

Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 Д.Шостаковича».

Уметь выявлять связи в сред­ствах выразительности музыки и изобразитель­ного искусства

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

РТ стр. 63-64

30

Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси.

Знать понятия: импрес­сионизм, программная музыка, симфоническая картина.

Уметь анализировать состав­ляющие средств выра­зительности; определять форму пьесы; проводить интонаци- онно-образный анализ музыки; выявлять связи в сред­ствах выразительности музыки и живописи;

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

РТ стр. 66

31

Инструментальный концерт.

Знать понятие инструмен­тальный концерт; строение инструмен­тального концерта.

Уметь проводить интонаци­онно-образный анализ; определять принципы музыкального развития;

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое пение.

Выучить текст песни.

32

Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина.

Знать понятия: джаз, симфоджаз и их отли­чительные черты.

Уметь проводить интонаци­онно-образный анализ музыки; выявлять жанровую принадлежность.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

33

Музыка народов мира.

Знать понятия: фольк­лор, этномузыка, хит, мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности. Уметь определять тембры музыкальных инстру­ментов;

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр. 69

34

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Уметь приводить примеры известных солистов, ан­самблей, хоров народ­ной музыки и названий известных хитов.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.







Темы проектов.



  1. «Жизнь даёт для песни образы и звуки»

  2. «Музыкальная культура родного края»

  3. «Классика на мобильных телефонах»

  4. «Есть ли у симфонии будущее»

  5. «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»

  6. «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»

  7. «Музыка народов мира: красота и гармония»