Пояснительная записка
VII класс
Программа по предмету «Музыка» для 7-го класса общеобразовательного учреждения составлена на основе авторской программы Е.Д Критской, Г.П.Сергеевой и Т.С.Шмагиной, которая разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по музыке и основными положениями художественно – педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.
Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1.Музыка 7 класс: учебник для ОУ/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.- М.: Просвещение, 2015.
2. Музыка. Рабочая тетрадь для 7 класса / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2017.
3. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику 7 класс на 2CD / сост. Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2012.
4. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс: пособие для учителя/ сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2016-2017 уч. год;
- Учебный план МБОУ «СОШ №19»;
- Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).
Цель массового музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном, информационном пространстве.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.
В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
В качестве приоритетных выдвигаются следующие задачи:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённого в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его музыкального языка и выразительных средств, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
- овладение художественно - практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию;
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений РФ. На изучение музыки в 7 классе выделяется 34 часа (1час в неделю). Домашнее задание по учебнику не предусмотрено.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклора, духовной музыки, произведений композиторов классиков, сочинений современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д.Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлечённость, триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождество и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. Все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
В результате изучения курса «Музыка» в основной школе должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- умение сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
- формирование основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего развития, социализации и самообразования;
- развитие общих музыкальных способностей, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения;
- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность;
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора, воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
В результате изучения музыки выпускники 7 класса научатся в практической деятельности:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
- определять стилевое своеобразие классической, религиозной, современной музыки, разных эпох;
- передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы;
- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;
- применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации.
Содержание программы предмета «Музыка» 7 класс.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.
Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки »17 часов.
Урок 1. Классика и современность. Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).
Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля .
Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
Урок 4-5. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны».
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.
Урок 6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.
Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.
Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
Урок 8 .«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов».
Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.
Урок 9- 10. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .
Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
Урок 11-12. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».
Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
Урок 13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора ».
Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.
Урок 14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».
Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
Урок 15 - 16. «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.
Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.
Урок 17 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты – извечные маги…».
Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии
музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.
Тема II полугодия: Мир образов камерной и симфонической музыки - 17 часов
Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Урок 18-19. «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка.
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.
Урок 20-21. «Камерная инструментальная музыка. Этюд ,транскрипция».)
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;
Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.
Урок 22 – 23. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке».
Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».
Урок 24. «Соната. Л.В.Бетховен»Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».)
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
Урок 24 - 25 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта».
Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»
на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Урок 26 - 30. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича».
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).
Урок 31. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси».
Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.
Урок 32. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна».
Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.
Урок 33. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».
Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.
Урок 34 - 35. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!».
Тематическое планирование
VII класс
н\п | Перечень разделов, тем | Кол-во часов |
| Особенности драматургии сценической музыки. | |
1 | Классика и современность. | 1 |
2 | В музыкальном театре. Опера. | 1 |
3 | Опера «Иван Сусанин»- новая эпоха в русской музыке. | 1 |
4 | Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. | 1 |
5 | Ария Князя Игоря. Портрет половцев. «Плач Ярославны». | 1 |
6 | В музыкальном театре. Балет. | 1 |
7 | Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». | 1 |
8 | Героическая тема в русской музыке. | 1 |
9 | В музыкальном театре. Мой народ - американцы | 1 |
10 | Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. | 1 |
11 | Опера Ж.Бизе «Кармен». | 1 |
12 | Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. | 1 |
13 | Балет Р.К.Щедрина «Кармен – сюита». | 1 |
14 | Сюжеты и образы духовной музыки. | 1 |
15 | Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». | 1 |
16 | Вечные темы. Главные образы. | 1 |
17 | Музыка к драматическому спектаклю. Обобщение. | 1 |
| Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. | |
18 | Музыкальная драматургия – развитие музыки. | 1 |
19 | Два направления музыкальной культуры. | 1 |
20 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. | 1 |
21 | Транскрипция. | 1 |
22 | Циклические формы инструментальной музыки. | 1 |
23 | Сюита в старинном стиле А. Шнитке. | 1 |
24 | Сонаты Л.В.Бетховена, С.С.Прокофьева, В.А.Моцарта. | 1 |
25 | Симфоническая музыка. Симфония №103 Й.Гайдна | 1 |
26 | Симфония №40 В.-А.Моцарта. | 1 |
27 | Симфония №1 С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена. | 1 |
28 | Симфония №8 Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. | 1 |
29 | Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 Д.Шостаковича». | 1 |
30 | Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси. | 1 |
31 | Инструментальный концерт. | 1 |
32 | Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина. | 1 |
33 | Музыка народов мира. | 1 |
34 | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Обобщение. | 1 |
итого: | | 34 |
Учебно - методическое обеспечение курса.
1.Музыка. 7 класс фонохрестоматия на 2 CD/ . – М.: Просвещение, 2012.
2.Музыка учебник 7 класс: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.- М.: Просвещение, 2015.
3. Музыка. Рабочая тетрадь для 7 класса / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.- М.: Просвещение, 2017.
4. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс: пособие для учителя/ сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература для учителя:
1. Арсенина Е.Н. Музыка 1-7 классы: тематические баседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека, - Волгоград: Учитель, 2009г.;
2. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.;
3. Золина Л.В. уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением, - М.: Глобус, 2008г.;
4. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке - М., «Просвещение» 1989г.;
5. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки для 5-6 класса, - М., «Просвещения», 2013г.
6. Могилевская С. У лиры 7 струн: научно-художественная литература.- М.:
7. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
8. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
2. Майкапар А.. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
3. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка 1972г.;
4. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка 1972г.;
5. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М. Вече, 1999г.;
6. Энциклопедия для детей. Искусство.- М., «Аванта» 2001.;
7. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
Средства обучения.
Печатные пособия.
1.Комплект портретов композиторов.
2.Демонстраионные плакаты: «Народные музыкальные инструменты», «Нотный
стан-нотоносец», «Фортепиано», «Длительность звука. Пауза», «Доли. Такт. Размер», «Музыкальные жанры», «Музыкальные форма», «Динамика. Диапазон»,
«Музыкальные инструменты симфонического оркестра».
3.Тексты разучиваемых на уроках песен.
Интернет – ресурсы.
1. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http// school-collection.edu.ru
3. Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http//ru.wikipedia. org/wiki
4. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
5. Музыкальный словарь. – Режим доступа: http://dic.academic.ru
6. http://www.classic.ru/
7. Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. Тексты песнопений. - Режим доступа: http// www.bogoclovy.ru
Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран проекционный, акустическая система.
Календарно-тематическое планирование уроков музыки.
VII класс
Наименование и № раздела программы | № урока | Тема урока | Основные предметные результаты урока | Вид учебной деятельности учащихся | Вид контроля | Домашнее задание |
Особенности драматургии сценической музыки. 17ч. | 1 | Классика и современность. | Знать понятия классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля. Уметь приводить примеры | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и с тетрадью. | Устный опрос, хоровое пение. | РТ стр. 6 |
2 | В музыкальном театре. Опера. | Знать понятия: опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие оперы. Уметь приводить примеры оперных жанров; называть имена известных певцов, дирижеров, режиссеров; определять роль оркестра. | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью. | Устный опрос, хоровое пение. | РТ стр. 7-8 |
3 | Опера «Иван Сусанин»- новая эпоха в русской музыке. | Знать драматургию развития оперы; то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий. | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью. | Устный опрос, хоровое пение. | РТ стр. 10 |
4 | Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. | Уметь называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения. | Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником и тетрадью. | Устный опрос, хоровое и ансамблевое пение. | Выучить текст песни. |
5 | Ария Князя Игоря. Портрет половцев. «Плач Ярославны». | Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; | Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником и тетрадью. | Устный опрос, хоровое пение. | РТ стр. 12-13 |
6 | В музыкальном театре. Балет. | Знать понятия: балет, типы балетного танца; составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио. | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником. | Устный опрос, хоровое пение. | РТ стр. 14 |
7 | Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». | Уметь определять роль балетмейстера и дирижера в балетном спектакле; приводить примеры балетов, полные имена артистов и балетмейстеров. | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником. | Устный опрос, хоровое пение. | РТ стр. 16-17 |
8 | Героическая тема в русской музыке. | Знать драматургию развития балета. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; определять тембры нструментов; | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью. | Письменный опрос, хоровое пение. | РТ стр. 19 |
9 | В музыкальном театре. Мой народ - американцы | Уметь приводить примеры музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема; рассуждать на поставленные проблемные вопросы; | Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником и тетрадью. | Устный опрос, хоровое пение. | РТ стр. 20-21 |
10 | Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. | Знать жизнь и творчество Дж. Гершвина; драматургию развития оперы; то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником. | Устный опрос, хоровое и ансамблевое пение. | Выучить текст песни. |
11 | Опера Ж.Бизе «Кармен». | Знать драматургию развития оперы; то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий. | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью. | Устный опрос, хоровое пение. | Без задания. |
12 | Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. | Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником. | Устный опрос, хоровое пение. | РТ стр. 22 |
13 | Балет Р.К.Щедрина «Кармен – сюита». | Знать драматургию развития балета; понятие транскрипция. Уметь проводить интонаци- онно-образный и сравнительный анализ музыки; выявлять средства музыкальной выразительности. | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью. | Устный опрос, хоровое пение. | РТ стр. 23 |
14 | Сюжеты и образы духовной музыки. | Знать понятия: месса, всенощная. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; выявлять средства музыкальной выразительности. | Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником и тетрадью. | Устный опрос, хоровое и ансамблевое пение. | РТ стр. 26-28 |
15 | Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». | Знать драматургию развития рок-оперы. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; определять тембры музыкальных инструментов; выявлять средства музыкальной выразительности; | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью. | Устный опрос, хоровое пение. | РТ стр. 32 |
16 | Вечные темы. Главные образы. | Уметь выявлять особенности предтворения тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью. | Письменный опрос, хоровое пение. | Выучить текст песни. |
| 17 | Музыка к драматическому спектаклю. Обобщение. | Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; определять тембры музыкальных инструментов, музыкальные жанры; выявлять способы и приемы развития музыкальных образов; | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником. | Устный опрос, хоровое пение. | РТ стр. 36-38 |
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. 17ч. | 18 | Музыкальная драматургия – развитие музыки. | Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью. | Устный опрос, хоровое пение. | Без задания. |
19 | Два направления музыкальной культуры. | Знать понятия духовная и светская музыка; вокальная, инструментальная, камерная музыка; что лежит в основе музыки православной и католической церквей. Уметь приводить музыкальные примеры | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником. | Устный опрос, хоровое пение. | Выучить текст песни. |
20 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. | Знать понятие этюд. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником. | Устный опрос, хоровое пение. | РТ стр. 42-43 |
21 | Транскрипция. | Знать понятие транскрипция. Уметь выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений; | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью. | Устный опрос, хоровое пение. | Без задания. |
22 | Циклические формы инструментальной музыки. | Знать понятия циклическая форма музыки, полистилистика. Уметь приводить музыкальные примеры; определять тембры музыкальных инструментов | Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником и тетрадью. | Устный опрос, хоровое и ансамблевое пение. | Без задания. |
23 | Сюита в старинном стиле А. Шнитке. | Знать понятие сюита. Уметь анализировать приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов. | Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником. | Устный опрос, хоровое и ансамблевое пение. | РТ стр. 47 |
24 | Сонаты Л.В.Бетховена, С.С.Прокофьева, В.А.Моцарта. | Знать понятия: соната, сонатная форма. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; определять приемы музыкального развития; | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью. | Устный опрос, хоровое пение. | Выучить текст песни. |
25 | Симфоническая музыка. Симфония №103 Й.Гайдна | Знать понятие симфония; особенности строения симфонии. | Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником и тетрадью. | Устный опрос, хоровое и ансамблевое пение. | РТ стр. 51 |
26 | Симфония №40 В.-А.Моцарта. | Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ; определять тембры музыкальных инструментов; | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью. | Письменный опрос, хоровое пение. | РТ стр. 52-55 |
27 | Симфония №1 С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена. | Уметь определять приемы музыкального развития и жанры; называть полные имена композиторов-симфонистов; | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью. | Устный опрос, хоровое пение. | Без задания. |
28 | Симфония №8 Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. | Уметь самостоятельно исследовать творческую биографию известных композиторов. | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью. | Устный опрос, хоровое пение. | Без задания. |
29 | Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 Д.Шостаковича». | Уметь выявлять связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником. | Устный опрос, хоровое и ансамблевое пение. | РТ стр. 63-64 |
30 | Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси. | Знать понятия: импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина. Уметь анализировать составляющие средств выразительности; определять форму пьесы; проводить интонаци- онно-образный анализ музыки; выявлять связи в средствах выразительности музыки и живописи; | Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником и тетрадью. | Устный опрос, хоровое и ансамблевое пение. | РТ стр. 66 |
31 | Инструментальный концерт. | Знать понятие инструментальный концерт; строение инструментального концерта. Уметь проводить интонационно-образный анализ; определять принципы музыкального развития; | Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником и тетрадью. | Устный опрос, хоровое пение. | Выучить текст песни. |
32 | Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина. | Знать понятия: джаз, симфоджаз и их отличительные черты. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять жанровую принадлежность. | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником. | Устный опрос, хоровое пение. | Без задания. |
33 | Музыка народов мира. | Знать понятия: фольклор, этномузыка, хит, мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности. Уметь определять тембры музыкальных инструментов; | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью. | Устный опрос, хоровое пение. | РТ стр. 69 |
34 | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. | Уметь приводить примеры известных солистов, ансамблей, хоров народной музыки и названий известных хитов. | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью. | Устный опрос, хоровое пение. | Без задания. |
Темы проектов.
«Жизнь даёт для песни образы и звуки»
«Музыкальная культура родного края»
«Классика на мобильных телефонах»
«Есть ли у симфонии будущее»
«Музыкальный театр: прошлое и настоящее»
«Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»
«Музыка народов мира: красота и гармония»