СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по развитию речи

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная программа по развитию речи для глухих и слабослышащих детей

Просмотр содержимого документа
«Программа по развитию речи»

1.Пояснительная записка

Программа разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Закона РБ «Об образовании», учебного плана ОУ, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Предмет «Развитие речи» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Развитие речи является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Целями начального курса развития речи в школе для слабослышащих детей являются преодоление речевого недоразвития учащихся, практическое овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, развитие навыков связной речи).

Программа III класса содержит материал, в процессе прохождения которого осуществляется практическое овладение учащимися речью и подготовка их к изучению систематического курса развития речи.

Необходимая речевая практика обеспечивается на уроках развития речи, чтения, ознакомления с окружающим миром, формирования грамматического строя речи, развития слухового восприятия и обучения произношению.

Основным способом восприятия учебного материала на уроке является слухо-зрительный. Материал, относящийся к организации учебной деятельности, специфические выражения, словосочетания и слова, отражающие содержание текущего урока по языку, предлагаются учащимся для восприятия только на слух. Существенное значение для преодоления последствий снижения слуха (в первую очередь речевого недоразвития) имеют индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительных навыков. Непосредственная связь индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению с учебным материалом уроков должна обеспечить продвижение учащихся, в общем и речевом развитии, активизировать их речевое общение, способствовать закреплению словаря и совершенствованию практических речевых навыков.

В программу по русскому языку в III классе включены разделы:

1.Развитие речи

2.Формирование грамматического строя речи.

3.Литературное чтение и развитие речи.

4.Грамматика и правописание.

В приложении к рабочей программе указан речевой материал для усвоения и понимания программного материала по развитию речи в III классе.


2.Общая характеристика учебного предмета.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Развитие речи» основных образовательных задач:

-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Развитие речи.

Затруднения в общении слабослышащего ребенка и обусловленные ими особенности речевого развития определяют важнейшие задачи уроков развития речи: формирование и обогащение словаря, знакомство со способами отражения в языке связей между предметами и явлениями, овладение навыками и умениями оформлять свои мысли в связной речи. Все эти стороны речевой деятельности формируются в единстве и тесной взаимосвязи на основе развития и совершенствования двух форм речи - устной и письменной.

Уроки развития речи тесно связаны с другими разделами работы над языком. Они подготавливают определенный лексический материал для формирования грамматического строя речи, знакомят учащихся со значением словосочетаний, грамматическая структура которых будет потом усваиваться ими практически. На уроках развития речи учащиеся в устной и письменной форме закрепляют, уточняют те навыки построения предложений, которые они приобрели, практически овладевая грамматическим строем языка.

Решение этих задач предусматривает формирование и обогащение словарного запаса, работа над пониманием и употреблением в речи предложений различных структур, обучение построению связных речевых высказываний с соблюдением лексической, грамматической и композиционной правильности.

Работа на уроке развития речи строится на основе определенной темы. Темы должны быть близки учащимся по жизненному опыту, должны отражать события и явления окружающей жизни, отвечать интересам детей (о школе, о Родине, о растениях и животных, об играх и развлечениях детей, о труде школьников и взрослых, о дружбе и товариществе и др.). В содержательном плане они соответственно увязываются с тематическим планированием разделов «Окружающий мир» и «Чтение».

В программе по развитию речи выделены два раздела: «Уточнение и обогащение словаря» и «Развитие связной речи». Программой определены группы слов, которые дети должны усвоить.

Учитель отбирает для каждого урока конкретные слова в соответствии с темой урока. Эти слова входят в тематический словарь. Работа над ними ведется непосредственно в процессе составления связных высказываний по данной теме (рассказы, изложения, сочинения).

Усвоение лексико-грамматического материала начинается с понимания преподносимого речевого материала, которое предшествует его активному использованию. Первоначальное развитие восприятия и понимания речи обеспечивает не только раннее включение ученика в ситуации словесного общения, но и сознательное овладение лексикой и средствами грамматического оформления речи.

При обучении языку как средству общения трудно рассматривать процесс овладения лексикой обособленно от усвоения грамматических форм, отделять формирование навыков связной речи от способов конструирования предложений. Эти процессы должны протекать в единстве и во взаимосвязи.

Большое значение при овладении языком имеет усвоение словаря. Обогащение и уточнение словаря учащихся в большой степени зависит от особенностей отбора и группировки лексического материала на основе тематического, лексико-грамматического и словообразовательного признаков. Объединение лексики в такие группы позволяет распределить материал в определенной последовательности по принципу нарастающей трудности.

В III классе учащиеся овладевают преимущественно словами с конкретным значением.

От оперирования отдельными предложениями в III классе учащиеся постепенно переходят к овладению навыками повествования, связного и последовательного изложения того, что они увидели, услышали и прочитали.

На уроках развития речи обращается внимание на практическое знакомство со значением предлогов, союзов, наречий и других служебных и знаменательных частей речи. Эти уроки подготавливают определенный речевой материал для последующего его обобщения на уроках грамматики и служат целям пропедевтики при усвоении формообразующей системы языка.

Развитие связной речи регулируется программными требованиями к типам предложений, работа над которыми должна вестись в течение года. Следует подчеркнуть, что данные типы предложений не рассматриваются изолированно, а используются в процессе работы над связными высказываниями по теме (в беседах, устных рассказах, речевых упражнениях, при подготовке изложений, сочинений).

Основной единицей речи в процессе обучения должно быть связное высказывание. С учетом этого программа предусматривает специальную работу над текстом как единицей речи. Учащиеся практически знакомятся с текстом, его структурными и смысловыми особенностями: выделяют части текста, озаглавливают их, строят текст с учетом композиционной правильности (начало, средняя - основная часть, конец), определяют тему и основную мысль текста.

Большое место на уроках развития речи занимают речевые упражнения (словарные, синтаксические, композиционные). Преобладающими видами таких упражнений являются устные и письменные рассказы по картинке или иллюстрации и на основе личного опыта, изложения, сочинения по теме.

В обучении включаются разные формы (монологическая и диалогическая), виды (устная и письменная) и типы речи (описательная, повествовательная, с элементами рассуждения).

В развитии устной речи учащихся диалогическая речь, в частности вопросы и ответы, имеет большое значение. Диалоги развертываются по ходу работы над темой урока.

В III классе объем устных связных высказываний увеличивается за счет количества предложений.

Развитие устной речи тесно связано с развитием письменной речи. Основными видами работы по развитию письменной речи являются изложение и сочинение.

Выбор тем для изложений и сочинений определяется главным образом их воспитательной значимостью, опытом и интересами детей. При этом учитывается доступность содержания и языкового оформления.

Для работы над сочинением целесообразно брать темы, связанные с конкретными наблюдениями, впечатлениями и действиями детей.

В начале обучения изложения и сочинения должны быть преимущественно повествовательного характера. По мере накопления речевого опыта дети переходят к составлению коротких устных и письменных описаний отдельных предметов, явлений природы, внешности человека и др. (2-3 предложения). В III классе элементы описания вводятся в рассказы, составляемые детьми устно и письменно. Кроме этого, программа предусматривает практическое знакомство с некоторыми видами деловой речи (письмо, приглашение, поздравление).

Работа над речью требует внимания к правильной, последовательной передаче временных и причинно-следственных отношений, к четкому композиционно-смысловому построению высказывания и к выражению связи между отдельными предложениями и частями текста. С этой целью необходимо формировать у детей умение составлять планы устных и письменных высказываний, говорить и писать по собственному плану.

Формирование у учащихся навыков активного пользования связной речью строится на основе систематической работы по раскрытию значений грамматических форм слов и грамматических связей, в которых находятся слова между собой. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям уяснить сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень их умственного и речевого развития.

Наряду с практическим овладением основными грамматическими закономерностями языка и их систематизацией (обобщением) программа предусматривает включение в связную речь слов с различными словообразовательными показателями. Практическое овладение словообразовательными моделями не только способствует расширению словарного запаса учащихся, но и дает возможность лучше и полнее осмыслить значение слов, их связь между собой, способствует выработке правильного словоупотребления.

Речевые умения, приобретенные на уроках формирования грамматического строя речи, должны использоваться в повседневной учебной и внеклассной речевой практике учащихся. С одной стороны, это касается тех разделов программы, между которыми существует преемственность; с другой - на уроках формирования грамматического строя речи должен использоваться лексический материал, усвоенный учащимися на уроках развития речи и чтения.

Программа начального курса развития речи предполагает комплексное решение задач образовательного, воспитательного и развивающего характера. Ее реализация обеспечивает формирование знаний, умений и навыков учащихся на уровне, необходимом для осознанного усвоения ими систематического курса в последующих классах школы


3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

В 3 классе на уроки развития речи выделяется 3 ч в неделю.


Период обучения

Количество часов

III класс

102 часа


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

- внутренняя позиция обучающегося,

- адекватная мотивация учебной деятельности,

- способность к оценке своей учебной деятельности,

- ориентация на самоанализ и самоконтроль результата,

- ориентация на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- ориентация в нравственном понимании собственных поступков и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- понимание чувств других людей и сопереживание им;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину;

- установка на здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты.

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, Предметные результаты.

- составлять предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности, указанные в программе;

- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, выделять из них словосочетания;

- правильно ставить вопросы к слову и по нему определять слова, обозначающие предмет, признак предмет, действие предмета;

- правильно писать слова, предложения без пропусков, искажений букв;

- определять род существительных по окончаниям начальной формы, обозначая терминами «мужской род», «средний род», «женский род»;

- определять число существительных, глаголов, прилагательных по окончаниям в сочетаниях, обозначая терминами «единственное число», «множественное число»;

- различать временные формы глаголов по вопросам, обозначая терминами («настоящее время», «прошедшее время», «будущее время»).

-писать изложение текста (30-40 слов) после предварительной подготовки под руководством учителя;

-составлять устные и письменные рассказы (сочинения) повествовательного характера с элементами описания.

- знать признаки гласных и согласных звуков;

- знать ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;

5. Содержание учебного предмета.

Развитие речи.

Обогащение словаря. Значения слов с общим корнем (слова, обозначающие предмет и его качество, лицо и производимое им действие, действия, различающиеся по завершенности, и др.). Слова с эмоционально-экспрессивной окраской. Слова, обозначающие сравнение признаков предметов, оттенки цвета.

Развитие связной речи. Понимание и употребление в речи предложений с однородными членами и обобщающими словами, сложных предложений с придаточными причины и цели.

Коллективное составление рассказа (сочинения) повествовательного характера о труде, играх, об учебе, увлечениях детей и т. п. на основе готового плана (в форме вопросов, повествовательных предложений).

Введение в рассказы элементов описания.

Выражение связи между частями текста и предложениями в каждой части текста с помощью слов вдруг, потом, однажды, вокруг и т. п., местоимений, союзов и др.

Понятие об изложении. Изложение под руководством учителя текста по вопросам.

Устное и письменное составление текстов приглашения, поздравления.

Примерный перечень тем:

Быстро лето пролетело.

Настали дни осенние.

На земле, в небесах и на море (о видах транспорта, о транспортных профессиях и т.д.).

Что такое хорошо (о добром отношении к людям, о вежливости и т. д.).

Я люблю зиму.

О разных странах на Земле.

Своими руками (о занятиях в кружках).

Весна идет.

Милая мама моя.

Мы читаем (о круге детского чтения; о том, как пользуются библиотекой).

Что такое? Кто такой?

Впереди лето.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.


1.Зикеев А.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса спец. (корр.) образ. учреждений II вида /А.Г.Зикеев. - в 2 ч. М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС.-Ч.1,2. Развитие речи. Грамматика (специальная (коррекционная) образовательная школа II вида).

Приложение

Речевой материал по развитию речи для III класса

Фразы

1. Какой сейчас урок?

2. Прежде чем отвечать, подумай.

3. Все выполнили работу правильно, только ты ошибся.

4. У Вани (….) только одна ошибка.

5. У … сочинение лучше, чем у всех остальных.

6. Доска отсвечивает, можно мне пересесть?

7. Я ничего не понял.

8. Скажи ребятам, чтобы закрыли тетради.

9. Почему ты получил тройку?

10. Ты стараешься?

11. Наверное, я получу пятёрку, потому что я старался.

12. Нурлан не успеет закончить работу. Наверное, ему нужна помощь.

13. Я совсем не понимаю, что ты говоришь.

14. Я не понял, как выполнять задание.

15. Кто из ребят хочет рассказать о зиме, прежде чем мы будем писать рассказ.

16. Если ты будешь плохо себя вести, не успеешь выполнить задание.


Термины.

- устный рассказ, письменный рассказ, рассказ по картинке, рассказ по иллюстрации,

- вопросы и ответы

- диалог

- изложение

- сочинение.