Программа по развитию слухового восприятия в 8 классе
№ | Содержание | Требования к достижениям учащихся |
І | Неделя | Воспринимает и распознает речь с учетом речевого контекста, восстанавливает предложения по отдельным словам. |
1 | Текст «В осеннем лесу» |
2 | Фразы по теме «Летние каникулы» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
II | Неделя | Понимает связный текст, предъявленный в устной форме, ведет беседу по тексту. Описывает жизнь лесных жителей в осенний период. |
1 | Текст «Палый лист» |
2 | Фразы по теме «Вот и осень пришла» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
III | Неделя | Ведет диалог по теме «Мой родной город». Свободно владеет навыками описания явлений живой природы. |
1 | Текст «Длинноухий попутчик» |
2 | Фразы по теме «Мой родной город» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
IV | Неделя | Владеет коммуникативными навыками общения по теме профессии. Включает элементы описания цветовой гаммы осеннего леса. |
1 | Текст «На озере» |
2 | Фразы по теме «Профессии» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
V | Неделя | Ведет диалог с учетом законов и правил общения. Владеет знаниями признаков осени. |
1 | Текст «Свет осени» |
2 | Фразы по теме «Аптека» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
VI | Неделя | Владеет навыками общения с окружающими сверстниками. Составляет диалог по теме: «Школьная библиотека» |
1 | Текст «Крылатый друг» |
2 | Фразы по теме «Школьная библиотека» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
VII | Неделя | Владеет навыком пользоваться голосом нормальной высоты, по необходимости меняет громкость говорения. Владеет знаниями признаков поздней осени. |
1 | Текст «Редкая гостья» |
2 | Фразы по теме «Поздняя осень» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
VIII | Неделя | Различает слуховые или слухо-зрительные образы знакомого речевого материала. Составляет диалог по теме «Биография». |
1 | Текст «Кто хозяин» |
2 | Фразы по теме «Биография» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
IX | Неделя | Максимально использует остатки слуха для развития речи, воспринимает речь на слух. Владеет навыками самоконтроля произношения. |
1 | Текст «Больная Малышка» |
2 | Фразы по теме «Поведение за столом» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
X | Неделя | Воспринимает на слух фактическое содержание текста. Понимает причинно-следственные связи природных явлений. Использует знания об Украине как независимом государстве. |
1 | Текст «Муравьиная печка» |
2 | Фразы по теме «Украина – суверенное государство» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
XI | Неделя | Создает устное сочинение-рассказ, описывая важные, для раскрытия темы и основной мысли, жизненные ситуации. |
1 | Текст «Снегирь» |
2 | Фразы по теме «Береги книги» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
XII | Неделя | Воспринимает на слух или слухо-зрительно незнакомый текст и понимает с одного прослушивания его фактическое содержание. |
1 | Текст «Белка» |
2 | Фразы по теме «Зима пришла» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
XIII | Неделя | Воспринимает речь учителя и учащихся класса на резервном расстоянии. Владеет навыками правил хорошего поведения. |
1 | Текст «Вкус яблока» |
2 | Фразы по теме «Поговорим о вежливости» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
XIV | Неделя | Правильно строит, распространяет и употребляет в речи словосочетания из текста. Самостоятельно контролирует звукопроизношение. |
1 | Текст «Елка» |
2 | Фразы по теме «Зимние праздники» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
XV | Неделя | Владеет навыками описания предметов. Пользуется правилами орфоэпии. |
1 | Текст «Синичка» |
2 | Фразы по теме «Знаешь ли ты?» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
XVI | Неделя | Воспринимает с помощью индивидуального слухового аппарата и на голое ухо текст и фразы. |
1 | Текст «Мастера и начинающие» |
2 | Фразы по теме «Киев – столица Украины» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
XVII | Неделя | Формирует вопросы по содержанию текста. Подробно пересказывает текст, сохраняя авторские средства выразительности. |
1 | Текст «Береза всегда хороша» |
2 | Фразы по теме «Флаг, герб, гимн» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
XVIII | Неделя | Дает ответы на знакомые вопросы, владеет основными правилами орфоэпии. Ориентируется на знакомые слова, словосочетания для осознания содержания текста. |
1 | Текст «Спор деревьев» |
2 | Фразы по теме «Символы – растения Украины» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
XIX | Неделя | Владеет навыками самоконтроля произношения, следит за речью своих товарищей, используя остатки слуха. |
1 | Текст «Медвежья школа» |
2 | Фразы по теме «Украинский рушник» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
XX | Неделя | Владеет умениями строить предложения логически правильно и синтаксически грамотно. Раскрывает причинно-следственные связи, взаимоотношений человека с животным миром. |
1 | Текст «Лесные музыканты» |
2 | Фразы по теме «Вы пассажир» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
XXI | Неделя | Использует индивидуальный слуховой аппарат для развития слухового восприятия. |
1 | Текст «Март» |
2 | Фразы по теме «Ах, весна, ах, красна!» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
XXII | Неделя | Знает словарь по изученной теме. Умеет строить вопросы. Понимает содержание вопроса собеседника, дает на него короткий и развернутый ответ. |
1 | Текст «Воробей и скворец» |
2 | Фразы по теме «На вокзале» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
XXIII | Неделя | Поддерживает диалог с учителем, одноклассниками; придерживается правил культуры общения во время диалога. |
1 | Текст «Журавли» |
2 | Фразы по теме «Моральный идел» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
XXIV | Неделя | Воспринимает речь учителя и учащихся на резервном расстоянии. Реконструирует деформированный текст, записывая предложение в правильной последовательности. |
1 | Текст «Бобренок» |
2 | Фразы по теме «Наблюдаем природу» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
XXV | Неделя | Владеет навыками понимания связного текста, предъявленного в устной форме. Использует знакомые слова и синтаксические конструкции для построения собственных высказываний |
1 | Текст «Погоня» |
2 | Фразы по теме «Пасха на Украине» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
XXVI | Неделя | Воспринимает и распознает речь с учетом речевого контекста. Восстанавливает предложение по отдельным словам. |
1 | Текст «Одуванчики» |
2 | Фразы по теме «Народные приметы» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
XXVII | Неделя | Понимает связный текст, предъявленный в устной форме, ведет беседу по тексту. Максимально использует остатки слуха для развития речи. |
1 | Текст «Лакомка» |
2 | Фразы по теме «Что в Украине самое-самое» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
XXVIII | Неделя | Воспринимает с помощью индивидуального слухового аппарата и на голое ухо тексты и фразы. |
1 | Текст «Подружились» |
2 | Фразы по теме «Хлеб – всему голова» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
XXIX | Неделя | Владеет навыками самоконтроля произношения, следит за речью своих товарищей, используя остатки слуха. |
1 | Текст «Летом» |
2 | Фразы по теме «Птицы-обереги» |
3 | Фразы учебного характера |
4 | Математический материал |
I НЕДЕЛЯ
І. Текст ««В осеннем лесу».
Хорошо было в лесу в этот ранний час. Тихо шелестели высоченные осины. С круглых листьев изредка падали на землю крупные капли росы.
Березы еще густо зеленели, но на мху и траве уже лежали первые осыпавшиеся листочки. Пахло сырой землей и прелыми листьями.
Отец и Шурка пошли в лес собирать грибы. Шурка подбирал мохнатые волнушки и молодые подберезовики. Из вороха травы выглядывали сыроежки всех цветов. Но белые, не попадались, и отец свернул в сторону. Они пересекли болото с осокой, ольхами, высоким мхом.
И вдруг, словно дверь распахнулась, - они с отцом вошли в редкий березняк. Тут они нашли много белых грибов.
Вопросы:
Как называется текст?
О чем говорится в тексте?
Продолжи предложение: И вдруг, словно дверь распахнулась….
Ты любишь собирать грибы?
Повтори слова: волнушки, подберезовики, сыроежки, белый гриб.
ІІ. Фразы по теме: «Летние каникулы».
1. Прошло лето, начался новый учебный год.
2. С кем ты разговаривал летом устно?
3. Ты пользовался летом слуховым аппаратом?
4. С кем ты переписывался?
5. Расскажи, как ты отдыхал летом.
6. Какое было лето?
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. Что такое грамматическая основа предложения?
2. Что такое эпитеты?
3. Австралия – наименьший и самый сухой материк мира.
IV. Математический материал.
Повтори: Если перед скобками стоит знак плюс (+), то выражение в скобках переписываем без изменения, с такими же знаками в скобках.
II НЕДЕЛЯ
І. Текст: «Палый лист».
С каждым днем слышней и слышней в осеннем лесу горьковатый запах палого листа.
Все лето работали листья. Они кормили дерево, добывали ему питание из воздуха. А теперь они стали ненужными.
Зеленое лето окончилось. У деревьев наступает пора зимнего покоя.
И вот лист, который шумел в поднебесье, который там, на вершине, первым в лесу встречал восходящее солнце, теперь лежит на земле.
Но и этот палый, сброшенный деревом лист еще долго будет служить лесным жителям.
Еж устроит из него зимнее гнездо, укроется в нем от холода. Ворох сухих листьев потащит к себе в нору барсук.
Не пропадет даром и лист, который остался лежать под деревьями. Лесная подстилка будет беречь в земле влагу. Она не позволит разрастись траве и заглушить всходы лесных семян.
Источенный ветром и каплями дождя лист истлеет, удобрит землю. Палый лист превратится в питательные соки земли. Он будет кормить молодые деревца, на ветвях которых зашумят другие новые листья.
Вопросы:
Как можно назвать этот текст?
Что устроит еж из сброшенного листа?
Продолжи предложение: У деревьев наступает….
Почему лист истлеет?
Словарь: горьковатый запах, палый лист, поднебесье, истлеет.
ІІ. Фразы по теме: «Вот и осень подошла».
1. Вот и осень подошла, дышит стужей воздух.
2. Кончилась летняя пора, жаль.
3. Закружились в воздухе желтые, красные листья.
4. Не слышно в саду звонких песен птиц.
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. Сколько грамматических основ в простом предложении?
2. О чем исторические песни?
3. Мэтью Флиндерс предложил назвать материк Австралией.
IV. Математический материал.
Повтори: Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, окружность.
III НЕДЕЛЯ
І. Текст: « Длинноухий попутчик».
Это было в сентябре. По воздуху лениво плыли узловатые нити паутины. Я шел по дороге, которая вилась среди густой озими. Над озимью кружились ястребы.
Один из ястребов вдруг ринулся на груду сорняка. Оттуда молнией вылетел русак. Как шар, покатился он по озими. Ястреб погнался за зверьком. Казалось, что зайцу несдобровать. Но, когда ястреб очутился над ним, русак быстро перевернулся на спину и хлестнул хищника задними лапами. Ястреб взмыл ввысь.
Я наблюдал за поединком. Вдруг заяц неожиданно покатился на меня и присел. Я двинулся по дороге, за мной последовал заяц. Я остановился, остановился и заяц. Так и шли мы с длинноухим попутчиком, а ястреб нас сопровождал.
Когда до леса оставалось шагов двадцать, заяц пустился наутек. Верный обед ускользнул у ястреба из-под носа.
Вопросы:
Озаглавьте текст.
О чем говорится в тексте?
Продолжи предложение: Вдруг заяц неожиданно покатился….
Словарь: узловатая, паутина, ястреб, неожиданно, ввысь.
ІІ. Фразы по теме: «Мой родной город».
1. Какой праздник отмечается в Мариуполе в сентябре?
2. На берегу какого моря расположен город?
3. В городе есть много парков и скверов.
4. Есть ли порт в городе Мариуполь?
5. Сколько лет со дня основания Мариуполя?
6. Назови крупные промышленные предприятия в нашем городе.
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. Сколько грамматических основ в сложном предложении?
2. О чем лирические песни?
3. Назови полезные ископаемые Австралии? (каменный уголь, нефть, газ, бокситы).
IV. Математический материал.
Повтори: Геометрия – это наука о свойствах геометрических фигур.
IV НЕДЕЛЯ
I. Текст: « На озере».
Была уже осень, но погода стояла тихая, теплая. Ребята мечтали, чтобы она дотянула до воскресенья. И вот в субботу, вернувшись из школы и собрав все, что нужно для рыбной ловли, друзья отправились на озеро.
Петя уселся недалеко от шалаша, под ольховым кустом, и закинул удочки.
Как хорошо было кругом! Озеро, где ребята собирались рыбачить, было неширокое. По краям оно все поросло тростником, а с берега в воду свешивались ветви ольховых кустов.
На противоположном берегу к самому озеру подходил невысокий холм, весь поросший молодым осинником. Теперь, поздней осенью, осинки уже облетели. Тростник поблек. Само озеро казалось ярко-синим и так красиво выделялось среди увядшей растительности.
Солнце садилось. Его лучи мягко освещали голый лесок, рыжеватый тростник и спокойную воду озера.
Рыба на закате брала хорошо. Петя наловил полное ведерко окуней и плотвы. Коля терпеливо сидел возле другого куста и частенько потаскивал из воды то окунька, то плотвичку.
Вопросы:
Озаглавьте текст.
О чем говорится в тексте?
Продолжи предложение: Озеро, где ребята….
Повтори с выражением: Как хорошо было кругом!
Определите вид предложения: Как хорошо было кругом
Словарь: осинник, ольховые кусты, окуни, плотва, поблек.
ІІ. Фразы по теме: «Профессии».
1. Какие профессии вы знаете?
2. Какая профессия тебе нравится?
3. Кем ты хочешь быть?
4. Какие мастерские есть в нашей школе?
5. Какие профессии у ваших родителей?
6. Повтори пословицу: «Землю красит солнце, а человека – труд».
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. Назови служебные части речи.
2. Кто автор трагедии «Ромео и Джульетта»?
IV. Математический материал.
Повтори: Если перед скобками стоит знак минус, то выражение в скобках записываем с изменениями знаков в скобках.
V НЕДЕЛЯ
І. Текст: «Свет осени».
Только осенью можно оценить красоту таких деревьев, как ясень, осина, рябина и клен.
Высокая большая рябина вся в красных бусах, а маленькая рябинка- это живая лесная сказка. Села в высокую траву жар-птица и распустила свой огненный хвост.
Ясень не такой яркий, как рябина. У его листьев спокойный желтый цвет. Осенью веришь, что название «ясень» происходит от слова «ясный».
Но королева осеннего леса - это осина. Летом на простушку осину не обращают внимания. Листья у нее невзрачные, ствол серенький. Но осенью осина превращается в красавицу. Листья осины могут быть желтыми, малиновыми, пурпурными, огненными, багряно-лиловыми, почти черными.
Лучше всего любоваться осенними деревьями на закате, когда солнце уже спряталось за лес. А лес все еще сверкает, как золотой остров. Кажется, что от макушек деревьев идет свет.
Вопросы:
Как называется текст?
О чем говорится в тексте?
Назовите из текста несколько прилагательных.
Продолжи предложение: Но королева осеннего леса - это….
Повтори: ясень, осина, рябина, клен, превращается.
ІІ. Фразы по теме «Аптека».
1. Где можно купить лекарство?
2. Где находится ближайшая аптека?
3. Ведение диалога:
- Ты заболел и тебе необходимо лекарство. Как ты обратишься к аптекарю?
- Пожалуйста, мне необходимо…
- Когда будет готово лекарство?
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. Какие ты знаешь предлоги? (производные, непроизводные).
2. Чем закончилось произведение «Ромео и Джульетта»?
3. Австралия – самый низкий континент на Земле.
IV. Математический материал.
Повтори: Основными геометрическими фигурами на плоскости являются точка и прямая.
VI НЕДЕЛЯ
І. Текст: «Крылатый друг».
Случилось это поздней осенью. Лебедь Васька к этому времени вырос и превратился в большую сильную птицу. Он по-прежнему хорошо знал Никиту Ивановича, и когда служитель его выпускал, всюду ходил за ним.
Однажды, когда они шли по дорожке зоопарка, Никита Иванович вдруг увидел бегущего ему навстречу годовалого медвежонка. Этот медвежонок был ручной. Его привели в зоопарк, но он испугался необычной обстановки, вырвался из рук хозяина и убежал.
Никита Иванович хотел его задержать, но перепуганный медвежонок взревел и хотел броситься на человека, но тут перед ним появился лебедь. Всей грудью налетела птица на зверя. Медвежонок растерялся, а лебедь осыпал его градом ударов. В это время подошел хозяин, взял медвежонка на цепь и ушел.
После этого случая Никита Иванович еще больше полюбил своего крылатого друга. Такой же любовью платил своему воспитателю Васька.
Вопросы:
Кто был Никита Иванович?
Как вступился за своего друга лебедь?
Какие имена собственные встречаются в тексте?
IІ. Фразы по теме «Школьная библиотека».
1. В нашей школе есть библиотека.
2. Есть ли в нашей библиотеке читальный зал?
3. Что делают в читальном зале?
4. Ты получил новые учебники?
5. Как за ними ухаживать?
6. О чем ты любишь читать?
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. Как пишется частица не с глаголами?
2. Кто автор произведения « Дон Кихот»?
3. Самый крупный остров Южной Америки – Огненная Земля.
IV. Математический материал.
Повтори: уравнение – это равенство, содержащие неизвестные числа, обозначенные буквами.
VII НЕДЕЛЯ
І. Текст: «Редкая гостья».
В поисках пищи белка добралась до поляны. На краю ее стоял домик - лесная сторожка.
Белка заметила, что около домика хлопочет целая стайка птиц. Она осторожно перепрыгнула на ветку пониже и добралась до птичьей кормушки. Потом ловко вскочила на дощечку, огляделась и принялась за еду.
Все было очень вкусно. Белка сидела на задних лапах, а передними брала то корочку хлеба, то подсолнух, то ягоды. Она так занялась едой, что не заметила, как дверь сторожки тихонько отворилась, и из нее выглянули удивленные лица ребят. Дети смотрели затаив дыхание на редкую гостью в птичьей кормушке.
Белочка наелась, перепрыгнула на верхний сучок и быстро исчезла в ветвях. Еда в птичьей кормушке ей очень понравилась.
С этого дня белочка на всю зиму осталась жить возле сторожки.
Вопросы:
В какое время года происходит действие в рассказе?
Откуда видно, что белочка была очень голодная?
Почему так удивились дети?
Как сказано о белочке?
Почему белочка осталась возле сторожки на всю зиму?
ІІ. Фразы по теме: «Поздняя осень».
1. В ноябре наступает поздняя осень.
2. Небо становится пасмурным.
3. Часто идет холодный осенний дождь.
4. Земля становится мокрой и чернеет.
5. Качаются от сильных ветров голые деревья.
6. Последние перелетные птицы улетают на юг.
7. За осенью идет зима.
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. Что такое разбор слова?
2. С кем сражался рыцарь Дон Кихот?
3. Часть Света Америка была открыта Х. Колумбом в 1492 году.
IV. Математический материал.
Реши уравнение: 25 . х = 125
VIII НЕДЕЛЯ
І. Текст: «Кто хозяин».
Большую черную собаку звали Жук. Два мальчика Коля и Ваня подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.
Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили. «Собака моя, я первый увидел и подобрал Жука», - говорил Коля. «Нет, моя, я перевязывал ей лапу и таскал для нее вкусные кусочки», - сердился Ваня. Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.
Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу: «Спасайся!». Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку.
На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок. «Чья собака?» - сердито закричал он. «Моя»,- сказал Коля. Ваня молчал.
Вопросы:
Из-за чего ссорились мальчики?
Как вы закончите рассказ?
Кто из мальчиков оказался настоящим хозяином собаки? Почему?
ІІ. Фразы по теме: «Биография».
1. Где ты родился?
2. В каком году ты родился?
3. Кто твои родители?
4. Сколько тебе лет?
5. В каком году ты поступил в школу?
6. В каком классе ты обучаешься?
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. Кто написал повесть «Капитанская дочь»?
2. Южная Америка самый влажный материк на Земле.
IV. Математический материал.
Повтори: Неизвестные числа в уравнении называются переменными.
IX НЕДЕЛЯ
І. Текст: «Больная Малышка».
В зоопарке заболела огромная моржиха Малышка. С утра она вылезла на берег, тяжело дышала и совершенно отказывалась от корма. Дежурный врач определил, что температура у нее повышена.
Но справиться с полутонной Малышкой, тщательно ее осмотреть он не мог. Пришлось вызвать ветеринарную «Скорую помощь».
Срочно соорудили специальное устройство. С его помощью моржиху плотно придавили к земле и зажали с боков. Теперь удалось найти больное место. Это был зуб.
Врачи принесли набор щипцов, кусачек, клещей, ножей и хирургические инструменты. Попытались вытащить больной зуб. Но одному врачу это оказалось не под силу. Пробовали вдвоем - опять безрезультатно.
Решили тогда сначала изучить строение черепа моржа. И оказалось, что корень этого зуба устроен так, что выдернуть его из челюсти невозможно. К основанию он не сужается, а наоборот, расширяется и образует клин.
Тут помогла хирургия. Сделали глубокий надрез на голове моржихи, через который прочистили зуб. Малышка ожила.
Вопросы:
О ком этот текст?
Продолжите предложение: В зоопарке внезапно заболела….
Что болело у моржихи?
Ты видел моржа в зоопарке?
Словарь: внезапно, моржиха, полутонная, Малышка, хирургия.
ІІ. Фразы по теме: «Поведение за столом».
1. Сидя за столом нельзя мешать другим, неприлично класть локти на стол, некрасиво садиться в шапке за стол.
2. Вилкой, держа ее в левой руке, и ножом едят мясо или рыбу.
3. Суп едят ложкой, держа ее в правой руке. (При этом левая рука лежит на столе, а не на колене).
4. При приеме пищи нельзя разговаривать громко.
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. Назови основных героев повести «Капитанская дочь».
2. Самая полноводная и самая большая на планете по площади бассейна река - Амазонка.
IV. Математический материал.
1. Что означает «решить уравнение»?
2. Число, которое удовлетворяет уравнению, называется его корнем или решением.
X НЕДЕЛЯ
І. Текст: «Муравьиная печка».
Еще в детстве меня занимал вопрос: как муравьи живут? Меня интересовал большущий муравьиный дом. Сколько в нем дверей, сколько окошек? Есть ли у муравьев печка?
И оказалось, что есть и печка. Очень чудная: без дыма и огня. Печка эта корнями в землю уходит, ветвями в небе шумит. Эта печка, как объяснил мне один старый лесник,- ствол дерева, к которому муравейник прикреплен.
Люди по-разному отапливают свои дома: кто дровами, а у кого трубы в комнате согреваются паром.
В лесу одно отопление – солнечное. Нагрело солнце ствол дерева, и пошло тепло от ствола по всем этажам муравьиного дома.
Самая теплая сторона ствола - южная. Южную сторону сильней всего накаливает солнце. Вот к ней-то и пристраивают муравьи свое жилище. Их дом всегда смотрит на юг.
Кто это знает, тот не заблудится в лесу. Муравьиная печка всегда укажет ему, в каком направлении идти. И не было случая, чтобы муравьиная печка кого-нибудь обманула.
Вопросы:
Как можно назвать этот текст?
Какой вопрос интересовал автора?
Почему муравьи строят муравейник на южной стороне дерева?
Продолжи предложение: Самая теплая сторона….
Словарь: пристраивают, по-разному, кого-нибудь.
ІІ. Фразы по теме: «Украина – суверенное государство».
1. Как называется наша Родина?
2. Украина – самое большое государство Европы.
3. Конституция Украины – Основной закон.
4. Назовите, пожалуйста, Президента Украины.
5. Верховная Рада – единственный законодательный орган Украины.
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. В Бразилии украинская диаспора - 500 тысяч человек.
2. Какое произведение вы изучаете на уроках украинской литературы?
IV. Математический материал.
Повтори: Через любые две точки можно провести прямую, только одну.
XI НЕДЕЛЯ
І. Текст: «Снегирь».
Еще нарядней становится зимняя природа, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы снегири.
Снегирь - пухленькая красногрудая птичка с голубовато- серой спинкой, черной головой. Летает снегирь легко и красиво. Снегири обычно держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка. Изредка она передвигается, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно.
Снегирь питается почками растений, семенами деревьев и кустарников. Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Вот к клюву прилипло несколько семян рябины. Во время чистки клюва они падают на землю. Весной они прорастут.
С приближением темноты вся стайка улетает на кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках.
Снегири украшают нашу зимнюю природу своим ярким оперением и мелодичным посвистыванием.
Вопросы:
Когда зимняя природа становится еще наряднее?
Каков внешний вид снегиря?
Как держатся они во время морозов?
Чем питаются? Где ночуют?
Как снегири украшают нашу зимнюю природу?
ІІ. Фразы по теме: «Береги книги».
1. С книгой нужно обращаться бережно и аккуратно, потому что над ней трудилось много людей.
2. Книгу нужно завернуть в бумагу, чтобы не пачкать обложку.
3. Нельзя рисовать или писать на книге.
4. Нельзя читать книгу во время еды. Почему?
ІІІ.Фразы учебного характера.
1. Что означает название страны Аргентина? (В переводе – серебряная).
2. Какую тему вы изучали на уроке биологии?
IV. Математический материал.
Реши уравнение: 31 – 3х = 19
XII НЕДЕЛЯ
І. Текст: «Белка».
Белка – непоседа. Это один из самых подвижных зверьков наших лесов. Она, точно кошечка, умывается, потом внимательно смотрит черными бусинками глаз кругом, недовольно цокает при виде постороннего в лесу и делает стремительный прыжок, распустив свой пушистый хвост, на соседнее дерево.
Белка – грызун, обитающий преимущественно в хвойных, чаще в еловых лесах. Но эти грациозные зверьки живут и в других местах, рядом с человеком. Они подружились с людьми, берут корм из рук, предпочитая орехи и сладкое.
Но даже в урожайные годы белкам хватает корма только до половины зимы, и поэтому этих красивых, живых и привлекательных зверьков надо подкармливать.
Вопросы:
О ком рассказывается в тексте?
Как автор описывает белку?
К чему призывает автор рассказа?
ІІ. Фразы по теме: «Зима пришла».
1. Декабрь год кончает, а зиму начинает.
2. Какая зима в этом году у нас?
3. Много ли выпало снега?
4. Часто ли бывает гололед?
5. Что происходит зимой с рекой, озером, морем?
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. В джунглях Амазонки водятся самые крупные в мире муравьи, длина тела которых достигает 7 сантиметров.
2. Что интересного вы узнали на уроке физики?
IV. Математический материал.
Начерти квадрат со стороной 5 сантиметров.
XIII НЕДЕЛЯ
І. Текст: «Вкус яблока».
Держу в руках крупное антоновское яблоко. Как оно красиво! Само зеленое с розово – красным оттенком. А какой запах, какой вкус! Сочное, будто только что с дерева. А за окном не переставая, идет снег. Гляжу на яблоко и представляю яблоню. Вся в снегу, дремлет. Холодно ей стоять на лютом ветру. А ведь совсем недавно, в августе, ее ветви гнулись под тяжестью крупных плодов.
Яблоня – мать давала своим плодам сок, румянила их на солнце. И теперь у меня на столе целые кладовые витаминов, здоровья.
Представляю, как снова наступит весна, и наша яблонька снова будет цвести. А затем вместо цветов на ветках появятся сочные румяные плоды.
Вопросы:
Как описано яблоко?
Что происходит с яблоней зимой?
Как автор представляет яблоньку весной, летом?
ІІ. Фразы по теме «Поговорим о вежливости».
1. Какие вежливые слова вы знаете?
2. Что нужно сказать, если встретишь знакомого днем?
3. Что ты говоришь, когда прощаешься?
4. Как ты думаешь, можно ли опаздывать к началу урока?
5. Какие вежливые слова говорят люди друг другу вечером?
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. На территории Южной Америки расположены 12 независимых государств.
2. К какому классу относятся жабы, лягушки, тритоны?
IV. Математический материал.
Деление мер измерений: 1 м 20 см : 6 =
1 м 50 см : 5 =
XIV НЕДЕЛЯ
І. Текст «Елка».
Таня глаз не могла отвести от елки. Сколько на ней разных игрушек! Тут и рыбки, и слоники, и звезды, и снегурочки…
А какие шары – они словно светятся своим светом – желтые, красные, зеленые. А бусы переплелись на зеленых ветках, словно радужные пузырьки, и каждая бусинка сияет и светится. А какая звезда горит на верхушке! Словно красный огонек, у которого пять лучиков. А над елкой, под самым потолком настоящее чудо: там летает по кругу серебряный спутник с четырьмя серебряными усиками и попискивает, подает сигналы!
Ребята пели, плясали, читали стихи. Таня тоже выступала. Она читала стихи о новогодней елке.
Вопросы:
Как описана школьная елка в рассказе?
Какие игрушки есть на елке?
Какое участие принимали дети в новогоднем празднике?
Словарь: ветви ели густы, пушистые, лохматые, колючие; на елке рыбки, слоники, снегурочки, бусинки.
ІІ. Фразы по теме: «Зимние праздники».
1. Какие ты знаешь зимние праздники?
2. Что означает слово «Рождество»?
3. Как отмечают Рождество в твоей семье?
4. Перед Рождеством на Святвечер, 6 января, на столе должно быть 12 постных блюд.
5. Как ты провел зимние каникулы?
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. В 1839 году Лермонтов написал поэму «Мцыри».
2. Мцыри – это человек, который готовился стать монахом.
IV. Математический материал.
Повтори: Одночлен, многочлен.
XV НЕДЕЛЯ
І. Текст «Синичка».
Один раз утром, выбежав из дому, чтобы отнести птичкам корм, я вдруг увидел, что у забора темнеет какой-то комочек перьев. Я подошел. Прямо на снегу лежала синичка. Она не двигалась. Глаза у нее были закрыты.
Я взял птичку в пригоршни и старался согреть ее своим дыханием. «Неужели птичка замерзла?» - подумал я. Мы с мамой положили синичку в клетку, а клетку поставили ближе к печке. И вдруг птичка быстро проснулась. Она открыла глазки, встрепенулась, вскочила на ножки и громко-громко зачирикала. Потом она начала отряхиваться, прихорашиваться, поправлять перышки.
Я осторожно поставил ей в клетку чашечку с зерном и блюдце воды. Синичка наелась, попила из блюдечка воды и стала скакать с жердочки на жердочку.
Я поставил клетку на окно в спальне. Синичка прожила у нас всю зиму.
Вопросы:
Что случилось с синичкой?
Опиши состояние синички.
Как мальчик помог птичке?
Дополни предложение: Прямо на снегу лежала…
Словарь: Вскочила на ножки, встрепенулась, громко-громко зачирикала.
ІІ. Фразы по теме: «Знаешь ли ты?»
1. Что птицам страшнее: голод или холод зимой?
2. Почему надо подкармливать птиц зимой?
3. В какую погоду – морозную или оттепель – лепятся лучше снежки, снежная баба?
4. Отгадай загадку: Морозов не боится, живет вблизи людей зимующая птица – бесстрашный …
5. Какой праздник отмечают 19 января?
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. Повтори: тепловая энергия.
2. Топливо твердое – уголь, торф, дрова, горючие сланцы.
3. Жидкое топливо – бензин.
IV. Математический материал.
1. Что называется многочленом?
2. Как найти сумму многочленов?
XVI НЕДЕЛЯ
І. Текст «Мастера и начинающие».
Сосны… Медные, прямые. Теплый свет разливается от них по лесу. Двигаться не хочется. Хочется подойти к ним и положить ладони на кору и слушать, о чем говорят деревья между собой. Глаз не отвести от красавиц. Ни на одном стволе нет ни единого сучка.
Тут я опускаю голову и вижу: маленькую сосенку. Иголочки на ней нежно-зеленые, стволик тонкий. Еще один снегопад и укроет ее. И стоит она рядом с могучей красавицей сосной. Крохотулька и великан. «Расти, расти, расти!» - шепчет она веточками, встречая каждый новый день. Только так. Нужно расти, чтобы стать стройной, высокой красавицей.
Вопросы:
Как автор описывает сосновый лес?
С чем сравнивает сосну и сосенку?
Подберите прилагательные к существительному сосны.
Выберите из текста предложение, где автор описывает маленькую сосенку.
ІІ. Фразы по теме: «Киев – столица Украины».
1. Как называется главный город нашей Родины?
2. Назови имена братьев, которые основали Киев? (Кий, Щек, Хорив).
3. Как звали их сестру? (Лыбидь).
4. Какими были древние жители Киева? (Поляне).
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. К какому классу относятся рептилии?
2. Назовите природные зоны Северной Америки?
IV. Математический материал.
1. Как найти разность многочленов?
2. Начерти треугольник.
XVII НЕДЕЛЯ
І. Текст «Береза всегда хороша».
В поле стоит береза. Она точно живая. Вся трепещет на ветру зелеными листочками.
Березовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь по березовому солнечному лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь, как ветер сдувает желтую пыльцу с сережек, послушаешь, как поешь скворец, и станет тебе легко и радостно.
Зимой, как покажется над лесом солнце, березка заблестит, загорится на морозе серебром.
Зимним утром прилетают на березу тетерева и клюют бурые сережки. Лиса подкрадывается к тетеревам по чистому полю. Тетерева видят ее издалека. Дождутся, когда лиса убежит ни с чем, и падают с березы на снег, проламывая ледяную корочку и, сытые, греются в снегу.
И зимой и летом хороша береза. Недаром про нее сложили столько песен и называют ее ласково – березонька.
Вопросы:
Как описана роща весной?
Как меняется береза зимой?
Чем питаются тетерева зимой?
Опишите, пожалуйста, как ведут себя птицы с лисой?
Подберите из текста прилагательные к существительным: листочки, роща, лес.
ІІ. Фразы по теме «Флаг, герб, гимн».
1. Национальный флаг Украины – это сине-желтый флаг.
2. Национальный герб Украины – это трезубец.
3. Национальный гимн Украины – это торжественная песня «Ще не вмерла Україна».
4. Кто автор слов гимна? (поет П. Чубинский).
5. Кто написал музыку к гимну? (композитор М. Вербицкий).
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. Назовите главных действующих лиц комедии «Ревизор».
2. Крестьянство – самый многочисленный слой населения в средние века.
IV. Математический материал.
Повтори: Биссектриса, медиана, высота.
XVIII НЕДЕЛЯ
І. Текст «Спор деревьев».
Заспорили деревья между собой: кто из них лучше? Вот дуб говорит: «Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко в землю ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится, листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылеты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою».
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила: «Не хвастай много дубище, что ты велик и толст; зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху, а мое то румяное яблочко и на царском столе бывает».
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает: «Погодите, говорит, хвалиться: вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне останутся все же мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю».
Вопросы:
Почему дуб считает, что он самое нужное дерево?
Как описывает себя яблонька?
Чем хороша сосна?
Дополни предложение: Листья у меня …, а сучья будто из железа вылеты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед…
ІІ. Фразы по теме: «Символы - растения Украины».
1. Назовите символы – растения Украины. (Верба, калина).
2. Повтори пословицу: Без верби і калини не має України.
3. Прочитай: Де срібліє вербиця, там здорова водиця.
4. Прочитай: А там верби схилилися, мов журяться вони.
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. Что такое логическое ударение?
2. Кто автор произведения «Ася».
IV. Математический материал.
Прочитай формулы: (а+в)2; (а-в)2.
XIX НЕДЕЛЯ
І. Текст «Медвежья школа».
В конце февраля – в начале марта медведицы приносят одного – двух, редко трех медвежат.
До середины марта медведицы кормит их, почти не выходя из берлоги и ничем не питаясь.
Вот приближается полярная весна. Солнышко поднимается в небе все выше, сильнее пригревает землю. Подрастают в берлоге медвежата.
В конце марта, когда окрепнут медвежата, медведица берет их с собой на прогулки. Настала пора обучения медвежьих малышей. Маленькие, большеголовые, белые зверята косолапо идут за матерью, тычась носом ей в ноги. Они быстро устают и начинают кричать. Медведица останавливается и ложится отдыхать. Научившись ходить, они идут к морю. Там медведица учит их охотится, плавать. Медведица сама в воде. Зорко следит она за своими малышами, куда они плывут.
Учит медведица по запаху определять опасность. Поведет медвежат в сильный ветер с берега к опасному месту. Если потянет запахом, зарычит и начнет подталкивать медвежат на запах. Медвежата поднимутся на задние лапы, потянут поглубже запах и заурчат, подражая матери.
Вопросы:
Когда медведица приносит медвежат?
Чему сначала учит она своих детей?
Как медвежата учатся определять опасность по запаху?
Дополни предложение: Зорко следит она за своими малышами, куда…
Словарь: в, марта, медвежата, конце, когда окрепнут, на прогулки, медведица.
ІI. Фразы по теме: «Украинский рушник».
1. Повтори пословицу: Дім без рушників, як сім’я без дітей.
2. Какой есть обычай на Украине, связанный с рушником?
3. По всей Украине распространен обычай – хлеб на столе накрывать рушником.
4. Повтори: Хай стелиться вам доля рушниками.
5. У вас дома есть рушники?
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. Поставь ударение в словах.
Договор, звонят, принял, начала, алфавит, квартал, красивее, простыня, кулинария, свекла, индустрия.
IV. Математический материал.
Повтори формулу: а2 – в2 = (а - в).(а + в).
XX НЕДЕЛЯ
І. Текст «Лесные музыканты».
Это было ранней весной. Лес еще не успел одеться.
Мы шли в лесу по тропинке. Вдруг послышались незнакомые и очень приятные звуки. Было похоже, что в глухом лесу собрались настоящие музыканты.
Прячась под деревьями, мы увидели много рыжеватых соек. Усевшись на ветках деревьев, сойки пели и щебетали. Раньше мы не знали, что крикливые сойки умеют красиво петь. Обычно их можно видеть на лесных дорогах и опушках. Увидит сойка собаку или человека и начинает издавать резкий, тревожный и неприятный крик. А тут поют!
Подкравшись тихонько, мы стали слушать музыку, любоваться веселыми, нарядными музыкантами.
Вопросы:
Какое время года описано в рассказе?
Каких птиц увидели на деревьях ребята?
Как автор рассказа описывает пение соек?
Повтори с интонацией: А тут поют!
Словарь: музыканты, сойки, рыжеватые, прячась, поют.
ІІ. Фразы по теме: «Вы пассажир».
1. Ожидая автобус, троллейбус не стойте на краю тротуару.
2. В транспорте лучше сидеть, но если приходится стоять – держись за поручень.
3. Не забывайте уступать место пожилым людям, родителям с маленьким ребенком на руках.
4. Не балуйся в салоне пассажирского транспорта.
ІІІ. Фразы учебного характера.
К данным существительным подбери прилагательные и согласуй их в роде.
Бандероль, вестибюль, мозоль, оттепель, рояль, туннель, хрусталь, шампунь, кофе, какао, кино.
IV. Математический материал.
Реши уравнение: 5х+2х=49
XXI НЕДЕЛЯ
І. Текст «Март».
С земли еще не сошел снег, но в природе слышен запах весны. Земля холодная, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо! Воздух прозрачен. Солнце светит ярко, и лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. Река уже проснулась, лед надулся и темнеет. Деревья голы, но уже живу, дышат.
Хорошо гонять голубей или на деревья и привязывать там скворечники.
Да, все хорошо в это счастливое время года.
Вопросы:
Назовите признаки ранней весны.
Как река изменилась с приходом весны?
Подбери из текста к слову лед глаголы.
Дополни предложение: Деревья голы, но уже…
Словарь: запах весны, грязь, хлюпает под ногами, приветливо, надулся.
ІІ. Фразы по теме: «Ах, весна, ах, красна».
1. Как в народе называют март? (Март-капельник).
2. Как называется март на украинском языке?
3. Как встречают весну по старинному обычаю? (21 марта по старинному обычаю пекут жаворонков – булочки с носиком, с изюминками на месте глаз).
4. Когда наступает день весеннего равноденствия?
5. Какие растения первыми расцветают весной?
ІІІ. Фразы учебного характера.
Как называются жители этих городов. (Мужчины и женщины).
Москва – Киев – Донецк –
Минск – Рига – Одесса –
IV. Математический материал.
Назови первый признак равенства треугольников.
XXII НЕДЕЛЯ
І. Текст «Воробей и скворец».
Март месяц. Тепло пригревает солнце. С юга вернулась семья скворцов к своему домику. Хотели в нем поселиться, а в домике сидел воробей. Несколько раз подлетал скворец, но нахальный воробей был начеку.
Наконец скворец видит, что никак не проникнуть в свой домик. Тогда он отлетел и уселся с подругой на ветку, сзади скворечника.
Долго сидели скворцы, все караулили. Воробей, видно, проголодался, не выдержал и вылетел из скворечника. А скворец с подругой тут как тут – нырнули в свой домик и стали там устраиваться. Через некоторое время прилетел воробей, но при входе встречен был ударами острого носика скворца. Подлетал он к скворечнику и раз, и два, но так и улетел ни с чем. Остались скворцы в своем скворечнике.
Вопросы:
Как автор рассказа описывает весеннюю погоду?
Кто поселился в скворечнике?
Как смогли скворцы попасть в свой домик?
Придумай предложение со словом скворцы.
Словарь: нахальный воробей, пригревает солнце, воробей проголодался.
ІІ. Фразы по теме: «На вокзале».
1. Сколько стоит билет до …?
2. Какой поезд идет до станции …?
3. Когда отправляется поезд …?
4. Когда прибывает поезд из …?
5. Сколько времени поезд находится в пути?
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. Разделите слова на слоги.
Азия, район, подъезд, армия, подоконник, шел, масса, жужжать.
IV. Математический материал.
1. Назовите меры длины.
2. Сколько метров в 10 км, в 8 км.?
XXIII НЕДЕЛЯ
І. Текст «Журавли».
Наступает весенняя пора. Каждый год возвращаются журавли из далеких теплых стран в родные места. Над морями и широкой степью, над светлыми реками и синими лесами летят они на свою родину.
Высоким камышом и сухой осокой затянулось болото. В самых недоступных местах устраивают гнезда эти птицы. Не пройдет по топкому болоту волк, не подкрадется осторожно рысь.
Шелестит на ветру сухой тростник. От кочки к кочке прыгают жучки. Ниже спускается вечернее солнце. Один за другим летят на ночевку журавли. Скоро ночь.
Вопросы:
Откуда возвращаются журавли на родину?
Почему журавли устраивают гнезда на болотах?
Дополни: …степью; … реками, … лесами, … камышом.
Словарь: шелестит на ветру, сухой тростник, от кочки к кочке.
ІІ. Фразы по теме: «Моральный идеал».
(Употребить понятия «можно», «нельзя», «нужно»).
1. Руководить своими эмоциями независимо от твоего характера.
2. Спокойно относится к своим товарищам, которые смеются над другими, употребляют алкоголь, курят.
3. Проявить свои лучшие человеческие качества, стать настоящим человеком, который уважает себя и своих товарищей.
4. Заботится о маме, папе, бабушке, дедушке, младших братьях и сестрах. Беречь родных!
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. Подберите антонимы.
широкий –
твердый –
старый –
скучный –
высокий –
тяжелый –
неряшливый –
IV. Математический материал.
Реши уравнение: 7х + 2х =36
XXIV НЕДЕЛЯ
І. Текст «Бобренок».
Весной снег быстро растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку.
Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше, и пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.
Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. Я замети его и вытащил из воды. Дома он долго чистился и сушился. Потом нашел веник за печкой, уселся на задние лапы, передними взял прутик от веника и стал грызть. Всю ночь я бродил по лесу с ружьем, а утром вернулся домой. По всему полу белые стружки валяются, а у стола ножка тонкая-тонкая. Бобренок ее со всех сторон подгрыз, а сам спрятался за печку.
За ночь вода спала. Посадил я бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.
Вопросы:
Что произошло весной с бобровой хаткой?
Кого спас охотник?
Как вел себя бобренок дома?
Какую картину увидел охотник, когда вернулся утром домой?
Словарь: бобренок, грызть, подгрыз, стружки.
ІІ. Фразы по теме: «Наблюдаем природу».
1. Где раньше начинает таять снег: в лесу или в городе? Почему?
2. Какой снег быстрее тает чистый или грязный?
3. Какие растения первыми расцветают весной?
4. Нет в марте воды – в апреле не будет травы.
5. Журавли прилетели – тепло принесли.
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. Иван Сергеевич Тургенев написал «Записки охотника», «Ася», «Дворянское гнездо», «Вешние воды».
2. Хто такий Максим Тадейович Рильський?
IV. Математический материал.
1. Что такое квадрат?
2. Начерти квадрат со стороной 3 см.
XXV НЕДЕЛЯ
І. Текст «Погоня».
В орешник повадились две белочки такие рыжие, шустренькие. Белки знали, что в этом саду их не обидят. Они привыкли к людям, которые ласково говорили им что-то и оставляли на скамейках около орешника горсточки орехов.
Однажды белки столкнулись с непонятным зверем. Это был соседский кот, который забрел в сад. Он замяукал, зашипел и ринулся на орешник, чтобы сцапать белок. Белочки сначала растерялись: поблизости не было деревьев, только забор. Но они нашли выход. И вот по забору друг за другом мчатся легкие, быстрые белки, а за ними, переваливаясь, но тоже шустро несется кот.
И вот уже достигли белочки большой березы. Быстро-быстро побежали по стволу и веткам. А кот так и остался ни с чем.
Вопросы:
О ком говорится в рассказе?
Что сказано в рассказе о белочках?
Что говорится о коте?
Какой выход нашли белочки?
Словарь: шустрые, быстрые, легкие, непонятный зверь, наверх, поблизости.
ІІ. Фразы по теме: «Пасха на Украине».
1. Как звали мать Иисуса Христа?
2. Когда в этом году празднуют Пасху?
3. Кого распяли на кресте?
4. На какой день воскрес Иисус Христос?
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. Назовите самый холодный материк.
2. Сословие – это большая группа людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.
3. Назвіть поетичні збірки М. Рильського.
IV. Математический материал.
1. Средней линией треугольника называется отрезок, соединяющий середины двух его сторон.
2. Начерти среднюю линию треугольника.
XXVI НЕДЕЛЯ
І. Текст «Одуванчики».
У больших проезжих дорог, у лесных малых тропинок, в широких зеленых лугах все лето цветут одуванчики.
Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик – поплывут, полетят в воздухе легкие, летучие семена. Поэтому и называется цветок одуванчиком.
Весь день следом за солнцем поворачивают одуванчики золотые свои головки. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свертывают свои лепестки.
В солнечный летний день золотою кажется лесная поляна, на которой растут и цветут одуванчики.
Вопросы:
Где растут одуванчики?
Почему они так называются?
С чем сравниваются в тексте цветы?
Дополни предложение: Все знают эти простые цветы, похожие …
Словарь: проезжие дороги, маленькое солнце, пушистый шарик, летучие семена.
ІІ. Фразы по теме: «Народные приметы».
1. Апрель с водой – май с травой.
2. Апрель красен почками – май с листочками.
3. Мокрый апрель – хорошая пашня.
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. Кто написал произведение «Алые паруса»?
2. Назовите главных героев этого произведения?
IV. Математический материал.
Прочитай формулу (а+в)3= а3+3а2в+3ав2+в3
XXVII НЕДЕЛЯ
І. Текст «Лакомка».
В нашем саду грелась на солнце со своим рыжим котенком Мурка. Мурка была странная кошка: она очень любила мед. Намажешь медом кусочек хлеба и дашь ей. Мурка мед слижет, а к хлебу и не притронется. Такая сластена!
Бойкое чириканье воробья разбудило кошку. Ее внимание привлек знакомый запах. От стоящего у малинника улья потянуло медом. Мурка поднялась и стала осторожно красться. За ней устремился котенок. Ее не остановило даже грозное жужжание пчелы над ухом. Она отмахнулась от нее белой лапой и прямо двинулась к улью. Поднявшись на задние лапки, она сунулась мордочкой к лотку… И вдруг по саду пронесся дикий кошачий визг. Мурка испугалась, подпрыгнула и бросилась в кусты. Котенок тоже пустился наутек.
С тех пор Мурка запаха меда не любит!
Вопросы:
Как называется текст? Почему?
Что любила Мурка?
Куда пошла Мурка за медом?
Определите какое это предложение: простое или сложное. Мурка мед слижет, а к хлебу и не притронется.
Словарь: грелась, чирикание, грозное жужжание, к лотку.
ІІ. Фразы по теме: «Что в Украине самое-самое»
1. Самая высокая гора в Украине – Говерла, в украинских Карпатах.
2. Ее высота 2 061 метр над уровнем моря.
3. Самое большое море, омывающее Украину – Черное море.
4. В Черное море впадают реки: Дунай, Днепр, Днестр, Южный Буг.
5. Самая большая река – Днепр.
6. Из общей длины 2201км на территорию Украины приходится 981км.
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. Назови главные члены предложения.
2. Назови второстепенные члены предложения.
IV. Математический материал.
Прочитай формулу (а - в)3= а3 - 3а2в+3ав2 - в3
XXVIII НЕДЕЛЯ
І. Текст «Подружились».
Я принес из леса ежа и пустил в комнате на пол. Ежик сначала лежал, свернувшись в клубочек, а потом развернулся и забегал по комнате. Огромный толстый кот заинтересовался зверьком, дружелюбно подошел к нему и хотел обнюхать. Но еж не понял доброго намерения кота, он растопырил колючки, подскочил и больно кольнул кота в нос. После этого кот стал избегать ежа.
Однажды после обеда мама налила коту в блюдечко супа. Кот сел около блюдца и начал лакать. Вдруг из-под шкафа ежик вылез. И тоже принялся за еду. А кот не убегает, косится на ежа, сам торопится, пьет. С этого дня мама начала их каждый раз вместе кормить. А они усядутся рядом и едят. Так и подружились.
Вопросы:
Как называется рассказ?
Какой была встреча ежа и кота?
Как помирились животные?
Дополни предложение: Кот сел около блюдца и …
Словарь: растопырил колючки, кольнул, подскочил, стал избегать.
ІІ. Фразы по теме: «Хлеб - всему голова»
1. Как ты понимаешь выражение: «Хлеб – это труд и счастье».
2. Растения, зерна которых годятся в пищу, называются хлеба.
3. Хлеба: пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя.
4. Пшеница, рожь, ячмень – это еще называют жито.
5. Традиционная отрасль сельского хозяйства Украины – пашенное земледелие.
ІІІ. Фразы учебного характера.
Орфографическая минутка: отплыл от берега, зашло за тучку, побежала по дорожке, написан на конверте, добрались до ночлега, напасть на след, сбегает с горы.
IV. Математический материал.
Повтори: дробное рациональное уравнение, целое уравнение.
XXIX НЕДЕЛЯ
І. Текст «Летом».
Однажды мама пошла за земляникой и взяла меня с собой. День был солнечный и жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка, из нее посыпался частый крупный дождь. А солнце все продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлепались о листья. Они повисали на траве, на ветвях деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.
Не успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик кончился. Через все небо разноцветной дугой протянулась радуга. От нагретой солнцем земли после дождя шел легкий пар. В воздухе пахло цветами, медом, земляникой.
Вопросы:
Озаглавьте текст.
Что описывается в тексте?
Как изменился воздух после дождя?
Придумайте предложение со словом радуга.
Словарь: набежала, шлепались, повисали, кончился, солнечный.
ІІ. Фразы по теме: «Птицы-обереги».
1. Кто из вас видел семью журавлей? Аистов?
2. Где делают гнезда аисты?
3. На Украине есть легенда о том, что аисты берегут домашний очаг, приносят счастье той семье, где живут.
4. Отгадай загадку: Які ноги, такий ніс,
По болоту ходить скрізь,
Хату на хаті має,
Жабам рахунок знає. (Лелека).
5. Отгадай загадку: Швидко скрізь цей птах літає,
Безліч мушок поїдає,
За вікном гніздо будує,
Тільки в нас він не зимує. (Ластівка).
ІІІ. Фразы учебного характера.
1. Основной закон Украины – Конституция.
2. Когда была принята Конституция Украины?
IV. Математический материал.
Треугольник, у которого все стороны равны, называется равносторонний.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
І-ІІІ СТУПЕНЕЙ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
Г. МАРИУПОЛЯ
Примерный речевой материал
по развитию слухового восприятия
для учащихся 8-х классов
общеобразовательных специальных школ
для детей с недостатками слуха.
Составители:
Лящук Л.В. – учитель индивидуальной работы,
Горина Н.М. – учитель индивидуальной работы,
г. Мариуполь – 2005 г.