Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
2. Учебника для общеобразовательных учреждений (Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык. 10-11 классы», рекомендованному Министерством образования и науки РФ, Москва, «Русское слово», 2010.
3. Программы под редакцией Н.Г.Гольцова, Москва «Русское слово»,2010 год к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина)
4. Базисного учебного плана школы на 2012-2013 учебный год.
Программа предназначена для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлена из расчета 1 час в неделю, всего 34 часа, корректировка не производилась.
Программа 10 – 11 классы охватывает все разделы русского языка. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».
– повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе:
- развитие умения связно излагать свои мысли.
- формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции обучающегося.
• Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов.
• Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.
• Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.
• Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
• Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста.
• Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач.
• Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
• Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
• Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи.
• Извлекать необходимую информацию из различных источников.
• Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
• Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
• Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа. приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
• Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности.
• Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
• Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
• Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы»
Авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. М.: Русское слово, 2011.
Учебник: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. М.: Русское слово, 2011.
№ п/п | № урока | Тема урока | Теоретические понятия | Основные ЗУНы |
Тема 1 Введение – 1 ч. |
-
| 1 | Р.Р. 1. Слово о русском языке. Стили русского языка | Нормы литературного языка | Основная функция языка в современном мире, основные функциональные стили русского языка |
Тема 2 Лексика. Фразеология. Лексикография – 5 ч. |
-
| 1 | Лексика. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. § 1-2 | Основные термины раздела «лексика» Лексическое значение Полисемия | Основные понятия лексики, работа с толковым словарем. |
-
| 2 | Р.Р. 2 Обучение характеристике изобразительно-выразительных средств языка художественной литературы. § 3 | Тропы | Основные лексические изобразительно- выразительные средства и их черты. |
-
| 3 | Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. § 4-7 | Омоформы. Омофоны. Омографы. Паронимы | Различать омографы, омофоны и омоформы. Употреблять паронимы в речи. |
-
| 4 | Происхождение лексики. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления. § 8-10 | План-конспект. Исконно-русская лексика Заимствованная лексика Общеупотребительные диалекты Профессионализмы | Происхождение лексики русского языка. Умение различать пласты лексики. |
-
| 5 | Фразеология. Лексикография. § 11-12 | Основные термины: фразеологический оборот, фразеология | Определение фразеологического оборота, значение устойчивых оборотов речи. Умение пользоваться словарями |
Тема 3 Фонетика. Графика. Орфоэпия – 2 ч. |
-
| 1 | Звуки и буквы. § 13 | Транскрипция. Артикуляция. Редукция Классификация. Фонетический разбор | Основные характеристики гласных и согласных звуков, соотношение графического написания и фонетической транскрипции. |
-
| 2 | Орфоэпия. § 14 Словарный диктант | Нормы произношения гласных и согласных звуков | Соблюдение орфоэпических норм в обыденной речи. |
Тема 4 Морфемика и словообразование – 2 ч. |
-
| 1 | Р.Р. 3 Обучение рассуждению на лингвистическую тему. Состав слова § 15 | Морфема | Нахождение значимых частей слова, умение выполнять морфемный разбор слова. Рассуждение в научном стиле |
-
| 2 | Словообразование. Формообразование. § 16-17 | Словообразование. Формообразование Основные способы словообразования | Способы образования слов, порядок словообразовательного разбора. |
Тема 5 Морфология и Орфография - 5 ч. |
-
| 1 | Принципы русской орфографии. § 18 | Морфологический принцип. Фонетическое написание Традиционное написание | Осознанное написание слов. |
-
| 2 | Употребление гласных после шипящих и Ц. Буквы Э, Е, Ё и сочетание ЙО. § 21-23 Комплексный анализ текста | Орфограмма | Распознавание морфемы в словах, умение правильно писать гласные после шипящих и Ц. |
-
| 3 | Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных. § 24-26 | Звонкие и глухие, непроизносимые согласные Двойные согласные | Умение находить и правильно писать звонкие и глухие согласные, непроизносимые и двойные. |
-
| 4 | Правописание гласных и согласных в приставках. § 27-29 | Орфограмма | Правильно писать приставки в словах. |
-
| 5 | Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса. § 30-32 | Функции Ъ и Ь Строчные и прописные буквы | Умение определять Ъ и Ь и в соответствии с правилом писать слова. |
Тема 6 Части речи - 12 ч. |
-
| 1 | Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний. § 33-34 | Лексико-грамматические разряды Род. Число. Склонение. Падеж | Морфологический разбор имен существительных. |
-
| 2 | Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. § 35-36 | Орфограмма | Правильное написание суффиксов имен существительных. |
-
| 3 | Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных. § 37-38 | Лексико-грамматические разряды имен прилагательных | Морфологический разбор имен прилагательных, правильное написание окончаний имен прилагательных. |
-
| 4 | Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. § 39-41 | Орфограмма | Мотивирование своего выбора при написании Н и НН в именах прилагательных. |
-
| 5 | Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных. § 42-44 | Лексико-грамматические разряды числительных | Правильное написание числительных |
-
| 6 | Р.Р.4 Обучение конспектированию текста научного стиля. Употребление имен числительных в речи. § 35 | Конспект | Особенности употребления в речи числительных ОДИН, ОБЕ, ОБА, ПОЛТОРА, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ. Собирательные числительные. |
-
| 7 | Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. § 46-47 | Лексико-грамматические разряды местоимений | Особенности изменения местоимений, умение выполнять морфологический разбор. |
-
| 8 | Глагол как часть речи. Правописание глаголов. § 48-49 | Инфинитив . Категория вида. Переходность, непереходность. Залог Возвратные глаголы. Категория наклонения Категория времени. Спряжение Две основы глагола | Знание грамматических категорий глагола. Выполнение морфологического разбора. Правописание глаголов. |
-
| 9 | Причастие как глагольная форма. Правописание причастий. § 50-52 Словарный диктант | Причастия действительные и страдательные Адъективация | Знание определения причастия, разрядов по значению, признаки глагола и прилагательного, образование причастий, правописание причастий. |
-
| 10 | Деепричастие как глагольная форма. § 53 | Совмещение признаков глагола и наречия | Знание определения, разрядов, признаков глагола и наречия, способов образования. |
-
| 11 | Наречие как часть речи. Правописание наречий. § 54-55 | Разряды наречий Степени сравнения | Определение разрядов, образование степени сравнения. |
-
| 12 | Слова категории состояния. § 56 | Состояние человека, окружающей среды, оценка действительности | Умение находить слова категории состояния. |
Тема 7 Служебные части речи - 7 ч. |
-
| 1 | Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов. § 57-58 | Простые и сложные Производные и непроизводные | Умение отличать предлоги от других частей речи. |
-
| 2 | Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов. § 59-60 | Классификация союзов | Умение различать союзы и союзные слова, правильно писать союзы. |
-
| 3 | Частицы как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. § 61-63 Комплексный анализ текста | Разряды частиц | Определение значений частиц, правописание частиц. |
-
| 4 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. § 64 Комплексный анализ текста | Орфограмма | Умение находить орфограмму. |
-
| 5 | Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. | Эмоциональность. Экспрессивность Интонация | Умение находить междометия в тексте. |
-
| 6 | Комплексная контрольная работа, аналогичная контрольно-измерительным материалам ЕГЭ | Закрытые задания, открытые задания | Умение логически рассуждать, проверять себя |
-
| 7 | Р.Р. 5 Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Обучение комплексному анализу текста | | Умение связно и аргументированно анализировать текст |
1. Гольцова Н.Г. Программа к учебнику «Русский язык 10 – 11 классы». Авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, 6 издание. М.: Русское слово, 2010
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010
1. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя.
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 классы. Русский язык в таблицах 10 -11 классы. М.: Русское слово, 2007