Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы по русскому языку для 11 класса под редакцией А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку, обеспечивающей требования федерального компонента государственного стандарта среднего полного общего образования по русскому языку (БУП 2004)
По сравнению с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования 1999 года данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 11классе.
Концептуальная новизна курса русского языка в 11 классе состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных, информационных, интеллектуальных, информационных, организационных.
Данный вариант рабочей программы отличается от авторской программы А.И.Власенкова Л.М.Рыбченковой тем, что в нее дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта:
- нормативные словари русского языка и лингвистические справочники, их использование;
- литературный язык и язык художественной литературы.
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта определяет следующие цели преподавания русского языка в 11 классе:
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
На основании учебного плана на 2012-2013 учебный год программа в 11 классе рассчитана на 68 часов в год (3 часа в неделю)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Дата |
| Раздел I. Общие сведения о языке | 1 | | | |
1 | Язык как система. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка | 1 | Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях | Уметь аргументировать взаимосвязь и отношения языковых единиц разного уровня | |
| Раздел II. Культура речи | 13 | | | |
2 | Нормы современного русского литературного языка | 1 | Языковая норма и её основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические | Уметь оценивать чужую и собственную речь с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка | |
3 | Обобщающее повторение синтаксиса. Нормативное построение словосочетаний | 1 | Синтаксические нормы. Строение словосочетаний разных типов. Синтаксический разбор словосочетаний разных типов | Уметь соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, строить словосочетания разных типов | |
4 | Обобщающее повторение синтаксиса. Нормативное построение словосочетаний | 1 | Синтаксические нормы. Нормативное построение словосочетаний разных типов. Синтаксический разбор словосочетаний разных типов. | Уметь соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, строить словосочетания разных типов | |
5 | Обобщающее повторение синтаксиса. Нормативное построение предложений разных синтаксических конструкций | 1 | Синтаксические нормы. Нормативное построение предложений разных синтаксических конструкций. | Уметь соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, строить предложения разных синтаксических конструкций, согласовывать подлежащее со сказуемым. | |
6 | Обобщающее повторение синтаксиса. Нормативное построение предложений разных синтаксических конструкций | 1 | Синтаксические нормы. Нормативное построение предложений разных синтаксических конструкций. | Уметь соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, строить предложения разных синтаксических конструкций, согласовывать подлежащее со сказуемым. | |
7 | Пунктуационные нормы. Разделы русской пунктуации | 1 | Принципы и функции русской пунктуации. Вариативная постановка знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания | Уметь применять основные принципы русской пунктуации: смысловой, грамматический, интонационный. Правильно расставлять знаки препинания согласно их функциям. | |
8 | Контрольный диктант по повторению | 1 | Контроль знаний по повторению | Уметь применять полученные знания в письменной речи | |
9 | Готовимся к ЕГЭ | 1 | Задание части А в формате ЕГЭ | Уметь анализировать, классифицировать языковые факты с точки зрения их нормативности | |
10 | Р/Р Контрольное сочинение | 1 | | | |
11 | Виды синтаксического разбора | 1 | | Уметь | |
12 | Синонимия в системе русского языка. | 1 | Синтаксический разбор предложений разных синтаксических конструкций | Уметь производить синтаксический разбор предложений | |
13-14 | Р/Р Изложение с творческим заданием | 2 | | Уметь воспринимать информацию и понимать читаемый текст, передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде полного или сжатого пересказа, соблюдать в устной и письменной речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, строить предложения разных синтаксических конструкций. | |
| Раздел III. Формирование коммуникативной компетенции | 28 | | | |
15 | Публицистический стиль. | 1 | Сфера его использования, назначения. Признаки публицистического стиля | Уметь анализировать тексты публицистического стиля, понимать цель публицистического высказывания | |
16 | Основные жанры публицистического стиля. Путевой очерк | 1 | Основные жанры; выступление, статья, интервью, очерк, репортаж. | Уметь определять жанр текста публицистического характера, создавать текст в жанре путевых заметок | |
17 | Основные жанры публицистического стиля. Путевой очерк | 1 | Основные жанры; выступление, статья, интервью, очерк, репортаж. | Уметь определять жанр текста публицистического характера, создавать текст в жанре путевых заметок | |
18 | Портретный очерк | 1 | Особенности жанра портретного очерка | Уметь создавать портретный очерк, уместно используя характерные для публицистики выразительные средства | |
19 | Портретный очерк | 1 | Особенности жанра портретного очерка | Уметь создавать портретный очерк, уместно используя характерные для публицистики выразительные средства | |
20 | Проблемный очерк | 1 | Особенности жанра проблемного очерка | Уметь определять характерные признаки и языковые средства проблемного очерка, создавать собственный текст в жанре проблемного очерка | |
21 | Р/Р Публичное выступление | 1 | Композиция. Выбор языковых средств с учётом его цели, особенностей, адресата, ситуации и сферы общения. | Уметь соблюдать общие принципы при подготовке публичного выступления: принцип краткости, последовательности, результативности, подбирать информацию, определять композицию выступления, цель, отбирать языковые средства | |
22 | Овладение культурой публичной речи | 1 | Особенности речевого этикета | Уметь слушать и анализировать чужую устную речь, понимать коммуникативную задачу, владеть способами изложения материала, раскрывая тему в зависимости от характера аудитории, аргументированно отстаивать свою точку зрения, выбирать речевую тактику и языковые средства адекватно характеру речевой ситуации | |
23 | Дискуссия | 1 | Правила деловой дискуссии | Уметь полемизировать, возражать аргументированно, убеждать, опровергать ложные тезисы, выбирать речевую тактику и языковые средства адекватно характеру речевой ситуации | |
24 | Дискуссия | 1 | Особенности деловой дискуссии. Выбор языковых средств с учётом его цели, особенностей, адресата, ситуации и сферы общения | Уметь полемизировать, возражать аргументированно, убеждать, опровергать ложные тезисы, выбирать речевую тактику и языковые средства адекватно характеру речевой ситуации | |
25 | Контрольная работа | 1 | Текст и его комплексный анализ | Уметь проводить орфографический и пунктуационный разборы, языковой анализ текста и его фрагмента, выполнять задания с развёрнутым ответом (задание С в формате ЕГЭ) | |
26 | Контрольная работа | 1 | Задание части С в формате ЕГЭ (сочинение на основе исходного текста) | Уметь создавать на основе исходного текста собственный: формулировать одну из проблем исходного текста, комментировать его, формулировать позицию автора, выражать своё отношение к прочитанному, соглашаясь или не соглашаясь с позицией автора, строить текст , оформляя его в соответствии с речевыми и языковыми нормами | |
27 | Р/Р Обучающее сочинение в жанре очерка или эссе | 1 | Обучающее сочинение в жанре очерка или эссе | . Уметь создавать на основе исходного текста собственный: формулировать одну из проблем исходного текста, комментировать его, формулировать позицию автора, выражать своё отношение к прочитанному, соглашаясь или не соглашаясь с позицией автора, строить текст , оформляя его в соответствии с речевыми и языковыми нормами | |
28 | Официально-деловой стиль. Основные жанры официально-делового стиля | 1 | Сфера его использования, назначения. Основные признаки стиля | Уметь опознавать тексты официально-делового стиля, анализировать их с точки зрения языковых и стилевых особенностей, использовать при создании собственных текстов устойчивые сочетания, особую лексику, повествовательные предложения, прямой порядок слов | |
29 | Форма и структура делового документа | 1 | Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, пояснительная записка, объявление. | Уметь составлять деловые документы, используя языковые средства, характерные для официально-делового стиля | |
30 | Культура официально-делового общения в устной и письменной форме | 1 | Особенности речевого этикета в официально-деловой сфере общения | Уметь анализировать фрагменты текстов разных жанров официально-делового стиля, моделировать ситуацию речевого общения в рамках основных жанров данного стиля, избегать неоправданного и неуместного употребления канцеляризмов, штампов в разговорной речи | |
31 | Литературный язык и язык художественной литературы | 1 | Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Роль языка в художественном произведении | Уметь анализировать художественные тексты, находить специфические языковые средства: фонетические, словообразовательные, лексические и фразеологические, морфологические, синтаксические | |
32 | Р/Р Сжатое изложение с творческим заданием | 1 | | Уметь воспринимать информацию и понимать читаемый текст, передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде полного или сжатого пересказа, соблюдать в устной и письменной речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, строить предложения разных синтаксических конструкций. | |
33 | Контрольный диктант за первое полугодие | 1 | | Уметь применять полученные знания в письменной речи | |
34 | Художественный стиль | 1 | Основные признаки художественной речи | Уметь воспринимать информацию и понимать читаемый текст, определять позицию автора, анализировать художественный текст, определяя специфические черты. опознавать изобразительно-выразительные средства языка, их роль в тексте | |
35 | Использование разных стилей речи в художественном стиле | 1 | Использование разных стилей речи в художественном произведении | Уметь определять роль разных стилей речи в художественных произведениях. | |
36 | Культура письменного общения | 1 | Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров | Уметь передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде полного или сжатого пересказа, использовать основные приёмы информационной переработки текстов, уместно употреблять цитирование, использовать информацию исходного текста для создания собственного высказывания, последовательно излагать собственные мысли. | |
37 | Виды тропов и стилистических фигур | 1 | Использование художественно-выразительных средств | Уметь различать изобразительно-выразительные средства языка, определять их роль в тексте, | |
38 | Виды тропов и стилистических фигур | 1 | Использование художественно-выразительных средств | Уметь опознавать изобразительно-выразительные средства языка, их роль в тексте. | |
39 | Р/Р Урок-практикум по анализу лирических произведений одного из поэтов Серебряного века (обучение) | 1 | Роль художественно-выразительных средств в лирическом произведении | Уметь опознавать изобразительно-выразительные средства языка, их роль в тексте, производить лингвистический анализ текста | |
40 | Урок-практикум по анализу лирических произведений одного из поэтов Серебряного века | 1 | Роль художественно-выразительных средств в лирическом произведении | Уметь опознавать изобразительно-выразительные средства языка, их роль в тексте, производить лингвистический анализ текста | |
41 | Готовимся к ЕГЭ | 1 | Задание части А,В в формате ЕГЭ | Уметь анализировать, классифицировать языковые факты с точки зрения их нормативности, выполнять задания с развёрнутым ответом | |
42 | Готовимся к ЕГЭ | 1 | Задание части А,В в формате ЕГЭ | Уметь анализировать, классифицировать языковые факты с точки зрения их нормативности, выполнять задания с развёрнутым ответом | |
| Раздел IV. Орфография как раздел правил правописания слов и их форм | 19 | | | |
43 | Принципы написания слов | 1 | Принципы написания слов (морфологический, фонетический, традиционный) | Уметь опираться на ведущие принципы написания слов (морфологический, фонетический, традиционный) | |
44-45 | Р/Р Контрольное сочинение по тексту художественного произведения | 2 | | Уметь выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, формулировать основную мысль, развивать её, убедительно аргументировать свою точку зрения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи | |
46 | Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Фонетический разбор слова | 1 | Основные орфоэпические нормы. Фонетический анализ слова | Уметь производить фонетический анализ слов, оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм, соблюдать нормы произношения | |
47 | Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Фонетический разбор слова | 1 | Основные орфоэпические нормы. Фонетический анализ слова | Уметь производить фонетический анализ слов, оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм, соблюдать нормы произношения | |
48 | Морфологический разбор слова | 1 | Морфологические нормы | Уметь производить морфологический анализ слов, определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам | |
49 | Морфологический разбор слова | 1 | Морфологические нормы | Уметь производить морфологический анализ слов, определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам | |
50 | Правописание корней, приставок, окончаний | 1 | Принципы и функции русской орфографии | Уметь опираться на ведущие принципы русской орфографии, группировать слова по видам орфограмм, проводить грамматический анализ слов, соблюдать нормы орфографии на письме | |
51 | Правописание корней, приставок, окончаний | 1 | Принципы и функции русской орфографии | Уметь опираться на ведущие принципы русской орфографии, группировать слова по видам орфограмм, проводить грамматический анализ слов, соблюдать нормы орфографии на письме | |
52 | Правописание суффиксов различных частей речи | 1 | Принципы и функции русской орфографии | Уметь определять правильный способ действия при выборе написания суффиксов разных частей речи | |
53 | Правописание суффиксов различных частей речи | 1 | Принципы и функции русской орфографии | Уметь определять правильный способ действия при выборе написания суффиксов разных частей речи | |
54-55 | Слитное и раздельное написание слов и их частей | 2 | Принципы и функции русской орфографии | Уметь соблюдать принцип слитного, дефисного и раздельного написания на письме, группировать орфограммы по видам, аргументировано обосновывать выбор написания | |
56-57 | Словообразовательный разбор слова | 2 | Принципы и функции русской орфографии | Уметь определять правильный способ действия при словообразовательном разборе | |
58 | Готовимся к ЕГЭ. | 1 | Задание части А,В,С в формате ЕГЭ | Уметь анализировать, классифицировать языковые факты с точки зрения их нормативности, выполнять задания с развёрнутым ответом | |
59 | Готовимся к ЕГЭ. | 1 | Задание части А,В,С в формате ЕГЭ | Уметь анализировать, классифицировать языковые факты с точки зрения их нормативности, выполнять задания с развёрнутым ответом | |
60-61 | Р/Р Контрольное сочинение | 2 | | Уметь выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, формулировать основную мысль, развивать её, убедительно аргументировать свою точку зрения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи | |
| Раздел IV. Повторение | 7 | | | |
62 | Обобщающее повторение пунктуационных норм и правил | 1 | Принципы и функции русской пунктуации | Уметь соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, строить предложения разных синтаксических конструкций, согласовывать подлежащее со сказуемым. | |
63 | Обобщающее повторение пунктуационных норм и правил | 1 | Принципы и функции русской пунктуации | Уметь соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, строить предложения разных синтаксических конструкций, согласовывать подлежащее со сказуемым. | |
64-65 | Синтаксический разбор словосочетания, предложения | 2 | Синтаксические нормы. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных синтаксических конструкций. | Уметь соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, строить предложения разных синтаксических конструкций, согласовывать подлежащее со сказуемым. | |
66-67 | Итоговый контрольный диктант и его анализ | 2 | | Уметь применять полученные знания в письменной речи, владеть навыками грамотного письма | |
68 | Итоговый урок | 1 | | | |