СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе авторской программы А.И.Власенкова. Программа включает в себя пояснительную записку, тематическое и календарно-тематическое планирования. Программа расcчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год)

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку 11 класс»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы по русскому языку для 11 класса под редакцией А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку, обеспечивающей требования федерального компонента государственного стандарта среднего полного общего образования по русскому языку (БУП 2004)

По сравнению с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования 1999 года данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 11классе.

Концептуальная новизна курса русского языка в 11 классе состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных, информационных, интеллектуальных, информационных, организационных.

Данный вариант рабочей программы отличается от авторской программы А.И.Власенкова Л.М.Рыбченковой тем, что в нее дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта:

- нормативные словари русского языка и лингвистические справочники, их использование;

- основные особенности устной и письменной речи;

- литературный язык и язык художественной литературы.

Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта определяет следующие цели преподавания русского языка в 11 классе:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Методическая система данного курса направлена на решение следующих задач:

  • дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

  • закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  • развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

  • формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки.

На основании учебного плана на 2012-2013 учебный год программа в 11 классе рассчитана на 68 часов в год (3 часа в неделю)

Программой предусмотрено:

  • Сочинений – 4 (добавлено 2 часа)

  • Контрольных диктантов -3

  • Контрольных работ -4 (в связи с подготовкой к ЕГЭ, в программу включены контрольные работы в форме ЕГЭ)

  • Изложений -2

Часы увеличены в следующих разделах:

  • Культура речи – 8ч

  • Формирование коммуникативной компетенции -10 ч

  • Орфография как раздел правил правописания слов и их форм – 19

  • Повторение -2







Учебно-тематический план

по русскому языку 11 класс


Наименования разделов

Кол. часов

Развитие речи, сочинения

Изложения

Контрольные работы, диктанты

1

Раздел I. Общие сведения о языке

1




2

Раздел II. Культура речи

13

1

1

1+1д

3

Раздел III. Формирование коммуникативной компетенции

28

1

1

3+1д

4

Раздел IV. Орфография как раздел правила правописания слов и их форм

19

2

1


5

Раздел V. Повторение

7



1

6

ИТОГО

68

4

3

4+3д

























Календарно-тематическое планирование по русскому языку

11 класс по учебнику А.И.Власенкова

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Дата


Раздел I. Общие сведения о языке

1




1

Язык как система. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка

1

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях

Уметь аргументировать взаимосвязь и отношения языковых единиц разного уровня



Раздел II. Культура речи

13




2

Нормы современного русского литературного языка

1

Языковая норма и её основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические

Уметь оценивать чужую и собственную речь с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка


3

Обобщающее повторение синтаксиса. Нормативное построение словосочетаний

1

Синтаксические нормы. Строение словосочетаний разных типов. Синтаксический разбор словосочетаний разных типов

Уметь соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, строить словосочетания разных типов


4

Обобщающее повторение синтаксиса. Нормативное построение словосочетаний

1

Синтаксические нормы. Нормативное построение словосочетаний разных типов. Синтаксический разбор словосочетаний разных типов.

Уметь соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, строить словосочетания разных типов


5

Обобщающее повторение синтаксиса. Нормативное построение предложений разных синтаксических конструкций

1

Синтаксические нормы. Нормативное построение предложений разных синтаксических конструкций.

Уметь соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, строить предложения разных синтаксических конструкций, согласовывать подлежащее со сказуемым.


6

Обобщающее повторение синтаксиса. Нормативное построение предложений разных синтаксических конструкций

1

Синтаксические нормы. Нормативное построение предложений разных синтаксических конструкций.

Уметь соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, строить предложения разных синтаксических конструкций, согласовывать подлежащее со сказуемым.


7

Пунктуационные нормы. Разделы русской пунктуации

1

Принципы и функции русской пунктуации. Вариативная постановка знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания

Уметь применять основные принципы русской пунктуации: смысловой, грамматический, интонационный. Правильно расставлять знаки препинания согласно их функциям.


8

Контрольный диктант по повторению

1

Контроль знаний по повторению

Уметь применять полученные знания в письменной речи


9

Готовимся к ЕГЭ

1

Задание части А в формате ЕГЭ

Уметь анализировать, классифицировать языковые факты с точки зрения их нормативности


10

Р/Р Контрольное сочинение

1




11

Виды синтаксического разбора

1


Уметь


12

Синонимия в системе русского языка.

1

Синтаксический разбор предложений разных синтаксических конструкций

Уметь производить синтаксический разбор предложений


13-14

Р/Р Изложение с творческим заданием

2


Уметь воспринимать информацию и понимать читаемый текст, передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде полного или сжатого пересказа, соблюдать в устной и письменной речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, строить предложения разных синтаксических конструкций.



Раздел III. Формирование коммуникативной компетенции

28




15

Публицистический стиль.

1

Сфера его использования, назначения. Признаки публицистического стиля

Уметь анализировать тексты публицистического стиля, понимать цель публицистического высказывания


16

Основные жанры публицистического стиля. Путевой очерк

1

Основные жанры; выступление, статья, интервью, очерк, репортаж.

Уметь определять жанр текста публицистического характера, создавать текст в жанре путевых заметок


17

Основные жанры публицистического стиля. Путевой очерк

1

Основные жанры; выступление, статья, интервью, очерк, репортаж.

Уметь определять жанр текста публицистического характера, создавать текст в жанре путевых заметок


18

Портретный очерк

1

Особенности жанра портретного очерка

Уметь создавать портретный очерк, уместно используя характерные для публицистики выразительные средства


19

Портретный очерк

1

Особенности жанра портретного очерка

Уметь создавать портретный очерк, уместно используя характерные для публицистики выразительные средства


20

Проблемный очерк

1

Особенности жанра проблемного очерка

Уметь определять характерные признаки и языковые средства проблемного очерка, создавать собственный текст в жанре проблемного очерка


21

Р/Р Публичное выступление

1

Композиция. Выбор языковых средств с учётом его цели, особенностей, адресата, ситуации и сферы общения.

Уметь соблюдать общие принципы при подготовке публичного выступления: принцип краткости, последовательности, результативности, подбирать информацию, определять композицию выступления, цель, отбирать языковые средства


22

Овладение культурой публичной речи

1

Особенности речевого этикета

Уметь слушать и анализировать чужую устную речь, понимать коммуникативную задачу, владеть способами изложения материала, раскрывая тему в зависимости от характера аудитории, аргументированно отстаивать свою точку зрения, выбирать речевую тактику и языковые средства адекватно характеру речевой ситуации


23

Дискуссия

1

Правила деловой дискуссии

Уметь полемизировать, возражать аргументированно, убеждать, опровергать ложные тезисы, выбирать речевую тактику и языковые средства адекватно характеру речевой ситуации


24

Дискуссия

1

Особенности деловой дискуссии. Выбор языковых средств с учётом его цели, особенностей, адресата, ситуации и сферы общения

Уметь полемизировать, возражать аргументированно, убеждать, опровергать ложные тезисы, выбирать речевую тактику и языковые средства адекватно характеру речевой ситуации


25

Контрольная работа

1

Текст и его комплексный анализ

Уметь проводить орфографический и пунктуационный разборы, языковой анализ текста и его фрагмента, выполнять задания с развёрнутым ответом (задание С в формате ЕГЭ)


26

Контрольная работа

1

Задание части С в формате ЕГЭ (сочинение на основе исходного текста)

Уметь создавать на основе исходного текста собственный: формулировать одну из проблем исходного текста, комментировать его, формулировать позицию автора, выражать своё отношение к прочитанному, соглашаясь или не соглашаясь с позицией автора, строить текст ,

оформляя его в соответствии с речевыми и языковыми нормами


27

Р/Р Обучающее сочинение в жанре очерка или эссе

1

Обучающее сочинение в жанре очерка или эссе

. Уметь создавать на основе исходного текста собственный: формулировать одну из проблем исходного текста, комментировать его, формулировать позицию автора, выражать своё отношение к прочитанному, соглашаясь или не соглашаясь с позицией автора, строить текст ,

оформляя его в соответствии с речевыми и языковыми нормами


28

Официально-деловой стиль. Основные жанры официально-делового стиля

1

Сфера его использования, назначения. Основные признаки стиля

Уметь опознавать тексты официально-делового стиля, анализировать их с точки зрения языковых и стилевых особенностей, использовать при создании собственных текстов устойчивые сочетания, особую лексику, повествовательные предложения, прямой порядок слов


29

Форма и структура делового документа

1

Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, пояснительная записка, объявление.

Уметь составлять деловые документы, используя языковые средства, характерные для официально-делового стиля


30

Культура официально-делового общения в устной и письменной форме

1

Особенности речевого этикета в официально-деловой сфере общения

Уметь анализировать фрагменты текстов разных жанров официально-делового стиля, моделировать ситуацию речевого общения в рамках основных жанров данного стиля, избегать неоправданного и неуместного употребления канцеляризмов, штампов в разговорной речи


31

Литературный язык и язык художественной литературы

1

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Роль языка в художественном произведении

Уметь анализировать художественные тексты, находить специфические языковые средства: фонетические, словообразовательные, лексические и фразеологические, морфологические, синтаксические


32

Р/Р Сжатое изложение с творческим заданием

1


Уметь воспринимать информацию и понимать читаемый текст, передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде полного или сжатого пересказа, соблюдать в устной и письменной речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, строить предложения разных синтаксических конструкций.


33

Контрольный диктант за первое полугодие

1


Уметь применять полученные знания в письменной речи


34

Художественный стиль

1

Основные признаки художественной речи

Уметь воспринимать информацию и понимать читаемый текст, определять позицию автора, анализировать художественный текст, определяя специфические черты. опознавать изобразительно-выразительные средства языка, их роль в тексте


35

Использование разных стилей речи в художественном стиле

1

Использование разных стилей речи в художественном произведении

Уметь определять роль разных стилей речи в художественных произведениях.


36

Культура письменного общения

1

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров

Уметь передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде полного или сжатого пересказа, использовать основные приёмы информационной переработки текстов, уместно употреблять цитирование, использовать информацию исходного текста для создания собственного высказывания, последовательно излагать собственные мысли.


37

Виды тропов и стилистических фигур

1

Использование художественно-выразительных средств

Уметь различать изобразительно-выразительные средства языка, определять их роль в тексте,


38

Виды тропов и стилистических фигур

1

Использование художественно-выразительных средств

Уметь опознавать изобразительно-выразительные средства языка, их роль в тексте.


39

Р/Р Урок-практикум по анализу лирических произведений одного из поэтов Серебряного века (обучение)

1

Роль художественно-выразительных средств в лирическом произведении

Уметь опознавать изобразительно-выразительные средства языка, их роль в тексте, производить лингвистический анализ текста


40

Урок-практикум по анализу лирических произведений одного из поэтов Серебряного века

1

Роль художественно-выразительных средств в лирическом произведении

Уметь опознавать изобразительно-выразительные средства языка, их роль в тексте, производить лингвистический анализ текста


41

Готовимся к ЕГЭ

1

Задание части А,В в формате ЕГЭ

Уметь анализировать, классифицировать языковые факты с точки зрения их нормативности, выполнять задания с развёрнутым ответом


42

Готовимся к ЕГЭ

1

Задание части А,В в формате ЕГЭ

Уметь анализировать, классифицировать языковые факты с точки зрения их нормативности, выполнять задания с развёрнутым ответом



Раздел IV. Орфография как раздел правил правописания слов и их форм

19




43

Принципы написания слов

1

Принципы написания слов (морфологический, фонетический, традиционный)

Уметь опираться на ведущие принципы написания слов (морфологический, фонетический, традиционный)


44-45

Р/Р Контрольное сочинение по тексту художественного произведения

2


Уметь выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, формулировать основную мысль, развивать её, убедительно аргументировать свою точку зрения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи


46

Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Фонетический разбор слова

1

Основные орфоэпические нормы. Фонетический анализ слова

Уметь производить фонетический анализ слов, оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм, соблюдать нормы произношения


47

Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Фонетический разбор слова

1

Основные орфоэпические нормы. Фонетический анализ слова

Уметь производить фонетический анализ слов, оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм, соблюдать нормы произношения


48

Морфологический разбор слова

1

Морфологические нормы

Уметь производить морфологический анализ слов, определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам


49

Морфологический разбор слова

1

Морфологические нормы

Уметь производить морфологический анализ слов, определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам


50

Правописание корней, приставок, окончаний

1

Принципы и функции русской орфографии

Уметь опираться на ведущие принципы русской орфографии, группировать слова по видам орфограмм, проводить грамматический анализ слов, соблюдать нормы орфографии на письме


51

Правописание корней, приставок, окончаний

1

Принципы и функции русской орфографии

Уметь опираться на ведущие принципы русской орфографии, группировать слова по видам орфограмм, проводить грамматический анализ слов, соблюдать нормы орфографии на письме


52

Правописание суффиксов различных частей речи

1

Принципы и функции русской орфографии

Уметь определять правильный способ действия при выборе написания суффиксов разных частей речи


53

Правописание суффиксов различных частей речи

1

Принципы и функции русской орфографии

Уметь определять правильный способ действия при выборе написания суффиксов разных частей речи


54-55

Слитное и раздельное написание слов и их частей

2

Принципы и функции русской орфографии

Уметь соблюдать принцип слитного, дефисного и раздельного написания на письме, группировать орфограммы по видам, аргументировано обосновывать выбор написания


56-57

Словообразовательный разбор слова

2

Принципы и функции русской орфографии

Уметь определять правильный способ действия при словообразовательном разборе


58

Готовимся к ЕГЭ.

1

Задание части А,В,С в формате ЕГЭ

Уметь анализировать, классифицировать языковые факты с точки зрения их нормативности, выполнять задания с развёрнутым ответом


59

Готовимся к ЕГЭ.

1

Задание части А,В,С в формате ЕГЭ

Уметь анализировать, классифицировать языковые факты с точки зрения их нормативности, выполнять задания с развёрнутым ответом


60-61

Р/Р Контрольное сочинение

2


Уметь выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, формулировать основную мысль, развивать её, убедительно аргументировать свою точку зрения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи



Раздел IV. Повторение

7




62

Обобщающее повторение пунктуационных норм и правил

1

Принципы и функции русской пунктуации

Уметь соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, строить предложения разных синтаксических конструкций, согласовывать подлежащее со сказуемым.


63

Обобщающее повторение пунктуационных норм и правил

1

Принципы и функции русской пунктуации

Уметь соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, строить предложения разных синтаксических конструкций, согласовывать подлежащее со сказуемым.


64-65

Синтаксический разбор словосочетания, предложения

2

Синтаксические нормы. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных синтаксических конструкций.

Уметь соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, строить предложения разных синтаксических конструкций, согласовывать подлежащее со сказуемым.


66-67

Итоговый контрольный диктант и его анализ

2


Уметь применять полученные знания в письменной речи, владеть навыками грамотного письма


68

Итоговый урок

1