Директор МБОУ лицей г. Зернограда
Количество часов по календарно-тематическому планированию 210ч.
Программа разработана на основе примерной программы среднего общего образования по русскому языку
Русский язык. Авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова и другие. М: Дрофа, 2015 год
2016-2017 уч.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализа текста с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умениями представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Разделы курса и (или) содержательные линии программы | Характеристика основных содержательных линий | Перечень практических работ, направления проектной деятельности |
Введение. О языке | Слово как основная единица языка. | Сочинение-рассказ «Удивительное событие» |
Речь | Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи.Текст: способы и средства связи предложений; нормативный повтор и повтор-недочет; сложный план. Стили речи: научный стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Типы речи: описание места, описание состояния природы, рассуждение-объяснение. Композиционные формы: аннотация, отзыв, структура научного определения понятая. Основные требования к выборочному изложению. | Диктант с грамматическим заданием Изложение, близкое к тексту |
Закрепление и углубление изученного в 5 классе Правописание | Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными. Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым. | Контрольная работа Творческое изложение «Совесть» |
Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи | Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление –Н -, -НН- в именах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы—и в корне после приставок. Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов. Особенности правописания некоторых форм имен существительных, прилагательных и глаголов | Контрольный диктант с грам. Заданием Выборочное изложение «Вот что значит увлеченность» |
Морфология. Орфография Причастие | Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в предложении. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий. Употребление причастий в текстах разных стилей. | Контрольная работа Изложение, близкое к тексту «Снегири» |
Деепричастие Культура речи. | Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности произношения деепричастий в некоторых форм причастий. Правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами. | Тест, Зачет Сочинение-описание помещения |
Имя числительное Культура речи. | Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с точки зрения грамматических норм) текстов с именами числительными.Правильное употребление в речи числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. | Контрольный диктант с грам. Заданием Описание книги |
Местоимение Культура речи. | Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, правописание, роль в предложении. Употребление местоимений для связи предложений в тексте в роли синонимической замены. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ем») и т. д. | Контрольный диктант с грам. Заданием (Итоговый) Комплексный анализ текста |
Наименование раздела, (количество часов) | Номер урока | Тема урока | Дата урока по плану | Дата урока факти-ческая | Вид контроля |
| | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
О языке(2ч.) | 1-2 | Слово-основная единица языка | 01.09.16 01.09.16 | | Взаимопроверка по критериям |
Повторение изученного в 5 классе. Речь. Язык. Правописание. Культура речи.(20ч.) | 3-4 | Что мы знаем о речи,её стилях и типах | 02.09. 5.09 | | Самооценивание на листах оценки по критериям |
| 4-5 | Р\р Написание сочинения по картине упр.24, стр.11 | 6.09 7.09 | | |
| 6-7 | Орфография и пунктуация | 8.09 8.09 | | взаимопроверка |
| 8 | Буквы Ъ и Ь | 09.09.16 | | взаимопроверка |
| 9 | Употребление прописных букв | 12.09.16 | | взаимопроверка |
| 10,11,12 | Орфограммы корня | 13.09 14.09. 15.09 | | взаимопроверка |
| 13,14 | Правописание окончаний | 15.09 16.09 | | Взаимопроверка, .контроль учителя |
| 15-16 | Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными. | 19.09 20.09 | | самопроверка |
| 17-18 | Р\р Создание рассказа по рисункам художника Н.Э.Родлова (упр.71) стр. 29 | 21.09 22.09 | | Контроль учителя |
| 19 | Итоговый урок по повторению в 5 классе | 22.09.16 | | Контроль учителя |
| 20 | Контрольная работа по теме «Правописание» | 23.09.16 | | Контроль учителя |
| 21 | Работа над ошибками допущенными в контрольном диктанте | 26.09.16 | | Самоконтроль |
Речь (2ч.) | 22-23 | Что мы знаем о тексте | 27.09 28.09 | | взаимопроверка |
Морфология. Речь.(2ч.) | 24-25 | Части речи и члены предложения | 29.09 29.09 | | Самооценивание на листах оценки по критериям |
Имя существительное (13ч.) | 26-27 | Морфологические признаки имени существительного | 30.09 3.10 | | Самопроверка по критериям |
| 28,29,30 | Образование сложных и сложносокращённых имён существительных | 4.10 5.10 6.10 | | Самопроверка по критериям |
| 31-32 | Правописание сложных имён существительных | 6.10 7.10 | | |
| 33,34.35 | Употребление имён существительных в речи | 10.10 11.10 12.10 | | |
| 36 | Итоговый урок по теме «Имя существительное» | 13.10 | | |
| 37 | Контрольная работа № 2 теме «Имя существительное» | 13.10 | | |
| 38 | Работа над ошибками. | 14.10 | | |
Речь. Стили речи. (8ч.) | 39 | Стили речи. Разграничение деловой и научной речи | 17.10 | | самопроверка |
| 40 | Характеристика научного стиля | 18.10 | | взаимопроверка |
| 41-42 | Определение научного понятия | 19.10 20.10 | | |
| 43-44 | . Научное рассуждение- объяснение | 20.10 21.10 | | самопроверка |
| 45-46 | Характеристика делового стиля | 24.10 25.10 | | самопроверка |
Имя прилагательное (18ч) | 47 | Морфологические признаки имени прилагательного | 26.10 | | Самопроверка по критериям |
| 48-49 | Словообразо вание имён прилагательных | 27.10 27.10 | | Взаимопроверка самопроверка |
| 50-51 | Правописание сложных имён прилагательных | 28.10 7.11 | | Взаимопроверка самопроверка |
| 52-. 54 | Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных | 8.11 9.11 10.11 | | Взаимопроверка и самопроверка |
| 55-57 | Р\р Употребление имен прилагательных в речи | 10.11 11.10 14.11 | | Взаимопроверка и самопроверка |
| 58-59 | Описание лица, одежды сказителя по картине Крамского "Портрет сказителя былин" Упр 242 стр. 99 | 15.11 16.11 | | Контроль учителя |
| 60-61 | Описание картины А.М.Герасимова «Дары осени» упр. 250 стр. 101 | 17.11 17.11 | | Контроль учителя |
| 62 | Итоговый урок по теме «Имя прилагательное» | 18.11 | | Самоконтроль |
| 63 | Контрольная работа № 3 по теме «Имя прилагательное» | 21.11 | | Контроль учителя |
| 64 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте | 22.11 | | Самоконтроль |
Текст (6ч.) | 65 | Способы связи предложений в тексте. | 23.11 | | взаимопроверка |
| 66 | Средства связи предложений в тексте | 24.11 | | взаимопроверка |
| 67 | Р\р Употребление параллельной связи в тексте. Как исправить текст с неудачным повтором. | 24.11 | | Взаимопроверка в парах |
| 68 | Р\р Изложение по тексту упр. 287 стр. 115-116 | 25.11 | | самопроверка |
| 69-70 | Р\р Как исправить текст с неудачным повтором | 28.11 29.11 | | |
Глагол (16ч.) | 71-72 | Морфологические признаки глагола. | 30.11 1.12 | | Сам.работа упр 304 взаимопроверка |
| 73-74 | Словообразо вание глаголов | 1.12 2.12 | | Взаимопроверка |
| 75-76 | Написание приставок пре- и при- | 5.12 6.12 | | Взаимо проверка и самопроверка по критериям |
| 77-78 | Буквы ы-и в корне после приставок | 7.12 8.12 | | Взаимопроверка и самопроверка по критериям |
| 79-81 | Употребление глаголов в речи. Произношение глаголов | 8.12 9.12 | | взаимопро верка |
| 82-83 | Р\р Написание рассказа с элементами описания по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» Упр.360 стр.143 | 12.12 13.12 | | взаимопроверка |
| 84 | Итоговый урок по теме «Глагол» | 14.12 | | самопроверка |
| 85 | Контрольная работа по теме «Глагол» с грамматическим заданием | 15.12 | | самопроверка |
| 86 | Работа над ошибками | 15.12 | | взаимопроверка |
Причастие (19ч.) | 87-90 | Что такое причастие | 16.12 | | взаимопроверка |
| 91-94 | Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте | 19.12 20.12 21.12 22.12 | | взаимо проверка |
| 95-98 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия. | 22.12 23.12 26.12 27.12 | | взаимопроверка |
| 99-100 | Полные и краткие . причастия | 9.01 10.01 | | самопроверка |
| 101 | Морфологический разбор причастий | 11.01 | | Взаимооценка самооценка |
| 102-105 | Буквы Н-НН в причастиях | 12.01 12.01 13.01 16.01 | | |
| 106-107 | Р\р Описание картины В.Н. Гаврилова "Последние васильки" С использованием причастий и причастных оборотов. Упр. 448 стр. 178 | 17.01 18.01 | | |
| 108-109 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 19.01 19.01 | | Взаимооценка самооценка |
| 110 | Итоговый урок по теме «Причастие» | 20.01 | | Взаимооценка самооценка |
| 111-112 | Контрольная работа по теме «Написание причастий» с грамматическим заданием. Анализ к/р | 23.01 | | само контроль |
Типы речи. Повествование. (13ч) | 113-114 | Повествование художественного и разговорного стилей | 24.01 | | Оценочный лист-самооценка |
| 115-116 | Р\р Создание текста по набору рисунков художника Н.Радлова упр. 470 стр.188 | 25.01 26.01 | | Оценочный лист-самооценка |
| 117-118 | Изложение по текстам упр. 477 стр.191-192 | 26.01 27.01 | | |
| 119 | Повествование в рассказе | 30.01 | | |
| 120-121 | Р\р Сжатое изложение по тексту упр. 482 стр. 194-195 | 31.01 1.02 | | |
| 122-123 | Написание рассказа на одну из тем «Наши шалости …», «С нами не соскучишься» Стр. 198упр. 488, упр. 489 | 2.02 2.02 | | |
| 124-125 | Повествование делового и научного стилей | 3.02 6.02 | | |
Деепричастие (14ч.) | 126 | Что такое деепричастие | 7.02 | | взаимопроверка |
| 127-128 | Деепричастный оборот | 8.02 9.02 | | самоконтроль |
| 129-130 | Правописание НЕ с причастиями деепричастиями | 9.02 10.02 | | самопроверка |
| 131-134 | Образование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида Морфологический разбор деепричастий | 13.02 14.02 15.02 16.02 | | Взаимомо и самопроверка |
| 135 | Морфологический разбор деепричастия | 16.02 | | Взаимомо и самопроверка |
| 136-138 | Употребление причастий и деепричастий в речи | 17.02 20.02 21.02 | | самопроверка |
| 139 | Итоговый урок по теме «Деепричастие» | 22.02 | | взаимопроверка |
| 140 | Контрольная работа по теме «Деепричастие» с грамматическим заданием | 27.02 | | Контроль учителя |
| 141 | Анализ ошибок в к. р. Употребление причастий и деепричастий в речи | 28.02 | | взаимопроверка |
Типы речи. Описание. (5ч.) | 142-144 | Описание состояния окружающей среды. | 1.03 2.03 2.03 | | взаимопроверка |
| 145-146 | Р\р. Сочинение- описание места на одну из тем из упр. 586 стр. 239 | 3.03 6.03 | | Самопроверка |
Числительное (21ч.) | 147-148 | Что обозначает имя числительное | 7.03 9.03 | | самопроверка |
| 149-151 | Простые, сложные и составные числительные. Их правописание | 9.03 10.03 | | взаимопроверка |
| 152-155 | Количественные числительные, их разряды, склонение, правописание | 13.03 14.03 15.03 16.03 | | Оценочный лист самопроверка |
| 156-157 | Склонение порядковых числительных | 16.03 17.03 | | Взаимопроверка самопроверка |
| 158 | Морфологический разбор имени числительного | 20.03 | | самопроверка |
| 159-161 | Употребление числительных в речи. Произношение числительных | 21.03 22.03 23.03 | | взаимопроверка |
| 162-163 | Р\р Устное сообщение на тему «Имя числительное- очень интересная часть речи» упр. 647 стр. 262 | 23.03 24.03 | | |
| 164-165 | Итоговый урок по теме «Имя числительное» | 3.04 4.04 | | |
| 166 | Контрольный диктант по теме «Имя числительное» | 5.04 | | Контроль учителя |
| 167 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 6.04 | | Взаимоконтроль |
Типы речи. Описание. (продолжение)(5ч.) | 169-171 | Р.Р. Описание состояния окружающей среды. | 6.04 7.04 10.04 | | взаимопроверка |
| 172-173 | Р\р Создание сочинений- миниатюр по темам из упр. 658,661 | 11.04 12.04 | | взаимопроверка |
Местоимение(33ч) | 174-175 | Какие слова называются местоимениями | 13.04 13.04 | | взаимопроверка |
| 176-178 | Разряды местоимений | 14.04 17.04 18.04 | | самопроверка |
| 179-180 | Личные местоимения. Морфологический разбор местоимения. | 19.04 20.04 | | Взамо и самопроверка |
| 181 | Возвратное местоимение СЕБЯ | 20.04 | | самопроверка |
| 182 | Притяжательные местоимения | 21.04 | | Взаимо и самопроверка |
| 183-184 | Р\р Сочинение на тему «Знакомьтесь : мой друг…» упр.686 стр. 278 | 24.04 25.04 | | Написание сочинения по предложенной теме. |
| 185-186 | Указательные местоимения | 26.04 27.04 | | |
| 187-188 | Р\р. Сочинение- описание картины А.А.Рылова «Цветистый луг» упр.688 стр 279. | 27.04 28.04 | | взаимопроверка |
| 189-190 | Определительные местоимения | 3.05 4.05 | | взаимопроверка |
| 191-192 | Вопросительно-относительные местоимения | 4.05 5.05 | | самопроверка |
| 193-194 | Отрицательные местоимения | 10.05 11.05 | | самопроверка |
| 195-196 | Неопределенные местоимения | 11.05 12.05 | | Взаимо и самопроверка |
| 197-198 | Морфологический разбор местоимения стр.274 упр. 677 | 15.05 16.05 | | взаимопроверка |
| 199-200 | Употребление местоимений в речи. Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение» | 17.05 18.05 | | |
| 201-202 | Р\р Написание рассказапо рисункам художника Н.Родлова Упр. 722 стр.295 | 18.05 19.05 | | Написание сочинения-описания по картине |
| 203 | Произношение местоимений | 22.05 | | |
| 204-205 | Итоговый урок по теме «Местоимение» | 23.05 24.05 | | Тестирование Творческая работа |
| 206 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» с грамматическим заданием | 25.05 | | |
| 207 | Анализ диктанта | 25.05 | | самопроверка |
| 208-209 | Р.р. Соединение в тексте различных типовых фрагментов Упр.739 стр. 303 Упр. 741 стр. 304-305 | 26.05 29.05 | | взаимопроверка |
| 210 | Итоговый урок по пройденным темам учебника | 30.05 | | самопроверка |
г. Зернограда