СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по самообразованию "Маленькие художники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своем детском саду я веду кружок по нетрадиционной техники рисования!!! Это очень увлекательная работа.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа по самообразованию "Маленькие художники"»

МБДОУ «Д/с «Умка»















Программа по самообразованию: «Маленькие художники»

(нетрадиционное рисование)









Воспитатель:

Лузун Мария Владимировна









Абакан 2016

Содержание:

1.Пояснительная записка

2. Возрастные особенности развития детей 4-5 лет (средняя группа)

3.Художественное творчество детей раннего возраста

4. Нетрадиционные техники рисования в детском саду

5. Перспективный план кружка с использованием нетрадиционных техник рисования





















































1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа для средней группы детского сада "Умка" составлена на основе программы «Детство».

Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.

Учебный план МБДОУ составлен в соответствии с рекомендациями базовой

программы, Уставом МБДОУ, санитарно-гигиеническими нормами и гарантирует ребенку дошкольное образование в полном объеме.

Цель: Развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные техники и жанры изобразительного искусства.



Основными задачами художественно-эстетического развития являются:

-развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

-развитие детского творчества;

-приобщение к изобразительному искусству.

Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об условиях.

1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.

2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.

3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.

4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций, художественных материалов.

5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.

6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.



2.Возрастные особенности развития детей 4-5 лет (средняя группа)

Ребенок в 4-5 лет имеет представление о том, как надо (не надо) себя вести, об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга. Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимодействии с другими проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы поведения. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.







































3.Художественное творчество детей раннего возраста

Появляясь на свет, ребенок приобретает многообразие зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Малыш способен целостно воспринимать окружающий мир, интуитивно чувствуя его, эмоционально сопереживать всему увиденному и услышанному. Это чувственное восприятие мира особенно развито у ребенка в раннем возрасте. Оно захватывает и полностью поглощает его, направляет к созиданию и поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, присущие каждому ребенку без исключений. Известно, что творчество в раннем возрасте способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувства цвета. Обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, заложенные природой. Основным «художественным занятием» в этом возрасте являются игры с художественными материалами. Для малыша важен сам процесс использования материала, нежели полученный результат. Ребенок занят исследованием любых материалов, которые попадают ему под руку. На своих занятиях с малышами я предлагаю им для рисования и аппликации необычные для творчества материалы: песок, цветную воду, крупную обычную соль, соль для ванны (цветная, пробки, жидкое мыло, пену камушки, поролон, различные виды круп и макаронных изделий). В ходе творчества у детей задействуются все органы чувствт т.к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже иногда попробовать на вкус (если это не опасно) различные вещества (горох ,соль, различные крупы и т. д.) Особенно важным мотивационным моментом для детей является на мой взгляд, то, что все предлагаемые материалы эмоционально обыгрываются. Поэтому это приносит детям радость и эмоциональное равновесие, а также развивает целый спектр умений и способностей. Не будем забывать, что работа с различными материалами и инструментами, в свою очередь развивает мелкую моторику, т. е развивает кисти рук и пальцев. Малыш запоминает многие слова, в том числе, как называются предметы и действия, фигуры и цвета, материалы и их признаки. Ребёнок стремится подражать жестам, мимике и речи взрослого (интонация, темп речи повышение и понижение голоса). Малыш подражает на свой манер детской речи, понятной только близкому человеку. Задача состоит в том, чтобы внимательно относиться к естественным проявлениям ребёнка и не ограничивать его; обеспечивать условия для их творческой самореализации; уважать позицию ребёнка в решении художественных задач и давать свободу выбора (так например, на своих занятиях, несмотря на ранний возраст воспитанников, предоставляю возможность детям использовать несколько оттенков одного цвета, оставляя за ребёнком права самостоятельного выбора, помогая выразить свои эмоции (внутренний мир) и отношение к окружающему его миру);удовлетворять потребность ребёнка в новых знаниях, умениях, навыках, т. е. использовать различные техники и материалы (на занятиях, получая определённую свободу в действиях, малыши придумывают собственные необычные техники, а мне, как педагогу остаётся только учиться у них и собирать эти техники свою педагогическую копилку);научиться взрослому, делать не за ребёнка, а вместе с ним и доверять ему то, с чем с чем он вполне может справиться сам. Художественно-эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры. Худ-творческое развитие ребенка раннего возраста во многом зависит от овладения им изобразительными умениями.

В своей работе я использую пособия Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного овозраста», Г. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», журналы «Дошкольное воспитание».

Я в своей работе с детьми ищу такие пути взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой, помогут ребенку овладеть средствами самовыражения, т. е. использование при работе с детьми разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой, манкой, солью и т. д.)

В процессе своей работы с использованием нетрадиционных форм рисования я стараюсь создать для детей благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, которые предлагаю детям, а также даю возможность их выбора, помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки.

Затратив усилие и получив одобрение, я вижу, как ребенок испытывает радость, поднимается его настроение. В работе с детьми я часто обращаюсь к сказочным образам, т. к. сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Таким образом я развиваю фантазию детей, а также усвоению основных нравственно-этических понятий (добро, зло) и я вижу, как ребенок постепенно начинает откликаться на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, животных. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

Рисование имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Рисуя с детьми, я развиваю у них интеллектуальные способности, память, внимание, учу детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Во время работы я провожу эксперименты с различными материалами (солью, манкой, мыльной пеной, краской.) И таким образом способствую тому, что ребенок становится любознательным и активным. При организации образовательного процесса по «Художественному творчеству»

























4. Нетрадиционные техники рисования в детском саду



Я использую следующие техники изображения:

1. Рисование пальчиками, ладошкой.

2. Печать листьев.

3. Кляксография.

4. Раздувание краски.

5. Рисование свечой.

6. На брызги.

7. Рисование поролоном.

8. Рисование солью.

В своей работе я использую такие средства, как:

1. Коктейльные трубочки

2. Поролоновые губки

3. Зубные щетки

4. Ватные палочки

Используя коктейльные трубочки я с детьми можно выполнить работу на тему «Снег идет», зубными щетками рисовать «Дорожку для машин»«Следы на снегу «рисовать стопами, печатью листьев с детьми рисовать «Осенний листопад», ватными палочками рисовать лучи солнца. Путем прикладывания ладоней мною и детьми выполнить работу «Здравствуй солнышко».

Традиционным методом, детей учу наносить карандашом штрихи на бумаге. Ребенок манипулирует карандашом и бумагой, которые дают ребенку взрослые. Подражая моему примеру и проводя карандашом по бумаге, дети начинают замечать остающиеся на ней следы.

Работая с детьми, даю им представление о том, что карандашами, фломастерами и красками рисуют, глиной, пластилином лепят, учу детей различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый, правильно называть их, рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные, пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, заборчику. Движения детей становятся более точными, и разнообразными. Более разнообразными становятся и наносимые на бумагу каракули. Ребенок раннего возраста не все передает изобразительными средствами, многое остается за пределами рисунка. Следует тактично относиться к его замыслу попытаться помочь ему выразить содержимое. Я рассматриваю рисунок совместно с ребенком, при этом не анализирую, то есть, не делаю критических замечаний («Что за мазню ты нарисовал», а даю ребенку возможность получить удовольствие и от процесса рисования, лепки, и от того, что получилось, при этом спрашиваю («Куда едет машина?»«А кому ты подаришь красивые цветы?»).

Чувства, возникающие при восприятии работ по рисованию, пока еще весьма просты по форме выражения: дети радуются. Но этот процесс важен: ребенка все больше интересует содержание изобразительной деятельности, он обращает внимание на выразительность цветовых сочетаний, расположение линий, персонажа. Проводя анализ детских работ, опираюсь на принцип «Каждый имеет право на ошибку!». В любой работе ребенка я стараюсь увидеть что-то необычное, интересное и это стараюсь обязательно выделить и подчеркнуть. Не ошибается тот, кто ничего не делает, ребенок должен осознать эту мудрость, потому что страх ошибки или не удачи - одно из главных препятствий в творческой работе.

Мой такой подход вызывает у детей желание самостоятельно повторить действия с карандашом, кистью на бумаге.

Значение обучения детей рисованию с раннего возраста заключается не в том, чтобы сделать их художниками, а в том, чтобы предоставить им возможность включиться в деятельность, которая позволит им расширить горизонты своего опыта, научиться управлять своими эмоциями, переживаниями.

Анализируя свой работы и опыт работы других педагогов, занимающихся художественным творчеством с детьми раннего возраста можно сделать следующий вывод, что проводимая работа по развитию художественных умений и навыков способствуют развитию полноценно творческой личности.



































5.Перспективный план кружка с использованием нетрадиционных техник рисования

Сентябрь

1 Вводное занятие. Познакомить детей с различными видами техники рисования, необходимыми принадлежностями для занятий. Выступление на родительском собрании,

консультация

2 Техника проступания

«Осенний лес».

-Познакомить с техникой проступания;

-Учить доступными средствами отражать полученные впечатления. консультация

3 Рисование пальчиками и ладошками

«Цветочная поляна».

-Познакомить детей с техникой «Пальчиковое рисование».

-Развивать эстетическое восприятие.

Выставка. консультация

Октябрь

1 Техника «Жатая бумага».

-Познакомить детей с техникой «Жатая бумага»

-Развивать воображение консультация

2 Восковая техника «Тайнопись».

-Познакомить детей с восковой техникой.

-Учить воплощать задуманный замысел. консультация

3 Зеркальная техника «Бабочка».

-Знакомство детей с зеркальной техникой.

-Развивать умение рисовать красками, используя только половину листа. консультация

4 Техника проступания «Ночной пейзаж».

-Продолжить знакомить детей с техникой проступания.

-Развивать образное представление, воображение.

Выставка. консультация

Ноябрь

1 Рисование пальчиками и ладошками «Рыбка в аквариуме».

-Продолжать знакомить детей с данной техникой

-Развивать умение сочетать в рисунке разные цвета консультация

2 Техника «Фроттаж» (затирание)

«Летняя картина».

-Знакомство детей с техникой затирания.

-Развивать эстетическое восприятие. консультация

3 Техника «Влажным по влажному»

«Цветы».

-Познакомить детей с новой для них техникой.

-Упражнять детей в рисовании красками. консультация

4 Техника процарапывания «Аквариум».

-Познакомить детей с техникой процарапывания.

-Упражнять детей в рисовании восковыми мелками.

Выставка. консультация

Декабрь

1 Техника восковой вытяжки «Яркие лучи».

-Познакомить детей с техникой восковой вытяжки.

-Развитие воображения. консультация

2 Рисование пальчиками и ладошками

«Жар-птица».

-Продолжить знакомить детей с данной техникой.

-Развивать чувство удовлетворения от создания рисунков. консультация

3 Штриховка восковыми мелками

«Мыльные пузыри».

-Знакомство детей с ещё одной техникой.

-Развивать образное представление, воображение. консультация

4 Техника процарапывания

«Зимний пейзаж».

-Учить воплощать задуманный замысел.

-Развитие воображения.

Выставка. круглый стол,

мастер - класс,

консультация

Январь

1 Техника проступания

«Новогодняя ёлка».

-Совершенствовать умение работать в данной технике.

-Учить воплощать задуманный замысел. консультация

2 «Лебеди»

-Учить рисовать лебедя, используя знакомые элементы: круг, овал, линию.

-Совершенствовать технические приемы рисования карандашом. консультация

3 Тайнопись «Снежинки».

-Упражнять детей в рисовании восковыми мелками.

-Развитие воображения.

Выставка. консультация

Февраль

1 «Животные жарких стран».

-Познакомить детей с изображениями животных жарких стран, способами их рисования простым карандашом консультация

2 Рисование пальчиками

«Красивые бабочки».

-Совершенствовать умение работать в данной технике.

-Учить передавать симметричный узор на крыльях бабочки.

-Развивать творческое воображение. консультация

3 «Рыбки в аквариуме».

-Учить детей рисовать акварелью, используя при этом трафарет и губку.

-Учить воплощать задуманный замысел. консультация

4 «Домашние птицы».

-Упражнять детей в рисовании простым и цветными карандашами.

-Развивать умение сочетать в рисунке разные цвета.

Выставка. консультация