Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицей № 8», г Назарово, в соответствии с рекомендациями Примерной программы начального общего образования, Программы «Формирование универсальных учебных действий младших школьников» МАОУ «Лицей № 8», г Назарово, программы курса «Математика» автор И.И.Аргинская и др. (УМК «Дидактическая система Л.В. Занкова»).
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики: понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей и др.); математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека; владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет учащемуся совершенствовать коммуникативную деятельность.
Образовательный процесс строится на основе системно-деятельностного подхода при использовании технологии развивающего обучения Л.В.Занкова.
Программа целостно будет реализовываться в 1 – 4 классах.
На реализацию программы по математике в федеральном базисном учебном плане предусмотрено во 2 классе 136 часов (34 недели по 4 часа в неделю).
-выявляет действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика;
Раздел программы | Содержание | Кол-во часов | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные |
Числа и величины Двузначные числа | Завершение изучения устной и письменной нумерации двузначных чисел. Формирование представления о закономерностях образования количественных числительных, обозначающих многозначные числа. Разряд единиц и разряд десятков, их место в записи чисел. Сравнение изученных чисел. Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | 21 | - читает числа до100; - записывает числа до 100; - сравнивает числа до 100 по разрядам; - упорядочивает числа в пределах 100; - представляет числа в виде суммы разрядных слагаемых в пределах 100; - группирует числа по самостоятельно установленному признаку; - использует единицы измерения массы, времени и соотношение между ними; - записывает числа от 1 до 39 с использованием римской письменной нумерации; | Регулятивные универсальные учебные действия: -планирует последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; -оценивает учебные действия, применяя различные критерии оценки; -осуществляет самостоятельно контроль учебной деятельности; -самостоятельно работать с учебником во внеурочное время; -выбирать книги для внеклассного чтения; Познавательные универсальные учебные действия: -осуществляет логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков; -осуществляет логическое действие синтез; -осуществляет логическое действие сравнение по заданным или самостоятельно выбранным критериям; -осуществляет логическое действие классификация по заданным или самостоятельно выбранным критериям. -осуществляет логическое действие обобщение; -устанавливает причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; -строит простые умозаключения по аналогии; -осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения; -сравнивать художественный и научно-популярный текст; Коммуникативные универсальные учебные действия: -строит речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации; -формулирует точку зрения; -аргументирует свою точку зрения (в коммуникативной ситуации); -задает вопросы для получения необходимых сведений; -уважает мнение собеседника; -участвует в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; |
Трехзначные числа | Разряд сотен. Различные способы образования сотни. Счет сотнями в пределах трехзначных чисел. Чтение и запись сотен. Чтение и запись трехзначных чисел. Устная и письменная нумерация изученных чисел. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. |
Римская письменная нумерация | Знакомство с цифрами римской нумерации. Значения этих цифр I, V, X. Правила образования римских чисел. Сравнение римской письменной нумерации с десятичной позиционной системой записи. |
Величины | Знакомство с понятием массы. Сравнение массы предметов без ее измерения. Использование произвольных мерок для определения массы. Килограмм. Весы как прибор для измерения массы. Установление вместимости с помощью произвольных мерок. Литр. Понятие о времени. Единицы измерения времени – минута, час, месяц, год. Соотношения между ними. Многообразие часов. Различные способы называния одного и того же времени. Знакомство с календарем. |
Арифметические действия Сложение и вычитание | Сочетательное свойство сложения и его использование при сложении двузначных чисел. Знакомство со свойствами вычитания. Сложение и вычитание двузначных чисел. Знакомство с основными положениями алгоритмов выполнения этих операций. Письменное сложение и вычитание двузначных чисел. Выделение и сравнение частных случаев сложения и вычитания двузначных чисел. Изменение значений сумм и разностей при изменении одного или двух компонентов. | 53 | - использует знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления; - выполняет сложение и вычитание в пределах 100; - складывает и вычитает однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку или в столбик; - использует знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления; - применяет таблицу сложения и умножения при устном счёте в пределах 100; - выполняет умножение и деление в пределах табличных случаев; - устанавливает порядок действий в сложных выражениях со скобками и без скобок; - находит неизвестный компонент действий сложения и вычитания; - применяет переместительное свойство сложения и умножения и сочетательное свойство сложения; |
Умножение и деление | Понятие об умножении. Знак умножения. Термины, связанные с действием умножения. Смысловое содержание каждого множителя. Составление таблицы умножения. Переместительное свойство умножения и его использование для сокращения таблицы умножения. Особые случаи умножения. Деление как действие, обратное умножению. Знак деления. Термины, связанные с действием деления. Использование таблицы умножения для выполнения табличных случаев деления. Особые случаи деления. Умножение и деление как операции увеличения и уменьшения числа в несколько раз. |
Сложные выражения | Классификация выражений, содержащих более одного действия. Порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками, содержащих более одного действия одной ступени, содержащих действия разных ступеней, содержащих действия одной или разных ступеней. |
Элементы алгебры | Понятие об уравнении. Корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов действия различными способами. Знакомство с обобщенной буквенной записью изученных свойств действий. |
Работа с текстовыми задачами | Отличительные признаки задачи. Выявление обязательных компонентов задачи. Установление связей между ними. Преобразование текстов в задачу. Знакомство с различными способами формулировки задач. Простые и составные задачи. Решение задач. Преобразование составной задачи в простую и простой в составную. Поиск способа решения задачи с помощью рассуждений от вопроса. Составление логических схем рассуждений. Обратные задачи. Зависимость между количеством данных задачи и количеством обратных к ней задач. Краткая запись задачи: сокращение ее текста с точки зрения сохранения ее математического смысла. Использование условных знаков в краткой записи задачи. | 34 | - выделяет части задачи; - выбирает действия для решения простых и составных (2 действия) задач; - составляет задачи, обратные для данной простой задачи; |
Пространственные отношения. Геометрические фигуры | Классификация треугольников по углам и по соотношению сторон. Многоугольники с равными сторонами. Пространственные тела: цилиндр, конус, призма, пирамида. Установление сходств и различий между телами разных наименований и одного наименования. Знакомство с терминами: грань, основание, ребро, вершина пространственного тела. | 14 | - распознаёт геометрические фигуры (линия, отрезок, квадрат, треугольник, прямоугольник); - чертит на клетчатой бумаге квадрат, прямоугольник с заданными сторонами; - чертит на клетчатой бумаге квадрат, прямоугольник с заданными сторонами; |
Геометрические величины | Нахождение длины незамкнутой ломаной линии. Понятие о периметре. Нахождение периметра произвольного многоугольника. Нахождение периметров многоугольников с равными сторонами разными способами. | 4 | - находит периметр многоугольника; - использует единицы измерения длины и соотношения между ними; - выбирает удобные единицы измерения длины, периметра; |
Работа с информацией | Получение информации о предметах по рисунку, в ходе практической работы. Упорядочивание полученной информации. Построение простейших выражений с помощью логической связки. Проверка истинности утверждений. Проверка правильности готового алгоритма. Понимание и интерпретация таблицы, схемы, столбчатой и линейной диаграммы. Заполнение готовой таблицы. Самостоятельное составление простейшей таблицы на основе анализа данной информации. Чтение и дополнение столбчатой диаграммы с неполной шкалой, линейной диаграммы. | 10 | - заполняет простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы, по рисунку; - изменяет объект в соответствии с закономерностью, указанной в схеме; - читает простейшие столбчатые диаграммы; - интерпретирует полученную информацию из таблицы, схемы, диаграммы в виде текста, числового выражения, уравнения; - выполняет действия по алгоритму; |
№ урока | Дата | Тема |
| | 1 ЧЕТВЕРТЬ (36 ч) |
| | Масса и ее измерение (14 ч) |
1 | | Вводный урок. Подготовка к знакомству с понятием «масса предмета». С. 4–5 |
2 | | Знакомство с понятием «масса». С. 6–7 |
3-4 | | Сравнение предметов по массе (практическая работа).С. 8–11 |
5-6 | | Измерение массы предметов с помощью произвольных мерок (практическая работа).С. 12–15 |
7-8 | | Килограмм. Измерение массы предметов. С. 16–19 |
9-10 | | Определение массы с помощью гирь и весов (практическая работа).С. 20-23 |
11 | | Старинные меры массы. С. 24–25 |
12 | | Разрядные слагаемые. С. 26–27 |
13 | | Проверь себя С. 28-29 |
14 | | Проверочная работа по теме «Масса и её измерение» |
| | Уравнения и их решения (10 часов) |
15 (1) | | Введение понятия «уравнение». С. 30–31 |
16 (2) | | Решение уравнений способом подбора. С. 32–33 |
17 (3) | | Сложение круглых десятков. С. 34–35 |
18 (4) | | Решение уравнений на основе связи между слагаемыми и суммой. С. 36–37 |
19 (5) | | Сочетательное свойство сложения. С. 38–39 |
20 (6) | | Решение уравнений на нахождение неизвестного вычитаемого. С. 40–41 |
21 (7) | | Вычитание круглых десятков. С. 42–43 |
22 (8) | | Решение уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого. Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разрядную единицу. С. 44–45 |
23 (9) | | Корень уравнения. Вычитание круглых десятков из двузначного числа. С. 46–47 |
24 (10) | | Уравнения и их решение. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 (без перехода через разрядную единицу). Проверочная работа «Решение уравнений «С. 48–49 |
| | Составляем и решаем задачи (8 часов) |
25 (1) | | Вопрос как часть задачи. Вычитание однозначного числа из круглого десятка. С. 50–51 |
26 (2) | | Условие как часть задачи. Сложение двузначных и однозначных чисел с получением круглых десятков. С. 52–53 |
27 (3) | | Прямоугольный треугольник. С. 54–55 |
28 (4) | | Составные части задачи. Взаимосвязь между ними. С. 56–57 |
29 (5) | | Данные и искомое задачи. С. 58–59 |
30 (6) | | Структура задачи. С. 60–61 |
31 (7) | | Обобщающий урок. Решение простых задач. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.С. 62–63 |
32 (8) | | Контрольная работа по теме «Решение задач» |
| | Сложение и вычитание двузначных чисел (19 ч) |
33 (1) | | Сложение двузначных чисел. С. 64–65 |
34 (2) | | Способы сложения двузначных чисел. С. 66–67 |
35–36 (3-4) | | Сложение двузначных чисел. Соотношение единиц длины. С. 68–71 |
| | 2 ЧЕТВЕРТЬ (28 ч) |
37 (5) | | Вычитание двузначных чисел. С. 72–73 |
38 (6) | | Миллиметр. С. 74–76 |
39 (7) | | Равнобедренный треугольник. С. 76–77 |
40–42 (8-10) | | Применение сложения и вычитания в разных ситуациях. Письменный приём сложения и вычитания. С. 78–83 |
43 (11) | | Равнобедренный прямоугольный треугольник. С. 84–85 |
44–45 (12-13) | | Сложение двузначных чисел с переходом через разрядную единицу. С. 86–89 |
46 (14) | | Равносторонний треугольник. С. 90–91 |
47 (15) | | Вычитание двузначных чисел с переходом через разрядную единицу. С. 92–93 |
48 (16) | | Составление алгоритма вычитания двузначных чисел с переходом через разрядную единицу. С. 94–95 |
49 (17) | | Составная задача. С. 96–97 |
50 (18) | | Решение простых задач. С. 98–99 |
51 (19) | | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел» |
| | Вместимость (3 ч) |
52 (1) | | Вместимость. С. 100–101 |
53 (2) | | Литр С. 102–103 |
54 (3) | | Старинные меры вместимости. С. 104–105 |
| | Время и его измерение (10 ч) |
55 (1) | | Понятие времени как величины. С. 106–107 |
56 (2) | | Сутки – единица измерения времени. С. 108–109 |
57 (3) | | Итоговая контрольная работа по итогам 1 полугодия (административная). |
58 (4) | | Разносторонний треугольник. С. 110–111 |
59–60 (5-6) | | Определение времени по часам. С. 112–115 |
61–62 (7-8) | | Час, минута. С. 116–120 |
63 (9) | | Периметр многоугольника. С. 121–123 |
64 (10) | | Проверь себя. С. 124–127 |
| | 3 ЧЕТВЕРТЬ (40 ч) |
| | Умножение и деление (26 часов) |
65 (1) | | Сложение одинаковых слагаемых. С. 3—5 |
66-67 (2-3) | | Введение понятия «умножение». С. 5—7 |
68 (4) | | Конкретный смысл умножения. С. 7-8 |
69-70 (5-6) | | Произведение. С.9-11 |
71-72 (7-8) | | Компоненты и результат действия умножения. С. 12-15 |
73-75 (9-11) | | Арабские и римские цифры. С. 16-21 |
76-77 (12-13) | | Правило вычитания числа из суммы. С. 22-25 |
78 (14) | | Проверочная работа «Смысл умножения» |
79 (15) | | Схема рассуждений при решении задач. С. 26-27 |
80-81 (16-17) | | Действие деления. С. 28-31 |
82 (18) | | Свойство противоположных сторон прямоугольника. С. 32-33 |
83 (19) | | Взаимно обратные арифметические действия. С. 34-35 |
84 (20) | | Частное чисел. С. 36—37 |
85 (21) | | Делимое, делитель. С. 38—39 |
86 (22) | | Задачи на увеличение числа в несколько раз. С. 40—41 |
87 (23) | | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. С. 42—43 |
88-89 (24-25) | | Умножение и деление. С. 44-47 |
90 (26) | | Контрольная работа по теме «Умножение и деление» |
| | Таблица умножения (24 часа) |
91 (1) | | Таблица умножения на 2. С.48-49 |
92 (2) | | Таблица умножения на 3. С.50-51 |
93 (3) | | Действия первой и второй ступеней. С. 52-53 |
94 (4) | | Таблица умножения на 4. С. 54-55 |
95 (5) | | Таблица умножения на 5. С.56-57 |
96 (6) | | Формулы периметра прямоугольника и квадрата. С. 58-59 |
97 (7) | | Порядок действий в выражениях без скобок. С. 60-61 |
98 (8) | | Переместительное свойство умножения. С. 62-63 |
99 (9) | | Порядок действий в выражениях без скобок, содержащих действия разных ступеней. С. 64-65 |
100 (10) | | Таблица умножения на 7. Взаимосвязь между множителями и значением произведений. С. 66-67 |
101 (11) | | Таблица умножения на 8. С. 68-69 |
102 (12) | | Таблица умножения на 9. С. 70-71 |
103 (13) | | Проверочная работа по теме «Табличные случаи умножения» |
104 (14) | | Порядок действий в выражениях со скобками. С. 72-73 |
| | 4 ЧЕТВЕРТЬ (32 ч) |
105 (15) | | Таблица умножения. С. 74-75 |
106 (16) | | Умножение единицы на число и числа на единицу. С. 76-77 |
107 (17) | | Деление числа на само себя и на единицу. С. 78-79 |
108 (18) | | Взаимосвязь между компонентами и результатом действия деления. С. 80-81 |
109 (19) | | Умножение числа на нуль и нуля на число. С. 82-83 |
110 (20) | | Деление нуля на число. С. 84-85 |
111 (21) | | Цена, количество, стоимость. Невозможность деления на нуль. С. 86-87 |
112-113 (22-23) | | Обобщение по теме «Таблица умножения». С. 88-89 |
114 (24) | | Контрольная работа по теме «Таблица умножения» |
| | Трёхзначные числа (22 часа) |
115 (1) | | Новая счетная единица – сотня. С.90-91 |
116 (2) | | Круглые сотни. С.92-93 |
117-118 (3-4) | | Разные способы получения сотни. С. 94-95 |
119 (5) | | Соотношение между единицами длины. С.96-97 |
120-121 (6-7) | | Образование, чтение и запись трехзначных чисел при счете десятками. С. 98-101 |
122 (8) | | Образование, чтение, запись трехзначных чисел. С. 102-103 |
123 (9) | | Образование, чтение, запись трехзначных чисел. С. 103-104 |
124 (10) | | Образование, чтение, запись трехзначных чисел. С. 104-105 |
125 (11) | | Разрядный состав трехзначных чисел. С. 106-107 |
126 (12) | | Объемные тела. Основание объемного тела. С. 108-109 |
127 (13) | | Контрольная работа по итогам учебного года (административная) |
128 (14) | | Календарь. С. 110-111 |
129 -130 (15-16) | | Месяц и год – единицы времени. С. 112-115 |
131 (17) | | Нумерация трехзначных чисел. С. 116-117 |
132-134 (18-20) | | Элементы объемных тел (ребра и грани многогранников). С. 118-123 |
135-136 (21-22) | | Проверь себя. Математический калейдоскоп. С. 124-127 |
-объекты, предназначенные для демонстрации счета: от 1 до 10, от 1 до 20, от 1 до 100;
- наглядные пособия для изучения состава числа (в том числе карточки с цифрами и другими знаками);
- демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);
- видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса математики;