ПРОГРАММА
внеурочной деятельности учащихся
«Юный краевед»
1класс
Направление внеурочной деятельности –
«Духовно-нравственное»
Возраст детей: 7-8 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Медведева В.Н.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности учащихся
«Юный краевед»
1класс
Направление внеурочной деятельности –
«Духовно-нравственное»
Возраст детей:7- 8 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:Медведева В.Н.
Содержание
1. Пояснительная записка…………………..…...…………………………..........3
1.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс…….………………………..……………………...….3
1.2. Цель и задачи программы……………..……………………………….…….3
1.3. Отличительные особенности программы…………………………..………4
1.4. Особенности возрастной группы детей……………………………………..5
1.5. Уровень результатов работы по программе………………………………..6
1.6. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей………7
2. Учебно-тематический план……………………………………………………7
3. Содержание программы…………………. ……………………………………9
4. Ресурсное обеспечение реализации программы………………………….…10
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы……………………………………….……………………...13 Приложения………………………………………………………………….......14
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Курс по краеведению рассчитан для обучающихся 2-х классов и предусматривает изучение материала в течение года в количестве 34 часов по 1 часу в неделю.
деятельности «Юный краевед»модифицированная на основе программы «Юный краевед» (См. список литературы - №6) реализуется во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями Программа внеурочной ФГОС НОО. Основными формами занятий являются беседы, экологические праздники, викторины, КВНы, заседания клуба, экскурсии, походы. Любовь к родному краю – основа нравственности, поэтому программа актуальна и нова по региональному компоненту.
Программа предназначена для учителей начальной школы, родителей, педагогов дополнительного образования.
Одной из главных задач начальной школы и особенно первых лет обучения считается знакомство с окружающим миром.
Поэтому основа этой программы – краеведение. Именно краеведение развивает познавательный интерес к своей малой родине, знакомит с лучшими людьми родного края: рабочими, композиторами, учёными, тружениками сельского хозяйства – всеми, кто создавал и создаёт славу Марий Эл в России и за её пределами. Именно в начальной школе ребята готовы учиться и активно задают вопросы, пытаются построить свою картину мира. Дать целостную картину мира для того, чтобы понимать, что и почему происходит в нём, предполагать, что с ним может произойти, решать, как вести себя в нём – главная задача курса «Юный краевед».
Вопросы изучения родного края в рамках данного курса всегда были актуальны. Любовь к Родине, рождение чувства патриотизма начинается с любви к своей семье, к тому месту, где ты родился, к краю, в котором живёшь.
Программа представлена в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочное время.
Основные формы занятий: экскурсии, беседы, викторины, КВНы, экологические праздники.
Основные виды деятельности: экскурсии, исследовательские группы, кружки, заседания клуба, выставки, секции рационализаторов, создание конструкторских бюро.
1.2. Цель и задачи программы
Цель:
Формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае и познавательного интереса к своей местности и ее природной среде.
Изучение истории города, его искусства через судьбы и творчества знаменитостей города Симферополя.; создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации ученика; содействие в развитии ребенка и в достижении им определенного уровня образованности; способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры;
Задачи:
- формировать интерес к прошлому и настоящему своей малой родины;
- формировать представление о специфике своей малой родины, города и необходимости грамотного взаимодействия человека с селом, городом, об уникальности и неповторимости своей малой родины, города; о важной роли сельчан, горожан в создании, развитии сохранении города, села и их культурного наследия;
- развивать бережное отношение к селу, городу (достопримечательности, культура, природа);
- формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении.
1.3. Отличительные особенности программы
Организация достижения целей:
целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа;
связь с социосредой (родителями, культурой и природой).
При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:
- события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;
- представлять учащимся возможность совершать маленькие “открытия”, привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
- формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
- вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.
Методы и формы работы
Для облегчения понимания материала детьми в процессе обучения предлагаются игровые формы.
На занятиях применяются различные формы деятельности: викторины, выставки, конкурсы, экскурсии и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, игра, конференция и т.д., а также краеведческие рассказы и народные сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять, делать свои выводы.
Занятия предусматривают получение знаний не только на специальных занятиях внеурочной деятельности, но и во время прогулок, экскурсий и нацелено на общее развитие ребят, на развитие наблюдательности, внимания.
1.4. Особенности возрастной группы детей
Программа рассчитана для учащихся 7-8 летнего возраста. Этот возраст особенно благоприятен для начала изучения родного края. Дети этого возраста отличаются особой чуткостью к проявлениям вокружающим мире. Они легко и прочно запоминают нравственные нормы жизни, активно включаются в посильную практическую деятельность в сохранении природы окружающего мира.
В 7 лет основной вид деятельности игра. Использование игровых приемов в обучении очень помогает сделать занятия интересными и нескучными.
Дети в этом возрасте любознательны, импульсивны, их внимание отличается неустойчивостью, им трудно сдерживать себя, они не умеют управлять своим поведением. Дети этого возраста быстро утомляются. У них преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик.
Воображение детей достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.
Развитие мышления идет от наглядно – действенного к наглядно – образному, от решения задач путем непосредственных действий с ними к действиям с наглядными представлениями о них.
В 7 – 8 лет игровая деятельность все больше сменяется учебной. Но элемент игры позволяет нам на любом возрастном уровне сделать урок интереснее, разнообразие. Игрушки постепенно заменяются картинками. Это обеспечивает переход от игры к собственно учебной деятельности.
Дети данного возраста воспринимают мир целостно. Их любимые занятия - раскрашивание, рисование, конструирование, пение, танец. С огромным желанием и любовью дети рисуют свою квартиру, свой дом, свою семью, делают модель дома, придумывают мелодию для каждой рифмовки, танцуют.
1.5. Уровень результатов работы по программе
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни, оптимальная форма этической беседы)
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)
Результаты третьего уровня (опыт социального действия юный краевед может приобрести, включившись в традиционную для многих туристических групп систему сменных должностей)
Система контроля для планируемых результатов строится с учётом необходимости:
определение динамики картины развития обучающегося на основе выделения, достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы – зоны ближайшего развития ребёнка;
выделение основных направлений оценочной деятельности – оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.
Знания и умения обучающихся:
формирование у школьников основ умения учиться и способности к реализации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой;
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, уважать другие народы России, иметь межэтническую толерантность;
формировать уважение к ценностям семьи, любви к природе, признание ценностей своего здоровья и здоровья других людей.
Качества личности у обучаемых:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности.
Универсальные учебные действия:
способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;
знать о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, о наградах и этнических группах России;
выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.
1.6. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
Тесты, викторины, сочинения, конкурсы, КВН, карточки – задания, познавательные игры и т.д.
Учебно-тематический план
№п/п | Разделы | Количество часов | Формы деятельности, контроля |
| | всего | теория | практика | |
I | Введение. Краеведение. Мой дом, мой двор» «Наш город-город пользы ,город собиратель.» «Симферополь вчера, сегодня, завтра» «Их именами названы улицы нашего города». | 3 | 1 1 | 2 | Рисунок «Мой дом» Экскурсия. |
II | Город, в котором я живу. «Экскурсия по микрорайону» «История возникновения нашего городаСимферополя.» «Почётные жители нашего города» «Экскурсии: по городу, селу, в краеведческий музей» «Традиции нашего города» «Достопримечательности нашего города.» Викторина «Знаешь ли ты свой город?» | 7 | 5 1 1 1 1 1 | 2 1 1 | Экскурсия Карта Составление фотоальбома Экскурсия Фотографирование, выставка Викторина |
III | Наш край родной «Республика Крым на карте Родины» «Климат нашего края» «Осень пришла» «Растения и животные осенью» «Труд людей» «Идёт зима» «Животные и растения зимой» «Народные приметы и народный календарь», «Что даёт край стране» «Памятники природы» «Растения и животные весной» «Охрана природы родного края» «Великая Отечественная война в жизни села (поселка, деревни)» Викторина «Знаешь ли ты родной край?» | 14 | 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 2 1 1 | Карта Экскурсия Альбом Рисование Рисование Сочинение «Как можно помочь птицам зимой» Поиск в Интернете Экскурсия Сбор материала рассказы бабушек и дедушек о ВОВ |
IV | Экологические проблемы нашей местности «Забота о чистой воде и чистом воздухе» «Охрана животного мира» «Редкие растения республики» «Красная книга» «Заповедники и заказники». | 5 | 4 1 1 1 1 | 1 1 | Экологический праздник, экскурсия к роднику Проект фотографии о редких растениях и животных |
V | Народы, традиции, быт и культура «Коренные народы Марий» «Народные традиции коренных жителей» «Народные промыслы» «Народные игры, праздники» Экскурсия в музей. Итоги года. Отчет. | 5 | 4 1 1 1 1 | 1 1 | Экскурсия |
| Итого | 34 | 27 | 7 | |
Содержание программы
Вопросы изучения края в рамках данной программы всегда актуальны. Любовь к Родине, рождение чувства патриотизма начинается с любви к своей семье, к тому месту, где ты родился, к краю в котором живёшь.
Программа имеет пять целенаправленных разделов:
I Раздел. «Мой дом, мой двор» (3 часа)
Направлен на знакомство со своим домом, городом–Симферополя, жителями своего дома, на развитие чувства гордости, заботы, любви к близким, к своему двору, друзьям.»
II Раздел. «Город, в котором я живу» (7 часов)
Знакомит с историей нашего города, историей местности, их
достопримечательностями, традициями.
«Экскурсия по городу», «История возникновения нашего города», «Почётные жители нашего города», «Экскурсии: по городу, в краеведческий музей», «Традиции нашего города», «Достопримечательности нашего города».Викторина «Знаешь ли ты свой город?»
III Раздел. «Наш край родной» (14часов)
«Республика Крым на карте Родины», «Климат нашего края», «Осень пришла», «Растения и животные осенью», «Труд людей», «Идёт зима», «Животные и растения зимой», «Народные приметы и народный календарь», «Что даёт край стране», «Памятники природы Звениговского района», «Растения и животные весной», «Охрана природы родного края», «Великая Отечественная война в жизни села (поселка, деревни)». Викторина «Знаешь ли ты родной край?»
Этот раздел программы знакомит с природой родного края, его поверхностью и полезными ископаемыми, реками, почвой, растительностью и животным миром.
IV Раздел. «Экологические проблемы Республики Крым и нашей местности» (5 часов)
Содержит идею природоохранного воспитания.
«Забота о чистой воде и чистом воздухе», «Охрана животного мира», «Редкие растения республики», «Красная книга РеспубликиКрым», «Заповедники и заказники».
V Раздел. «Народы, традиции, быт и культура» (5 часов)
Знакомит с народными промыслами, традициями, культурой коренных народов края.
«Коренные народы», «Народные традиции коренных жителей», «Народные промыслы», «Народные игры, праздники», экскурсия в музей.
Программа «Юный краевед» предусматривает как теоретические, так и практические и экскурсионные занятия, которые будут проводиться 1 раз в неделю.
Программа составлена на основе опыта работы, государственной программы курса второго поколения, окружающего мира с учётом психологических особенностей детей младшего школьного возраста, требований государственных образовательных стандартов.
Ресурсное обеспечение реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Главной задачей курса «Юный краевед» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирования представления о месте и роли в нем человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты, микропрепараты;
коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
изобразительные наглядные пособия – таблицы, муляжи;
географические и исторические карты, разнообразная литература.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон).
Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений;
Важная роль принадлежит экскурсиям, предусмотренным программой курса «Юный краевед».
Большое значение имеет встречи с интересными людьми, родителями, бабушкамии дедушками, учителями, общественностью.
Перечень ключевых слов
Родословная. Традиция. Возникновение. Почётные жители. Климатические условия.Краеведческий музей.Экология.Коренные жители.Народные промыслы. Рельеф.Недра земли.Ремесло.Заповедник.Заказник.Водоём.Сельское хозяйство.Памятники архитектуры.
Заключение
Человек постоянно познаёт окружающий мир. В результате накапливается огромное количество разнообразной информации, которая сохраняется в печатных изданиях, на электронных носителях, в произведениях искусства. Эта информация и созданные на её основе материальные и духовные ценности составляют культуру народа, края, страны, мира.
В результате проведения занятий по внеурочной деятельности обучающиеся могут собрать иллюстрации о своём крае, вместе с родителями будут составлять небольшие слайды, вести тетрадки, наблюдения, научатся рисовать контурные карты по шаблону, а затем по ним проведут свои исследования.
Методические рекомендации по работе с младшими школьниками дадут ориентиры, предлагают определённую систему в изучении своего края, может быть использована в работе краеведческих кружков в школе и во внешкольных учреждениях, окажется полезной при изучении курсов «Краеведение» и «Методика краеведения».
Список литературы
(для учителя)
Интернет источники (образовательный портал):
Школа юного краеведа. 3-4 классы: материалы к занятиям / авт.-сост. Е.А.Ляшенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 158 с.
http://www. festival. 1
www.
Ена В. Г. «Заповедные ландшафты Крыма»- Симферополь: Таврия, 1983.
Костин Ю. В., Дулицкий А. И. «Птицы и звери Крыма»- Симферополь: Таврия, 1978
Крым: книга рекордов.- Симферополь: Сонат, 1999
Крым. Поэтический атлас: справочник туриста и краеведа/ Сост. А. Н. Рудяков, В. П. Казарин.- Симферополь: Таврия, 1989.
Крым: Что? Где? Когда?: Путеводитель- справочник- »- Симферополь: Реноме, 1998
Марков Е. «Очерки Крыма: картины крымской жизни, истории и природа»- Симферополь: Таврия, 1995.
Подгорецкий П. Д. Крым: природа: справочник.- Симферополь: Таврия, 1988
Редкие растения и животные Крыма: справочник- Симферополь: Таврия, 1988.
Рубцов Н. И. «Растительный мир Крыма»- Симферополь: Таврия, 1978