СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель программы:
Ценностный смысл понятий «нравственность», «духовно – нравственное развитие» в данной дополнительной образовательной программе принимается как толкование этих понятий в соответствии с Концепцией духовно – нравственного развития и социализацией личности гражданин России ФГОС.
Цель программы внеурочной деятельности реализуется через решение ряда приоритетных задач воспитания (формирования) и развития.
Пояснительная записка
Проявления духовного кризиса в обществе актуализируют понимание того, что «образование без воспитания - дело ложное». (И. Ильин)
Уже в младшем школьном возрасте духовно – личностного становления обнаруживаются симптомы меркантилизации ценностной сферы развивающейся личности ребенка в связи с проявлениями тенденции негативной национально – культурной самоидентификации. В этой связи актуализируется задача ориентации учащихся на традиционные духовные ценности, заостряется вопрос о формировании в образовательном процессе общечеловеческих, общероссийских и этнокультурных ценностей. ФГОС определяет в качестве приоритетной задачи современного образования становление личности, в процессе духовно – нравственного развития национальные российские ценности, общечеловеческие ценности в формировании идентичности гражданина России.
В Концепции духовно – нравственного развития приводится перечень базовых национальных ценностей: патриотизм как традиционный источник нравственности (любовь к Родине, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству), социальная солидарность ( свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, доброта, честь, честность, достоинство), гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания), семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, продолжение рода), труд и творчество (творчество и созидание, целе-устремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость), наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание), традиционные российские религии ( представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира), искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие), природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля), человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Программа внеурочной деятельности составлена на основе литературного краеведения, обеспечивает при соблюдении необходимых условий формирование всех приведенных духовно – нравственных ценностей у младших школьников.
Цель программы:
духовно – нравственное развитие личности;
патриотическое воспитание младшего школьника как результат этических норм, воспринятых в процессе изучения литературных текстов краеведческой направленности.
Ценностный смысл понятий «нравственность», «духовно – нравственное развитие» в данной дополнительной образовательной программе принимается как толкование этих понятий в соответствии с Концепцией духовно – нравственного развития и социализацией личности гражданин России ФГОС.
Цель программы внеурочной деятельности реализуется через решение ряда приоритетных задач воспитания (формирования) и развития.
Воспитывать / формировать:
духовно – нравственные качества младшего школьника;
творческую личность в процессе осуществления познавательной, трудовой, эстетической, спортивно – оздоровительной и других видов внеурочной деятельности;
потребность к духовно – нравственному совершенствованию при условии создания необходимых условий и факторов;
положительные привычки учащихся в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода в процессе реализации дополнительной образовательной программы;
бережное отношение к этнокультурному наследию родного края;
патриотическое отношение к своей малой родине.
Развивать:
познавательный интерес к своей малой родине через содержание текстов о родном крае и различные формы работы с ними;
воображение на основе восприятия текстов краеведческого содержания;
представления о достопримечательностях Нижегородского края;
историческое и образное мышление на основе осознания содержания изучаемого краеведческого материала;
эстетические и патриотические чувства в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Нижегородского Поволжья.
В программе внеурочной деятельности как производной интегрированного курса литературного краеведения «Нижегородская сторона реализуются идеи формирования духовно – нравственных и патриотических начал личности младшего школьника на основе материала краеведческого содержания, и в частности образа малой родины, создаваемого в процессе определенных ФГОС направлением внеучебной деятельности. Дополнением к программе «Нижегородская сторона» является разработка курса «Нижегородская игрушка» для первого класса. В ходе реализации заложенных в нем идей создаются необходимые условия, благоприятствующие продвижению, развитию, становлению духовно – нравственной личности младшего школьника на основе позитивной мотивации к изучению прошлого и настоящего родного края.
Ведущие принципы и подходы программы внеурочной деятельности
Принцип интеграции, который подразумевает несколько аспектов:
Интеграция организации образовательного процесса в учебной и внеурочной деятельности;
Интеграция задач литературного слушания, чтения, краеведения, духовно – нравственного становления личности как приобщение к духовно – нравственным ценностям через чтение краеведческого материала о малой родине;
Интеграция различных форм деятельности – творческой, художественно – эстетической, исследовательской, проектной – как условия формирования позитивной мотивации и познавательного интереса на основе использования современных образовательных технологий и предупреждения перегрузки учащихся;
Интеграция результативности развития и воспитания. Позволяющая в полной мере использовать эмоциональное воздействие на ребенка, органически соединять логические и эмоциональные начала для успешного овладения способом действия в учебной или жизненной ситуации.
Таким образом, организованная реализация принципа интеграции позволяет обращаться к духовному миру ученика, воздействовать на душу ребенка, на формирование и проявление у него гуманных чувств сопереживания, сострадания, сочувствия.
Освоение ребенком своеобразия родного края осуществляется разными способами:
По перцептивному каналу через восприятие информации в процессе наблюдений в природе, музее, через использование демонстрационных пособий, видеофильмов, телепрограмм, мультимедиопродукции;
По практическому каналу через непосредственное практическое взаимодействие с объектами природы, этнографии, декоративно – прикладного искусства, экспериментирование, создание собственного продукта – игрушек, предметов домашнего обихода, иллюстраций, макетов, презентаций, календарей.
По когнитивному каналу через анализ вербальной информации (литературных текстов), рефлексивную деятельность (анализ собственных ощущений и достижений), моделирование и планирование;
По коммуникативному каналу через виртуальное и непосредственное творческое общение со сверстниками, родственниками, работниками музея. Интересными людьми.
Краеведческий принцип в отборе содержания внеурочной деятельности обеспечивает реализацию идей Концепции духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России, становление идеалов и патриотического сознания юных нижегородцев, способствует развитию познавательного интереса, любознательности учащихся по отношению к своей малой родине и гордости за ее историю, традиции, достижения науки, техники и культуры, фольклорное творчество.
Расширение представлений о богатстве фольклорно – лингвистического творчества и декоративно – прикладного искусства нижегородцев формирует знания о традициях разных народов нашего края, о нравственных идеалах и ценностных установках у учащихся в рамках программы внеурочной деятельности «Мы – нижегородцы!». Фольклор активизирует познавательный интерес младших школьников, служит источником формирования у них этнической гордости, является способом сохранения и передачи народного мастерства и традиций будущим поколениям. Во внеурочной деятельности учащихся работа с фольклорным материалом носит исследовательский, практический или занимательный характер.
Принцип наглядности обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах, явлениях и событиях в природе и обществе на территории нашей области, способствует формированию познавательного и читательского интереса. Реализация данного принципа также осуществляется на основе содержания учебных пособий «Нижегородская сторона». Большое эмоциональное воздействие на личность ученика оказывает демонстрация натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, в ходе просмотра видео – и кинофильмов, мультимедийных программ.
Принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся. В соответствии с этим принципом содержание, методы и формы работы должны быть адекватными псохофизиологическими возможностями ребёнка данного этапа развития. Принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся определяет такую особенность организации курса, как знакомство с родным краем, на основе восприятия окружающей действительности. В соответствии с этим принципом задания учащимся планируются в дифференцированной форме по объёму, степени самостоятельности, степени творчества. Различные аспекты курса получают постепенное развитие в ходе освоения программы внеурочной деятельности по возрастающей степени сложности.
Принцип экологизации. Ребёнок в процессе изучения родного края учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать её, учится понимать, что всё в мире природы и в обществе имеет своё предназначение, в том числе и он сам. Предназначение человека характеризуют такие общечеловеческие ценности, как доброта, справедливость, честность, трудолюбие, ответственность и другие. В организации образовательного процесса нельзя пренебрегать принципом экологизыции как основопологающим принципом здоровьесберегающих технологий.
Деятельностный подход способствует успешной реализации всех названных выше ведущих принципов и подразумевает создание условий для активности детей, направленной на реальное восприятие и преобразование объектов, предметов изучения. Во внеурочное время каждая деятельность программирует получение соответствующих результатов:
Познавательная деятельность порождает знания;
Ориентационная – ценностные эталоны;
Художественные – произведения искусства и представления о них;
Проектная деятельность направлена на исследование и создание эталона идеальной действительности, которая даёт импульс для внутренней активности и дальнейшего развития учащихся.
Особенности программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности основывается на содержании интегрированного курса литературного краеведения «Нижегородская сторона». Объем содержания каждого ее раздела позволяет использовать его во внеурочной деятельности в целях реализации актуальных задач, сформулированных в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Духовно – нравственное и патриотическое формирование личности младшего школьника может осуществляться вариативно:
В рамках учебного курса в начальной школе на основе программы интегрированного курса литературного краеведения «Нижегородская сторона» для 2 – 4 классов, 1 час в неделю;
В рамках внеурочной деятельности для 1 – 4 классов, 2 часа в неделю;
Содержание каждого урока литературного краеведения продолжается, расширяется и закрепляется во внеурочной деятельности в течение всей недели по всем рекомендуемым направлениям.
В первом классе в основу программы положен раздел «Нижегородские левши», который интегрируется с литературным материалом разделов «Найдешь ли краше и мудрее», «Народные традиции нижегородцев», «Были и небывальщина».
Материально – техническое обеспечение.
Организация образовательного процесса в условиях школы продленного или полного дня;
Наличие комплектов инструментов и материалов для изготовления поделок и росписей;
Проведение спортивных мероприятий в спортивном зале и наличие необходимого и достаточного для этого оборудования;
Наличие современных технических средств обучения и ИКТ;
Наличие программного обеспечения (программы «Нижегородская сторона», «Мы – нижегородцы!»);
Наличие комплекта учебных пособий «Нижегородская сторона» для формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД учащихся;
Наличие методических пособий для учителя и мультимедийного сопровождения
интегрированного курса литературного краеведения «Нижегородская сторона».
Условия реализации программы.
Тесное взаимодействие с семьей учащегося;
Необходимое материально – техническое и методическое обеспечение деятельности;
Эмоциональный фактор, усиливающий положительное воздействие на ребенка.
Эмоциональные переживания являются лучшим средством формирования любви к малой родине, чувства долга и ответственности за судьбу своего родного края, готовность охранять, защищать. Преумножать его богатства.
Формы, методы, технологии реализации
направлений программы внеурочной деятельности
«Мы – нижегородцы!»
Важную роль в формировании духовно – нравственных и патриотических качеств младших школьников в соответствии с обозначенными во ФГОС направлениями внеурочной деятельности на основе использования краеведческого материала играет выбор видов форм. Методов и приёмов воспитания, создания условий для их оптимизации. При организации внеурочной деятельности используются современные технологии и подходы – ИКТ, гуманно – личностный подход, коммуникативно – деятельностный. При этом приоритеты отдаются активным методам работы: практическим, игровым, исследовательским, проектным, творческим.
Ожидаемые результаты реализации образовательной
программы по литературному краеведению «НИЖЕГОРОДСКАЯ СТОРОНА» в свете требований ФГОС НОО
Занятия по программе обеспечивают достижение личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий) и предметных результатов, сформулированных ФГОС НОО.
ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения интегрированного курса литературного краеведения «Нижегородская сторона» являются следующие умения и качества:
эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции на основе восприятия произведения;
эмпатия: умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного: умение воспринимать красоту природы, бережное отношение ко всему живому; чувство красоты художественного слова, стремление к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к малой родине, ее культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
интерес к чтению, к языку, к ведению диалога с автором текста; потребность в самообразовании через чтение текстов краеведческого содержания;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;
этические чувства, как регуляторы морального поведения (совесть, вина, стыд и др.)
выражение своего отношения к родному краю, его ценностям в конкретных поступках;
работа с различными материалами с применением мотивов и элементов народного творчества Нижегородской области;
соблюдение правил поведения в музеях и театрах;
проявление толерантности по отношению к людям разного возраста, разных религиозных взглядов и убеждений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения интегрированного курса литературного краеведения «Нижегородская сторона» являются является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• самостоятельное формулирование темы и цели урока;
• составление клана решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работа по плану, в процессе сопоставления своих действий с планом умение корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
• организация досуга с использованием нижегородских народных игр и забав в помещении и на улице;
• умение видеть вокруг проблемы социального характера, формулировать их и преодолевать в процессе проектной деятельности
Познавательные УУД:
• умение вычитывать все виды текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;
• использование разных видов чтения: изучающего, просмотрового, выборочного, ознакомительного;
• извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
• переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, модель);
• умение пользоваться словарями, справочниками;
• осуществление анализа произведений краеведческого содержания с помощью различных технологических приемов, в том числе -моделирования;
• установление причинно-следственных связей;
• построение рассуждения;
• знание достопримечательностей Нижнего Новгорода, области и своего района;
• знание и уважение национальных традиций и обычаев народов и народностей, проживающих в Нижегородской области;
Коммуникативные УУД:
• оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
• адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи.
• высказывание и обосновывайте своей точки зрения;
• умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• возможность договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• умение задавать вопросы.
ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения интегрированного курса литературного краеведения «Нижегородская сторона» являются сформированность следующих умений:
• умение работать с позицией автора, иллюстрацией, ключевыми словами;
• самостоятельно осваивание незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
• деление текста на части, составление простого и сложного плана;
• самостоятельное формулирование главной мысли текста;
• нахождение в тексте материала для характеристики героя
подробный и выборочный пересказ текста; приемы работы над кратким пересказом;
• самостоятельная характеристика героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою), обобщенный образ нижегородца-патриота;
• составление устных и письменных описаний;
• по ходу чтения представление картин и умение устно их выражать;
• высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• определение жанра рассказа, повести, пьесы, басни, былины, оды, поэмы по определённым признакам;
• умение видеть языковые средства, использованные автором;
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Определение результативности реализации программы духовно-нравственного и патриотического становления личности младшего школьника осуществляется в соответствии с критериями трех уровней.
Первый уровень - усвоение младшими школьниками базовых знаний предметного и нравственного характера.
имеют представление о духовно – нравственных ценностях и проявляют потребность к своему духовно – нравственному самосовершенствованию при условии создания необходимых условий и факторов;
имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;
получают представление об истории малой родины из литературных произведений нижегородских авторов, о примерах патриотизма нижегородцев.
Второй уровень - приобретение опыта позитивного отношения к базовым знаниям предметного и нравственного характера в процессе контролируемой деятельности.
способны эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, сопереживать;
осуществляют преобразующую и созидательную деятельность в природе и социальной сфере под руководством и контролем взрослых;
упражняются в овладении ценностными ориентациями – общечеловеческими ценностями (семья, труд, знания, культура, дружба, человек), национальными, семейными, духовными ценностями; проявлении патриотического отношения к природе, малой родине;
знают достопримечательности родного края и славные имена земляков разных эпох;
ощущают потребность и проявляют начальные умения выражать себя в различных видах творческой деятельности, предлагаемых в пособиях для учащихся.
Третий уровень - самостоятельное творческое применение базовых ценностей - коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий и предметных знаний в организации межличностных отношений с людьми разного возраста, гуманного отношения ко всему живому, отношения к малой и большой Родине, объективной оценки поступков и уровня компетентности других людей и своих собственных.
гордятся своей принадлежностью к Нижегородчине, чтят память о героизме нижегородцев разных времен, проявляют бережное отношение к природе и этнокультурному наследию;
проявляют активность, творческое отношение и ответственность в выполнении заданий по различным направлениям внеурочной деятельности, связанной с осознанием значимости малой родины для судьбы России;
уважительно относятся к людям разного возраста, разных религиозных взглядов и убеждений;
владеют навыками культурного поведения;
умеют организовать свой досуг и досуг своих товарищей в различных видах деятельности на основе содержания литературного краеведения ( в том числе в подготовке различных праздников, конкурсов).
заботятся о своем здоровье.
Содержание программы 1 класс
Нижегородская народная игрушка
Практическая деятельность 9 индивидуальная. Групповая, семейная) | Литературный материал раздела. |
Нижегородская народная игрушка из разных материалов (8 занятий) | |
Экскурсия в природу, в музей. Заготовка природных материалов: травы, соломы, листьев, веток, желудей, ягод шиповника, рябины и боярышника, мха, камней, ракушек; изготовление кукол из травы, соломы.
| «Найдёшь ли краше и мудрее». Стихи о природе и её явлениях нижегородских авторов Т.Владимировой, Н. Венецкова, Л. Данилина, А. Ибряева, В Карпочева, М. Сорокина, В.Стукачёва, Н.Худякова, Н. Тихомировой, В.Осиной. |
Нижегородская народная игрушка из бумаги (6 занятий) | |
Знакомство с элементами городецкой и хохломской росписи; рисование и раскрашивание элементов нижегородских росписей в альбоме; Ёлочные бумажные и картонные игрушки. | «Найдёшь ли краше и мудрее». Стихи И. Князевой, н. Худякова, В.Авитесяна, Ю. Адрианова, В. Шамшурина |
Нижегородская народная игрушка из дерева (8 занятий) | |
Заочная экскурсия на фабрику в г. Семёнов. Расписывание счётного материала: матрёшка семёновская, полхов – майданская, пасхальное яйцо, хохломская ложка. Ярмарка изделий. | «Нижегородские левши», «Народные традиции нижегородцев». Стихи о матрёшке. Хохломской росписи, о Пасхе
|
Нижегородская народная игрушка из глины. пластилина (6 занятий) | |
Мастер- класс глиняных дел умельцев; Глиняная кукольная посуда; конь расписной, петушок расписной; копилка (свинья, кошка), свистульки, форма для печатного пряника. Изготовление печатного пряника из глины. Праздник 2Мы – наследники нижегородских левшей». | «Были и небывальщина» Сказки: «Колобок», «Сказка о глиняном Иванушке», «О глиняном человечке», «Почему петухи рано спать ложатся», «Заря – заряница», «Пропала у мужика овца», «Жучок», «Как солдат богатея проучил», «Сказка о городецком прянике». |
Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Количество часов |
1-я четверть «Золотая хохлома» (14ч) | ||
1-2 | Путешествие в край народных промыслов. Ягодка клубничка (лепка из пластилина) | 2ч |
3-4 | Весёлое слово «хохлома». | 2ч |
5-6 | Коллективное панно «Поднос» (плоскостная лепка) | 2ч |
7-8 | Лепка из пластилина ложки и её роспись. | 2ч |
9-10 | Техника пластилинового рельефа «Ветка рябины». | 2ч |
11-12 | Матрёшка. История русской матрёшки. | 2ч |
13-14 | Семёновская матрёшка. |
|
2-я четверть «Добрым людям на загляденье: городецкая роспись» (14ч) | ||
1-2 | Посиделки у бабушки Ульяны (рисование элементов городецкой росписи) | 2ч |
3-4 | Волшебные цветы. | 2ч |
5-6 | Рисуем сказочных птиц на цветном фоне. | 2ч |
7-8 | Панно «Городецкие мотивы». | 2ч |
9-10 | Городецкая мебель для гномов (работа с картоном) | 2ч |
11-12 | Городецкие птички – невелички (работа с нитками) | 2ч |
13-14 | Итоговое занятие «Добрым людям на загляденье». | 2ч |
3-я четверть «Умелые руки не знают скуки» (14 ч). | ||
1-4 | Жбанниковские игрушки. | 4ч |
5-8 | Полхов – Майданская игрушка – тарарушка «Конь – огонь». | 4ч |
9-10 | Народное ткачество. Плетёные закладки. | 2ч |
11-12 | Знакомство с Шахунским ткачеством. Плетение ковриков. Составление коллективного панно «Чудо – ковёр» | 2ч |
13-14 | Умелые руки не знают скуки (итоговое занятие) | 2ч |
4-я четверть «Игрушки из бабушкиного сундука»» (12ч). | ||
1-2 | Кукла – народная игрушка. Изготовление куклы из ниток. | 2ч |
3-4 | Кукла – берегиня из лоскутков. | 2ч |
5-6 | Куклы – обереги. Кукла – закрутка. | 2ч |
7-8 | Игрушки из бабушкиного сундука. Наряжаем куклу. | 2ч |
9-10 | Игрушки из бабушкиного сундука. Иван да Марья. Русский народный костюм. | 2ч |
11-12 | Итоговое занятие. Народные забавы. Игры, хороводы, песни. | 2ч |
Методическое обеспечение разделов рабочей программы.
Раздел, темы | Формы занятий | Приёмы и методы | Дидактические приёмы | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
Нижегородская народная игрушка из разных материалов | Беседы, коллективная игра, практические занятия, экскурсии | Речевая и поведенческая практика, экскурсия в лес | Технологическая карта, плакаты, таблицы | Презентация | сюжетно-ролевая игра, стихи о природе, проигрывание ситуаций, творческая работа |
Нижегородская народная игрушка из бумаги | Рассказ-беседа, практические занятия | Диалоги, изучение правил опрятности, правил техники безопасности с ножницами | Таблицы, плакаты | Презентация | |
Нижегородская народная игрушка из дерева | Познавательные беседы, практические занятия | Словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные | Плакаты, таблицы
| Просмотр мультфильмов | Обсуждение с родителями, конкурсы рисунков, ярмарка деревянных изделий |
Нижегородская народная игрушка из глины | Теория и практика-познавательные беседы, практические занятия по теме, творческие мастерские, мини-проекты, беседы-размышления | Вводная беседа, игры, беседы-размышления, ролевые игры, мини-выступления, работа в группах, сбор информации, анализ информации, презентация, умение публичного выступления, защита продукта проекта | работа со справочниками и словарями, работа с источниками информации, методика разбора этапов проекта, методика выступления с сообщениями. | Медиамультипроектор, справочная литература, учебная презентация, просмотр видеофрагментов | Наблюдение за работой в группе, умение отвечать на вопросы, умение высказывать свои предположения, проявление творчества, умение вести дискуссии, диалоги, умение отсеивать лишнее, овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов, умение презентовать свои достижения, взаимодействия со сверстниками |
Линейно-концентрический подход к тематике программы
интегрированного курса литературного краеведения
«Нижегородская сторона» 2 – 4 классы
Класс Тема | 2 | 3 | 4 |
Найдешь ли краше и мудрее…
| Путешествие по карте области. Небольшие по объему литературные произведения нижегородских авторов различных жанров о родной природе. Учебные тексты. | Произведения различных жанров нижегородских авторов о красоте, богатстве и мудрости родной природы, в том числе и о людях как важно? составляющей природы.
| Описание красоты и богатства родного края в произведениях различных жанров. Известные нижегородцы. Символы всемирной славы.
|
Были и небывальщина
| Произведения нижегородских авторов о героическом прошлом. Чтение крупнообъемных произведений устного народного творчества - былин, сказов, легенд, сказок.
| ||
Знакомство со сказками Нижегородской области различных видов волшебными, бытовыми, о животных
| Песни, сказы, сказки, легенды земли нижегородской. Житие святого благоверного князя Георгия Всеволодовича-основателя Нижнего Новгорода
| Пословицы, сказки, легенды, былины об Илье Муромце, жития святых Серафима Саровского, Александра Невского
| |
В Оке и Волге отражаясь...
| Циклы произведений различных жанров о городе Нижнем Новгороде
| ||
Нижний сегодня
| Летопись Нижнего Новгорода
| ||
Архитектура, культура религиозные объекты различных конфессий, транспорт, торговля
| Сказания и предания о возникновении Нижнего Новгорода Быт нижегородцев.
| Главные исторические события земли нижегородской: Владимиро-Суздальское княжество Нижегородское ополчение и др. славные земляки и гости Нижнего. Героизм. Древнейшие города и посады Нижегородского Поволжья
| |
Нижегородские левши
| Знакомство с литературными произведениями, рассказывающими о секретах хохломской, городецкой, полхов-майданской росписи. | Статьи и легенды об изделиях из металла, камня, лозы
| Вышивка, кружево, ткачество
|
Народные традиции нижегородцев
| Знакомство с народными играми, хороводами, песнями
| Знакомство с праздниками народов родного края.
| |
Литературоведческие знания
| Жанры
| ||
Стихотворения, художественные и научно-познавательные рассказы, легенды
| Исторические рассказы, очерки, гимны, зарисовки, повествование, стихотворения, летопись
| Былины, пьесы, житие, оды, воспоминания, мемуары, хроника
|
Содержание изучаемого курса 2 – 4 классы
ВТОРОЙ КЛАСС (64 часа)
Найдешь ли краше и мудрее (20 часов)
Первоначальные знания о нашей малой родине:
Нижегородская область на карте. Природа, население, районы и районные центры.
Картины родной природы в стихах нижегородских поэтов.
Л.Калинина. Нижегородская глубинка...
Н. Ланутин. Родимая сторонка.
Н. Худяков. Осень. Прощальный вальс. Осень-чародейка. С любовью пишут мастера. Весна на реке. Березка.
Ю. Адрианов. Камин. Рябина. Городецкая роспись. Кони.
А. Лкжин. Рябина.
В. Карпочев. Ели. Солнечный зайчик. Разговор о зиме.
М. Кириллова. А в лесах семеновских...
О. Шиморина. Словно манная крупа...
М.Тимонин. Весенний сон.
А.Люкин. Утро. Рябина.
Н.Лапутин. Березка. На опушке у дорожки...
А.Погодин. Рожь
М.Шестериков. Грибы и шишки.
Это опасно. Научно-познавательные рассказы и зарисовки о ядовитых растениях нашего края.
По II. Лапутину. Белена черная. Болиголов крапчатый. Борщевик. Кувшинка. Купальница. Купена. Ландыш майский и др.
Были и небывальщина (18 часов)
Устное народное творчество нижегородского края:
Заклички.
Волшебные сказки. Золотое колечко. Василиса Прекрасная. Из сумки два. Полыгало. Бесталанный сын. Про богатыря Зореньку, о его братьях и о трех царевнах. Про соловушку.
Бытовые сказки. Сказка про Шиму. Стеклянная гора. Машенька. Про Иванушку.
Сказки о животных. Лиса-повитуха. Лиса и гуси. Лиса и козел. Петух да собака.
Авторские сказки:
С. Афонышш. Как у филина уши выросли. Откуда у дятла красные шапки.
В Оке и Волге отражаясь...(23 часа)
Главный город нижегородского края в стихах и песнях нижегородских авторов:
Д.Бирман. Наш город
А.Чеменева. Нижний Новгород
Ю.Адрианов. Старый дом - нижегородец
Символы Нижнего Новгорода: герб, флаг.
По С.Афонышшу. Сказ о яростном олене
Достопримечательности современной Нижегородский кремль.
Ю.Адрианов. Вечный огонь...
В. Половинкин. Товарищи, помните...
Нижегородская ярмарка.
М.Шевцова. Нижегородская ярмарка.
Религии и храмы.
Музеи.
Театральный Нижний.
Центральные площади, улицы и набережные Нижнего.
Ю.Адрианов. Нижегородский откос.
Л. Блюмин. От площади до площади... Знаете ли вы, что...
Транспорт Нижнего Новгорода.
Ю. Адрианов. Нижегородский трамвай
Экскурсии: 1. Достопримечательности Нижнего Новгорода
2. Нижегородский Кремль.
Нижегородские левши (2 часа)
Художественные росписи: хохломская, городецкая, полхов-майданская.
В. Шамшурин. Полх-Майдан.
Это опасно. Полезные советы на лето о ядовитых растениях нашего края.
Традиции юных нижегородцев (1 часа)
Сюжетные детские игры Нижегородской области: «Свивон», «Биляша», «Почта».
ТРЕТИЙ КЛАСС (64 часа)
Найдешь ли краше и мудрее (20 часов)
Взаимодействие природы и человека в стихах нижегородских поэтов и писателей:
В. Карпочев. Среднерусская полоса. Н. Рачков. Родное. М. Тимонин. Три стихотворения. Г.Серебряков. Дорога на Болдино. Н.Худяков. Осень.
В.Автономов. Росою ли, солнцем умытая... С.Жуков. Суглинком полевых дорог... А.Люкин. Человек.
И.Симаненков. Загрустило поле в тишине... А.Чеботарев. Волга! Волга! Б.Пильник. Чай.
Ю.Адрианов. Сяду у обочины. У стен Китеж-града.
Это полезно; Научно-познавательные рассказы и зарисовки о лекарственных растениях нашего края.
По Н.М. Лапутину. Растения лечат. Аптека под ногами. Доктор поневоле. Василек синий. Зверобой продырявленный. Калган. Лесная, целебная. Чай с поляны. Зелёная Золушка. Непризнанный сорняк. Золотое ожерелье. Колючий лекарь. Ромашка. Чистотел. Пустырник.
Были и небывальщина (16 часов) Устное народное творчество нижегородского края: Колыбельные песни.
Солдатские песни. Не кукуй-ка ты, моя кукушечка. Ой да ты, калинушка. Как под деревом развестным. Вниз по Волге-реке. Долина моя, долинушка.
Нижегородские, народные сказки. Ель (в сопоставлении со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»). Как барин в котле женился. Про солдата и царицу Екатерину. Дочь-семилетка. Сказка о лисе и волке. Волк-раскачня. Сказка о жильце. Авторские сказки:
М.Горышй. Случай с Евсейкой. Самовар А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке
В Оке и Волге отражаясь... (24 часов)
М.Уразов. Мой город.
Ю. Паркаев. Песня про Нижний Новгород.
Ю.Адрианов. Ода первому венцу. Щит солнца сквозь сумерки алые...
Старый Нижний.
Предание об основании Нижнего Новгорода.
Повествование о великом князе Юрии Всеволодовиче.
Летопись о жизни благоверного князя Георгии Всеволодовиче
А.С.Гациский. Гимн основателю Нижнего Новгорода великому князю
Георгию Всеволодовичу.
В.С.Лихачев. Гимн в честь святого благоверного великого князя Георгия
Всеволодовича.
По А.Еремину. Город земли Низовской (отрывок из повести «Волжская
крепость»)
А.Навроцкий. Из волжских преданий
А.Акчурин. Почайна.
Легенды о Дятловых горах.
Речка Почайна.
Мастер-чародей.
Произведения научно-познавательного характера. Откуда пошла нижегородская земля? Строительство Нижегородского кремля. Зарисовки о домашнем обиходе Нижегородской старины.
Экскурсии: 1 .Государственный историко-архитектурный музей-заповедник (или местный краеведческий музей). 2.Музей истории художественных промыслов Нижегородской области
Нижегородские левши (1-2 часа)
Изделия из металла: мастерство павловских умельцев, казаковская филигрань. Каменные фигурки. Лозоплетение.
Народные традиции нижегородцев (1-2 часа) Национальные традиции. Кулинарные традиции. Народные гуляний
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС (64 часа)
Найдешь ли краше и мудрее (18 часов)
Взаимоотношения человека и природы в стихах нижегородских поэтов
и писателей
Ю.Адрианов. Багровая вечерняя луна. Матерь человечья. От Орла и до
Калуги. Нижегородье
В.Васильев. Родине
Ю. Копылов. Краю отчему
Н. Наталушко. Родное
И. Трубин. Голубушка-любушка. Мухомор. Необычный разговор.
Русская метелица. Простите, чибисы. Берёзовое блюдце.
Были и небывальщина (17 часов)
Устное народное творчество нижегородского края:
Загадки.
Нижегородские народные скажи: Три брата — Утренник, Вечерник,
Полуночник. Семен Счастливый. Палица - тристопудовица.
Предания:.
Озеро — святыня. О Светлояре. Град невидимый. О граде Китеже. Как увидеть Китеж? Град Китеж-подводный. В город тот ход имеется. Про град Китеж.
Былины: Детство. Детство (отрывок). Исцеление (отрывок). Илья Муромец и Батый (отрывок). Последнее побоище с татарами.
В Оке и Волге отражаясь... (25 часов)
Литературно-исторические произведения, отражающие неординарность, столичность и значимость Нижегородчины в становлении российской государственности: А. Гавришев. Ода Нижнему Новгороду. В. Каныгин. Песня о родном городе.
Ю.Адрианов. Смерть Александра Невского. Баллада о медном колечке. Я - нижегородец. Волжская столица. Фрески Феофана Грека. Светлояр. Накануне воззвания. Слово о площади Минина. А.Фигарев. Я родниковую струю... В. Кельдюшкин. Отошло торопливое лето... А.Зарубин. Дятловы горы. М.Шестериков. Земляки. Солдатская вдова. В.Костылев. Воззвание Минина. Дмитрий Михайлович Пожарский. Спасение России.
Н.Кончаловская. Не забудет наш народ доблесть русских воевод. Духовные, ратные и трудовые подвиги ни.жегородиев: Житие святого князя Александра Невского. Александр Невский и Городец. Великое княжество Нижегородское. Житие преподобного Серафима Саровского. В.Чкалов. Приключения в воздухе.
В.Лукин. Атака и только атака! Летать смело и умело. Василевский гипюр.
Дорога в бессмертие. Н.Лапутин. Герой с нами. И.Князева. Отец. Ветлужанки. Нам честь Отчизны дорога. Все для фронта, все для победы. К.Чеблукова. Он охранял небо над городом. А.Белова. Утраченное детство. Н.Синицын. В первые дни войны... Ю.Исаев. На фронт меня не взяли... О.Горюнова. Я и мои подружки...
Л.Милов. На небе облаков мазки...
Алые погоны.
Горьковчане - фронту (хроника военных лет)
Самые мирные профессии. Долгожданный доктор.
Д.Бирман. В безликой серости мелькающих вождей...
Это интересно: Старинные города и посады Нижегородского Поволжья.
История происхождения некоторых географических названий (Балахна,
Городец, Лысково, Васильсурск, Макарьев, Керженец, Кстово, Дивеево,
Кулебаки, Сокольское, Линда, Келя, Ветлута).
Достопримечательности своего района, населенного пункта.
Экскурсии: 1.Нижегородский государственный художественный музей
Нижегородские левши (1-2часа) Шахунское ткачество. Строчевышивальный промысел. Кружева.
•Народные традиции нижегородцев (1-2 часа)
Православные, мусульманские и иудейские религиозные праздники. Нижегородская кухня. В.Карпочев. Колокола. Н.Ершов. Церковный звон. В.Быстрое. На открытии церкви...
Методическое обеспечение программы 2 класс
Раздел, темы | Форма занятий | Приемы и методы | Дидактические материалы | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
НАЙДЕШЬ ЛИ КРАШЕ И МУДРЕЕ
Богатства Нижегородской стороны: люди и славные дела.
| Лекция. | Рассказ – беседа. | Презентация. | Мультимедийный проектор, компьютер. | Подведение итогов. |
Мы и наши соседи. | Сообщения. | Рассказ – беседа. | Презентация. | Мультимедийный проектор, компьютер. | Совместное обсуждение. |
Картины родной природы. Весна красна
| Экскурсия, беседа. | Рассказ – беседа. Наблюдение. | Картины, иллюстрации ,книги. | Мультимедийный проектор, компьютер. | Мини – сочинение. |
Картины родной природы. Вспомним лето.
| Экскурсия, беседа. | Рассказ – беседа. Наблюдение. | Картины, иллюстрации ,книги. | Мультимедийный проектор, компьютер. | Иллюстрация. |
Картины родной природы. Богатства осени.
| Экскурсия, беседа. | Рассказ – беседа. Наблюдение. | Картины, иллюстрации ,книги. | Мультимедийный проектор, компьютер. | Творческая работа по теме. |
Картины родной природы. Грустные мотивы поздней осени. | Экскурсия, беседа. | Рассказ – беседа. Наблюдение. | Картины, иллюстрации ,книги. | Мультимедийный проектор, компьютер. | Иллюстрация. |
Картины родной природы. Зимние пейзажи. | Экскурсия, беседа. | Рассказ – беседа. Наблюдение. | Картины, иллюстрации ,книги. | Мультимедийный проектор, компьютер. | Иллюстрация. |
Прекрасное рядом. | Практическое занятие. | Рассказ – беседа. Наблюдение. | Картины, иллюстрации ,книги. | Мультимедийный проектор, компьютер. | Сочинение. |
Путешествие по своему поселению. | Экскурсия, рассказ . | Рассказ – беседа. Наблюдение. | Презентация. | Мультимедийный проектор, компьютер. | Совместное обсуждение. |
Были и небывальщины
Как аукнется ,так и откликнется | Практическое занятие. | Слушание и чтение произведений, обсуждение. | Литературные произведения | Мультимедийный проектор, компьютер. | Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией |
Всяк своего счастья кузнец | Практическое занятие. | Слушание и чтение произведений, обсуждение. | Литературные произведения | Мультимедийный проектор, компьютер. | Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией |
Друг познается в беде | Практическое занятие. | Слушание и чтение произведений, обсуждение. | Литературные произведения | Мультимедийный проектор, компьютер. | Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией |
На языке мед , а под сердцем - лед. | Практическое занятие. | Слушание и чтение произведений, обсуждение. | Литературные произведения | Мультимедийный проектор, компьютер. | Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией |
Чужой хлеб всегда вкусен. | Практическое занятие. | Слушание и чтение произведений, обсуждение. | Литературные произведения | Мультимедийный проектор, компьютер. | Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией |
Авторские сказки С. Афоньшина | Практическое занятие. | Слушание и чтение произведений, обсуждение. | Литературные произведения | Мультимедийный проектор, компьютер. | Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией |
Итоговый урок. Лисьи проделки. | Практическое занятие | Слушание и чтение произведений, обсуждение. | Литературные произведения | Мультимедийный проектор, компьютер. | Подведение итогов |
В ОКЕ И ВОЛГЕ ОТРАЖАЯСЬ……
Наш город – Нижний Новгород | Экскурсия | Рассказ - беседа | Презентация | Магнитофон, диски | Викторина, кроссворды |
Нижний Новгород – центр Нижегородской области и Поволжья | Экскурсия | Рассказ - беседа | Презентация | Магнитофон, диски | Викторина, кроссворды |
Символы Нижнего Новгорода | Экскурсия | Рассказ - беседа | Презентация | Магнитофон, диски | Викторина, кроссворды |
Нижегородский Кремль. Путешествие | Экскурсия | Рассказ - беседа | Презентация | Магнитофон, диски | Викторина, кроссворды |
Нижний Новгород – богатый торговый город | Экскурсия | Рассказ - беседа | Презентация | Магнитофон, диски | Викторина, кроссворды |
Религия и храмы Нижнего Новгорода. | Экскурсия | Рассказ - беседа | Иллюстрации | Викторина, кроссворды |
Музеи. | Экскурсия | Рассказ - беседа | Иллюстрации | Викторина, кроссворды |
Театральный Нижний. | Экскурсия | Рассказ - беседа | Иллюстрации | Викторина, кроссворды |
Центральные площади, улицы и набережные Нижнего Новгорода. | Экскурсия | Рассказ - беседа | Иллюстрации | Викторина, кроссворды |
Нижегородский транспорт. | Экскурсия | Рассказ - беседа | Иллюстрации | Викторина, кроссворды |
НИЖЕГОРОДСКИЕ ЛЕВШИ
Секрет золотой хохломы | Лекция , практическая работы | Презентация | Мультимедийный проектор, компьютер. | Изготовление поделки. |
Городские сюжеты |
| Презентация | Мультимедийный проектор, компьютер. | Изготовление поделки. |
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ НИЖЕГОРОДЦЕВ
Народные забавы юных нижегородцев. | Практическая работа. | Знакомство с правилами подвижных игр. | Спортивный инвентарь, площадка. | Веселые старты. |
Традиции юных нижегородце. | Практическое занятие. | Презентация. | Мультимедийный проектор, компьютер. | Подведение итогов. |
Календарно - тематическое планирование 2 класс
№ занятия | Тема занятия | Количество часов, дата проведения |
1 четверть | ||
1-2 | Богатства Нижегородской стороны: люди и славные дела. | 2ч |
3-4 | Мы и наши соседи. | 2ч |
5-6 | Картины родной природы. Весна красна | 2ч |
7-8 | Картины родной природы. Вспомним лето. | 2ч |
9-10 | Картины родной природы. Богатства золотой осени. | 2ч |
11-12 | Секрет золотой хохломы | 2ч |
13-14 | Городецкие сюжеты | 2ч |
15-16 | Прекрасное рядом. | 2ч |
2 четверть | ||
1-2 | Как аукнется, так и откликнется | 2ч |
3-4 | Всяк своего счастья кузнец | 2ч |
5-6 | Друг познается в беде | 2ч |
7-8 | На языке мед , а под сердцем - лед. | 2ч |
9-10 | Чужой хлеб всегда вкусен. | 2ч |
11-12 | Авторские сказки С. Афоньшина | 2ч |
13-14 | Итоговый урок. Лисьи проделки. | 2ч |
3 четверть | ||
1-2 | Наш город – Нижний Новгород | 2ч |
3-4 | Нижний Новгород – центр Нижегородской области и Поволжья | 2ч |
5-6 | Символы Нижнего Новгорода | 2ч |
7-8 | Нижегородский Кремль. Путешествие | 2ч |
9-10 | Нижний Новгород – богатый торговый город | 2ч |
11-12 | Нижегородская ярмарка | 2ч |
13-14 | Религия и храмы Нижнего Новгорода. | 2ч |
15-16 | Музеи. | 2ч |
17-18 | Театральный Нижний. | 2ч |
4 четверть | ||
1-2 | Центральные площади, улицы и набережные Нижнего Новгорода. | 2ч |
3-4 | Нижегородский транспорт. | 2ч |
5-6 | Традиции юных нижегородцев | 2ч |
7-8 | Народные забавы юных нижегородцев | 2ч |
9-10 | Путешествие «Достопримечательности Нижнего Новгорода» | 2ч |
11-12 | Советы на лето. | 2ч |
13-14 | Проверяю себя. Тест. | 2ч |
15-16 | Путешествие по своему поселению | 2ч |
|
|
|
|
Методическое обеспечение разделов рабочей программы 3 класс.
Раздел, темы | Формы занятий | Приёмы и методы | Дидактические приёмы | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
Найдёшь ли краше и мудрее | Беседы, экскурсии, просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки. | Словесные, наглядные, показ. | Мозговой штурм | Презентация, плакаты, гербарии. | Викторина «Лекарственные растения».
Проект: «Нижегородская народная песня».
|
Были и небывальщины | Беседы, экскурсии, просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки. | Словесные, наглядные, показ. | Прием «Да-нет», выделение общего | Презентация, сборники произведений. | |
В Оке и Волге отражаясь | Беседы, экскурсии, просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки. | Словесные, наглядные, показ. | Мини-исследование | Презентация, литературные произведения по темам. | Конкурс рисунков. |
Нижегородские левши | Беседы, экскурсии, просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки. | Словесные, наглядные, показ. | Работа по домашнему заданию, презентация «Как подготовить презентацию», анализ собственного опыта. |
| Конкурс поделок. |
Народные традиции нижегородцев | Беседы, экскурсии, просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки. | Словесные, наглядные, показ. | Работа со справочниками и словарями, работа с источниками информации, методика разбора этапов проекта, методика выступления с сообщениями, методика проведения диалога и дискуссии |
| Инсценирование русских народных праздников. |
Календарно - тематическое планирование 3 класс
№ занятия | Тема занятия | Количество часов, дата проведения |
1 четверть | ||
1-2 | Нижегородчина – жемчужина России | 2ч |
3-4 | Истоки душевной красоты нижегородцев | 2ч |
5-6 | Природу – мать умей уважать | 2ч |
7-8 | Неподражаемый юмор нижегородцев | 2ч |
9-10 | Природу – мать умей воспевать | 2ч |
11-12 | Наша сила и слава – в памяти о прошлом | 2ч |
13-14 | Человек – это звучит гордо! | 2ч |
15-16 | Народные песни Нижегородчины | 2ч |
2 четверть | ||
1-2 | Это полезно. Аптека под ногами. | 2ч |
3-4 | Это полезно. Непризнанный сорняк. | 2ч |
5-6 | Научно-познавательные рассказы и зарисовки о лекарственных растениях нашего края. | 2ч |
7-8 | Устное народное творчество нижегородского края. Колыбельные. | 2ч |
9-10 | Солдатские песни | 2ч |
11-12 | Нижегородские, народные сказки. | 2ч |
13-14 | Авторские сказки нижегородских писателей | 2ч |
3 четверть | ||
1-2 | Ума за деньги не купишь | 2ч |
3-4 | О глупом и коварном волке | 2ч |
5-6 | Жадность до добра не доводит | 2ч |
7-8 | Нижегородские левши | 2ч |
9-10 | Народные традиции нижегородцев | 2ч |
11-12 | Национальные традиции нижегородцев | 2ч |
13-14 | Кулинарные традиции нижегородцев | 2ч |
15-16 | Народные гулянья | 2ч |
17-18 | Итоговый урок. Праздник | 2ч |
4 четверть | ||
1-2 | Появление славян у Дятловых гор | 2ч |
3-4 | Основатель Нижнего Новгорода. Восславление основателя Нижнего Новгорода. | 2ч |
5-6 | Решение об основании Нижнего Новгорода | 2ч |
7-8 | Основание Нижнего Новгорода | 2ч |
9-10 | Как строился Нижний Новгород | 2ч |
11-12 | Легенды о Нижнем Новгороде. Утренник «Путешествие в прошлое» | 2ч |
13-14 | Обобщение изученного о родном крае | 2ч |
15-16 | Праздник «Люблю тебя, мой край родной» | 2ч |
Календарно - тематическое планирование 4 класс
№ занятия | Тема занятия | Количество часов, дата проведения |
1 четверть | ||
1-2 | Гнездо моё - Нижегородье | 2ч |
3-4 | Матерь человечья | 2ч |
5-6 | Ветви дерева России | 2ч |
7-8 | Взглядом пьёшь и от счастья поёшь | 2ч |
9-10 | Чтобы совесть была чиста | 2ч |
11-12 | Преданья о Светлояре | 2ч |
13-14 | Легенды о граде Китеже | 2ч |
15-16 | Град Китеж-подводный. В город тот ход имеется. | 2ч |
2 четверть | ||
1-2 | Нижегородские левши | 2ч |
3-4 | Былины об Илье Муромце | 2ч |
5-6 | Нижегородские загадки | 2ч |
7-8 | О счастье, дружбе, порядочности | 2ч |
9-10 | Смелость да находчивость любую силу одолевают | 2ч |
11-12 | Счастье лёгким не бывает | 2ч |
13-14 | Обобщающий урок. Утренник | 2ч |
3 четверть | ||
1-2 | О, Нижний Новгород, ты град героев! | 2ч |
3-4 | Великое имя – Россия | 2ч |
5-6 | Покровитель и молитвенник земли Русской | 2ч |
7-8 | Не забудет наш народ доблесть русских воевод. | 2ч |
9-10 | Духовные, ратные и трудовые подвиги нижегородцев. | 2ч |
11-12 | Нижегородское ополчение | 2ч |
13-14 | Великое княжество Нижегородское. | 2ч |
15-16 | Житие преподобного Серафима Саровского. | 2ч |
17-18 | Нижегородский государственный художественный музей. Обобщающий урок
| 2ч |
4 четверть | ||
1-2 | Гордый сокол России | 2ч |
3-4 | Будущего главные создатели | 2ч |
5-6 | Родина – мать зовёт | 2ч |
7-8 | Идёт война народная: на переднем крае | 2ч |
9-10 | Идёт война народная: женщины на фронте и в тылу | 2ч |
11-12 | Идёт война народная: дети военной поры | 2ч |
13-14 | Православные, мусульманские и иудейские религиозные праздники | 2ч |
15-16 | Обобщающий урок. Урок – экскурсия по родному краю | 2ч |
Литература
Научно – методическая
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2.Сборник программ «Организация внеурочной деятельности младших школьников» Н.Новгород Нижегородский институт развития образования 2011 год.
3.Комплексная программа внеурочной деятельности «Мы – нижегородцы!» В.Ф.Одеговой, доцента кафедры начального образования ГОУ ДПОН
В трёх веках русской истории: к 110 – летию НГИАМЗ: сборник статей. – Н.Новгород, 2006 год
Горячев В.А. Древний городец – Малый Китеж/ В.А. Горячев – М., 1993.
Живихина И.Б. Нижегородские промыслы /И.Б. Живихина/ – Н .Новгород. 2007 год
Забияко А.П. История древнерусской культуры /А.П.Забияко.– М.. 1995 г
Иванова С.Ф. Введение во храм слова /С.Ф. Ивыанова/ М., 2006
История нижегородского края в словаре Брокгауза и Ефрона – Н. Новгород
Макаров И.А. Жизнь Купецкая/ И.А. Макаров, Н.М. Синицына - Н.Новгород, 2008
Мельников А.П. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки ( 1817 – 1917)
9.Шангина И.И.Русские традиционные праздники СПб., 2008
10.Федоров В.Д. История Нижегородской области
Художественная
1.Афоньшин С.В. Городецкий пряник. Сказы и сказки Нижегородского края /С.В. Афоньшин – Н.Новгород. 1995
2. Адрианов Ю.А. Светорусье / Ю.А. Адрианов – Н.Новгород. 1991 год
3. Болдинское Братство: стихи российских поэтов – гостей Пушкинского праздника / сост. Ю. Адрианов – Н.Новгород. 1999г.
4.Былины. Сказания о богатырях земли русской – М., 2007
5. Ветеран, живущий рядом: материалы соц. Проекта «Ветеран, живущий рядом, посвящённого 60 – летию Победы в ВО войне / Нижегородская областная детская библиотека.
6. Герои Советского Союза – горьковчане. – Горький, 1985.
7. Град Китеж / сост. В.Н. Морохин. – Горький, 1989.
8. Ерёмин а. Волжская крепость: повесть /А.Еремин. – Горький, 1974
9. Жития святых для детей / сост. Протоиерей В.Ильенко – М., 2007
10. Жили - были сказочники6 сказки родного края / сост. В.н. Морохин. – Н. Новгород, 1990.
,