Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Радуга России" 5 класс»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Радуга России»
(духовно - нравственное направление)
5 класс
2016-2017 учебный год
Автор составитель: Баранова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.: Просвещение, 2009.
Требования к результатам обучения учащихся к концу года
Личностные результаты
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия.
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинно-следственных связей;
Формы и методы работы.
В ходе реализации Программы ведущими являются следующие методы работы с детьми:
Личностно - направленные, когда содержание становится актуальным для каждого обучающегося;
стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у обучающихся интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
развивающие нравственное сознание;
активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Реализация Программы предполагает создание социально открытого пространства, где педагоги и родители Лицея предъявляют единые требования к воспитанию обучающихся. Это отражается в совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной работе; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка.
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
• беседы; лекции, диспуты
• час общения;
• встречи с интересными людьми;
• литературно-музыкальные композиции;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
Практические занятия:
• творческие конкурсы;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• показательные выступления;
• праздники;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
•трудовые дела;
• тренинги;
• обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• акции благотворительности, милосердия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
• сюжетно-ролевые игры и др.
Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
Содержание внеурочной деятельности «Радуга России», 5 класс.
Всего 34часа (1 час в неделю)
Раздел. | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
.Нравственная позиция-гражданственность (9ч) | Беседа, игра, гимнастика ума, логика. Использование сказки:сказочные сюжеты уроков, сочинение своих сказок. | Беседа «Что такое гражданственность». Личность как член общества. Беседа «Что такое свобода». Свобода личная и национальная. Законы коллектива. Доверие. Доверительные отношения между людьми. Воспитание милосердия через участия в благотворительной акции «Связь с поколениями». Участие в мероприятиях на день н ародного единения. |
Ценностно-значимые поступки для воспитания нравственного человека (8ч) | игры-тренинги, игры-конкурсы (с делением на команды); | Беседа «Что такое сострадание». Бережное отношение к больным людям, инвалидам. Добросердечность. Добрые слова. Доброе дело. Правда - это общая совесть людей. Причины лжи. Беседа «Что такое уважение». КТД в конкурсе снегурочек |
Толерантность. (3ч) . | сюжетные игры на закрепление пройденного материала; | Беседа «Что такое толерантность». Как избежать конфликта. Сюжетно-ролевые игры |
Месячник « Моё Отечество» (3ч) | интеллектуально-познавательные игры; сказочные сюжеты уроков; сочинение своих сказок. | Беседа «Чтоб Защитником стать». Презентации « Герои России». Встреча с воинами локальных войн |
Духовные качества человека (11ч) | Беседа, игра, гимнастика ума, логика. игры-тренинги, игры-конкурсы (с делением на команды); | Чувство долга. Долг перед обществом. Беседа «Значение слова – ответственность». Ответственность за поступки Справедливость и свобода. Преданность и привязанность. Верность. Любовь к человеку. Материнская любовь. Радость. Неделя добра. Героические страницы истории России. Встреча с ветеранами ВОВ |
Календарно - тематическое планирование.
5 класс.
№пп | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Характеристика деятельности учащихся |
| 1 четверть | | | получают знания о характере взаимоотношений с другими людьми. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, школьники будут осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) Программа предусматривает упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям. |
| Нравственная позиция-гражданственность | 9 | |
1 | Гражданин. Гражданственность. | 1 | 06.09 |
2 | Личность как член общества. Законы коллектива | 1 | 13.09 |
3 | Круглый стол «Что такое гражданственность». | 1 | 20.09 |
4 | Свобода личная и национальная. | 1 | 27.09 |
5 | Брейн - ринг «Что такое свобода». | 1 | 04.10 |
6 | Благотворительная акция« Связь с поколениями» | 1 | 11.10 |
7 | Доверие. Доверительные отношения между людьми. | 1 | 18.10 |
8 | Доверие. Доверительные отношения между людьми. Тренинг | 1 | 25.10 |
9 | История праздника «День народного единства» «День народного единства» | 1 | 08.11 |
| Ценностно-значимые поступки для воспитания нравственного человека | 8 | |
10 | Бережное отношение к больным людям, инвалидам. | 1 | 15.11 |
11 | Добросердечность. Добрые слова. Доброе дело | 1 | 22.11 |
12 | Конкурс «Моя любимая мама» | 1 | 29.11 |
13 | «Что такое уважение». | 1 | 06.12 |
14 | Дружно идем в поход. | 1 | 13.12 |
15 | Правда - это общая совесть людей. | 1 | 20.12 |
16 | Правда или выгода Игра | 1 | 10.01 |
17 | Конкурс «Правда или желание» | 1 | 17.01 |
| Толерантность | 3 | |
18 | «Что такое толерантность». | 1 | 24.01 |
19 | Конкурс «Хрустальная туфелька». | 1 | 31.01 |
20 | Как избежать конфликта. Сочинение сказки | 1 | 07.02 |
| Месячник « Моё Отечество» | 3 | |
21 | Праздник «Чтоб Защитником стать». | 1 | 14.02 |
22 | Герои России и Хабаровского края Беседа | 1 | 21.02 |
23 | Участие в конкурсах «Гордимся тобою, солдат» | 1 | 28.02 |
| Духовные качества человека | 11 | |
24 | Российские праздники. Российские традиции. | 1 | 07.03 |
25 | Праздник «Проводы зимы». | 1 | 14.03 |
26 | Подготовка и проведение выставки рисунков «Чувство долга». | 1 | 21.03 |
27 | Долг перед обществом. | 1 | 04.04 |
28 | Беседа «Значение слова – ответственность». Ответственность за поступки | 1 | 11.04 |
29 | Ответственность за поступки Тренинг | 1 | 18.04 |
30 | «Неделя добра». Добрые дела | 1 | 25.04 |
31 | Преданность и привязанность Верность. | 1 | 02.05 |
32 | Праздник для пап и мам Они подарили нам жизнь. | 1 | 16.05 |
33-34 | «Отцы – защитники» и «Материнская любовь». | 2 | 23.05 |
| | | | |
| 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего |
По программе: | 9 | 7 | 11 | 7 | 34 |
Фактически: | | | | | |