СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки" 1-4 классы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-4  классов

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки" 1-4 классы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического образования федеральных образовательных стандартов.

Курс «Умелые ручки» реализует общекультурное  направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования второго поколения.

Содержание программы «Умелые ручки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа учит детей работать с различным материалом (природный материал, бумага, тесто, пластилин, нитки, ткань и т.д.). Дети знакомятся с различными техниками выполнения работ (аппликация, лепка, бисероплетение, вязание и т.д.). Все виды искусства готовят обучающихся к пониманию художественных образов, знакомят их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Программа способствует:

  • развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

  • помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни - формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;

  • освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;

  • обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

  • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

  • знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, народными традициями и праздниками в России;

  • проведению внеаудиторных занятий (экскурсии, походы в театр, на выставки).

Цель программы:

  • развитие  творческих  способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;

  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; 

  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

  • Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.

  • Познакомить обучающихся с разными  видами  искусства, с различными техниками выполнения работ.

  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.

  • Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

  • Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

  • Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

Содержание  программы определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие  имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой  поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по  изготовлению  поделок. Проявить фантазию, а также развить творческие способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.

Программа «Умелые ручки» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

Основной формой работы являются аудиторные и внеаудиторные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

На реализацию курса «Умелые ручки» в  1-4  классах  отводится  17 ч  в год  (1  ч. в неделю 1 полугодие)

Основное содержание

Работа с природными материалами

История аппликации. Материалы и инструменты для работы. Определение слова «аппликация». Аппликация предметная, сюжетная, декоративная. Выполнение аппликаций из осенних листьев, а так же из косточек и ореховой скорлупы.

Техника изготовление игрушек из природного материала. Подготовка лесного материала (шишек, орехов, желудей). Изготовление поделок из лесного материала для украшения новогодних ёлок.


Работа с пластилином

Техника работы с пластилином. Изготовление аппликации на тарелке «Кот»

Техника моделирования «маленьких миров». Изготовление лепных миниатюр


Работа с бумагой

Бумага как универсальный материал, применяемый для различных целей. Виды бумаги и техника работы с ней. Оригами - искусство передачи предметов окружающего мира только посредством бумаги. Изготовление в технике оригами птицы, крокодила и лодочки-кораблика

Определение аппликаций из бумаги. Материалы для изготовления аппликации из бумаги. Изготовление сюжетной аппликации «Зима»

Техника выполнения объёмной аппликации. Объёмная аппликация из бумаги «Натюрморт с розами». Аппликация из конфетных обёрток «Коврик».

Роль комнатных цветов в оформлении интерьера дома. Изготовление из бумаги горшочка с кактусом. Назначение праздников. Изготовление изделий из бумаги к праздникам: открытка – приглашение; снежинки и салфетки – к Новому году; цветы для Мамы – к празднику «8 марта»; пасхальные оконные картинки.

Работа с тканью

Подготовка материала для салфетки. Подготовка ткани и выполнение рисунка. Варианты узоров для вышивания салфетки. Вышивание на салфетке швом «вперёд иголка» и «тамбурным» швом. Отделка изделия

Материал и приспособления для плетения. Способы плетения из волокнистых материалов.Изготовление закладок из тесьмы и лент плетением в четыре пряди.

Назначение изделий из ниток. Классификация ниток и техника работы при изготовлении объёмных изделий. Изготовление куклы из пряжи

Классификация тканей. Остатки драповых тканей – прекрасный материал для работы. Изготовление панно из лоскутов ткани «Букет».

Искусство изготовления игрушек как один из древнейших и интереснейших видов народного творчества. Традиции швейной игрушки. История сувенира. Плоские и объёмные игрушки. Инструменты и материалы для изготовления мягкой игрушки: игольница «Мышка».

Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы «Умелые руки» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-   учебно - познавательного интерес к декоративно - прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

-  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

 - осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  - эмоционально - ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 - пользоваться средствами выразительности языка  декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;

 - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно - прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно - прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно - выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно - прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно - образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно - прикладного искусства;

             Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно - историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно - творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

 

Оценка  планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

 однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

 постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;

 тематические - по итогом изучения разделов, тем;

 итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио - это  сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

К концу  обучения учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

  • приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль); приемы складывания бумаги.

  • способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),

 К концу  обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;

  • организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

  • выполнять работывыполнять работу самостоятельно без напоминаний;

  • самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);

  •   анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  •   правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  •   соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.

Условия реализации программы:

Инструменты и приспособления:

  • простой карандаш

  • линейка

  • фломастеры

  • цветные карандаши

  • ножницы канцелярские с закругленными концами

  • кисточка для клея и красок

  • иголки швейные

  • доски для работы с пластилином

Материалы:

  • пластилин

  • бумага цветная для аппликаций

  • двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга

  • картон белый и цветной

  • ткань: ситец однотонный и цветной

  • мех

  • вата

  • нитки швейные – белые, черные и цветные

  • мулине

  • шерстяная пряжа

  • клей ПВА

  • ватные диски

Учебно-тематический план

Тема

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс



всего часов

теорет

практ

Всего час

Теор.

практ

Всего часов

теорет

практ

Всего час

теор

практ

Вводное занятие

1

1


1

1


1

1


1

1


Работа с природным материалом

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

-

3

Работа с пластилином

3

1

2

3


3

3


3

3


3

Работа с бумагой и картоном.

5

1

4

5

1

4

5

1

4

5

-

5

Работа с тканью

5

1

4

5

1

4

5

1

4

5

1

4


Всего

17 часов

17 часов

17 часов

17 часов


Список литературы

  1. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

  2. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru

  3. Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997 г.

  4. М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.

  5. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.

  6. Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.

  7. В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.

  8. Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.

  9. В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.