СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по военно-патриотическому воспитанию на 2016-2020 гг.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена на основе рекомендаций по патриотическому воспитанию учащихся.Воспитание граждан нашей страны, патриотов -одна из важнейших задач в воспитательном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Программа по военно-патриотическому воспитанию на 2016-2020 гг.»


Муниципальное образование Новокубанский район, с. Новосельское,

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа №12 с. Новосельского

муниципального образования Новокубанский район



Утверждаю:

директорМОБУООШ № 12 __________Воронова С.А.

«____»___________ 2016 г.




Общешкольная программа военно-патриотического воспитания «Патриоты России»


  1. Паспорт программы

Наименование: программа «Патриоты России» по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков МОБУООШ № 12 на 2016-2020 гг.

Документальные основания для разработки программы: приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 14.06.2016 № 2974 «О повышении эффективности патриотического воспитания обучающихся образовательных организаций и молодежи Кубани», в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»

  1. Краткое обоснование создания программы

В Концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, привлекательной становится «легкая культура», освоение которой не требует от человека серьезной умственной и душевной работы, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.

Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданского патриотического воспитания. Программа позволяет всем, кто работает с детьми самого разного возраста, понять феномен «воспитательное пространство», сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, развернуть его в социальном пространстве школы.


3. Основные разработчики подпрограммы

Заместитель директора по воспитательной работе – Роот Н.В.

Преподаватель – учитель истории Калинская В.Н.


4. Ведущая идея программы

Общая культура личности, патриотизм и гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества для выхода из кризиса, формирования национального самосознания, смысла жизненных перспектив молодежи, социокультурной идентификации, сохранения межпоколенной преемственности.


5. Цели программы

 Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.


6. Задачи Программы:

формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;

создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

формировать  у  учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей  родины;

физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни

методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания

активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию

воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.

7. Основные мероприятия

Создание подпрограммы «Патриоты России» в рамках долгосрочной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»

Разработка модели и технологии патриотического воспитания в образовательно-воспитательном пространстве МОБУООШ № 12.

Совершенствование взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, организациями и общественными объединениями в рамках выполнения программы.

Обеспечение непрерывности и целостности процесса формирования у молодежи гражданских и патриотических качеств с учетом особенностей образовательно-воспитательного пространства МОБУООШ № 12.

8. Основные направления реализации программы

Повышение квалификации преподавателей, осуществляющих обучение учащихся и воспитание у них гражданственности и патриотизма.

Разработка учебных дисциплин в интересах привития учащимся любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое, стремления укрепить ее авторитет в мире.

Создание кружков, спортивных секций, объединений по интересам творческой направленности.

Разработка положений и условий конкурсов, военно-спортивных состязаний и обеспечение массового участия в них учащихся.

Разработка диагностических методик и внедрение их в практику образовательно-воспитательного процесса.

Реализация функции образовательного процесса в гражданско-патриотической направленности.

Организация встреч с ветеранами войны, уроков мужества, акций, операций, викторин, конкурсов гражданско-патриотической направленности.

Укрепление материально-технической базы школьного музея.

9. Основные формы деятельности

  1. Учебная деятельность по предметам.

  2. Система классных часов, нетрадиционных уроков.

  3. Работа детских творческих коллективов: кружков, секций, клубов.

  4. Работа школьного музея, обогащение его экспозиций.

  5. Конференции, семинары, концерты, праздники.

  6. Система мероприятий библиотеки.

  7. Традиционные общешкольные коллективно-творческие дела.

  8. Участие в районных, областных конкурсах, смотрах.

  9. Проведение совместных с родителями и учителями развлекательных игр, фольклорных, театрализованных праздников, спортивных мероприятий.

  10. Организация родительского всеобуча.

  11. Выставки творческих работ.

  12. Организация работы школьного самоуправления.

  13. Участие в акциях.

  14. Организация встреч с ветеранами, шефство над престарелыми.

  15. Организация встреч, концертов, проведение совместных дел с военнослужащими, солдатскими матерями.

10. Основные исполнители программы

Администрация МОБУООШ № 12 с.Новосельское

Руководитель МО классных руководителей.

Руководители кружков, функционирующих при школе.

Руководитель спортивной секции.

Классные руководители 1- 9-х классов.

Совет самоуправления школы.

Родительские комитеты школы и классов.

11. Социальные связи

Администрация Новосельского сельского поселения.

Отдел образования администрации Новокубанского района.

Новосельский сельский дом культуры.

Отдел по делам молодежи и спорту Новокубанского района.

Комиссия по делам несовершеннолетних при администрации Новосельского сельского поселения.

Военный комиссариат Новокубанского района.

Краеведческий музей г.Новокубанска.

Совет ветеранов.

Библиотека.

12. Теоретические основы формирования общей культуры, гражданственности, патриотизма у детей и подростков

Целью политики в сфере гражданского и патриотического воспитания в образовательном процессе Новокубанского района является создание эффективно действующей системы формирования человека культуры, гражданина, патриота Отечества. Политика в сфере гражданского и патриотического воспитания осуществляется на двух уровнях: теоретико-проектном и практико-организационном. Первый уровень определяет состояние и общую оценку социального воспитания, цели и приоритеты, организационную структуру системы и функции ее компонентов. Второй уровень направлен на регулирование условий реализации системы патриотического воспитания.

Система гражданского, патриотического воспитания в структуре образовательного пространства МОБУООШ № 12 с.Новосельское представляет собой структурно-функциональное взаимодействие школы с органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями, родительской общественностью и др.

Система гражданского и патриотического воспитания МОБУООШ № 12 с.Новосельское предусматривает: освоение детьми и подростками социально значимых ценностей, формирование и развитие гражданственности и патриотизма учащихся в процессе воспитания и обучения в образовательном учреждении;

массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую в районе МОБУООШ № 12 с.Новосельское;

создание и обеспечение деятельности детских объединений, клубов, кружков и секций, развитие и поддержка детского самоуправления;

использование различных форм повышения квалификации педагогических работников.

Основные приоритеты: развитие общей культуры личности;

формирование гражданственности;

воспитание патриотизма;

воспитание толерантности;

воспитание отношения к семье как к основе жизни.

Основными принципами гражданского и патриотического воспитания являются следующие: духовная наполненность содержания воспитания;

державность (осознание необходимости целостности геополитического пространства государства);

народность (идентификация себя с великим народом и великим государством);

уважение к конституционным основам государственного устройства;

соборность как основа единения и средство выживания, как путь воспроизводства культуры;

национальная самобытность;

социальная опосредованность поведения и деятельности;

социокультурная толерантность, гуманизм;

опора на боевые, трудовые, культурно-исторические традиции Новокубанского района.

В основе принципов гражданского и патриотического воспитания лежат основные признаки патриотизма и гражданственности, такие как: чувство Родины (ощущение связи с Родиной), преданность ей, ответственность перед ней,

безграничная вера в будущее России, деятельная любовь к своим культурным корням;

гордость за свою малую и большую Родину, чувство долга, выражающееся в готовности к защите Отечества, осознание личной ответственности за страну;

приверженность идеалам, ценностям и традициям своего народа.

Реализация данных принципов в образовательно-воспитательном пространстве МОБУООШ № 12 с.Новосельское осуществляется по следующими направлениям:

  • духовно-нравственное

  • историческое

  • гражданское

  • политико-правовое

  • патриотическое

Основные субъекты гражданского и патриотического воспитания: семья;

непосредственное социальное окружение;

коллективы, в которых происходит социализация личности;

жизнеобеспечивающее пространство развития личности (район, село, улица и т.д);

образовательно-воспитательные учреждения;

общественные организации и объединения.

В качестве объектов патриотического воспитания МОБУООШ № 12 с.Новосельское выступают следующие категории подрастающего поколения:

младшие школьники;

подростки;

старшие школьники.

13. Механизм и условия реализации программы

Механизм реализации программы определяется ее статусом в образовательно-воспитательном пространстве МОБУООШ № 12 с.Новосельское. Данный статус закрепляется решением директора школы как нормативным документом, определяющим структуру образовательно-воспитательного пространства гражданского и патриотического воспитания, функции субъектов выработки и осуществления программных мероприятий системы формирования гражданина и патриота Отечества в детской и молодежной среде.

Координацию деятельности по реализации программы гражданского и патриотического воспитания осуществляет педагогический совет.

14. Прогноз результатов реализации программы

В работе по формированию духовно-нравственных качеств личности, гражданской ответственности и правового самосознания примут участие педагогический состав школы, работники заинтересованных служб и ведомств, родители. В результате совместной работы названных выше служб ожидается:

создание системы патриотического воспитания на основе единства деятельности школы и различных структур;

активизация деятельности по воспитанию молодежи на духовно-нравственной, трудовой, культурной основе;

совершенствование системы воспитательной работы в социальном пространстве;

оздоровление внутрисемейных отношений, формирование позитивного влияния на личность ребенка через общую культуру семейных отношений;

формирование образа выпускника – социально значимой личности.

15.Оценка эффективности программы обеспечивается:

средствами общественного контроля через конференции, круглые столы, семинары, проводимые администрацией школы, отделом образования;

регулярным обсуждением хода реализации в методических объединениях, на совещаниях, педсоветах;

проведением диагностической работы в ходе внедрения проектных мероприятий в практику воспитания школы;

координацией исполнения программы администрацией района совместно с руководителями структурных подразделений, представителями учреждений муниципального уровня, родительской общественностью;

разработкой локальных актов, методических материалов, направленных на совершенствование системы воспитания в образовательном пространстве МОБУООШ № 12 с.Новосельское ;

подготовкой и информационным обеспечением кадров, ведущих работу по реализации программ, объединением их усилий в рамках проблемно-творческих групп, временных творческих и научно-исследовательских коллективов, общественных организаций.









































Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию


Традиционные мероприятия по патриотическому воспитанию

Сентябрь - октябрь - «Кубань-родная сторона»

Ноябрь - День народного единства

Январь - Освобождение Кубани и Новокубанского района

Февраль - Месячник оборонно-массовой работы «Мы будущие защитники Отечества»

Май - Месячник Славы и Памяти и День Победы.


Содержание и тематика гражданско-патриотическому воспитанию

1. Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.

2. Изучение символики края, района, поселения, школы.

3. Изучение традиций, истории России, Кубани.

4. Работа школьного музея. Музейная деятельность.

5. Организация встреч с ветеранами и участниками воин

6.Шефская помощь ветеранам

7.Изучение основ государства и права.

8.Изучение культуры народов России и кубани.

9.Изучение округа, города и страны через организацию походов, экскурсий, заочных путешествий.

10.Организация и проведение благотворительных акций: «Свет в окне», «Ветеран живет рядом», «Поздравь ветерана на дому», «По дорогам памяти»

11.Участие в краевых и районных программах «Я наследник Победы», «Победа деда- моя Победа», «Спасибо деду за Победу».

12.Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, краевого, районного и местного значения.

13.Исследовательская деятельность

14.Поисковая деятельность (операции, походы, экскурсии, встречи).

15. Проведение диспутов по темам патриотического воспитания

16. Единые классные часы.

17. Спортивно-конкурсные программы.

18. Возложение цветов к Памятным местам.

19.Шество над памятниками и мемориалами

20.Организация Поста № 1

21.Подготовка к службе в армии, экскурсии в воинскую часть






Классные часы и беседы

1 класс

1. «История моего имени и фамилии».

2. «Герб, флаг, гимн России».

3. «Вот она, какая моя Родина большая».

4. «Я – Россиянин».


2 класс

1. «История моей улицы».

2. «Мои семейные реликвии»

3. «Славные сыны нашего Отечества»

4. « Символика России»


3 класс

1. «История моего города».

2. «Моя родословная».

3. «Обычаи и традиции русского народа».


4 класс

1. «Мои предки в труде и в бою».

2. «Обычаи и традиции народов России»

3. «Красота русской природы»


5 класс

1. «Что значит любить Родину?».

2. «Духовное наследие России».


6 класс

1. «Защищать Родину – это почётный долг».

2. «Литературное наследие России».

3. «Отец, Отчизна, Отечество».

4. «Праздники русского народа».


7 класс

1. «Праздники народов России».

2. «Искусство России и земли кубанской»

3. «Герои Кубани в годы Великой Отечественной войне».


8. класс

1. «Гражданин ли я России».

2. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию».

3. «Русские за границей».

9 класс

1. «Обязанность, долг, присяга».

2. «Я патриот своей Родины?».

3. «Дети на защите Отечества».

4. «Семейные праздники и традиции».


Наименование мероприятий

Срок исполнения


Исполнители








1.

Участие в конференциях, семинарах, и совещаниях, проводимых в рамках программы «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 годы»

2016-2020г.


Зам. директора

по ВР

преп. ОБЖ







2.

Участие в районных смотрах –конкурсах:

- школьных библиотек «Школьная библиотека, как центр патриотического воспитания»

- на лучший школьный музей

2016-2020г.


Школьный

библиотекарь

Учитель истории

3.

Постоянно принимать участие в

действующих конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников.

2016-2020г.


Зам. директора

по ВР

Кл. руководители

4.

Тематические линейки по истории символике, традициях, людях России, Краснодарского края

2016-2020г.


Зам. директора







5.

Участие в акции «Вахта памяти»:

-встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;

-линейки, посвященные памятным датам истории;

-общешкольная линейка, посвященная Дню Победы

2016-2020г.

Зам. директора

по ВР

Кл.руководители

6.

Участие в районных слетах школьников «Школа безопасности»

ежегодно

Зам. директора

по ВР

Преп. ОБЖ

7.

Участие в викторине среди учащихся школы по военно-патриотическому воспитанию

2016-2020г.

Зам. директора

по ВР

учитель истории






8.

Участие в соревнованиях школьников по военно-прикладным и техническим видам спорта.

2016-2020г.


Преп. ОБЖ

Уч. физич.культуры

9.

Подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница» в школе, в районе

ежегодно


Зам. директора по ВР

Преп. ОБЖ

Уч. физич.культуры

10.

Проведение рейда «Забота» практика шефства школы над вдовами, матерями погибших воинов при исполнении служебных обязанностей.

2016-2020г.


Педагог-организатор

Кл.руководители





11.

Пополнение банка педагогической информации материалами по организации и осуществлению патриотического воспитания школьников.

2016-2020г.


Зам. директора

12.

Организация традиционных встреч:

- ветеранов с учащимися школ, посвященных Победе в ВОВ 1941-1945 г.

- с вдовами погибших на войне;

- с воинами-интернационалистами;

-с чернобыльцами;

- с призывниками;

- с творческими людьми;

- с династиями

2016-2020г.


Зам. директора по ВР

Кл.руководители

13.

Проведение в школе конкурсов,

выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, Краснодарского края, Новокубанского района, г. Новокубанска, важнейшими событиями в жизни народа.

-Память жива (о соотечественниках, погибших в боях за Родину)

-оформление уголков мужества

2016-2020г.


Зам. директора по ВР,

учитель истории

Кл.руководители







14.

Участие в конкурсах проектов:

-Я – гражданин России,

-Патриотическое воспитание в школе,

-Благоустройство села

ежегодно


Зам. директора

по ВР

15.

Проведение общешкольного конкурса «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека, Дню матери.

ежегодно

Зам. директора

по ВР

Кл.руководители


16.

Участие в районном, школьном конкурсе патриотической песни.

ежегодно


Зам. директора

по ВР

Кл.руководители

Учитель музыки

17.

Проведение уроков мужества, посвященных Дню защитника Отечества , Дню Победы.

ежегодно


Зам. директора

по ВР

Кл.руководители

18.

Проведение легкоатлетического кросса

ежегодно


учитель физкультуры

19.

Проведение памятных дней:

- День Победы

-День вывода войск из Афганистана

- День защитников Отечества

ежегодно


Зам. директора по ВР

Кл.руководители






20.

Использование символов РФ и Краснодарскогокрая, Новокубанского района, Новосельского сельского поселения при проведении школьных мероприятий.

постоянно


Зам. директора

по ВР

Кл.руководители

Учитель истории







21.

Проведение месячника оборонно-массовой и спортивной работы

ежегодно


Зам. директора по ВР

Преп. ОБЖ

учитель физкультуры







22.

Проведение предметной недели по ОБЖ

ежегодно


Преп. ОБЖ

23.

Подготовка отрядов ЮИД, ДЮП к районному смотру

ежемесячно


Преп. ОБЖ

24.

День защиты детей по ГО

ежегодно


Преп. ОБЖ

25

Военно-полевые сборы

ежегодно


Преп. ОБЖ







26.

Проведение школьной и участие в районных олимпиадах по ОБЖ

ежегодно


Преп. ОБЖ

27

Организция тематических выставок книг о героизме советских людей в боях за Родину в школьной библиотеке.

Январь -февраль, май.



Библиотекарь.




Составила: ответственная за военно-патриотическое воспитание В.Н.Калинская

Программа рассмотрена на совещании педагогического коллектива

МОБУООШ № 12