ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.
Воспитание в современных условиях с гуманистической точки зрения – это управление развитием личности. Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми относятся:
забота и взаимопонимание, т.е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять чувства и мысли другого, его печаль и радость;
взаимоуважение, т.е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;
взаимодействие, т.е. способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы ненасилия в разрешении конфликтов.
Документы, регламентирующие деятельность классного руководителя:
Закон Российской Федерации « Об Образовании»;
Конвенция о правах ребенка;
Конституция РФ;
КЗоТ РФ ст.130;
Концепция модернизации образования до 2025 г.;
Национальная доктрина образования;
Семейный кодекс РФ;
Закон о защите детей;
Письмо Министерства Образования РФ «Организация родительского всеобуча в образовательных учреждениях».
Цели и задачи воспитательной деятельности
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности каждого учащегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни:
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов учащихся;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой творческой деятельности учащихся;
- гуманизация отношений между учащимися, учащимися и педагогическими работниками, учащимися и родителями;
- организация системной работы с учащимися в классе.
Основные направления деятельности в классном коллективе
Формирование и развитие классного коллектива.
Воспитание гражданственности и патриотизма.
Воспитание здорового образа жизни учащихся.
Взаимодействие с семьей, социумом.
Развитие нравственных качеств личности.
Организация социализации учащихся, помощь в дальнейшем самоопределении.
Профилактика безнадзорности и беспризорности.
Основные формы работы:
- индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления);
- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, экскурсии, соревнования).
Отчёт по воспитательной работе за 2014-2015 уч. г.
Воспитательная работа в классном коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления.
Характерной для детей данного класса особенностью является высокая активность во внеклассных делах. Основным мотивом этого участия – это, чтобы их заметили, похвалили. С этой целью мною были запланированы и проведены следующие внеклассные общешкольные мероприятия: утренник «Праздник урожая»; праздник «Милым мамам», « Здравствуй, лето!»
Формирование важных трудовых навыков происходило не только на уроках художественного труда, а также в процессе самоуправления. Учащиеся учились не только оказывать посильную трудовую помощь в ходе дежурства по классу, а также учились взаимодействовать друг с другом, почувствовать себя в разных ролях. Также это способствовало воспитанию дисциплинированности, ответственности, бережливости, самостоятельности. На реализацию данной задачи работали следующие формы воспитательной работы в классе: «Твой режим дня», санитарная уборка класса, изготовление подарков папам к 23 февраля и мамам к 8 марта. Задача формирования важных нравственных качеств как никогда актуальна в наше время. Поэтому работа над этим направлением шла на протяжении всего учебного года не только в ходе заранее запланированных мероприятий, а также возникали моменты в ходе учебного процесса. Младшие школьники еще не умеют сотрудничать друг с другом, подчинять свои интересы интересам других, поэтому данная задача, на мой взгляд актуальна в любое время. Мероприятия, способствовавшие решению данной задачи: беседа «Жизнь дана на добрые дела», «Ты и твои друзья». Решалась также задача патриотического воспитания: «День космонавтики», «День памяти». Подготовка и участие в школьных и классных делах способствовала решению следующих поставленных задач: стимулирование инициативы, творчества, помощи в самовыражении коллектива и самого ученика.
В своей работе я использовала разнообразные формы воспитательной работы: классные часы, коллективные творческие дела, игровые часы, соревнования, викторины, праздники. И следующие методы работы: личный пример, беседы, разъяснения, просьбы, поощрения, убеждения. Проводилась работа с детьми, не проявляющими заинтересованности в учебе.
На протяжении всего года большое внимание уделялось здоровьесберегающим технологиям. Различные спортивные соревнования, экскурсии в природу, физминутки на уроках, горячее питание, беседы и презентации помогали сохранять здоровье детей.
Огромное внимание уделялось работе с родителями. Ведь их дети пришли в первый класс. Как помочь детям учиться, как составить правильный режим дня, как создавать ситуацию успеха, не отбить у ребёнка желание учиться. Все эти вопросы решались вместе на родительских собраниях и совместных мероприятиях.
Календарно-тематическое планирование учителя Хрущ Р.Н. 2-А класс
№п/п | Направление. | Мероприятие. | Дата проведения. |
| Духовно – нравственное | Праздник первого звонка. | 01.09.15 |
1. | Работа с классной документацией. | Списки учащихся класса. Заполнение классного журнала и журнала по внеурочной деятельности. | 02.09.15 |
2. | Работа с родителями. | «Особенности учебников, по которым учатся дети». | 11.09.15 |
3. | Духовно – нравственное. | "О бабушках и дедушках". (устный журнал) | 18.09.15 |
4. | Творческо – эстетическое. | "Тропинка школьная моя». | 25.09.15 |
5. | Гражданско – патриотическое. | "Символика России". (кл. час) поисковая работа | 02.10.15 |
6. | Спортивно – оздоровительное. | "Полезные привычки". (викторина) | 09.10.15 |
7. | Интеллектуально – познавательное. | Праздник первой отметки. | 16.10.15 |
8. | Работа с классной документацией. | Составление отчётов по итогам 1 четверти. Выставление оценок. | 27.10.15 |
9. | Духовно – нравственное. | "Книжкина больница". (операция по лечению книг) | 13.11.15 |
10. | Творческо – эстетическое. | "Ярмарка чудес». (творческий конкурс) | 20.11.15 |
11. | Гражданско – патриотическое. | "Герои города в названиях улиц". (обзорная экскурсия) | 27.11.15 |
12. | Спортивно – оздоровительное. | "Осенний кросс". (соревнование команд класса) | 04.12.15 |
13. | Интеллектуально – познавательное. | Олимпиада по русскому языку. | 11.12.15 |
14. | Работа с родителями. | Собрание. Утомляемость ребёнка и как с ней бороться. | 18.12.15 |
15. | Творческо – эстетическое. | Поездка на Новогоднюю ёлку во дворец культуры. | 24.12.15 |
16. | Гражданско – патриотическое. | "Мы крутим глобус". (стендовый доклад) | 25.12.15 |
17. | Работа с классной документацией. | Отчёты по предметам и успеваемости, сдача журналов, выставление отметок за 2 четверть. | 28.12.15 |
18. | Творческо – эстетическое. | "Кто что любит и умеет делать".(конкурс-викторина) | 15.01.16 |
19. | Интеллектуально – познавательное. | Лингвистический кросс.(интеллектуальный конкурс) | 22.01.16 |
20. | Спортивно – оздоровительное. | Операция "Чистюлька". (трудовой десант) | 29.01.16 |
21. | Работа с родителями. | Родительский комитет – помощник учителя. | 05.02.16 |
22. | Спортивно – оздоровительное. | "А, ну-ка, мальчики"! (игра-соревнование) | 12.02.16 |
23. | Духовно – нравственное. | Любить свою Родину – значит быть ей полезным. | 19.02.16 |
24. | Интеллектуально – познавательное. | Масленица – проводы русской зимы. | 26.02.16 |
25. | Творческо – эстетическое. | Праздник «Мамочка милая моя!» | 04.03.16 |
26. | Интеллектуально – познавательное. | Математический кросс. (интеллектуальный конкурс) | 11.03.16 |
27. | Духовно – нравственное. | "Тропинка школьная моя".(конкурс портфолио) | 18.03.16 |
28. | Работа с родителями. | Поощрение и наказание детей в семье(собрание) | 22.03.16 |
29. | Работа с классной документацией. | Отчёты по предметам, сдача журналов, выставление оценок в дневники за 3 четверть. | 23.03.16 |
30. | Интеллектуально – познавательное. | "Что? Где? Когда?" (викторина) | 01.04.16 |
31. | Творческо – эстетическое. | "В стране Мультфильмии".(игра-путешествие) | 08.04.16 |
32. | Творческо – эстетическое. | "Данила - мастер".(выставка-конкурс) | 15.04.16 |
33. | Гражданско – патриотическое. | Кл. ч. Ю.А.Гагарин – первый космонавт. | 22.04.16 |
34. | Спортивно – оздоровительное. | "Береги здоровье смолоду". (конкурс семейных плакатов) | 29.04.16 |
35. | Духовно – нравственное. | "Подарок ветерану". (благотворительная ярмарка) | 03.05.16 |
36. | Духовно – нравственное. | «Этот день Победы порохом пропах…» (поисковая работа) | 06.05.16 |
37. | Гражданско – патриотическое. | «Я – гражданин России». ( конкурс стихов о Родине) | 13.05.16 |
38. | Гражданско – патриотическое. | «На что мы имеем право». (кл.ч.) | 20.05.16 |
39. | Спортивно – оздоровительное. | «Закаляйся, если хочешь быть здоров». Выпуск стенгазеты о здоровом образе жизни. Веселые старты. | 27.05.16 |
40. | Творческо-эстетическое | Праздник «Прощай, второй класс,мы переходим в третий!» | 30.05.16 |
41. | Работа с родителями. | Собрание. Причины и последствия детской агрессии. Как организовать летний отдых? | 31.05.16 |
42. | Работа с классной документацией. | Сдача отчётов по предметам, журналов, личных дел. | 31.05.16 |