Программа воспитательной работы класса: «Я - человек. Личность. Гражданин»
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.
Пояснительная записка
С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Главное в воспитательной работе – характер взаимодействия классного руководителя и учащихся, т.е. в отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является “живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству.
Принципы воспитательной деятельности
Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.
Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.
Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.
Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы.
Механизм реализации проекта
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации роботы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития кадет.
Программа осуществляется:
через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
через систему дополнительного образования;
через систему КТД и традиционных дел ОУ;
в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь);
через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения города (школы, музеи, библиотеки, театры; галереи, ЦДТ, ДК);
Методы:
научно-исследовательский;
метод проектов;
коммуникативная методика;
личностно-ориентированный метод;
метод креативного мышления;
репродуктивный метод;
метод критического мышления;
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
тренинги, занятия, курсы;
конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;
дебаты, дискуссии, , круглые столы, конференции;
встречи с интересными людьми, клубы по интересам;
Программное содержание воспитательной работы.
Реализация программы предполагается через приоритетные направления работы:
интеллектуально-познавательная деятельность “Я и я”
спортивно-оздоровительная деятельность “Я и здоровье”
духовно-нравственная деятельность “Я и традиции”
творческо-эстетическая деятельность “Я и культура”
гражданско-патриотическая деятельность “Я и Отечество”
работа с семьёй “Я и семья ”
Программа рассчитана на 3 года (2015-2018 год)
2015 – 2016уч.г. – 5класс
2016– 2017уч.г. - 6класс
2017– 2018уч.г. – 7класс
Воспитательная работа на каждом этапе идёт по трём уровням (коллективный, групповой, индивидуальный), каждый из которых имеет свои задачи:
2015 – 2016 уч.г. | 2016 – 2017 уч.г. | 2017 – 2018 уч.г. |
Коллективный уровень |
Помочь учащимся адаптироваться к новым условиям обучения в пятом классе, построить доброжелательные, доверительные отношения с учителями-предметниками; Через организацию КТД, через деятельность классного актива и секторов ученического самоуправления создать в классе атмосферу дружбы, взаимопомощи, общей заботы; Помочь создать «Портфолио класса», в течение учебного года пополнять его содержание; Показать значение коллектива для формирования гражданина и обновления России. | Продолжать развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки; Через организацию КТД, через деятельность самоуправления показать значение норм, правил, традиций в жизни коллектива класса; Сформировать представление учащихся об основах самовоспитания и саморазвития; Пополнение «Портфолио класса»; Показать роль школьного коллектива в формировании гражданских качеств личности. | Развивать коммуникативные способности коллектива, культуру общения, отношения дружбы, заботы и взаимопомощи; Работать над совершенствованием коллективной организаторской деятельности; Показать, как рождается закон, разъяснить необходимость подчиняться закону. |
Групповой уровень |
Организовать деятельность актива и секторов ученического самоуправления, помочь им в определении целей и плана действий; Помочь ученическому самоуправлению в освоении КОД (коллективная организаторская деятельность) и КТД, в распределении творческих поручений (ЧТП), дать ребятам алгоритм выполнения поручений; Учить умению работать в группе, команде, коллективно решать поставленные задачи, вести спор; Ввести традицию сборов секторов ученического самоуправления; Пополнять «Портфолио класса». | Организовать деятельность ученического самоуправления; Учить ребят вести обсуждение вопросов о роли норм и правил в жизни человека и общества; Развивать умение ученического самоуправления организовывать свою деятельность по участию в КТД и КОД, отрабатывать алгоритм выполнения поручений; Развивать умение работать в команде, коллективно решать поставленные задачи; Способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, спора; Продолжить традиции сборов секторов ученического самоуправления. | Организовать деятельность ученического самоуправления, учить ребят культуре общения в процессе коллективной творческой деятельности; Развивать умение ученического самоуправления планировать свою деятельность, анализировать итоги деятельности, отрабатывать алгоритм выполнения поручений; Продолжать развивать умение работать в команде, умение вести дискуссию, умение высказывать своё мнение, умение коллективно решать творческие задачи; |
Индивидуальный уровень |
Учить умению рационально организовывать учебный труд; Через участие каждого пятиклассника в КТД, КОД, ЧТП учить школьников умению командовать и подчиняться, умению правильно вести себя в игре; В индивидуальных беседах с ребятами помогать им правильно организовывать выполнение поручения, правильно строить свои отношения с товарищами, с учителями, избегать конфликтов; Обратить внимание на ребят, имеющих проблемы в воспитании и обучении; Помочь школьнику создать свой «Портфолио», научить работать с ним. | Активизировать участие каждого в КТД, в выполнении поручений; Разъяснить важность для каждого человека приучать себя к порядку, организованности, жить по правилам; Развивать у каждого культуру общения; Помочь каждому в заполнении своего «Портфолио». | Продолжить работу в помощи по пополнению своего «Портфолио»; Через индивидуальные беседы убеждать ребят в необходимости коллективной творческой деятельности и участия в ней каждого; Развивать умение каждого свободно и раскованно держать себя в коллективе сверстников. |
Направление «Я и Я»
Пояснительная записка
Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы прежде должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно – нравственного и правового долга.
Главное в программе «Я и Я» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания, самовоспитания и самореализации. Использование педагогического потенциала социального окружения, оказание помощи учащимся в освоении общественно – исторического опыта путем вхождения в социальную среду, в выработке своего индивидуального опыт жизнедеятельности.
Цель: формирование коммуникативных навыков, самореализация, адаптация к социуму, формирование потребности к самообразованию.
Задачи:
Формирование у кадет потребности к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Содействие развитию личности, способной к самопознанию, самовыражению, самоконтролю и самореализации.
Развитие творческие способности учащихся, стимулировать самовоспитание.
Знакомство с современными технологиями общения, определить собственные возможности, помочь выработке индивидуальной стратегии общения.
Основные формы реализации:
Презентация личности.
Часы общения.
Организация тренингов личностного роста.
Проведение практикумов «Познай себя».
Тестирование учащихся.
Проведение деловых игр, способствующих выявлению профессиональных склонностей учащихся, личностных особенностей.
Встречи с психологом.
Ожидаемые результаты реализации данного направления:
самодисциплина, понимание учащимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства, уметь вести деловую беседу, готовить публичное выступление, цивилизованно решать конфликтные ситуации, эффективно работать в группе, вести дискуссию, быть лидером.
| Мероприятие |
1. | Беседы: - «Кто я? Какой Я?» - «Мир моих увлечений », «Познай себя» Диагностика: Социометрия, Индивидуальные психологические особенности. Классные часы: «Мои права и обязанности»« Я и коллектив», «Пути самовоспитания личности», «Радость человеческого общения». «Весеннее путешествие» Интеллектуально-развлекательная игра. |
2. | Беседы: «Что такое личность», Классные часы: «Я и мы», «презентация моей личности». Диагностика: «Мой темперамент» Конкурс: Ученик года |
3. | Беседы: «Человек среди людей, «Пути самовоспитания личности», Конкурс: Ученик года, Диагностика: «Мой характер» Диспуты: - «Добро и зло». « Хочу-Могу-Надо» |
4. | Беседы: «Урок милосердия и доброты» Классные часы: «Как познать свою индивидуальность», Диспуты: «Быть человеком» Диагностика: «Мой стиль общения» Конкурс: Ученик года Психологический практикум: «Правила счастливого человека» |
5. | Беседы: «Дороги, которые мы выбираем», «Человек среди людей» Классные часы: «Где предел моих возможностей» Диагностика: «Наши профессиональные намерения» Конкурс: Ученик года Час откровенного разговора «Мой сосед по парте» Конкурс на лучшее письмо «Письмо самому себе» |
Направление «Я и моя семья»
Пояснительная записка
Есть такой старый школьный афоризм: «В работе с детьми – самое трудное – работа с взрослыми». На наш взгляд, сегодня эта мысль актуальна как никогда, потому что современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Упала рождаемость, происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей
Родители вынуждены основное время уделять решению материально-бытовых проблем в ущерб вопросам культурного, интеллектуального, духовного развития и воспитания детей.
Таким образом, социализация подрастающего поколения все в большей степени происходит вне семьи и дома в условиях социальной стихии, в неформальных группах сверстников
В то же время многие родители считали и считают, что главная их задача – обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а его воспитание – дело школы и других учебно-воспитательных учреждений. Следовательно, с целью более эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса необходимо установить активное сотрудничество с родителями.
Цель: налаживание плодотворных связей между семьей и корпусом, усиление роли семьи в формировании жизненной позиции ребенка.
Задачи:
1. Формирование уважение к членам, к истории и традиции семьи.
2. Воспитание семьянина.
3.Формирование понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Ценности программы: - чувство ответственности за семью;
традиции и опыт предков;
отношение к семье как к основе жизни;
душевность и духовность в отношении членов семьи друг к другу;
целомудренное и нравственное отношение к вопросам половой жизни.
Основные формы реализации:
Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего воспитания.
Тематические классные часы, внеклассные мероприятия, библиотечные чтения по основным направлениям проекта.
Лекторий родителей по темам «Русское семейное воспитание», «Православная этика», «Какими мы хотим видеть своего ребенка», «Общение взрослого и ребенка».
Проведение игр, праздников, спортивных мероприятий, основанных на традициях русской культуры (учащиеся, учителя, родители).
Участие в работе родительского клуба «Доверие» (изучение малой Родины через семейные традиции, обряды, обычаи, предания, рассказы). Сбор фотографий, старинных вещей.
Изучение учащимися своей семейной родословной. Описание наград, реликвий, семейных традиций.
Ожидаемые результаты реализации направления:
осознание ответственности создания семьи и семейной жизни;
умение строить отношения в семье, опираясь на национальные традиции, избегать конфликта между поколениями в семье;
умение строить отношения с противоположным полом, опираясь на традиции и ценности русской культуры;
Содержание программы
| Мероприятие |
1. | Педагогические лектории; тематические родительские собрания: «Русское семейное воспитание», «Этика и эстетика семейного воспитания». Кл. часы: «Традиции моей семьи»; «След войны в моей семье» «Моя родословная» (выставка) |
2. | Конкурсная программа «Моя мама – самая, самая!»; Спортивная эстафета «мы с папой любим спорт»; Участие в родительском лектории; тематические родительские собрания: «Православная этика», «Как уберечь ребёнка от пагубных привычек». Кл. час «Профессии моих родителей», Конкурс на лучшую семейную фотографию «Это я, это я, это - вся моя семья!»; Конкурс рассказов о семье «Расскажи нам о себе, расскажи нам о семье». |
3. | Индивидуальные и коллективные тематические консультации родителей по вопросам воспитания и образования: «Общение взрослого и ребенка». Выставка «История моей семьи в фотографиях» Кл. час « Семья – это семь Я». |
4. | Индивидуальные и коллективные тематические консультации родителей по вопросам воспитания и образования. «Какими мы хотим видеть своего ребенка». |
5. | Индивидуальные и коллективные тематические консультации родителей по вопросам воспитания: «Мой ребёнок вырос», Классные часы: «Мой идеал семьи». |
Направление «Я и здоровье»
Пояснительная записка
Современная школа, к сожалению, наращивая объем и интенсивность образовательной и информационной нагрузки, уходит от проблем самочувствия, психической и физической переносимости детьми этих нагрузок. За время обучения в школе дети приобретают «букет» сугубо школьных болячек.
А между тем именно здоровье является основой активной творческой жизни, высшей ценностью, источником счастья, радости и благополучия человека. В современных условиях оно еще и источник выживания. В рыночной экономике выживает, прежде всего, здоровый, энергичный, социально адаптированный и активный человек.
В целях решения данных проблем был разработан в рамках концепции воспитательной системы программа «Я и Здоровье».
Предлагаемая программа рассчитана на детей, родителей и педагогов. Ее реализация возможна при координации усилий всех участников образовательного процесса, объединенных общей идеей, что здоровье – одна из величайших ценностей, данных человеку, сохранение которой должно стать общей насущной потребностью
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, и формирование здорового образа жизни.
Задачи:
1. Способствование сохранению и укреплению здоровья школьников.
2. Приобщение к здоровому образу жизни.
3. Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.
1. | Кл. часы : «Я и моё здоровье», Час творчества «Мы за ЗОЖ» «Интеллектуальные старты» (интеллектуально – спортивная игра) |
2. | Конференция « Польза и вред компьютера», Спортивные мероприятий на свежем воздухе (подвижные игры), Акция «Сделай правильный выбор!» Фестиваль агитационных листовок. |
3. | Тематические классные часы по программе «Здоровье» Спортивные мероприятий на свежем воздухе (подвижные игры) Встреча с работниками ФАП. «Наше здоровье в наших руках!» Выставка рисунков и плакатов «Я не курю и это здорово»! Конкурс компьютерных презентаций по пропаганде ЗОЖ. |
4. | Кл. часы: Умею ли я заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих?» «Моё здоровье в моих руках!» «Наркотики. Оружие самоубийцы» Спортивные мероприятий на свежем воздухе (подвижные игры) Конкурс сочинений «Подари себе здоровье» в рамках Всемирного дня здоровья. |
5. | Кл. часы: «Детки в пивной клетке», «Молодёжь за здоровый образ жизни». |
Основные формы реализации:
1. Формирование валеологических знаний у учащихся и их родителей (встречи с врачами).
2. Использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий
3. Организация и проведение мероприятий профилактической направленности с целью сохранения здоровья.
4. Проведение игр, способствующих реализации целей данной программы.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Содержание программы
Направление «Я и культура»
Пояснительная записка
Содержание современного образования призвано обеспечить общую и профессиональную культуру общества. Сущность самой культуры определяется нормами и правилами согласования интересов личности с интересами общества в самом широком понимании.
Поэтому действительное усвоение ребенком культуры в качестве обязательного условия предполагает выработку им практических навыков регулирования своих действий. Формирование у детей практических навыков регулирования своих действий осуществляется в процессе повседневной жизнедеятельности.
При этом школьная жизнь выступает для кадета ведущей в приобщении к культуре взаимодействия с самим собой и другими людьми, поскольку сама учеба дает неограниченную пищу для самопознания и ставит ученика перед необходимостью эффективного включения в коллективный процесс познания.
Поэтому требуется создание специальной системы приобщения детей к ценностям, нормам актуальной культуры саморазвития, системы, построенной на понимании взрослеющим человеком смысла и значения предъявляемых к нему требований, знании способов преодоления возникающих трудностей, постоянном контроле как самого процесса саморазвития, так и конечных результатов деятельности.
Цель программы: развитие потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
Воспитание у учащихся понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие их творческого мышления, формирование эстетических вкусов.
Основные формы реализации:
1.Курс классных часов «Культура речи и поведения», «Азбука этикета».
2.Проведение конкурсов «Знатоки русского слова», «Знатоки истории».
3. Проведение познавательных игр, способствующих реализации целей данного направления на материале российской культуры.
4. Система работы через школьную библиотеку.
5. Организация выставок творческих работ учащихся.
6. Участие в социальных проектах
Ожидаемые результаты реализации программы:
Содержание программы
| мероприятия |
1. | Экскурсии - «Прикоснуться к вечности» Неделя «Музеи и дети» Посещение художественных выставок, спектаклей в театре, театра юного зрителя. Участие в конкурсах , в концертах. Фестиваль патриотической песни «Песни великого подвига». |
2. | Беседы, диспуты «Что такое красота?» «О красоте, моде и хорошем вкусе». Участие в конкурсе «Друзья, прекрасен наш союз!» Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость), «Азбука этикета». Посещение театров, музеев. Участие в конкурсах газет и праздничных открыток |
3. | Конкурс художественного творчества - «Умирая, не умрет герой, мужество останется в веках»; «Мои любимые книги». Обязанности дежурного класса. Правила поведения учащихся на занятиях и мероприятиях. Соц. проект « Культура – правило нравственности». |
4. | Правила поведения в школе "Удивительное рядом" . «Поговорим о правовой культуре» час общения» , « Школа вежливых наук», Проведение конкурсов «Знатоки русского слова», «Знатоки истории». |
5. | Кл. часы: «Я и общество», «Культурный человек – это…», «Путь к успеху» Проведение конкурсов «Знатоки русского слова», «Знатоки истории». |
Направление « Я и Отечество»
Пояснительная записка
В последнее время большую тревогу вызывает состояние патриотического воспитания молодежи. Ни для кого не секрет, что сегодня многие молодые люди идут в армию неохотно. Тому есть немало причин и объективных и субъективных.
Вместе с тем, проблема патриотического воспитания обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Гражданское, патриотическое воспитание является приоритетным направлением государственной молодежной политики .
Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.
В рамках данной воспитательной программы разработано направление «Я и Отечество»
Цель программы: воспитание чувства долга и ответственности перед своим Отечеством.
Задачи:
Развитие общественной активности кадет, воспитание в них патриотизма, уважение к истории и традициям своей Родины, своего края;
Формирование правосознания и воспитание гражданской ответственности;
Способствование получению и расширению знаний учащихся о России: ее истории, архитектуре, традициях и т. д.;;
Способствование формированию у учащихся чувства сопричастности к истории, ответственности за будущее российской культуры.
Способствование развитию духовного кругозора учащихся, способности к художественно – образному восприятию мира.
Ценности программы: - патриотизм;
- историческая память;
- государственная символика.
Основные формы реализации программы:
Учебная деятельность через предметы.
Система тематических классных часов.
Организация клуба интересных встреч (встречи со знаменитыми земляками, с Почетными гражданами города и района, спортсменами).
Проведение спортивных, познавательных игр военно – патриотической направленности.
Оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.
Проведение традиционного фестиваля солдатской песни «Виктория».
Смотр строя и песни кадетов.
Ожидаемые результаты реализации программы:
убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордиться своей Родиной, изучает ее историко – культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу.
Содержание программы
| мероприятия |
1. | |
Изучение внутреннего психологического состояния пятиклассников с целью успешной адаптации; смотр строя и песни, акция «Письмо ветерану», фестиваль военно-патриотической песни. |
2. | Кл. час «Символы моей страны, Дни воинской славы «Синопское сражение», «След войны в моей семье», Творческий конкурс «Пою тебе мой край родной!» Смотр строя и песни . |
3. | КТД «Я живу в России!» Клуб интересных встреч «Мои современники – мои земляки". Соц. Проект «Я - гражданин России», Смотр строя и песни, Познавательная викторина «Мы- патриоты!» |
ПЛАН индивидуальной работы с учащимися
Насколько трудно в сегодняшних условиях сделать так, чтобы для ребенка стала привлекательной модель поведения, в которой лежат доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных, научно обоснованных правил и законов, есть только общие закономерности развития, созревания личности как существа биологического, психического и социального, которые надо учитывать и которым надо подчинять свои педагогические действия. Главное же на этом пути – педагогическая интуиция, нравственное чувство и желание помочь ребенку в его самый драматичный период жизни, убедить его поверить в свои силы.
Будникова Н.А.
№ п/п | Мероприятия | Дата | Ответственный |
1. | Индивидуальные воспитательные беседы. | ежедневно | Кл. руководитель |
2. | Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учеников на занятии. | По мере поступления проблемы | Кл. руководитель |
3. | Консультации у школьного психолога | ежемесячно | Кл. руководитель |
4. | Тренинг «Познай себя» | декабрь | Кл. руководитель |
5. | Работа с отстающими по учебным предметам | По ситуации | Кл. руководитель |
6. | Тестирование «Мотивация к учению» | январь | Кл. руководитель |
7. | Посещение семей | ежемесячно | Кл. руководитель |
8. | Сбор статистических данных о классе | Один раз в год | Кл. руководитель |
9. | Оформление личных дел | Один раз в год | Кл. руководитель |
10. | Тест «Умею ли я общаться» | апрель | Кл. руководитель |
План работы с родителями
Цели и задачи работы с родителями учащихся:
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.
Психолого-педагогическое просвещение родителей: учиться корректировать отношения между членами семьи, между старшим и младшим поколениями, между людьми и подростками; помочь детям и родителям в обретении культуры общения, культуры поведения.
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный |
1. | Проведение индивидуальных консультаций с родителями. | регулярно | Кл. руководитель |
2. | Посещение учащихся на дому | В течение учебного года | Кл. руководитель, соц. педагог |
3. | Привлечение родителей к участию в общественной жизни класса. | В течение учебного года | Кл. руководитель |
4. | Индивидуальные беседы с родителями в школе. | При необходимости | Кл. руководитель, учителя-предметники |
5. | Профилактические беседы с родителями детей группы риска по вопросам родительской ответственности и организации контроля над детьми. | В течение учебного года | Кл. руководитель, соц. педагог |
6. | Анализ причин непосещения учащимися занятий в школе. | По мере пропусков | Кл. руководитель |
7. | Распространение памяток для родителей. | На родительских собраниях | Кл. руководитель, соц. педагог |
8 | Ознакомление родителей с поведением и успеваемостью их детей | Еженедельно | Кл. руководитель |
9. | Проведение родительских собраний: «Первые проблемы подросткового возраста». Итоги успеваемости 1 четверти. « О жестоком обращении с детьми». Итоги успеваемости 2 четверти. «Компьютер в жизни школьника». Итоги успеваемости 3 четверти. «Положительные эмоции и их значение в жизни человека». Итоги успеваемости 4 четверти.
| Октябрь Декабрь Март Май | Классный руководитель, соц. педагог Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель, школьный психолог |
План организационно-координирующей работы с учителями-предметниками, администрацией
№ п/п | Мероприятия | Дата | Ответственный |
1. | Работа с учителями-предметниками. | По ситуации | Кл. руководитель |
2. | Семинар классных руководителей | Один раз в четверть | Зам. директора по ВР |
3. | Консультации у школьного психолога | ежемесячно | Кл. руководитель, психолог |
4. | Встреча со школьной медсестрой по справкам о болезни учеников | Один раз в неделю | Кл. руководитель |
5. | Решение хозяйственных вопросов (питание детей), сдача отчётов о питании | еженедельно | Кл. руководитель, зам. дир. по АХЧ |
6. | Консультация у соц. педагога | Один раз в четверть | Кл. руководитель, соц. педагог |
7. | Анализ выполнения плана воспитательной работы | Один раз в четверть | Кл. руководитель, Зам. директора по ВР |
8. | Сбор статистических данных о классе | Один раз в год | Кл. руководитель, секретарь |
9. | Оформление личных дел | Один раз в год | Кл. руководитель, |
Ожидаемый результат
Развитие воспитательной системы, в которой будут взаимосвязаны учебная и внеклассная деятельности учащихся, интегрированы воспитательные усилия корпуса, семьи и окружающего социума, сопряжены инновационные процессы с традиционными формами, способы жизнедеятельности;
Формирование личности гражданина, ориентированная в традиции отечественной и мировой культуры в современной системе ценностей и потребностей, способная к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжении профессионального образования, к самообразованию и к самосовершенствованию.
Список литературы
1. Гудилина О.В.
Основные направления деятельности классного руководителя : Планирование воспитательной работы классного руководителя / О. В. Гудилина
// Классный руководитель — 2009.-№1. С.48. — 54.
2. Иванова О.В.
Перспективный план воспитательной работы : Планирование воспитательной работы классного руководителя / О. В. Иванова
// Классный руководитель — 2009.-№1. С.57. — 60.
3 Закирова И.Г.
Программа классных часов по культуре общения «Мы живем среди людей» : Программы и тематика классных часов для учащихся 5-11 классов / И. Г. Закирова
// Классный руководитель — 2009.— №2. С.12. — 15.
4 Закирова И.Г.
Программа классных часов по культуре общения «Мы живем среди людей» : Программы и тематика классных часов для учащихся 5-11 классов / И. Г. Закирова
// Классный руководитель — 2009.— №2. С.12. — 15.
5 Большаков С.В.
Классный час «Куда идешь, человек?» : Классные часы: кто я, какой я ? / С. В. Большаков, Р. Б. Кириллова
// Классный руководитель — 2009.— №2. С.27. — 31.
6 Тертышная М.А.
«Как стать личностью»: технология поддержки социального становления школьников : Социальное становление школьника (5-6 классы) / М. А. Тертышная
// Классный руководитель — 2009.-№4. С.3.— 116.
7 Цырлина Т.В. Несколько методических советов, или Как научиться управлять классом : Материалы к педсоветам / Т. В. Цырлина // Классный руководитель — 2009.-№5. С.47.— 53. |
8 Левит М.В. Содержание и структура социальной компетентности классного руководителя : Материалы к педсоветам / М. В. Левит // Классный руководитель — 2009.-№5. С.69. — 96. |
Анализ воспитательной работы с классным коллективом
за 2015-2016 учебный год
В 2015-2016 учебном году основной целью воспитательной работы являлось создание условий для формирования человека – гражданина, присвоившего культуру общества и умеющего ориентироваться в современных социальных условиях, здорового, физически развитого.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи воспитательной деятельности:
Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России.
Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового образа жизни,
Развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;
Поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности, активизация ученического самоуправления, создание условий для развития общешкольного коллектива через систему КТД.
Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей, правовая защита личности ребенка.
Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, которые составляют содержание воспитания:
Я – ГРАЖДАНИН
ИНТЕЛЛЕКТ
НРАВСТВЕННОСТЬ
ЗДОРОВЬЕ
СЕМЬЯ
ОБЩЕНИЕ
ДОСУГ
Организация участия пятиклассников в работе классного и школьного самоуправления
привлечение учащихся к занятиям в кружках
экскурсии по памятным местам в селе, районе, области;
читательские конференции;
знакомство с историей родного села,
изучение традиций, обычаев Донского края;
проводимые классные часы:
«Мой край Донской»
«Шаг навстречу»
«Мы – Донцы, мы – патриоты!»
Система классных часов «Учись учиться»
Проведение классных вечеров, посвященных Дню матери, дню семьи, дню защитников Отечества
Классные вечера отдыха: «Узнай меня», «Откровенно обо всём», «Мы – команда», « Что такое красота?» и др.
В рамках духовно – нравственного воспитания в течение года проводилась «Школа вежливых наук», где учащиеся учили правила общения в коллективе, в общественных местах. Дети посетили ДК «Фестивальный» в городе Таганроге (просмотр новогодней сказки), зоопарк в г. Ростове-на-Дону, театр имени Чехова в г. Таганроге
следующие методы работы:
личный пример
беседы
разъяснения
просьбы
поощрения
убеждения.
Средства воспитания:
В ходе воспитательной работы раскрывались творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности. В целом поставленные задачи можно считать выполненными благодаря усилиям не только классного руководителя, но и родителей, с которыми проводились регулярные тематические родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы. Считаю, что в классе ученический коллектив сформирован. Группировок отрицательного характера нет. Учащиеся дружат, общаются по интересам. Отношения между ними в основном доброжелательные, могут поддержать друг друга в трудную минуту, оказать помощь. При подготовке и проведении мероприятий учащиеся всегда сплочены, преобладает ответственное отношение к школьным делам.
Инициативность в общественных мероприятиях проявляли все ребята. Они участвовали во всех праздниках школы и класса. Активность проявили: Горбатенко М, Кузьменко Н, Романченко С.. Многие ребята участвовали в различных школьных и районных конкурсах, играх. В свободное время ребята посещали кружки и секции по спортивному, художественно - эстетическому направлениям.
КРУЖКИ И СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ |
КЛАСС | МУЗЫКАЛЬ НАЯ ШКОЛА | ТАНЦЫ | СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ | КРУЖОК РИСОВАНИЯ | «УМЕЛЫЕ РУКИ» | фгос |
КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ |
5 | 2 | 1 | 3 | 4 | 3 | 22 |
Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Наблюдаются сдвиги в плане осознания правил и норм поведения, но на практике дети не всегда ведут себя, как следовало бы. В связи с этим работа над умением правильно себя вести будет продолжена.
Много внимания уделялось организации здорового образа жизни, воспитанию потребности заботиться о своей жизни, здоровье, безопасности. В течение года проводились беседы и игры-занятия по правилам охраны и безопасности жизнедеятельности учащихся, правилам дорожного движения: «Опасности в нашем доме», «Дорожные знаки», «Весёлый пешеход» и др.
В результате диагностики межличностных отношений в конце 5 класса уже были выявлены лидеры класса, устойчивые взаимные дружеские отношения. Ребята тактично общаются между собой, помогают друг другу. Ярко выраженными лидерами в классе являются Горбатенко М., Кузьменко Н.,но дети уважительно относятся ко всем одноклассникам.Этих ребят ценят за ответственность, честность, любознательность и интеллектуальные способности. В классе развивается работа ученического самоуправления. Все ребята имеют поручения и стараются ответственно их выполнять. Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются доброжелательность, защищённость, мобильность, инициативность, работоспособность. Такое положение в классном коллективе дает основание предполагать, что при увеличении совместной внеклассной деятельности класса будет повышаться сплоченность, формироваться положительный психологический климат, межличностные отношения в коллективе класса будут строиться на взаимопонимании, доверии, дружбе, сотрудничестве.
Проводится работа с педагогическим коллективом. Ведутся беседы с учителями-предметниками по поводу успеваемости и дисциплины класса на уроках, а также об одаренных детях и неуспевающих по их предмету. Многие ребята заняты во внеурочное время в спортивных секциях (Кузьменко Н., Евдаков А., Романченко С., в музыкальной школе (Скачко В., Толкачева А.), кружке танцев (Лозенко Я), кружке «Жемчужина» (Умелые ручки) (Лигай Е.,Журенко Д, Кулишова Т).
Работа с родителями. Родители детей класса активны, откликаются на просьбы учителя. Советы воспринимают положительно. Родители принимают активное участие во всех делах класса, выполняют с детьми творческие поручения, являются организаторами экскурсий, поездок, встреч с интересными людьми. Практически все посещают родительские собрания. От всех чувствуется интерес к школьным делам их детей. Многие приходят на общешкольные мероприятия, в которых принимают участие их дети. Благодаря этому, каждый родитель понимает, что он человек не посторонний, а свой, нужный и знающий. И для ребёнка повышается статус образования – в результатах и успехах. Повышение статуса влечёт за собой более серьёзное отношение к учёбе, повышение интереса к ней, большую ответственность.
Анализируя результативность воспитательной работы, можно сказать, что в целом воспитательная работа в 5 классе была многоплановой и разносторонней. Считаю, что участие ребят в классных и общешкольных мероприятиях способствовало формированию сплочённого коллектива. В целом можно признать совместную работу учителя, родителей, детского коллектива удовлетворительной.
Задачи воспитательной работы на следующий учебный год:
сохранение и укрепление здоровья школьников;
объединение усилий классного руководителя и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
сплочение коллектива для совместной творческой деятельности.
развитие творческих способностей детей; создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
Психолого - педагогическая характеристика
учащихся 5 класса
В классе 22 ученика: 11 девочек и 11 мальчиков. Дети коллектива 5 класса разновозрастные. Есть дети из многодетных семей: Толкачева А, Романченко С.
Пятый класс дети закончили успешно, кроме Толмачева А., который прибыл к нам во второй четверти. В классе два отличника: Горбатенко М., Кузьменко Н.
Коллектив работоспособный. Дети с высоким познавательным потенциалом и активностью. В целом у коллектива есть потребность в творческой деятельности, дети способны к нестандартным решениям поставленных задач.
Они проявляют интерес к учебе, с готовностью выполняют задания. Участвуют в школьных, районных и Всероссийских олимпиадах. Но в классе есть и ученики, которые нуждаются в постоянной помощи учителя или товарищей. Это Романченко С., Скачко В.,Скидан М, Соловьев А., Толмачев А.. Этим ребятам гораздо труднее даётся учебный материал, чем остальным. Но дети инициативны ( кроме Толмачева А.). С радостью откликаются на просьбы, с желанием включаются во внеклассные мероприятия.
С целью изучения взаимоотношений в классе был проведен опрос, который показал, что основная масса ребят находят среди одноклассников друзей. У большинства детей этот выбор взаимный. Дети проявляют активность в подготовке мероприятий, готовятся к традиционным классным часам, школьным и классным мероприятиям. Ссоры в классе редкое явление.
По результатам социометрии, цель, которой выявление межличностных отношений в классе: класс - дружный, организованный, сплоченный, дети готовы прийти на помощь друг другу. Все учащиеся в классе приняты друг другом. Относятся к учителю как к носителю социальной нормы, уважительно относятся к старшим. В классе преобладают познавательные ценности. Созданы органы самоуправления. Школьники очень любят выполнять различные поручения, хотя конечно ещё под контролем учителя. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя.
Некоторые ребята заняты во внеурочное время в музыкальной школе (Толкачева А, Скачко В), кружке ИЗО (Грунтовскпя Е, Горбатенко М, Красуля Д.), кружке рукоделия «Жемчужина» (Лигай Е., Журенко Д, Кулишова Т)
В классе налаживается самоуправление. Все поручения выбраны по желанию самих ребят и кандидатуры одобрены коллективом класса. Класс, в целом, дружный, ребята активные.
Потенциал нашей школы позволяет интересно, творчески организовать не только урочную деятельность, но и воспитательный процесс.
Это дает возможность подойти к каждому ребенку с позиции уважения его индивидуальности, самобытности. Всестороннее развитие личности является ведущим принципом работы педагогов школы. Прилагая большие усилия в направлении интеллектуального роста каждого ребенка, мы всегда помним о том, что воспитываем, прежде всего, личность, человека будущего. Ему, нашему Ученику, жить в обществе, которое мы строим уже сейчас совместными усилиями, в партнерстве «учитель - ученик».
Ученики пятого класса, которых я приняла в этом учебном году, особенно нуждаются в помощи учителя, его внимании и поддержке. Ученики перешли на старшую ступень образования, столкнулись с новыми ощущениями, проблемами. Особенно важной проблемой является проблема адаптации учеников в обществе старшеклассников, новых предметов и новых учителей. Классный руководитель выступает в качестве некоторого путеводителя учеников в школе, защитника и представителя его интересов. В этом отношении первой задачей классного руководителя является установление контакта и доверия между ним и каждым учеником его класса.
Родители класса активны, откликаются на просьбы учителя. Советы воспринимают положительно. Родители принимают активное участие во всех делах класса, выполняют с детьми творческие поручения, являются организаторами экскурсий, поездок, встреч с интересными людьми. Благодаря этому, каждый родитель понимает, что он человек не посторонний, а свой, нужный и знающий. И для ребёнка повышается статус образования – в результатах и успехах. Повышение статуса влечёт за собой более серьёзное отношение к учёбе, повышение интереса к ней, большую ответственность.
Задачи воспитательной работы на 20156 – 2017 учебный год:
Воспитание и развитие активной и свободной личности, умеющей самостоятельно действовать, с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности.
Цель:
Создать комфортную обстановку, благоприятные условия для успешного развития индивидуальности каждого ученика с учетом имеющегося жизненного опыта субъекта, а также для физического развития учащихся.
Задачи:
Организовать внеурочную работу, внеклассные мероприятия с учетом развития самостоятельных возможностей учащихся на данном этапе;
Продолжить формирование качеств каждого ученика в зависимости от личностных особенностей ребенка, его интересов, склонностей, состояния здоровья, возрастных особенностей характера и психики ребенка.
Способствовать формированию сплоченного классного коллектива учащихся через развитие коммуникативных способностей учеников, через организацию работы по единению и сотрудничеству классного руководителя, коллектива работающих учителей, учащихся и родителей для достижения поставленной цели.
Обучать культуре поведения на основе управления собой;
6. Формировать у учащихся нравственное самосознание и
ответственность.
7. Воспитание в детях толерантного отношения к происходящим событиям и окружающим людям.
8. Стимулирование инициативы, товарищества, помощи в самовыражении коллектива и самого ученика.
Формирование уважительного отношения к членам семьи, к истории и традиции семьи.