МУ «Управление образования администрации МОГО «Ухта»
МОУ «Гуманитарно-педагогический лицей»
Программа предпрофильной практики
Экология здоровья
9 класс (2 ступень обучения, срок реализации 1 год)
Программа составлена на основе программы элективного курса: Алябышева С.Н.
«Экология человека с элементами валеологии»
Сетевое образовательное сообщество Открытый класс
Составитель: Кочкина Н.Л.
учитель биологии МОУ «ГПЛ»
г. Ухта 2013
Пояснительная записка .
Программа курса предпрофильной практики « Экология здоровья» разработана для учащихся девятых классов
Цель курса: показать необходимость укрепления здоровья, познакомить учащихся с профессиями врача и инструктора по оказанию доврачебной помощи пострадавшим.
Задачи курса:
-расширить знания по оказанию доврачебной помощи ,
-освоить некоторые методы изучения физиологических особенностей организма,
-закрепить теоретические знания оказания первой доврачебной помощи пострадавшим,
-показать широкое влияние растений на здоровье человека.
Программа курса расширит и углубит некоторые вопросы по биологии человека , поможет учащимся определить свое отношение к профессиям , имеющим отношение к медицине и поможет правильно выбрать профиль для дальнейшего обучения в лицее.
.
Программа курса «Экология здоровья» расширит и углубит некоторые вопросы по биологии человека , поможет учащимся определить свое отношение к профессиям , имеющим отношение к медицине и поможет правильно выбрать профиль для дальнейшего обучения в лицее.
Тематическое планирование
№ | тема | Количество часов | контрольные | Практическая часть | НРК |
1 | Экология человека и валеология | 1 | | 1 | |
2 | Физические загрязнения среды и здоровье человека. | 1 | | | |
3 | Пищевые добавки как пример химического загрязнения | 1 | | 1 | |
4 | Биологические загрязнения и здоровье человека | 1 | | | |
5 | Изучение функциональных возможностей кардиодыхательной системы в условиях физической нагрузки | 1 | | 1 | |
6 | Питание и здоровье. | 1 | | | |
7 | Вредные привычки. | 1 | | | |
8 | зачет | 1 | 1 | | |
Содержане учебного материала
Экология человека и валеология. Человек и окружающая среда. Здоровье и факторы, его определяющие. Индивидуальное и популяционное здоровье. Определение антропометрических показателей здоровья.
Физические загрязнения среды и здоровье человека. Понятие о загрязнении и загрязнителях. Классификация загрязнений. Определение степени запыленности в разных участках школы. Шум – как пример физического загрязнения.
Пищевые добавки как пример химического загрязнения. Понятие о пищевых добавках. Классификация пищевых добавок. Влияние пищевых добавок на здоровье человека. Определение количества и качества пищевых добавок в продуктах питания.
Биологические загрязнения и здоровье человека. Примеры биологических загрязнений. Паразиты и их классификация. Микропаразиты, их особенности. Токсины. Понятие об эпидемии. Профилактика.
Изучение функциональных возможностей кардиодыхательной системы в условиях физической нагрузки. Питание и здоровье. Значение питания. Гигиена питания.
Вредные привычки. Наркомания. Табакокурение. Алкоголизм
Перечень обязательных практических работ
1..Определение антропометрических показателей здоровья.
2.Определение наличие и качества пищевых добавок в продуктах питания.
3. Изучение функциональных возможностей кардиодыхательной системы в условиях физической нагрузки.
Учащиеся должны знать:
-основные понятия, предусмотренные курсом (валеология, антропометрия, индивидуальное и популяционное здоровье, физическое и биологическое загрязнение, токсины, пищевые добавки)
Учащиеся должны иметь представление:
-об основных проблемах, связанных со здоровьем человека и причинах, вызывающих его снижение.
Учащиеся должны уметь:
-искать и обрабатывать информацию;
-сравнивать и анализировать данные разных источников, выявляя сходство и отличие информации;
-самостоятельно проводить антропометрические измерения.
-считавать информацию с упаковки продукта питания
-правильно выбирать продукты питания
Учащиеся получат опыт:
-участия в групповой работе;
-планирования при проведении индивидуальной или групповой работы.
Литература для обучающихся
-В.Ежов. Первая помощь пока не приехала скорая. Санкт-Петербург . ИД «ВЕСЬ» 2003.
-Валеология. Справочник школьника./Сост. Заготова С.Н.- Ростов –на Дону: ООО «БАРОПРЕСС», 1999.-448 С.
-Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника.- М. : Знание, 1987.
-Библиотека «Первое сентября». Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье. Книга для учителя. М.: Первое сентября. 2001.
Формы контроля
Успеваемость оценивается по 5 – бальной шкале оценки. Общая оценка учеников за пройденный курс (зачет, незачет) происходит по результатам работы на занятиях, подготовки зачетной работы и собеседования по зачетной работе.
Критерии оценки зачетной работы
Соответствие текста раскрываемому вопросу;
Использование соответствующих понятий;
Отбор и структурирование информации;
Отсутствие логических и фактических ошибок;
Использование информационных технологий.
Критерии оценки работы учащихся на занятиях
Регулярное посещение занятий;
Наличие лекционного материала;
Активное участие в практических занятиях;
Умение применения навыков, рассматриваемых в рамках программы.