Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ Владимировская СОШ.
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
№ п/п | Содержание | Классы | Сроки | Ответственные |
| Организационные мероприятия |
| Выявление детей "группы риска", детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей | дошк. гр., 1 – 11 | сентябрь | классный руководитель |
| Организация заполнения в классах социальных паспортов | дошк. гр., 1 – 11 кл. | сентябрь | классный руководитель |
| Составление социального паспорта школы | дошк. гр., 1 – 11 кл. | сентябрь | Зам дир по ВР |
| Организация работы Совета профилактики школы (по отдельному плану) | дошк. гр., 1 – 11 кл. | сентябрь | зам. директора по ВР |
| Вовлечение "трудных" уч-ся в работу кружков и секций. | дошк. гр., 1 – 11 кл. | сентябрь | Классные руководители и педагоги дополнительного образования |
| Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся: | дошк. гр., 1 – 11 кл. | по мере необходимости | Классные руководители Зам дир по ВР |
| Работа с учащимися |
| Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов | дошк. гр., 1 – 11кл. | по мере необходимости | Уполномоченный по правам ребенка |
| Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе | дошк. гр., 1 – 11 кл. | по мере необходимости | Классный руководитель |
| Оказание помощи воспитанникам в трудной жизненной ситуации | дошк. гр., 1 – 11 кл. | по мере необходимости | Классный руководитель Замдир по ВР |
| Организация досуга воспитанников (согласно программы воспитательной работы классов) | дошк. гр., 1 – 11кл. | постоянно | Классный руководитель, педагоги доп.образования |
| Обучение учащихся способам разрешения конфликтов: | 5-11 кл. | по отдельному плану работы | Классные руководители |
| Планирование содержательного досуга подростков «группы риска» в течение всего учебного года | 5-11 кл. | постоянно | Классные руководители, наставники |
| Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей «группы риска» | 1-11 кл. | ежедневно | классный руководитель зам.директора по ВР, наставники |
| Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики об успеваемости, посещаемости, поведению, занятости в свободное время | 1-11 кл. | раз в четверть | классный руководитель |
| Санитарно-просветительская работа по темам: Вредные привычки Вредные привычки Пить и курить – здоровью вредить Правда об алкоголе и курении Вредные привычки их продолжение Профилактика приобщения подростков к алкоголю Никотин – яд для организма Вредные привычки Ведем здоровый образ жизни Дай оценку своему здоровью Влияние наркотических средств на здоровье человека | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | в течение года по плану воспитательной работы класса | медицинские работники, классные руководители, учитель биологии, зам.дир по ВР |
| Работа с семьей |
| Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей. | дошк. гр., 1 – 11 | сентябрь | классный руководитель |
| Работа педагогического лектория для родителей (по отдельному плану) | 1-11 | раз в год | классный руководитель |
| Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися | дошк. гр., 1 – 11 | в течение года по плану воспитательной работы класса | педагогический коллектив школы |
| Индивидуальное консультирование родителей: | дошк. гр., 1 – 11 | по запросам | педагоги специалисты |
| Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми: а) на «круглых столах» б) на семинарах в) на родительских собраниях | дошк. гр., 1 – 11 | раз в четверть | педагогический коллектив школы, специалисты |
| Просвещение родителей (буклеты, памятки): ребенка? | дошк. гр., 1 – 11 | 2013-2018 ежегодное обновление 2013-2018 ежегодное обновление 2013-2018 ежегодное обновление 2013-2018 ежегодное обновление 2013-2018 ежегодное обновление | Зам.дир по ВР |
| Правовой всеобуч учащихся |
| Изучение государственных и международных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка | дошк. гр., 1 – 11 | постоянно | педагогический коллектив школы |
| Проведение бесед по правовой тематике с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений | 1 – 11 | 1 раз в месяц (по отдельному плану) | классный руководитель |
| Ситуативная игра «Улица полна неожиданностей» | дошк.гр. 1-4 | май май | зав.библиотекой |
| Стенды для учащихся по правовому всеобучу: Права и обязанности несовершеннолетних Ответственность несовершеннолетних Уголовная ответственность несовершеннолетних Мода и ее влияние на здоровье детей Административная ответственность несовершеннолетних Основные документы, защищающие права детей «Учись понимать себя и других» «О нравственных и безнравственных поступках и их последствиях. Как уберечься от насилия» «Права и обязанности школьника» «Мелкое хулиганство, ответственность» «Ответственность за непосещение школы, пропуски уроков без уважительных причин» «С какого возраста наступает ответственность несовершеннолетнего» | 1 – 11 | 2013-2014 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 2014-2015 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 2015-2016 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 2016-2017 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 2017-2018 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть | Зам дир по ВР, организатор детского движения |
| Повышение правовой грамотности педагогов школы |
| Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних | дошк. гр., 1 – 11 | постоянно | классные руководители, учителя предметники, воспитатель |
| | 1– 11 | 2013-2014 ноябрь 2014-2015 ноябрь 2015-2016 ноябрь 2016-2017 ноябрь 2017-2018 ноябрь | Зам дир по ВР, организатор детского движения |
| Диагностика и анкетирование |
| Анкетирование учащихся: Анкета «Отношение подростков к вредным привычкам» | 5 | сентябрь | Классные руководители, зам дир по ВР |
| Анкета «Твои права и обязанности» | 6 | октябрь |
| Анкета «Вредные привычки и Я» | 7 | ноябрь |
| Анкета «Я и ценности моей жизни» | 8 | декабрь |
| Анкета «Насилие в школе» | 9 | февраль |
| Анкета «Недописанный тезис» | 10 | март |
| «Я и смысл моей жизни» | 11 | апрель |
| Диагностика учащихся: Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности «Семья и родители глазами ребенка» Методика предрасположенности к конфликтам Методика составления расписания Анкета «Взаимоотношения в семье» | 5-11 дош.гр 1-4. 5-11 5-11 дош.гр 1-4 дош.гр 1-4 5-11 | 2013-2014 ноябрь 2014-2015 ноябрь 2015-2016 ноябрь 2016-2017 ноябрь 2017-2018 ноябрь ежегодно (ноябрь) ежегодно (февраль) ежегодно (март) ежегодно (декабрь) ежегодно (февраль) ежегодно (март) ежегодно (март) | Классные руководители, зам дир по ВР |
| Анкетирование родителей: «Методика изучения уровня удовлетворенности работой школы» Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка Анкета-опрос родителей учащихсй «Идеальная школа» | дошк. гр., 1 – 11 вновь прибывшие дошк. гр., 1– 11 | ежегодно март-апрель ежегодно октябрь ежегодно март-апрель 2013-2014 март-апрель 2014-2015 март-апрель 2015-2016 март-апрель 2016-2017 март-апрель 2017-2018 март-апрель | Классные руководители, зам дир по ВР |
| Анкетирование и диагностика педагогов: Анкетирование «Определение детей «группы риска». Опросник выявления предрасположенности к аддиктивному (зависимому) поведению у учащихся. Анкета для выявления способности учителя к саморазвитию Вырабатываете ли вы в себе положительное отношение к детям в процессе беседы? Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению Методика «Психологический портрет учителя» | дошк. гр., 1 – 11 | ежегодно 2013-2014 октябрь 2014-2015 октябрь 2015-2016 октябрь 2016-2017 октябрь 2017-2018 октябрь | Зам дир по ВР Зам дир по ВР зам. директора по ВР зам дир по ВР зам дир по ВР зам дир по ВР зам дир по ВР |
Классы | Знания, умения, навыки |
1 класс | Знать: правила поведения в школе название государства и государственную символику законы класса правила личной безопасности Уметь: |
2 класс | Знать: какого человека называют гражданином качества человека, необходимые достойному гражданину основные обязанности и права ученика правила поведения в общественных местах, дома, в школе Уметь: различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни высказывать негативное отношение к плохим поступкам Приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях |
3 класс | Знать: что такое закон как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина какие поступки нарушают устав школы какие правила поведения надо соблюдать на железной дороге Уметь: |
4 класс | Знать: Уметь: |
5 класс | Знать: название основного документа о правах ребенка, основные его статьи меру наказания за нарушение Правил дорожного движения Уметь: |
6 класс | Знать: сущность преступления и правонарушения; отличие правовых норм от норм морали; как государство может защитить права ребенка Уметь: |
7 класс | Знать: понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении меру наказания за преступления, совершенные на железной дороге особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних Уметь: осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее не создавать криминальных ситуаций на железной дороге |
8 класс | Знать: Уметь: |
9 класс | Знать: мотивы, которые могут привести человека к преступлению права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу способы поведения в критической ситуации Уметь: |
10 класс | Знать: о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма свои права и обязанности при общении с органами правопорядка основные положения Декларации прав человека Уметь: негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка |
11 класс | Знать: • понятие «воинская обязанность» • положения законодательства, связанные с употреблением алкоголя • особенности субкультур основных неформальных молодежных течений и движений • уметь проявлять волевые качества в выборе образа поведения |
Альбом «Ваши права». — Тамбов, 2001.
Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. — М., 2006.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под редакцией Е.Н. Степанова. — М., 2000.
Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах. Ростов/на Дону, 2006.
Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 9-11 классах. Ростов/на Дону, 2006.
Журналы: «Классный руководитель», «Заместитель директора по воспитательной работе», «Воспитание школьников».
Кодекс РФ об административных правонарушениях. — М., 2006.
Комментарии к Уголовному Кодексу РФ.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.
Правовое воспитание школьников 5-9 классы. — Волгоград, 2005.
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. — М., 2000.
Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях
Программы для социально –психологического сопровождения детей из семей, находящихся в социально –опасном положении.- Областной психолого-педагогический и медико-социальный центр. Серия: Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Программы для социально-психологического сопровождения детей- беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей.- Областной психолого-педагогический и медико-социальный центр. Серия: Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Программы профилактики противоправного поведения и проявления экстремизма подростков. –Областная долгосрочная целевая программа «Профилактика правонарушений в Ростовской области на 2011-2013г
Профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков.-Методические рекомендации для социальных педагогов. Ростов-на-Дону 2002г.
А.Н. Маюров, Я А. Маюров « В здоровом теле – здоровый дух.- учебное пособие для ученика и учителя 7-11 кл.
А.Н. Маюров, Я. А. Маюров « Наркотики ,выход из наркотического круга»- учебное пособие для ученика и учителя 7-11 кл.
А.Н. Маюров, Я. А. Маюров « Алкоголь –шаг в пропасть» учебное пособие для ученика и учителя 7-11 кл.
А.Н. Маюров, Я. А. Маюров «Табачный туман обмана» - учебное пособие для ученика и учителя 7-11 кл