СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профилактической и коррекционной работы с детьми, склонными к девиантному поведению

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка создана для организации работы с детьми, склонными к девиантному поведению

Просмотр содержимого документа
«Программа профилактической и коррекционной работы с детьми, склонными к девиантному поведению»

Утверждаю

Директор

МБОУ «Мезенская средняя школа имени А.Г. Торцева»

_____________Н.А.Некипеллова


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мезенская средняя школа имени А.Г.Торцева»




ПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

«ПЕРЕКРЕСТОК»






Автор: социальный педагог

Антипина А.А.









г. Мезень 2016 г


Содержание

  1. Паспорт программы

  2. Пояснительная записка

  3. Цель и задачи программы

  4. Концепция программы

  5. Механизм реализации программы

  6. Содержание программы

  7. Ожидаемые результаты

  8. Мониторинг

  9. Используемая литература

















































Паспорт программы

Наименование

программы

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ «ПЕРЕКРЕСТОК»

Основания

для разработки Программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Конституция РФ,

- Гражданский кодекс РФ,

- Семейный кодекс РФ,

- Кодекс Российской Федерации об административно-правовых нарушениях,

- Федеральный закон от 24.06.1999 г №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

- Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;

- Устав МБОУ «Мезенская средняя школа имени А.Г.Торцева»

Заказчик Программы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мезенская средняя школа имени А.Г.Торцева»

Разработчик Программы

Социальный педагог Антипина Анна Александровна


Исполнители программы

Социально-психологическая служба МБОУ «Мезенская средняя школа имени А.Г.Торцева»

Цели и задачи Программы

ЦЕЛЬ:

- формирование позитивных изменений в поведении обучающихся, склонных к различным девиациям

ЗАДАЧИ:

  1. диагностика личностных и метапредметных результатов;

  2. контроль успеваемости и посещаемости обучающихся;

  3. повышение уровня правовых знаний обучающихся

  4. формирование навыков ЗОЖ

  5. развитие коммуникативных навыков

  6. вовлечение детей, склонных к девиантному поведению в позитивную деятельность (спортивную, трудовую, общественную и т.д.)

Основные оценочные

Показатели Программы

Диагностики, анкетные данные, статистика

Механизм реализации

Программы

Программа рассчитана на учебный год

Ожидаемые результаты

- Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям и злоупотреблению ПАВ среди обучающихся.

- Формирование у обучающихся нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

-Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

-Развитие способностей адаптивного и положительного поведения.

- Снижение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном профилактическом учёте.

Контроль реализации программы

Контроль за реализацией программы осуществляет администрациейМБОУ «Мезенская средняя школа имени А.Г. Торцева».











Пояснительная записка


Профилактическая и коррекционная работа с детьми и подростками, имеющими отклонения в поведении – важная задача в работе любого образовательного учреждения. Не исключением является и МБОУ «Мезенская средняя школа им. А. Г. Торцева». В нашей школе с 2005 года работает социально-психологическая служба, целью которой является оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, имеющим сложности в обучении, проявляющим отклонения в поведении и имеющим особые образовательные потребности.

Количество таких обучающихся растет с каждым годом. В 2015 году на внутришкольном учете состояли 11 человек, в 2016 году 15 человек. Основные виды девиаций, которые встречаются в Мезенской средней школе это пропуски занятий без уважительной причины, проявление агрессии и противоправные действия, а именно кражи. Направления работы специалистов социально-психологической службы должны постоянно совершенствоваться. Увеличивающееся количество детей, состоящих на профилактических учетах в органах системы профилактики требует усиление индивидуального подхода к работе с данной категорией детей.

Данная программа индивидуально - групповых занятий предлагается для работы с обучающимися, склонными к девиантному поведению, включает в себя комплекс занятий и мероприятий для эффективной профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

На внутришкольном учете основная группа обучающихся – это подростки. Развитие личности в подростковом возрасте характеризуется интенсивным процессом социализации, овладением различными ролями взрослого человека. Все эти процессы происходят в условиях бурных физиологических и психических перемен в организме и личности ребенка Движущей силой развития и становления личности является удовлетворение базовых потребностей личности (принятие, осознание, самореализация). Подростки склонные к девиантным формам поведения, не являются исключением. Для них также характерны не только материальные и физиологические потребности, но и духовные: в красоте, гармонии, доброте, честности и т.д. Личность подростка - постоянно меняющаяся, открытая система, способная к изменениям в зависимости от социальных условий.

У подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. И родители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием, создают условия, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то, тем самым создают благоприятные условия для психического развития.

Трудности в работе с подростками обусловлены психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переходящими в наглость, переоценкой возможностей, самоуверенностью т.д.

 Подростком решается не просто задача занятия определенного места в обществе, но и проблема взаимоотношений, определения себя в обществе и через общество, т.е. решается задача личностного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования.

Что же является причиной девиантного поведения подростков. 1. Присущая подростковому возрасту «трудность», вызванная в первую очередь разрывом между социальным и биологическим взрослением, не всегда плавным процессом формирования мировоззрения, «Я - концепции», нелегким поиском своего места в обществе, дополненная накопленным асоциальным опытом. 2. Происходящая в обществе резкая смена ценностей, приоритетов, идеалов, вакуум духовности, заполняемый наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией, ранней криминализацией детей, преобладание материальных ценностей над духовными, привели к разрушению позиции ответственного отношения взрослого сообщества к детям. Вследствие этого к кризису российской семьи и школы.
Как известно подростковый - это важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток уже не ребёнок, но ещё и не взрослый, он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Успешность его жизненного самоопределения зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.











ЦЕЛЬ:

-формирование позитивных изменений в поведении обучающихся, склонных к различным девиациям

ЗАДАЧИ:

  1. диагностика личностных и метапредметных результатов;

  2. контроль успеваемости и посещаемости обучающихся;

  3. повышение уровня правовых знаний обучающихся;

  4. формирование навыков ЗОЖ;

  5. развитие коммуникативных навыков

  6. вовлечение детей, склонных к девиантному поведению в позитивную деятельность (спортивную, трудовую, общественную и т.д.)


Концептуальные основы программы

-Учёт индивидуальных и личностных особенностей обучающихся.

- Комплексный подход к диагностике, профилактике и коррекции.

- Принцип личностной направленности - учёт индивидуальных склонностей, интересов, своеобразия характеров, упор на личное достоинство подростков, опора на положительные качества.

- Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.

- Включение в воспитательно – коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно – практической (вовлечение в общественно полезную деятельность) и эмоциональную (общение с окружающими)

- Единство образования и индивидуальной помощи и поддержки подростков.


Этапы реализации программы

Программа реализуется в путём поэтапного выполнения запланированных в ней мероприятий:

I этап –диагностический:

- аналитическо-диагностическая деятельность;

II этап – практический:

- использование на практике форм, методов, приемов работы с обучающимися, склонными к девиантному поведению

- обеспечение психолого – педагогической готовности ребёнка к перевоспитанию

а) беседы;

б) вхождение в доверие к подростку;

в) пробуждение интереса к деятельности.

- копилка подростка

а) положительные качества;

б) поступки;

в) поощрение ребенка;

г) важно чтобы подросток сам мог оценивать свои поступки;

д) ориентация на идеал с помощью педагога.

- промежуточный контроль.

III этап - итогово-обобщающий:

- обработка и интерпретация данных;

- соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;

- определение перспектив и путей дальнейшей профилактики девиантного поведения среди дезадоптированныхобучающихся.

   Программа является открытой для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы.



Формы и методы работы

В повседневной практике педагогам приходится постоянно корректировать поведениеобучающихся, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях необходимо использовать разумные методы и формы психолого-педагогического воздействия.

принципы психолого-педагогического воздействия.

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений междупедагогом и обучающимся, установлению душевного контакта:

1) проявление доброты, внимания, заботы;

2) просьба;

3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).

Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:

-    поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного ребёнка или в данных условиях;

-    любое поощрение должно вызывать у обучающегося, склонного к девиантному поведению положительные эмоции;

-    форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел подросток, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;

-    награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;

-    поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;

-  подростку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений.

-  если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;

-    всегда учитывайте состояние подростка;

-    не унижайте подростка;

-    соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».

В нарушении перечисленных правил есть риск потерять подростка;

4) «авансирование личности» – предоставление подростку определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;

5) Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Преподаватель должен уметь любого в любом случае простить.

Способствующие формированию у трудновоспитуемого подростка правильного поведения.

1) Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.

2) Доверие.

3) Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

4)Вовлеченность в интересную деятельность.

5) Пробуждение гуманных чувств.

Целенаправленная работа по нравственному просвещению

(нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).

1. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личностиобучающегося.

2. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.

При проведении психолого-педагогической коррекционной работы с обучающимися, склонными к девиантному поведениюнеобходимо соблюдение следующих принципов:

Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере обучающегося, склонного к девиантному поведению.

Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ребёнке, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условиями реализации данного принципа являются:

•       стимулирование самопознания ребёнком своих положительных черт;

•       формирование нравственных качеств, при самооценке своего поведения;

•       постоянное внимание к положительным поступкам обучающегося;

•       проявление доверия к обучающемуся;

•       формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;

•       оптимистическая стратегия в определении профилактических и коррекционных задач;

•       учет интересов детей, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.

В практической психолого-педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

•       преобладание позитивных оценок в анализе поведенияобучающегося;

проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;

•       приобщение ребёнка к добру и доброте;

•       защита педагогом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;

Принцип социальной адекватности профилактических и коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств коррекции социальной ситуации, в которой находится обучающийся. Условиями реализации данного принципа являются следующие:

•       учет особенностей социального окружения подростка при решении профилактических и коррекционных задач;

•       координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка;

•       коррекция воспринимаемой обучающимисяразнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации.

Принцип индивидуализации коррекционного воздействия на обучающихся.

Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждогоребёнка, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому обучающемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

•оценка изменений индивидуальных качеств обучающегося;

•выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;

•учет индивидуальных особенностей подростка при выборе коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;

•предоставление возможности обучающимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.

Формы работы:

При планировании и реализации коррекционной программы по преодолению у подростков группы риска негативных проявлений активности в общении, необходимо учитывать психологические особенности юношеского возраста и осуществлять работу по двум направлениям:

1) организация на занятии процесса общения как актуальной деятельности, приносящей удовольствие;

2) стимулирование рефлексивной деятельности группы по отношению к процессу общения. Это создает условия для развития коммуникативной активности и формирования устойчивой положительной самооценки, которые составляют базу конструктивного общения и развития личности.

Следует проводить консультирование, просвещение, индивидуальную коррекционную работу с подростками, которым свойственны эмоционально-эгоцентрический и целенаправленно-эгоцентрический стили коммуникативной активности. Эта работа должна быть направлена на развитие представлений о ценности других людей, на развитие способности адекватно оценивать собственные качества, на активизацию процессов самопознания, самокоррекции в общении.

Эффективным средством по развитию коммуникативной активности, преодолению трудностей общения детей группы риска, являются специальные методы групповой работы. Это могут быть:

1) дискуссионые методы (обсуждение коммуникативного поведения, анализ ситуаций по выбору стиля коммуникативной активности);

2) игровые методы: дидактические (поведенческое научение, интонационно-речевой и видеотренинг) и творческие игры (игровая психотерапия, трансактный метод осознания коммуникативного поведения, психодраматическая коррекция);

3) тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности и эмпатии).

4) коррекционные занятия по преодолению проблем, ставших причиной девиантного поведения.

5) Анкетирование обучающихсяс целью изучения их личностных особенностей, отношения к вредным привычкам (курение, алкоголизм, наркотики, токсические вещества) и девиантного поведения.
























Содержание программы

Этапы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Диагностический

1. Индивидуальная психологическая карта.

2.Тест К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»

3.Тест «Размышляя о жизненном опыте»

4.Анкетирование«Отношение к ПАВ»

5.Методика «Тест Рука» (Наnd-тест)

6.Графическая методика «Кактус»

7.Методика «Несуществующее животное»

8. 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (форма А)

9. Тест Е. Шафера «Поведение родителей и отношение подростков к ним»

10. Социально-психологический тест Дж. Морено

В течениеI четверти занятия проводятся еженедельно с каждым из обучающихся состоящих на ВШУ, в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями

Социальный педагог,педагог-психолог

Практический

1. Кто я, какой я.

2.Права и обязанности школьника.

3.От безответственности до преступления один шаг.

4.Моё лучшее Я (изучаем характер и характеристику человека).

5.Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних.

6. Быть уверенным это здорово.

7.Давай поговорим или методы и формы общения.

8. Разрешение конфликтов.

9. Берегите друзей.

10.Свобода личности и её границы.

11. Честь и достоинство

12.Самовоспитание и проблема выбора.

13. Мифы и правда о курении.

14. Умей сказать нет.

В течение II и IIIчетверти, еженедельно, работа в малых группах

Социальный педагог

Итогово-обобщающий

1.Подготовка аналитического отчета о результатах программы по каждому обучающемуся, состоящему на ВШУ

2.Анализ полученных результатов и подведение итогов программы

В течение IV четверти

Социальный педагог


Ожидаемые результаты.


- Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям и злоупотреблению среди обучающихся.

- Формирование у обучающихся нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

-Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

-Развитие способностей адаптивного и положительного поведения.

-Снижение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном профилактическом учёте.





































Список литературы

1. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 9-11 классах. Практикум профильного обучения / Н.Ф. Дик.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

2. Дик Н.Ф. Тематические классные часы «Человек и закон» в 9-11 классах / Н.Ф. Дик.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

3. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / В.А. Туманов, В.Е.Чиркин, Ю.А. Юдин. - Изд. 2-е, перераб. И доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, Юристъ, 1997.

4. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Юрайт, 1997.

5. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации.- М.: издательство Омега -Л, 2006.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации: Новая редакция.- Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2006.

7. Российское уголовное право. Общая часть. Альбом схем. - М.: МЮИМВД России, издательство «Щит - М», 1998.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: «Издательство ПРИОР», 2002.

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М.: ЗАО «Издательский Дом «Главбух». - 2003.

10. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд. - М.: Юрайт,1997.

11. Кашанина Т.В. Основы российского права. Учебник. - М.: Издательская группа ИНФРА - М- НОРМА, 1997.

12. Гражданское право в схемах. Учебное пособие. Под. Ред. Еремичева И.А. М.: МЮИ МВД России. Издательство «ЩИТ-М», 1998.

13. Гражданский кодекс Российской Федерации. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.

14. Федеральные законы Российской Федерации. - М.: «Проспект», 2001.

15. Семейный кодекс Российской Федерации. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.

16. Экологический кодекс Российской Федерации. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.

17. Информационные ресурсы справочной правовой системы КонсультантПлюс. Электронная версия.

18.Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Социальное здоровье России 1993.

19.Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

20.Бедный М.С. Семья-здоровье-общество. М., 1986.

21.Варга Д. Дела семейные: Пер. с венг. М.: Педагогика, 1986.

22.Ермакова О.М., Семёнов М.Ю. Психология общения (практикум). Омск, 1997

23.Клее м. Психология подростка ( психосексуальное развитие). М., 1991.

24.Клюева Н.В., Свистун М.А. Программа социально психологического тренинга. Ярославль.: Содействие, 1992.

25.Колесов Д.В. Психология современной семьи. М.: Не допустить беды М., 1988.

26.Кулич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 8-11классы.-М., ВАКО, 2007.

27.Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С. ВысотскаяН.в. XXI века. Психолого педагогическая работа