Утверждаю
Директор
МБОУ «Мезенская средняя школа имени А.Г. Торцева»
_____________Н.А.Некипеллова
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мезенская средняя школа имени А.Г.Торцева»
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
«ПЕРЕКРЕСТОК»



Автор: социальный педагог
Антипина А.А.
г. Мезень 2016 г
Содержание
Паспорт программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Концепция программы
Механизм реализации программы
Содержание программы
Ожидаемые результаты
Мониторинг
Используемая литература
Паспорт программы
Наименование программы | ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ «ПЕРЕКРЕСТОК» |
Основания для разработки Программы | Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: - Конституция РФ, - Гражданский кодекс РФ, - Семейный кодекс РФ, - Кодекс Российской Федерации об административно-правовых нарушениях, - Федеральный закон от 24.06.1999 г №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», - Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; - Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. -Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; - Устав МБОУ «Мезенская средняя школа имени А.Г.Торцева» |
Заказчик Программы | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мезенская средняя школа имени А.Г.Торцева» |
Разработчик Программы | Социальный педагог Антипина Анна Александровна |
Исполнители программы | Социально-психологическая служба МБОУ «Мезенская средняя школа имени А.Г.Торцева» |
Цели и задачи Программы | ЦЕЛЬ: - формирование позитивных изменений в поведении обучающихся, склонных к различным девиациям ЗАДАЧИ: диагностика личностных и метапредметных результатов; контроль успеваемости и посещаемости обучающихся; повышение уровня правовых знаний обучающихся формирование навыков ЗОЖ развитие коммуникативных навыков вовлечение детей, склонных к девиантному поведению в позитивную деятельность (спортивную, трудовую, общественную и т.д.) |
Основные оценочные Показатели Программы | Диагностики, анкетные данные, статистика |
Механизм реализации Программы | Программа рассчитана на учебный год |
Ожидаемые результаты | - Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям и злоупотреблению ПАВ среди обучающихся. - Формирование у обучающихся нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни. -Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. -Развитие способностей адаптивного и положительного поведения. - Снижение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном профилактическом учёте. |
Контроль реализации программы | Контроль за реализацией программы осуществляет администрациейМБОУ «Мезенская средняя школа имени А.Г. Торцева». |
Пояснительная записка
Профилактическая и коррекционная работа с детьми и подростками, имеющими отклонения в поведении – важная задача в работе любого образовательного учреждения. Не исключением является и МБОУ «Мезенская средняя школа им. А. Г. Торцева». В нашей школе с 2005 года работает социально-психологическая служба, целью которой является оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, имеющим сложности в обучении, проявляющим отклонения в поведении и имеющим особые образовательные потребности.
Количество таких обучающихся растет с каждым годом. В 2015 году на внутришкольном учете состояли 11 человек, в 2016 году 15 человек. Основные виды девиаций, которые встречаются в Мезенской средней школе это пропуски занятий без уважительной причины, проявление агрессии и противоправные действия, а именно кражи. Направления работы специалистов социально-психологической службы должны постоянно совершенствоваться. Увеличивающееся количество детей, состоящих на профилактических учетах в органах системы профилактики требует усиление индивидуального подхода к работе с данной категорией детей.
Данная программа индивидуально - групповых занятий предлагается для работы с обучающимися, склонными к девиантному поведению, включает в себя комплекс занятий и мероприятий для эффективной профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
На внутришкольном учете основная группа обучающихся – это подростки. Развитие личности в подростковом возрасте характеризуется интенсивным процессом социализации, овладением различными ролями взрослого человека. Все эти процессы происходят в условиях бурных физиологических и психических перемен в организме и личности ребенка Движущей силой развития и становления личности является удовлетворение базовых потребностей личности (принятие, осознание, самореализация). Подростки склонные к девиантным формам поведения, не являются исключением. Для них также характерны не только материальные и физиологические потребности, но и духовные: в красоте, гармонии, доброте, честности и т.д. Личность подростка - постоянно меняющаяся, открытая система, способная к изменениям в зависимости от социальных условий.
У подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. И родители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием, создают условия, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то, тем самым создают благоприятные условия для психического развития.
Трудности в работе с подростками обусловлены психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переходящими в наглость, переоценкой возможностей, самоуверенностью т.д.
Подростком решается не просто задача занятия определенного места в обществе, но и проблема взаимоотношений, определения себя в обществе и через общество, т.е. решается задача личностного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования.
Что же является причиной девиантного поведения подростков. 1. Присущая подростковому возрасту «трудность», вызванная в первую очередь разрывом между социальным и биологическим взрослением, не всегда плавным процессом формирования мировоззрения, «Я - концепции», нелегким поиском своего места в обществе, дополненная накопленным асоциальным опытом. 2. Происходящая в обществе резкая смена ценностей, приоритетов, идеалов, вакуум духовности, заполняемый наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией, ранней криминализацией детей, преобладание материальных ценностей над духовными, привели к разрушению позиции ответственного отношения взрослого сообщества к детям. Вследствие этого к кризису российской семьи и школы.
Как известно подростковый - это важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток уже не ребёнок, но ещё и не взрослый, он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Успешность его жизненного самоопределения зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.
ЦЕЛЬ:
-формирование позитивных изменений в поведении обучающихся, склонных к различным девиациям
ЗАДАЧИ:
диагностика личностных и метапредметных результатов;
контроль успеваемости и посещаемости обучающихся;
повышение уровня правовых знаний обучающихся;
формирование навыков ЗОЖ;
развитие коммуникативных навыков
вовлечение детей, склонных к девиантному поведению в позитивную деятельность (спортивную, трудовую, общественную и т.д.)
Концептуальные основы программы
-Учёт индивидуальных и личностных особенностей обучающихся.
- Комплексный подход к диагностике, профилактике и коррекции.
- Принцип личностной направленности - учёт индивидуальных склонностей, интересов, своеобразия характеров, упор на личное достоинство подростков, опора на положительные качества.
- Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
- Включение в воспитательно – коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно – практической (вовлечение в общественно полезную деятельность) и эмоциональную (общение с окружающими)
- Единство образования и индивидуальной помощи и поддержки подростков.
Этапы реализации программы
Программа реализуется в путём поэтапного выполнения запланированных в ней мероприятий:
I этап –диагностический:
- аналитическо-диагностическая деятельность;
II этап – практический:
- использование на практике форм, методов, приемов работы с обучающимися, склонными к девиантному поведению
- обеспечение психолого – педагогической готовности ребёнка к перевоспитанию
а) беседы;
б) вхождение в доверие к подростку;
в) пробуждение интереса к деятельности.
- копилка подростка
а) положительные качества;
б) поступки;
в) поощрение ребенка;
г) важно чтобы подросток сам мог оценивать свои поступки;
д) ориентация на идеал с помощью педагога.
- промежуточный контроль.
III этап - итогово-обобщающий:
- обработка и интерпретация данных;
- соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;
- определение перспектив и путей дальнейшей профилактики девиантного поведения среди дезадоптированныхобучающихся.
Программа является открытой для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы.
Формы и методы работы
В повседневной практике педагогам приходится постоянно корректировать поведениеобучающихся, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях необходимо использовать разумные методы и формы психолого-педагогического воздействия.
принципы психолого-педагогического воздействия.
Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений междупедагогом и обучающимся, установлению душевного контакта:
1) проявление доброты, внимания, заботы;
2) просьба;
3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).
Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
- поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного ребёнка или в данных условиях;
- любое поощрение должно вызывать у обучающегося, склонного к девиантному поведению положительные эмоции;
- форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел подросток, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;
- награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
- поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
- подростку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений.
- если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;
- всегда учитывайте состояние подростка;
- не унижайте подростка;
- соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
В нарушении перечисленных правил есть риск потерять подростка;
4) «авансирование личности» – предоставление подростку определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;
5) Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Преподаватель должен уметь любого в любом случае простить.
Способствующие формированию у трудновоспитуемого подростка правильного поведения.
1) Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.
2) Доверие.
3) Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.
4)Вовлеченность в интересную деятельность.
5) Пробуждение гуманных чувств.
Целенаправленная работа по нравственному просвещению
(нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).
1. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личностиобучающегося.
2. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.
При проведении психолого-педагогической коррекционной работы с обучающимися, склонными к девиантному поведениюнеобходимо соблюдение следующих принципов:
Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере обучающегося, склонного к девиантному поведению.
Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ребёнке, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условиями реализации данного принципа являются:
• стимулирование самопознания ребёнком своих положительных черт;
• формирование нравственных качеств, при самооценке своего поведения;
• постоянное внимание к положительным поступкам обучающегося;
• проявление доверия к обучающемуся;
• формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;
• оптимистическая стратегия в определении профилактических и коррекционных задач;
• учет интересов детей, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.
В практической психолого-педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
• преобладание позитивных оценок в анализе поведенияобучающегося;
проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;
• приобщение ребёнка к добру и доброте;
• защита педагогом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;
Принцип социальной адекватности профилактических и коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств коррекции социальной ситуации, в которой находится обучающийся. Условиями реализации данного принципа являются следующие:
• учет особенностей социального окружения подростка при решении профилактических и коррекционных задач;
• координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка;
• коррекция воспринимаемой обучающимисяразнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации.
Принцип индивидуализации коррекционного воздействия на обучающихся.
Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждогоребёнка, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому обучающемуся для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
•оценка изменений индивидуальных качеств обучающегося;
•выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;
•учет индивидуальных особенностей подростка при выборе коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;
•предоставление возможности обучающимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.
Формы работы:
При планировании и реализации коррекционной программы по преодолению у подростков группы риска негативных проявлений активности в общении, необходимо учитывать психологические особенности юношеского возраста и осуществлять работу по двум направлениям:
1) организация на занятии процесса общения как актуальной деятельности, приносящей удовольствие;
2) стимулирование рефлексивной деятельности группы по отношению к процессу общения. Это создает условия для развития коммуникативной активности и формирования устойчивой положительной самооценки, которые составляют базу конструктивного общения и развития личности.
Следует проводить консультирование, просвещение, индивидуальную коррекционную работу с подростками, которым свойственны эмоционально-эгоцентрический и целенаправленно-эгоцентрический стили коммуникативной активности. Эта работа должна быть направлена на развитие представлений о ценности других людей, на развитие способности адекватно оценивать собственные качества, на активизацию процессов самопознания, самокоррекции в общении.
Эффективным средством по развитию коммуникативной активности, преодолению трудностей общения детей группы риска, являются специальные методы групповой работы. Это могут быть:
1) дискуссионые методы (обсуждение коммуникативного поведения, анализ ситуаций по выбору стиля коммуникативной активности);
2) игровые методы: дидактические (поведенческое научение, интонационно-речевой и видеотренинг) и творческие игры (игровая психотерапия, трансактный метод осознания коммуникативного поведения, психодраматическая коррекция);
3) тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности и эмпатии).
4) коррекционные занятия по преодолению проблем, ставших причиной девиантного поведения.
5) Анкетирование обучающихсяс целью изучения их личностных особенностей, отношения к вредным привычкам (курение, алкоголизм, наркотики, токсические вещества) и девиантного поведения.
Содержание программы
Этапы | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Диагностический | 1. Индивидуальная психологическая карта. 2.Тест К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» 3.Тест «Размышляя о жизненном опыте» 4.Анкетирование«Отношение к ПАВ» 5.Методика «Тест Рука» (Наnd-тест) 6.Графическая методика «Кактус» 7.Методика «Несуществующее животное» 8. 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (форма А) 9. Тест Е. Шафера «Поведение родителей и отношение подростков к ним» 10. Социально-психологический тест Дж. Морено | В течениеI четверти занятия проводятся еженедельно с каждым из обучающихся состоящих на ВШУ, в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями | Социальный педагог,педагог-психолог |
Практический | 1. Кто я, какой я. 2.Права и обязанности школьника. 3.От безответственности до преступления один шаг. 4.Моё лучшее Я (изучаем характер и характеристику человека). 5.Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. 6. Быть уверенным это здорово. 7.Давай поговорим или методы и формы общения. 8. Разрешение конфликтов. 9. Берегите друзей. 10.Свобода личности и её границы. 11. Честь и достоинство 12.Самовоспитание и проблема выбора. 13. Мифы и правда о курении. 14. Умей сказать нет. | В течение II и IIIчетверти, еженедельно, работа в малых группах | Социальный педагог |
Итогово-обобщающий | 1.Подготовка аналитического отчета о результатах программы по каждому обучающемуся, состоящему на ВШУ 2.Анализ полученных результатов и подведение итогов программы | В течение IV четверти | Социальный педагог |
Ожидаемые результаты.
- Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям и злоупотреблению среди обучающихся.
- Формирование у обучающихся нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
-Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.
-Развитие способностей адаптивного и положительного поведения.
-Снижение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном профилактическом учёте.
Список литературы
1. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 9-11 классах. Практикум профильного обучения / Н.Ф. Дик.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
2. Дик Н.Ф. Тематические классные часы «Человек и закон» в 9-11 классах / Н.Ф. Дик.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
3. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / В.А. Туманов, В.Е.Чиркин, Ю.А. Юдин. - Изд. 2-е, перераб. И доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, Юристъ, 1997.
4. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Юрайт, 1997.
5. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации.- М.: издательство Омега -Л, 2006.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации: Новая редакция.- Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2006.
7. Российское уголовное право. Общая часть. Альбом схем. - М.: МЮИМВД России, издательство «Щит - М», 1998.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: «Издательство ПРИОР», 2002.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М.: ЗАО «Издательский Дом «Главбух». - 2003.
10. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд. - М.: Юрайт,1997.
11. Кашанина Т.В. Основы российского права. Учебник. - М.: Издательская группа ИНФРА - М- НОРМА, 1997.
12. Гражданское право в схемах. Учебное пособие. Под. Ред. Еремичева И.А. М.: МЮИ МВД России. Издательство «ЩИТ-М», 1998.
13. Гражданский кодекс Российской Федерации. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.
14. Федеральные законы Российской Федерации. - М.: «Проспект», 2001.
15. Семейный кодекс Российской Федерации. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.
16. Экологический кодекс Российской Федерации. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.
17. Информационные ресурсы справочной правовой системы КонсультантПлюс. Электронная версия.
18.Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Социальное здоровье России 1993.
19.Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
20.Бедный М.С. Семья-здоровье-общество. М., 1986.
21.Варга Д. Дела семейные: Пер. с венг. М.: Педагогика, 1986.
22.Ермакова О.М., Семёнов М.Ю. Психология общения (практикум). Омск, 1997
23.Клее м. Психология подростка ( психосексуальное развитие). М., 1991.
24.Клюева Н.В., Свистун М.А. Программа социально психологического тренинга. Ярославль.: Содействие, 1992.
25.Колесов Д.В. Психология современной семьи. М.: Не допустить беды М., 1988.
26.Кулич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 8-11классы.-М., ВАКО, 2007.
27.Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С. ВысотскаяН.в. XXI века. Психолого педагогическая работа