Программа профилактики
химической зависимости подростков
«Выбери жизнь»
Введение.
Алкоголизм, курение, наркомания, СПИД. Мы не решим этих проблем, пока не научим подростков говорить нет, пока они не перестанут верить в чудесные сказки тех, кто бесплатно предлагает вечный «кайф». Мы не решим этих проблем, пока останемся слепыми и глухими к чужому горы, горю тех, кто уже стал рабом дурмана. Мы не решим этих проблем, пока будем делать вид, что их не существует. А значит, пора говорить, пора действовать, пора бороться.
Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребёнка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьёз и родители, в большинстве своём, заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.
Возможно, поэтому, большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берёт на себя образовательное учреждение, которое ещё со времён Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать молодеж от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.
Иными словами, на хрупкие плечи учителя государство возложило ещё одну, на первый взгляд непосильную ношу – профилактику наркомании.
Более того, в соответствии с приказом Минобразования России от 5 февраля 2002 г. № 330, «при осуществлении инспектирования образовательных учреждений и проведении аттестации руководителей и других работников образовательных учреждений в качестве одного из критериев их деятельности принято рассматривать показатель состояния антинаркотической работы обучающихся, воспитанников».
В настоящее время общество находится в экстремальной ситуации. Резкий рост наркотизации молодёжи требует активного поиска наиболее эффективных методов профилактической работы, учитывающих не только острую потребность в ней, но и реальные возможности образовательного учреждения.
Пояснительная записка.
Наркомания – не только неизлечимая, страшная, мучительная болезнь, но и жестокое преступление человека перед своей совестью, перед обществом! Проблема наркомании ни в коей мере не может рассматриваться лишь как медицинская проблема. Она имеет широкое социально-экономическое значение и непосредственно связана с социальной стабильностью и воспитанием нравственности.
На злоупотребление наркотическими веществами на всех этапах развития общества накладывается нравственный запрет. С появлением государств началась борьба с их незаконным производством, распространением, торговлей, поскольку наркомания наносит вред не только больному, но и обществу в целом. Заболевший исключается из созидательной деятельности, так как становится физическим и психическим инвалидом, а его интересы сосредоточены на одном – достать очередную порцию наркотического вещества.
Традиционно мы привлекаем к работе по профилактике химической зависимости сотрудников правоохранительных органов и врачей-наркологов. Специалисты, зная все ужасные последствия употребления психоактивных веществ, рассказывают ребятам о бедах, которые обрушиваются на того, кто хоть раз попробует «сесть на иглу» и как ужасна жизнь наркомана. Такие знания должны сами по себе привести ребят к отказу от употребления наркотических веществ. Но, не имея реального опыта физических страданий, подростки не боятся потери здоровья. Практика показывает, что большинство подростков, имеющих большие знания о наркотиках, лояльнее относятся к их употреблению. Повышается интерес детей к психоактивным веществам. Необходимо признать, что стратегия запугивания в профилактической работе оказывается неэффективной.
Социально-психологическая служба техникума решила разработать программу для ведения профилактической работы, которая ставит целью личностный рост подростков через систему тренингов. Однако условия проведения тренингов – добровольность, открытость, искренность выражения чувств и непременное изначальное стремление к личностному росту, а также значительные временные затраты не позволят вовлечь в профилактическую работу большое количество ребят. К тому же велика вероятность, что именно обучающиеся «группы риска», девиантного, делинквентного поведения откажутся от участия в тренинговых занятиях.
В нашем техникуме, который функционирует как воспитательная система, социально-психологическая служба стремится к достижению одной из основных целей воспитания – социализации подростков в различных сферах проживания: семье, коллективе сверстников, в городе, России. Все субъекты воспитательной системы – учителя, классные руководители, ученический совет, родители, в основном положительно решают проблему социализации. Но это результат длительного педагогического взаимодействия подростка и образовательной среды.
В настоящих условиях нужна целенаправленная, эффективная, малозатратная по времени и средствам деятельность, направленная на защиту детей и подростков от вовлечения их в процесс наркотизации. Программа позволяет за короткое время максимальное количество ребят подвести к проблемному уровню понимания вопроса наркотизации общества, сформировать первоначальную негативную установку к употреблению любых психоактивных средств, осознавать ответственность каждого за свой выбор.
Концептуальные основы.
Созданию программы предшествовал анализ причин, способствующих началу наркотизации. Решалась задача выделить причины, наиболее поддающиеся коррекции психолого-педагогическими методами.
Причины, вызывающие употребление психоактивных средств, условно можно разделить на три группы.
Первую группу составляют объективные причины личного и социально-экономического характера:
- генетическая предрасположенность (нарушение гормонального обмена, дисбаланс биохимии мозга), когда химическая зависимость носит наследственный характер;
- наличие у подростка психических отклонений и заболеваний. Как правило, у этих подростков наблюдается социальная дезадаптация, и чаще всего именно они составляют в школе «группу риска».
- социально-экономический кризис в стране, пропаганда насилия и жестокости через кино- и видеомир, кризисное состояние семьи – всё это искажает формирование личности, приводит к слабому усвоению позитивных жизненных установок и приобретению разрушающих личность безнравственных качеств.
Всё вышеизложенное накладывает естественные ограничения на эффективность любых профилактических мероприятий.
Вторую группу причин составляют психологические и социальные аспекты дезадаптивного развития личности, которые в принципе поддаются коррекции, но требуют длительной систематической работы с подростками и их родителями по формированию «психологического иммунитета» и оздоровлению социальной микросреды. Эту задачу решает воспитательная система школы и целенаправленная работа социально-психологической службы по формированию позитивного мышления, обучению подростка противостоянию негативным формам давления, и развитию адаптивных механизмов психики, развитию рефлексии, критического осмысления происходящего и, главное, способности принятия самостоятельного позитивного решения на основе анализа своих чувств и поведения социального окружения.
Третью группу причин, в наибольшей степени поддающуюся коррекции, составляют:
- любопытство;
- отсутствие доступной и достоверной информации о формировании химической зависимости;
- неумение распознать «наркоманские мифы» и ловушки, психологические манипуляции со стороны распространителей наркотиков;
- влияние молодёжной субкультуры, моды «химического поколения».
Данная программа предполагает устранение причин наркотизации, отнесённых к третьей группе.
Цели и задачи программы.
Таким образом, учитывая актуальность выделанной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание условий для формирования у обучающихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.
Исходным в работе является предположение, что выделенная система профилактики наркомании будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:
подросткам и взрослым будет представлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствия применения;
поток информации, её источники будут строиться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;
осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать своё время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
в борьбе с наркоманией подростки, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвигаемой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
определить специфику наркомании как особого социально-психологического феномена;
достижение подростками проблемного уровня понимания вопросов наркозависимости, преодоление негативизма у части подростков к профилактической работе и осознание её необходимости;
формирование адекватных представлений о механизме развития химической зависимости и последствиях употребления психотропных средств;
выявить социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде;
осознание подростками духовного характера зависимости и взаимосвязи здоровья нравственного и физического;
осознание подростками ответственности и личной заинтересованности каждого за свой выбор при взгляде на химическую зависимость, как на механизм «естественного отбора» в человеческом обществе;
обосновать систему педагогических условий предупреждения детской и подростковой наркомании;
разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках работы классного руководителя;
определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы;
подготовка актива подростков и родителей для ведения профилактической работы в рамках программы;
формирование негативного общественного мнения в классных коллективах и детской общественной организации к наркотизации общества, людям, распространяющим и употребляющим наркотики.
Принципы работы:
Комплексность или согласованное взаимодействие
органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;
специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники детства, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора отделов по делам несовершеннолетних и др.);
органов управления образования.
Дифференцированность: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учётом:
Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы:
социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
образовательный аспект (формирование системы представления о негативных представлениях употребления наркотических веществ).
Легетимность: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учётом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетентности и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодёжи).
Преемственность. Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:
согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;
анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).
Непрерывность: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребёнка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования.
Системность. Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.
Направления работы:
В соответствии с вышесказанным, можно выделить три основных направления работы техникума по профилактике наркомании:
1. Работа с обучающимися:
общая воспитательная педагогическая работа с обучающимися;
работа с обучающимися «группы риска»
работа с обучающимися, употребляющими наркотические вещества;
работа с обучающимися, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.
2. Работа с педагогическим составом:
3. Работа с родителями:
информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска);
психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребёнок начал употреблять наркотические вещества;
поддержка семей, в которых ребёнок прошёл лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).
4. Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотической профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).
Участники программы:
Содержание программы:
Программа предполагает работу по двум направлениям:
Информационно-практические занятия с подростками представляют собой групповые занятия с применением активных форм работы, таких как создание проблемных ситуаций, ситуаций активного поиска, размышления, противоречивости суждений, мыслительного напряжения.
Работа проводится со всеми подростками, без выделения «группы риска». Предполагаемая на занятиях информация углубляет знания обучающихся, формирует проблемный уровень понимания и приводит к переосмыслению своего отношения к проблемам наркотизации. В работе с группой педагог опирается на знания возрастных и психологических особенностей. Подростки в 15-18 лет ориентируются на силу, успешность, престижность, порой даже на криминальный авторитет. Самоутверждаются. Педагог формирует образ наркозависимого человека, как неудачника, человека со сломанной волей, слабого, больного.
Участие всех подростков в общей групповой работе позволяет определить отношение группы к любым проблемам наркотизации и затем мягко и эффективно провести коррекцию. Общая работа снимает или смягчает реакции настороженности, недоверия, подозрительности, помогает «демонтировать» механизмы психологической защиты, особенно ярко выраженные у подростков с девиантным поведением.
В группе формируется общественное мнение, которое лишает тему наркотизации ореола привлекательности, престижности, которую навязывают подросткам нравы улицы.
В ходе занятий определяется группа детей-волонтёров, способных к активному участию в профилактической работе.
Для успешности проводимых занятий ведущий должен следовать правилам:
не применять прямых призывов от наркотиков, каждый подросток сам должен делать выводы;
не преувеличивать негативные последствия употребления психоактивных веществ, иначе педагог теряет доверие и уважение подростков;
не давать прямых указаний и призывов к здоровому образу жизни, рассматривать здоровье как звено системы ценностей, определённую жизненную концепцию человека;
не оценивать мнения и суждения подростков.
Информационно-практические занятия с родителями и педагогами предполагают вооружение их знаниями о сущности химической зависимости, её симптомах, причинах употребления наркотиков подростками, о семейных ситуациях и стилях воспитания, провоцирующих ребёнка к употреблению психоактивных веществ. Это позволяет семье и образовательному учреждению прийти к единому взгляду на проблему наркотизации и единству подходов во взаимодействии с подростками.
Активно-деятельностное направление работы организуется ученическим советом техникума. Они проводят в техникуме конкурс «Самая здоровая группа»
Механизм реализации:
принятие данной программы к реализации педагогическим советом техникума, общим родительским собранием, общим собранием ученического совета;
организация проведения информационно-практического блока с подростками, родителями, учителями согласно плану графика;
планирование техникумом, молодёжной организацией мероприятий и коллективно-творческих дел по реализации активно-деятельного направления программы;
повышение квалификации социального педагога, психолога, направленное на приобретение специальных знаний и умений для реализации программы.
Ожидаемые результаты.
Подростки:
проявляют интерес к участию в профилактической работе;
имеют адекватные представления о природе химической зависимости;
умеют увидеть манипуляции со стороны распространителей наркотиков;
имеют негативную установку, неприязнь или равнодушие к любым наркотическим веществам как средству решения личностных проблем;
осознают личную ответственность и заинтересованность каждого за свой выбор;
устанавливают доверительные отношения между взрослыми и подростками.
В школе:
сформирован актив подростков, готовых вести дальнейшую работу по принципу «равный обучает равного»;
выработан единый взгляд родителей и педагогов на методы профилактической работы ;
оптимизированы детско-родительские отношения.
Этапы реализации:
Первый этап: диагностирующий.
Время проведения: октябрь- январь (начало месяца).
Цель: изучение существующих в подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.
Задачи:
определить степень информированности подростков по проблеме;
выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков;
сделать выводы о степени вовлечённости подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
Методы:
изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом;
опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определённой группой подростков.
Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлечённости обучающихся в проблему и выделить три целевые группы:
подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;
подростки, имеющие чётко сформулированное отношение к употреблению наркотиков.
Второй этап: организационно-практический.
Организационно-практический: январь - февраль.
Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.
Задачи:
предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;
способствовать увеличению знаний учащихся путём обсуждения проблем, связанных с наркоманией;
учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относится к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;
обеспечить взаимодействия техникума с семьёй и организациями.
Методы работы:
информационный;
метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);
конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных ан повышение психологической устойчивости).
Возможные формы работы: лекция; беседа; семинар; конференция; мини-спектакль; тренинг; ролевая и деловая игра; круглый стол; социологический опрос и т.д.
Возможные направления работы:
Спортивно-оздоровительно
Социально-значимое
Культурно-оздоровительное
Профилактическое
Информационно-просветительское
Значение этапа:
развитие у обучающихся жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;
повышение уровня психосоциальной адаптации подростков;
выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Третий этап: заключительный.
Время проведения: март- май.
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.
Задачи:
выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;
определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.
Методы:
анализ отчётной документации;
опрос, беседа;
анонимное анкетирование.
Значение этапа:
позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;
сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
на основании выделанных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.