СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников», курс "Святыни моей Родины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников», курс "Святыни моей Родины" отражает региональный компонент. Внеурочная деятельность школьников начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников», курс "Святыни моей Родины"»

Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»

курс



«Святыни моей Родины»



Пояснительная записка

Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников», курс «Святыни моей Родины» разработана на основе Сборника программ «Организация внеурочной деятельности в начальной школе», часть 2.Ульяновск,УИПКПРО,2011 .Составители А.П.Мишина, Н.Г. Шевцова в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Введение

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ееформирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школывоспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. Мотивацияэто процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации:

1. Организация образовательного процесса.

2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.

3. Проблемные ситуации.

4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

5. Чувство юмора.

6. Ситуация успеха.

Ситуация успеха - эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию - «действительно ли я такой». Правильный выход из данного противоречия зависит от мастерства педагога и знания детской психологии. Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования. Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством художественных произведений о святых местах Родины. Один из приемовнепосредственно эмоциональное вслушиваниетребует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного рядарепродукции картин, слайдов.) Главная задачасоздание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Основным методом обучения школьников является проектный метод. Внедрение его в учебный процесс является очень важным для начальной школы, так как при этом более полно реализуются задачи формирования и развития у учащихся: приемов умственной деятельности младших школьников; мотивационной структуры личности; умений учебной деятельности, трудолюбия.

Проектная деятельность способствует развитию самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, формированию активной деятельности, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, рациональному и творческому использованию человеческих и природных ресурсов.

Прежде всего, мы рассматриваем работу над проектами как способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных умений):

  • организационных (регулятивных);

  • интеллектуальных (познавательных);

  • оценочных (личностных);

  • коммуникативных.

В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание, сформированное у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике.

Кроме того, работа над проектами в курсе «Святыни моей Родины» позволяет:

  • обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны независящее от успеваемости, и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения

  • научиться применять полученные знания, организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Главное в работе над проектами в курсе «Святыни моей Родины»: научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности, самоопределению в информационном обществе.

Программа позволяет реализовать в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи:

  • приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

  • освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

  • выявление образовательного запроса обучающихся с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;

  • разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонных к научно-исследовательской и творческой деятельности;

  • разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;

  • создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;

  • создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

  • подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонным к творческой и научно-исследовательской деятельности;



Место программы внеурочной деятельности в учебном плане. Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю).

Особенности содержания программы внеурочной деятельности . Содержание данной программы внеурочной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого - возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных

действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);

культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).



Календарнотематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

Примечание

1 четверть. 9 часов

1

Введение в проект. (выбор темы, значение темы, обзор литературы). Проект «Мой дом - Россия».

1



2

Заочное путешествие. (Исследование) ХРАМ СОШЕСТВИЯ ДУХА НА АПОСТОЛОВ на ул. Воробьёва, 8


1



3

Заочное путешествие. (Исследование) ХРАМ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕННИКА И ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕЙМОНА на ул. Краснопролетарская, 1а

Проведение акций, конкурсов, просветительских программ для параллельных классов

2



4

Сбор и обработка материалов по теме: ХРАМ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ на ул. Радищева, 28 ст. 1.


4



5

Подведение итогов

1



2 четверть. 8 ч.

1

Введение в проект. ХРАМ БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО проспект 50 лет ВЛКСМ, 15а

(выбор темы, значение темы, обзор литературы), Проект «Через дорогу, близ дома…»

1



2

Заочное путешествие в СВЯТО-БОГОРОДИЦЕ-НЕОПАЛИМОВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР на  ул. Верхнеполевая, 26 (исследование)

1



3

Проведение акции, представление творческих работ.

1



4

Сбор и обработка материалов.

ХРАМ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ на ул. Шолмова, 18


4



5

Подведение итогов

1



3 четверть.10 ч.

1

Введение в проект. (выбор темы, значение темы, обзор литературы). Проект «ХРАМ ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ ВЕЛИКИХ на  ул. Гончарова, 30а

1



2

Заочное путешествие в ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ на  ул. Карла Маркса, 54

.(исследование)

1



3

Проведение акций для параллельных классов, представление творческих работ

2



4

Сбор и обработка материалов по проекту Всехсвятский Храм на ул. 12 сентября.

5



5

Подведение итогов

1



4 четверть. 8 ч.

1

Введение в проект.(выбор темы, значение темы, обзор литературы) Проект «Храм Во Имя Святого Апостола Андрея Первозванного»


1



2

Заочное путешествие в ХРАМ В ЧЕСТЬ БЕССЕРЕБРЕННИКОВ КОСЬМЫ И ДАМИАНА АСИРИЙСКИХ на ул. Кирова, 2 к17 .(исследование)

1



3

Проведение акций, конкурсов, игровых программ

1



4

Сбор и обработка материалов к проекту «Арские храмы»

4



5

Подведение итогов

1









Список литературы


1. Закон РФ «Об образовании» 2015 года 273-ФЗ (21.12.2012г)

2. Письмо Минобрнауки России «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» от 24.10.11 года МД-1427/03

3. Письмо Минобрнауки России от 31 марта 2015 года 08-461 о направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ.

13. Блинова Т.В. Организация исследовательской деятельности учащихся на основе интеграции учреждений общего и дополнительного образования // Исследовательская работа школьников.- 2006. 14. Выготский Л.С. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте. // Исследовательская работа школьников.- 2006.

16. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников.- 2006. 17. Обухов А.С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников.- 2005.

19. Савенков А.И. Учебные исследования детей // Исследовательская работа школьников.- 2007. 20. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? [Текст]: учебно - методическое пособие / М.А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010.


Литература:

1. Пятиглавый красавец. («Мономах», 2, 2004).

2. Во глубине сибирских руд.../ А.Гессен. 1969.

3. Есть в России малиновый край.../ п/р И.М.Марфина. 1999.

4. В добровольном изгнании./ Э.А.Павлюченко. 1984.

5. Топографическое описание Симбирского наместничества./ Т.Г. Масленицкий. - Облгосархив

6. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. - 2008.

7. Россия. Иллюстрированная энциклопедия. - 2008.


Ресурсы


http://www.welcometoulyanovsk.ru/templates/photogallery/photo.html

http://simbir-history.narod.ru

http://temples.ru/branch

http://1ul.ru/travel/ulyanovskaya_oblast_starinnye_cerkvi_i_hramy_

























Приложение. Образец возможного, опорного варианта исследовательского опыта.

проектная работа по теме "Достопримечательности родного края. История Свято-Троицкой церкви Тереньгульского района Ульяновской области"

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Байдулинская средняя общеобразовательная школа»
МО «Тереньгульский  район» Ульяновской области

Областная научно-практическая

конференция обучающихся «ЭКО – 2014»

номинация: «Краеведение»





Исследовательский проект

«История Свято- Троицкой храма

села Молвино Тереньгульского района»

 

 

 



Содержание

  1. Введение    ……………………………………………………………  3

1.1 Актуальность реализованного проекта    ……………………….  3

1.2 Цели и задачи проекта   ………………………………………….  5

 

1.3. Методы исследования         ……………………………………  6

 

1.4. Этапы работы над проектом   …………………………………… 7

 

2. Исследовательская часть проекта   ………………………………….. 8

2.1.  Изучение литературы по данной теме  …………………………  8

2.2 . Результаты исследовательской работы  ………………………...  9

2.2. 1. Архивная справка ……………………………………….  ...9

2.2. 2. Некоторые исторические факты …………………………10

2.2. 3. Храм в наши дни   …………………………………………11

2.2. 4. Иконы Свято-Троицкого храма ………………………….12

3.  Заключение ………………………………………………………………………………………14

4. Выводы  …………………………………………………………………………………………….15

4.1. Потенциал развития исследования………………………….. 16

 

5. Ресурсы, задействованные при реализации проекта  ……………16

6. Приложение   ………………………………………………………...17

  1. 1. Введение

Обоснование актуальности темы исследования

 

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но все в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилев.

В старину люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Мы согласны с тем, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест.

1.1  Актуальность работы.

Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной  из  главных  ступеней   духовно-нравственного  развития  ребёнкаопределённых  в  «Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  является  «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие  понятия, как  «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род»,  «мой дом».

 

Практическая значимость.

Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Измененияпроизошедшие  в  общественном  строевнесли  изменения  в  нравственные  ценностиВ  младшем  школьном  возрасте  происходит  формирование  характерамышленияречи  человеканачинается  длительный  процесс  формирования  нравственных  ценностейкоторые  лежат  в  основе  любви  к  Родине.  Любовь  к  Родине  подрастающего  поколения  начинается  с  ощущения  родного  краяродной  землиМатериал  по  краеведению  является  богатым  источникомдающим  возможность  восполнить    пробелы  в  нравственном  воспитании  учащихсякоторые  возникли  в  последнее  время.

Данный проект может применяться на внеклассных мероприятиях, на уроках по региональному компоненту, на уроках истории.

1.2. Цели и задачи проекта

Цель проекта:

  • воспитание  гражданина  Россиипатриота  своей  малой  родинызнающеголюбящего  свой  родной  крайгородпочитающего  его  традициииспытывающего  гордость  за  вклад  своей  малой  родины  в  жизнь  огромного  государства.

  • воспитание  деятельного  гражданина, с активной жизненной  позициейжелающего  принять  непосредственное  участие  в  развитии  и  процветании  своего  города.

Задачи проекта:

  • ознакомление  учащихся  с  историческим  прошлым  и  современной  жизнью  населения  Ульяновской областиучастием  и   значением  родного  края  в  историческойполитическойэкономической  и  культурной  жизни  России.

  • развитие  гражданских  качеств  личности  младшего  школьникаего  патриотического  отношения  к  России  и  своему  краюформирование  личностно-ценностного  отношения  и  побуждение  деятельной  любви  к  родному  месту  проживания.

  • развитие  познавательных  интересовинтеллектуальных  и  творческих  способностей  учащихся.

  • формирование  способности  и  готовности  к  использованию  краеведческих  знаний  в  повседневной  жизни.

  • профессиональная  ориентация  при  решении  вопросов  дальнейшего  образованиявыбора  профессии  и  места  работы.

  • овладение  начальными  формами  исследовательской деятельностивключая умения  поиска и работы с информацией.

  • ознакомление   учащихся  с технологией  проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.

Основная проблема при работе над данным проектом:

-   Историческое значение Свято - Троицкой храма.

Тип проекта: информационный

Исполнитель проекта:

одна группа (4 чел) из разных классов

Объект исследования: Свято-Троицкий храм

Планируемый результат: учащиеся знакомятся с  историческими данными о храме,  беседуют с жителями с. Молвино и служителями храма, обрабатывают информацию и представляют полученные сведения в виде презентации.

1.3.  Методы исследования:

1.Эмпирический (изучение и анализ литературы и источников).

2.Беседа с респондентами.

3.Обобщение и систематизация полученных сведений.

Место проведения исследования: Тереньгульский район, с.Молвино.

Время работы над проектом:  4 урока

Материалы и оборудование: листы бумаги – 10-15 шт. , СD – диск, интерактивная доска.

1.4. Этапы работы над проектом:

Первый этап (один урок):

  1. Обсуждение плана работы

- обсуждение плана работы над проектом: вид проекта, состав группы, содержание, поиск информации, работа с текстом, подготовка презентации, выступление,  соблюдение регламента для выступления.

- какие вопросы должны быть раскрыты:

Какое значение имел и имеет Свято-Троицкий храм?

  1. Обсуждение в группераспределение обязанностей при выполнении данного проекта

Второй этап (два урока):

  1. Изучение литературы, поиск информации в интернете,

  2. Работа в группах: выбирают текст для презентации, готовят необходимый иллюстративный материал, продумывают звуковое оформление, отрабатывают чтение, репетируют выступление.

  3. Встречаются  и беседуют с жителями села и служителями храма о значении данного храма и ее истории

  4. Обобщение данных

На этом этапе учитель работает с группой, следит за обсуждением.

Третий этап (один урок):

Данный урок посвящен презентации, подготовленной учащимися. За отведенное время (5-7 мин) учащиеся рассказывают о значении храма села Молвино, стараясь сделать свои выступления запоминающимися и интересными. На данном этапе оценивается работа, проделанная учащимися.

2. Исследовательская часть проекта

2.1. Изучение литературы по данной теме.

Дом БожийТак называют христиане храм или церковьособый дом, посвященный Богу. Православную Церковь приметишь с первого взгляда. Очень уж отличается вид храма от обычных зданий. Строгая прелесть и грация линий, светлая, радостная раскраска строения, а высоко вверху сверкают золотом, отражая небесный свод, нарядные купола. Церковь обычно ставили на возвышенном месте, чтобы отовсюду она была видна, чтобы далеко-далеко разносился звон ее колоколов.

Архитектуру часто называют музыкой в камне или застывшей музыкой. Возможно, эти слова возникли именно тогда, когда человек глядел на прекрасный, величественный храм.

Строятся православные церкви алтарем на восток, туда, где восходит солнце. Ибо для верующих Господьсам свет немеркнущий. Даже в молитвах они называют Иисуса Христа «солнцем правды». Чаще всего в своем основании храм устраивается в виде креста. Это означает, что он посвящен распятому на кресте Господу. Сверху здание храма обычно завершается куполом, воплощающим собою небо. Вверху купол завершается главою, на которой ставится крест. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. СвятоТроицкая церковь,  моего родного села, об истории которой я хочу рассказать, имеет семь куполов. Семь глав означают семь таинств и семь Вселенских соборов.

Каждый храм посвящен Богу и носит имя того или иного события религиозной жизни или святого. К названиям церквей, возводимых на Руси, обычно добавлялось «обыденная», «ружная», «проща». Обыденный храм строился по обетуво время неурожая, чумы, мора и т.п. — из деревянных заготовок за один день. Утром, на заре, закладывали фундамент, а к ночи церковь освящали. Ружная церковьна постоянном жалованье (руге) у государства (до 1917г.). Прощапрощение грехов, исцеление. Церкви эти назывались по находившимся в них чудодейственным иконам.

2.2. Результаты исследовательской работы

2.2.1. Архивная справка.

Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкий храм -  действующий храм .    
Престолы: Троицы Живоначальной 
Архитектурный стиль: Эклектика 
Год постройки: 1903.
Адрес: Россия, Ульяновская область, Тереньгульский район, село Молвино, ул. Куйбышева Д. 76

Согласно акту архитектора Симбирского губернского правления Петра Ивановича Малукалова строительство  каменного храма в с. Молвино было завершено в 1903 году ,колокольня же закончена в 1906 году.

Все работы исполнены согласно проекту, утвержденному 3 мая 1900г. 106 ,отступление состояло только в том,что примыкающие к алтарю помещения отдельны не глухой стеной ,а соединение арками , в дальнейшем предполагалось из них сделать приделы .Храм получил название во имя Пресвятой Троицы и 27 мая 1908 году был освещен .

Здание церкви каменное ,с такою же колокольней ,в одной связке , крыта железом с одним престолом Живоначальной Троицы.

Земля при церкви состоит из усадебной с церковным погостом 2.5 десятка квадр. саж., пахотной 33 десятка квадр .саж. 
Всего 35.5 десятка квадр .саж.:

В настоящее время это классический среднерусский кирпичный храм в "Русско-византийском" стиле. Однако его главнейшей особенностью является совершенное отсутствие купола.

Центральный двусветный четверик завершают на каждой  стороне по 7 маленьких кокошников, от которых сразу на одной линии подымаются пять маленьких же главок. Скорее всего бывший прежде здесь традиционный шатёр или купол обрушился в советские годы, и его не стали восстанавливать в надежде на лучшие времена.

2.2. 2.     Некоторые исторические факты.

Село Молвино (Рюмино-Троицкое) Тереньгульского района было образовано во второй половине 18 века помещиком Иваном Георгиевичем Кротковым, в пяти верстах от его Родового имения. Уже в 1774 году в селе был построен первый деревянный храм во имя Живоначальной Троицы. Церковь была двухпрестольная. Главный (Троицкий) предел был холодным, а второй (Во имя Святителя Митрофана Воронежского Чудотворца) - теплым.
Впоследствии село принадлежало знаменитым симбирским родам Гончаровых и Фатьяновых.

Деревянный храм служил сельчанам до начала 20 века, когда стал совершенно ветхим и уже не вмещал всех верующих, которых к этому моменту в селе было более тысячи человек.
Тогда прихожанами было принято решение о строительстве нового каменного храма и начат сбор средств. Возведение церкви началось в 1903 году, а в 1905 году он был освещен.

Однако после Октябрьской революции в 1918 году, сельские жители приняли активное участие в капанном восстании против Советской власти. Выступление крестьян было жестоко подавлено в 1919 году, и в качестве мести многие храмы были закрыты и порушены. Досталось и молвинской церкви: она была разграблена, а многие иконы расстреляны из винтовок. Само здание храма стало использоваться под зернохранилище.

В разграблении участвовали и местные активисты. Один из них иконами из Свято-Троицкого храма выложил у себя в доме пол, за что был наказан Господом: и он сам и вся его семья задохнулись в подполе.

После падения коммунистического режима, храм было решено восстановить. При поддержке и активном участии местных жителей церковь была возрождена.

Много людей помогали    восстанавливать   церковь. Филиппов В.Д., Навознов А.А.,    Шуёнков В.А. принимали активное      участие в этом деле.    Чернова Александра Степановна,    Фатенкова Раиса Степановна, Зеленцова    Зинаида Григорьевна, Евстигнеева Мария Николаевна и другие помогали собирать     денежные средства на восстановление Свято-Троицкого храма  с. Молвино.

2.2.3 . Храм в наши дни.:

Теперь  этот небольшой, но красивейший храм, выполненный в русско-византийском стиле, принимает верующих со всех окрестных сел и районного центра Тереньги. Свято-Троицкая церковьединственная действующая в Тереньгульском районе церковь, которая несет свет Православия более ста лет.

Иконостас  СвятоТроицкого храма был изготовлен в Тереньгульском районе. Когда церковь  разрушили, поникодила

была перевезена  в г. Ульяновск. Ее вернули в село Молвино после того, как  СвятоТроицкий храм  был восстановлен. Отец  Борис благословил ее.

В 1996 году отец Алексей и отец Александр были назначены настоятелями  СвятоТроицкой церкви с. Молвино. Позже отец Александр стал настоятелем храма в с. Алешкино. А отец Алексей так и остался служить в Свято- Троицком храме.

Архиепископ Прокл и Отец Борис благословили их.

Биография Батюшки.

Селиверстов Алексей Владимирович родился 18 ноября 1958 года.

Образование: 10 классов в Федькинской школе Тереньгульского района, затем поступил учиться в педагогический институт, проучился там три года на факультете иностранных языков. Затем он работал в Ульяновске на автозаводе, был котроллером ОТК. Потом поступил в торговое училище. После  окончания работал продавцом в магазине строительных материалов. В это время Алексей уже ходил на службы в церковь, к отцу Борису. ( из беседы с Яковлевой Раисой Владимировной, с. Федькино)

2.2.4. Иконы Свято-Троицкого храма.

В церкви находится множество икон:

Чудотворный образ «Владимирской Божьей матери».

Иверская  Чудотворная икона «Божьей матери»

«Никола Чудотворец» хранится в алтаре. Эта икона мироточила однажды.

Икона «Воскресенье Христово» тоже хранится в алтаре.

Икону «Казанской Божьей матери привозили сюда из Жадовского монастыря.

Все иконы были принесены людьми.

Многие из них до сих пор хранят в себе воспоминания былых лет (дырки от пуль).

Крестный ход.

Несколько раз в Молвинскую церковь привозили Чудотворную Казанскую Жадовскую икону Пресвятой Богородицы. Колокольный звон возвестил о том, что икона прибыла в село Молвино. Процессия, возглавляемая священнослужителями Алексеем и Александром, направлялись к месту встречи. После непродолжительной церемонии передачи иконы, процессия возвратилась к храму. Потом прошла божественная литургия в церкви. Прибыл кортеж с иконой Чудотворной Казанской Божьей. Зазвучал благодатный звон колоколов, молодые солдаты подняли святыню, украшенную живыми цветами, на плечи, и с молитвами пошло шествие к собравшимся. Православные верующие пали ниц перед иконой.

Предание о иконе.

Чудотворная Казанская Жадовская икона Пресвятой богородицы была найдена поселянином села Ивановское Карсунского уезда, которому во сне пришло знамение в образе девушки. Она повелела Тихону, страдающему тяжелым недугом рук и ног, пойти в село Жадовку и найти исток речки Смородинки, в котором находится икона Божьей Матери. Родниковая вода и икона исцелили Тихона от тяжелой болезни. Об этом он рассказал пастухам, и на месте, где пастухи приспособили икону- исцелительницу, возникла часовенька, а потом- монастырь. Эта обитель стала местом паломничества прихожан. И святыня исцеляла их не только от болезненных недугов, но и от природных явлений.

В 1847 году Чудотворную Казанскую Жадовскую икону Божьей Матери благословили ежегодно проносить крестным ходом в Симбирске для поклонения.

Обряд крещения.

Крещение ребенка является древним церковным обрядом. Этот обряд включает в себя миропомазание. Батюшка берет кисточку, опускает ее в сосуд, где находится жидкость, называемая "мир". Затем батюшка мажет лоб, глаза, ноздри, рот, уши, грудь, руки и ноги ребенка крестообразно. Потом он отрезает прядь волос ребенка. Эта прядь остается в храме. Она является символом жертвенности богу.

Потом священник забирает ребенка у крестных родителей и погружает его в купель три раза. Затем он надевает телесный крест ребенку и возвращает его крестным родителям. Батюшка читает молитвы постоянно.

Затем священник берет ребенка на руки, подносит его к иконостасу и возвращает его родителям.

3.  Заключение.

Я знаюЯ верюГрань между этими утверждениями зыбка и подвижна. Знание и вератайны нашего внутреннего мира, нашей души, где рядом уживаются счастье и горе, доброта и жестокость, любовь и ненависть. И ещевера и надежда, которые не покидают человека в самые трудные и даже безнадежные мгновения жизни.

В разное время в разных странах по-своему шло развитие общества. Но повсюду люди рано или поздно приходили к общему для всех организованному поклонению высшим силам, к вере во многих богов или в единого Бога. Вераспутник человека от первого мгновения жизни до конца. Она освящает рождение, любовь, добрые дела и вместе с родственниками оплакивает смерть. Вера стала источником вдохновения для поэтов, скульпторов, архитекторов, драматургов.

Без веры немыслимы нравственное развитие, укрепление сил добра в борьбе со злом, победа совести над бессовестностью, любовь к своей родине и ее защита. Но любовь к Родине невозможна без любви к родине малой, без знания ее истории, развития. Поэтому данная работадань уважения моему родному краю, моему селу.

4.  Выводы

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

1) История наших храмов, обителейэто история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.

По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь твоих предков. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.

2) История убедительно свидетельствуетхрамы на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, хозяйственные функции.

Они и по сей день учат людей: духовный мир человека - хранилище нетленных сокровищ, перед которыми все богатства и царства мира - ничто.

3) Церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста России.

В последнее время возрождаются исчезнувшие в революционное время храмы. В нашем крае возвращено к жизни 3 храма. Но сколько еще их,

к сожалению, остались в глубине веков и в памяти уходящего поколения. Поэтому так необходимо собрать и сохранить то немногое, что осталось от наших святынь, служивших для народа и ради народа, несших спасение, святость и надежду

Неизвестно, с какой легкостью принимались «политические» решения о закрытии храмов, святынь, хранящих многовековую святость и судьбы многих поколений людей. Важно, наверное, другое. Вера должна быть в душе каждого человека, а доброглавной частью жизни.
В своей работе мы попыталась обработать собранный нами материал.И е сли наши старания принесли кому-то свет знаний, значит, мы работали не зря. 

4.1. Потенциал развития исследования

Не все страницы истории церквей нашего края ещё изучены.

Собрать, сохранить и сделать известными жизнеописания праведников, историю обителей и храмов - наш долг перед Богом и людьми. Народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее.

  1. Ресурсы, задействованные при реализации проекта :

Брусилов Б.П. Хлеб да соль в посты и праздники. — Москва, «Советский спорт», 1996г.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Религии. — Москва, «Олимп», 1998г.

Интернет-ресурсы:

  ignatovka.my1.ru/load/1-1-0-3

  http://sobory.ru/article/?object=18497

Фотографии взяты также из личного архива Кочетковой Наталии Анатольевны и  Распаевой Татьяны Алексеевны, жительницы с. Байдулино, Тереньгульского района