Программа психологического сопровождения учащихся
« Группы риска».
Срок реализации в течении учебного года.
Пояснительная записка
Трудные подростки – это широкое и неоднородное понятие. Такие дети, без должного внимания к ним, обещают нам деградацию общества, признаки которой уже имеют место быть. Статистика сегодняшнего дня показывает, что количество подростков, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной, компенсирующей, реабилитационной работе постоянно растет, достигая 45 – 50% от общего контингента (по данным Н.П. Вайзмана).
Термин «трудный подросток» чаще всего употребляется в качестве синонимов терминов «педагогически запущенный» или «ученик с отклонениями в обучении и воспитании».
Понятие «педагогически запущенный» характеризует историю воспитания, «трудный» - говорит о результатах такого воспитания: учащийся труден для педагогов, по отношению к нему мало- или совсем неэффективны общепринятые формы и методы педагогического воздействия. Педагогически запущенный ребенок рано или поздно становится трудным. Трудности же не всегда следствие педагогической запущенности.
В категорию «трудных» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Фрустрация, которая рассматривается как одна из форм психологического стресса, может сопровождаться у подростков различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом, агрессией и т. п. Рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков среди наркоманов. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с «трудными» подростками.
Личность формируется в сложнейшей системе отношений. Будучи отраженными и обобщенными в сознании, они переходят в собственное отношение человека к действительности, становятся составной частью его самосознания.
Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в учение.
Внешними причинами социально-педагогической запущенности являются дефекты семейного воспитания, а также просчеты в воспитательно-образовательной работе в школе. Внутренними причинами – могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка.
Все вышесказанное подтверждает актуальность системы целенаправленных действий по психолого-педагогической поддержке «трудных» подростков.
О сложности и значимости данного периода детства, и связанных с ним трудностей, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе достаточно (список литературы представлен в приложении). Сегодня предлагается масса профилактических, коррекционных, развивающих программ, использующих традиционные и нетрадиционные методы в работе с детьми.
Тем не менее, непосредственная практическая работа в специальном коррекционном образовательном учреждении с «трудными» подростками выявила необходимость в разработке программы, на которую педагоги-психологи могли бы опираться в своей практической деятельности. В практической направленности настоящей программы заключается ее актуальность и новизна.
Программа направлена на определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон качеств и свойств личности «трудного» ребенка с ОВЗ, выявление путей и способов их профилактики и коррекции, создание комфортных социально-психологических условий для развития личности подростка.
Фактор риска
Фактор риска – это связь между характеристикой индивида, группы или среды и повышенной вероятностью нарушений в определенный момент времени.
Индивидуальные
факторы риска
Низкая самооценка
Агрессивность
Положительные установки по отношению к наркотикам
Плохая успеваемость
Нарушения поведения
Застенчивость
Факторы риска в группе сверстников
Давление сверстников
Друзья, употребляющие алкоголь
Нежелание учиться
Дружба с подростками, употребляющими алкоголь и наркотики
Семейные факторы риска
Конфликты в семье
Отсутствие дисциплины
Безнадзорность
Физическое и психологическое насилие в семье
Родители, употребляющие алкоголь и наркотики
Школьные факторы риска
Плохая успеваемость
Низкий моральный уровень учителей и учеников
Нормы, способствующие употребления табака, алкоголя и наркотиков
Неуважительное отношение к образованию
Факторы риска в обществе
Жизнь в обществе, способствующая употребления табака, алкоголя и наркотиков
Отсутствие поддержки со стороны общества
Нищета и экономическая нестабильность
Доступность наркотиков
Целью настоящей программы является:
Оказание психологической помощи «трудным» подросткам. Профилактика отклонений в поведении детей с ОВЗ.
Задачи:
ориентация психологической службы на углубление психолого-педагогического изучения трудновоспитуемых подростков. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса подростка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии;
формирование доверия к окружающим через принятие себя;
устранение психологических барьеров на пути развития подростков;
расширение ролевого репертуара, обеспечивающего улучшение коммуникаций;
нормализация межличностных отношений;
профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, предупреждение употребления среди учащихся ПАВ;
оказание помощи родителям, педагогам в выработке методов воспитания, которые соответствуют особенностям личности трудного подростка, а также доступным им формам общения.
Адресат: программа предназначена для помощи детям с ОВЗ имеющих поведенческие нарушения.
Программа реализуется по четвертям
1 четверть Изучение индивидуальных особенностей подростков.
Диагностика личностного и интеллектуального развития.
2 четверть: Индивидуальная работа.
Поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание
системы поддержки и формирование проекции на будущее.
Индивидуальная КРЗ. Формирование пробных групп на
групповое КРЗ.
3 четверть: Групповая работа.
Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия
« Шаги навстречу»
Индивидуальная КРЗ
4 четверть: Психодиагностический мониторинг
Анализ результатов работы. Отслеживание динамики
личностного роста.
Основные этапы работы:

Подготовительный этап:
изучение психолого-педагогической литературы;
поиск и выбор форм, методов и средств профилактики дизадаптации.
Диагностический этап:
наблюдение:
анкетирование;
опросы.
Поиск и апробация форм, методов и средств профилактической работы:
Аналитико-оценочный этап:
Формы и методы работы:
Индивидуальная работа:
диагностика;
консультирование.
Групповая работа:
1.подвижные игры;
2.упражнения в парах и малых группах;
3.дискуссии;
4.«мозговые штурмы»;
5.ролевые игры;
4.упражнения на самопознание;
Структура занятия( тренинга):
Приветствие (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).
Разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).
Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).
Рефлексия (детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).
Ритуал прощания.
Методическое обеспечение:
Эффективность занятий отслеживается на основе психодиагностических обследований. Примерный психодиагностический инструментарий включает в себя следующие методики:
диагностика тревожности ( методика Спилберга, Филлипса);
методика « Социометрия»;
диагностика мотивации М. Р. ГИНЗБУРГА;Лусканова;
методика изучения самооценки (Т.В Дембо ;С.Я Рубинштейн).
Методический комплекс включает следующие: магнитофон, диски, методические материалы для игр и упражнений, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, гуашь, кисти.
Время, необходимое для реализации данной подпрограммы: месяца, занятия проводятся систематически и планомерно один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Психокоррекционная подпрограмма состоит из двух блоков:
Блок 1 «Коррекционно – развивающие занятия:
Первоначально занятие строится на Психологической разминки. Отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в тренинговых упражнениях. Основное содержание занятий варьируется в зависимости от цели занятия. Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении и доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.
Блок представляет собой просветительскую, профилактическую работу с родителями. Включает в себя индивидуальные психологические консультации по проблемам детско-родительских отношений, а также психологические тренинги. Данный блок поможет оказанию информационной и методической поддержки учителям и воспитателем по вопросам данного направления программы .
Ожидаемые результаты:
эффективного решения проблем, возникающих у детей с ОВЗ в обучении, общении и психическом состоянии;
доверия к окружающим через принятие себя;
улучшение коммуникаций в общении;
нормализация межличностных отношений;
снижения риска употребления ПАВ;
Работа по данной программе, при взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса дает положительные результаты: у подростка восстанавливается доверие к миру, снимается тревожность, напряженность, представляется возможность осознать собственные проблемы и улучшается процесс школьной и социальной адаптации.

Календарно тематическое планирование по групповой рабате с подростками группы « Риск». 2-5 класс
« Шаги на встречу ».
П. № | Дата План. Факт. | Тема | Количество часов |
|
1 | | | Поведение | 1 |
2-3 | | | Я- свободен | 1 |
4-5 | | | Последствие свободы | 1 |
6 | | | Точка | 1 |
| | | Итого: 6 часа |
Календарно тематическое планирование по групповой рабате с подростками группы « Риск». 6-9 класс
« Шаги на встречу 2».
П. № | Дата План. Факт. | Тема | Количество часов |
|
1 | | | Я-это я | 1 |
2 | | | Самоуважение | 1 |
3 | | | Сквернословие | 1 |
4 | | | Принятие решений | 1 |
5 | | | Влияние окружающих ситуаций | |
6 | | | Факторы, разрушающие здоровье | |
7 | | | Курение | 1 |
8-10 | | | Алкоголь | 1 |
11-12 | | | Наркотики | |
| | | Итого: 12 часа |