СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психологического сопровождения учащихся « Группы риска».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудные подростки – это широкое и неоднородное понятие. Такие дети, без должного внимания к ним, обещают нам деградацию общества, признаки которой уже имеют место быть. Статистика сегодняшнего дня показывает, что количество подростков, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной, компенсирующей, реабилитационной работе постоянно растет, достигая 45 – 50% от общего контингента (по данным Н.П. Вайзмана).

Термин «трудный подросток» чаще всего употребляется в качестве синонимов терминов «педагогически запущенный» или «ученик с отклонениями в обучении и воспитании».

Понятие «педагогически запущенный» характеризует историю воспитания, «трудный» - говорит о результатах такого воспитания: учащийся труден для педагогов, по отношению к нему мало- или совсем неэффективны общепринятые формы и методы педагогического воздействия. Педагогически запущенный ребенок рано или поздно становится трудным. Трудности же не всегда следствие педагогической запущенности.

В категорию «трудных» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Фрустрация, которая рассматривается как одна из форм психологического стресса, может сопровождаться у подростков различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом, агрессией и т. п. Рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков среди наркоманов. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с «трудными» подростками.

Личность формируется в сложнейшей системе отношений. Будучи отраженными и обобщенными в сознании, они переходят в собственное отношение человека к действительности, становятся составной частью его самосознания.

Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в учение.

Просмотр содержимого документа
«Программа психологического сопровождения учащихся « Группы риска».»


Программа психологического сопровождения учащихся

« Группы риска».



Срок реализации в течении учебного года.



Пояснительная записка


Трудные подростки – это широкое и неоднородное понятие. Такие дети, без должного внимания к ним, обещают нам деградацию общества, признаки которой уже имеют место быть. Статистика сегодняшнего дня показывает, что количество подростков, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной, компенсирующей, реабилитационной работе постоянно растет, достигая 45 – 50% от общего контингента (по данным Н.П. Вайзмана).

Термин «трудный подросток» чаще всего употребляется в качестве синонимов терминов «педагогически запущенный» или «ученик с отклонениями в обучении и воспитании».

Понятие «педагогически запущенный» характеризует историю воспитания, «трудный» - говорит о результатах такого воспитания: учащийся труден для педагогов, по отношению к нему мало- или совсем неэффективны общепринятые формы и методы педагогического воздействия. Педагогически запущенный ребенок рано или поздно становится трудным. Трудности же не всегда следствие педагогической запущенности.

В категорию «трудных» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Фрустрация, которая рассматривается как одна из форм психологического стресса, может сопровождаться у подростков различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом, агрессией и т. п. Рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков среди наркоманов. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с «трудными» подростками.

Личность формируется в сложнейшей системе отношений. Будучи отраженными и обобщенными в сознании, они переходят в собственное отношение человека к действительности, становятся составной частью его самосознания.

Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в учение.

Внешними причинами социально-педагогической запущенности являются дефекты семейного воспитания, а также просчеты в воспитательно-образовательной работе в школе. Внутренними причинами – могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка.

Все вышесказанное подтверждает актуальность системы целенаправленных действий по психолого-педагогической поддержке «трудных» подростков.

О сложности и значимости данного периода детства, и связанных с ним трудностей, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе достаточно (список литературы представлен в приложении). Сегодня предлагается масса профилактических, коррекционных, развивающих программ, использующих традиционные и нетрадиционные методы в работе с детьми.

Тем не менее, непосредственная практическая работа в специальном коррекционном образовательном учреждении с «трудными» подростками выявила необходимость в разработке программы, на которую педагоги-психологи могли бы опираться в своей практической деятельности. В практической направленности настоящей программы заключается ее актуальность и новизна.

Программа направлена на определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон качеств и свойств личности «трудного» ребенка с ОВЗ, выявление путей и способов их профилактики и коррекции, создание комфортных социально-психологических условий для развития личности подростка.






Фактор риска


Фактор риска – это связь между характеристикой индивида, группы или среды и повышенной вероятностью нарушений в определенный момент времени.

Индивидуальные

факторы риска

Низкая самооценка

Агрессивность

Положительные установки по отношению к наркотикам

Плохая успеваемость

Нарушения поведения

Застенчивость














Факторы риска в группе сверстников

Давление сверстников

Друзья, употребляющие алкоголь

Нежелание учиться

Дружба с подростками, употребляющими алкоголь и наркотики

Семейные факторы риска

Конфликты в семье

Отсутствие дисциплины

Безнадзорность

Физическое и психологическое насилие в семье

Родители, употребляющие алкоголь и наркотики
















Школьные факторы риска

Плохая успеваемость

Низкий моральный уровень учителей и учеников

Нормы, способствующие употребления табака, алкоголя и наркотиков

Неуважительное отношение к образованию

Факторы риска в обществе

Жизнь в обществе, способствующая употребления табака, алкоголя и наркотиков

Отсутствие поддержки со стороны общества

Нищета и экономическая нестабильность

Доступность наркотиков














Целью настоящей программы является:

Оказание психологической помощи «трудным» подросткам. Профилактика отклонений в поведении детей с ОВЗ.

Задачи:


  • ориентация психологической службы на углубление психолого-педагогического изучения трудновоспитуемых подростков. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса подростка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии;

  • формирование доверия к окружающим через принятие себя;

  • устранение психологических барьеров на пути развития подростков;

  • расширение ролевого репертуара, обеспечивающего улучшение коммуникаций;

  • нормализация межличностных отношений;

  • профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, предупреждение употребления среди учащихся ПАВ;

  • оказание помощи родителям, педагогам в выработке методов воспитания, которые соответствуют особенностям личности трудного подростка, а также доступным им формам общения.

Адресат: программа предназначена для помощи детям с ОВЗ имеющих поведенческие нарушения.

Программа реализуется по четвертям


1 четверть Изучение индивидуальных особенностей подростков.

Диагностика личностного и интеллектуального развития.


2 четверть: Индивидуальная работа.

Поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание

системы поддержки и формирование проекции на будущее.

Индивидуальная КРЗ. Формирование пробных групп на

групповое КРЗ.


3 четверть: Групповая работа.

Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия

« Шаги навстречу»

Индивидуальная КРЗ


4 четверть: Психодиагностический мониторинг

Анализ результатов работы. Отслеживание динамики

личностного роста.

Основные этапы работы:



















  1. Подготовительный этап:

  • изучение психолого-педагогической литературы;

  • поиск и выбор форм, методов и средств профилактики дизадаптации.

  1. Диагностический этап:

    • наблюдение:

    • анкетирование;

    • опросы.

  2. Поиск и апробация форм, методов и средств профилактической работы:

  • Индивидуальные и групповые занятия.

  1. Аналитико-оценочный этап:

  • анкетирование;

  • опросы.


Формы и методы работы:

  1. Индивидуальная работа:

  • диагностика;

  • консультирование.


  1. Групповая работа:

1.подвижные игры;

2.упражнения в парах и малых группах;

3.дискуссии;

4.«мозговые штурмы»;

5.ролевые игры;

4.упражнения на самопознание;


Структура занятия( тренинга):

  • Приветствие (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).

  • Разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).

  • Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).

  • Рефлексия (детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).

Ритуал прощания.





Методическое обеспечение:

Эффективность занятий отслеживается на основе психодиагностических обследований. Примерный психодиагностический инструментарий включает в себя следующие методики:

  • диагностика тревожности ( методика Спилберга, Филлипса);

  • методика « Социометрия»;

  • диагностика мотивации М. Р. ГИНЗБУРГА;Лусканова;

  • методика изучения самооценки (Т.В Дембо ;С.Я Рубинштейн).

  • межличностных отношений (Методика Рене Жиля);

  • исследование агрессии по методике Б.Дарки

Методический комплекс включает следующие: магнитофон, диски, методические материалы для игр и упражнений, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, гуашь, кисти.

Время, необходимое для реализации данной подпрограммы: месяца, занятия проводятся систематически и планомерно один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.

Психокоррекционная подпрограмма состоит из двух блоков:

Блок 1 «Коррекционно – развивающие занятия:

Первоначально занятие строится на Психологической разминки. Отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в тренинговых упражнениях. Основное содержание занятий варьируется в зависимости от цели занятия. Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении и доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.

  • Блок 2  « Просветительская, профилактическая работа.»:

Блок представляет собой просветительскую, профилактическую работу с родителями. Включает в себя индивидуальные психологические консультации по проблемам детско-родительских отношений, а также психологические тренинги. Данный блок поможет оказанию информационной и методической поддержки учителям и воспитателем по вопросам данного направления программы .


Ожидаемые  результаты:


  • эффективного решения проблем, возникающих у детей с ОВЗ в обучении, общении и психическом состоянии;

  • доверия к окружающим через принятие себя;

  • улучшение коммуникаций в общении;

  • нормализация межличностных отношений;

  • снижения риска употребления ПАВ;



Работа по данной программе, при взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса дает положительные результаты: у подростка восстанавливается доверие к миру, снимается тревожность, напряженность, представляется возможность осознать собственные проблемы и улучшается процесс школьной и социальной адаптации.






Календарно тематическое планирование по групповой рабате с подростками группы « Риск». 2-5 класс

« Шаги на встречу ».



П. №

Дата

План. Факт.

Тема

Количество часов


1



Поведение

1

2-3



Я- свободен

1

4-5



Последствие свободы

1

6



Точка

1




Итого: 6 часа





Календарно тематическое планирование по групповой рабате с подростками группы « Риск». 6-9 класс

« Шаги на встречу 2».



П. №

Дата

План. Факт.

Тема

Количество часов


1



Я-это я

1

2



Самоуважение

1

3



Сквернословие

1

4



Принятие решений

1

5



Влияние окружающих ситуаций


6



Факторы, разрушающие здоровье


7



Курение

1

8-10



Алкоголь

1

11-12



Наркотики





Итого: 12 часа