СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ (из опыта работы педагога – психолога на базе образовательного учреждения МБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Одинцовской С(К)ОШ «Надежда»)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация коррекционной программы для детей с ОВЗ дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт.

Просмотр содержимого документа
«Программа психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ (из опыта работы педагога – психолога на базе образовательного учреждения МБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Одинцовской С(К)ОШ «Надежда»)»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»





Скиданова Айшат Мажидовна

(МБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Одинцовской С(К)ОШ «Надежда», город Одинцово, Московской области)



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Программа психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ (из опыта работы педагога – психолога на базе образовательного учреждения МБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Одинцовской С(К)ОШ «Надежда»)

по программе повышения квалификации для специалистов системы сопровождения: педагогов – дефектологов, педагогов – психологов, учителей – логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»





2015 год





I. ОГЛАВЛЕНИЕ_____________________________________________2

II. ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________3

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ_____________________________________________6

1.Общая характеристика детей с ОВЗ.____________________________6

2. Информационная справка о школе «Надежда»____________________11

3.Программа коррекции коммуникативных навыков путем «арт-деятельности» для обучающихся начальной школы._____________________________20

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________27

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_______________________________________29



































II. ВВЕДЕНИЕ.

В последние годы очевиден «поворот» общества и государственных структур в сторону людей с ограниченными возможностями здоровья.

Стало очевидным необходимость:

- создания равных условий для обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ;

- модернизация существующих программ психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и разработка актуальных новых направлений и программ в соответствии с требованиями государственного заказа.

Программа коррекции коммуникативных навыков у детей с ОВЗ путем «арт-деятельности» для обучающихся начальной школы составлена педагогом – психологом Скидановой А.М. : на основании учебного пособия Ермолаевой М.В. «Практическая психология детского творчества».

Курс занятий позволяет вывести переживания учащихся во внешнюю форму через продукт творческой деятельности, создать новые позитивные переживания, проявить творческие способности, удовлетворить потребность в творчестве, коммуникации. Занятия облегчают травмирующие ситуации. «Арт-деятельность» использует вербальные и невербальные каналы взаимодействия, воздействует непосредственно на эмоции учащихся.

Цель программы:

Дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.

Задачи:

- обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;

- формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

- коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

- формирование пространственно-временных ориентировок;

- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

- исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;

- формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Методы и приемы, используемые для решения коррекционных задач.

  • Подписывание работ

  • Вывешивание работ на стенды

  • Самостоятельные выбор краски, цвета, листа, техники исполнения

  • Совместное рисование на одном листе

  • Групповое рисование

  • Рисование вместе с педагогом на соседних листах

  • Эмоциональная кульминация в занятиях

  • Проговаривание плана занятия

  • Договор с ребенком и следование ему

  • Сочетание занятия с игрой

  • Чередование задач разного уровня

Данные методы и приемы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи.

Групповые занятия проходят 1 раз в неделю. Всего 34 часа.



















III. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.Общая характеристика детей с ОВЗ.

Дети с ОВЗ представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями, т.к. по характеру поведения, особенностям познавательной деятельности младшие школьники с ОВЗ значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений. Мыслительная деятельность детей с ОВЗ характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью, элементами инфантильности и стереотипичности, хаотичностью, импульсивностью или замедленностью мыслительных действий, преобладанием интуитивного компонента мышления, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций, проявляющейся в наибольшей степени на вербальном уровне. Дети испытывают трудности как при вычленении определенных частей многоэлементного комплекса, так и при необходимости их обобщения. В ходе анализа они упускают детали, затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей. Восприятие детей с ОВЗ неустойчиво и в значительной мере зависит от посторонних раздражителей. Для младших школьников характерна сниженная скорость перцептивных операций, что отражается на эффективности работы ребенка на занятиях. Снижение эффективности неприятия неизбежно ведет к относительной бедности и недостаточной дифференцированности зрительных образов - представлений. В свою очередь, недостаточность сенсорных представлений ограничивает возможность наглядного мышления ребенка, т. к. они в значительной мере поставляют материал для такого мышления. Таким образом, постоянный дефицит перцептивной информации приводит к усугублению вторичного отставания в умственном развитии. Внимание младших школьников с ОВЗ характеризуется ограниченным объемом, неадекватными колебаниями, недостатками переключения и распределения, завышенными истощаемостью и пресыщаемостью. Дети не могут сосредоточиться на существенных признаках, у них отмечаются выраженная зависимость внимания от внешних посторонних воздействий и неустойчивость внимания при нелюдимости выполнения длинного ряда операций. Для детей с ОВЗ характерна слабость речевой регуляции действий. Они испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в их речевом оформлении, не всегда подчиняются требованиям словесной инструкции, не учитывают ее в целом и руководствуются при выполнении задания каким-либо одним из требований. Вербальные отчеты детей о произведенных действиях недостаточно точны. Ребенку иногда бывает легче выполнить действие по инструкции, чем дать вербальный отчет о проделанном. Существенное запаздывание развития внутренней речи, затруд- няет формирование у детей способности прогнозирования и саморегуляции деятельности. Эмоциональные незрелость и нестабильность, проявляющиеся в эмоциональной импульсивности, доходящей до агрессии, конфликтности, грубости, чрезмерной обидчивости и раздражительности, не позволяют детям с ОВЗ успешно адаптироваться к условиям обучения. Перечисленные выше особенности школьников с ОВЗ приводят к тому, что эти дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе.

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде. Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную техногию психологической поддержки и помощи ребенку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

Организационная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.





Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения.

Задачи психолого- педагогического сопровождения:

  1. Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе сверстников и педагогическом составе.

  2. Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

  3. Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.

  4. Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.

  5. Повышать психологическую компетентность учителей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

  6. Сотрудничество с ПМСС центром и ПМПК.

  7. Наличие подготовленных для реализации задач кадров.

  8. Организация деятельности этих специалистов как ПМПк образовательного учреждения с соотвествующими выделенными задачами.



Обязательными направлениями для организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ являются:

  1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление психолого-педагогических особенностей развития детей с ОВЗ , что позволяет получить полную картину по развитию ребенка и планировать коррекционные мероприятия и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого -медико-педагогической помощи в условиях общеобразовательного учреждения.

  2. Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения, способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся.

  3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

  4. Информационно просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.


В школе создана служба, осуществляющая психолого -медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: заместитель директора по УВР, учитель - логопед, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, учитель – дефектолог. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме.

В профессиональной деятельности педагог-психолог, социальный педагог, логопед руководствуется следующими нормативными документами федерального и регионального уровня:

Конвенция о правах ребенка;

Закон РФ «Об образовании»;

«О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе»: Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16;

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-Ф (в ред. от 03.12.2011);

Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации. – М.: 2008;

Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» (в редакции от 20.12.2011);

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761.





2. Информационная справка о школе «Надежда»

МБС(К) ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Одинцовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа "Надежда" создана в 1998 году.

Обучение осуществляется по трем видам программ:

-общеобразовательная;

-специального (коррекционного) ОУ VIII вида;

-для детей со сложными дефектами в развитии.

Ступени обучения:

-начальное образование;

-основное общее образование;

-среднее (полное) общее образование.

Формы организации учебного процесса:

-индивидуальная;

-групповая;

-комбинированная.

Все занятия проводятся по скорректированным программам, с учетом интеллектуальных, физических возможностей обучающихся и рекомендаций врача.

Основная образовательная программа начального общего образования МБС(К)ОУ Одинцовской С(К)ОШ "Надежда", имеющего государственную аккредитацию, разработана в соответствии с:

- Федеральным законом ≪Об образовании≫ (в редакции Федерального закон от 13 января1996 года №12-ФЗ, с изменениями на 29 декабря 2010г.);

- Приоритетным национальным проектом ≪Образование≫;

- Национальной образовательной инициативой ≪Наша новая школа≫, утвержденной президентом Российской Федерации от 04.02.2010г. № Пр-271;

- Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373;

- Постановлением Правительства Р.Ф. ≪Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении≫ от 19 марта 2001 года № 196 (с изменениями от 23 декабря 2002 года, 1 февраля, 30 декабря 2005г., 20 июля 2007 года, 18 августа 2008 года, 10 марта 2009 года);

- Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 ≪Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях≫, (зарегистрирована в Минюсте РФ 3 марта 2011г. № 19993);

- Уставом и правилами внутреннего распорядка МБС(К)ОУ Одинцовской С(К)ОШ "Надежда".

Основная образовательная программа (далее ООП) Муниципального бюджетного специального(коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Одинцовской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы Надежда разработана творческой инициативной группой педагогического коллектива в составе:

Галаева Людмила Николаевна - директор школы,

Сиваева Валентина Павловна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Денисова Алла Леонидовна- учитель-дефектолог.

в соответствии с ≪Типовым положением о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях≫, программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией И.М. Бгажноковой, программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой, с учётом особенностей

образовательного учреждения (обучение детей с ограниченными возможностями здоровья), образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и родителей (лиц, их заменяющих).

В школе обучаются дети с различными заболеваниями и состояниями:

-тяжелыми хроническими соматическими заболеваниями;

-заболеваниями центральной и периферической нервной системы;

-нарушением интеллекта;

-нарушениями опорно-двигательного аппарата;

-неврологическими заболеваниями;

-тугоухостью;

-нарушениями зрения;

-аутисты.

Около65% обучающихся являются детьми-инвалидами.

С 2001 года по настоящее время сделано 10 выпусков, которые закончили среднюю (полную) школу 30 человек, основную школу - 13 человек, С (К) ОУ VIII вида 20 человек, обучение по программе со сложными дефектами в развитии – 10 человек. 75% выпускников трудоустроились, т.е. продолжили обучение в высших учебных заведениях, колледжах, ПУ или устроились на работу.

Педагогический состав.

В школе работают 30 педагогов.

Средний возраст педагогов – 45 лет.

Совместно с учителями работают логопеды, дефектологи, социальный педагог, психологи, воспитатели.

В школе работают психолого-медико-педагогический консилиум, психолого-педагогический семинар, школьные методические объединения:

-учителей начальных классов и воспитателей;

-учителей предметников;

-учителей дефектологов.

Режим работы школы.

Продолжительность учебной недели - 5 дней. Продолжительность урока 40 минут, перемены - 20 минут, 10 минут.

Занятия проводятся индивидуально или в группах, наполняемостью не более 8 человек.

В зависимости от сложности заболевания ребенка, от уровня психофизических возможностей обучение осуществляется в форме школьного обучения и форме домашнего обучения.

Форма школьного обучения осуществляется в группе, индивидуально, комбинированного (когда обучение осуществляется частично в группе, частично индивидуально).

Домашняя форма обучения предназначена для организации обучения детей с высокой степенью утомляемости, обусловленной тяжелым характером течения заболевания.

Учебные планы разрабатываются индивидуально для одного обучающегося или группы.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы проводилась в традиционной форме и в форме ГИА.

Традиционно в школе проводятся общешкольные внеклассные мероприятия и праздники: «Первое сентября», «День учителя», «Здравствуй, новый год!», «8 Марта», «Масленица», «9 мая», «Последний звонок» при организации и проведении которых принимают участие все возрастные группы и программы обучения. В организации праздника «Здравствуй, Новый год!» традиционно принимают участие наши спонсоры-компания «SevenSKY».

Внеклассные общешкольные мероприятия способствуют развитию творческого потенциала обучающихся, развитию навыков коллективной работы, межличностного взаимодействия, а также являются одним из средств оценки работы педагогов школы.

В школе работают кружки: «Этика семейных отношений», «Арттерапия», «Веселые музыканты», «Компьютерная графика», «Литературная гостиная» , танцевальный «Ивушка», «Куклы семейного круга».

Также проводятся факультативные занятия по разработанным в рамках экспериментальной площадки курсам: «Духовное краеведение Подмосковья», «Особенности грамматики немецкого языка», «Введение в химию вещества», «Программирование на языке Паскаль».



Проводится работа по правовому и патриотическому воспитанию. Школа постоянно сотрудничает с инспектором ОДН.

Воспитателями, классными руководителями, социальным педагогом, педагогом-психологом, администрацией постоянно ведется профилактическая работа с «трудными» обучающимися. В рамках работы с данной группой детей проводятся профилактические беседы с детьми и их родителями, также - рейды в семьи.

В течение всего учебного учащиеся школы следят за состоянием Братской могилы на Баковском кладбище.

Воспитанники школы принимали участие в следующих районных конкурсах: специальных коррекционных учреждений «Золотая лавровая ветвь»; «Пасхальный свет и радость»; «Деревья наши друзья»; «Созвездие»; на лучшую творческую работу по истории «Славянский мир»; конкурс плакатов «Я выбираю жизнь».

5 обучающихся нашей школы стали лауреатами и призерами перечисленных выше конкурсов.

На протяжении многих лет школа сотрудничает с сетью учреждений дополнительного образования. На базе школы от ОЦЭВ работал кружок детского творчества «Затейники», совместно с муниципальной детской библиотекой реализуется программа «Возьмемся за руки друзья».

На протяжении многих лет школа сотрудничает с спортивно-игровым Центром РоналдаМакдоналда, организованы выездные занятия в этом Центре для детей 1-5 классов. Ежегодно дети посещают занятия в бассейне КСДЮСШОР, тренажерный зал в спортивном клубе для инвалидов «Одинец».

Третий год учащиеся 6-8 классов под руководством тренера –преподавателя КСДЮСШОР В.Соснова посещают занятия общефизической подготовки, уникальной атлетики и айштока. Проводятся регулярные соревнования по данному виду спорта.

Решая задачу социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья школа длительное время сотрудничает с ОдинцовскимБлагочинием. В рамках этого сотрудничества учащиеся выезжали на экскурсию Ново Иерусалимский монастырь, Георгиевский собор г. Одинцово, проводятся праздники «Рождество Христово», «Светлая Пасха».

Состояние материально-технической базы.

Школа функционирует в здании постройки 1955 года.

Общее количество кабинетов - 11.

Имеются кабинеты логопеда, психолога, компьютерный класс, музыкальный зал, медицинский кабинет, библиотека.

Имеется видео и множительная аппаратура, автобус. Отсутствует зал ЛФК и столовая.

Особенности управления школой.

Административные управления осуществляет директор и его заместители.

Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через Управляющий совет школы, педагогический совет, Конференцию.

Заместители директора реализуют прежде всего оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.



Система личностно - ориентированного образования

1

Психолого-педагогический мониторинг развития ребенка

Психологическая служба

2

Классно-урочные занятия

Программа образования

3

Коррекционные занятия

4

Подготовка к ЕГЭ

5

Занятия по выбору учащихся: факультативы, предметные кружки

6

Самообразование

7

Клубная (внеурочная) работа школы

Программа воспитания

8

Общественное ученическое соуправление и самоуправление

9

Трудовая деятельность учащихся

10

Сохранение и укрепление здоровья школьников, социальная адаптация ребенка

Социальная служба



Работа с семьей:

-снятие или ослабление комплекса родителя ребенка "не такого, как все";

-создание ситуации сотрудничества родителей и педагогов;

-изменение взгляда родителей на социальную перспективу ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- работа родительского лектория.

С 1 сентября 2009 года питание по договору организовано на базе Одинцовской СОШ № 8.

В школе целенаправленно проводится работа по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности в соответствии с требованиями законов РФ.

Приказом директора создана на постоянной основе и действующая в расширенном составе с привлечением членов Управляющего совета школы, антитеррористическая комиссия. Разработаны план, тематика занятий и практических тренировок сотрудников и обучающихся школы по действиям чрезвычайных ситуаций, которые в полном объеме выполнены.

Организовано ежедневное дежурство членами администрации и педагогического коллектива. В учреждении установлена экстренная связь с ВВО МВД (кнопка сигнала тревоги), автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения, охрана учреждения осуществляется сторожами.



3. Программа коррекции коммуникативных навыков путем «арт-деятельности» для обучающихся начальной школы.



Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки . Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом . Установление контакта с ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционного процесса.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе  коррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с ОВЗ дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Втом числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

Уроки

Лабораторно-практические работы

Контрольные работы

1

Развитие познавательной сферы через творчество.

7

7

 

 

 

2

Комплекс занятий по амплификации изобразительной деятельности детей в целях развития познавательной и эмоциональной сферы ребенка.

19

19

 

 

 

3

Формирование знаково – символической деятельности «Мир знаков» ориентируемся в пространстве.

8

8

 

 

 


Итого:

34

34

 

 

 









КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока в теме

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

урока

1

1

«Осенние месяцы. Приметы осени»- работа с трафаретом.

Практикум

Знать: что такое трафарет.

Уметь: работать с трафаретом.

2

2

Соединяем точки и рисуем узоры «Зимние месяцы. Приметы зимы»

Практикум

Знать: месяцы зимы.

Уметь: соединять точки.

3

3

Контурная аппликация из пластилина «Весенние месяцы. Приметы весны»

Практикум

Знать: месяцы весны.

Уметь: концентрировать внимания на руках.

4

4

Свободное рисование «Летние месяцы. Приметы лета»

Практикум

Знать: летние месяцы.

Уметь: самостоятельно выбрать материал.

5

5

Рисуем «Морское путешествие»- работа с восковыми мелками.

Практикум

Знать: понятие «путешествие».

Уметь:работать с восковыми мелками.

6

6

Рисуем «Лесное царство» - работа с восковыми мелками.

Практикум

Знать: приметы леса.

Уметь: работать с восковыми мелками, правильно подбирать цвета.

7

7

Рисуем «Снежное королевство» - работа с карандашами.

Практикум

Знать: приметы зимы.

Уметь: слушать и следовать инструкции в работе с карандашами.

8

1

«Кисточки и краски» - формирование бережного отношения к материалам.

Комбинированный

Знать: назначение кисточки.

Уметь: бережно относиться к материалам.

9

2

«Клякса» (монотипия)- развитие воображения.

Комбинированный

Знать: понятие «клякса».

Уметь:фантазировать.

10

3

«Наши руки» (контур)- развитие воображения.(Слон, рыба)

Комбинированный

Знать: понятие «контур».

Уметь: обвести руку.

11

4

«Наши руки» (контур)- развитие воображения. (Осьминог, ежик)

Практикум

. Знать: понятие «контур».

Уметь: обвести руку.

12

5

«Теремок»- воображение сказочных ситуаций с последующим их рисуночным изображением.

Комбинированный

Знать: сказку «Теремок».

Уметь: составить предмет из частей.

13

6

«Осенний вальс» (коллективная работа)-создание эмоциональных образов.

Комбинированный

Знать: приметы осени.

Уметь: фантазировать.

14

7

«Что нарисовала ниточка» -(монотипия) (Хлопковая нить)

Комбинированный

Знать: понятие «образ».

Уметь: фантазировать.

15

8

«Что нарисовала ниточка» -(монотипия) (Шерстяная нить)

Комбинированный

Знать: понятие «образ».

Уметь: фантазировать.

16

9

«Неизвестное животное»

Комбинированный

Знать: понятие «фантастическое животное».

Уметь: фантазировать.

17

10

« Создай свой образ» (граттаж)

Комбинированный

Знать: понятие «нетрадиционный способ».

Уметь: решать проблемы нетрадиционным способом.

18

11

«Угадай игрушку» создание образа предмета (аппликация) (Машина)

Комбинированный

Знать: геометрические фигуры.

Уметь: схематично изображать предметы.

19

12

«Угадай игрушку» создание образа предмета (аппликация) (Мишка)

Комбинированный

Знать: геометрические фигуры.

Уметь: схематично изображать предметы.

20

13

«Пришельцы из космоса» составление из частей целого образа(лепка)

Комбинированный

Знать: свойства пластилина.

Уметь: лепить по чертежу.

21

14

«Жители леса» составление из частей целого образа (лепка)

Комбинированный

Знать: свойства пластилина.

Уметь: лепить по чертежу.

22

15

«На морском дне» (коллективная работа )

Практикум

Знать: морских обитателей.

Уметь: пользоваться паралоном, техника отпечаток.

23

16

«Сказочные птицы в волшебном лесу» (коллективная работа)

Практикум

Знать: способы окрашивания природного материала.

Уметь: работать с природными материалами.

24

17

«Жар-птица» (аппликация) (коллективная работа)

Комбинированный

Знать: сказку Ершова «Конек-Горбунок».

Уметь: пользоваться ножницами.

25

18

«Замки волшебников» (аппликация)

Комбинированный

Знать: геометрические фигуры.

Уметь: пользоваться ножницами.

26

19

«Добрые и злые волшебники»

Практикум

Знать: способы работы с различными материалами.

Уметь: правильно подобрать материал и техники рисования.

27

1

«Строительство города»

Комбинированный

Знать: обозначения объектов города.

Уметь: декодировать объекты в городе.

28

2

«Экскурсия по городу»

Комбинированный

Знать: обозначения объектов города.

Уметь: декодировать объекты в городе.

29

3

«Зоопарк» - кодирование объектов (трафарет)

Комбинированный

Знать: обозначения объектов.

Уметь: кодировать объекты.

30

4

Составление связного рассказа по схеме сказка «Колобок»

Комбинированный

Знать: обозначения объектов.

Уметь: кодировать последовательность событий.

31

5

Составление связного рассказа по схеме сказка «Заяц и лиса»

Комбинированный

Знать: обозначения объектов.

Уметь: кодировать последовательность событий.

32

6

«Спрячь и найди клад»

Комбинированный

Знать: последовательность обозначений.

Уметь: кодировать знакомые объекты в комнате.

33

7

«Спрячь и найди клад»

Практикум

Знать: последовательность обозначений.

Уметь: кодировать знакомые объекты на улице.

34

8

«Пиктограмма»

Комбинированный

Знать: удержать образ в памяти.

Уметь: установить связь слов с образами.





Включение в работу нетрадиционных методов рисования позволяет развивать познавательные интересы ребенка: использование предметов по-новому.





































IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

- начинать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

- ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

- использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;

- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

- максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматривается:

— динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ;

— создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий);

— увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

— сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения;

— количество специалистов, привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с детьми с ОВЗ;

— другие соответствующие показатели.
























V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
    2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.

  1. Ермолаева М. Практичес кая психология детского творчестваМ.: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
    4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.

    5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
    6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998











34