Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж»
2016 г.
Название программы | Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ в ГАПОУ СО «ЕАДК» |
Разработчик программы | Билюшова Елена Викторовна Заместитель директора по воспитательной работе |
Основание для разработки программы | 1. Закон РФ «Об образовании» 2. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы 3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» 4. Семейный кодекс РФ |
Целевая аудитория | Студенты 1-4 курсов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) |
Цель программы | Поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала учащихся с ОВЗ с приоритетностью подготовки студентов к полноценной жизни в обществе. |
Задачи | Выявление, анализ проблем у обучающегося (на уровне психолого-педагогического консилиума колледжа) Комплексное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса студентов с ОВЗ; составление индивидуальной программы сопровождения. Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ. Оценка эффективности сопровождения обучающихся с ОВЗ. |
Сроки и этапы реализации программы | Программа рассчитана на курс обучения. Ежегодно в июне проводится корректировка плана на следующий учебный год 1 этап: организационно-подготовительный (июль-сентябрь) 2 этап: основной (октябрь-май) 3 этап: констатирующий (июнь) |
Ожидаемые результаты | Достижение обучающегося с ОВЗ планируемых результатов освоения образовательной программы |
Система организации контроля за исполнением программы | Контроль за исполнением программы осуществляет администрация колледжа. |
Источники финансирования | Бюджетные и внебюджетные средства колледжа |
№ | Содержание деятельности | Ответственный | Срок |
1 | Выявление проблем у абитуриентов | Медицинский работник Педагог-психолог Ответственный секретарь приемной комиссии | Июль – август |
2 | Создание банка данных для реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей | Медицинский работник Педагог-психолог Ответственный секретарь приемной комиссии | август |
3 | Собрание психолого-педагогического консилиума. Составление индивидуальных программ сопровождения. | Медицинский работник Зам.дир.по УР Зам.дир.по ВР Педагог-психолог | сентябрь |
4 | Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми, имеющими ОВЗ. | Педагог-психолог | сентябрь |
5 | Закрепление за студентами с ОВЗ социального воспитателя. Социальный патронаж. | Зам.дир.по ВР Классные руководители | сентябрь |
№ | Содержание деятельности | Ответственный | Срок |
Психологический блок |
1 | Организация и проведение диагностики (изучение условий семейного воспитания, уровня социализации ребенка, контроль динамики развития и т.д.) | Педагог-психолог Социальный воспитатель | Октябрь-май |
2 | Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимися. | Педагог-психолог Методисты | В течение всего периода |
3 | Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ | Педагог-психолог Социальный воспитатель | В течение всего периода |
4 | Содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, обучения (как для студентов с ОВЗ, так и для остальных студентов) | Педагог-психолог | В течение всего периода |
5 | Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы и т.д.). | Педагог-психолог | В течение всего периода |
Социальный блок |
1 | Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий. | Педагог-психолог Социальный педагог | В течение всего периода |
2 | Помощь семье в проблемах, связанных с учебой ребенка | Преподаватели-предметники | В течение всего периода |
3 | Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость. | Все участники педагогического процесса | В течение всего периода |
4 | Организация досуга детей с ОВЗ, вовлечение их в кружковую, секционную, волонтерскую деятельность с целью проявления творческих способностей и обеспечения занятости в свободное время | Зам.дир.по ВР Руководитель физ.воспитания Педагоги доп.образования Соц.педагоги | В течение всего периода |
5 | Содействие в социальной адаптации обучающихся (экскурсии, участие в праздниках, концертах и т.д.) | Зам.дир.по ВР Руководитель физ.воспитания Педагоги доп.образования Соц.педагоги | В течение всего периода |
6 | Оказание социально-правового консультирования обучающимся с ОВЗ и их семьям с целью соблюдения их прав. | Юрист колледжа | В течение всего периода |
7 | Сбор информации о летнем отдыхе обучающихся | Социальные воспитатели | июнь |
Предметно-образовательный блок |
1 | Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их учет при организации учебной деятельности | Преподаватели-предметники | В течение всего периода |
2 | Организация дистанционного обучения и консультирования студентов с ОВЗ | Администрация колледжа Преподаватели-предметники | В течение всего периода |
3 | Привлечение обучающихся к участию в олимпиадах, НПК и т.д. | Преподаватели-предметники | В течение всего периода |
Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психол. основы: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2003
Антипьева, Н.В. Социальная защита инвалидов в РФ: Правовое регулирование: уч. пос. для студ. высш. уч. Заведений. М.: Владос-пресс, 2002.
Брюховецкая, Л. Куда пойти учиться инвалиду / Л.Брюховецкая // Поле зрения. - 2008. - 8-14 июня. – С.2
Домбровская, А.Ю. Социальная адаптация инвалидов / А.Ю.Домбровская // Социс. - 2011. -№11. – С.71-75.
Николаева, Л. Наши особые дети: [социальная интеграция инвалидов] / Л.Николаева // Социальная защита. – 2008. - №8. - С.2-5. Приложение «Социономия».