СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы краеведческого объединения «Юные искатели»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у учащихся патриотизма, чувства любви к большой и малой Родине.

      Школьное краеведение представляет собой огромную лабораторию, где можно организовать самостоятельную проектно-исследовательскую работу учащихся. Обучить их элементам исследования, помогая понять общие закономерности исторического развития через историю родного края.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы краеведческого объединения «Юные искатели»»

МОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа»





Программа работы краеведческого объединения «Юные искатели»




Возраст детей 11 – 16 лет


Срок реализации: 1 год







Составитель: Егиоя

Сергей Николаевич, учитель

истории
















Казанцево


2011




Пояснительная записка


Изучение истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у учащихся патриотизма, чувства любви к большой и малой Родине.

Школьное краеведение представляет собой огромную лабораторию, где можно организовать самостоятельную проектно-исследовательскую работу учащихся. Обучить их элементам исследования, помогая понять общие закономерности исторического развития через историю родного края.

Данная программа объединения «Юнис», является продолжением краеведческой деятельности, которая началась 4 года назад. Работа краеведческого объединения «Юные искатели» направлена на то, чтобы подготовить детей к будущей трудовой и творческой деятельности не только с помощью теоретических знаний, но и практически. На основе активного собирания и изучения учащимися краеведческого материала.

Объединение «Юные искатели» важным направлением своей деятельности считает исследование спелеологических и спелестологических объектов Локтевского карстового участка.

Представленная программа по краеведению дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам занятий краеведческого объединения, определяет весь набор теоретических и практических занятий. Программа выполняет основную функцию: информационно -  методическую, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами исторического краеведения.

 

Программа краеведческого объединения рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.


Цели программы



Изучение краеведения в 5-10 классах общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:

1.    Развитие личности, ее познавательных интересов, нравственной культуры, творческих способностей, инициативы и самостоятельности;

2.    Получение и расширение знаний учащихся о родном крае, его истории, традициях и культуре. 

3.    Патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание на основе формирования

исторического сознания.

 

Задачи:



1.    Изучить историю создания и  становления Курьинского района, его современное состояние;

2.    Углубление и систематизация знаний о районе в контексте истории России;

3.    Пробудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению его

традиций;

4.    Привлечь учащихся к познавательной, поисково-исследовательской деятельности;

5.    Воспитание чувства любви к Родине, формирование гражданского патриотического сознания,

развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;

6.    Воспитать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию,

сохранению исторической памяти.

 





Условия успешной реализации программы


Для реализации программы будет использоваться: фотосъемка, обработка материалов, письменные и устные источники. Применяться краеведческие материалы: фото, газеты, документы, монеты и многое другое.


Виды предполагаемой деятельности


- беседы, лекции, отчеты;

- проведение экскурсий, экспедиций, посещение архивов;

- изучение специальной литературы.


Методы работы


- поисковый;

- репродуктивный,

- проблемный;

- исследовательский.


Формы работы


- индивидуальная деятельность;

- работа с источниками;

- групповая работа.



Работа с родителями


  1. Проинформировать о расписании работы краеведческого объединения.

  2. Обращаться, с просьбой оказать помощь по сбору устных исторических источников.

  3. Привлекать родителей передавать краеведческие материалы в школьный уголок.

  4. Через письма знакомить родителей с результатами работы детей.


Ожидаемые результаты


  1. Дети должны научиться собирать и анализировать краеведческую информацию.

  2. Создавать исследовательские работы в процессе творческого поиска.

  3. Составлять отчеты о проведенных экспедициях.

  4. Делать доклады на конференциях о проделанной краеведческой работе.

  5. Принимать участие в конкурсах разного уровня.


Содержание программы


Введение. Организационное занятие. Определение направлений исследовательской деятельности учащихся.

………………………………………………………………………………………………………………..

Раздел I. История возникновения и развития Курьинского района (1924 – 2010 гг.).


Тема 1. Географическое положение района

Географическое положение, полезные ископаемые, границы района. Характер поверхности; реки, пруды, озера полезные ископаемые; климат; растительный и животный мир.  



Тема 2. История развития района

Образование района. Революционные события и установление советской власти; населенные пункты, расположенные на его территории. История становления и развития народного образования и здравоохранения; исторические памятники;  обряды, обычаи и традиции знаменитые земляки, выдающиеся люди района.

 

Тема 3. Производства и промыслы, промышленность и сельское хозяйство

Полезные ископаемые района; первые рудники и заводы. Современные промышленные предприятия района, развитие и современное состояние сельского хозяйства.

  

Тема 4. Курьинский район в годы Великой Отечественной войны

Основные события, произошедшие в годы войны на территории  района.



……………………………………………………………………………………………………………….


Раздел II. Карст, пещеры, природные памятники и рудники Локтевского спелеологического участка. Поиск горнорудных и спелеологических объектов. Исследование рудников, полостей пещер и штолен. Характеристика структуры полостей. Создание учебно-исследовательских работ по данному направлению.


Тема 1. Шахты Локтевско-Березовского рудника

Старейший спелестологический объект Алтая демидовской эпохи.


Тема 2. Поиск и изучение спелеологических объектов Локтевского участка


Тема 3. Грот «Змеиный»

Изучение полости спелеологического объекта.


Тема 4. Разработка учебно-исследовательской работы «Карликовые пещеры Локтевского карстового участка».

Составление спелеологической карты Локтевского участка.


Тема 5. Топонимика Казанцевско-рудовозовской микросистемы.

Изучение географических имен в ближайших окрестностях сел – Рудовозово и Казанцево. Создание топонимического словаря казанцевско-рудовозовского участка.


………………………………………………………………………………………………………………


Раздел III. Повседневная жизнь наших односельчан: промыслы, творчество, проблемы и суеверия.


Тема 1. Гончарное производство в Ручьево – 20 век.

Производство глиняной посуды. Поиск глины. Наши изделия из глины.


Тема 2. Судьба и творчество самобытных художников села Каменка.

Художники и таксидермисты Каменки, страницы жизни в истории страны. Создание учебно-исследовательской работы.


Тема 3. Современные реформы.

Сбор материалов по устной истории. Отношение населения к событиям начала 21века.


Тема 4. Сбор местных суеверий и примет.

Истории и свидетельства о загадочных явлениях и событиях.


Тема 5. Нумизматика: наука о монетах.

Металлические деньги. Советские деньги.


.



Учебно-тематический план


№ п/п

Раздел и темы занятий

Всего занятий

Всего часов


Вводное занятие

1.

1.

Раздел I.

История возникновения и развития Курьинского района (1924 – 2010 гг.).




7

1

Географическое положение района


1

1

2.

История развития района

2.

2.

3.

Производства и промыслы, промышленность и сельское хозяйство

2.

2.

4.

Курьинский район в годы Великой Отечественной войны


1. Экскурсия (1 ч.)

2.

Раздел II.

Карст, пещеры, природные памятники и рудники Локтевского спелеологического участка.


15

1.

Шахты Локтевско-Березовского рудника

2.

Экспедиция (2 ч.)

4.

2.

Поиск и изучение спелеологических объектов Локтевского участка.


1

Экспедиция (2 ч.)

3.

3.

Грот «Змеиный».


1.

Экспедиция (1 ч.)

2.

4.

Разработка учебно-исследовательской работы «Карликовые пещеры Локтевского карстового участка».


2.

Экспедиция (2 ч.)

4

5.

Топонимика Казанцевско-рудовозовской микросистемы

1.

Экскурсия (1 ч.)

2.

Раздел III.

Повседневная жизнь наших односельчан: промыслы, творчество, проблемы и суеверия.





12

1.

Гончарное производство в Ручьево – 20 век.


2

Экскурсия (1 ч.)

3

2.

Творчество самодеятельного художника села Каменка.


3


3

3.

Современные реформы.

2

2

4.

Нумизматика: наука о монетах.

2

2

5.

Сбор местных суеверий и примет

2

2


Итого: 34 недели, 1 час в неделю, всего 34 часа (25 часа - теоретическая часть + 9 часов практическая часть).

Литература: 1. Методика историко-краеведческой работы в школе: пособие для учителей. Н.С. Борисов. М.: Просвещение, 1982. 2. Историческое краеведение: учебное пособие. В.Н. Ашурков. М.: Просвещение, 1980. 3. Курьинский район на рубеже веков: очерки истории и культуры. Барнаул, 2003.

5