Ф. И.О. учителя _Хижченко Г.М.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Данная программа поможет ответить на вопросы, связанные с пониманием самых различных явлений художественной литературы. В ней даются сведения по теории литературы, необходимые для самостоятельного анализа произведения. Их изучение на углубленном уровне формирует не только литературоведческий, но и общий культурологический понятийный аппарат.
- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- удовлетворять потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);
- помогать одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность).
Кроме вышеперечисленных, программа направлена на решение следующих практических задач: подготовка одаренных учащихся к успешному участию в предметных олимпиадах, филологических чемпионатах, оказание помощи в создании научно- исследовательских проектов литературоведческой тематики.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Приме- чания |
1-2 | Проблема преемственности в литературе XIX–XX веков | | | | |
3 | Золотой и Серебряный век русской литературы. Эстетические и нравственные ценности XIX века. Их переосмысление и трансформация в XX веке. | | | | |
4 | Трагизм судьбы русской литературы XIX века в XX веке. | | | | |
5 | Вечные темы, традиционные проблемы. | | | | |
6 | Художественный образ. Типология художественных образов | | | | |
7 | «Сквозные» образы (Дон Жуан, Дон Кихот, Гамлет и др.) и типы литературных героев (Башмачкин, Хлестаков, Онегин, Печорин и др.). | | | | |
8 | Вопрос о роли личности в истории. Судьба человека в определенных исторических обстоятельствах. | | | | |
9 | Читательская конференция по книге К.Воробьева «Это мы, господи!» | | | | |
10 | Народ и интеллигенция в русской литературе. Истоки проблемы. | | | | |
11 | В.В. Набоков. Защита Лужина. Анализ главы из книги | | | | |
12 | «Сквозные» сюжеты в мировой литературе. | | | | |
13 | Сравнительный анализ сюжетных линий в произведениях«Тристан и Изольда», «Ромео и Джульетта». | | | | |
14 | Проблема индивидуализма. Тема «сверхчеловека» в мировой литературе. | | | | |
15 | Обсуждение книги А.Камю «Чума» | | | | |
16 | Тема потерянности человека во враждебном ему мире. Гамлеты и Дон Кихоты – трагические герои мировой литературы. | | | | |
17 | Анализ стихотворения В..Высоцкого « Мой Гамлет» | | | | |
18 | Поиски нравственного стержня как основы человеческого существования. Духовность и нравственность русской литературы | | | | |
19 | Читательская конференция по повести В. Тендрякова « Ночь после выпуска». | | | | |
20 | Тема пути-дороги в русской литературе. Пути-дороги в фольклоре. | | | | |
21 | А.П. Чехов. Остров Сахалин. | | | | |
22 | Трагическая судьба художника. | | | | |
23 | Композиция произведения В.Катаева «Трава забвения» | | | | |
24 | Композиционные приемы | | | | |
25 | Виды композиции | | | | |
26 | Основные типы композиции | | | | |
27 | Опорные точки композиции. Композиционная антитеза | | | | |
28 | Опорные точки композиции. Композиционная антитеза | | | | |
29 | Композиционный анализ поэтического текста | | | | |
30 | Композиционный анализ стихотворения Е.Евтушенко «Идут белые снеги» | | | | |
31 | Композиционный анализ драматического текста | | | | |
32-33 | Композиционный анализ пьесы А.Вампилова «Прощание в июле» | | | | |
34-34 | Композиционный анализ прозаического текста. Анализ рассказа И.Бунина «На край света» | | | | |
35 | Ассоциативные связи с классикой в современной литературе. | | | | |
36 | Ассоциативные связи с классикой в современной литературе. Ю.Поляков. «Козленок в молоке» | | | | |
37 | Ассоциативные связи с классикой в современной литературе. Д.С. Самойлов. Лирика. («Пестель, поэт и Анна» | | | | |
38 | Проблемы развития русской прозы конца 20 века | | | | |
39 | Анализ рассказа Т.Толстой «Соня» | | | | |
40 | Литература «новой волны» и ее особенности | | | | |
41 | Историческое направление «новой волны». | | | | |
42 | Анализ повести М..Кураева «Капитан Дикштейн» | | | | |
43 | Архитектоника повести М..Кураева «Капитан Дикштейн» | | | | |
44 | Диспут по теме «Кто виноват в гибели Дикштейна» | | | | |
45 | «Натуральное направление» литературы «новой волны». О.Ермаков. «Афганские рассказы» | | | | |
46 | Анализ рассказа О.Ермакова «Весенняя прогулка» | | | | |
47-48 | Сравнительный анализ рассказов А.Платонова «Возвращение» и О.Ермакова «Пир на берегу фиолетовой реки» | | | | |
49-50 | Изображение «маленького человека» в произведениях писателей «новой волны» | | | | |
51 | «Иронический» авангард | | | | |
52 | Анализ рассказа Л.Петрушевской «Новые Робинзоны» | | | | |
53 | Образ Времени в произведениях иронического авангарда | | | | |
54 | «Параллельные линии» романа «Обломов» и рассказа А.Слаповского «Братья» | | | | |
55 | Язык художественного произведения. Поэтический синтаксис и интонационные фигуры | | | | |
56 | Строфа. Виды строф | | | | |
57 | Подробный план анализа стихотворения | | | | |
58 | Анализ стихотворения Екатерины Ликовской «Привет тебе, путь узорный» | | | | |
59 | Пример анализа стихотворения Л.Кайль «Чайка» | | | | |
60 | Уровневый анализ стихотворения И.Бродского «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря…» | | | | |
61 | Филологический анализ стихотворения И.Бродского «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря…» | | | | |
62 | Итоговое занятие | | | | |
| | | | | |