Описание программы
|
Программа «Школьная семья – семь Я»- это программа содействия раскрытия способностей на основе создания условий для самореализации учащихся в поле деятельности тематических Центров детской юношеской организации «Ростки Яковлева» Траковской гимназии, как основы межвозрастного общения и социализации в рамках школьной семьи.
В основе функционирования организации лежит деятельность тематических Центров: Центр Знаний, Центр дисциплины и порядка, Центр спорта и здоровья, Центр творчества и затейников, Центр знаний, Центр Милосердия, Центр краеведения, Центр труда и экологии
Это развитие и творческий рост каждого в системе жизнедеятельности ДЮО «Ростки Яковлева». Эта деятельность делает всех ее участников субъектами собственной жизни, судьбы, учебы. ДЮО «Ростки Яковлева» призвана побуждать заниматься саморазвитием, думать, изобретать, творить, фантазировать, мечтать, поступать сообразно своим убеждениям, искать новые пути развития, саморазвития, новые пути изменения своей жизни, поиска своего Я. Ведь без формирования своего внутреннего «Я», цементирующего индивидуальную структуру личности растущего и развивающегося ребенка по семи основным направлениям деятельности тематических Центров ДЮО «Ростки Яковлева», трудно представить возможность обретения им своей индивидуальности.
Мотивацию к социальному взаимодействию задает первичный детский коллектив ДЮО – классное содружество.
В ДЮО «Ростки Яковлева» уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности всегда будет в развитии, если будут выполнены 4 принципа «САМИ»: «САМИ» планируем, «САМИ» готовим, «САМИ» проводим, «САМИ» анализируем.
Самоуправление в ДЮО осуществляется как управление собственной деятельностью. Еженедельный анализ деятельности классных содружеств и деятельность дежурного класса – совещательно – информационный орган детского самоуправления ДЮО «Ростки Яковлева».
Исполнительно - распорядительные органы: проектные команды по направлениям деятельности ДЮО, вожатский отряд, инициативные группы, рабочие группы, сюрпризные группы (Центр творчества и затейников).–Координирующий Центр ДЮО - Малый Совет. Руководящий орган ДЮО – Большой Совет ДЮО.
В ДЮО - смена актива в классных содружествах. Она ярко выражена в системе чередования традиционных (сюрпризная, спортивная, дежурная группы) и творческих поручений по направлениям деятельности Центров, формировании краткосрочно действующих групп. Самоуправление связано с реализацией права выбора каждого члена классного содружества. Это и служит специфической характеристикой самоуправления в ДЮО «Ростки Яковлева» Траковской гимназии.
|
Основное содержание и пути реализации программы развития ДЮО
«Школьная семья - семь Я» - деятельность тематических Центров.
Координирует работу Центров Малый Совет, созданный путем выборного голосования из числа лидеров ДЮО «Ростки Яковлева».
Курируют Центры учителя - предметники
Работа Центров строится на основе перспективного (на учебный год) коллективного планирования.
1.Центр краеведения. Я – краевед.
Цель: воспитание гражданской активности, патриотизма, формирование ценностного отношения к социальному устройству, человеческой жизни.
Задачи: уважения к истории культуры своей страны, республики, хранение традиций своего народа, нации. формирование ответственного отношения к общественным требованиям, умения сочетать личные и общественные интересы. формирование гуманистического отношения к окружающему миру. формирование политической культуры.
Основные формы деятельности. Я внимательно слежу за событиями в гимназии, Я в курсе событий, происходящих в стране и за рубежом. Я встречаюсь с ветеранами войны и труда, с передовиками производства, сознательно отношусь к общественному долгу, стремлюсь повышать свой культурный уровень и свой кругозор, участвую в военно-спортивных играх «Зарница», «Орленок», участвую в викторинах, конкурсах, встречах со специалистами в области политики.
2. Центр труда и экологии. Я – эколог.
Цель: создание целостной картины окружающего мира, формирование понимания взаимосвязи человека и природы.
Задачи: углубить знания о природе, помочь каждому школьнику определить свое место и роль в жизни; приобщить учащихся к исследовательской деятельности по проблемам экологии; вовлекать учащихся в практическую работу по изучению и восстановлению окружающей среды; развивать у учащихся экологическую культуру; формировать экологическую грамотность.
Я принимаю участие в озеленении и благоустройстве села, в охране зеленых насаждений. Я проявляю заботу о родной школе, работаю на пришкольном участке, участвую в общешкольных трудовых десантах; я дружу с членами трудовых коллективов, знаю трудовые достижения своих шефов, родителей, участвую в КВНах, викторинах, туристических походах, классных часах на темы: «В лабораториях страны», «Проблемы планеты Земли», «Экология нашего села.», участвую в ежегодном «Лесном фестивале», в выступлениях экологических агитбригадах, экологических сказках. Участвую в организации и проведении экологических выставок, праздников, акций. Участвую в традиционных делах школы: День чистой воды, День птиц, День Земли.
3. Центр милосердия. Я – вожатый.
Цель: формирование способности к саморегуляции. Расширение представлений о социальном устройстве окружающего мира.
Задачи: развитие интереса к себе, своему внутреннему миру, своему характеру, своим отношениям с людьми; развитие способности понимать другого человека, заботиться о нем, сотрудничать с ними; развитие творческого начала личности.
Я вожатый в подшефном классе, участвую в работе тимуровского отряда по оказанию посильной помощи ветеранам войны и труда, в диспутах ,в КТД трех поколений, в рыцарских турнирах вежливости, на вечерах поэзии, организую и провожу праздники детства, помогаю своим подшефным принять участие в различных конкурах и выставках РДДТ. Участвую в Неделе детской книги, Театрализованных праздниках. Помогаю своим подшефным готовить творческие приветствия, спектакли. С концертной программой выступаю в детских садах, приглашаю в школу будущих первоклассников.
4. Центр дисциплины и порядка. Я - гражданин России.
Цель: формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законам, интересам личности,
Задачи: формировать духовную культуру учащихся; побуждать стремление вносить красоту в жизнь и труд классного коллектива, школы, семьи; расширять круг знаний об искусстве, повышать уровень художественной культуры; научить замечать и видеть некрасивое в поведении и поступках сверстников, взрослых людей, в их взаимоотношениях, в окружающей жизни, в быту;формировать гражданскую ответственности учащихся за свои поступки, развивая добрые чувства и самоуважение, т.е. укреплять нравственный стержень каждого школьника.
Я - инициатор КТД, учусь на совесть, я проявляю заботу о младших, внимание и уважение старшим, я дорожу честью коллектива; Я -инициатор трудовых десантов, проведения фестивалей, дней искусства, конкурсов, тематических дискутек, правовых викторин, выпуска бюллетеней, газет. Я посещаю театры, концерты, картинные галереи, выставки. Участвую в организации встреч со специалистами в области права, планирую, готовлю, провожу КТД на правовые темы, участвую в месячнике правовых знаний. «Закон. Дорога. Транспорт. Пешеход» - цикл - бесед встреч с инспектором ГИБДД.
5. Центр творчества и затейников. Я – творец, затейник.
Цель: воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности жизни, проявление практической заботы об улучшении жизни, практические действия но общую радость и пользу под девизом: « Любое дело творчески, а иначе зачем?»
Задачи: развитие потребностей в творческом, радостном труде. формирование у учащихся чувства заинтересованности, удовлетворенности своей деятельности во благо всего школьного коллектива; выявление и развитие природных задатков, творческих способностей у учащихся; воспитание ответственности учащихся за результат своей коллективной деятельности.
Я помогаю подшефному классу во всех делах под девизом «Нашу смену воспитывать самим», участвую на школьных, районных, республиканских выставках детского творчества, планирую готовлю и провожу деловые игры, праздники, День рождения ДЮО, День именинника. Я занимаюсь культурно – массовой работой.
6. Центр знаний. Я – интеллектуал.
Цель: выявление и развитие природных задатков, творческих способностей учащихся, воспитание ответственности учащихся за результат своей учебы.
Задачи:
развитие устойчивого интереса к знаниям, предупреждению неуспеваемости, по обучению рациональным навыкам учебного труда; созданий ситуации, ведущих к самостоятельному пополнению знаний;
Я учусь на совесть, получаю лучшие оценки, чем в предыдущий четверти, участвую в кружках по интересам: в предметных, технических кружках и кружках художественной самодеятельности, в общешкольных конкурсах, олимпиадах, вечерах, научно-практических конференциях; Я – активный читатель библиотеки; Я организую работу консультантов по повышению уровня знаний одноклассников; Я помогаю классным руководителям проводить общественные смотры знаний, занятия по повышению культуры учебного труда, предметные недели.
7. Центр спорта и здоровья. Я – спортсмен.
Цель: формирование физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни и здоровья детей.
Задачи: способствовать развитию физических качеств на основе развивающейся двигательной активности; углубить санитарно-гигиеническое просвещение, пропагандировать здоровый образ жизни; проводить профилактику различных заболеваний, способствующих отказу от вредных привычек, научить правильному рациональному питанию; знакомить с правилами социальной безопасности, обучать приемам самозащиты.
Я участвую во всех спортивных мероприятиях школы, района , в спортивных секциях, участвую в спортивных товарищеских встречах , праздниках здоровья, участвую в туристических походах, экскурсиях по изучению родного края, планирую, готовлю и провожу праздники здоровья для малышей, участвую в месячнике пожаробезопасности, участвую в творческих встречах с врачами, участвую в диагностике уровня физического развития школьников, изучаю правила дорожного движения и участвую в работе отряда ЮИД.
|