МБОУ «Адамовская средняя общеобразовательная школа №1»
\
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ
в МБОУ «Адамовская СОШ №1»
Программа утверждена
решением Управляющего
Совета школы
от 20 декабря 2013 года
Адамовка, 2013 г.
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование:
Программа развития воспитательной компоненты в МБОУ АСОШ №1
Сроки реализации: 2013 – 2020 гг.
Цель:
Укрепление и развитие воспитательного потенциала обучающихся МБОУ «АСОШ №1» в современном социокультурном пространстве на основе взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, заинтересованными лицами и структурами различной ведомственной принадлежности, социального партнерства с семьей.
Перечень подпрограмм:
Подпрограмма «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся на 2013-2017 гг.»
Подпрограмма «Духовно- нравственное воспитание учащихся школы на 2013 -2017 гг.»
Подпрограмма «Здоровье»
Подпрограмма «Интеллектуальное воспитание»
Подпрограмма «Семья»
Ожидаемые результаты:
- результаты личностных воспитательно-образовательных достижений учащихся;
-результаты деятельности школы в системе дополнительного образования;
-результаты деятельности педагогических кадров, классных руководителей, педагогов дополнительного образования и т.д.
-результаты межведомственного взаимодействия
Система организации и контроля:
Контроль за реализацией Программы осуществляет директор МБОУ АСОШ № 1
в установленном порядке через:
- мониторинг качества воспитания;
- экспертизу воспитательных программ;
- ежегодный доклад зам.директора по ВР «О ходе реализации программы» на педагогическом совете МБОУ АСОШ № 1;
- тематические и комплексные проверки содержания воспитательной деятельности.
Краткая справка об образовательном учреждении.
Адамовская средняя общеобразовательная школа №1 была открыта в 1963 году. Школа рассчитана на 480 мест, но количество учащихся всегда больше этого числа, поэтому занятия организованы в две смены. В связи с ликвидацией малокомплектных сел в нашей школе обучаются дети из поселка Айдырлинка. В школе создан банк данных от 0 до 18 лет, проживающих на территории поселка Адамовка, закрепленной за нашей школой. По данным банка на 1 сентября 2013 года 914 человека: 526 учащихся, 296 дошкольников, 75 студентов. По последним сведениям можно сделать вывод, что идет увеличение численности детей дошкольного возраста.
Количество семей детей, обучающихся в МБОУ «Адамовская средняя общеобразовательная школа №1» - 526 ученика, из них: полных – 427 семей; неполных – 78 семей; многодетных (3 ребенка) – 50 семей, в них детей школьного возраста – 84, всего детей -156. Также в школе обучаются дети, находящиеся под опекой – 9 семей. Особое внимание уделяется детям- инвалидам (8 человек), находящихся на индивидуальном обучении. Ежемесячно в последнюю пятницу с целью научного и программно-методического обеспечения взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности ребенка в школе проводится родительский всеобуч.
В 2012-2013 учебном году нашей школе вручен сертификат участника областного конкурса образовательных учреждений, реализующих социально-образовательный проект «Общественно-активная школа – школа 21 века». На конкурс была представлена программа развития воспитательной системы школы на период 2011-2015 г.г. С Адамовским народным музеем заключено соглашение о совместном сотрудничестве при организации мероприятий, реализации учебной программы с целью активизации работы по использованию потенциала музея.
На сегодняшний день Адамовская средняя общеобразовательная школа №1 имеет следующее социокультурное окружение: Дом культуры «Целинник», Детская спортивная юношеская школа и спортивно-оздоровительный комплекс, Детская районная библиотека, Районный народный краеведческий музей, Совет ветеранов, Центр развития творчества детей и юношества и т.д.
Воспитательную работу в школе осуществляют классные руководители (25 класса), старшая вожатая Тажербаева Л.К., социальный педагог Тулегенова Н.Ж., школьный библиотекарь Матненко В.А., и воспитатель кадетского класса Озерский Н.А. Координирует их деятельность зам. директора по ВР Дильжанова З.А., зам. директора по ВПВ Доскенов К.Ж.
В школе с 2003 года введена должность социального педагога, который особое внимание уделяет детям из группы риска, детям-сиротам, занимается неблагополучными, малообеспеченными и многодетными семьями. С сентября 2008 года в школе работает психолог и введена ставка заместителя директора по информационно-коммуникационным технологиям. С приходом в школу социального педагога и психолога значительно улучшилась работа с контингентом учащихся девиантного поведения.
Достижения в воспитательной деятельности школы.
В 2013 году школе исполнится 50 лет. За это время появились свои традиции, которые бережно хранятся и преумножаются – это традиционная торжественная линейка, День знаний, посвящение в первоклассники, новогодние представления для ребят начальной школы, праздничные огоньки для средней, дискотеки для старшеклассников, торжественные мероприятия ко Дню защитника Отечества, в День победы, концерты на День учителя, Международный женский день. Очень трогательно проходят праздник Последнего звонка и Капустник. Традиционными стали школьные субботники, отработка на пришкольном участке. С целью подготовки к В районной газете «Целина» были опубликованы две статьи «Учительские династии в школьной строке» (исследовательская работа ученицы 8 «А» класса Минбаевой А.) и «В гостях у Первой школы». Согласно плану в первую субботу февраля был организован и проведен Вечер встречи с выпускниками (11 класс, кл. рук-ль Дильжанов А.Л.) . В течение всего учебного года был проведен конкурс для одаренных детей «Ученик года», посвященный памяти ветерана педагогического труда, учителя русского языка и литературы Сундетбаевой Зарлык Бегежановны. Конкурс спонсировала дочь, преподаватель АСХТ Сарбасова Г.Б. Одаренным учащимся школы были предложены различные конкурсы: «Знакомьтесь, это я!», конкурс социально-значимых проектов, интеллектуальный конкурс. В конкурсе приняли участие 11 учащихся 5-10-х классов. По итогам места распределились следующим образом среди 5-7-х: Шабанова Н.,5а кл.- 1 место, Нуриева Г., 5в кл.- 2 место, Жакупова А., 6а кл. – 3 место; среди 8-10-х классов Биккужина А., 10 кл.-1 место, Еремина Н., 8 «а» кл.- 2 место; Байбуллина Ж.,8 «б» кл. – 3 место. На Празднике Последнего звонка призерам и участникам конкурса были вручены Почетные грамоты и призы.
Очень интересная жизнь у ребят в дни школьных каникул. Ежегодно ученики совершают экскурсии в г. Москва, г.Санкт- Петербург.
Чтобы подготовить старшеклассников к взрослой жизни, привить им чувство ответственности за принятые решения, выявить качества лидера, привлекать к общественной жизни была разработана программа Школьного Ученического самоуправления.
В 2013-2014 учебном году по результатам участия в районных мероприятиях по дополнительному образованию наша школа заняла первое место. Адамовская средняя общеобразовательная школа №1 второй год работает в режиме экспериментальной площадки муниципального уровня по вопросам воспитания и дополнительного образования. Тема: «ученическое самоуправление». Учащиеся школы активно участвуют в написании исследовательских работ, ежегодно успешно участвуют в районной научно-практической конференции. По результатам зонального конкурса Козар Дарья со своим учителем Востриковой И.В. заняли 1 место.
Ученица 11 класса Долгошеева О. заняла призовое место в районном конкурсе творческих работ «Трудовая династия», учащиеся 8а класса Мимбаева А., Логвинов П. приняли активное участие в конкурсе сочинений «Я б в рабочие пошел…». Призеры получили подарки и грамоты от лица Центра занятости населения Адамовского района.
В этом году наша школа приняла участие в 10-й Международной Интернет – олимпиаде «Эрудиты планеты». В апреле в школе был проведен конкурс исследовательских работ среди учащихся 5-11 классов.
Одним из приоритетных направлений в воспитательной работе школы – гражданско-патриотическое. В 2014 году по результатам участия в районных мероприятиях наша школа заняла почетное первое место в номинации «Гражданско-патриотическое воспитание», второе место в номинации «Детская общественная организация».
Стало традиционным участие учителей школы в профессиональных конкурсах. Творческое объединение «Светофор» 11 лет успешно защищает честь района на областных соревнованиях. Руководитель объединения Дильжанов А.Л. одержал победу в районном конкурсе « Сердце отдаю детям» в номинации «Социально-педагогическая» и представлял наш район на областном конкурсе. В 2013 году классный руководитель Кулумбетова Д.С. участвовала в районном конкурсе «Самый классный классный». Учитель начальных классов Гавриленко О.А. стала победителем районного конкурса портфолио.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Необходимость Программы развития воспитательной компоненты в АСОШ №1 обусловлена и реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодежной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок. Для этого требуется разработка системы мер по формированию воспитательной компоненты на межведомственной основе.
В настоящее время благодаря государственной политике в сфере образования наметились положительные тенденции, определяющие воспитание как приоритетную сферу, обеспечивающую человеческий ресурс социально-экономического развития страны. Разрабатываются законодательная база развития образования в стране и регионах, федеральные и региональные программы и проекты по воспитанию детей и молодежи.
За последние годы в МБОУ «Адамовская СОШ №1» особенно усилилось внимание к разработке и реализации системы гражданского, патриотического и физического воспитания, к профилактике социального сиротства, к преодолению проявлений асоциального поведения обучающихся, к защите прав детей. Основной акцент в воспитательной работе сделан на организацию социальной практики, профессиональную ориентацию, культурно-досуговую деятельность.
В деятельности школы наблюдаются следующие позитивные тенденции:
- реализуются программа духовно-нравственного содержания, основанная на ценностях традиционных религий;
- получает дальнейшее развитие система защиты прав детей;
- совершенствуются социально-педагогическая и психологическая службы школы, развивается многофункциональный механизм их деятельности;
- наблюдается повышение социального статуса классного руководителя, педагога дополнительного образования;
- осознается необходимость сохранения преемственности ценностей и целей воспитания в определении фундаментального ядра содержания образования.
Наряду с проявлением позитивных тенденций в решении задач воспитания обнаруживаются и социальные проблемы, которые нельзя оставлять без внимания:
- потребность в высоком качестве человеческого ресурса социально-экономического развития и отсутствие действенных механизмов решения этой задачи;
- становление гражданского общества и несформированность гражданской позиции взрослых относительно среды взросления подрастающего поколения;
- необходимость интеграции субъектов образования, консолидации действий представителей экономической, политической и культурной сфер региона и отсутствие необходимых условий для их взаимодействия в решении практических проблем;
- потребность в преодолении разрыва между процессом обучения и воспитания, в обеспечении целостности педагогического процесса и отсутствие соответствующих четких положений в стандартах образования, определяющих качество образования через качество не только обучения, но и воспитания;
- потребность в педагоге как активном носителе провозглашаемой системы ценностей, актуальной для укрепления современного российского государства, и несовершенство подготовки таких специалистов на этапе вузовского и послевузовского образования.
Основания для разработки Программы
- Конституция Российской Федерации;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция о правах ребенка;
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;
- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 года;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
- Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2148-р;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III "Образование" (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол N 36).
-Устав школы
- Программа развития АСОШ №1 на 2011-2015 г.г
Целевые группы Программы
Цель:
Укрепление и развитие воспитательного потенциала обучающихся МБОУ «АСОШ №1» в современном социокультурном пространстве на основе взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, заинтересованными лицами и структурами различной ведомственной принадлежности, социального партнерства с семьей.
Задачи:
Создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению.
Разработка локальной нормативной базы, обеспечивающей развитие воспитательной компоненты школы с учетом специфики уровня ОУ.
Совершенствование управленческих механизмов в организации и осуществлении воспитательной компоненты в ОУ.
Организация новых форм взаимодействия систем общего и дополнительного образования в сфере социальной политики, спорта и здоровьесбережения.
Развитие ученического самоуправления, организация социально-значимой деятельности, формирование общественного мнения учащихся при решении проблем ОУ.
Внедрение инновационных, с учетом и сохранением лучших традиционных, воспитательных форм, технологий и механизмов, способствующих эффективности реализации Программы.
Обеспечение информационной поддержки Программы
Проведение мониторинга эффективности программы.
Приоритетными целевыми группами реализации Программы являются учащиеся школы, учителя, представители общественных объединений, родители и члены семьи.
Основными разработчиками Программы являются:
директор МБОУ «АСОШ №1» Матненко В.А., заместитель. директора по УВР Мухамбетова А.К., заместитель директора по ВР Дильжанова З.А., руководитель методического совета Кинжитаева Г.К.., заместитель директора по ВПВ Доскенов К.Ж., заместитель директора по АХЧ Фурман Ю.В., председатель Управляющего Совета школы Сиделев Д.Н., председатель родительского комитета Казгулова Г.Р., старший вожатый Тажербаева Л.К., педагог- психолог Кашпанова С.С., социальный -педагог Тулегенова Н.Ж.
Основные принципы реализации Программы
Программа:
- осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта;
- включает формирование разнообразных воспитательных систем классных коллективов, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий и технологий, повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;
- учитывает принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации;
- соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;
- учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в отдельном регионе;
- основывается на принципе личностно-значимой деятельности, предполагающей участие учащихся общеобразовательных учреждений в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;
- учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
- соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, оказании помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;
- учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями; проведение мероприятий, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, детьми-мигрантами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом;
- опирается на природосообразность и природоспособность, что предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям; создание условий для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения;
- опирается на принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания; установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;
- основывается на принципе вариативности воспитательных систем, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся в различных социально ориентированных моделях воспитательных организаций, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в различных ситуациях;
- сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа;
- осуществляется на основе государственно-общественного управления воспитанием, предполагающего разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания молодого поколения;
- соблюдает принцип демократизма, суть которого заключается в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий на субъекта воспитания к системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;
- опирается на принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
- учитывает духовную составляющую жизни ребенка, проявляющуюся в формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина;
- определяет эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций;
- предполагает применение воспитывающего обучения как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин - как основных, так и дополнительных образовательных программ - в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;
- основывается на принципе социальности как ориентации на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;
- предполагает принцип "социального закаливания" как включения школьников в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Сроки и этапы реализации Программы
1-й этап. Ориентировочный - 2013 - 2015 годы:
- разработка нормативных документов, программ, выявление воспитательного потенциала всех образовательный областей и предметов, совершенствование технологии воспитания в процессе обучения, создание творческих групп, реализующих программу развития на практике, поиск актуальной темы для экспериментальной работы.
- проведение научно-исследовательских работ;
- обеспечение информационной поддержки Программы;
- проведение форумов, конференций, семинаров, конкурсов, олимпиад и иных массовых мероприятий, организация работы летнего лагеря.
2-й этап. Основной этап - 2016 - 2018 годы:
- реализация разработанных программ, социальных проектов, включение всех участников образовательного процесса в воспитательную работу. Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.
- повышение квалификации и переподготовка кадров.
3-й этап. Обобщающий - 2019 - 2020 годы:
- информационно-аналитическая деятельность;
- мониторинг эффективности Программы.
Основные направления реализации Программы
Нормативно-правовое - разработка нормативной базы на школьном уровне, определяющей механизмы реализации Программы в соответствии с государственной политикой в области образования.
Организационно-управленческое - организация межведомственного сетевого взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей, обеспечение занятости обучающихся через формирование государственных заданий на реализацию образовательных, физкультурно-спортивных, культурно-досуговых и других программ.
Кадровое - подготовка, повышение квалификации и профессиональной переподготовки учителей, классных руководителей для школы на основе потребностей рынка труда (разработка методических рекомендаций); обобщение лучшего педагогического опыта на школьном и районном уровне, развитие банка лучших инновационных практик; внедрение позитивного опыта реализации Программы в социокультурном пространстве.
Информационное - организация информационной поддержки мероприятий Программы с привлечением СМИ (газета «Целина», журнал «Классное руководство», школьная газета «Школьный вестник» и т.д.), интернет-сайты или страницы школьного сайта, интернет-конференции, вебинары и иные).
Мониторинговое - направлено на создание системы организации и проведения мониторинга и экспертизы эффективности реализации комплекса мер по реализации Программы.
Финансовое - организация финансовой поддержки реализации Программы.
Материально-техническое - обеспечение оснащения, необходимого для реализации Программы.
Содержание Программы
МБОУ «Адамовская СОШ №1» является фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей и молодежи. В данном контексте Программа содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагогических системах и технологиях.
В Программу включены мероприятия по разработке механизма и принципов мониторинга эффективности реализации воспитательных программ общеобразовательных учреждений, проведения анализа воспитательной компоненты учебно-воспитательных комплексов и программ, изучения и обобщения передового опыта воспитательной деятельности.
Программой предусмотрены мероприятия по повышению квалификации педагогических кадров, владеющих современными технологиями воспитания, по обеспечению педагогов методическим сопровождением, набором средств для практической реализации воспитательных задач и углубленными знаниями психологии.
Программой предусмотрены мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания и взаимодействия с общеобразовательными учреждениями в организации и проведении воспитательной деятельности (например, в рамках родительских комитетов, управляющего совета и т.п.).
Программой предусмотрены мероприятия информационно-просветительской направленности, нацеленные на привлечение внимания к вопросам воспитательной деятельности среди учащихся школы.
Программой предусмотрено проведение мониторинга мероприятий, связанных с обеспечением школы современным оборудованием, учебной и методической литературой, оснащением кружков и секций художественно-эстетического, технического, эколого-биологического, спортивного направлений, в том числе приобретение музыкальной аппаратуры, спортивного оборудования и инвентаря, оборудования для школьной библиотеки и оснащения школьной музейной комнаты.
Основные направления организации воспитания и социализации
учащихся школы.
1. Гражданско-патриотическое: |
- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека; - формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине; - усвоение ценности и содержания таких понятий, как "служение Отечеству", "правовая система и правовое государство", "гражданское общество", об этических категориях "свобода и ответственность", о мировоззренческих понятиях "честь", "совесть", "долг", "справедливость" "доверие" и др.; - развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье; - развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии. Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает: - формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа; развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства; - повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны; - увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии; - развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного поведения среди учащейся молодежи. |
Способы реализации процесса воспитания и социализации обучающихся | Проекты, мероприятия |
Деловые игры, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, вечер вопросов и ответов; смотры-конкурсы, выставки, экскурсии, краеведческая деятельность (знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, традициями и обычаями народа, фольклором); проекты исследования исторического, культурного наследия родного края; проекты школьных музеев боевой славы; Сотрудничество с районным советом ветеранов войны, погранкамендатурой, РОВД, ГИБДД. Кадетское движение. | -Застава, Пост №1 -«Я - гражданин России» -«Мы помним, мы гордимся...» -«За того парня» - «Наследники Победы» - «Никто не забыт, ничто не забыто» - Мероприятия, посвященные 50-летию школы. Дни боевой славы: – День защитников Отечества; – День Победы и т.д.. - Празднование 70-летия, 75-летия в ВОВ -Мужская доблесть (7-8 кл.) ЦРТДЮ -Юнармеец (5-6 кл.) |
2. Нравственное и духовное воспитание: |
- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.); - формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур; - формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства; - формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике; - формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России. |
Способы реализации процесса воспитания и социализации обучающихся | Проекты, мероприятия |
Литературно-музыкальные композиции, видео лектории, экскурсии, поездки, организация праздников, встречи, благотворительные мероприятия; семейный досуг; | -Диалог культур (игровая программа-путешествие, ЦРТДЮ) -Семь уроков жизни (цикл лекций, церковь Покрова Пр. Богородицы) - фестиваль «Венок дружбы» |
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству: |
- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства; - формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека; - формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности; - формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности; - формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессионального образования, адекватного потребностям рынкам труда; механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде. |
Способы реализации процесса воспитания и социализации обучающихся | Проекты, мероприятия |
1.Организация дежурства по школе 2. Организация субботников по уборке территории школы. 3. Экскурсии на предприятия и в организации поселка 4. Дни открытых дверей в АСХТ, ПУ-72 5. Организация встреч с людьми интересных профессий 6. Трудоустройство старшеклассников через ЦЗН 7.Волонтерское движение | -Конкурс сочинений «Я бы в рабочие пошел», -«Трудовые династии». -Конкурс проектов «Моя профессиональная карьера» -Мой выбор (серия проф.мероприятий) Конкурс рисунков «Безопасность труда и я» (ЦЗН) -День дублера |
4. Интеллектуальное воспитание: |
- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.); - формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.); - формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни. |
Способы реализации процесса воспитания и социализации обучающихся | Проекты, мероприятия |
Викторины,марафоны,научно-исследовательская работа, конференция Организация кружков Работа ресурсного центра Довузовская подготовка старшеклассников Физико-математическая школа | -Конференция «Старт в науку». -Конкурс исследовательских работ среди учащихся младших школьников «Эврика» -Конкурс «Ученик года» -Предметная олимпиада |
5. Здоровьесберегающее воспитание: |
- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; - формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время; - формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь. |
Способы реализации процесса воспитания и социализации обучающихся | Проекты, мероприятия |
Соревнования; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха, прогулки на свежем воздухе; профилактические прививки, витаминизация; диспансеризация; встречи с узкими специалистами в области медицины; акции | -Организация работы спортивного клуба -Неделя здоровья -Школьный слет ЮИД для учащихся 3-6-х классов. Участие в районном (областном) слете ЮИД. -Конкурс агитбригад «Мы за здоровый образ жизни» -акция «Спорт-альтернатива пагубным привычкам» -конкурсы рисунков -месячник против наркотиков, алкоголизма, табакокурения |
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание: |
- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях, как "толерантность", "миролюбие", "гражданское согласие", "социальное партнерство", развитие опыта противостояния таким явлениям, как "социальная агрессия", "межнациональная рознь", "экстремизм", "терроризм", "фанатизм" (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве); - формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве. |
Способы реализации процесса воспитания и социализации обучающихся | Проекты, мероприятия |
Дискуссии; круглый стол; просмотр и обсуждение видеороликов и фильмов; взаимодействие с детскими общественными организациями; взаимодействие с правоохранительными органами. | Семь уроков жизни (цикл лекций, церковь Покрова Пр. Богородицы) - фестиваль «Венок дружбы» «Проблемы информационной безопасности» - игра «Город мастеров» |
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание: |
-формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры; - формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта; - формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; - формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры; - формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей; - формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя. |
Способы реализации процесса воспитания и социализации обучающихся | Проекты, мероприятия |
Посещение музейных выставок, картинной галереи; организация онлайн посещений музеев России, чтение и обсуждение художественных произведений; работа творческих мастерских | -Кинолектории в к/т «Восход»; -экскурсии в краеведческий музей -классные часы; -школьные вечера; -конкурсы чтецов |
8. Правовое воспитание и культура безопасности: |
- формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; формирование электоральной культуры; - развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодежных субкультур. |
Способы реализации процесса воспитания и социализации обучающихся | Проекты, мероприятия |
Деловые игры, практикумы, устный журнал, конкурсы рисунков и газет, викторины, круглые столы, конкурсы сочинений, защита правовых проектов, взаимодействие с правоохранительными органами, тренинг | -«Имею право» (серия мероприятий, встреч, Адамовский народный суд» - Детская общественная правовая палата -Пост прав -Детский референдум |
9. Воспитание семейных ценностей: |
- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни; - формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений. |
Способы реализации процесса воспитания и социализации обучающихся | Проекты, мероприятия |
- программы и проекты, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач (например, в рамках деятельности школьных клубов "мам и пап", "бабушек и дедушек", в рамках проведения дней семьи, дней национально-культурных традиций семей, совместного благоустройства школьного пространства и т.д.); - программы и проекты, направленные на организацию лекций и семинаров для обучающихся, проводимых специалистами (педагогами, психологами, социологами, философами, правоведами, врачами и т.д.). | -школьный клуб «Надежда»; -праздник «Папа и я –неразлучные друзья»; -День матери; -праздник «Папа, мама и я- спортивная семья» -новогодняя ярмарка; -праздник Урожая ,1-6-е классы |
10. Формирование коммуникативной культуры |
- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную, межкультурную коммуникации; - формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку; - формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения; - формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире |
Способы реализации процесса воспитания и социализации обучающихся | Проекты, мероприятия |
- программы и проекты, направленные на развитие речевых способностей обучающихся, на формирование конструктивной коммуникации между ровесниками, на повышение риторической компетенции молодых граждан (например, в рамках деятельности школьных кружков и клубов юного филолога, юного ритора, школьных дискуссионных клубов для старшеклассников, использование технологии дебатов на межпредметном уровне и т.д.); | -предметная неделя по иностранным языкам; -выпуск газеты «Школьный вестник»; -школьный сайт; --школьные вечера для старшеклассников |
11. Экологическое воспитание: |
- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты; - формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях; формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде; - формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды. . |
Способы реализации процесса воспитания и социализации обучающихся | Проекты, мероприятия |
- программы и проекты, направленные на изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической культуры | -социально-значимые акции; -рейды -конкурсы -проект «Школьный двор» |
Ожидаемые результаты реализации Программы
- Создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании.
- Выработка и реализация последовательной государственной политики в области воспитательной работы в МБОУ АСОШ №1 и механизмов ее осуществления.
- Закрепление в содержании образования таких ценностей, как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.
- Создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы в МБОУ АСОШ №1
Показатели и индикаторы реализации Программы
В результате выполнения Программы будут обеспечены:
- создание и внедрение новых программ воспитания и социализации обучающихся в МБОУ АСОШ №1 ;
- внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий воспитания и социализации детей и молодежи;
- внедрение процедур независимой экспертизы воспитательной деятельности образовательных учреждений и процесса социализации обучающихся;
- рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях;
- повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации.
В ходе реализации Программы будет сформирован дополнительный вектор на инновационное развитие образования с усиленной воспитательной компонентой в МБОУ «АСОШ №1» .
Ресурсное обеспечение Программы
1. Разработка нормативно-правовой базы в сфере воспитания.
2. Развитие действующей инфраструктуры воспитания (направления, формы, механизмы, сетевое взаимодействие).
3. Подготовка кадрового потенциала в сфере воспитания.
4. Развитие научного, информационного, программно-методического обеспечения воспитания.
5. Обоснование объемов и механизмов финансирования воспитания.
Система мероприятий Программы
Реализация Программы и ее эффективность обеспечиваются реализацией следующих мероприятий:
- повышением воспитательного потенциала образовательного процесса;
- развитием системы дополнительного образования учащихся;
- повышением педагогической культуры родителей;
- взаимодействием школы с общественными и традиционными религиозными организациями;
- готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания;
- укреплением партнерских отношений на межведомственной основе с социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних;
- организацией социально значимой и полезной деятельности, включенностью в этот процесс учащихся.
Эффективность реализации Программы
Реализация Программы и ее эффективность детерминируются рядом условий:
- готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания;
- повышением воспитательного потенциала образовательного процесса;
- развитием системы дополнительного образования учащихся;
- повышением педагогической культуры родителей;
- взаимодействием школы с общественными и традиционными религиозными организациями;
- укреплением партнерских отношений на межведомственной основе с социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних;
- организацией социально значимой и полезной деятельности, включенностью в этот процесс подрастающего поколения.
Основными результатами реализации Программы должны стать:
- результаты личностных воспитательно-образовательных достижений учащихся;
- результаты деятельности образовательных учреждений систем общего и дополнительного образования детей;
- результаты деятельности педагогических кадров систем общего и дополнительного образования детей;
- результаты межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с государственными и общественными институтами.
23