СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развивающих занятий "Радость общения" для учащихся 5-6 классов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс рассчитан на два года и ключает в себя рассмотрение всех сторон общения: развитие уверенности в себе, поиск друзей, разрешение конфликтных ситуаций, этикет. Основной целью курса является оказание психолого-педагогической помощи младшим подросткам в адаптации к средней школе, развитии гармоничных отношений с окружающими, формировании собственного «Я», а также в подготовке их к самостоятельной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Программа развивающих занятий "Радость общения" для учащихся 5-6 классов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»,

г. Малоярославец Малоярославецкого района Калужской области






«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора Директор школы

___________ Д.В.Морковкина ___________ Р.Г.Пронченко


от «31» августа 2016 г. от «31» августа 2016 г.








Программа внеурочной деятельности

для учеников пятых-шестых классов

«Азбука общения»












Составитель:

Педагог-психолог

Петрушевская Е.Ю.







2016-2017 учебный год



Программа занятий по психологии

(внеурочная деятельность)

«Азбука общения»

для 5-6 классов


Пояснительная записка.


Данная программа предназначена для учащихся 5-6х классов. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру и включают в себя:

  • Психодиагностические процедуры

  • Дискуссии

  • Релаксационные упражнения

  • Решение проблемных ситуаций

  • Психодиагностические упражнения

  • Развивающие упражнения

  • Психотехнические упражнения

  • Педагогические упражнения

  • Коррекционные упражнения

Курс рассчитан на 68 занятий (на 2 года) по 1 часу в неделю. Занятия проводятся в свободной форме и в дружеской обстановке, что дает возможность учащимся:

  • Проявить себя

  • Воплощать найденное решение или оптимальный вариант поведения в реальность.

Основной целью курса является оказание психолого-педагогической помощи младшим подросткам в адаптации к средней школе, развитии гармоничных отношений с окружающими, формировании собственного «Я», а также в подготовке их к самостоятельной жизни.


Задачи программы:

  1. Адаптация к 5му классу.

  2. Сплочение коллектива.

  3. Выработка оптимальных стратегий поведения в школьной среде.

  4. Развитие качеств необходимых для создания дружеских отношений: дружелюбие, отзывчивость и т.д.

  5. Психологическая диагностика и самодиагностика внутренних ресурсов младших подростков.

  6. Формирование адаптивных навыков решение проблем и конфликтных ситуаций.

  7. Обучение правилам этикета в различных ситуациях.


Основные принципы программы:

  • Принцип гуманизации – опора на возможности и ресурсы младшего подростка, акцент на самоопределение.

  • Принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы.

  • Принцип социализации – содействие самоопределению младших подростков социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей.

Учебно – тематический план.



Тема

Цель занятия

Содержание

Часы


5 КЛАСС


Адаптация


1.

Здравствуй, пятый класс!

- прощание с начальной школой;

- помощь детям в прояснении своих целей на время обучения в пятом классе.

Упражнение «Найди того, кто...»

Упражнение «Прощание с начальной школой»

Упражнение «Мои цели»

Обсуждение особенностей планирования и постановки целей

1


2

Диагностика

Определение уровня развития личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных компетенций.


Опросник мотивации

Методика определения уровня притязаний и самооценки школьника

Анкета «Оцени поступок»

Корректурная проба

Анкета необитаемый остров

Экспресс-методика тревожности у 5-ти классников в период адаптации

1


3.

Твоя школа такая, какой ты ее видишь

–выяснить отношение детей к школе и обучению;

–сформировать позитивное отношения к школе и обучению

–развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы;

–способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе;

Упражнение «3 самых ценных моих качества»

Упражнение «Если весело живется, делай так»

Упражнение «Твоя школа такая, какой ты ее видишь»

Упражнение «Пустой или полный»

Дискуссия на тему занятия


1


4.

Узнай свою школу

— помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях.

Игра на внимание

Упражнение «Узнай свою школу»

Дискуссия на тему занятия


1


5

Что поможет мне учиться?

— помочь участникам группы осознать правила работы на уроке;

— способствовать формированию учебных навыков.


Игра на внимание

Упражнение «Что поможет мне учиться»

Упражнение «Правила поведения на уроке»

Дискуссия на тему занятия

1


6

Легко ли быть учеником?

— помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику;

— снизить школьную тревожность.

Притча о башмачнике

Игра «Идеальный ученик»

Дискуссия на тему занятия

Упражнение «Незнайка»

1


7

Чего я боюсь?

— научить детей распознавать свои школьные страхи помочь найти способы их преодоления;

— снизить школьную тревожность.

Упражнение «Если весело живется, делай так»

Упражнение «Чего я боюсь?»

Упражнение «На ошибках учатся»

Дискуссия на тему занятия

Упражнение «Рисуем слово»

1


8

Трудно ли быть настоящим учителем?

— расширение и обогащение навыков общения с учителями;

— формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценки;

Дискуссия на тему занятия

Упражнение «Слушаем внимательно»

Упражнение «Интервью с учителем»

1


9-

10

Стартовая диагностика

— диагностика уровня развития личностных, регулятивных и коммуникативных УУД

— диагностика адаптации 5тиклассников к среднему звену

— анкетирование

Опросник мотивации

Методика определения уровня притязаний и самооценки школьника

«Как поступить?»

Корректурная проба

Анкета «Умеете ли вы слушать?»

Анкета необитаемый остров

Экспресс-методика тревожности у 5-ти классников в период адаптации

2


Сплочение коллектива


11-

15

Наш класс

— формирование сплоченности в коллективе;

— способствовать формированию навыков взаимодействия в группе.


Разминка

Упражнение «Что я люблю делать»

Упражнение «Портрет класса»

Упражнение «Плот»

Упражнение «Я люблю…Я не люблю…»

Упражнение «Построение по признаку»

Упражнение «Счет»

Упражнение «Переправа»

Упражнение «Узел»

Упражнение «Поворот в прыжках»

Упражнение «Хвост дракона»

Упражнение «Передача движений»

5


Развитие внимания


16-

21

Внимание!

— развитие способности к длительной концентрации внимания

— развитие способности распределения и переключения внимания

— развитие зрительного внимания

— развитие устойчивости внимания


Беседа «Зачем человеку быть внимательным?»

Упражнение «Мой любимый фрукт»

Упражнение «Не собьюсь»

Упражнение «Наблюдательность»

Упражнение «Муха 1»

Упражнение «Селектор»

Упражнение «Летает – не летает»

Упражнение «Мой день Рождения»

Упражнение «Ладошки»

Игра «Съедобное – несъедобное»

Упражнение «Муха»

Упражнение «Самый внимательный»

Упражнение «Телефон»

Игра «Сантики-фантики»

5


Самопознание и оптимизация уровня самооценки 5


22.

Зачем нужно знать себя?

— создать у учеников мотивацию на самопознание

— способность к самопознанию и рефлексии учащихся

Упражнение «Цвет моего настроения»

Самоанализ «Кто я? Какой я?

Упражнение «Горячий стул»

1


23.

Я глазами других

— формировать способность к самоанализу

— способствовать возникновению желания самосовершенствоваться

— развивать способность принимать друг друга

Методика «Твое имя»

Игра «Ассоциации»

Методика «Закончи предложение»


1


24.

Самооценка

—дать понятие о самоценности человеческого «Я»

— продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки

Методика «Самооценка»

Дискуссия «Самое-самое»

Методика «Моя вселенная»

Методика «Анализ эмоций и поведения»

1


25.

Кто я?

— повысить самооценку детей

— способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.

Упражнение «Нарисуй свое настроение»

Упражнение «Найди меня»

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Обсуждение итогов занятия

1


26.

Ярмарка достоинств

— закрепить у учащихся навыки самоанализа

— научить преодолевать барьеры на пути самокритики

— развить уверенность в себе

Игра «Ярмарка достоинств»

Упражнение «Вверх по радуге»

1


Этикет 7


27.

Вежливость

—дать учащимся определение понятия «вежливость»

—помочь осмыслить свое отношение к окружающим

Беседа на тему «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям»

Составление окдекса вежливости

Добрые слова для каждого

1


28.

Зачем нужен этикет?

—формировать у учащихся положительное отношение к этикету и общепринятым нормам поведения

Сюжетно-ролевая игра «День рождения»

Презентация книг об этикете

1


29.

Приветствия

— познакомить учащихся с правилами приветствия

— Обучить приветствиям

Знакомство с правилами приветствия

Игра «Обмен приветствиями»

Работа по карточкам (анализ занятия)

1


30.

Умение вести беседу

—познакомить учащихся с правилами ведения беседы

— формировать навыки ведения беседы

Знакомство с правилами ведения беседы

Игра-разминка «Поговорим»

Упражнение «Инопланетянин»

1


31.

Телефонный разговор

—познакомить учащихся с правилами ведения разговора по телефону

— формировать навыки ведения разговора по телефону

Знакомство с правилами ведения разговора по телефону

Игра «Поговорим»


1


32.

В театре

— познакомить учащихся с правилами поведения в театре

Беседа

Игра «Идем в театр»

1


33.

Принимаем гостей

—познакомить учащихся с правилами приема гостей

Обучающая игра «сервируем стол»

Изучение правил поведения за столом

1


34.

Итоговая диагностика

Определение уровня развития личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных компетенций.


Опросник мотивации

Методика определения уровня притязаний и самооценки школьника

Анкета «Оцени поступок»

Корректурная проба

Экспресс-методика диагностики тревожности у 5-тиклассников

1


35.

Прощание

— помочь детям в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе;

— подвести итоги работы группы

Задание на лето

Упражнение «Определи, насколько ты веришь в себя, в свои силы?»

Упражнение «Инь и Ян»

Упражнение «Ставим цели»

Упражнение «Доброжелательное послание»

Подведение итогов занятий за год

1


6 КЛАСС


Развитие навыков общения


36

Общение в жизни человека

— привить понятие о важности общения в жизни и развитии человека

— познакомить детей с функциями и формами общения

— объяснить, что общению нужно учиться

Беседа

Тест «коэффициент моей общительности»

Тест-игра «С тобой приятно общаться»

1


37

Ошибки первого впечатления

— познакомить учеников с понятием «стереотип»

— изучить, какие бывают ошибки при формировании первого впечатления и способы их преодоления

Информационный блок

Упражнение «Встреча взглядами»

Упражнение «Поиск сходства»

1


38

Барьеры общения

— дать учащимся представления о вербальных барьерах общения

— обучить альтернативным вариантам поведения

— обучить анализу различных состояний

Введение понятия «барьеры общения»

Психологический эксперимент

1


39

Учимся слушать друг друга

— показать значимость собственного «Я»

— подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими

Дискуссии «Слушать или слышать?»

Тест «Умеете ли вы слушать?»

Игра «Испорченный телефон»

Игра «Пойми меня»

1


40-41

Пойми меня

— формировать у учащихся умение понимать друг друга

Пословицы

Игрушка-шутка «пойми меня»

Упражнение «Рисование по инструкции»

Упражнение «Испорченный телефон»

Анкета «Умеете ли вы слушать?»

Упражнение «Слушание в разных позах»

2


42

Средства общения

— развитие навыков эффективного общения

— продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, позы, контекст и т.д.


Информационный блок «Методы обратной связи»

Упражнение «Испорченный телефон»

Упражнение «Дистанция общения»

Упражнение «Перебежчики и охранники»

Упражнение «Поиск предметов»

1


43

Общение без слов

— развитие социальной наблюдательности

— развитие вербального взаимодействия

Упражнение «Копирование движений»

Упражнение «Вавилонская башня»

Упражнение «Необычное использование»

Упражнение «Снежки»

1


44-

45

Общение без слов (продолжение)

— развитие навыков невербальной коммуникации,

— развитие экспрессивности

— развитие умения расшифровывать невербальные сигналы других людей

Разминка «Сбор по голосам»

Упражнение «Стеклянная дверь»

Упражнение «Испорченный телефон»

Упражнение «Выстраивание по росту»

Упражнение «Разговор в рисунках»

2


46


— интегрирование полученных навыков вербального и невербального взаимодейтвия с использованием арт-терапевтического метода

Рисуночная разминка «Достраивание композиции»

Тематические рисунки

Групповой коллаж

1


47

Уверенное и неуверенное поведение

—формирование представлений об уверенном, неуверенном и агрессивном поведении

— знакомство с формальной и содержательной стороной уверенного поведения

Тест «Уверенный ли вы в себе человек?»

Правила поведения уверенного в себе человека

1


48


— знакомство с невербальными формулами уверенного, неуверенного и агрессивного поведения

Разыгрывание проблемных ситуаций (в 3х ролях)

Упражнение «Запоминание позы»

1


49


— формирование навыка самопрезентации

Упражнение «Футболка с надписью»

Упражнение «Сила слова»

Упражнение «Зеркало»

1


50


— дать учащимся понятие о сильной личности

— выработать навыки уверенного поведения

— формировать негативное отношение к агрессии

Игра «Зубы и мясо»

Тест «Как я ориентируюсь в разных ситуациях»

Игра «Вопрос – ответ»

Игра «Поводырь»

1


51


— формирование умения сохранять уверенность в себе независимо от отношения окружающих

— формирование толерантности, понимание того, что все люди разные

Упражнение «Хвалить или ругать?»

Упражнение «Я не такой как все и все мы разные»

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

1




52


— чувство собственного достоинства

— вербальные и невербальные формы проявления чувства собственного достоинства

— обратная связь

Беседа

Упражнение «Скульптура»

Игра «Сломанный телефон»

1


53

Мои права и права других людей

— определить круг своих прав и своих обязанностей

— разграничить своих прав и прав других людей

Упражнение «Мои права»

Упражнение «Пирог с начинкой»


1


54

Просьба

— научиться высказывать просьбы

— научиться принимать согласие или отказ

Упражнение «Чемпионат»

Упражнение «Интервью»

Тест «Незаконченные предложения»

1


55

Ищу друга

— помочь учащимся в самораскрытии

— способствовать преодолению барьеров в общении

— совершенствовать навыки общения

Объявление «Ищу друга»

Упражнение «Закончи предложение»

1


56

Кто такой настоящий друг?


— помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе;

—способствовать формированию навыков взаимодействия в группе.

Упражнение «Настоящий друг»

Дискуссия на тему занятия

Упражнение «Кляксы»

1


57

Диагностики уровня развития регулятивных, коммуникативных и личностных УУД

— диагностика уровня развития личностных, регулятивных и коммуникативных УУД


Опросник мотивации

Опросник школьной тревожности Филипса

«Как поступить?»

Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.

Тест «Самооценка конфликтности»

1


Профилактика конфликтного поведения 11


58

Почему люди ссорятся?

— познакомить учащихся с понятием «конфликт»

— выявить особенности поведения в конфликтной ситуации

— обучить способам выхода из конфликтной ситуации

Дискуссия

Игра «Разожми кулак»

Игра «Толкалки без слов»

Игра «Да и нет»

Обучение выходу из конфликта

1


59

Предотвращение конфликтов

— выработать у детей умение предотвращать конфликты

— закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации

Игра «Перетягивание каната»

Отработка навыков предотвращения конфликтов

Игра «Петухи»

Тест «конфликтный ли ты человек?»

1


60

Конфликт или взаимодействие?

— развить навыки общения и разрешения конфликтов;

— научить детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли.

Упражнение «Назови эмоцию»

Игра «Чаша чувств»

Упражнение «Конфликт или взаимодействие?»

Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации»

1


61

Нужна ли агрессия?

— дать учащимся представление об агрессивном поведении

— выработать приемлемые способы разрядки гнева и аггрессии

Притча о змее

Введение понятия «агрессия», виды агрессии

Упражнение «Выставка»


1


62

Мои проблемы

— познакомить учащихся с термином «проблема»

— научить осознавать проблемы и их обсуждать

— отработать навыки решения проблем

Игра «Диалог со своим мозгом»

Схема решения проблемы

Упражнение с шарами

1


63-66

Обиды

— объяснить учащимся понятие «обида»

— Выявить способы борьбы с обидой

Обсуждение

«Что такое обида?»

Упражнение «Послание самому себе»

Упражнение «Детские обиды»

Упражнение «Рисуем обиду»

Упражнение «Я обижаюсь, когда…»

Упражнение «Как выразить обиду и досаду»

Упражнение «Копилка обид»

Обсуждение «Что делать с текущими обидами? Как в дальнейшем относится к обидчику?»

Прощение обиды

4



67

Критика

— познакомить учащихся с понятием «критика»

— отработать навыки правильного реагирования на критикую

Игра с мячом «Что звучит обидно?»

Упражнение «Я-сообщение»

1


68


Комплементы или лесть?

—научить видеть положительные качества у других людей

—познакомить с понятием комплимент

Беседа на тему «Комплимент или лесть?»

Чтение рассказа А.П.Чехова «Симулянты»

Упражнение «Скажи комплимент»

Словарики комплиментов

1


69

Груз привычек

—совершенствовать у учащихся навыки самоанализа

—продумать способы избавления от вредных привычек

Упражнение «Обмен комплиментами»

Работа по теме. Обсуждение, какие бывают вредные привычки и способы избавления от них

Релаксация «Вверх по радуге»

1


70

Азбука перемен

—закрепить у учащихся полученные знания

—помочь участникам поверить в собственные силы

Упражнение «Азбуку перемен»

Упражнение «Нарисуем жизнь»

Игра «Я бросаю мяч»

1



Планируемые результаты:

Предполагается, что в результате прохождения программы, ее участники смогут успешно адаптироваться к средней школе, улучшат навыки общения с учителями и одноклассниками, научатся решать конфликты, у них снизится тревожность, они овладеют навыки эмоционального самоконтроля.

Так же курс способствует развитию следующих регулятивных, личностных и коммуникативных компетенций:

  • Развитие концентрации, переключения, распределения и устойчивости внимания.

  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

  • Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

  • Умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

  • Умение адекватно воспринимать критические замечания.

  • Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

  • Развитие рефлексии и способности к самооценки, которые затем переносятся в учебную деятельность.

  • Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов.

  • Развитие морального сознания и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

  • Ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду.




Педагог-психолог МОУ СОШ №1 Петрушевская Е.Ю.


Литература


  1. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006. – 116с.

  2. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008. – 336с.

  3. Оклендер В. Окна в мир ребенка / Руководство по детской психотерапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 336с.

  4. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. Практическое пособие. – Педагогическое общество России, 2008. – 128с.

  5. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 320с.









12