СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа родительского клуба «ЛУЧИК»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа родительского клуба «ЛУЧИК»

Просмотр содержимого документа
«Программа родительского клуба «ЛУЧИК»»


Программа родительского клуба «ЛУЧИК»

Пояснительная записка.


Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса. Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности  обучающегося и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

• систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

• формировать у обучающихся способность к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

• создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Семья является первичным институтом социализации, обладающим необычайно широким спектром воздействия на личность. Именно в семье начинает складываться жизненный опыт человека, формируются его моральные ценности, потребности, интересы, усваиваются социальные нормы и культурные традиции общества. Отношения, сложившиеся в семье, в основном определяют дальнейшее развитие личности ребёнка.
С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей. Каждая ли семья может сегодня решить возникающие перед ней задачи и проблемы? Все ли родители способны в полной мере справиться со своими функциями в наше сложное время? Практика свидетельствует о том, что многие семьи не справляются. Обедняются внутрисемейные отношения, отсутствует забота о ребёнке. Таким семьям необходима помощь.

Для нашей школы с углубленным изучением иностранных языков приоритетными являются направления:

  1. Художественно-эстетическое направление

  2. Интеллектуальное

  3. Социальное

  4. Военно-патриотическое

  5. Духовно-нравственное

  6. Здоровьесберегающее

  7. Воспитание хозяина Земли.

1. Обоснование необходимости создания программы.

Проводимые занятия и исследования показали, что в большинстве семей воспитанием занимаются мамы – 76% и всего 36% обучающихся назвали папу, а третье место – 28% , дети отдали бабушкам и дедушкам. Только у 22% детей обучающихся 1-х классов родители интересуются каждый день их школьными делами, 52% - показали, что родителям это интересно 1 раз в неделю (когда родители общаются с учителем), и у 26% обучающихся – родители очень редко интересуются.

Исходя из проведённых исследований у меня возникли противоречия:

- между желанием родителей воспитать высоконравственную личность и недостатком знаний в этой области;

- между заботой отцов обеспечить семью материальными благами и отсутствием времени на воспитание собственного ребенка.

Я пришли к выводу, что родителям надо помочь преодолеть трудности и приобрести опыт в воспитании собственного ребёнка. Поэтому я выбрала главным направлением своего сотрудничества с родителями – это просветительская деятельность по волнующим родителей вопросам воспитания, а наиболее доступный способ для решения этой проблемы - это создание родительского клуба «Лучик».

Проблемы:

1. Недостаточный уровень знаний родителями аспектов нравственного воспитания детей в семье

2. Невысокий уровень нравственно-этических норм поведения детей класса.

3. Помочь папам обратить внимание на появляющиеся проблемы своих детей (особенно сыновей).

2. Концептуальные идеи программы.

Цель: создать благоприятные условия родителям и обучающимся для повышения их уровня знаний и аспектов воспитания культурно-нравственной личности, использование полученных знаний в повседневной жизни.

В основе программы лежат принципы формирования культурно-нравственной личности:

  • принцип актуальности призван обеспечить обучающихся и родителей класса наиболее важной и своевременной информацией, которая предполагает отражение насущных проблем, связанных с культурными ценностями и социальными нормами;

  • принцип доступности предусматривает оптимальный для усвоения объём информации;

  • принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;

  • принцип системности предполагает регулярный характер его осуществления, что позволяет дать знания в виде целостной системы;

  • принцип стимулирования сознательности направлен на повышение активности как обучающихся, так и родителей в вопросах формирования положительных качеств характера.

Задачи:

1. Создать условия для повышения уровня нравственно-этических норм поведения детей класса, через совместную работу с родителями.

2. Создать условия для повышения уровня знаний родителями педагогических, психологических, правовых основ и аспектов нравственного воспитания в семье.

3. Создать условия для привлечения внимания отцов к активному участию в воспитательном процессе собственных детей.

3.Стратегия.

  1. Организационная встреча: ознакомить родителей с целями и задачами родительского клуба «Лучик».

  2. Посещение родителями занятий для обучающихся 1-х классов по программе «Лучики счастья», в рамках дополнительного образования.

  3. Проведение встречи-исследования (анкетирование), для выявления круга интересующих родителей вопросов связанных с воспитанием детей.

  4. Создание “Книги отзывов о встречах”.

  5. Совместно с родителями и детьми создать дневники для их личного пользования “Советы для родителей” и “Памятка для ребёнка”.

4. Предполагаемый результат реализации программы.

- повышение уровня нравственно-этических норм поведения детей класса;

- высокий уровень сплочённости детского коллектива и их родителей;

- возрастание интереса родителей (особенно отцов) к повышению уровня знаний в области нравственного воспитания в семье;

- участие социума в формировании положительных качеств характера ребёнка.

Формы работы с родителями: диспуты, ролевые игры, дискуссии, работа в малых группах, в большом круге, деловые игры, творческие этюды с элементами арттерапии, игры и упражнения на установление контакта со своими детьми.

Состав группы: родители обучающихся 1-х классов.

Количество: от 10 до 15 человек (по 1,5 часа 1раз в месяц).


Содержание занятий родительского клуба «Лучик»


№ п/п

Тема занятия

(1раз в месяц)

Содержание занятия

Методическое обеспечение. Перечень используемых упражнений.

1.

Август

Вводное занятие. Лекция: «Главное назначение семьи. Функции и задачи развивающей деятельности семьи. Компоненты семейного воспитания».


Представление о методах семейного воспитания как способах, с помощью которых воздействуют на формирование личности ребёнка.

Психологический портрет первоклассника. Представление родителей об адаптации. Упражнение «Что я помню о своём детстве».

2. Сентябрь

Диспут на тему: «Умение понимать состояние другого». (с позиции ребёнка)

Роль семейных отношений в формировании культуры общения ребёнка с другими детьми. Этикет, правила поведения.


1.Анкетирование родителей по теме.

2. Памятка для родителей первоклассников.

Работа в сенсорной комнате.


3. Октябрь

Лекция-практикум: «Знание возрастных особенностей и индивидуальных различий детей – необходимое условие их воспитания».


Адаптация к школе. Тренинг сензитивности.

1.Психологический тест “Я и моя семья”. Элементы арттерапии.

2. Тренинговый практикум. Калейдоскоп хорошего и плохого настроения.

Сенсорная комната.

4. Ноябрь

Тема: «Как развить интерес к чтению, т. к. культурный человек – это читающий человек».

Показать родителям педагогические методы и приемы по развитию интереса к чтению.(с привлечением библиотекаря)


1.Анкетирование обучающихся и родителей.

2. Памятка для родителей “Как развить у ребенка интерес к чтению”.

3. Конкурс: «Самая читающая семья».

5.Декабрь

Тема: «Поощрение и наказание, их психологическое воздействие и воспитательное влияние».

Виды поощрений и наказаний; недопустимость использования в воспитании физических наказаний и мер, унижающих достоинство ребенка.


Работа в сенсорной комнате. Упражнения: “Вежливые слова”, “Ссора”, “Магазин вежливых слов”.

6.Январь

Тема: «Роль семьи в воспитании дисциплинированности школьников. Привитие послушания как начало воспитания дисциплинированности».

Необходимость сочетания у детей дисциплинированности, исполнительности, самостоятельности, умения подчиняться, активности и сдержанности, умений учитывать последствия своих поступков.


Ролевая игра «Родительское собрание».

Удивительное путешествие в волшебный лес. Цветные карандаши, бумага.

7.Февраль

Тема: «Убеждение – важнейший способ воспитания. Формы использования убеждения в воспитании школьников: этическая беседа, этический рассказ, объяснение, наставление».

Психолого–педагогические условия эффективности воспитания словом. Внушение и его использование в воспитании обучающихся.


Путешествие по стране добрых дел (совместно с детьми). Плакаты с пословицами. Развивающие игры, ребусы. Пожелания друг другу, подарки на память (рисунки, оригами, поделки).

8.Март

Тема: «Влияние личности родителей – главное в семейном воспитании. Отношения между отцом и матерью, единство их жизненных позиций».

Повышение педагогической культуры родителей – важнейшее условие успеха в воспитании детей. Самовоспитание родителей как необходимый пример детям.

1.Анкетирование родителей по теме.

2.Памятка “Как поощрить ребенка без отметки”. Упражнения: “Иностранец”, “На улице”.

9.Апрель

Тема: «Трудности и ошибки в семейном воспитании. Их причины и пути устранения».


Выявление системы представлений о возрастных кризисах детей.

1. Анкетирование на тему: “Трудный ребёнок. Кто он?“.

2. Составление психологического портрета.

Раздаточный материал, карандаши, бланки.

10. Май

Круглый стол: «Важность коммуникативных качеств (видеть и понимать сверстников, ценить каждого, выделять характерные черты). Завершение цикла занятий.

Подведение итогов.


Помогать детям развивать стремление быть терпимым в коллективе одноклассников. Способствовать в установлении межличностных отношений.

1.Упражнения: “Игра в другого человека”, “Пожелания”.

2.Ваши предложения по организации работы на следующий год.

3.Памятка для родителей.





Список литературы.

  1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе – М.: Совершенство, 1998. – 298 с. (Практическая психология в образовании).

  2. Дереклеева Н. И. Родительские собрания 1-4 классы. – М.: Вако, 2005.

  3. Дьячкова Г. Т, Волкова Е. В. Родительские собрания в начальной школе. – Волгоград изд. “Учитель”. 2006

  4. Мухина В. С. Шестилетний ребёнок в школе. - М. : Просвещение. 1986.

  5. Практикум по арт-терапии: под ред. А.И.Копытина. – С-П., 2000г.

  6. Шульгина В. П. 25 современных тем родительских собраний в школе. - Ростов н/Д: изд. “Феникс”2003г.

  7. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. /Авторы – составители Т. М. Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М. :5 за знания, 2006. /

  8. Сборник методических материалов: Учитель года Кировской обл. – Киров ИПК и ПРО 2005.

  9. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М.: Генезис, 2001. – 160 с.


4