Программа родительского клуба «ЛУЧИК»
Пояснительная записка.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса. Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности обучающегося и их успешного обучения.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
• систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
• формировать у обучающихся способность к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
• создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Семья является первичным институтом социализации, обладающим необычайно широким спектром воздействия на личность. Именно в семье начинает складываться жизненный опыт человека, формируются его моральные ценности, потребности, интересы, усваиваются социальные нормы и культурные традиции общества. Отношения, сложившиеся в семье, в основном определяют дальнейшее развитие личности ребёнка.
С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей. Каждая ли семья может сегодня решить возникающие перед ней задачи и проблемы? Все ли родители способны в полной мере справиться со своими функциями в наше сложное время? Практика свидетельствует о том, что многие семьи не справляются. Обедняются внутрисемейные отношения, отсутствует забота о ребёнке. Таким семьям необходима помощь.
Для нашей школы с углубленным изучением иностранных языков приоритетными являются направления:
Художественно-эстетическое направление
Интеллектуальное
Социальное
Военно-патриотическое
Духовно-нравственное
Здоровьесберегающее
Воспитание хозяина Земли.
1. Обоснование необходимости создания программы.
Проводимые занятия и исследования показали, что в большинстве семей воспитанием занимаются мамы – 76% и всего 36% обучающихся назвали папу, а третье место – 28% , дети отдали бабушкам и дедушкам. Только у 22% детей обучающихся 1-х классов родители интересуются каждый день их школьными делами, 52% - показали, что родителям это интересно 1 раз в неделю (когда родители общаются с учителем), и у 26% обучающихся – родители очень редко интересуются.
Исходя из проведённых исследований у меня возникли противоречия:
- между желанием родителей воспитать высоконравственную личность и недостатком знаний в этой области;
- между заботой отцов обеспечить семью материальными благами и отсутствием времени на воспитание собственного ребенка.
Я пришли к выводу, что родителям надо помочь преодолеть трудности и приобрести опыт в воспитании собственного ребёнка. Поэтому я выбрала главным направлением своего сотрудничества с родителями – это просветительская деятельность по волнующим родителей вопросам воспитания, а наиболее доступный способ для решения этой проблемы - это создание родительского клуба «Лучик».
Проблемы:
1. Недостаточный уровень знаний родителями аспектов нравственного воспитания детей в семье
2. Невысокий уровень нравственно-этических норм поведения детей класса.
3. Помочь папам обратить внимание на появляющиеся проблемы своих детей (особенно сыновей).
2. Концептуальные идеи программы.
Цель: создать благоприятные условия родителям и обучающимся для повышения их уровня знаний и аспектов воспитания культурно-нравственной личности, использование полученных знаний в повседневной жизни.
В основе программы лежат принципы формирования культурно-нравственной личности:
принцип актуальности призван обеспечить обучающихся и родителей класса наиболее важной и своевременной информацией, которая предполагает отражение насущных проблем, связанных с культурными ценностями и социальными нормами;
принцип доступности предусматривает оптимальный для усвоения объём информации;
принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;
принцип системности предполагает регулярный характер его осуществления, что позволяет дать знания в виде целостной системы;
принцип стимулирования сознательности направлен на повышение активности как обучающихся, так и родителей в вопросах формирования положительных качеств характера.
Задачи:
1. Создать условия для повышения уровня нравственно-этических норм поведения детей класса, через совместную работу с родителями.
2. Создать условия для повышения уровня знаний родителями педагогических, психологических, правовых основ и аспектов нравственного воспитания в семье.
3. Создать условия для привлечения внимания отцов к активному участию в воспитательном процессе собственных детей.
3.Стратегия.
Организационная встреча: ознакомить родителей с целями и задачами родительского клуба «Лучик».
Посещение родителями занятий для обучающихся 1-х классов по программе «Лучики счастья», в рамках дополнительного образования.
Проведение встречи-исследования (анкетирование), для выявления круга интересующих родителей вопросов связанных с воспитанием детей.
Создание “Книги отзывов о встречах”.
Совместно с родителями и детьми создать дневники для их личного пользования “Советы для родителей” и “Памятка для ребёнка”.
4. Предполагаемый результат реализации программы.
- повышение уровня нравственно-этических норм поведения детей класса;
- высокий уровень сплочённости детского коллектива и их родителей;
- возрастание интереса родителей (особенно отцов) к повышению уровня знаний в области нравственного воспитания в семье;
- участие социума в формировании положительных качеств характера ребёнка.
Формы работы с родителями: диспуты, ролевые игры, дискуссии, работа в малых группах, в большом круге, деловые игры, творческие этюды с элементами арттерапии, игры и упражнения на установление контакта со своими детьми.
Состав группы: родители обучающихся 1-х классов.
Количество: от 10 до 15 человек (по 1,5 часа 1раз в месяц).
Содержание занятий родительского клуба «Лучик»
№ п/п | Тема занятия (1раз в месяц) | Содержание занятия | Методическое обеспечение. Перечень используемых упражнений. |
1. Август | Вводное занятие. Лекция: «Главное назначение семьи. Функции и задачи развивающей деятельности семьи. Компоненты семейного воспитания». | Представление о методах семейного воспитания как способах, с помощью которых воздействуют на формирование личности ребёнка. | Психологический портрет первоклассника. Представление родителей об адаптации. Упражнение «Что я помню о своём детстве». |
2. Сентябрь | Диспут на тему: «Умение понимать состояние другого». (с позиции ребёнка) | Роль семейных отношений в формировании культуры общения ребёнка с другими детьми. Этикет, правила поведения. | 1.Анкетирование родителей по теме. 2. Памятка для родителей первоклассников. Работа в сенсорной комнате. |
3. Октябрь | Лекция-практикум: «Знание возрастных особенностей и индивидуальных различий детей – необходимое условие их воспитания». | Адаптация к школе. Тренинг сензитивности. | 1.Психологический тест “Я и моя семья”. Элементы арттерапии. 2. Тренинговый практикум. Калейдоскоп хорошего и плохого настроения. Сенсорная комната. |
4. Ноябрь | Тема: «Как развить интерес к чтению, т. к. культурный человек – это читающий человек». | Показать родителям педагогические методы и приемы по развитию интереса к чтению.(с привлечением библиотекаря) | 1.Анкетирование обучающихся и родителей. 2. Памятка для родителей “Как развить у ребенка интерес к чтению”. 3. Конкурс: «Самая читающая семья». |
5.Декабрь | Тема: «Поощрение и наказание, их психологическое воздействие и воспитательное влияние». | Виды поощрений и наказаний; недопустимость использования в воспитании физических наказаний и мер, унижающих достоинство ребенка. | Работа в сенсорной комнате. Упражнения: “Вежливые слова”, “Ссора”, “Магазин вежливых слов”. |
6.Январь | Тема: «Роль семьи в воспитании дисциплинированности школьников. Привитие послушания как начало воспитания дисциплинированности». | Необходимость сочетания у детей дисциплинированности, исполнительности, самостоятельности, умения подчиняться, активности и сдержанности, умений учитывать последствия своих поступков. | Ролевая игра «Родительское собрание». Удивительное путешествие в волшебный лес. Цветные карандаши, бумага. |
7.Февраль | Тема: «Убеждение – важнейший способ воспитания. Формы использования убеждения в воспитании школьников: этическая беседа, этический рассказ, объяснение, наставление». | Психолого–педагогические условия эффективности воспитания словом. Внушение и его использование в воспитании обучающихся. | Путешествие по стране добрых дел (совместно с детьми). Плакаты с пословицами. Развивающие игры, ребусы. Пожелания друг другу, подарки на память (рисунки, оригами, поделки). |
8.Март | Тема: «Влияние личности родителей – главное в семейном воспитании. Отношения между отцом и матерью, единство их жизненных позиций». | Повышение педагогической культуры родителей – важнейшее условие успеха в воспитании детей. Самовоспитание родителей как необходимый пример детям. | 1.Анкетирование родителей по теме. 2.Памятка “Как поощрить ребенка без отметки”. Упражнения: “Иностранец”, “На улице”. |
9.Апрель | Тема: «Трудности и ошибки в семейном воспитании. Их причины и пути устранения». | Выявление системы представлений о возрастных кризисах детей. | 1. Анкетирование на тему: “Трудный ребёнок. Кто он?“. 2. Составление психологического портрета. Раздаточный материал, карандаши, бланки. |
10. Май | Круглый стол: «Важность коммуникативных качеств (видеть и понимать сверстников, ценить каждого, выделять характерные черты). Завершение цикла занятий. Подведение итогов. | Помогать детям развивать стремление быть терпимым в коллективе одноклассников. Способствовать в установлении межличностных отношений. | 1.Упражнения: “Игра в другого человека”, “Пожелания”. 2.Ваши предложения по организации работы на следующий год. 3.Памятка для родителей. |
Список литературы.
Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе – М.: Совершенство, 1998. – 298 с. (Практическая психология в образовании).
Дереклеева Н. И. Родительские собрания 1-4 классы. – М.: Вако, 2005.
Дьячкова Г. Т, Волкова Е. В. Родительские собрания в начальной школе. – Волгоград изд. “Учитель”. 2006
Мухина В. С. Шестилетний ребёнок в школе. - М. : Просвещение. 1986.
Практикум по арт-терапии: под ред. А.И.Копытина. – С-П., 2000г.
Шульгина В. П. 25 современных тем родительских собраний в школе. - Ростов н/Д: изд. “Феникс”2003г.
Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. /Авторы – составители Т. М. Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М. :5 за знания, 2006. /
Сборник методических материалов: Учитель года Кировской обл. – Киров ИПК и ПРО 2005.
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М.: Генезис, 2001. – 160 с.
4