СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное учреждение Отдел образования
Администрации Тарасовского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Образовательный технический центр».
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУДО «ОТЦ»
_____________ Е.И. Зайцева
приказ № ___ от «___» ______2016 г.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Художественная обработка материалов»
для детей 2-7 классов ( 8-13 лет )
Количество часов- 144
Срок реализации программы: 1 год
Педагог дополнительного образования:
Барановская Ольга Владимировна
п. Тарасовский 2016 г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Нормативно- правовые документы
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", распоряжением правительства РФ №1726-р от 04.09.2014 г. «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», приказом Министерства образования и науки РФ №1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996 ¬ р г. Москва. "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года", приказом Минобразования Ростовской области №661от 18.07.2012 г. «Об утверждении примерных региональных требований к регламентации деятельности учреждений дополнительного образования детей в Ростовской области», приказом Минобразования Ростовской области № 115 от 01.03.2016 г. «Региональные рекомендации к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам», приказами Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.
1.2. Направленности программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественная обработка материалов» имеет художественную направленность, способствующую творческому развитию обучающегося, т.к. приобщает детей к народному искусству, воспитывает художественный вкус и умение видеть и передавать красоту окружающей действительности.
Культурологическую, т.к. способствует развитию у детей исторической памяти, учит понимать и ценить духовные и нравственные традиции, с уважением относиться к старинным праздникам, обрядам, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное. Социально-педагогическую, т.к. художественное образование достигается непосредственно участием детей в создании декоративно-прикладных изделий. Это прикладное творчество – сочетает искусство с техническим операциями по обработке древесины, т.е. осуществляет психологическую и практическую подготовку к труду.
1.3.Вид программы – авторская. Уровень программы - общекультурный (базовый).
1.4.Новизна, особенность данной программы проявляется в интеграции, её пограничном состоянии между техническим, художественным направлениями и богатейшим историко-культурным наследием донского региона, которое недостаточно востребовано. Потребность современного общества в молодых людях, способных решать творческие задачи развития и преобразования общества в гуманистических целях выявила необходимость разработки учебного курса, способствующего синтезу знаний регионоведческого характера, и их сочетания с эстетическими, художественными, познавательными, историческими, общественно-функциональными аспектами. Такой подход положен в основу учебного курса «Художественная обработка материалов».
С одной стороны, дети работают с приборами для выжигания – техническими приспособлениями, с другой стороны, результатом работы с выжигателем становится художественное произведение донского детского творчества. Поэтому занятия выжиганием привлекают обучающихся, различных наклонностей и пристрастий, а метод творческих проектов развивает познавательные навыки обучающихся, умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление. Использование метода проектов в объединении позволяет интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении школьных дисциплин регионального характера.
Кроме того, в данную программу включены новые темы для изучения: «Оформление объёмных изделий»; «Способы нанесения светотени»; «Приёмы заполнения фона»; «Составление эскизов композиций для различных техник: пирография, роспись и декупаж в разных художественных жанрах».
1.5. Актуальность программы
Сейчас образование России стоит на пороге серьезных перемен – переосмысления культурных ценностей, базирующихся на достижении многовековой национальной духовности и самобытности. Это становится важнейшей задачей в сфере образования и воспитания современной молодежи.
Донской регион обладает богатейшим историко-культурным наследием, которое недостаточно востребовано. Потребность современного общества в молодых людях, способных решать творческие задачи развития и преобразования общества в гуманистических целях выявила необходимость разработки учебного курса, способствующего синтезу и преемственности всех знаний регионоведческого характера, и их сочетания с художественно- эстетическими, познавательными, историческими, общественно-функциональными аспектами. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
1.6 Педагогическая целесообразность программы.
Программа курса разработана на основе принципов научности, гуманности, общедоступности, плюрализма, адекватности уровню развития и возрастным особенностям учащихся.
Оборудование, наличие инструментов, древесного материала и дидактических материалов позволяют выполнять работы по выпиливанию, выжиганию и росписи постепенно «от простого к сложному» овладевая навыками работы. От изготовления изделия народных промыслов и ремесел по образцу до создания собственных композиций, варьируя форму, орнамент и колорит изделия.
Данная программа:
• популяризует знания по этнокультуре (дети получают информацию о ремеслах и художественных промыслах России и родного края, подкрепленную практическими навыками).
• Знания, умения и навыки, полученные, на занятиях в объединении способствуют выбору профессии, связанной с обработкой дерева.
В основу программы положены такие педагогические действия как наглядность, доступность и принцип развивающего обучения. Сложность развивающих задач дифференцируется, учитывая последовательность и систематичность.
1.7.Цель программы:
Освоение нравственных и эстетических ценностей народа донского края и развитие творческих способностей детей, художественного вкуса, высокой мыслительной культуры, мотивации к самореализации, через приобщение к национальным общекультурным ценностям.
1.8.Задачи
Обучающие:
- освоение знаний о развитии донского изобразительного искусства как способе эмоционально – практического освоения казаками окружающего мира, о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры в истории Дона и казачества, знакомство с образным языком изобразительных искусств на основе творческого опыта.
- расширить и углубить знания по истории и о роли народного творчества, декоративно- прикладного искусства Донского края.
- обучать детей основам технологических операций по ручной обработке древесины.
- освоить и приобрести навыки изобразительного, декоративно- прикладного искусства и в частности техник художественного выжигания, декупажа и росписи.
- реализовать навыки и умения по выполнению творческих проектов.
Воспитательные:
- воспитать культуру восприятия произведений регионального изобразительного , декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна Донского края
- воспитывать культуру труда, уважение к труду и таланту мастеров родного края.
- воспитывать творчество, самостоятельность, желание заниматься
художественной обработкой дерева;
- пробудить чувство любви к Родине, помочь детям понять, что они – части великого русского народа.
Развивающие:
- развитие художественно – творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, эмоционально – эстетического восприятия явлений действительности в искусстве и культуре Донского края
- развивать художественный вкус, внимание ребёнка, понятие светотени,
объёма, учить видеть и передавать красоту Донского края.
- формирование устойчивого интереса к региональному изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
1.9.Адресат программы
Программа предусматривает обучение детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, это дети 2-7 классов (8-13 лет). Оптимальное количество детей 9 человек, т.к. при большем количестве учащихся, педагог не сможет индивидуально работать с каждым из них.
1.10.Объём программы
Дети посещают занятия 2 раза в неделю. Учебное занятие длится 2 часа: длительность каждого занятия 45 минут, 15 минут перерыв. Данная программа рассчитана на 144 часа. Нормативный срок освоения данной программы - 1 год.
Муниципальное учреждение Отдел образования
Администрации Тарасовского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Образовательный технический центр».
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУДО «ОТЦ»
_____________ Е.И. Зайцева
приказ № ___ от «___» ______2016 г.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Художественная обработка материалов»
для детей 2-7 классов ( 8-13 лет )
Количество часов- 144
Срок реализации программы: 1 год
Педагог дополнительного образования:
Барановская Ольга Владимировна
п. Тарасовский 2016 г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Нормативно- правовые документы
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", распоряжением правительства РФ №1726-р от 04.09.2014 г. «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», приказом Министерства образования и науки РФ №1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996 ¬ р г. Москва. "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года", приказом Минобразования Ростовской области №661от 18.07.2012 г. «Об утверждении примерных региональных требований к регламентации деятельности учреждений дополнительного образования детей в Ростовской области», приказом Минобразования Ростовской области № 115 от 01.03.2016 г. «Региональные рекомендации к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам», приказами Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.
1.2. Направленности программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественная обработка материалов» имеет художественную направленность, способствующую творческому развитию обучающегося, т.к. приобщает детей к народному искусству, воспитывает художественный вкус и умение видеть и передавать красоту окружающей действительности.
Культурологическую, т.к. способствует развитию у детей исторической памяти, учит понимать и ценить духовные и нравственные традиции, с уважением относиться к старинным праздникам, обрядам, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное.
Социально-педагогическую, т.к. художественное образование достигается непосредственно участием детей в создании декоративно-прикладных изделий. Это прикладное творчество – сочетает искусство с техническим операциями по обработке древесины, т.е. осуществляет психологическую и практическую подготовку к труду.
1.3.Вид программы – авторская. Уровень программы - общекультурный (базовый).
1.4.Новизна, особенность данной программы проявляется в интеграции, её пограничном состоянии между техническим, художественным направлениями и богатейшим историко-культурным наследием донского региона, которое недостаточно востребовано. Потребность современного общества в молодых людях, способных решать творческие задачи развития и преобразования общества в гуманистических целях выявила необходимость разработки учебного курса, способствующего синтезу знаний регионоведческого характера, и их сочетания с эстетическими, художественными, познавательными, историческими, общественно-функциональными аспектами. Такой подход положен в основу учебного курса «Художественная обработка материалов».
С одной стороны, дети работают с приборами для выжигания – техническими приспособлениями, с другой стороны, результатом работы с выжигателем становится художественное произведение донского детского творчества. Поэтому занятия выжиганием привлекают обучающихся, различных наклонностей и пристрастий, а метод творческих проектов развивает познавательные навыки обучающихся, умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление. Использование метода проектов в объединении позволяет интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении школьных дисциплин регионального характера.
Кроме того, в данную программу включены новые темы для изучения: «Оформление объёмных изделий»; «Способы нанесения светотени»; «Приёмы заполнения фона»; «Составление эскизов композиций для различных техник: пирография, роспись и декупаж в разных художественных жанрах».
1.5. Актуальность программы
Сейчас образование России стоит на пороге серьезных перемен – переосмысления культурных ценностей, базирующихся на достижении многовековой национальной духовности и самобытности. Это становится важнейшей задачей в сфере образования и воспитания современной молодежи.
Донской регион обладает богатейшим историко-культурным наследием, которое недостаточно востребовано. Потребность современного общества в молодых людях, способных решать творческие задачи развития и преобразования общества в гуманистических целях выявила необходимость разработки учебного курса, способствующего синтезу и преемственности всех знаний регионоведческого характера, и их сочетания с художественно- эстетическими, познавательными, историческими, общественно-функциональными аспектами. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
1.6 Педагогическая целесообразность программы.
Программа курса разработана на основе принципов научности, гуманности, общедоступности, плюрализма, адекватности уровню развития и возрастным особенностям учащихся.
Оборудование, наличие инструментов, древесного материала и дидактических материалов позволяют выполнять работы по выпиливанию, выжиганию и росписи постепенно «от простого к сложному» овладевая навыками работы. От изготовления изделия народных промыслов и ремесел по образцу до создания собственных композиций, варьируя форму, орнамент и колорит изделия.
Данная программа:
• популяризует знания по этнокультуре (дети получают информацию о ремеслах и художественных промыслах России и родного края, подкрепленную практическими навыками).
• Знания, умения и навыки, полученные, на занятиях в объединении способствуют выбору профессии, связанной с обработкой дерева.
В основу программы положены такие педагогические действия как наглядность, доступность и принцип развивающего обучения. Сложность развивающих задач дифференцируется, учитывая последовательность и систематичность.
1.7.Цель программы:
Освоение нравственных и эстетических ценностей народа донского края и развитие творческих способностей детей, художественного вкуса, высокой мыслительной культуры, мотивации к самореализации, через приобщение к национальным общекультурным ценностям.
1.8.Задачи
Обучающие:
- освоение знаний о развитии донского изобразительного искусства как способе эмоционально – практического освоения казаками окружающего мира, о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры в истории Дона и казачества, знакомство с образным языком изобразительных искусств на основе творческого опыта.
- расширить и углубить знания по истории и о роли народного творчества, декоративно- прикладного искусства Донского края.
- обучать детей основам технологических операций по ручной обработке древесины.
- освоить и приобрести навыки изобразительного, декоративно- прикладного искусства и в частности техник художественного выжигания, декупажа и росписи.
- реализовать навыки и умения по выполнению творческих проектов.
Воспитательные:
- воспитать культуру восприятия произведений регионального изобразительного , декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна Донского края
- воспитывать культуру труда, уважение к труду и таланту мастеров родного края.
- воспитывать творчество, самостоятельность, желание заниматься
художественной обработкой дерева;
- пробудить чувство любви к Родине, помочь детям понять, что они – части великого русского народа.
Развивающие:
- развитие художественно – творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, эмоционально – эстетического восприятия явлений действительности в искусстве и культуре Донского края
- развивать художественный вкус, внимание ребёнка, понятие светотени,
объёма, учить видеть и передавать красоту Донского края.
- формирование устойчивого интереса к региональному изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
1.9.Адресат программы
Программа предусматривает обучение детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, это дети 2-7 классов (8-13 лет). Оптимальное количество детей 9 человек, т.к. при большем количестве учащихся, педагог не сможет индивидуально работать с каждым из них.
1.10.Объём программы
Дети посещают занятия 2 раза в неделю. Учебное занятие длится 2 часа: длительность каждого занятия 45 минут, 15 минут перерыв. Данная программа рассчитана на 144 часа. Нормативный срок освоения данной программы - 1 год.
1.11. Формы организации образовательного процесса:
- фронтальная - подача учебного материала всему коллективу обучающихся (лекционный тип занятия);
- индивидуальная - самостоятельная работа обучающихся с оказанием педагогом помощи при возникновении затруднений, без уменьшения активности обучающихся и при содействии выработке навыков самостоятельной работы, поисково-творческие и исследовательские виды деятельности;
- групповая - работа выполняемая группой из трех и более учащихся. Такой труд значительно ускоряет процесс работы над изделием, позволяет правильно распределять задания, учитывая возраст и индивидуальные способности каждого.
На занятиях по программе «Художественная обработка древесины» обучающиеся знакомятся с народной культурой, декоративно – прикладным искусством, ремеслами и промыслами донского края. Беседы о промыслах чередуются с игровыми моментами (дидактические игры – роспись, квест- игры и т.д.). Путешествуя по истории быта донских казаков, обучающиеся узнают о жилище, игрушках, костюме, сказках, былинах, пище, праздниках и традициях.
На практических занятиях знакомятся с приемами обработки дерева (ручная обработка дерева, материалы и инструменты, используемые при деревообработке), с основами композиции и цветоведения. Самостоятельно создают эскизы своих будущих изделий. Исполняют работы в технике выжигания используя более сложные приемы выжигания и тонирования с помощью выжигательного аппарата (штриховка, светотени и т.д.).
Выполняют комплексную работу, которая включает в себя: создание эскизов рисунков органически связанных с формой изделия, обработку поверхности заготовки шкуркой напильником, перевод рисунка с помощью копирки, художественное оформление: выжигание, роспись и декупаж.
На протяжении всего года обучения много времени уделяется роли дерева в жизни русского народа. Дерево, как образ устройства мира – Древо жизни. Дерево как источник жизни – оно и кормит, и согревает, и одевает и обустраивает быт. Вспомним целебные и магические свойства деревьев. Узнаем о почитании разных деревьев у славян в древности. Вспоминаем русские народные сказки, где деревья становятся действующими героями.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются приемы выпиливания и выжигания (по каждому виду отдельно). Наиболее важным этапом в работе является выполнение обучающимися комплексных коллективных работ и разработка собственных проектов.
Обучение детей проходит в специально оборудованном кабинете с открывающими форточками и вытяжкой. Согласно требованиям САНПИНа общее число занимающихся в объединении до 10 человек. Особое внимание уделено вопросам электробезопасности и санитарной гигиены. Учащиеся выполняют работу в специальной одежде.
Сотрудничество с другими организациями: Летние школьные лагеря, детские оздоровительные лагеря района, центральная детская библиотека, общеобразовательные учреждения.
1.12 Ожидаемые результаты делятся на личностный, метапредметный и предметный.
Личностные результаты:
учебно – познавательный интерес к искусству пирографии,
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении проектных творческих работ;
ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия.
решение художественных задач с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
планирование своих действий в новых техниках (декупаж и роспись)
осуществление поэтапного и итогового контроля в своей творческой, проектной деятельности;
адекватное восприятие оценки своих работ и работ окружающих;
внесение необходимых коррекционных действий, исправление ошибок.
- Познавательные универсальные учебные действия. Воспитанники научатся:
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
различать изученные виды декоративно – прикладного творчества на Дону и представлять их место и роль в жизни человека и общества;
принимать ценности данного вида творчества через знакомство с историей донского казачества;
развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
- Коммуникативные универсальные учебные действия. Воспитанники приобретут умения:
осуществлять совместную продуктивную деятельность;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
формировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты.
познакомятся с историей и культурой донского казачества;
овладеют правилами пользования материалами и инструментами по данным вида деятельности;
научатся изготавливать разные изделия декоративно- прикладного характера и овладеют этнокультурными фактами и знаниями.
1.13 Формы подведения итогов
Контроль осуществляется на каждом занятии. Обучающиеся участвуют в различных конкурсах районного, окружного и всероссийского уровня. В МБОУДО «ОТЦ» проводятся выставки на различные темы. Итоговый контроль приобретенных практических умений и навыков осуществляется по качеству изготовления проектных и итоговых работ за год (у каждого ученика оформляется портфолио и диск с видеоархивом), по результатам участия в выставках, творческих конкурсах.
В течение учебного года по реализуемой программе даются тесты (в середине и конце года), куда включены задания по выявлению ЗУН.
В процесс обучения проводятся диагностики: анкетирование, тестирование, наблюдение (тесты на творческую активность, эмоциональное состояние коллектива).
Качество знаний и умений учащихся проверяется через аттестацию. Промежуточная аттестация для детей проводится в виде зачётной работы - изготовления поделки. Дети просматривают журналы, альбомы для раскрашивания и сами выбирают рисунок для выжигания. Задача педагога на данном этапе – оценить возможности ребенка и помочь ему выбрать рисунок по силам. Устанавливается временной промежуток, выдаются расходные материалы.
Критерии выполнения зачётной работы:
мастерство и качество выполнения;
аккуратность, эстетичность, оригинальность выполнения;
использование народных традиций;
соответствие представленной работы возрасту ученика;
соответствие содержания сформулированной теме;
По итогам аттестации для ребёнка определяется 3 уровня усвоения знаний и умений: индивидуальный, средний, высокий.
1.14. Критерии усвоения детьми содержания программы.
№ | Критерии /уровни усвоения ЗУН | Индивидуальный уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
1 | Посещаемость. | Пропускает занятия по неуважительной причине | Не пропускает занятия без уважительной причины | Посещает объединение каждый день, пытаясь работать самостоятельно |
2 | Теоретические знания. | Запоминает не надолго, не умеет пересказать, не помнит точных определений и терминов | Хорошо запоминает, умеет пересказать, объяснить своими словами, знает правила и термины | Запоминает прочно, владеет терминами и понятиями в повседневной жизни, умеет объяснить и научить других. |
3 | Практические умения и навыки. | Понимает, как нужно сделать, но не может сделать без помощи или подсказки. Действия неуверенные, качество поделок не высокое. | Знает, как нужно сделать, делает качественно, успевает по времени. | Работу выполняет быстро, качественно, дополняет свои детали, успевает помогать другим. |
4 | Творческая активность. | Делает поделки исключительно для себя. | Участвует в конкурсах учрежденческого уровня по предложению педагога. | Проявляет инициативу и участвует во всех конкурсах, имеет призовые места. |
1.15.В конце обучения учащиеся могут:
защитить проект;
представить свой проект публично;
оформить выставку;
представить обработанные видео материалы.
1.16.Основной результат обучения - это помочь учащимся повысить свою компетентность в области создания собственных проектов, а также приобрести начальную профессиональную подготовку по данному направлению, что повысит их социальную адаптацию после окончания школы.
2. Учебно- тематический план
Название раздела | Количество часов | ||
| Всего | Теория (кол-во часов) | Практика (кол-во часов) |
1. Раздел 1. Введение. | 2 | 2 | - |
2. Раздел 2. История донского казачества. Выпиливание лобзиком. Основы композиции.
| 22 | 12 | 10 |
3. Раздел 3. Выжигание, выполнение задания по образцу. | 16 | 2 | 14 |
4. Раздел 4. Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию. | 32 | 2 | 30 |
5. Раздел 5. Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа). | 32 | 4 | 28 |
6. Раздел 6. Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа). | 32 | 4 | 28 |
7. Раздел 7. Заключительные занятия. | 8 | 2 | 6 |
Итого | 144 | 20 | 124 |
3. Содержание изучаемого курса.
Раздел 1. Введение (2 ч).
Теория (2 ч).
Вводное занятие. На первом занятии педагог знакомится с детьми, беседует о том, чем они любят заниматься, что умеют, знают; какая у детей семья, есть ли в семье традиции, увлечения. Во время беседы выясняется: есть ли казачьи корни в их семье и их осведомленность о культуре регионального изобразительного, декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна Донского края.
Знакомит с предметом, инструментами, литературой, которая имеется в кабинете, показывает образцы изделий. Проводит инструктаж по технике безопасности.
Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. Программа, содержание работы и задачи кружка. Внутренний распорядок, выбор органов самоуправления, распределение рабочих мест.
Раздел 2. История донского казачества. (22 ч).
Теория (7 ч).
Зарождение художественной культуры в первобытных обществах, населявших Донской край.
Отражение в декоративно – прикладном искусстве мифотворчества (зооморфные и антропоморфные мотивы). Особенности декоративного оформления керамики, предметов быта казаков.
Влияние иных бытовых культур на формирование орнаментального и цветового решения казачьего костюма.
Цветовая символика и эмблематика военного костюма казачества как составной части регулярной российской армии 19 – 20 веков. Декоративное оформление экстерьера и интерьера казачьего куреня в 18 - 19 веках.
Архитектура Войскового Воскресенского собора. Донская парсуна. Портретная галерея атаманов Всевеликого войска Донского 19 – 20 веков. Образы казаков в российском и зарубежном искусстве 19 – 20 веков. Знакомство с произведениями донских художников – пейзажистов.
Культовые сооружения Ростовской области. Знакомство с произведениями искусства, отражающими жизнь и быт казачества, эпизоды исторического прошлого казаков, их участие в Великой отечественной войне.
Награды, ордена и медали, дарованные казачеству, как произведения декоративно – прикладного искусства России
Выпиливание лобзиком (5ч).
Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления) (ч). Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика.
Основы композиции (5ч.)
Теория: единство формы и содержания; пропорциональность, масштабность; выбор главного композиционного центра, которому подчиняются все элементы; виды симметрии.
Практика: «Оформление объёмных изделий»; «Способы нанесения светотени»; «Приёмы заполнения фона»; «Составление эскизов композиций для различных техник: пирография, роспись и декупаж в разных художественных жанрах». Достигнуть гармонического решения композиции на бумаге, путем перестановки вырезанных из цветной бумаги 2-3 элементов хохломской росписи (в овале, круге, квадрате). Наглядные и технические средства: таблицы основных схем композиционного построения, иллюстрации изделий народных промыслов, фото, открытки, бумага, цветные вставки (элементы росписи под Хохлому и Гжель), игра – лото ««Мой казачий род»».
Практика (5 ч).
Выпиливание по внешнему контуру (8 ч). Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей.
Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру (10 ч). Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Инструменты для создания отверстий, приемы работы. Выпиливание по внутреннему контуру. Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей, лакирование.
Раздел 3. Выжигание, выполнение задания по образцу (16 ч).
Теория (2 ч).
Прибор для выжигания, правила электробезопасности. Подготовка и перевод рисунка на основу.
Практика (14 ч).
Выжигание по внешнему контуру. Отделка точками и штрихованием. Рамочное выжигание.
Раздел 4. Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию (32 ч).
Теория (2 ч).
Эскиз, технический чертеж деталей.
Практика (26 ч).
Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания. Подготовка рисунка и перевод его на основу для выжигания. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. Выжигание рисунка, или декорирование салфетками в технике декупаж, или роспись красками. Сборочные операции, склеивание деталей. Лакирование, подготовка таблички.
Раздел 5. Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа) (32 ч).
Теория (4 ч).
Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением.
Практика (28 ч).
Работа над эскизом творческого изделия по темам:
- история возникновения донского казачества
- быт донских казаков
- история донского казачьего костюма
- оружие донских казаков
- казачьи забавы
- убранство казачьей избы
- из истории казачьей кухни
Создание чертежей и рисунков для выжигания элементов изделия. Изготовление деталей, сборочные операции. Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка. Приемы росписи элементов выжженного рисунка. Роспись и покрытие готового изделия лаком. Подготовка к выставке,
Раздел 6. Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа) (32 ч).
Теория (4 ч).
Выбор тематики работы, общественно - полезная направленность изделия.
Практика ( 28 ч).
Коллективное посещение выставки «Мир талантов». Участие в выставке. Выполнение работы в материале. Контроль качества, сборочные операции. Оформление работы (роспись, выжигание, декупаж, лакирование).
Раздел 7. Заключительные занятия (8 ч).
Теория (2 ч).
Подведение итогов работы объединения за год. Рекомендации обучающимся по самостоятельной работе в летний период.
Практика (6 ч).
Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ.
4. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Название разделов и тем. | Всего часов | Теория | Практика | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения | ||
| План | Факт | ||||||
Раздел 1. Введение. |
|
|
|
|
|
| ||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. | 2 | 2 |
| знать: Правила безопасности при работе с электролобзиком, выжигателем, лаком и клеем уметь: применить знания по технике безопасность на практике | 01.09
|
| ||
Раздел 2. История донского казачества. | 52 | 30 | 22 |
|
|
| ||
2.1 1. | Зарождение художественной культуры в первобытных обществах, населявших Донской край. Отражение в декоративно – прикладном искусстве мифотворчества (зооморфные и антропоморфные мотивы). Особенности декоративного оформления керамики, предметов быта казаков. Цветовая символика и эмблематика военного костюма казачества Архитектура Войскового Воскресенского собора. Культовые сооружения Ростовской области. |
| 2 2 2 2 2 2 |
| Знать: историю зарождения казачества на Дону, казачью символику, культуру…
| 08.09 09.09 15.09 16.09 22.09 23.09 |
| |
2.2 | Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления). |
| 2 2 |
| Знать: - понятие лобзика, выпиловочного столика, приспособления для стягивания лобзика; уметь: | 29.09 30.09 |
|
| Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины. |
| 2 |
| Знать: породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины;
| 06.10
|
|
| |
| Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика. |
| 2 2 |
| Знать: понятие лобзика, выпиловочного столика, приспособления для стягивания лобзика; | 07.1013.10
|
| ||
2.2. Выпиливание по внешнему контуру. | 2 |
| 2 |
|
|
| |||
| Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. |
|
| 2 | Знать: основные приёмы выпиливания лобзиком по внешнему контуру правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
| 14.10
|
| ||
| Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей. |
|
| 2 2 | Знать: способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
| 20.10 21.10 |
| ||
2.3. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. |
|
|
|
|
|
| |||
| Приемы выпиливания по внутреннему контуру |
|
| 2 | Знать: приемы выпиливания по внутреннему контуру; правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
| 27.10
|
| ||
| Инструменты для создания отверстий, приемы работы. |
|
| 2 | Знать: основные инструменты и приёмы для создания отверстий
| 28.10
|
| ||
| Выпиливание по внутреннему контуру. |
|
| 2 | Знать: приемы выпиливания по внутреннему контуру; правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
| 03.11
|
| ||
| Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей, лакирование. |
|
| 2 | Знать: способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование; правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
| 04.11
|
| ||
2.4. Основы композиции (4ч.) | 8 |
| 8 |
|
|
| |||
1.
| Единство формы и содержания; пропорциональность, масштабность; выбор главного композиционного центра, которому подчиняются все элементы; виды симметрии. «Оформление объёмных изделий»; «Способы нанесения светотени»; «Приёмы заполнения фона»; «Составление эскизов композиций для различных техник: пирография, роспись и декупаж в разных художественных жанрах». |
| 8 |
| Знать: Правила заполнеформы и содержания; пропорциональность, масштабность; выбор главного композиционного центра, которому подчиняются все элементы; виды симметрии | 10.11 11.11 17.11 18.11 |
| ||
| Композиция на бумаге, путем перестановки вырезанных из цветной бумаги 2- 3 элементов хохломской росписи (в овале, круге,квадрате). игра – лото ««Мой казачий род»». |
|
| 8 | Знать: -способы разметки по шаблону и чертежу;
| 24.11 25.11 01.12 02.12
|
| ||
Раздел 3. Выжигание, выполнение задания по образцу. | 12 | 2 | 10 |
|
|
| |||
| Прибор для выжигания, правила электробезопасности. Подготовка и перевод рисунка на основу. |
| 2 | 2 | Знать: -назначение и устройство электрооборудования (электровыжигателя) | 08.12. 09.12 |
| ||
| Выжигание по внешнему контуру. |
|
| 4 | Знать: -основные приёмы выжигания, выжигание по контуру типовые композиции и их выполнение. | 15.12 16.12 |
| ||
| Отделка точками и штрихованием. |
|
| 2 | Знать: основные приёмы выжигания, выжигание точками и штрихованием, типовые композиции и их выполнение | 22.12
|
| ||
| Рамочное выжигание. |
|
| 2 | Знать: основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение | 23.12
|
| ||
Раздел 4. Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию. | 20 | 4 | 16 |
|
|
| |||
| Эскиз, технический чертеж деталей. |
| 4 |
| Знать: -основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок;
| 29.12 30.12 |
| ||
| Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания. |
|
| 2 | Знать: Технику подготовки рисунка и перевод его на основу для выпиливания | 12.01
|
| ||
| Подготовка рисунка и перевод его на основу для выжигания. |
|
| 2 | Знать: Технику подготовки рисунка и перевод его на основу для выпиливания | 13.01
|
| ||
| Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. |
|
| 2 | Знать: приемы выпиливания по внешнему контуру; принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам
| 19.01
|
| ||
| Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. |
|
| 2 | Знать: приемы выпиливания по внутреннему контуру; принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам
| 20.01
|
| ||
| Выжигание рисунка. |
|
| 4 | Знать: основные приёмы выжигания; | 26.01 27.01 |
| ||
| Сборочные операции, склеивание деталей. |
|
| 2 | Знать: способы отделки древесины сборочных операций и соединений; | 02.02
|
| ||
| Лакирование, подготовка таблички. |
|
| 2 | Знать: способы отделки древесины лакирование, полирование; | 03.02
|
| ||
Раздел 5. Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, декорированием в различных техниках (творческая работа). | 34 | 4 | 30 |
|
|
| |||
| Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением. |
| 4 |
| Знать: -основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок;
| 09.02 10.02
|
| ||
| Работа над эскизом творческого проекта по темам: - история возникновения донского казачества - быт донских казаков - история донского казачьего костюма - оружие донских казаков - казачьи забавы - убранство казачьей избы - из истории казачьей кухни |
|
| 8 |
| 16.02 17.02 02.03 03.03
|
| ||
| Создание чертежей и рисунков для выжигания элементов изделия. |
|
| 2 | Знать: -основные приёмы графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок; | 09.03
|
| ||
| Изготовление деталей, сборочные операции. |
|
| 4 | Знать: правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ. | 10.03 16.03
|
| ||
| Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка. |
|
| 4 | Знать: правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
| 17.03 23.03
|
| ||
| Приемы росписи элементов выжженного рисунка. |
|
| 4 | Знать: Основные приемы росписи элементов выжженного рисунка; | 24.0330.03
|
| ||
| Роспись и покрытие готового изделия лаком. |
|
| 4 | Знать: способы отделки древесины лакирование, полирование;
| 31.0306.04
|
| ||
| Подготовка к выставке, оформление работ. |
|
| 4 | Знать: правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка при подготовке к выставке. | 07.0413.04
|
| ||
Раздел 6. Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа). | 22 | 4 | 18 |
|
|
| |||
| Коллективное посещение выставки. Участие в выставке. |
|
| 4 | Правила поведения, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ. | 14.0420.04
|
| ||
| Выбор тематики проектной работы, общественно - полезная направленность изделия. |
| 4 |
| Знать: способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями; | 21.04 27.04
|
| ||
| Выполнение проекта в материале. |
|
| 4 | Знать: принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам
| 28.0404.05
|
| ||
| Контроль качества, сборочные операции. |
|
| 6 | Знать: принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам | 05.0511.05 12.05
|
| ||
| Оформление работы (роспись, декупаж, выжигание, лакирование). |
|
| 4 | Знать: основные приёмы выжигания, росписи и техники декупажа; способы отделки древесины сборочных операций и соединений; | 18.05 19.05
|
| ||
Раздел 7. Заключительные занятия. |
| 2 |
|
|
|
| |||
| Подведение итогов работы объединения за год. Рекомендации по работе летней площадки. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ. |
| 2 |
|
| 25.05
|
| ||
Итого | 144 | 20 | 124 |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Условия реализации программы
Организационно-педагогические условия.
Материально-техническое оснащение:
Для проведения занятий имеется постоянное помещение - кабинет, оборудованное столами, тисками, электрическими розетками, шкафами, дополнительным освещением рабочих мест для выжигания.
Инструменты и приспособления: выпиловочные столики, лобзики, струбцины, шлифовальные бруски, надфили, дрель, сверла по дереву, шило, выжигатели, простой карандаш, линейка, угольник, циркуль, цветные карандаши, кисточки и т.д.
Материалы: бумага, фанера, шкурки, калька копировальная, картон, клей, морилка, лак, декоративные салфетки для декупажа, акриловые краски.
Необходимо учитывать особенности психологии детей младшего и среднего школьного возраста, а именно неустойчивость интересов учащихся. Для этого нужно использовать разнообразные формы занятий и включать в их содержание интересные занимательные сведения и факты.
Техническое оснащение занятий
№, п/п | Наименование | Кол-во шт. | Назначение | |
Инструменты и расходные материалы | ||||
1. | Карандаши | 15 | Чертежные работы | |
2. | Ластик | 15 | Чертежные работы | |
3. | Копировальная бумага | 15 | Копирование разверток | |
4. | Линейка | 15 | Чертежные работы | |
5. | Ножницы | 15 | Работа с бумагой | |
6. | Бумага | А4-15 | Копировальные работы | |
7. | Клей | 15 | Клеевые работы | |
8. | Набор отверток | 2 | Слесарные работы | |
9. | Электролобзик | 2 | Распиловка заготовки | |
10. | Выжигатель | 15 | Декорирование работы | |
11. | Салфетки |
| Декорирование работы | |
12. | Гуашевые краски |
| Декорирование работы | |
Оборудование | ||||
13. | Верстак с тисками | 2 | Слесарные и столярные работы |
6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы представлено тремя разделами: методическое сопровождение программы, диагностические материалы, дидактические материалы.
6.1. Методическое сопровождение программы.
Методическое обеспечение программы:
При разработке программы основу составили авторские программы:
- «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства» под редакцией Т. Я. Шпикаловой.
- «Введение в народоведение. Родная земля» под редакцией М.Ю.Новицкой.
- «Русская национальная культура» под редакцией Т.И.Баклановой.
- «Технология обработки древесины» под редакцией И. А. Карабанова.
- «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского.
- «Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов» под редакцией М.В.Соколова.
Методы обучения (словесные, наглядные, практические) использовать в сочетании. На занятии придерживаться схемы: объявление темы, рассматривание и обсуждение образцов, объяснение нового задания, практическая работа детей, анализ получившихся поделок
Рассматривание и обсуждение образцов.
Использовать образцы, сделанные мастерами, педагогом, другими детьми. Образцы должны быть высокого качества, отличаться богатством и разнообразием декоративной отделки. Использовать так же фотографии, иллюстрации. Демонстрируемый материал должен вызывать у детей чувство восхищения и желания творить самим. Во время обсуждения задавать учащимся конкретные вопросы, добиваться правильных ответов, обращая внимание на развитие речи у детей, обогащение словарного запаса.
Объяснение нового материала.
Выделить на образцах новый элемент, дать ему определение, объяснить на словах выполнение и показать (показ сопровождается словесным объяснением), можно использовать метод пооперационного показа (дети сразу же повторяют за педагогом каждую операцию), рисование схемы на доске, составление и уточнение плана работы.
Индивидуальные консультации используются во время практической части занятия, оказывается помощь, осуществляется взаимный контроль. Необходимо обращать внимание на технику безопасности при работе инструментами.
Практическая работа – это время для самостоятельного творчества, проявления фантазии.
Коллективный анализ поделок приучает кружковцев справедливо и объективно оценивать как свою работу, так и работы товарищей. Важно отметить все положительные моменты в работах каждого, чтоб ребёнок испытал гордость за свой труд, почувствовал себя увереннее, талантливее.
Практическое обучение важно сочетать с получением детьми теоретических сведений. Теория даётся в форме бесед, дискуссий, круглых столов, обсуждений, выставок специальной литературы, во время экскурсий в музей. На занятиях самое подходящее время для теоретической информации – это время когда дети, например, выполняют рисунок. Для закрепления теоретических сведений используются игровые моменты, папки- раскладки, стенды.
6.2. Дидактический материал.
Комплект таблиц «Изобразительное искусство» («Традиционный казачий костюм», «Ордена и медали казаков», «Орнамент в убранстве куреня казаков»);
2. Репродукции картин на тему казачьи забавы, обряды;
3. Таблицы демонстрационные «Декоративно-прикладное искусство» («Поэтапное выполнение Хохломской, Гжельской, Городецкой, Городецкой росписи», «Изделия декоративно-прикладного творчества»);
Разработки по темам | Альбомы | Выставки |
«Инструкции по технике безопасности» | «Рисунки и шаблоны для выпиливания» | «Наши достижения» - действующая экспозиция работ обучающихся. |
«Правила работы с инструментами» | «Рисунки для выжигания» |
|
«Алгоритм выполнения и критерии оценивания зачётной работы» | «Приемы росписи элементов выжженного рисунка» |
|
| «Готовые поделки» |
|
6.3. Рефлексия деятельности.
Этот вид приемлем при защите проектных работ, в конце занятия даёт возможность оценить активность каждого. При подведении итогов можно использовать упражнение: «Плюс – минус - интересно».
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени.
Для письменного заполняется таблица из 3-х граф
+
-
И
Где записываются всё что понравилось на занятии, информация которая полезна для ученика, (-) – всё что не понравилось, (И) – все любопытные факты.
Это упражнение позволяет педагогу взглянуть на занятие глазами обучающихся, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого.
Рефлексия содержания учебного материала.
Используется для выявления уровня осознания пройденного материала.
Эффективен приём: незаконченного предложения, тезиса…
Продолжить высказывание:
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Для того, чтобы закончить занятие на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов «Комплимент - похвала»: учащиеся благодарят друг друга и педагога за проведённый урок.
Такой вариант окончания занятия даёт возможность в признании личностной значимости каждого!
7. Список литературы.
7.1.Литература для педагога.
Национальная доктрина образования в РФ (утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751)
«Приглашаем в край Тихого Дона» Н. Бусленко, Уприздат, г. Ростов- на – Дону, 1990 г.Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся. - М., 1995.
Онищук В. А. Урок в современной школе. — М., 2005.
Примерная программа реализации регионально- национального компонента стандарта в образовательной области «Технология». Программно- методические материалы. — Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского областного ИПК и ПРО, 2006.
Пронина С. А. Национально-региональный компонент как средство развития творческих способностей школьников / С. А. Пронина // Университетское образование: традиции и инновации: материалы международного молодёжного научного форума : 26 января 2010 г. Россия, г. Ульяновск, Часть I / Отв. ред. А. В. Ильина. — Ульяновск : УлГПУ, 2010.
Терехов М. В. Проблема национально-регионального компонента в средней школе. — М., 2006.
Юстимов П. П. Контроль знаний и умений на уроке. — М. : Дрофа, 2005..
Донские казаки в прошлом и настоящем. – Изд. Ростовского университета, 1998г.Хворостов А.С. Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву. Макетирование и резное дело. М. "Владос" 2002.
7.2. Литература для детей и родителей.
1. Астапенко Г. Быт, обычаи. Обряды и праздники донских казаков – 2002г.
2. Рихвик Э.В. Мастерам из древесины: Кн. для учащихся 5-8 кл. ср. шк. – М.: «Просвещение», 2001.
3. Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву.
4. Кузьмин В.Н. Альбом орнаментов. – М.: «Народное творчество», 2006.
5. Расщупкина С. Ю. Выжигание по дереву. М.: «Риполклассик», 2011.
6. Панченко В. В. Выжигание по дереву. Ростов-на Дону «Феликс», 2005.
7.3.Список Интернет-ресурсов.
- Педагогический сайт: http:multiurok.ru
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
- Фестиваль педагогических идей: http://festival.1september.ru
- Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/
- Культура. Наука. Интеграция: http://vno.sfedu.ru/node/22
- Страна мастеров. http://stranamasterov.ru/
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
«СОГЛАСОВАНО» Решение методического совета МБОУДО «ОТЦ» протокол № ___ от «___» ________2016 г.
| «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора МБОУДО «ОТЦ» ______________ Абрамова И.А. от «___» ________2016 г.
|
25