Просмотр содержимого документа
«Программа самообразования на тему: "Применение системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы"»
МБОУ «Колонтаевская СОШ»
Курская область Льговский район
Программа самообразования
«Применение системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы в условиях реализации основных направлений ФГОС»
2017-2020 гг.
учителя русского языка и литературы
Курбатовой Галины Николаевны
2017 год

Только то обучение является хорошим, которое забегает вперёд развития.
Л.С.Выготский
Тема самообразования: «Применение системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы в условиях реализации основных направлений ФГОС».
Пояснительная записка
Программа самообразования разработана с использованием таких диагностических методик, как «Изучение профессиональной позиции педагога с помощью теста ХиМ (автор А.Бадак), адаптированного теста «МиФ» (автор Ткаченко А.А.), позволяющего определить конкретные параметры педагогической деятельности. Теоретической основой является системно-деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Б.Д.Эльконина и др.
Цели:
Развитие личности, способной к творчеству и самостоятельности, быстро адаптирующейся к меняющимся условиям жизни и труда; принимающей решения и несущей за них ответственность; коммуникабельной и толерантной.
Задачи:
Повышение качества проведения занятий по внедрению инновационных технологий.
Формировать и закреплять интерес к предмету через обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий, использование современных образовательных технологий.
Совершенствовать формы и виды контроля и диагностики.
Совершенствовать профессиональное мастерство через курсы повышения квалификации, участие в различных конкурсах, проведение мастер-классов и открытых уроков.
Распространять собственный педагогический опыт через педагогические сообщества.
Разработка научно-методических, учебных и дидактических материалов.
Ожидаемые результаты:
Владение новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями.
Рост профессионализма и готовности решать задачи, поставленные перед школой.
Создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и их успешной социализации в современном обществе через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении.
Повышение интереса к предмету русский язык и литература.
Повышение качества знаний учащихся.
Направления работы над методической темой:
Изучение основ системно-деятельностного подхода в обучении через работу педагогического совета школы, методических объединений, теоретических семинаров и практикумов.
Разработка критериев урока с применением технологии системно-деятельностного обучения.
Внедрение единой шкалы оценки урока с позиций системно-деятельностного обучения.
Проведение семинаров по проблемам использования технологии системно-деятельностного обучения.
Список вопросов по самообразованию
Наличие инноваций – овладение новыми технологиями, введение стандартов.
Работа над созданием творческой обстановки в классе, здорового нравственного и психологического климата.
Распространение опыта на муниципальном/региональном уровнях.
Оценка, самоанализ собственной творческой работы.
Систематическое и планомерное совершенствование методов преподавания во всех классах.
Умение оказывать практическое содействие коллегам при овладении ими инновациями.
В каждом классе провести анализ способностей детей, учесть возрастные особенности, усилить заинтересованность в предмете.
Методы самообразования:
Изучение литературы по данной теме.
Использование полученных знаний на практике на уроках. Во внеурочной деятельности.
Участие в форумах, семинарах, конкурсах, фестивалях и пр.
Обобщение опыта.
Формы отчета:
План самообразования по теме рассчитан на 3 учебных года.
Этапы реализации
Этапы | Приоритетные направления деятельности | Сроки | Практическая деятельность |
1 год Диагностический Повышение профессиональной компетентности | Изучение методологии, теории системно-деятельностного подхода. Создание инструментария для: Систематического анализа эффективности учебных занятий и подходов к обучению; Организации, осуществления контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения ООП обучающимися; Объективной оценки знаний обучающимися на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. | 2017-2018 учебный год | Выявление проблем снижения интереса к предмету, диагностика качества знаний. Обучение на курсах повышения квалификации. Изучение новых педагогических технологий. |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Прогнозирование результатов. | Разработка системы мер, направленных на решение проблемы |
Организационный | Методическое обеспечение работы над темой. Внедрение опыта работы | | Составление программы работы. Подготовка материально-технической базы. Методическое обеспечение. Проведение открытых уроков на уровне школы и района. |
Практический. Создание учебных материалов и организация учебного процесса | Изучение и диагностика внедрения новых подходов и путей реализации методической темы в опыте работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | 2017-2018 2018-2019 Учебный год | Создание методической копилки. Практическая деятельность6 открытые уроки и мероприятия, мастер-классы, участие в семинарах, конкурсах, конференциях. Составление карты использования новых педагогических технологий. |
2-й год Практический Создание учебных материалов и организация учебного процесса | Внедрение системно-деятельностного подхода в образовательный процесс. Формирование методического комплекса. Отслеживание промежуточных результатов. Корректировка программы | 2018-2019 учебный год | Создание методической копилки по теме. Практическая деятельность: открытые уроки и мероприятия, мастер-классы, участие в семинарах, конкурсах, конференциях. Экспериментально-исследовательская деятельность. Составление карты использования новых педагогических технологий. Внедрение системно-деятельностного подхода в образовательный процесс. Проведение контрольных срезов, тестов, диагностических процедур |
3-й год Аналитико-обобщающий | Подведение итогов работы. Анализ и обобщение. Обработка полученных данных. Соотнесение полученных результатов с планируемыми. Оформление, описание результатов. | 2019-2020 учебный год | Творческий отчет по теме самообразования. Презентация работы над методической темой. Проведение открытых уроков и мероприятий. Оценка уровня профессионального мастерства. Публикация опыта в методических сборниках. Мониторинг роста качества знаний учащихся . |
Внедренческий | Применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности. Распространение данной программы при наличии запроса на нее. | 2019-2020 учебный год | Внедрение в педагогический процесс: проведение открытых уроков, мастер-классов, составление технологических карт. |
Источники самообразования:
Телевидение.
Газеты и журналы.
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).
Интернет.
Дистанционные курсы.
Семинары и конференции, мероприятия по обмену опытом.
Экскурсии.
Курсы повышения квалификации.
Примерный список литературы для изучения:
Абрамова С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку // Русский язык в школе. – 2011. - №6,7.
Алексеева О.В. Современный урок морфологии (к проблеме реализации приоритетных подходов к обучению) // Русский язык в школе. – 2010. - №4.
Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 80 с.
Горсткина Наталья. Проектирование урока русского языка с применением ИКТ (на примере 7 класса) // Школьное планирование. – 2010. - №1
Дейкина А.Д., Янченко В.Д. Тенденции в отечественной методике преподавания русского языка // Русский язык в школе. – 2011. - №6.
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
Киселёва Н.В., Синотина Е.В. Проектирование и анализ современного урока: методические рекомендации // Русский язык в школе. – 2011. - №8.
Лизинский В.М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика. – Центр «Педагогический поиск», 2009
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
Рябухина Е.А. Подходы к оцениванию заданий по русскому языку на компетентностной основе. - // Русский язык в школе. – 2009. - №7.
Шерстова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - №3.
Федеральный государственный образовательный стандарт /
Сравнительная таблица Стандартов /DswMedia/sravnitel-nayatablicastandartov.docx
Планируемые мероприятия
Основные направления | Мероприятие | Срок реализации | Отметка об исполнении | Форма отчета |
Методическое (передовые технологии, приемы, методы и формы) | Презентация на форумах различного уровня | Весь период | Дипломы и сертификаты | Выступления на семинарах, педсоветах и заседаниях МС |
ИКТ | Участие в конкурсах | Весь период | Дипломы, сертификаты, опубликованные работы | Публикация работ – конспектов уроков, технологических карт на сайте школы |
Охрана здоровья | Здоровьесберегающие технологии | Весь период | | Презентация опыта |
Эстетическое | Проведение литературных гостиных | Весь период | | Размещение сценариев на сайте «Мультиурок» |
Психологическое (имидж, общение, лидерские качества) | Публикация статей | Весь период | | Размещение на сайте школы |
Использование современных педагогических технологий учителем
СОТ и методы обучения | Внедрение в ОУ | Обобщение на муниципальном уровне | Обобщение на региональном уровне | Обобщение на всероссийском уровне |
Технология уровневой дифференциации | Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка | | | |
КСО | Урок «Буквы ч и щ в суффиксе –чик –щик)» | | | |
Проектный метод | Слитное и раздельное написание не с существительными | | | |
Исследовательский | Урок русского языка в 10 классе по теме «Омонимия слов разных частей речи» | | | |
Технология использования игровых методов | | | | |
Технология сотрудничества | | | | |
ИКТ-технологии | | | Конспект урока «Слитное и раздельное написание не с причастием» | Конспект урока литературы в 7 классе на тему: « Кот в мировой литературе». |
Технология критического мышления | Конспект урока литературы «Импрессионизм в музыке, живописи, поэзии» | | | Конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Сопоставительный анализ стихотворения А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» |
Технология, основанная на создании ситуации | | | | Урок русского языка в 10 классе по теме: «Случаи отсутствия запятой перед союзом И» |
Результат работы по самообразованию
Основными результатами своей работы считаю:
Создание возможности для слабоуспевающих обучающихся наравне с другими получать хорошие и даже отличные оценки, не занижая их способностей, а также активное их участие во внеурочных мероприятиях.
Повышение качества преподавания предмета в классах со средней и высокой мотивацией к обучению вообще и к изучению русского языка в частности. Критерием результативности опыта является качество знаний обучающихся русскому языку и литературе за последние 4 года. Позитивная динамика качества знаний обучающихся обусловлена применением системно-деятельностного подхода, проектной технологии, широком использованием ИКТ в процессе обучения, применением интерактивных методов: работа в парах, группах, участие в интерактивных олимпиадах и конкурсах по предмету. Повышению мотивации и познавательного интереса способствуют творческие задания, использование электронного приложения к учебникам русского языка и литературы.
7