СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа самообразования на тему: "Применение системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа самообразования учителя русского языка и литературы. Программа рассчитана на 3 года.

Просмотр содержимого документа
«Программа самообразования на тему: "Применение системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы"»

МБОУ «Колонтаевская СОШ»

Курская область Льговский район





Программа самообразования

«Применение системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы в условиях реализации основных направлений ФГОС»

2017-2020 гг.





учителя русского языка и литературы

Курбатовой Галины Николаевны























2017 год











Только то обучение является хорошим, которое забегает вперёд развития.

Л.С.Выготский















Тема самообразования: «Применение системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы в условиях реализации основных направлений ФГОС».

Пояснительная записка

Программа самообразования разработана с использованием таких диагностических методик, как «Изучение профессиональной позиции педагога с помощью теста ХиМ (автор А.Бадак), адаптированного теста «МиФ» (автор Ткаченко А.А.), позволяющего определить конкретные параметры педагогической деятельности. Теоретической основой является системно-деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Б.Д.Эльконина и др.

Цели:

Развитие личности, способной к творчеству и самостоятельности, быстро адаптирующейся к меняющимся условиям жизни и труда; принимающей решения и несущей за них ответственность; коммуникабельной и толерантной.

Задачи:

  1. Повышение качества проведения занятий по внедрению инновационных технологий.

  2. Формировать и закреплять интерес к предмету через обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий, использование современных образовательных технологий.

  3. Совершенствовать формы и виды контроля и диагностики.

  4. Совершенствовать профессиональное мастерство через курсы повышения квалификации, участие в различных конкурсах, проведение мастер-классов и открытых уроков.

  5. Распространять собственный педагогический опыт через педагогические сообщества.

  6. Разработка научно-методических, учебных и дидактических материалов.

Ожидаемые результаты:

  • Владение новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями.

  • Рост профессионализма и готовности решать задачи, поставленные перед школой.

  • Создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и их успешной социализации в современном обществе через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении.

  • Повышение интереса к предмету русский язык и литература.

  • Повышение качества знаний учащихся.

Направления работы над методической темой:

  • Изучение основ системно-деятельностного подхода в обучении через работу педагогического совета школы, методических объединений, теоретических семинаров и практикумов.

  • Разработка критериев урока с применением технологии системно-деятельностного обучения.

  • Внедрение единой шкалы оценки урока с позиций системно-деятельностного обучения.

  • Проведение семинаров по проблемам использования технологии системно-деятельностного обучения.

Список вопросов по самообразованию

  1. Наличие инноваций – овладение новыми технологиями, введение стандартов.

  2. Работа над созданием творческой обстановки в классе, здорового нравственного и психологического климата.

  3. Распространение опыта на муниципальном/региональном уровнях.

  4. Оценка, самоанализ собственной творческой работы.

  5. Систематическое и планомерное совершенствование методов преподавания во всех классах.

  6. Умение оказывать практическое содействие коллегам при овладении ими инновациями.

  7. В каждом классе провести анализ способностей детей, учесть возрастные особенности, усилить заинтересованность в предмете.

Методы самообразования:

  1. Изучение литературы по данной теме.

  2. Использование полученных знаний на практике на уроках. Во внеурочной деятельности.

  3. Участие в форумах, семинарах, конкурсах, фестивалях и пр.

  4. Обобщение опыта.

Формы отчета:

  • Выступление на заседаниях МО учителей гуманитарного цикла.

  • Обобщение в сети Интернет через сетевое сообщество учителей.

План самообразования по теме рассчитан на 3 учебных года.

Этапы реализации

Этапы

Приоритетные направления деятельности

Сроки

Практическая деятельность

1 год

Диагностический

Повышение профессиональной компетентности

  1. Изучение методологии, теории системно-деятельностного подхода.

  2. Создание инструментария для:

  1. Систематического анализа эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

  2. Организации, осуществления контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения ООП обучающимися;

  3. Объективной оценки знаний обучающимися на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

2017-2018 учебный год

  1. Выявление проблем снижения интереса к предмету, диагностика качества знаний.

  2. Обучение на курсах повышения квалификации.

  3. Изучение новых педагогических технологий.

Прогностический

  1. Определение целей и задач темы.

  2. Прогнозирование результатов.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы

Организационный

Методическое обеспечение работы над темой.

Внедрение опыта работы


  1. Составление программы работы.

  2. Подготовка материально-технической базы.

  3. Методическое обеспечение.

  4. Проведение открытых уроков на уровне школы и района.

Практический. Создание учебных материалов и организация учебного процесса

  1. Изучение и диагностика внедрения новых подходов и путей реализации методической темы в опыте работы.

  2. Формирование методического комплекса.

  3. Корректировка работы.

2017-2018

2018-2019

Учебный год

Создание методической копилки.

Практическая деятельность6 открытые уроки и мероприятия, мастер-классы, участие в семинарах, конкурсах, конференциях.

Составление карты использования новых педагогических технологий.

2-й год

Практический

Создание учебных материалов и организация учебного процесса

  1. Внедрение системно-деятельностного подхода в образовательный процесс.

  2. Формирование методического комплекса.

  3. Отслеживание промежуточных результатов.

  4. Корректировка программы

2018-2019 учебный год

  1. Создание методической копилки по теме.

  2. Практическая деятельность: открытые уроки и мероприятия, мастер-классы, участие в семинарах, конкурсах, конференциях.

  3. Экспериментально-исследовательская деятельность.

  4. Составление карты использования новых педагогических технологий.

  5. Внедрение системно-деятельностного подхода в образовательный процесс.

  6. Проведение контрольных срезов, тестов, диагностических процедур

3-й год

Аналитико-обобщающий

  1. Подведение итогов работы. Анализ и обобщение.

  2. Обработка полученных данных.

  3. Соотнесение полученных результатов с планируемыми.

  4. Оформление, описание результатов.

2019-2020 учебный год

  1. Творческий отчет по теме самообразования.

  2. Презентация работы над методической темой.

  3. Проведение открытых уроков и мероприятий.

  4. Оценка уровня профессионального мастерства.

  5. Публикация опыта в методических сборниках.

  6. Мониторинг роста качества знаний учащихся .

Внедренческий

  1. Применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности.

  2. Распространение данной программы при наличии запроса на нее.

2019-2020 учебный год

Внедрение в педагогический процесс: проведение открытых уроков, мастер-классов, составление технологических карт.



Источники самообразования:

  • Телевидение.

  • Газеты и журналы.

  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).

  • Интернет.

  • Дистанционные курсы.

  • Семинары и конференции, мероприятия по обмену опытом.

  • Экскурсии.

  • Курсы повышения квалификации.

Примерный список литературы для изучения:

  1. Абрамова С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку // Русский язык в школе. – 2011. - №6,7.

  2. Алексеева О.В. Современный урок морфологии (к проблеме реализации приоритетных подходов к обучению) // Русский язык в школе. – 2010. - №4.

  3. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 80 с.

  4. Горсткина Наталья. Проектирование урока русского языка с применением ИКТ (на примере 7 класса) // Школьное планирование. – 2010. - №1

  5. Дейкина А.Д., Янченко В.Д. Тенденции в отечественной методике преподавания русского языка // Русский язык в школе. – 2011. - №6.

  6. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

  7. Киселёва Н.В., Синотина Е.В. Проектирование и анализ современного урока: методические рекомендации // Русский язык в школе. – 2011. - №8.

  8. Лизинский В.М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика. – Центр «Педагогический поиск», 2009

  9. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

  10. Рябухина Е.А. Подходы к оцениванию заданий по русскому языку на компетентностной основе. - // Русский язык в школе. – 2009. - №7.

  11. Шерстова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - №3.

  12. Федеральный государственный образовательный стандарт /

  13. Сравнительная таблица Стандартов /DswMedia/sravnitel-nayatablicastandartov.docx

Планируемые мероприятия

Основные направления

Мероприятие

Срок реализации

Отметка об исполнении

Форма отчета

Методическое (передовые технологии, приемы, методы и формы)

Презентация на форумах различного уровня

Весь период

Дипломы и сертификаты

Выступления на семинарах, педсоветах и заседаниях МС

ИКТ

Участие в конкурсах

Весь период

Дипломы, сертификаты, опубликованные работы

Публикация работ – конспектов уроков, технологических карт на сайте школы

Охрана здоровья

Здоровьесберегающие технологии

Весь период


Презентация опыта

Эстетическое

Проведение литературных гостиных

Весь период


Размещение сценариев на сайте «Мультиурок»

Психологическое

(имидж, общение, лидерские качества)

Публикация статей

Весь период


Размещение на сайте школы



Использование современных педагогических технологий учителем

СОТ и методы обучения

Внедрение в ОУ

Обобщение на муниципальном уровне

Обобщение на региональном уровне

Обобщение на всероссийском уровне

Технология уровневой дифференциации

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка




КСО

Урок «Буквы ч и щ в суффиксе –чик –щик)»




Проектный метод

Слитное и раздельное написание не с существительными




Исследовательский

Урок русского языка в 10 классе по теме «Омонимия слов разных частей речи»




Технология использования игровых методов





Технология сотрудничества





ИКТ-технологии



Конспект урока «Слитное и раздельное написание не с причастием»

Конспект урока литературы в 7 классе на тему: « Кот в мировой литературе».

Технология критического мышления

Конспект урока литературы «Импрессионизм в музыке, живописи, поэзии»



Конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Сопоставительный анализ стихотворения А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»

Технология, основанная на создании ситуации




Урок русского языка в 10 классе по теме: «Случаи отсутствия запятой перед союзом И»




Результат работы по самообразованию

Основными результатами своей работы считаю:

  1. Создание возможности для слабоуспевающих обучающихся наравне с другими получать хорошие и даже отличные оценки, не занижая их способностей, а также активное их участие во внеурочных мероприятиях.

  2. Повышение качества преподавания предмета в классах со средней и высокой мотивацией к обучению вообще и к изучению русского языка в частности. Критерием результативности опыта является качество знаний обучающихся русскому языку и литературе за последние 4 года. Позитивная динамика качества знаний обучающихся обусловлена применением системно-деятельностного подхода, проектной технологии, широком использованием ИКТ в процессе обучения, применением интерактивных методов: работа в парах, группах, участие в интерактивных олимпиадах и конкурсах по предмету. Повышению мотивации и познавательного интереса способствуют творческие задания, использование электронного приложения к учебникам русского языка и литературы.



7