СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа школьного лагеря 2016

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа лагеря дневного пребывания детей "Солнышко" предназначена для детей 7-14 лет.

Формирование духовно-нравственных качеств является одним из основных направлений деятельности лагеря. В течение смены педагогический коллектив организует следующие виды деятельности: праздники, митинг, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и мероприятия, выходы в культурные учреждения, игры-путешествия, выпуск стенгазет, мониторинговую деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Программа школьного лагеря 2016»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 11 г. Павлово



УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ МБОУ СШ № 11 г. Павлово

_____________ Зайцева Н.В.

Пр. № ____ от _________ года

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБОУ СШ № 11 г. Павлово

от 04.05.2016 года

Протокол № _____




Программа

летнего оздоровительного лагеря

«Солнышко»

с дневным пребыванием детей

«Солнышко светит всем»

(для детей 7 – 14 лет)





Авторы-составители:

ТаразановаЛариса Викторовна –

учитель начальных классов

Стешова Светлана Александровна –

учитель начальных классов

Носова Елизавета Александровна –

учитель начальных классов;


г. Павлово2016

Оглавление


1. Паспорт программы с. 3- 4

2. Пояснительная записка с. 4 - 6

3. Адресаты программы с. 6

4. Концептуальные основы с. 7

5. Цель и задачи программы с.8 – 9

Ожидаемые результаты

6.Нормативно – правовое обеспечение с. 9

7.Содержание программы:

Формы и методы реализации целей и задач программы с. 11

Условия реализации программы

Этапы реализации программы

Основные направления реализации программы

8.Механизм реализации программы: с. 16

Режим работы лагеря

Кадровое обеспечение

Охрана жизни и здоровья детей

Система оповещения родителей и общественности о

работе лагеря

Организация питания в Лагере

Педагогические условия

Обучение кадров

Материально-техническое обеспечение

Финансовое обеспечение

Методическое обеспечение

9. План реализации программы с. 24

10. Психолого-педагогическое сопровождение с. 30

11. Использованная литература с. 34













1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Полное название программы

Программа летнего оздоровительного лагеря Солнышко

с дневным пребыванием детей «Солнышко светит всем!»

Авторы программы

Таразанова Лариса Викторовна, Стешова Светлана Александровна, Носова Елизавета Александровна

Руководитель программы

Зайцева Наталья Владимировна – директор школы

Территория, представившая программу

г. Павлово Нижегородской области,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 11 г. Павлово

Адрес организации

606107, Россия, Нижегородская обл., г. Павлово,

ул. Трудовая, д. 73 б

Телефон

8 (83171) 3 – 78 - 20

Форма проведения

Летний школьный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей

Цель программы

Воспитание осмысленного отношения каждого ребенка к своему здоровью, приобщение их к природоохранной деятельности, развитие их духовно-нравственного, творческого и интеллектуального потенциала, индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учётом их интересов, наклонностей и возможностей.

Специализация программы

Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития и состо­яния здоровья. По своей направленности Программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования и воспитания. Приоритетными направлениями Программы являются – духовно – нравственное, спортивно-оздоровительное, художественно-творческое, интеллектуально-познавательное, экологическое.

Сроки реализации

21 день – одна лагерная смена

Место реализации

МБОУ СШ № 11 г. Павлово

Официальный

язык программы

Русский

Общее количество участников

(в том числе детей)

134 человека: 117 учащихся и 17 сотрудников: 1 начальник лагеря, 1 методист, 8 воспитателей, 1 педагог-психолог, 1 физрук, 1 музыкальный работник, 1 старшая вожатая, 1 рабочий по обслуживанию, 1 заведующая библиотекой, 1 уборщица.

География участников

Учащиеся начальных классов МБОУ СШ № 11 г. Павлово

Условия участия

в программе

Заявления родителей участников программы

Договор

Условия

размещения участников

4 кабинета – 4-отрядные комнаты, столовая, спортивная площадка, спортивный зал, актовый зал, медицинский кабинет, кабинет педагога - психолога, музыкальный кабинет, библиотека, методический кабинет, комнаты гигиены, спортивно-игровой комплекс

Краткое содержание программы

Формирование духовно-нравственных качеств является одним из основных направлений деятельности лагеря. В течение смены педагогический коллектив организует следующие виды деятельности: праздники, митинг, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и мероприятия, выходы в культурные учреждения, игры-путешествия, выпуск стенгазет, мониторинговую деятельность. Реализация программы проходит с помощью коммуникативных, творческих, развивающих и подвижных игр, организации КТД, выполнения заданий по рефлексии лагерных мероприятий. Лагерь работает по следующим направлениям: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, художественно-творческое, экологическое, интеллектуально- познавательное.

История осуществления программы

В результате исследования запроса родителей учащихся школы и опроса учащихся были сделаны выводы о необходимости создания программы по духовно-нравственному воспитанию учащихся.


«В каждом ребёнке - Солнце,

надо только уметь его зажечь!»


2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа «Солнышко светит всем» летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» составлена на основе Нового Федерального закона ОБ ОБРАЗОВАНИИИ в Российской Федерации № 273-ФЗ (глава 2), Муниципальной программы развития воспитания в системе образования Павловского муниципального района на 2014 – 2016 годы «Вперед в будущее!», Муниципальной программы «Развитие системы отдыха и оздоровления детей Павловского района в каникулярный период на 2014 – 2016 годы», Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и вос­питания детей, удовлетворения детских интересов и рас­ширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

  • между потребностью семьи и государства иметь здо­ровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетво­рительным состоянием здоровья современных детей;

  • педагогической заботой, контролем и желанием де­тей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоя­тельным творчеством.

В связи с внедрением ФГОС НОО возникла необходимость перестроить работу с детьми и в летнем лагере, разработать новую программу, реализация которой будет способствовать достижению воспитательных результатов и эффектов.

Лагерь размещается на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы № 11 г. Павлово. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

Для того чтобы отдых детей сделать полноценным была разработана программа лагеря дневного пребывания «Солнышко светит всем!» (далее – Программа).

Необходимость разработки данной Программы была вызвана:

  • повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

  • модернизацией старых форм работы и введением новых;

  • необходимостью использования богатого творческого потенциала младших школьников и педагогов в реализации цели Программы.

Особенность программы заключается в том, что посредством её реализации ребёнок становится всесторонне развитой личностью, а также происходит укрепление его физического, психического и эмоционального здоровья, воспитание лучших черт гражданина.

В течение смены ведется психолого-педагогическое сопровождение деятельности оздоровительного лагеря «Солнышко». Проводятся тренинги, мониторинги, анкетирование детей.

Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития и состо­яния здоровья. По своей направленности Программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Приоритетными направлениями Программы являются –духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, художественно-творческое, интеллектуально-познавательное,экологическое. Центром воспитательной работы Лагеря является ребёнок и его стремление к самореализации. Пребывание в Лагере для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения коммуникативных навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного. Программа краткосрочная, реализуется в течение одной лагерной смены. Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, инструкторами физической культуры, квалифицированными педагогами дополнительного образования, организации качественного питания и медицинской помощи. Сделать отдых детей занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья и предусматривает Программа.

Главным направлением в работе воспитателей и вожатых является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности загородного оздоровительного отдыха.Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.

Одним из направлений деятельности воспитателей и вожатой является индивидуально-профилактическая работа с учащимися профучетных категорий-участников отряда «Сорванец» для детей девиантного поведения, которые в период работы лагеря участвуют в реализации социального проекта «Поклонимся великим тем годам!» (Приложение к программе летнего лагеря «Солнышко» при МБОУ СШ №11 г.Павловодля отряда учащихся профучетных категорий ).

Основная цель проекта: Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников.

Основные виды деятельности участников проекта:

1.Очищение и благоустройство территории прихода «Утоли моя печали»,

2.Благоустройство памятника Павшему солдату на территории прихода «Утоли моя печали» Павловского благочиния, территории культурно-исторического места «Святой Спасов Ключик» г.Павлово.

3. Организация и проведение торжественных мероприятий муниципального значения, посвященных Дню памяти и скорби (начала Великой Отечественной Войны).

4. Помощь ветеранам войны и труда.



3. АДРЕСАТЫ ПРОГРАММЫ


Программа разработана для учащихся 1 - 8 классов. Возраст детей 7-14 лет. При отборе воспитанников предпочтение отдается детям из неблагополучных, многодетных, приемных семей и детям-инвалидам.


4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ


Концептуальные основы программы опираются на гуманизацию процесса воспитания, которое должно быть обращено к человеку как высшей ценности и цели воспитательного процесса. Воспитательный процесс в лагере предусматривает различные формы воспитания, направленные на развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, самосознания, дисциплины, трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.

В основу программы положены следующие принципы гуманистической педагогики:

1. Личностный подход в воспитании:

- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

- добровольность включения детей в ту или иную деятельность.

2. Природосообразность воспитания:

- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных

особенностей воспитанников;

3. Культуросообразность воспитания:

- учет национального своеобразия;

- опора в воспитании на национальные особенности;

- изучение и освоение культуры народа;

- изучение и активное использование национально-этнической обрядности;

4. Гуманизация межличностных отношений:

- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;

- уважение и терпимость к мнению детей;

- самоуправление в сфере досуга;

- создание ситуаций успеха;

- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;

- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;

- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки

и действия;

- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек.

5. Дифференциация воспитания:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-

психологическими особенностями детей;

- свободный выбор деятельности и права на информацию;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой

в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

6. Средовый подход к воспитанию:

- педагогическая целесообразная организация среды летнего оздоровительного

лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней

(социальной, природной) среды.

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:

  • Безусловная безопасность всех мероприятий.

  • Учет особенностей каждой личности.

  • Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря.

  • Достаточное количество оборудования и материалов для организации

всей деятельности лагеря.

  • Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.

  • Чёткое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря.

  • Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых.

  • Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.


Лето для детей – это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных качеств, время открытий и приключений. Взаимопонимание и хорошее настроение – залог радостного лета. Лето – это, прежде всего, солнечные и тёплые деньки. Солнышко светит всем детям без исключения, независимо от их знаний, умений и навыков, социального статуса и миропонимания. Солнышко светит всем!

Этим обусловлено название Программы.

«В каждом ребёнке – Солнце! Надо только уметь его зажечь!»

Девиз школьного лагеря:

«Солнышко, солнышко, мы твои лучи! Стать людьми хорошими ты нас научи!»


5. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цель– воспитание осмысленного отношения каждого ребенка к своему здоровью, приобщение их к природоохранной деятельности, развитие их духовно-нравственного, творческого и интеллектуального потенциала, индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учётом их интересов, наклонностей и возможностей.

Задачи:

обучающие:

  • способствовать расширению кругозора, приобретению новых знаний;

  • способствовать формированию интереса к различным видам деятельности;

  • способствовать развитию творческих способностей и познавательной активности каждого ребёнка;

развивающие:

  • способствовать развитию коммуникативных навыков и творческого мышления;

  • способствовать развитию личностных свойств – самостоятельности, ответственности, дисциплинированности.

воспитательные:

  • способствовать формированию основ духовно-нравственной личности, правильного поведения, общения, культуры и досуга;

  • способствовать формированию навыков безопасного поведения, здорового образа жизни, укрепления своего здоровья;

  • способствовать формированию навыков индивидуальной, коллективно-творческой и трудовой деятельности, социальной активности.


Ожидаемые результаты

  • расширение кругозора, приобретение новых знаний;

  • развитие интереса к различным видам деятельности;

  • развитие творческих способностей и познавательной активности каждого ребёнка;

  • развитие коммуникативных навыков и творческого мышления;

  • развитие личностных свойств – самостоятельности, ответственности, дисциплинированности.

  • формирование основ духовно-нравственной личности, правильного поведения, общения, культуры и досуга;

  • общее оздоровление детей, укрепление их здоровья, овладение правилами здорового и безопасного образа жизни;

  • получение участниками смены умений и навыков индивидуальной, коллективно-творческой и трудовой деятельности, социальной активности.


В ходе лагерной смены предусмотрена система индивидуального «ступенчатого» освоения ребёнком предполагаемой деятельности. Эти ступени не повторяют ни возраст, ни класс учащегося. Важно осознать, что каждый ребенок разный по уровню своих способностей, поэтому у каждого время перехода на высшую ступень будет разным. А каждая ступень в развитии воспитанника и призвана раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ему познать и проявить себя.

Продвижение от ступени к ступени индивидуально для каждого ребенка, фиксируется в «Зачётном листе успеха». За участие в делах отряда, лагеря, за работу в КТД и мастерских он получает стимулирующие очки (баллы). 10-20 очков − 1-я ступень роста, 21-30 очков – 2-я ступень роста , 31-40 очков и более − 3-я ступень роста. В ходе лагерной смены ребенок получает удостоверения, дипломы, медали, а в конце смены каждый воспитанник получает грамоту согласно ступени роста.


  1. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Конвенция о правах ребенка, ООН, письмо Министерства образования РСФСР от 20 августа 1991 г. № 17-140-12, 1991г.

  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. № 25 г. Москва

  • Муниципальная программа развития воспитания в системе образования Павловского муниципального района на 2014 – 2016 годы «Вперед в будущее!»

  • Муниципальная программа «Развитие системы отдыха и оздоровления детей Павловского района в каникулярный период на 2014 – 2016 годы»

  • Постановление Администрация Павловского муниципального района «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Павловского района № 199 от 12.11. 2013г.

  • Устав МБОУ СШ №11 г.Павлово

  • Локальные акты и инструкции, регламентирующие деятельность ЛДП «Солнышко», утверждённые приказом директора №176 от 28.04.2014г.:

  • Положение о детском оздоровительном лагере «Солнышко» с дневным пребыванием детей при МБОУ СШ №11 г.Павлово;

  • Правила внутреннего распорядка;

  • Положение о педагогическом совете летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей при МБОУ СШ №11 г.Павлово;

  • Положение о самоуправлении в летнем оздоровительном лагере «Солнышко» с дневным пребыванием детей при МБОУ СШ №11 г.Павлово;

  • Должностные инструкции работников лагеря;

  • Инструкции по правилам поведения в экстремальных ситуациях;

  • Инструкции по правилам пожарной безопасности;

  • Инструкции по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

  • Заявления от родителей.

  • Договор с родителями (законными представителями)

  • Приказы по лагерю.

  • Акт приемки лагеря.

  • Планы работы.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Формы и методы реализации целей и задач программы

Современных детей объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других, им нужна забота, понимание и внимание взрослых.

Правильная организация деятельности детей в летний период является связующим звеном между школьной и социальной педагогикой, основанными на принципах гуманизма, толерантности, демократии и самодеятельности.

Программа рассчитана на летний период каникулярного времени школьников. По продолжительности программа является краткосрочной (в течение лагерной смены). Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, инструкторами физической культуры, квалифицированными педагогами дополнительного образования, организации качественного питания и медицинской помощи.

Формирование духовно-нравственных качеств является одним из основных направлений деятельности лагеря. В форме конкретной помощи проводится социальная работа. Формируется Совет лагеря, в который входят вожатые и детский актив. В течение смены педагогический коллектив организует следующие виды деятельности: праздники, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и мероприятия, выходы в культурные учреждения, КТД, игры - путешествия, выпуск стенгазет, мониторинговую деятельность.

Программа предполагает следующее:

  1. Разрядка и восстановление (отдых, снятие напряжённости, восстановление физических и психологических сил, избавление от учебных программ).

  2. Развлечения и любимые занятия.

  3. Саморазвитие и самореализация (развитие творческих и физических сил).

  4. Образовательная компенсация (получение знаний вне школьных программ)

Для оздоровления детей созданы следующие условия:

  1. Спортивный зал.

  2. Спортивные и игровые площадки.

  3. Медицинский кабинет.

Физическое здоровье детей укрепляется следующими средствами:

  1. Полноценное питание детей.

  2. Гигиена приёма пищи.

  3. Режим дня.

  4. Рациональная организация труда и отдыха.

  5. Утренняя гимнастика на свежем воздухе.

  6. Спартакиады и спортивные игры.

По итогам смены самые активные ребята награждаются дипломами и подарками. Все участники смены получают грамоты.


Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  1. Чёткое представление целей и постановка задач.

  2. Конкретное планирование деятельности.

  3. Кадровое обеспечение программы.

  4. Методическое обеспечение программы.

  5. Педагогические условия.

  6. Материально-техническое обеспечение.


Достижение поставленных целей и задач программы проходят с помощью коммуникативных, творческих, развивающих и подвижных игр, организации коллективных творческих дел, выполнению заданий по рефлексии лагерных мероприятий, физических коррекционных упражнений.

Лагерь работает по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное, художественно-творческое, экологическое, интеллектуально-познавательное.


Этапы реализации программы


1. Подготовительный (май):

  • - Подбор кадров;

  • - Проведение теоретических и практических занятий с вожатыми;

  • - Проведение семинара с работниками лагеря, инструктивных совещаний;

  • - Подготовка методических материалов;

  • - Подготовка материально-технической базы.

2. Организационный этап (1 – 2 день):

  • - Формирование отрядов;

  • - Знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;

  • - Оформление отрядных уголков.

3. Основной этап (3 – 19 день):

  • - Методическая работа с воспитателями, с вожатыми;

  • - Кружковая работа;

  • - Участие детей в предложенных оздоровительных, образовательных

  • и воспитательных мероприятиях..

4. Заключительный этап (20 – 21 день):

  • - Закрытие смены;

  • - Обобщение итогов и анализ деятельности смены;

  • - Сбор отчетного материала;

  • - Выпуск фотодневника лагеря.


Основные направления реализации программы

п/п

Направления

Задачи деятельности

Мероприятия

1

Спортивно-оздоровительное

  • Пропаганда

здорового

образа жизни;

  • Вовлечение детей

в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

  • Выработка и укрепление гигиенических навыков;



  • Расширение знаний

об охране здоровья;


  • Утренняя гимнастика

  • Осмотр детей медицинским работником в начале и в конце смены;

  • Ежедневный контроль за состоянием здоровья детей;

  • Соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей;

  • Принятие солнечных

и воздушных ванн;

  • Профилактические беседы

о гигиене здоровья, основам правильного питания, закаливании организма, пользе витаминов, профилактике травматизма.

  • Организация пешеходных экскурсий;

  • Организация здорового питания;

  • Организация спортивно-массовых мероприятий и подвижных игр;

  • Культурно-массовые и спортивные мероприятия: эстафеты, турниры, викторины, спартакиада;

  • Выпуск газеты

«За здоровый образ жизни».

2

Художественно-творческая деятельность

  • Развитие творческих способностей и познавательного интереса детей;

  • Привитие эстетического вкуса;

  • Формирование навыков


культурного

поведения

и общения.

  • Изобразительная деятельность;

  • Конкурсные и игровые программы;

  • Концерты, праздники;

  • Выставки (рисунков, поделок, фотовыставка);

  • Оформление отрядных уголков;

  • Просмотр фильмов.

3

Экологическое

  • Расширение знаний, умений и навыков по окружающему миру;

  • Формирование умений и навыков

по защите окру-жающей среды;

  • Привитие любви к родному краю и бережного отношения к природе.

  • Уборка территории, борьба с сорной растительностью;

  • Краеведческая викторина «Знатоки родного края»;

  • Экологическая викторина;

  • Экскурсии;

  • Изготовление поделок

из природного материала;

  • Выпуск экологической газеты.


4

Духовно – нравственное

  • Воспитание духовно-нравственных качеств личности, гражданско-патриотического чувства, чувства уважительного отношения к Родине;

  • Воспитание чувства гордости за свою страну, за её историю и культуру

  • Подъём и спуск государственного флага РФ отличившимися воспитанниками;

  • Экскурсия в школьный уголок трудовой и боевой славы;

  • Празднование

Дня независимости России;

  • Экскурсия к памятнику Павшим воинам в годы ВОВ в Б.Тарке;

  • Конкурсная программа

ко Дню города;

5

Интеллектуально-

познавательное

  • Расширение кругозора, приобретение новых знаний;

  • Развитие познавательной активности.

  • Интеллектуальные игры, викторины, конкурсы;

  • Библиотечный час

  • Инструктажи


  1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации программы предполагает обеспечение следующих условий:

- материально-технических (технические и материальные возможности лагеря);

- научно-методических (подбор творческих методических кадров, владеющих инновационными педагогическими технологиями; использование развивающих программ, подбор средств, методов и форм работы с детьми; определение потенциальных возможностей коллектива – личных, деловых, творческих);

- организационных (управленческая, контролирующая, творческо-исследовательская функция управленческого звена).


Режим работы школьного оздоровительного лагеря


Продолжительность лагерной смены – 21 день

Ежедневное время пребывания детей в лагере – 6 часов (с 8.30 до 14.30).

Продолжительность рабочей недели – 5 дней (суббота, воскресенье – выходные)


Элементы режима дня

Пребывание детей

с 8.30 до 14.30 часов 

Сбор детей, зарядка

8.30 - 9.00

Утренняя линейка

9.00 - 9.15

Завтрак

9.15 - 10.00

Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков и секций

10.00 - 12.00

Оздоровительные процедуры

12.00 - 13.00

Обед

13.00 - 14.00

Свободное время

14.00 - 14.30

Уход домой

14.30


Участники реализации Программы


Программа ориентирована на учащихся начальной школы, в том числе детей с девиантным поведением. При комплектовании Лагеря особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, детей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах. В ходе реализации Программы дети становятся жителями «Солнечного города».


Кадровое обеспечение Программы


Из числа педагогических работников школы приказом директора школы

назначаются: начальник лагеря, воспитатели, старшая вожатая, руководители творческих мастерских, физрук, педагог – психолог, музыкальный работник. Педагогический коллектив осуществляет демократическое, стимулирующее руководство участниками смены.

Педагогическими принципами деятельности педагогического коллектива являются:

  • Принцип педагогического профессионализма.

  • Принцип уважения личности ребенка.

  • Принцип сотрудничества, сотворчества, содружества.

  • Принцип поддержки детских инициатив, творчества.

  • Принцип включенности детей в социально значимые отношения

  • (самоуправление детского коллектива).

  • Принцип индивидуального подхода и коллективного творчества.

  • Принцип личностной активности.

  • Принцип исследовательской позиции.

Данные принципы являются системой основополагающих требований

в педагогической деятельности.

В лагере работают 17 человек (1 смена), 5 человек (2 смена) – учителя школы, медицинские работники, школьный психолог, музыкальный работник, старшая вожатая, библиотекарь, педагоги дополнительного образования, обслуживающий персонал.

Начальник лагеря руководит его деятельностью, несёт ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей, ведёт документацию.

Методист лагеря составляет планы и контролирует воспитательную работу в лагере, ведет мониторинги, осуществляет связь с культурно-просветительными и спортивными учреждениями

Старшая вожатая лагеря организует воспитательную деятельность, проводит линейки, возглавляет орган самоуправления лагеря, проводит общелагерные мероприятия.

Воспитатели, музыкальный работник и руководитель спортивно-оздоровительной работы осуществляют воспитательную деятельность по плану лагеря, проводят мероприятия, следят за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности,несут ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей.

Библиотекарь – организует библиотечные часы, занимается подбором литературы для проведения литературоведческих мероприятий и проводит их.

Орган самоуправления представляет собой совет командиров отрядов, который совместно со старшей вожатой реализуют коллективные, творческие, оздоровительные мероприятия с детьми.

Охрана жизни и здоровья детей


Весь персонал Лагеря несёт ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей во время их пребывания в Лагере.

Педагогические сотрудники, работающие в Лагере и дети должны строго соблюдать дисциплину, режим дня, план работы, положения охраны труда, правила пожарной и антитеррористической безопасности.

Начальник Лагеря проводит инструктаж по охране труда для сотрудников, воспитатели проводят инструктаж для детей с последующей регистрацией в журналах установленного образца.

Организация питания осуществляется на базе школьной столовой.


Организация питания в Лагере


Питание детей организовано на базе школьной столовой при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам, по утверждённому графику. При организации питания руководствовались примерным меню для школьных оздоровительных лагерей. Закладка продуктов проводится по весу согласно меню – раскладке в присутствии фельдшера. С-витаминизация третьих блюд осуществляется ежедневно в виде натуральных соков и фруктов. Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы членами бракеражной комиссии и отметки в бракеражном журнале. Ежедневно оставляется суточная проба готовой пищи под контролем фельдшера. Бракеражная комиссия осуществляет контроль за организацией питания детей, качеством поступающих продуктов, условиями их хранения, соблюдением сроков реализации, технологией приготовления, качеством готовой пищи, санитарным состоянием и содержанием пищеблока, мытьём посуды, витаминизацией пищи.

Система оповещения родителей и общественности о работе лагеря

Стенд

«Отдых и оздоровление»


Сайт школы

[email protected]





ss

Оформление общелагерного уголка








Оформление отрядных уголков








ЛДП

«Солнышко»



Экраны настроения









Контакты с родителями и жителями поселка




Педагогические условия


  1. Отбор педагогических средств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, способствующих их успешной самореализации.

  2. Организация различных видов деятельности.

  3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

  4. Создание ситуации успеха.

  5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

  6. Организация различных видов стимулирования.


Обучение кадров


Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов. В марте 2016 года для начальников, воспитателей, старших вожатых, вожатых и руководителей кружков проводился семинар «Организация летнего отдыха детей».

Заседания педагогического совета ЛДП «Солнышко», ежедневные планерки воспитателей и вожатых с начальником лагеря и старшей вожатой, гигиеническое обучение в СЭС.



Материально-техническое обеспечение


  1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

  2. Материалы для оформления творчества детей.

  3. Наличие канцелярских принадлежностей.

  4. Аудиоматериалы и видеотехника, ПК, принтер, интерактивная доска.

  5. Спортивное оборудование (спортивная площадка, мячи, скакалки, обручи).

  6. Настольно - игровое оборудование

  7. Призы и награды для стимулирования.


Финансовое обеспечение Программы


Финансовое обеспечение деятельности Лагеря осуществляется за счёт выделенных муниципалитетом средств 50% и средств родителей50 % (питание). Для содержания Лагеря могут быть привлечены спонсорские средства.



Методическое обеспечение


  1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана – сетки.

  2. Должностные инструкции всех участников процесса.

  3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной

смены.

  1. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

  2. Проведение ежедневных планёрок.

  3. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.



Для эффективной работы в лагере активно используются:

1.  Методика КТД.

В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.

Дело – это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.

Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей.

Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.


2.  Методика самоуправления

Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.

Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.

Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.


3.Психолого-педагогическое сопровождение смены

Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.

Компоненты психолого – педагогического сопровождения:

    • Диагностический;

    • Консультационный;

    • Прогностический;

    • Практический.

Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:

    • Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;

    • Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.

    • Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;

    • Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.


В качестве критериев оценки эффективности и успешности реализации Программы применяется следующий инструментарий

  • анкетирование;

  • экран настроения;

  • «Книга отзывов и предложений»;

  • карта наблюдения за состоянием здоровья детей (медицинский работник).



Схема управления Программой





Система внешних контактов лагеря


ФОК «Гармония»

ФОК «Звезда»

ФОК

«Торпедо»











Парк им. 40летия ВЛКСМ



Центр досуга при АО «Павловский автобус»


ЛДП

«Солнышко»











Развлекательный центр «Спартак»





9.ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «СОЛНЫШКО СВЕТИТ ВСЕМ»

С целью создания условий для максимального раскрытия и развития творческого потенциала каждого воспитанника, проявления творческого мышления и индивидуальности, развития фантазии в лагере организуются тематические дни, которые предполагают активное погружение всех детей и взрослых в выбранное дело.

Деятельность каждого тематического дня логически продолжает урочную деятельность и создаёт условия для реализации идеи непрерывного образовательного процесса в работе со всеми участниками лагеря.


Время

проведения

Содержание деятельности

Ответственные


День первый –День знакомства


10.00 – 10.30

Операция «Уют»

Отрядные посиделки «Расскажи нам о себе»

Воспитатели

Воспитатели

10.30 – 11.30

Минутка здоровья «Режим дня»

Знакомство с распорядком дня и планом работы на смену

Знакомство с законами и заповедями лагеря

Игры на знакомство («Снежный ком», «Предмет по кругу»)

Медработник

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

11.30 – 12.30

Подвижные игры на свежем воздухе

«Весёлые старты»

Воспитатели

Физрук

12.30 – 13.30

Конкурс рисунков на асфальте «На орбите – ДЕТСТВО»!»

Ст. вожатая


День второй –День детской безопасности


10.00 – 10.30

Музыкальный час: разучивание отрядной песни

Выбор актива отряда и его названия (детского самоуправления)

Воспитатели

Воспитатели

10.30 – 11.30

Минутка здоровья «Профилактика отравлений»

Инструктажи по ТБ, ПБ, ПДД

Беседы по темам безопасности жизнедеятельности

Тесты и кроссворды по пожарной безопасности

Медработник

Воспитатели

Воспитатели

11.30 – 12.30

Беседа по профилактике травматизма

Игра по станциям «Один дома» на знание правил ТБ, ППБ

Воспитатели

Ст. вожатая

12.30 – 13.30

Стихи и загадки о дорожном порядке

Изобразительная деятельность «Знаки детской безопасности»

Подготовка к презентации отряда

БиблиотекарьВоспитатели

Воспитатели


День третий – День творчества


10.00 – 10.30

Линейка открытия лагерной смены:

«Здравствуй Солнечный город!»

Ст. вожатая

10.30 – 11.30

Минутка здоровья «Первая помощь при укусах насекомых»

Музыкальный час: подготовка к презентации отряда

Медработник

Муз. работник

11.30 – 12.30

Защита проектов: физкультурно-оздоровительный инвентарь из подручных средств и природного материала.

Воспитатели

12.30 – 13.30

Формирование совета лагеря (органов самоуправления)

Концерт, посвящённый открытию лагерной смены

Презентация отрядов

Воспитатели

Ст. вожатая

Воспитатели


День четвертый – День здорового питания


10.0 – 10.30

Занятие в кружках по интересам

Рук. кружков

10.30 – 11.30

Минутка здоровья «Основы правильного питания»

Оформление отрядных уголков

Смотр-конкурс отрядных уголков

Медработник

Воспитатели

Ст. вожатая

11.30 – 12.30

Отрядные посиделки «Мы за чаем не скучаем» (эстафеты, конкурсы)Познавательная викторина о чае

Изготовление поделок из овощей и фруктов

Воспитатели

12.30 – 13.30

«Читальный зал под открытым небом».

Конкурс инсценированной сказки ко дню рождения А.С.Пушкина.

Воспитатели

Воспитатели


День пятый –День пешехода


10.00 –10.30

Подвижные игры на свежем воздухе.

Воспитатели

10.30 – 11.30

Минутка здоровья «Первая помощь при ДТП. Профилактика травматизма»

Изобразительная деятельность: «Знаки дорожного движения»

Медработник

Воспитатели

11.30– 12.30

Презентация по теме «Правила дорожного движения – закон жизни!»

проект «Безопасная дорога»

Библиотекарь

Воспитатели

12.30 – 13.30

Игровая программа «Знаем правила дорожного движения как таблицу умножения»

Воспитатели


Воспитатели


День шестой –День родного края


10.00 –10.30

Подвижные игры на свежем воздухе

Воспитатели

10.30 – 11.30

Минутка здоровья «Солнечный ожог»

Изобразительная деятельность: «Моя малая родина»к 450 летиюг.Павлово

Медработник

Воспитатели

11.30 –12.30

КТД «Я – Павловчанин. Нет краше города родного» к 450 летиюг.Павлово.

Ст. вожатая

12.30 – 13.30

Презентация стихотворений и песен о родном крае - знакомство с творчеством местных поэтов и писателей.

Воспитатели

Библиотекарь


День седьмой – День эколога


10.00 –10.30

Занятие в кружках по интересам

Рук. кружков

10.30 – 11.30

Минутка здоровья «Лекарственные растения»

Краеведческая викторина «Красная книга»

Проект «Аптека под ногами»

Медработник Воспитатели

11.30 –12.30

Экологическая тропа испытаний

Ст. вожатая

12.30 – 13.30

Презентация проекта «Необычное применение обычным вещам: товарной таре, упаковке»

КТД «Экологическая газета»

Воспитатели




День восьмой – День спорта


10.00 –10.30

Подвижные игры на свежем воздухе.

Воспитатели

10.30 – 11.30

Минутка здоровья «В здоровом теле – здоровый дух!»

Беседа: значение спорта для жизни человека.

Медработник

Воспитатели

11.30 – 12.30

Лагерная спартакиада.

Шашечно - шахматный турнир. Турнир по футболу.

Физрук

Физрук

12.30 –13.30

Познавательная игра - путешествие в Спортландию

Воспитатели


День девятый – День читателя

450 лет г. Павлово


10.00 –10.30

Занятие в кружках по интересам

Рук. кружков

10.30 – 11.30

Минутка здоровья « Чистота – залог здоровья!»

Проект «Достопримечательности родного города»

Медработник


Воспитатели


11.30 – 12.30

Экскурсия в библиотеку «Путешествие по страницам любимых книг».

Изготовление рукописной книги о г. Павлове (к 450 –летиюг.Павлово)

Библиотекарь

Воспитатели

12.30 – 13.30

Презентация страничек рукописной книги


Воспитатели



День десятый – День здоровья


10.00 – 10.30

Занятие в кружках по интересам

Рук. кружков

10.30 – 11.30

Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки!»

«Молодецкие забавы» - подвижные игры на воздухе.

Медработник

Воспитатели

11.30 –12.30

Тропа испытаний «Тропа здоровья»

Ст. вожатая

12.30 – 13.30

Ярмарка полезных советов «Как заботится о своём здоровье, как его укрепить»

КТД «ЗОЖ - газета»

Воспитатели


Ст. вожатая


День одиннадцатый – День сказки


10.00 –10.30

Занятие в кружках по интересам

Рук. кружков

10.30 – 11.30

Минутка здоровья «Улыбка и смех – лекарство для всех!» или «Как ухаживать за полостью рта»

Музыкальный час: песни из мультфильмов и сказок

Викторина «По следам любимых сказок»

Медработник



Муз.руководитель


Воспитатели

11.30 –12.30

Весёлые старты «Герои любимых сказок»

Физрук

12.30 –13.30

Год КИНО.Презентация - инсценировка «Мой любимый детский кинофильм».

Воспитатели


День двенадцатый – День спортивных рекордов


10.00 –10.30

Подвижные игры на свежем воздухе.

Воспитатели

10.30 – 11.30

Минутка здоровья «Путешествие в страну Витаминию»

Конкурс «Самый, самый!»

Медработник

Воспитатели

11.30 –12.30

Конкурс «Первый в космосе»

Ст. вожатая

12.30 – 13.30

Познавательная викторина «Рекорды Гиннесса»

Подвижные игры на свежем воздухе

Воспитатели

Воспитатели


День тринадцатый – День талантов


10.00 –10.30

Занятие в кружках по интересам

Рук. кружков

10.30 – 11.30

Минутка здоровья «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! (Закаливание, воздушные ванны)

Конкурс причёсок

Медработник


Воспитатели

11.30 – 12.30

«Весёлая эстафета»

Подвижные игры на свежем воздухе

Физрук

Воспитатели

12.30 – 13.30

Шоу - конкурс «Мистер и Мисс – лето 2016!»

Ст. вожатая


День четырнадцатый – День кино и музыки


10.00 –10.30

Музыкальный час: «Кто сказал, что надо бросить песни о войне»

(к 75- летию начала войны)

Муз. работник

10.30 – 11.30

Минутка здоровья «Физиология здорового человека»

Изобразительная деятельность: рисунок к песне

Медработник

Воспитатели

11.30 –12.30

Подвижные игры на свежем воздухе

Воспитатели

12.30 – 13.30

Год КИНО. КТД - «Экскурсия по музею Кинематографии».

Воспитатели


День пятнадцатый – День прощальных рукопожатий


10.00 – 10.30

Работа почты сердечных пожеланий

Игра «Расскажи мне обо мне»

Воспитатели

Воспитатели

10.30 – 11.30

К 75 летию начала Великой Отечественной войны «День Памяти и скорби». Мероприятие у памятника погибшим воинам.

Воспитатели

Ст. вожатая

11.30 – 12.30

Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра»

Подвижные игры на свежем воздухе

Медработник

Воспитатели

12.30 – 13.30

Заключительный концерт «Радуга талантов»

Презентация Солнечного города

Воспитатели

Ст. вожатая


Кружковая деятельность – работа творческих мастерских


п/п

Название

кружка


Руководитель

Цель занятий

1

Юные экологи

Шкокова О.А.

Формирование у детей экологической культуры, познавательного интереса

к природе

2

Кукольный театр

Аверина Г.А.

Знакомство с различными видами театрального искусства, совершенствование

артистических навыков

3

Оч.Умелые ручки

Чурдалёва Е.А.

Развитие художественно – творческих навыков, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства

4

Чудо шашки

Сачкова А.М.

Раскрытие умственного, нравственного, волевого потенциала личности детей, овладение навыками шашечной игры

5

Акварелька

Сколкова Т.Е.

Развитие художественного вкуса, фантазии, пространственного воображения. Знакомство с различными видами изобразительной деятельности

6

Волшебная аппликация

Гладкова Л.Н.

Совершенствование умений и навыков работы нужными инструментами при работе с бумагой, картоном, различными материалами. Развитие мелкой моторики.

7

Островок спорта

Баринова Е.Н.

Развитие спортивных умений и навыков,

познавательного интереса к спорту.

Формирование здорового образа жизни

8

Фотокружок

«Всевидящее око»

Клюкина О.В.

Развитие художественного вкуса, чувства любви к прекрасному.

Овладениями навыками фотосъёмки



Время занятия в кружках – 30 минут

Количество занятий в смену – 6 занятий

Время проведения занятий – с 10.00 до 10.30


10. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Цель работы психолога в школьном лагере МБОУ СШ №11 г.Павлово:

1) формирование положительного психоэмоционального состояния у детей;

2) создание положительного эмоционального климата в коллективе;

3) создание развивающих условий в летнем оздоровительном лагере.

Игровые занятия представляют собой синтез современных психотерапевтических методов: игротерапии, метода беседы, арттерапии,  психогимнастики, телесной  терапии, элементов психодрамы, сказкотерапии и др.

Благодаря игре личность ребенка совершенствуется:

  1. Развивается мотивационно-потребностная сфера.

  2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм.

  3. Развивается произвольность поведения.

Достижение цели стало возможным благодаря решению таких задач:

  • - формировать и вырабатывать коммуникативные навыки у детей;

  • - обучать взаимодействию со сверстниками, сплачивать детский коллектив;

  • - создавать положительный эмоциональный климат в группе;

Основные направления работы:

  • диагностическое;

  • консультационное;

  • просветительское;

  • коррекционно-развивающее;

  • профилактическое.

Этапы сопровождения:

  1. Подготовительный этап.

Цель:

  • - обучение педагогического персонала;

  • разработка программы психологической поддержки всех членов коллектива лагеря.

Содержание работы:

  • изучение литературы по данной проблеме;

  • подготовка материалов к работе: стимульного, диагностического и др.;

  • просвещение педагогов по темам:

«Проблемы адаптации детей в летнем лагере»;

«Психолого-педагогические особенности формирования временного детского коллектива. Учет возрастных особенностей»;


П. Этап социально-психологической адаптации.

Цели: создание тренинговых групп с целью:

  • создания благоприятного климата;

  • определения детей, нуждающихся в психологической поддержке;

  • развития самосознания детей.

Содержание работы:

  • тренинг «Знакомство. Формирование доверия и комфорта в отряде, развитие социальных эмоций»;

  • диагностический срез с целью определения индивидуальных особенностей воспитанников и выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, подготовка коррекционных (групповых и индивидуальных) и развивающих минипрограмм.


Ш. Коррекционно-профилактический этап.

Цели:

  • контроль и коррекция психологического климата в отрядах;

  • коррекция отрицательных психических состояний, вызванных длительным нахождением вне дома;

  • индивидуальная психокоррекционная работа с детьми, имеющими различные отклонения;

  • снятие эмоционального напряжения детей, педагогов.


Содержание работы:

  • - диагностика (Приложение 1)

  • - сказкотерапия (Приложение 2) (Электронное приложение)

  • - занятия с элементами тренинга (Приложение 3)

Ожидаемые результаты: сформированность у воспитанников представлений о толерантности, ее проявлениях в отношении к окружающим, развитие коммуникативных  умений и приобретение  навыков конструктивного разрешения  сложных ситуаций, развитие  и укрепление навыков  поведенческой саморегуляции, приобретение  опыта позитивного взаимодействия в условиях коллективной творческой  деятельности.


Психологи-ческое просвещение учащихся

Психологи-ческое просвещение педагогов лагеря

Психологи-ческая диагностика учащихся

Коррекци-онная работа

с уч-ся

Проф-ориента-ционная работа

сучащимися


Клуб «Зеркало»


Индивидуаль-ные и тематические консультации;

уроки психологи-ческой культуры;

тренинги общения;

интерактивные игры


психолого-педагогические консилиумы;

индивидуаль-ные консультации;

психологичес-кие игры


социометрия;

автопортрет отряда;

референто-метрия;

САН (самочувствие,

активность, настроение);

метод незаконченных предложений;

мои корни (творческий проект);

карта интересов (по Климову);

КОС (изучение способностей)

тренинги;

беседы;

диспуты;

индивиду-альные занятия


тест Голанда;

тест Айзенка

Заседания клуба

“Гении, таланты и я среди них”

“Мои положи-тельные качества

и мои недостатки на чаше весов”,

“Как научиться радоваться жизни”




Мониторинг реализации Программы


Критерии

Показатели

Инструментарий

Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося.

Эмоциональная и мотивационная готовность.

Анкетирование

Методика незаконченных предложений

Удовлетворенность школьников жизнедеятельностью лагеря.

Степень удовлетворенности учащимися жизнедеятельности в лагеря.

Анкетирование

«Удовлетворенность школьников жизнедеятельностью лагеря».

Комфортность, защищенность личности учащегося,

его отношение к основным сторонам жизнедеятельности

в лагеря.

Итоговое анкетирование

Самоактуализиро-ванность личности

учащегося.

Стремление к познанию, проявлению и реализации своих способностей.

Педагогические наблюдения.

Сформированность физического потенциала личности

учащегося.

1.Состояние здоровья

учащихся.

1.Анализ статистических данных

2.Овладение навыками

личной гигиены.

2.Педагогические наблюдения.


Диагностика


Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

- планерки администрации лагеря, старшей вожатой и

воспитателей.

Пошаговая

диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

Беседы на отрядных сборах.


Итоговая

диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв (рисунок « Вместе мы отряд»)

Беседы в отрядах

Цветопись





Использованная литература



  1. Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006

  2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

  3. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)

  4. Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – (Воспитание и доп. образование детей).

  5. Ривкин Е.Ю., Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2001. – (Метод. библиотека).

  6. Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. –

Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,

  1. Электронная версия газеты « 1 сентября. Начальная школа»

  2. Материалы журналов « ПедСовет» 2005 - 2012 г.

  3. Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград, Учитель, 2001

  4. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993

  5. Интернет-материалы



29