СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа социально - педагогического сопровождения студентов «группы риска» ГПОУ « МСЦ ПТО им.Ф. И. Бачурина»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа находится в стадии реализации. Для апробации программы выбрали студентов поставленных на учёт на ШП строительного центра, которые относятся  к «группе риска». 

Просмотр содержимого документа
«Программа социально - педагогического сопровождения студентов «группы риска» ГПОУ « МСЦ ПТО им.Ф. И. Бачурина»»

«СОГЛАСОВАНО»

на методическом совете ГПОУ

«МСЦ ПТО им. Ф.И. Бачурина»

_____________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГПОУ

« МСЦ ПТО им.Ф. И. Бачурина»

______________И.В. Чебышева

«_______»_____________2016 г.








Программа социально - педагогического сопровождения

студентов «группы риска»

ГПОУ « МСЦ ПТО им.Ф. И. Бачурина»




Программа рассчитана на 2 года, в течение 2016-2018 года.








Программу разработала

практический психолог

ГПОУ « МСЦ ПТО им.Ф. И. Бачурина»

Ручий Н.И.







Макеевка - 2016

Актуальность и концептуальные идеи программы.

Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.

Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий подросткового воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия педагогов строительного центра, социального педагога, педагога -психолога, работников СДН, учреждений дополнительного образования.

В строительном центре обучается _____ студентов, всего: _____ групп, студенты от 15 до 25 лет. Кроме того есть абитуриенты льготных категорий: дети – сироты; сироты, под опекой; сироты, на полном государственном обеспечении; многодетные, малообеспеченные. Имеются студенты постоянно опаздывающие, прогуливающие учебные занятия, студенты с отклонением в поведении. Категории таких детей попадают в «группу риска».

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе со студентами «группы риска» является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Проблемы

  1. Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме.

  2. Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на подростка.

  3. Высокий уровень подавления и насилия.

  4. Хаотичность в воспитании.

  5. Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности.

  6. Защиты прав и интересов ребёнка, оказания комплексной помощи.

Цель программы

1. Адаптация студентов строительного центра «группы риска» в социуме.

2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в строительном центре, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.

3. Формирование личностных нравственных качеств у студентов.

4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития подростка, соблюдение прав.

Задачи программы

  1. Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде.

  2. Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений по пропаганде здорового образа жизни.

  3. Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.

  4. Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.

  5. Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

  6. Обеспечение мотивации:

  • к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

  • на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы).

  1. Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,

  2. Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.

  3. Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе.

  4. Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов.

  5. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Отличительные особенности программы

1.Тесное взаимодействие со студентами.

2.Сотворчество педагогов и студентов.

3.Развитие подростковой инициативы.

4.Способность педагогов к неформальному общению.

5.Создание у подростка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.

6.Формирование у студентов «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.

7.Совместное участие в мероприятиях студентов, педагогов и сотрудников представительских органов.


Возраст подростков, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана для работы с подростками с отклоняющимся поведением 15-21 лет.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 2 года, в течение 2016-2018 года.

Полученные результаты и способы их оценки

Программа находится в стадии реализации. Для апробации программы выбрали студентов поставленных на учёт на ШП строительного центра, которые относятся к «группе риска». Был разработан рабочий план для реализации программы. Затем, в течении сентября-октября, проводилась диагностическая работа. Путем тестирования и анкетирования выявлены отклонения в поведении, установлении типа семейного воспитания и к вопросам воспитания в целом. На основе всего выявленного проводится информационно - просветительская работа, как с педагогами, так и со студентами параллельно. При этом проводилось обследование условий проживания и воспитания несовершеннолетних, совместно с классным руководителем и социальным педагогом. Ведется комплексная коррекционная – развивающая работа со всеми участниками УВП. Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты и способы оценки

1.Выявление основных причин появления студентов «группы риска».

2.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.

3.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности студентов «группы риска».

4.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.

5. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками

6.Повышение мотивации к обучению и уровня физической подготовки студентов этой группы.

7. Снижение количества студентов асоциального поведения.

8. Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.

Методическое обеспечение программы

Этапы реализации программы:

Первый этап - организационный (анализ состояния в группе, непосредственное планирование, согласование планов).

Второй этап - диагностический (изучение потребностей и запросов «трудных» подростков).

Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией).

Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.

Диагностика

  1. Информация об студентах (сбор сведений; акты).

  2. Информация о семьях (сбор сведений, акты).

  3. Выявление асоциальных семей, трудновоспитуемых учащихся (анкеты).

  4. Психологическая диагностика трудновоспитуемых учащихся.

  5. Списки состоящих на учете.

  6. Списки уклоняющихся от учебы.

  7. Списки детей – сирот.

  8. Списки малообеспеченные семьи.

  9. Списки многодетных семей.

Приемы коррекционно-воспитательного воздействия

  1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации.

  2. Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.

  3. Организация ситуаций, в которых подросток может достичь успеха, использование всех мер поощрения.

  4. Демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми).

Стратегия и механизм достижения поставленных целей

Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:

- работа со студентами «группы риска»;

- работа с семьей;

- работа с педагогами;

- организация досуга подростков.

Работа с семьей

Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, опекунами способствующие сохранению родственных связей, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.

Задачи:

-привлечение педагогов для совместной организации досуговой деятельности подростков;

-выявление особенностей взаимоотношения между подростками и педагогами;

-разработка основных правил семейного воспитания в группе;

-способствовать созданию комфортных условий в группе для развития личности подростка.

Формы работы:

- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории);

-психокоррекционная работа- консультация (оказание помощи в конфликтных ситуациях);

-психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора СДН и др.) для бесед с педагогами и подростками.

Принцип реализации работы :

- анкетирование, диагностика;

-опрос студентов, педагогов, мастеров п/о;

-совместные мероприятия, праздники;

-профессионально- технические, творческие выставки.

Основные направления работы:

- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций семьи и города;

- формирование ценностей и жизненных приоритетов у подростков;

-организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в группе», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления» и др.

Работа с педагогами

Цели и задачи:

- расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;

- дать базовые психологические понятии о психологии развития личности детей;

- расширить знания о роли педагогов в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.

Работа со студентами

Цели и задачи:

-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков;

-профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);

-профилактика правонарушений;

-психокоррекция;

-профориентация;

-пропаганда здорового образа жизни.

- адаптация подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работу;

- создание ситуации успеха для подростков асоциального поведения;

- сформировать личную и социальную компетентность подростков, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;

- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.

Методы:

- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);

- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)

Формы работы: групповая и индивидуальная работа , тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)

Направления организации досуга:

- изучение интересов и потребностей студентов данной категории;

- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей подростков;

- методическое сопровождение мероприятий досуга;

- организация социально-значимой деятельности подростков.

Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам - нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия)

Профилактика правонарушений

  1. Беседы по факту.

  2. Лекции специалистов, классные часы.

  3. Конференция "Знаешь ли ты закон?"

  4. Смотр-конкурс информационных листов "Профилактика асоциальных явлений".

  5. Кинофильмы "Вредные привычки"

Правовой всеобуч: Конституция, Устав центра.

  1. Выступления с информацией о состоянии преступности.

  2. Профилактика употребления ПАВ.

  3. Организация летнего отдыха .

  4. Трудовая занятость трудновоспитуемых в каникулярное время.

Контроль

  1. Индивидуальные карточки учета.

  2. Рейды по месту жительства подростка.

  3. Подготовка материалов на неблагополучные в СДН.

  4. Совместная работа с инспектором СДН.

  5. Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий.

  6. Проверка занятости после уроков.

  7. Совещания при директоре .

  8. Административные совещания.

  9. Методические семинары .

Психологическое сопровождение

  1. Специально - коррекционные занятия.

  2. Индивидуальные консультации.

  3. План работы с со студентами «группы риска» .

  4. Диагностические методики:

- Опросник "СОП"

- Методика изучения мотивации к обучению

- Анкета «Ценностные приоритеты»

(для подростков 15-18 лет)

- Опросник на выявление типа акцентуаций подростка Шмишека

- Социометрия

- Карта психологической характеристики личностного развития подростка

- Карта наблюдений

- Анкета «Знакомство с семьей»

Организация педагогической помощи

  1. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.

  2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" студентов. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".

  3. Забота об укреплении положения подростка в коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.

  4. Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности студента, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

  5. Оказание педагогической помощи преподавателям и мастерам п/о «трудного» подростка. Учить их понимать подростка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Организация психологической помощи

  1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

  2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, заболевания родителей и т.д.

  3. Психологическое консультирование с целью помочь подростку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

  4. Индивидуальные беседы с "трудными" подростками с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.

  5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.












ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


мероприятия

Ответственный

2016-2017


2017-2018

1

Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос.

Изучение причин социальной дезадаптации студентов, условий жизни и поведенческих тенденций,

сбор банка данных.

Соц. педагог Педагог - психолог

Сентябрь, октябрь

Сентябрь, октябрь

2

Проведение коррекционной работы со студентами «группы риска»

Соц. Педагог

Педагог - психолог

В течение года


В течение года


3

Тренинг: « Навыки общения».

Соц. Педагог

Педагог - психолог

В течение года

В течение года


4

Изучение и обобщение опыта на тему «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

Зам. директора по ВР.

Соц. педагог

Педагог - психолог

В течение года


В течение года


5

Контроль за дозировкой домашнего задания

Зам. директора по УВР

В течение года


В течение года

6

Оформление уголков здоровья

Зам. директора по ВР

соц. педагог

1 раз в два месяца

1 раз в два месяца

8

Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение детей асоциального поведения

Педагог - психолог.

Соц. педагог

В течение года

В течение года

9

Исследование адаптации к строительному центру

Педагог - психолог, соц. педагог

Октябрь - ноябрь

Октябрь - ноябрь

10

Классные часы и просветительно- профилактические беседы направленные на правовую тематику, формирование ЗОЖ, положительных жизненных ценностей и приоритетов.


Мастера п/о,

Классные руководители


В течение года

В течение года

11

Исследование здоровья детей «группы риска»

соц. педагог,

преподаватель физ.воспитания

2 раза в год

2 раза в год

12

Тематические недели:

- «Неделя правового воспитания»


-«Неделя ЗОЖ»


-«Неделя социально – психологического здоровья»



Преп. истории и права


Преп.по физ. воспитанию

Педагог – психологи соц. педагог

(согласно графику

преп. истории)


Декабрь - март



Апрель

(согласно графику преп. истории)


Декабрь -март



Апрель

13

Проведение ШП строительного центра

Зам.дир. по ВР

3 неделя(среда) каждого месяца

3 неделя каждого месяца

14

Круглый стол: «От безответственности до преступления один шаг»,

« Ты и твои права»


Инспектор СДН

Инспектор криминальной полиции

Соц. педагог


Согласно совместному графику

Согласно совместному графику

15

Профилактические беседы нарколога о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация фильмов.

Нарколог городской больницы.

1 раз в полугодие

1 раз в полугодие

16

Спортивно-оздоровительные мероприятия:

-привлечение к участию в спортивных соревнованиях,

-кружках и секциях,

-турпоходах.





Зам. директора по ВР.


В течение года


В течение года

17

Просветительская работа с учителями по теме: «Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков».

Соц. педагог,

Педагог - психолог



Декабрь


Декабрь


18

Лектории для преподавателей: «Уют и комфорт в нашем доме», «Учим ли мы наших детей любить?», «Нравственные законы жизни», «Взаимодействие людей друг с другом», «Мальчики и девочки. Почему они разные?»


Соц. педагог,

Педагог -психолог

В течение года

В течение года

19

Индивидуальные профилактические беседы, консультации с целью предотвращения административных правонарушений

Зам. директора по ВР Соц. педагог,

Педагог -психолог

В течение года

В течение года

20

Организация санаторно-курортного лечения и летнего отдыха подростков «группы риска»

Соц. педагог.

В течение года

В течении года















Список литературы


    1. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007

    2. Галичкина О.В. система работы администрации школы по профилактике наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2006

    3. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам6все о наркомании.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005

    4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.- М., 2007

    5. Лепешева Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников/школьный психолог, №9, 2007

    6. Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария \ Методист, №6, 2007. С47 - 48

    7. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.- М. «Вако», 2004

    8. Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка // Социальная педагогика №5,2009

    9. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005

    10. Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,1997

    11. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М., 2005 Я выбираю профессию (информационное издание), «Янтарная летопись», 2010





















РЕКОМЕНДАЦИИ

в проведении профилактических тем со студентами

В помощь классным руководителям групп и мастерам п/о


Подготовила:

педагог – психолог

«МСЦ ПТО им.Ф. И. бачурина»

Ручий Н.И.


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ БЕСЕД С УЧАЩИМИСЯ,

СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ


сроки

Тема беседы, проблема, вопросы для обсуждения

сентябрь

«Права детей»

«Устав строительного центра, правила поведения студента»

«Административная и уголовная ответственность»

«Твои успехи и неудачи»

«Культура общения»

«Закон и Конституция ДНР»

«Способы урегулирования конфликта»

«Шутки или хулиганство»

«Ответственность за проступки»

«Правила поведения и ТБ»



октябрь

«ЗОЖ – что это такое?»

«Что есть человек?»

«Коллективная помощь и сочувствие»

«Мы за здоровый образ жизни»

«Культура поведения в общественных местах»

«Правонарушение и юридическая ответственность»

«За что ставят на учет в СДН?»

«За что ставят на учет в строительном центре ШП?»


ноябрь

«Устав центра, правила поведения студентов»

«Административная и уголовная ответственность»

«Права и обязанности несовершеннолетнего»

«Ответственность за ложные сообщения»

«Закон и Конституция ДНР»

«Искусство каждодневного общения»

«Твоя семья»

«Отношения с одногруппниками. Правила поведение в центре»

«Чистота разговорной речи. «Слова – сорняки»

«Правила поведения на улице»

« Культура общения»

«Ответственность за порчу имущества центра»

«Культура приветствий и обращений к окружающим»

«Ответственность за нарушение правил ПДД»

«Уверенность в себе»

«Вербальные и невербальные формы поведения»

«Формула выбора профессии»

«Сердце матери»

«Ласковые слова для мамы»


декабрь

«Закон и Конституция ДНР»

«Последствия самовольного ухода из центра»

«Опасные привычки»

«Профессии доступные людям с инвалидностью»

«Правила поведения и ТБ»

«Правила поведения в общественных местах»

«Самоконтроль и требовательность к себе»

«Вредные привычки»

«Техника безопасности»

«Мои успехи и неудачи»

«Правила поведения пассажира в общественном транспорте»

«Сила воли и характер»

«Чувство собственного достоинства»

«Как избежать травматизма зимой»

«Моя малая Родина»



январь

«Как я провел зимние каникулы»

«Закон и Конституция ДНР»

«Петарды и безопасность»

«Моя малая Родина»

«Умей сказать - НЕТ»

«Безопасное движение во время гололеда»

«Компьютер-друг или враг»

«Рождественские святки»

«Место подростка в обществе»

«Как справиться с плохим настроением, раздражением, обидой»

«Мои недостатки»

«Культура речи. Ненормативная лексика»



февраль

«Выбирай здоровье: виды спорта в нашем центре»

«Алкоголь и алкогольная зависимость»

«Для чего нужна семья»

«Как выбрать профессию»

«Конфликты в нашей жизни и способы их преодоления»

«Что такое вежливость»

«Человек – творец своей судьбы»

«Подросток и Закон»



март

«Подросток и преступление»

«Правонарушение, проступок, преступление»

«Как не стать жертвой преступления»

«Компьютер – друг или враг»

«Опасные привычки»

«Профессии доступные людям – инвалидам»

«Делу время, потехе час! »

«О честности и умении держать слово»

«Гимн, Герб, флаг ДНР»

«Жизнь дана для добрых дел»

«Виды наказания несовершеннолетних»




апрель

«Преступление и наказание»

«Голосование – это право или обязанность»

«Роль СМИ в жизни общества (право на получение информации)»

«Конвенция о правах ребенка»

«Ответственность за ложные сообщения»

«Энергетические напитки – новые наркотики»

«Мое имя»

«Ласковые слова для мамы»

«Деньги на карманные расходы»




май

«Как преодолеть страх перед экзаменами»

«Умей сказать – НЕТ! »

«Всегда есть выбор»

«Жизнь – главная ценность человека»

«Досуг семьи»

«Виды летней занятости подростка. Формы летнего отдыха и оздоровления»

«Я и моя уличная компания»

«Обязанности подростка в семье»

«Посильный труд – достоин уважения»

«Планы на будущее»



Штаб профилактики


План

воспитательных мероприятий

на 2016 – 2017 учебный год


педагога – психолога


Содержание работы

Сроки

1

Занятие с элементами тренинга «Я в новом коллективе».

Сентябрь

2

2.1.Интерактивное занятие с элементами тренинга "Формула хорошего настроения".

2.2.Правовые лектории «Подросток и закон».

Октябрь

3

Занятие с элементам тренинга: «Подросток и конфликты».

Ноябрь

4

- Цикл просветительно- профилактических бесед направленных на ЗОЖ:

1. Беседа «Правда и ложь об алкоголе» .

2.Цикл бесед о вреде наркотиков «Ты попал в беду»

- Анкетирование «ЗОЖ – что это?»

Декабрь

5

Проведение Акции: «Скажем «Нет - стрессу!!!»

Декабрь

6

Проведение профилактического занятия «Профилактика девиантного поведения»

Февраль

7

- Цикл просветительно- профилактических мероприятий направленных на ЗОЖ:

1. Игра – соревнование «Баланс положительных и отрицательных сторон курения».

2. Профилактическое занятие со студентами: «Сквернословие – мусор нашей жизни!»


Март

8

Профилактичекая беседа «Уголовная ответственность несовершеннолетних».

Апрель

9

Деловая игра «Поиск работы - тоже работа»

Май


Разработка рекомендаций и памяток для родителей :

«Возрастные особенности подросткового периода».

« Подросток и родители».

«Поиск понимания в общении».

 «Пора ранней юности».

«Непослушный ребенок - подросток».

«Общие проблемы воспитания детей в семье».

«Личность ребенка формируется в семье».

«Как научиться понимать ребенка».

«Личный пример и авторитет родителей».









Занятие с элементами тренинга «Я в новом коллективе».

Цель занятий: создание в подростковом коллективе благоприятной психологической атмосферы, направленной на дальнейшее сплочение.

Предполагаемый результат: занятия развивают следующие навыки и умения:

  • доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом;

  • эмоционально сопереживать сверстнику;

  • сотрудничать и действовать сообща;

  • согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;

  • разрешать конфликтные ситуации;


Все это способствует сближению подростков и развитию чувства «Мы» в коллективе.

Условия, количество и периодичность занятий: занятия рассчитаны на детей 15-16 лет, всего проводится 5 занятий с периодичностью 1 раз в день для каждой группы. Первые три занятия по 45 минут, последние два - по 1.5 часа.

Каждое из занятий оформлено в виде законченного мини-тренинга, т.е. включает приветствие, разминку, основное упражнение, обсуждение, завершающий ритуал или упражнение.

Программа занятий

Содержание

 1 Занятие 1 «Самоуважение»

2 Занятие 2 «Прекрасный сад»

3 Занятие 3 «Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение»

4 Занятие 4 «Командообразование»

5 Занятие 5. Коллаж на тему «Дружба»



Занятие 1 «Самоуважение»

1) Знакомство. Установление контакта с подростками.

Участники подписывают бейджи. Ведущий представляется и говорит несколько слов о том, что будет происходить.

2) Правила работы в группе.

Ведущий устанавливает определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале каждого занятия.

Список правил:

  1. Внимательно слушать друг друга.

  2. Не перебивать говорящего.

  3. Уважать мнение друг друга.

  4. Высказывайся от своего имени.

  5. Безоценочность суждений.

  6. Активность.

  7. Правило «стоп».

  8. Конфиденциальность.

Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.

3) Разминка «Поменяйтесь местами».

Описание упражнения: участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто... к примеру, умеет жарить яичницу». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Упражнение создает условия для того, чтобы дети могли лучше узнать друг друга, понять, как много у них общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

4) Диалог и Мини - лекция.

Ведущий предлагает каждому участнику подумать минуту и ответить на вопрос: «Что такое самоуважение?». Все желающие могут высказаться. Затем ведущий подводит итог и рассказывает о том, какое значение имеет самоуважение и от чего оно зависит; о чувствах, таких, как хвастовство, которые маскируют низкую самоценность, о желании быть идеальным человеком и к чему это может привести. Затем предлагает выполнить основное упражнение.

5) Основное упражнение «Хорошие и плохие поступки».

Описание упражнения: участников делят на две команды случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков. После выполнения задания каждая команда представляет свой перечень, затем идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание ребят на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.

Выполняя данное упражнение, дети осознают связь между поступками и самоуважением, обнаруживают связь самоуважения с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

6)Завершающее упражнение «Спасибо!»

Описание упражнения: участники встают в круг, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все то, с чем он пришел сегодня: свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят: «СПАСИБО!».

Данное упражнение представляет собой завершающий ритуал. Оно позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также помогает завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Занятие 2 «Прекрасный сад»

1) Разминка. Упражнение «Поздороваемся».

Описание упражнения: ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т.е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками. Во время игры не должно быть разговоров. Упражнение помогает установлению контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки.

То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов занятия и придает действию ощущение новизны.

2) Основное упражнение «Прекрасный сад»

Описание упражнения: участники сидят в кругу.

Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки. Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок.

Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок. Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам.

Увидеть, в окружении каких разных, непохожих цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

3) Завершающее упражнение «Спасибо!» (смотрите занятие №1, упражнение 6)

Занятие 3 «Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение»

1.) Разминка. Упражнение «Построимся»

Описание упражнения: ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов.

Ведущий говорит: «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?». В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения.

Упражнение демонстрирует возможности обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники включают заинтересованность, заставляют находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

2) Мини-лекция «Осознание невербального языка тела»

Детям объясняют, что часто мимика, поза, жесты, манера сидеть, стоять, ходить невольно выражают внутреннее состояние, что невербальные проявления - важнейшие компоненты процесса коммуникации. Осознание собственного физического «Я» помогает лучше понять себя - идентифицировать внутреннее состояние и чувства, легче выражать в физическом действии некоторые эмоции. Далее объясняется, что такое конгруэнтная коммуникация.

Конгруэнтность, которая подразумевает совпадение внутренних переживаний, их осознания и форм выражения (ощущения + осязание + сообщение), определяет надежность коммуникации, ее четкость и осуществление без защитных механизмов и барьеров. Конгруэнтность - предварительное условие положительного и продуктивного взаимодействия.

Чтобы получить представление о коммуникации, участникам предлагается искать несоответствия (различия), разыгрывая сцены: например, произнести слова «Хочу помочь», «Я люблю тебя» с нахмуренным лицом и сжатыми кулаками (несоответствие между вербальным выражением и «языком тела»). Затем объясняют, что это может быть осознанным или нет. Например, человек в гостях весь вечер скучал, но на прощание, улыбаясь, говорит хозяйке: «Как приятно было провести у вас вечер...» Он сознательно говорит не то, что чувствует, не желая обидеть хозяйку. Другой пример, когда человек, не осознавая собственный гнев и агрессивные тенденции, говорит вежливо, но его поза и напряженная мимика не соответствуют словам.

3) Основное упражнение «Рисунок на спине»

Описание упражнения: участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колоны параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища.

Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую- нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд.

Задание - каждому почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше следующему участнику. В конце упражнения, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем.

Ведущий достает свою картинку и сравнивает. Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами. Затем идет обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

Упражнение помогает в развитии коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознавать, насколько важно настроиться на понимание другого человека. Демонстрирует возможности адекватного обмена информацией без использования слов.

4) Завершающее упражнение «Спасибо!» (смотрите занятие №1, упражнение 6)

Занятие 4 «Командообразование»

1) Разминка. Упражнение «Найди и коснись»

Описание упражнения: ведущий предлагает передвигаться по комнате и касаться руками разных предметов и вещей. Например, найти и коснуться чего-либо холодного; шершавого; вещи, длина которой прмерно 30 см; того, что весит полкилограмма, слова «Незабудка» и т. д.

Упражнение развивает симпатию и доверие к окружающим, но при этом активизирует и наблюдательные и аналитические способности. Участники контактируют между собой, обращая внимание на разные аспекты действительности.

2) Основное упражнение «Пазлы»

Описание упражнения: отряд делится произвольно на команды по 5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой- нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды - собрать картинку как можно быстрее. Затем упражнение обсуждается в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.

Упражнение помогает развитию коммуникативных навыков, способствует сплоченности внутри команды, учит согласовывать свои действия с действиями других и решать поставленные задачи. Далее ведущий предлагает применить полученный опыт из предыдущего упражнения в следующем задании.

3) Упражнение «Кочки»

Описание упражнения: каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются в одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки, все участники делятся на две команды, 1 – «лягушки», а 2 (ведущие) – «крокодилы». Задача 1 команды - не потеряв ни одной «лягушки», добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. «Крокодилы» могут «топить» (забирать) оставленные без присмотра кочки.

Если «лягушка» оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли «крокодилы», и игра начинается сначала. После выполнения упражнения участники рассказывают о том, что помогало, или наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те «лягушки», которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкал цепочку.

Упражнение способствует развитию коммуникативных навыков, сплоченности членов группы, осознанию важности этих качеств для эффективной работы в группе. Развивает умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.

4) Завершающее упражнение «Шарики»

Описание упражнения: участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом постараться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.

Данное упражнение способствует сплочению коллектива, ломает пространственные барьеры между участниками. После выполнения достаточно короткого обмена впечатлениями.

Занятие 5. Коллаж на тему «Дружба»

1) Разминка. Упражнение «Паровозик»

Описание упражнения: ведущий предлагает участникам передвигаться по комнате с закрытыми глазами друг за другом, держась за плечи товарищей. На пути у первого участника можно ставить импровизированные препятствия.

Упражнение способствует сплочению коллектива, создает атмосферу доверия.


2) Основное упражнение Коллаж «Дружба»

Описание упражнения: отряд делится произвольно на команды по 5 человек, каждой команде выдается лист ватмана, а также пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике «Дружба». Ведущий объясняет задание и поясняет, что подразумевается под коллажом. Команды получают задание – составить коллаж «Дружба». После того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных. Ведущий хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину дружбы коллектива.

Упражнение способствует расширению представлений детей о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях, установлению более тесного эмоционального контакта, развитию сплоченности, умению согласовывать свои действия с другими членами команды, а также осмыслению и закреплению опыта, полученного в процессе тренинга.

Завершение тренинга.

Общее фото группы на фоне выполненных работ.







































Интерактивное занятие с элементами тренинга

"Формула хорошего настроения"

Цель: развитие позитивной коммуникации в группе, выбор и использование молодежью адекватных, не вредящих здоровью способов и приемов, помогающих справляться с плохим настроением.

Задачи:

  • Создать благоприятные условия для эффективного межличностного общения в группе.

  • Закрепление навыков самоанализа, содействие самораскрытию, активизация процесса рефлексии.

  • Организация обсуждения в молодежных группах применяемых приемов и способов, помогающих справляться с плохим настроением и выбор адекватных, «здоровых», не вредящих здоровью способов.

  • Проведение упражнений, игр, творческих заданий, способствующих сосредоточению внимания, активизации мыследеятельности участников.

  • Презентация формулы хорошего настроения, обозначение и визуализация составляющих хорошего настроения на коллаже.

Целевая группа: студенты 1-х курсов. Количество – от 15 до 30 человек.

Время проведения: 1 ч.30 минут (2 академических часа).

Условие для занятий: Просторное помещение 24–30 кв. м, стулья по количеству участников, расположенные по кругу, а также стулья по количеству участников, находящиеся вокруг 3-х отдельно стоящих столов.

Техническое обеспечение: Музыкальный центр, диск с песней «Хорошее настроение», проектор, экран, скотч – 3 шт., ножницы – 3 шт., бумага формата А3, А4, ватманы, маркеры – 3 упаковки, фломастеры – 3 упаковки.

Ход занятия

  • Музыкальное сопровождение (песня «Хорошее настроение»).

  • Оформление доски, соответственно тематике занятия.

I. Организационно-мотивационный этап (в общем круге).

Участники усаживаются на стулья, расположенные по кругу.

1. Оргмомент. Приветствие участников тренинга.

2. Сообщение темы и целей занятия.

Сегодня мне хотелось бы Вас пригласить на тренинговое занятие, где каждый из вас сможет окунуться в мир игры. Наша встреча посвящена тому, чтобы вы поближе узнали друг друга, а также мы поговорим о составляющих хорошего настроения.

3. Принятие правил работы группы.

Активная и слаженная работа по времени, регламент.

Обсуждение. Голосование.

4. Упражнение «Ты Таня – умная, а я Вася – добрый…».

Цель: Знакомство, повышение и активизация настроения участников группы, создание условий для повышения самооценки молодежи.

Инструкция: Я – ведущий, начинаю, а вы продолжите по кругу:

«Я – Таня – умная», следующий участник повторяет имя предыдущего и называет свое имя и качество «Ты Таня – умная, а я Вася – добрый» и так далее по кругу.

Вывод: Каждый человек уникален, и поэтому надо учиться говорить о себе положительно. Это в свою очередь придает уверенности. Надо любить себя и уважать, и тогда людям уважать тебя будет легче. Чем меньше комплексов, тем ты проще, и, как известно, будь проще и люди к тебе потянутся.

5. Беседа «Мое настроение» 

Цель: Введение в тему, повышение мотивации к самоанализу, рефлексии.

Подумайте и определите, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь чаще всего: жизнерадостном, оптимистичном, или грустном, печальном, или подавленном, мрачном. Это – ваше настроение. У каждого человека есть свой тон обычного настроения. Про одного мы говорим: «жизнерадостный человек», хотя у него в отдельные моменты может быть и печальное, и подавленное настроение. Другого мы воспринимаем как мрачного, недовольного, хотя и он иногда может быть веселым, оживленным. Самое интересное, что мы никому не докладываем о своем настроении, но взгляд, слово, движение, выражение лица, наклон головы, интонация, вздох, улыбка – и все становится ясно. Есть ли у вас «свое настроение, такое, в котором вы находитесь чаще всего? Подумайте, каким вас видят ваши друзья, одноклассники, родители? Я призываю вас к самоанализу. Вам необходимо будет работать с людьми, и уметь управлять своими эмоциями. Психологические исследования показывают, что человек с устойчивым мрачным настроением распространяет свое состояние на окружающих, с которыми он взаимодействует. В результате у всех может возникнуть общее подавленное настроение, когда не хочется ни шутить, ни разговаривать, ни обмениваться впечатлениями. В эти моменты обычно душой владеют не жизнеутверждающие чувства, а мрачные предчувствия. Но, с другой стороны, вам известно, что постоянно выражаемая в словах и поведении бурная жизнерадостность, экзальтированность в проявлении чувств, даже положительных, также угнетающе действует на окружающих людей, утомляет их и часто вызывает раздражение, особенно тогда, когда оптимизм одного человека не соответствует общему настроению. Поэтому важно знать о своем обычном настроении и думать о соответствии своего настроения в той или иной конкретной ситуации, а также о мере его проявления в поведении. Иными словами, ты должен управлять своим настроением, а не оно тобой.

6. Упражнение «Ассоциации».

Цель: Провести ассоциативный ряд с понятием «плохое и хорошее» настроение, активизация мыследеятельности участников.

Что для вас хорошее настроение? Одним словом продолжите предложение:

  • «Хорошее настроение – это…» (Улыбки, смех, радость, мама, папа…).

  • Если настроение – это цвет, то какой это цвет. А плохое?

  • Если это прикосновение? (Приятное).

  • Книга, фильм, погода, музыка…

Мозговой штурм. Обсуждение.

II. Реализующий этап (в общем круге).

1. Упражнение-энергизатор «Карточка общих черт» .

Цель: знакомство друг с другом, развитие позитивной коммуникации.

Необходимые материалы: Индивидуальные бланки с вопросами и ручки на каждого участника.

Инструкция: Вам предлагается бланк с утверждениями. Необходимо найти эти качества у участников группы. Тот человек, кому подходит данное утверждение расписывается напротив него. Ваша задача проставить как можно больше подписей напротив данных утверждений.

КТО?

  •  Родился в том же году.

  •  Младше вас.

  •  Выше вас ростом.

  •  Учится в том же учреждении

  •  Имеет более светлые волосы.

  •  Любит того же писателя.

  •  Слушает ту же музыку.

  •  Опытнее вас в чём-либо

  •  Имеет глаза того же цвета.

  • Любит то же животное.

  • 11.Имя начинается с той же буквы.

  • Нравится то же блюдо.

  • Нравится такой же вид спорта.

  • Считает, что настроение зависит от меня самого

  • Считает, что настроение зависит от внешних факторов (от настроения других людей, погодных условий, при наличии телепередач, праздников и т.д.)

Рефлексия: Сложно было выполнять упражнение? Что на ваш взгляд было самым сложным? У кого, сколько осталось не подписанных утверждений?

Поднимите руку, кто считает, что настроение зависит от внешних факторов? Почему вы так считаете? Поднимите руку, кто считает, что во многом настроение зависит от себя самого.

Вывод: Если я – человек и личность, то должен научиться управлять своим настроением, несмотря на все внешние факторы. Еще древнегреческий ученый Сенека говорил: «Самая высшая власть – власть над собой».

2. Разделение группы на команды.

Участники из общего круга путем деления на команды размещаются за столами.

Необходимые материалы: 3 отдельно стоящих стола для каждой команды, заготовки указателей – названия столов «Капуста», «Перец», «Огурец», вокруг столов соответствующее числу участников количество стульев.

Инструкция: Рассчитайтесь, пожалуйста, на «Капуста», «Перец», «Огурец», запомнив название овощей, которые сказали. Команда «Капуста», вы размещаетесь за столом, где изображен соответствующий указатель – «Капуста». Команда «Огурцов» и «Перцев» также размещается за соответствующими столами.

3. Творческое задание «Девиз команды» (работа в подгруппах).

Цель: Повышение активности участников и содействие сплочению группы.

Необходимые материалы: Листы А4 – 6 шт. (по 2 листа на команду), фломастеры – 3 упаковки, маркеры – 3 упаковки (по 1 упаковке для каждой команды).

Инструкция: Выберите капитана команды и придумайте девиз команды, который бы отражал Ваше хорошее настроение. Например: «Солнце светит для меня, лучше нету сего дня!»

Выступления команд.

Театрализация.

4. Упражнение «Как справиться с плохим настроением».

Цель: Обозначение способов, помогающих справляться с плохим настроением, выбор адекватных, «здоровых», не вредящих здоровью способов поднятия настроения.

Необходимые материалы: Листы А4 – 6 шт. (по 2 листа на команду), фломастеры – 3 упаковки, маркеры – 3 упаковки (по 1 упаковке для каждой команды).

Инструкция: В командах обозначить способы, помогающие справляться с плохим настроением, а затем по истечении времени озвучить их.

Вывод: Необходимо помнить, что одной из главных жизненных ценностей является здоровье. Выбирая определенные способы, помогающие справляться с плохим настроением, нужно подумать: «Какой ценой я улучшаю свое настроение сегодня?». Если ответ – «Ценой в здоровье», то постараться выбрать другой способ.

5. Творческое задание «Эскиз хорошего настроения» .

Цель: Развитие позитивной коммуникации, сплочение коллектива.

Необходимые материалы: Листы А4 – 6 шт. (по 2 листа на команду), фломастеры – 3 упаковки, маркеры – 3 упаковки (по 1 упаковке для каждой команды).

Инструкция: Каждый задумайте эскиз хорошего настроения. Не ограничивайтесь в воображении. Это могут быть любые элементы, отражающие именно ваше хорошее настроение. Задание – нарисовать общий рисунок, где каждый будет рисовать не более 30–40 секунд. Затем он передает лист другому.

Рефлексия. Каждый постарался внести свое в общее дело. Подумайте, получился ли у вас общий рисунок или это все-таки отдельные элементы. Ваш эскиз может рассказать о слаженности работы в группе.

Презентация эскиза.

6. Игра «Пишущая машинка» .

Цель: Выработка положительных эмоций, слаженности работы в группе, сплочение коллектива.

Необходимые материалы: Проектор, экран. Фраза, выведенная на проекторе «Хочешь быть счастливым – будь им!»

Инструкция: Итак, мы – буквы алфавита. Будем печатать предложение «Хочешь быть счастливым – будь им!» Сейчас мы произнесем весь алфавит, все 33 буквы. Просьба запомнить свою букву, которую произнесете, когда будем рассчитываться плюс «Пробел», «Точка», «Восклицательный знак». Печатать будем так: встает нужная буква и произносит свое название. Точка – хлопнет в ладоши, пробел – топнет ногой, восклицательный знак – крикнет «Ура!». 

7. Презентация «Формула хорошего настроения» (Вывести на проектор, см. Приложение 1).

Цель: Обозначение формулы хорошего настроения, повышение мотивации к самоанализу, рефлексии.

Необходимые материалы: Проектор, экран. Презентация «Формула хорошего настроения».

Демонстрация презентации.

Формулой хорошего настроения является здоровое тело, ясный ум и положительные эмоции и чувства. Тело нуждается в уходе, ум в тренировке и очень хорошо, если все сопровождается радостью, позитивом. Ведь смех – это лекарство от многих болезней. Дело в том, что смех вызывает в организме комплексный биохимический процесс. Ученые рекомендуют вместо 40 минут расслабляющего отдыха 5 минут здорового смеха.

8. Упражнение «Пожелание другу».

Цель: Создание позитивного эмоционального фона.

Необходимые материалы: Заготовки листочков в форме сердечка и ручки – по количеству участников. Декоративный мешочек.

Инструкция: На сердечке напишите приятную фразу другу. Можете начать так: «От всей души желаю тебе…»

Ведущий собирает в декоративный мешочек сердечки с пожеланиями. Сердечки перемешиваются. Затем, в конце занятия каждый участник вынимает из мешочка пожелание.

9. Упражнение «Формула хорошего настроения».

Необходимые материалы: Заготовки, вырезки из журналов по темам: «Здоровое тело», «Ясный ум», «Положительные эмоции и чувства». Ватманы, скотч, ножницы, клей – 3 штуки; маркеры, фломастеры – 3 упаковки, флип-чарт для оформления общего коллажа. Оформленные командами: девиз команды, способы, помогающие справляться с плохим настроением, эскиз хорошего настроения.

Инструкция: У вас на столах имеется одно из составляющих хорошего настроения. Задача группы – использовать все подручные средства и создать коллаж или другими словами – стенгазету. У команды «Капуста» стенгазета на тему «Здоровое тело», у «Огурцов» – «Ясный ум», У «Перцев» – «Положительные эмоции и чувства». В итоге мы создадим одну большую газету и еще раз выведем «Формулу хорошего настроения».

10. Презентация коллажей.

Цель: Визуализация совместного коллективно-творческого дела, позитивное взаимодействие участников.

III. Заключительный этап.

Ведущий приглашает участников в общий круг.

В общем круге вытягиваются листочки с пожеланиями.

1Упражнение «Принимаю пожелание».

Цель: Создание позитивного эмоционального фона, завершение на позитивной ноте.

Необходимые материалы: декоративный мешочек с пожеланиями (сердечками).

Каждый получил пожелание. Говорите чаще друг другу приятные слова, учитесь жить с позитивным умом и со здоровым телом и хорошее настроение не покинет больше вас! До свидания!

Звучит фонограмма песни «Хорошее настроение».

Список литературы:

  1. Микляева А.В. «Я-подросток». Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2006.

  2. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: Профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2007.

  3. Трохишина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. – СПб.: Речь, 2006.

  4. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А. Левановой. – СПб.: Питер, 2007.

  5. Александрова Е.А. Как победить стресс. Профилактика и методы лечения. – М.: Центрполиграф, 2005.