Данный спецкурс позволит учащимся 6 класса не только восполнить пропущенный или забытый материал, но углубить знания по русскому языку. Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-6 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Процесс активного овладения русским языком шестиклассниками будет протекать более плодотворно, если удастся пробудить интерес к занятиям, научить их испытывать неподдельную радость и удовлетворение от правильного решения лингвистических заданий и задач. Поэтому большое место в программе занятий отводится занимательности, игровым формам обучения.
Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания по русскому языку. Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности. Для развития у учащихся умения рефлексировать используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
коммуникативные УУД: владеть видами речевой деятельности, строить речевое продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;
познавательные УУД: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;
регулятивные УУД: ставить и формулировать цель деятельности; планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
воспитание любви к родному языку, отношения к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
обеспечение языкового развития учащихся, овладения разнообразными видами речевой деятельности;
формирование умений и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи;
развитие умений школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке;
использование языка в разных ситуациях общения, соблюдение норм речевого этикета.
На данный курс учебным планом ЧОУ СОШ «Царицынская №1» отводится 35 часов в год, или 1 час в неделю
Текст как основная единица речи. Понятие комплексного анализа текста. Типы текста. Особенности повествования, описания, рассуждения. Тема и основная мысль (идея) текста
Стили текста. Разговорный и книжные стили, их разграничительные особенности. Стилистические особенности разговорной речи. Научный и деловой стили, их отличительные характеристики. Понятие общественно -публицистического стиля. Пути создания образности и эмоциональности художественного стиля. Языковые тропы. Типологический, стилистический анализ текста.
№ | Да-та | Тема | Задание на дом | Ожидаемые результаты |
1 | | Русский язык среди других языков мира. | Текст №1 | Место русского языка среди других языков мира. |
2 | | Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка. | Текст №2 | Имена великих писателей и ученых, отмечавших богатство и величие русского языка. |
3 | | Основные пути обогащения словарного состава русского языка. | Текст №3 | Знать основные пути обогащения словарного состава языка. |
4 | | Лексика ограниченного употребления. | Текст №4 | Иметь представление о лексике ограниченного употребления (диалектная, профессионально-терминологическая и жаргонная) |
5 | | Фразеологизмы русского языка и их источники. | Текст №5 | Роль фразеологических оборотов в речи и тексте художественного произведения. |
6 | | Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. | Текст №6 | Словообразовательное богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава |
7 | | Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях. | Текст №7 | Различные словообразовательные средства, используемые в тексте. |
8 | | Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения. | Текст №8 | Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения. |
9 | | Употребление относительных, качественных и притяжательных прилагательных в переносном значении. | Текст №9 | Понятие комплексного анализа текста. |
10 | | Использование в тексте различных форм наклонения и времени глагола в различных значениях. | Текст №10 | Различные формы наклонения и времени глагола в различных значениях. |
11 | | Семантико-стилистические особенности причастия и деепричастия; использование их в текстах художественной литературы. | Текст №11 | Изобразительные ресурсы современной графики. |
12 | | Особенности образования, написания и употребления наречий в русском языке. | Текст №12 | Особенности интонации и лексико-грамматического оформления текста. |
13 | | Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художественного текста. | Текст №13 | Отбирать все возможные средства художественной выразительности для создания текста. |
14 | | Практические занятия по комплексному анализу текста. | Текст №14 | Место русского языка среди других языков мира. |
15 | | Русский язык среди других языков мира. | Текст №15 | Имена великих писателей и ученых, отмечавших богатство и величие русского языка. |
16 | | Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка. | Текст №16 | Знать основные пути обогащения словарного состава языка. |
17 | | Основные пути обогащения словарного состава русского языка. | Текст №17 | Иметь представление о лексике ограниченного употребления (диалектная, профессионально-терминологическая и жаргонная) |
18 | | Лексика ограниченного употребления. | Текст №18 | Роль фразеологических оборотов в речи и тексте художественного произведения. |
19 | | Фразеологизмы русского языка и их источники. | Текст №19 | Словообразовательное богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава |
20 | | Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. | Текст №20 | Различные словообразовательные средства, используемые в тексте. |
21 | | Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях. | Текст №21 | Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения. |
22 | | Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения. | Текст №22 | Понятие комплексного анализа текста. |
23 | | Употребление относительных, качественных и притяжательных прилагательных в переносном значении. | Текст №23 | Различные формы наклонения и времени глагола в различных значениях. |
24 | | Использование в тексте различных форм наклонения и времени глагола в различных значениях. | Текст №24 | Изобразительные ресурсы современной графики. |
25 | | Семантико-стилистические особенности причастия и деепричастия; использование их в текстах художественной литературы. | Текст №25 | Особенности интонации и лексико-грамматического оформления текста. |
26 | | Особенности образования, написания и употребления наречий в русском языке. | Текст №26 | Отбирать все возможные средства художественной выразительности для создания текста. |
27 | | Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художественного текста. | Текст №27 | Место русского языка среди других языков мира. |
28 | | Практические занятия по комплексному анализу текста. | Текст №28 | Имена великих писателей и ученых, отмечавших богатство и величие русского языка. |
29 | | Русский язык среди других языков мира. | Текст №29 | Знать основные пути обогащения словарного состава языка. |
30 | | Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка. | Текст №30 | Иметь представление о лексике ограниченного употребления (диалектная, профессионально-терминологическая и жаргонная) |
31 | | Основные пути обогащения словарного состава русского языка. | Текст №31 | Роль фразеологических оборотов в речи и тексте художественного произведения. |
32-33 | | Лексика ограниченного употребления. | Текст №32, 33 | Словообразовательное богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава |
34 | | Фразеологизмы русского языка и их источники. | Текст №34 | Различные словообразовательные средства, используемые в тексте. |
35 | | Практическое занятие. Комплексный анализ текста. | Текст №35 | Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения. |
Афанасьева В.Н. Зачет на основе текста. Русский язык. 6 класс / В.Н. Афанасьева, А.Ф. Гранатская. – М: Издательство «Экзамен», 2014. – 96с.
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.Русский язык. Теория.5-9 классы. - М.: Дрофа, 2014
Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Культура речи. Изучаем нормы русского языка. Рабочая тетрадь по русскому языку. – М., 2014. – 96с.
Ерохина Е.Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 кл.: ко всем действующим учебникам/Е.Л. Ерохина. – М, 2014. – 95с.
Львова СИ. Практикум по русскому языку: 6 класс. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М., 2009. – 96с.
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 6 класс. - М. Дрофа, 2014
Пименова С.Н. и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 7класс- М.:Дрофа,2005
Русский язык: 6 класс. Анализ текста: тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь / Авт.-сост. Е.П. Воронова. – М.: Эксмо, 2010. – 144с.
Русский язык. Практика.6 класс / Под ред. Пименовой С.Н.- М. Дрофа,2014
Шапиро Н.А.Учимся понимать и строить текст:5-9 классы.- М.: Изд. «Первое сентября», 2002