Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Осинцевская средняя школа
ПРИНЯТО Решением методического объединения учителей ________________________________ Руководитель МО _________(________________) Протокол № ___ от 28.08.2016 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Аникин И. С. 28.08.2016 г. |
Чановского района, Новосибирской области
Программа кружка
«Актёрское мастерство»
Составитель:
Калинина Алина Сергеевна
учитель химии и биологии
2016 - 2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Структура программы
В программе выделено два типа задач.
Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
- воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана для учащихся 5 – 9 классов.
На реализацию театрального курса отводится 68 ч в год (2 час в неделю). Занятия проводятся по 80 минут.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.
Особенности реализации программы
Программа включает следующие разделы:
1. Театральная игра
2. Культура и техника речи
3. Ритмопластика
4. Этика и этикет
5. Работа над спектаклем, показ спектакля
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Методы работы
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
Текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
2.Планируемые результаты освоения программы:
Обучающиеся должны знать
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
Обучающиеся должны уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
3.Учебный план
№ | Разделы программы | Количество часов |
-
| Введение | 1 |
-
| Культура и техника речи | 7 |
-
| Ритмопластика | 14 |
-
| Театральная игра | 34 |
-
| Этика и этикет | 12 |
-
| Всего часов | 68 |
4.Содержание
Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.
5.Учебно-тематический план
№ пп | Раздел | Тема занятия | Содержание | Кол – во часов | Дата |
План | Факт |
|
1 | Вводное занятие | Вводная беседа. | Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка | 1 | | |
2 | Культура и техника речи | Игры по развитию внимания | «Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица» | 1 | | |
3 | Выпуск газеты «Слово в театре…» | Подготовка, создание и выпуск газеты | 2 | | |
4 | Ритмопластика | Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. | Тренинг на развитие коммуникативных способностей | 2 | | |
5 | Развитие координации. | Совершенствование осанки и походки. | 2 | | |
6 | Отработка сценического этюда «Обращение» | Игры: «Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). | 2 | | |
7 | Театральная игра | Знакомство со структурой театра, его основными профессиями. | Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» | 2 | | |
8 | Техника грима. | Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. | 2 | | |
9 | Знакомство со сценарием сказки в стихах | Выбор сценария сказки | 2 | | |
10 | Выразительное чтение сказки по ролям. | Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). | 2 | | |
11 | Подготовка к сценической игре. | Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. | 2 | | |
12 | Отработка ролей. | Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | 2 | | |
13 | Отработка ролей. | Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | 2 | | |
14 | Отработка ролей. | Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | 2 | | |
15 | Репетиция. | Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. | 2 | | |
16 | Генеральная репетиция | Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. | 2 | | |
17 | Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями | | 2 | | |
18 | Анализ мероприятия. | Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела). | 2 | | |
19 | Этика и этикет | Связь этики с общей культурой человека. | Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение. | 2 | | |
20 | Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. | Составление рассказа и видеофильма по фотографиям своим близких. | 2 | | |
21 | Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». | Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». | 2 | | |
22 | Культура и техника речи | Игры и упражнения | Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата | 2 | | |
23 | Игры по развитию языковой догадки | Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна» | 2 | | |
24 | Ритмопластика | Беспредметный этюд | Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.) | 2 | | |
25 | Игра на сцене. | Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж». | 2 | | |
26 | Сценические этюды. | Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов. | 2 | | |
27 | Отработка движений. | Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами. | 2 | | |
28 | Театральная игра | Словесное воздействие на подтекст. | Речь и тело. Формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику. | 2 | | |
29 | Развитие наблюдательности. | На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру. | 2 | | |
30 | Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). | Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). | 2 | | |
31 | Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. | Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками. | 2 | | |
32 | Работа над образом. | Анализ мимики лица. Прически и парики. | 2 | | |
33 | Этика и этикет | Понятие такта. Развитие темы такта. | Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «Шестое чувство»). Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор». | 2 | | |
34 | Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. | Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. | 2 | | |
35 | Заключительное занятие | | 2 | | |