СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа дополнительного образования "Туризм и видеотворчество" расчитанная на 3 года обучения. Реализуется с 2010 года. Получила диплом 3 степени на последнем Всероссийском конкурсе "Педагогические инновации". Воспитанники коллектива видеостудии "Начало", работающего по программе "Туризм и видеотворчество" неоднократно становились призерами всероссийских и международных конкурсов и фестивалей.
Образовательная программа
«ТУРИЗМ И ВИДЕОТВОРЧЕСТВО»
Автор-составитель:
Кондрашкина Лидия Львовна,
педагог дополнительного образования
отдела Гражданского и патриотического воспитания
ДДЮТ Фрунзенского района,
194291 Санкт-Петербург
Пр. Культуры д.6, к.2, кв.215
Тел. 598-39-12
Санкт-Петербург
2010 г.
Пояснительная записка
Один из классиков русской литературы И. А. Гончаров, совершая кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» писал, что «…еще у древних необходимым условием усовершенствованного воспитания считалось путешествие». Путешествие для любого человека заманчиво ежедневной сменой впечатлений и обилием новизны. Ребенок с раннего детства стремится познать окружающий его мир: сначала заглянуть в соседний двор, потом – на другую улицу, в парк или ближайший лес. И часто эта «охота к перемене мест» превращается в своеобразное увлечение. Именно такие, увлеченные, ребята объединяются в туристские группы, коллективы, секции.
Туризм чрезвычайно многообразен. Это походы самодеятельных туристов и отдых на туристских базах, транспортные путешествия и экскурсии по памятным местам, выезды выходного дня и сложные спортивные экспедиции. Но в каждом путешествии или экскурсии присутствуют элементы познания и начала нравственного, физического и эстетического воспитания.
Активный отдых в путешествиях способствует эмоциональному восприятию мира окружающей природы. Человек, умеющий любоваться первозданной ее красотой, естественно, каждый по-своему переживает это и как бы приближается к истокам искусства.
Путешественник постигает мир красоты, он учится смотреть и видеть, ему открываются неведомые другим людям грани прекрасного. И вполне естественно его желание поделится с близкими, родными, знакомыми своими впечатлениями. Но далеко не каждый способен хорошо рассказывать или зарисовывать окружающее. Поэтому, отправляясь в поездку или краеведческую экскурсию, туристы все чаще берут с собой фотоаппарат или видеокамеру.
Развитие современной фото- и видеотехники открывает широкие возможности для творчества не только профессионалам, но и огромной армии любителей. Сам процесс фото- и видеосъемки настолько упростился, что давно перестал быть уделом лишь избранных. Но как велико бывает разочарование юного туриста-кинолюбителя, когда отснятые им материалы оказываются крайне низкого качества и вызывают интерес разве что у тех, кто в них снимался! Умению интересно и понятно рассказать о своем путешествии, создавать свой любительский фильм тоже надо учиться.
Любая поездка или экскурсия - это всегда узнавание ранее неизвестного уголка своей Родины. Даже путешествуя по знакомым, казалось бы, ближайшим пригородам, можно увидеть их совсем с другой стороны, не говоря уже о поездках по памятным местам истории и культуры нашей Родины. Привлечение учащихся, в процессе создания фильма, к личностной и нравственной оценке тех или иных исторических явлений представляет собой своеобразный вид социальной практики, формирующий собственное мнение и гражданскую позицию.
Идея создания программы «Туризм и видеотворчество» возникла при знакомстве с образовательной программой «Основы киновидеотворчества» педагога дополнительного образования ГЦДТТ, президента Петербургского союза непрофессиональных кинематографистов Сергеева Бориса Ивановича. Так как туризм может быть как спортивный, так и экскурсионный, программа разработана в двух вариантах, учитывающих интересы обоих направлений. Она предназначена для учащихся коллективов туристско-краеведческой направленности, изучающих основы киновидеотворчества в условиях туристской деятельности учащимися 10‑17 лет.
Актуальность и новизна программы
Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в воспитании культуры восприятия и самовыражения, а также жизненного и профессионального самоопределения.
Обучение начинается с освоения детьми туристско-краеведческих умений и навыков как основного гаранта безопасного поведения. Параллельно детям предоставляется возможность научиться показывать и рассказывать родителям, одноклассникам и др. о том, что они видели и что делали во время своих краеведческих экскурсий, спортивных или туристских соревнований. Таким образом, совершенствуя в практической деятельности свою туристско-краеведческую подготовку, обучающиеся в коллективе подростки смогут под руководством педагога выработать в себе и закрепить не только жизненно важные навыки, но и культуру восприятия и самовыражения в процессе киновидеотворчества.
Процесс успешного развития жизненных навыков неразрывно связан с активной умственной и физической деятельностью обучающихся. Программа учитывает тесную связь между нравственным, физическим и умственным развитием, их взаимообусловленность и взаимозависимость.
За время обучения подростки получают знания, умения и навыки, которые в дальнейшем позволят им самим планировать и осуществлять гармоничное сочетание труда, отдыха и общения с природой. Одновременно с этим они обучаются простейшим навыкам работы с видеокамерой и фотоаппаратом в поездке или экскурсии, развивают образное мышление и навыки общения в творческой группе, так необходимые для создания видеофильма.
«Экскурсионный туризм и видеотворчество» является интегрированной программой. Систематические занятия по данной программе способствуют не только повышению качества любительских туристских видеофильмов, но и приобретению воспитанниками знаний о своем крае, начальных сведений об ориентировании на местности, оказании первой медицинской помощи, о действиях в экстремальных ситуациях природного характера.
Программа может быть использована педагогами дополнительного образования и учителями общеобразовательных учреждений.
Цели образовательной программы:
- формирование у учащихся заинтересованного отношения к истории и культуре родного края, бережного отношения к окружающему миру, осознанного и ответственного отношения к здоровому, насыщенному и интересному образу жизни средствами туризма, краеведения и киновидеотворчества;
Задачи программы
Обучающие:
- знакомство с основами туризма и ориентирования;
- обучение основам видеосъемки и видеомонтажа;
- знакомство с историей, культурой Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других городов;
- применение полученных знаний о прошлом и настоящем своего края при создании видеофильмов.
Развивающие:
- развитие устойчивого интереса к путешествиям, краеведению и экранному творчеству;
- развитие потребности познавать историю своей Родины, боевых и трудовых традиций своего народа;
- развитие познавательных способностей учащихся;
- развитие творческих способностей и художественного вкуса;
- развитие стремления в самовыражении;
- развитие потребности в самосовершенствовании, приобретении новых знаний и умений.
Воспитательные:
- воспитание гражданской сознательности и патриотизма;
- воспитание ценных личностных качеств: трудолюбия, порядочности, ответственности, аккуратности, предприимчивости;
- привитие учащимся элементов общей культуры и поведенческой этики, в том числе в нестандартных ситуациях;
- воспитание умения оценивать собственные возможности;
- воспитание умения работать в коллективе и творческой группе.
Для решения этих задач необходимо сформировать и развить у детей жизненно важные умения и навыки. К их числу необходимо отнести следующие умения:
- осознать себя как личность;
- ставить цели;
- смотреть и видеть;
- принимать решения и решать проблемные ситуации;
- творчески мыслить;
- критически мыслить;
- выразить самого себя;
- поставить себя на место другого человека;
- позитивно общаться с окружающими;
- управлять своими эмоциями и настроением;
Выработке этих умений способствуют формирование самооценки ребенка, воспитание у него чувства ответственности за свои дела и поступки, а также формирование у него собственных этических ценностей.
Формирование и развитие обозначенных умений возможно лишь в процессе специально организованной практической деятельности детей. Наиболее универсальным видом деятельности в этом случае, выступает обучение детей безопасному поведению.
Ожидаемые результаты по годам обучения.
1 год обучения – знакомство с основами туристско-краеведческой деятельности, формирование представления о возможностях видеотворчества и его использовании в туризме.
В процессе обучения происходит:
- формирование мотивации к занятиям туризмом вообще, видеосъемкой в туристских походах и экскурсиях в частности;
- повышение уровня общей физической подготовки учащихся;
- формирование представления об основных туристских навыках и простейших приемов ориентирования на местности;
- формирование первичных умений пользования видеокамерой в «автоматическом режиме»;
- знакомство с простейшими приемами видеомонтажа;
2 год обучения – овладение первоначальными навыками видеотворчества в экскурсионно-краеведческой деятельности.
В процессе обучения происходит:
- расширение кругозора;
- формирование мотивации к устойчивым занятиям краеведением и видеосъемкой;
- овладение умением правильно держаться перед объективом видеокамеры (развитие речи, сценических умений, преодоление скованности);
- освоение новых приемов видеосъемки;
- овладение различными приемами видеомонтажа.
3 год обучения – развитие видеотворчества в экскурсионной деятельности, а также пропаганде исторического и культурного наследия российского народа.
В процессе обучения происходит:
- овладение навыками видеосъемки как на местности, так и в помещении;
- свободное овладение специфическими понятиями и терминологией;
- умение самостоятельно выполнять технологические операции по созданию фильма;
- развитие желания сохранить и приумножить то, что создавалось трудом и талантом предыдущих поколений;
- формирование потребности дальнейшего применения приобретенных знаний и умений;
Методы отслеживания результативности освоения программы:
- опрос;
- зачет;
- соревнования и фестивали;
- совместный анализ творческих работ учащихся;
- анализ результатов и технико-тактического уровня учащихся.
Тестирование учащихся.
Тестирование учащихся проводится с помощью специальных тестовых карточек с заданиями, преимущественно в игровой форме.
Условия реализации образовательной программы.
Программа рассчитана на 3 года обучения учащихся в возрасте 10-17 лет.
Состав группы первого года обучения – 15 учащихся, второго года – 12 человек, третьего года – 10 человек.
Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного туристского похода, учебно-тренировочного сбора или участия в соревнованиях, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года. Для желающих предусмотрена возможность участия в различных кинофестивалях и конкурсах видеофильмов.
Во время учебного года проводятся экскурсии и поездки по местам боевой и трудовой славы, различным историческим местам Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые и определяют содержание патриотического и гражданского воспитания. Сложность экскурсий постепенно возрастает в зависимости от повышения уровня подготовки обучающихся.
Реализация программы предполагает организацию деятельности в соответствии с требованиями «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации».
Условия набора.
В группы 1-го года обучения принимаются все желающие учащиеся 10-17 лет, независимо от возраста и пола, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
В группы 2-го года обучения зачисляются учащиеся, успешно окончившие 1-й год обучения по данной программе или по другим программам туристско-краеведческого профиля. В группу 2-го года обучения могут быть зачислены также учащиеся 11-17 лет имеющие опыт краеведческих поездок и успешно прошедшие тестирование.
В группы 3-го года обучения зачисляются учащиеся, успешно окончившие 2-й год обучения по данной программе или по другим программам туристско-краеведческого профиля и имеющие начальный опыт работы с видеокамерой и персональным компьютером. В группы 3-го года обучения могут быть также зачислены учащиеся 12-17 лет, имеющие опыт туристских походов, опыт работы с видеокамерой и компьютером и успешно прошедшие тестирование.
Режим занятий.
Организация образовательного процесса по программе предусматривается в течение календарного года (36 учебных недель). Возможны несколько вариантов построения режима занятий.
Возможные варианты проведения занятий 1-го года обучения:
2 раза в неделю по 2 часа, не реже 1 раза в месяц проводится 8-часовой выезд на местность для практических занятий или соревнований;
1-й раз в неделю – 1 час, 2-й раз в неделю – 2 часа, не реже 1 раза в месяц – 8‑часовой выезд для практических занятий, 1 раз в месяц – 4-часовой выезд или практическое занятие.
Возможные варианты проведения занятий 2-3-их годов обучения:
1 раз в неделю по 2 часа, выезды для практических занятий и соревнований проводятся не менее 2 раз в месяц по 4-8 часов (продолжительность выездного занятия в выходной день – 8 часов, в будний день – 4-6 часов);
1-й раз в неделю – 1 час, 2-й раз в неделю – 2 часа, не реже 1 раза в месяц – 8‑часовой выезд для практических занятий, 1 раз в месяц – 4-часовой выезд или практическое занятие;
1 раз в неделю по 2 часа, выезды для практических занятий и соревнований проводятся не менее 2 раз в месяц (по выходным) по 8 часов.
В течение учебного года варианты могут меняться, исходя из постановки учебных задач.
Использование методов по способу организации занятий.
1. Словесные методы обучения:
- беседа – приглашение учащихся к равноправному сотрудничеству, к размышлению, к использованию в рассуждениях имеющихся у них знаний;
- объяснение – совокупность приемов, позволяющая обеспечить доступность и более четкое понятное представление об изучаемом материале;
- комментарий – объяснение, помогающее учащимся определить смысл изучаемого материала;
- обращение к первоисточнику – цитирование документа;
- анализ и разбор проблемных ситуаций.
- обращение к знаниям учащихся – от общеизвестного факта – к более сложным явлениям.
2. Наглядные методы обучения:
Показ видеоматериалов, иллюстраций, фотографий.
Показ, выполнение манипуляций педагогом (с компасом, картой и т.п.).
Наблюдение и анализ.
Работа по образцу (репродуктивный метод).
3. Практические методы обучения:
Тест – система заданий, рассчитанных на определенный уровень знаний и подготовленности учащихся. Этот прием позволяет проверить и самостоятельно оценить свои творческие способности, объем и качество знаний.
Игра – позволяет смоделировать, воссоздать условную ситуацию и обеспечить учащимся возможность приобретения соревновательного опыта;
Активизация внимания группы – обращение к особо интересным, особо эмоциональным фактам, объектам, событиям;
Работа с литературой – самостоятельное или под руководством преподавателя изучение печатных источников информации.
Использование методов по уровню деятельности детей.
- информационный – сообщение готовой информации;
- продуктивный – предусматривающий постановку и решение проблемы;
- репродуктивный – предусматривающий использование в работе системы заданий по образцу;
- исследовательский – побуждающий учащихся обращаться к первоисточнику, к самостоятельному поиску и обобщению информации, предполагающий активизацию деятельности собственного интеллекта;
- сравнительный анализ – направленный на познавательные, мыслительные усилия учащихся, предусматривающих изучение и сопоставление отдельных сторон, свойств, составных частей предметов, объектов и явлений.
Формы проведения занятий:
- лекции;
- работа с литературой и регламентирующими документами;
- демонстрация фото-видео материала;
- работа со спортивными картами;
- тренинг;
- групповые теоретические и практические занятия;
- участие в спортивных и туристских соревнованиях;
- учебно-тренировочные сборы, походы, экскурсии;
- просмотр учебных кинофильмов;
- выполнение домашних заданий.
Формы организации занятий.
Теоретические занятия и занятия по общефизической подготовке проводятся в виде групповых занятий по расписанию.
Во время практических занятий по видеомонтажу и видеосъемке в связи с различным уровнем развития и личностными качествами занятия строятся на индивидуальном общении или в составе небольшой группы (2-3 человека), которая работает над собственным проектом (фильмом).
Программа построена по блочно-модульному принципу. Первый год обучения дает начальные, основные знания и умения, без освоения которых трудно заниматься туризмом. Специализация по направлениям деятельности осуществляется на втором и третьем году обучения. Это значит, что после первого года обучения заинтересованные учащиеся могут перейти в другую группу соответствующего профиля (например, спортивного ориентирования) или продолжить занятия по данной Программе.
Программа составлена с учетом знаний, умений и навыков, приобретаемых школьниками на уроках «История и культура Санкт-Петербурга», «Мировая художественная культура», «Информатика», «История», «География» в соответствии с обязательным образовательным минимумом.
Программа строится с учетом личностных потребностей обучающихся в познавательной и преобразовательной творческой деятельности (сюжеты и жанр видеофильмов подбираются исходя из интересов обучающихся, которые существенно изменяются в соответствии с их возрастом и полом).
Вариант 1
Для групп, занимающихся экскурсионным туризмом
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Теория часов | Практика часов | Форма контроля |
1. | Элементы туристской подготовки | 45 | 11 | 34 |
Зачет |
1.1. | Краеведческие путешествия, история развития краеведения. | 1 | 1 |
| |
1.2. | Личное и групповое снаряжение, аппаратура для походной видеосъемки. | 3 | 1 | 2 | |
1.3. | Организация туристско-краеведческой поездки | 8 | 1 | 7 | |
1.4. | Подготовка к поездке, экскурсии | 6 | 1 | 5 | |
1.5. | Питание во время поездки | 5 | 1 | 4 | |
1.6. | Должности в группе | 2 | 1 | 1 | |
1.7. | Правила движения во время поездки, преодоление препятствий | 5 | 1 | 4 | |
1.8. | Техника безопасности при проведении поездок, экскурсий | 5 | 1 | 4 | |
1.9. | Подведение итогов поездки или экскурсии | 3 | 1 | 2 | |
1.10 | Туристские слеты и соревнования | 7 | 2 | 5 | |
2. | Элементы топографии и ориентирования | 23 | 13 | 10 |
Тестирование |
2.1. | Основные понятия о топографической и спортивной картах | 2 | 2 |
| |
2.2. | Условные знаки | 5 | 3 | 2 | |
2.3. | Технические приемы ориентирования | 4 | 2 | 2 | |
2.4. | Компас. Работа с компасом | 4 | 2 | 2 | |
2.5. | Измерение расстояний | 3 | 1 | 2 | |
2.6. | Способы ориентирования по природным объектам | 2 | 1 | 1 | |
2.7. | Действия в случае потери ориентировки | 3 | 2 | 1
| |
3. | Краеведение. | 50 | 13 | 37 |
опрос |
3.1. | Родной край, его природные особенности, история. | 20 | 4 | 16 | |
3.2. | Экскурсионные возможности родного края, обзор памятных объектов, музеи | 16 | 4 | 12 | |
3.3. | Изучение района путешествия | 10 | 4 | 6 | |
3.4. | Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры | 4 | 1 | 3 |
|
4. | Основы гигиены и первая доврачебная помощь. | 5 | 3 | 2 |
Зачет |
4.1. | Личная гигиена участника поездок и экскурсий, профилактика различных заболеваний | 2 | 1 | 1 | |
4.3. | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи | 3 | 2 | 1 | |
5. | Общая и физическая подготовка | 13 | 3 | 10 |
Тестирование |
5.1. | Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений | 1 | 1 |
| |
5.2. | Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм во время поездок и экскурсий | 2 | 1 | 1 | |
5.3. | Общая физическая подготовка | 10 | 1 | 9 | |
|
|
|
|
| |
6. | Основы видеомастерства | 80 | 26 | 54 |
Защита творческих работ |
6.1. | История кино | 2 | 2 | - | |
6.2. | Сценарий фильма | 6 | 2 | 4 | |
6.3 | Основы операторского мастерства | 20 | 8 | 12 | |
6.4 | Видеосъемка в интерьере и на натуре | 30 | 4 | 26 | |
6.5 | Основы монтажа фильма | 16 | 8 | 8 | |
6.6. | Музыка в фильме | 6 | 2 | 4 | |
| ИТОГО: | 216 | 69 | 147 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-го года обучения
1. Элементы туристской подготовки.
1.1. Краеведческие путешествия, история развития краеведения.
Туристско-краеведческие экскурсии и поездки – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны, История развития краеведения в России. Экскурсионный и зарубежный туризм.
1.2. Личное и групповое снаряжение.
Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для туристско-краеведческой поездки, требования к нему. Типы рюкзаков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних путешествий. Личное снаряжение туриста - видеолюбителя.
Групповое снаряжение, требования к нему.
Практические занятия: Укладка рюкзаков. Подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт. Изготовления личного и группового инвентаря.
1.3. Элементы организации туристского быта.
Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий.
Выбор места для привала.
Уборка места лагеря перед уходом группы.
Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов.
Уход за одеждой и обувью.
Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий.
Выбор места для привала.
Уборка места лагеря перед уходом группы.
Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов.
Уход за одеждой и обувью.
Организация ночлегов в помещении.
Правила купания.
Практические занятия: Определение мест, пригодных для организации привалов. Укладка рюкзака.
1.4. Подготовка к поездки, экскурсии.
Определение цели и района поездки. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки поездки.
Изучение района поездки или экскурсии: знакомство с литературой, картами, отчетами о походах; запросы в местные образовательные и другие учреждения.
Разработка маршрута. Составление плана экскурсии.
Подготовка личного и общественного снаряжения.
Практические занятия: Составление плана подготовки поездки. Изучение маршрутов поездок. Подготовка личного и общественного снаряжения.
1.5. Питание в туристско-краеведческой поездке
Значение правильного питания в поездке.
Питьевой режим на маршруте и по дороге.
Практические занятия: Составление списка продуктов. Закупка, фасовка и упаковка продуктов.
1.6. Туристские должности в группе
Должности в группе постоянные и временные: завхоз, проводник, краевед, санитар, фотограф, видеооператор и др.
Командир группы, его обязанности.
Практические занятия: Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки и проведения поездки.
1.7. Правила движения в поездке, преодоление препятствий.
Порядок движения группы на маршруте, режим движения, темп.
Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, в населенных пунктах.
Практические занятия: Соблюдение режима движения. Отработки техники движения по различной местности.
1.8. Техника безопасности при проведении поездок и экскурсий.
Дисциплина в поездке и на экскурсиях – основа безопасности.
Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице.
Правила поведения при переездах группы на транспорте.
Меры безопасности при преодолении естественных препятствий.
Практические занятия: Отработка техники преодоления естественных препятствий.
1.9. Подведение итогов поездки.
Обсуждение итогов поездки в группе, отчеты ответственных по участкам работы.
Обработка собранных материалов. Составление отчета.
Ремонт и сдача инвентаря.
Отчетные вечера, выставки по итогам поездок.
Практические занятия: Составление отчета и фильма о походе. Ремонт инвентаря.
1.10. Туристские слеты и соревнования
Задачи туристских слетов и соревнований. Положения о слете и соревнованиях.
Виды туристских соревнований и особенности их проведения. Понятие о дистанции, этапах. Меры безопасности при проведении туристских слетов и соревнований.
Практические занятия: Участие в туристских соревнованиях школы, района, в качестве участников.
2. Элементы топографии и ориентирования
2.1. Понятие о топографической и спортивной картах.
Топографическая и спортивна карта. Определение карты. Топографическая, спортивная и географическая карты. Значение карт для путешественников. Значение карт в народном хозяйстве и обороне государства. Старение карт. Копирование и увеличение карт (теория). Обращение с картой в поездке.
Крупно- и мелкомасштабные карты. Что такое масштаб. Виды масштабов. Как пользоваться масштабом.
Практические занятия: Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, расстояний на карте.
2.2. Условные знаки.
Цвета спортивной и топографической карты. Виды условных знаков (точечные, линейные, площадные, внемасштабные). Условные обозначения ориентиров. Проходимость местности. Изображение рельефа на картах. Основные элементы рельефа и их изображение. Крупные, средние и мелкие формы рельефа.
Практические занятия: Игры и упражнения на местности, способствующие закреплению материала. Топографические диктанты. Изучение форм рельефа на макетах и местности; изображение на бумаге отдельных форм макета и местности.
2.3. Технические приемы ориентирования
Карта и её чтение. Ориентирование карты. Определение точки стояния по отношению к видимым ориентирам. Определение расстояния на местности: шагами, по времени, визуально.
Практические занятия: Знакомство с различными картами; работа с компасом и картой; упражнения на развитие памяти и внимания; знакомство с ориентированием, как видом спорта.
2.4. Компас, работа с компасом.
Компас; устройство компаса, различные виды компасов и особенности приёмов работы с ними. Понятие азимута.
Практические занятия: Ориентирование карты по компасу, взятие азимута.
2.5. Измерение расстояний
Для чего впоездке необходимо измерять расстояния. Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр.
Практические занятия: Измерение, кривых линий (маршрутов) на картах разного масштаба курвиметром. Во время прогулок и поездок оценка пройденных расстояний по затраченному времени.
2.6. Способы ориентирования по природным объектам
Определение сторон горизонта по объектам растительного и животного мира, по искусственным сооружениям. Суточное движение Солнца по небосводу.
Практические занятия: Определение сторон горизонта без компаса.
2.7. Действия в случае потери ориентировки
Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки, Выход на крупные ограничивающие ориентиры, выход к ближайшему жилью.
Практические занятия: Определение ограничивающих ориентиров и их надежности.
3. Краеведение
3.1. Родной край, его природные особенности, история.
Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление. Промышленность.
Экономика и культура края. Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры.
Практические занятия: Знакомство с картой своего края. Проведение краеведческих викторин. Экскурсии по памятным местам своего края. Посещение военно-исторических памятников города и области.
3.2. Экскурсионные возможности родного края.
Наиболее интересные места для проведения поездок и экскурсий. Памятники истории и культуры, музеи края.
Практические занятия: Прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям, посещение музеев.
3.3. Изучение района поездки.
Сбор краеведческого материала о районе поездки. Подготовка докладов по истории, климату, рельефу, флоре, фауне и т.д.
Практические занятия: Подготовка и заслушивание докладов о районе предстоящей поездки.
3.4. Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы.
Краеведческая работа – один из видов общественно полезной деятельности.
Метеорологические наблюдения. Гидрологические наблюдения. Изучение животного и растительного мира.
Охрана памятников истории и культуры.
Проведение различных краеведческих наблюдений. Работа по уборке мусора на различных объектах природы и культуры.
4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь
4.1. Личная гигиена, профилактика различных заболеваний.
Понятие о гигиене. Личная гигиена участника туристско-краеведческой поездки.
Гигиена обуви и одежды.
Сущность закаливания.
Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье спортсмена.
Практические занятия: Разучивание комплекса упражнений гимнастики. Применение средств личной гигиены в поездке. Подбор одежды и обуви для длительных поездок и экскурсий.
4.2. Походная медицинская аптечка.
Состав аптечки. Хранение и транспортировка. Личная аптечка, индивидуальные лекарства.
Практические занятия: Формирование походной аптечки.
4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.
Соблюдение гигиенических требований в поездке. Профилактика заболеваний и травматизма. Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению гигиенических навыков.
Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Респираторные и простудные заболеванию укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания.
Практические занятия: Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (наложение простейшей повязки, обеззараживание царапин и небольших ранок).
5. Общая и специальная физическая подготовка.
5.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений.
Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о строении внутренних органов.
Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен.
Органы пищеварения и обмен веществ. Нервная система.
Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособности.
5.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм во время поздок и экскурсий
Врачебный контроль и самоконтроль. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Порядок осуществления врачебного контроля. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Распознавание утомления.
Практические занятия: Прохождение врачебного контроля.
5.3. Общая физическая подготовка.
Основная задача общей физической подготовки – развитие и совершенствование физических, моральных и волевых качеств участников поездок и экскурсий.
Требование к физической подготовке, ее место и значение в повышении функциональных возможностей организма.
Практические занятия: Упражнения для различных групп мышц. Упражнения с сопротивлением. Упражнения со скакалкой, гантелями.
Подвижные игры и эстафеты, Легкая атлетика. Основы техники передвижения на лыжах. Гимнастические упражнения. Спортивные игры. Плавание.
Практические занятия: Упражнения на развитие выносливости. Упражнения на развитие быстроты и координации движений. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости, на растягивание и расслабление мышц.
6. Основы видеомастерства.
6.1. История кино.
История развития кинематографа. Первые фильмы. Жанры кинематографа.
6.2. Сценарий фильма.
Что такое сценарий, зачем он нужен.
Практические занятия: построение сценария видеофильма под руководством руководителя, самостоятельное построение сценария слайдфильма о походе выходного дня или экскурсии.
6.3. Основы операторского мастерства.
Техническая и творческая сторона операторской работы, устройство съемочных камер. Выбор видеокамеры для походной съемки.
Практические занятия: Приемы обращения с видеокамерой – включение и выключение, замена кассеты, назначение кнопок и т.п. Использование штатива. Видеосъемка походов, экскурсий, соревнований и т.п. совместно с руководителем.
6.4. Съемка в интерьере и на натуре.
Особенности съемки в интерьере и на натуре, светочувствительность материалов.
Практические занятия: Выезд на натуру и съемка учебных этюдов.
6.5. Основы монтажа фильма.
Линейный монтаж с помощью видеомагнитофона и видеокамеры. Нелинейный монтаж на компьютере. Программы монтажа.
Практические занятия: монтаж слайдфильмов и видеофильмов о походах или экскурсиях вместе с руководителем или старшими товарищами.
6.6. Музыка в фильме.
Подбор музыки и звуковых эффектов для видеофильма.
Практические занятия: подбор музыки для фильма о поездке выходного дня или туристских соревнованиях.
Ожидаемые результаты первого года обучения:
- формирование мотивации к занятиям краеведением вообще, видеосъемкой в поездках и экскурсиях в частности;
- повышение уровня общей физической подготовки учащихся;
- знакомство с основами туристских навыков и простейших приемов ориентирования на местности;
- формирование первичных умений видеосъемки в «автоматическом режиме»;
- знакомство с основными понятиями видеомонтажа;
- умение преодалевать естественные препятствия (спуск, подъем, переправа по бревну);
- элементарные умения ориентирования на местности (ориентирование карты по компасу и ситуации, определение точки стояния, движение по линейным ориентирам);
- умение составлять отчет после поездки или экскурсии;
- умение написать сценарий видеорепортажа о походе или экскурсии;
- умение подобрать музыку к фильму о походе или соревнованиях;
- умение обращаться с видеокамерой – включение и выключение, замена кассеты, назначение кнопок и т.п.;
- умение пользоваться штативом.
стория кино.
мастерства.я. су. оуреотовкаь.по созданию фильмаещенииосъемки;
естности;
вчастности;ериале;иям;
опыта;
частей тех
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-й год обучения
№ п/п | Наименование тем и разделов | Всего часов | Теория | Прак. | Форма контроля |
1. | Основы видеомастерства | 146 | 73 | 73 |
Защита творческих работ, участие в конкурсах |
1.1. | Операторское мастерство | 38 | 18 | 20 | |
1.2 | Различные виды съемок | 43 | 23 | 20 | |
1.3. | Монтаж видеофильма | 30 | 10 | 20 | |
1.4. | Звуковое оформление фильма | 24 | 19 | 5 | |
1.5. | Работа с видеотехникой | 1 | 1 | - | |
1.6. | Сценарий видеофильма | 6 | 1 | 5 | |
1.7. | Участие в конкурсах и фестивалях | 4 | 1 | 3 | |
2. | Элементы туристской подготовки | 32 | 10 | 32 |
Тестирование, участие в соревнованиях |
2.1. | Личное и групповое снаряжение | 2 | - | 2 | |
2.2. | Организация туристского быта | 2 | - | 2 | |
2.3. | Подготовка к поездкам и экскурсиям | 3 | 2 | 1 | |
2.4. | Питание во время поездок и экскурсий | 2 | - | 2 | |
2.5. | Техника безопасности при проведении краеведческих поездок и экскурсий | 6 | 6 | - | |
2.6. | Краеведческие поездки, экскурсии, слеты. | 27 | 2 | 25 | |
3. | Физическая подготовка | 28 | - | 28 |
Зачет |
3.1. | Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм во время поездок и экскурсий | 1 | - | 1 | |
3.2. | Общая физическая подготовка | 27 | - | 27 | |
| ИТОГО: | 216 | 83 | 133 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2-го года обучения
Основы видеомастерства.
Операторское мастерство.
Композиция кадра. Работа со светом. Ручные настройки видеокамеры. Форматы видеокамер.
Практические занятия: Съемка этюдов, использование штативов и их заменителей, ручная видеосъемка; видеосъемка неподвижных и движущихся объектов; видеосъемка объектов различной освещенности.
Различные виды съемок.
Видеосъемка в туристских походах, на слетах и спортивных соревнованиях. Видеосъемка в помещении и на натуре. Видеосъемка интервью. Синхронная съемка на две камеры и более. Планирование съемочного дня.
Практические занятия: Видеосъемка школьных праздников и концертов. Видеосъемка интервью. Видеосъемка различных мероприятий.
Монтаж видеофильма.
Правила монтажа отснятого материала:
- раскадровка;
- отбор деталей;
- использование перебивки;
- монтаж под взгляд.
Нелинейный монтаж на компьютере. Программы монтажа – обзор.
Практические занятия: Монтаж ранее отснятых материалов. «Черновой» монтаж авторских фильмов.
Звуковое оформление фильма.
Подбор музыкальной темы. Природные шумы. Оригинальная фонограмма. Техническая и творческая сторона звукового сопровождения. Музыка в сюжете, содержание дикторского текста.
Практические занятия: Озвучивание монтируемых материалов. Запись музыки с различных носителей. Запись дикторского текста. Использование микрофона.
Работа с видеотехникой.
Техника безопасности при работе с электроприборами и видеоаппаратурой в частности.
Сценарий видеофильма.
Принципы построения сценариев. Отличие сценария от пьесы, рассказа, повести. Основные термины.
Практические занятия: написание сценариев будущих видеофильмов, обсуждение уже готовых сценариев.
Участие в конкурсах и фестивалях.
Практические занятия: Обсуждение показанных на конкурсах и фестивалях фильмов. Подготовка групповых и индивидуальных авторских работ для участия в конкурсах и фестивалях.
Элементы туристской подготовки
2.1. Личное и групповое снаряжение.
Практические занятия: Уход за групповым и личным снаряжением. Ремонт снаряжения. Подготовка снаряжения для поездки или экскурсии. Подготовка снаряжения туриста-видеолюбителя.
2.2. Организация туристского быта.
Практические занятия: Организация привалов во время поездок. Разведения костров, заготовка дров.
2.3. Подготовка к поездке, экскурсии.
Определение цели и района поездки. Изучение района поездки или экскурсии.
Практические занятия: Составление плана подготовки поездки. Изучение маршрутов поездок. Подготовка личного и общественного снаряжения.
2.4. Питание в туристском походе.
Практические занятия: Приготовление пищи в походных условиях на кострах Организация питания во время ночевки в помещении.
2.5. Техника безопасности при проведении поездок, экскурсий.
Изучение нормативных документов по технике безопасности туристско-краеведческих поездок и экскурсий.
2.6. Краеведческие поездки, экскурсии, слеты.
Правила организации путешествий и экскурсий.
Практические занятия: Участие в туристско-краеведческих экскурсиях, слетах и соревнованиях по туризму и ориентированию, посещение военно-исторических памятников нашего города и области.
Физическая подготовка.
3.1. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках и соревнованиях.
Практические занятия: Прохождение медицинского осмотра. Правильный подбор одежды и обуви для поездок и экскурсий.
3.2. Общая и специальная физическая подготовка.
Практические занятия: Упражнения, направленные на развитие общей выносливости, ловкости, быстроты, гибкости и координации.
Ожидаемые результаты второго года обучения:
- расширение кругозора;
- формирование мотивации к устойчивым занятиям краеведением и видеосъемкой;
- расширение знаний технического арсенала краеведа и путешественника (приготовление пищи в походных условиях, разведение костров, ремонт группового и личного снаряжения, составление плана подготовки к поездке, правильный подбор одежды и обуви для поездок и экскурсий);
- овладение умением правильно держаться перед объективом видеокамеры (развитие речи, сценических умений, преодоление скованности);
- освоение новых приемов видеосъемки (Видеосъемка в туристских походах, на слетах и спортивных соревнованиях. Видеосъемка в помещении и на натуре. Видеосъемка интервью. Синхронная съемка на две камеры и более)
- овладение простейшими приемами видеомонтажа; (раскадровка, отбор деталей, использование перебивки, монтаж под взгляд);
- овладение умением озвучивать видеофильмы, записывать дикторский текст и комментарии;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-й год обучения
№ п/п | Наименование тем и разделов | Всего часов | Теория | Прак. | Форма контроля |
1. | Основы видеомастерства | 175 | 43 | 132 |
Защита творческих работ, участие в фестивалях |
1.1. | Операторское мастерство | 35 | 15 | 20 | |
1.2 | Различные виды съемок | 40 | 4 | 36 | |
1.3. | Монтаж видеофильма | 49 | 10 | 39 | |
1.4. | Звуковое оформление фильма | 27 | 13 | 14 | |
1.5. | Сценарий видеофильма | 10 | - | 10 | |
1.6. | Работа с видеотехникой | 4 | 1 | 3 | |
1.7. | Участие в конкурсах и фестивалях | 10 | - | 10 | |
2. | Элементы туристской подготовки | 68 | 7 | 61 |
Тестированиеи участие в соревнованиях |
2.1. | Личное и групповое снаряжение | 4 | 2 | 2 | |
2.2. | Организация туристского быта | 7 | - | 7 | |
2.3. | Питание в туристско-краеведческой поездке | 5 | - | 5 | |
2.4. | Техника безопасности при проведении краеведческих поездок, экскурсий, слетов | 3 | 3 | - | |
2.5. | Краеведческие поездки, экскурсии, слеты. | 49 | 2 | 47 | |
3. | Физическая подготовка | 45 | - | 45 |
|
3.1. | Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм во время поездок и экскурсий. | 1 | - | 1 |
Зачет |
3.2. | Общая физическая подготовка | 44 | - | 44 | |
| Итого | 288 | 50 | 238 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3-го года обучения
Основы видеомастерства.
Операторское мастерство.
Более углубленные знания по творческой стороне операторского мастерства (отбор, динамика, выбор точки с съемки, крупность планов). Построение и композиция кадра. Внутрикадровый монтаж. Работа со светом. Ручные настройки видеокамеры. Способы повышения качества съемки.
Практические занятия: использование штативов и их заменителей, ручная видеосъемка; видеосъемка движущейся камерой; видеосъемка объектов различной освещенности. Использование инфракрасной подсветки.
Различные виды съемок.
Видеосъемка в туристских походах, на слетах и спортивных соревнованиях. Видеосъемка в помещении и на натуре. Видеонаблюдение, метод привычной камеры, метод скрытой камеры, репортажный метод. Видеосъемка игровых фильмов. Ночная видеосъемка.
Практические занятия: Видеосъемка праздников и концертов. Видеосъемка интервью. Видеосъемка авторских фильмов и различных мероприятий.
Монтаж видеофильма.
Правила монтажа отснятого материала:
-по ориентации в пространстве;
- по крупности;
- по движению объектов в кадре;
- по фазе движения;
- по темпу движения;
- по композиции;
- по оси смещения объекта съемки;
- по свету;
- по цвету.
Виды монтажа – последовательно-повествовательный, строящий, возвратный. Нелинейный монтаж на компьютере. Программы монтажа и их возможности.
Практические занятия: Самостоятельный монтаж ранее отснятых материалов. Монтаж авторских фильмов и игровых сюжетов.
Звуковое оформление фильма.
Подбор музыкальной темы. Природные шумы. Оригинальная фонограмма. Техническая и творческая сторона звукового сопровождения. Необходимость музыки в сюжете, содержание дикторского текста, звуковые эффекты.
Практические занятия: Самостоятельное озвучивание монтируемых материалов. Запись музыки с различных носителей. Составление и запись дикторского текста. Использование микрофона. Написание диалога и монолога.
Сценарий видеофильма.
Принципы построения сценариев разных жанров – игровых (трагедия, комедия, психологическая драма, мюзикл, фарс) и неигровых (документальный, научно-популярный, учебный).
Практические занятия: написание сценариев авторских фильмов и игровых видеосюжетов.
Работа с видеотехникой.
Техника безопасности при работе с электроприборами и видеоаппаратурой в частности.
Практические занятия: правила подключения видеокамеры, компьютера и других приборов.
Участие в конкурсах и фестивалях.
Практические занятия: Обсуждение показанных на конкурсах и фестивалях фильмов. Подготовка групповых и индивидуальных авторских работ для участия в конкурсах и фестивалях.
Туристская подготовка
2.1. Личное и групповое снаряжение.
Личное и групповое снаряжение краеведов-видеолюбителей.
Практические занятия: Уход за групповым и личным снаряжением туриста. Ремонт снаряжения. Подготовка снаряжения для похода или соревнований. Подготовка снаряжения туриста-видеолюбителя.
Организация туристского быта.
Практические занятия: Организация привалов во время поездок, слетов и туристских соревнований. Разведения костров, заготовка дров.
Питание во время туристско-краеведческой поездки.
Практические занятия: Приготовление пищи в походных условиях. Организация питания во время ночевки в помещении.
2.4. Техника безопасности при проведении туристско-краеведческих поездов и экскурсий.
Изучение нормативных документов по технике безопасности туристско-краеведческих поездок и экскурсий.
2.5. Краеведческие поездки, экскурсии, слеты.
Правила проведение туристско-краеведческих поездок, экскурсий.
Практические занятия: Участие в туристско-краеведческих экскурсиях, слетах и соревнованиях по туризму и ориентированию, посещение военно-исторических памятников нашего города и области.
Физическая подготовка.
3.1. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм во время поездок и экскурсий.
Практические занятия: Прохождение медицинского осмотра. Правильный подбор одежды и обуви поездок и экскурсий.
.
3.2. Общая физическая подготовка.
Практические занятия: Упражнения, направленные на развитие общей выносливости, ловкости, быстроты, гибкости и координации.
Ожидаемые результаты третьего года обучения:
- овладение навыками видеосъемки как на местности, так и в помещении (использование штативов и их заменителей, ручная видеосъемка; видеосъемка движущейся камерой; видеосъемка объектов различной освещенности, использование инфракрасной подсветки);
- овладение новые видами видеосъемки (видеонаблюдение, метод привычной камеры, метод скрытой камеры, репортажный метод, видеосъемка игровых фильмов, ночная видеосъемка);
- свободное овладение специфическими понятиями и терминологией;
- знание правил монтажа отснятого материала ( по ориентации в пространстве, по крупности, под движению объектов, по фазе движения, по темпу движения, по свету, по цвету);
- овладение видами монтажа (последовательно-повествовательный, строящий, возвратный);
- умение делать нелинейный монтаж на компьютере (программы монтажа и их возможности);
- умение самостоятельно выполнять технологические операции по созданию фильма;
- приобретение навыков подготовки снаряжения для поездки или экскурсии, подготовки снаряжения краеведа-видеолюбителя;
- приобретение навыков организации привалов во время поездок и слетов, разведения костров, заготовки дров;
- развитие желания сохранить и приумножить то, что создавалось трудом и талантом предыдущих поколений;
- формирование потребности дальнейшего применения приобретенных знаний и умений;
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое оснащение:
- компьютер,
- цифровые видеокамеры,
- цифровые фотоаппараты,
- устройства для записи звука,
- комплект туристского оборудования на 15 человек,
- комплект съемочной аппаратуры (видеокамера, штатив, осветитель),
- цифровые видеокассеты,
- CD и DVD диски для записи видеофайлов,
- программы для нелинейного монтажа, позволяющие использование их на имеющихся типах ПК.
Учебные пособия:
- спортивные и топографические карты,
- атласы и планы,
- справочная и методическая литература,
- учебные фильмы,
- учебные плакаты,
- модели рельефа,
- тестовые карточки для проверки знаний учащихся.
Методическое обеспечение:
«Топографическое лото» - позволяет «игровым методом» изучать топографические знаки и условные знаки спортивных карт;
- учебные фильмы: «Азимут» - предназначен для изучения соответствующей темы в условиях занятия в помещении;
«Массаж стопы» - демонстрирует основные приемы массажа стопы, выполняемые опытным специалистом;
«Ориентирование в лабиринте» - показывает, как можно проводить соревнования по спортивному ориентированию на искусственной местности;
«Твоя видеокамера» - помогает наглядно объяснить назначение основных частей и кнопок управления видеокамеры, а также простейшие приемы видеосъемки;
«Ст. Комаров – оз. Щучье – ст. Зеленогорск. Поход выходного дня с элементами ориентирования на местности».
Возможности для продолжения образования
После завершения программы учащиеся могут продолжить обучение в группах углубленного обучения туристско-краеведческой направленности, в коллективах киновидеотворчества детских киностудий.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Бардин К. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981.
Ганиченко Л.Г. Котелок над костром. – М.: Издательский дом «Вокруг света», 1994. – 46 с.
Глухов В.И. Куракин А.Т. Техника озвучивания фильма - М. Искусство, 1984 – 118 с.
Головня А.Д. Мастерство кинооператора - М., Искусство, 1965 -238 с.
Горбатенко С.Б. Петергофская дорога. СПб., 2002.
Григорьева Н.В. Путешествие в русскую Финляндию. – СПб.,: Норма. 2002. – 160 с.
Елаховский С.Б. Бег к невидимой цели. – М.: ФиС, 1973. – 143 с.
Ершов К. Г., Дементьев С.Б. Видеооборудование.- СПб., Ленииздат, 1993 – 271 с.
Иванов Е.И. начальная подготовка ориентировщика. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 159 с
Куликов В.М., Константинов Ю.С. топография и ориентирование в туристском путешествии: Учебное пособие. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997. – 72 с.
Куликов В.М. Походная туристская игротека (Сб. 2). – М.: ЦДЮТур РФ, 1994. – 60 с.
Куликов В.М., Ротштейн Л.М. школа туристских вожаков. – М.: ЦДЮТур РФ, 1997 -104 с.
Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. – СПб., 2001.
Нурмимаа Вайно. Спортивное ориентирование /сокр. Пер. с фин. Р.И. Сюкияйнена. – М.: ФСО, 1997. – 147 с.
Ориентирование как образ жизни, или с улыбкой об ориентировании. Сборник. – М. ФЦДЮТиК, 2007. – 296 с., илл.
Саруханов Азбука телевидения - СПб ЛИКИ 1999 – 112 с.
Синдаловский М.А. легенды и мифы санкт-Петербурга. СПб., 1997.
Соколов А. Монтаж – М. Из.625, 2000 – 207 с.
Страдомский В. Снимаем любительский кинофильм - М. Искусство 1975 -128 с.
Столяров А.М., Столярова Е.С. Домашняя видеостудия - М. 2004 - 428 с.
Шальков Ю.Л. Здоровье туриста (Туризм для всех). – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144 с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. – М.: Фис, 1983 -152 с.
Алшина Л.С. Ленинград и окрестности: Справочник. Лейпциг., 1986.
Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме: Методические рекомендации. – м.: ЦРИБ «Турист», 1988 -77 с.
Бардин К. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981.
Бурцев В. П. Загадки и находки на тропинках спортивного ориентированию М., ФЦДЮТиК, 2007. 120 с., илл.
Виноградов Ю.Н., Митрухова Т.В. Воскресные путешествия пешком. – Л.: Лениздат, 1988. – 144 с.
Ганиченко Л.Г. Котелок над костром. – М.: Издательский дом «Вокруг света», 1994. – 46 с.
Глухов В.И. Куракин А.Т. Техника озвучивания фильма - М. Искусство, 1984 – 118 с.
Головня А.Д. Мастерство кинооператора - М., Искусство, 1965 -238 с.
Дичаров З.Л. Волхов Лениздат. 1961.
Елаховский С.Б. Бег к невидимой цели. – М.: ФиС, 1973. – 143 с.
Ершов К. Г., Дементьев С.Б. Видеооборудование.- СПб., Ленииздат, 1993 – 271 с.
Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 159 с
Кишурно Я. Карельский перешеек. Неизвестная война 1941. – СПб., ООО «ЛЮБАВИЧ», 2007 – 112 с.
Кокорев Ю.М. Туризм – школа воспитания. Минск «Полымя» 1982. – 77 с.
Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования: учебно-методическое пособие. – М: ФЦДЮТиК, 2005, 328с., илл.
Куликов В.М. Походная туристская игротека (Сб. 2). – М.: ЦДЮТур РФ, 1994. – 60 с.
Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. – М.: ЦДЮТур РФ, 1997 -104 с.
Куликов В.М., Константинов Ю.С. топография и ориентирование в туристском путешествии: Учебное пособие. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997. – 72 с.
Ладога и истоки российской государственности и культуры./ под ред. А.Н. Кирпичникова / СПб: ИПК «Вести», 2003
Манаков В.А. В кольце блокады. Лениздат. 1961.
Маслов А.Г. Организация работы и финансирование туристско-краеведческих объединений учащихся. – м.: ЦДЮТур МО РФ. 1998. – 56 с.
Нурмимаа Вайно. Спортивное ориентирование /сокр. Пер. с фин. Р.И.Сюкияйнена. – М.: ФСО, 1997. – 147 с.
Ориентирование как образ жизни, или с улыбкой об ориентировании. Сборник. – М. ФЦДЮТиК, 2007. – 296 с., илл.
Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для общеобразовательных учебных заведений. 6 класс/А.Г. Маслов, В.В. Марков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов. – М.: ЦДЮТур РФ, 1997. – 56 с.
Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга/ Издание с дополнениями М.И. Пыляева, научным комментарием, именным указателем, аннотированными иллюстрациями. – СПб.: Лениздат, 1996. -669 с., ил
Саруханов Азбука телевидения - СПб ЛИКИ 1999 – 112 с.
Соколов А. Монтаж – М. Из.625, 2000 – 207 с.
Столяров А.М., Столярова Е.С. Домашняя видеостудия - М. 2004 - 428 с.
Страдомский В. Снимаем любительский кинофильм - М. Искусство 1975 -128 с.
Шальков Ю.Л. Здоровье туриста (Туризм для всех). – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144 с.
Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма: метод. Рекомендации: «Как не стать жертвой несчастного случая». – М.: 1992. – 96 с.
Щербаков Ю.Н.. Сам себе и оператор, сам себе и режиссер. Серия «Учебный курс». Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 448 с.
Энциклопедия туриста /Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 607 с.
23