СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Туризм и видеотворчество"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования "Туризм и видеотворчество" расчитанная на 3 года обучения. Реализуется с 2010 года. Получила диплом 3 степени на последнем Всероссийском конкурсе "Педагогические инновации". Воспитанники коллектива видеостудии "Начало", работающего по программе "Туризм и видеотворчество" неоднократно становились призерами всероссийских и международных конкурсов и фестивалей.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Туризм и видеотворчество"»










Образовательная программа

«ТУРИЗМ И ВИДЕОТВОРЧЕСТВО»









Автор-составитель:

Кондрашкина Лидия Львовна,

педагог дополнительного образования

отдела Гражданского и патриотического воспитания

ДДЮТ Фрунзенского района,

194291 Санкт-Петербург

Пр. Культуры д.6, к.2, кв.215

Тел. 598-39-12














Санкт-Петербург

2010 г.



Пояснительная записка


Один из классиков русской литературы И. А. Гончаров, совершая кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» писал, что «…еще у древних необходимым условием усовершенствованного воспитания считалось путешествие». Путешествие для любого человека заманчиво ежедневной сменой впечатлений и обилием новизны. Ребенок с раннего детства стремится познать окружающий его мир: сначала заглянуть в соседний двор, потом – на другую улицу, в парк или ближайший лес. И часто эта «охота к перемене мест» превращается в своеобразное увлечение. Именно такие, увлеченные, ребята объединяются в туристские группы, коллективы, секции.

Туризм чрезвычайно многообразен. Это походы самодеятельных туристов и отдых на туристских базах, транспортные путешествия и экскурсии по памятным местам, выезды выходного дня и сложные спортивные экспедиции. Но в каждом путешествии или экскурсии присутствуют элементы познания и начала нравственного, физического и эстетического воспитания.

Активный отдых в путешествиях способствует эмоциональному восприятию мира окружающей природы. Человек, умеющий любоваться первозданной ее красотой, естественно, каждый по-своему переживает это и как бы приближается к истокам искусства.

Путешественник постигает мир красоты, он учится смотреть и видеть, ему открываются неведомые другим людям грани прекрасного. И вполне естественно его желание поделится с близкими, родными, знакомыми своими впечатлениями. Но далеко не каждый способен хорошо рассказывать или зарисовывать окружающее. Поэтому, отправляясь в поездку или краеведческую экскурсию, туристы все чаще берут с собой фотоаппарат или видеокамеру.

Развитие современной фото- и видеотехники открывает широкие возможности для творчества не только профессионалам, но и огромной армии любителей. Сам процесс фото- и видеосъемки настолько упростился, что давно перестал быть уделом лишь избранных. Но как велико бывает разочарование юного туриста-кинолюбителя, когда отснятые им материалы оказываются крайне низкого качества и вызывают интерес разве что у тех, кто в них снимался! Умению интересно и понятно рассказать о своем путешествии, создавать свой любительский фильм тоже надо учиться.

Любая поездка или экскурсия - это всегда узнавание ранее неизвестного уголка своей Родины. Даже путешествуя по знакомым, казалось бы, ближайшим пригородам, можно увидеть их совсем с другой стороны, не говоря уже о поездках по памятным местам истории и культуры нашей Родины. Привлечение учащихся, в процессе создания фильма, к личностной и нравственной оценке тех или иных исторических явлений представляет собой своеобразный вид социальной практики, формирующий собственное мнение и гражданскую позицию.

Идея создания программы «Туризм и видеотворчество» возникла при знакомстве с образовательной программой «Основы киновидеотворчества» педагога дополнительного образования ГЦДТТ, президента Петербургского союза непрофессиональных кинематографистов Сергеева Бориса Ивановича. Так как туризм может быть как спортивный, так и экскурсионный, программа разработана в двух вариантах, учитывающих интересы обоих направлений. Она предназначена для учащихся коллективов туристско-краеведческой направленности, изучающих основы киновидеотворчества в условиях туристской деятельности учащимися 10‑17 лет.


Актуальность и новизна программы


Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в воспитании культуры восприятия и самовыражения, а также жизненного и профессионального самоопределения.


Обучение начинается с освоения детьми туристско-краеведческих умений и навыков как основного гаранта безопасного поведения. Параллельно детям предоставляется возможность научиться показывать и рассказывать родителям, одноклассникам и др. о том, что они видели и что делали во время своих краеведческих экскурсий, спортивных или туристских соревнований. Таким образом, совершенствуя в практической деятельности свою туристско-краеведческую подготовку, обучающиеся в коллективе подростки смогут под руководством педагога выработать в себе и закрепить не только жизненно важные навыки, но и культуру восприятия и самовыражения в процессе киновидеотворчества.

Процесс успешного развития жизненных навыков неразрывно связан с активной умственной и физической деятельностью обучающихся. Программа учитывает тесную связь между нравственным, физическим и умственным развитием, их взаимообусловленность и взаимозависимость.

За время обучения подростки получают знания, умения и навыки, которые в дальнейшем позволят им самим планировать и осуществлять гармоничное сочетание труда, отдыха и общения с природой. Одновременно с этим они обучаются простейшим навыкам работы с видеокамерой и фотоаппаратом в поездке или экскурсии, развивают образное мышление и навыки общения в творческой группе, так необходимые для создания видеофильма.

«Экскурсионный туризм и видеотворчество» является интегрированной программой. Систематические занятия по данной программе способствуют не только повышению качества любительских туристских видеофильмов, но и приобретению воспитанниками знаний о своем крае, начальных сведений об ориентировании на местности, оказании первой медицинской помощи, о действиях в экстремальных ситуациях природного характера.

Программа может быть использована педагогами дополнительного образования и учителями общеобразовательных учреждений.


Цели образовательной программы:

- формирование у учащихся заинтересованного отношения к истории и культуре родного края, бережного отношения к окружающему миру, осознанного и ответственного отношения к здоровому, насыщенному и интересному образу жизни средствами туризма, краеведения и киновидеотворчества;


Задачи программы

Обучающие:

- знакомство с основами туризма и ориентирования;

- обучение основам видеосъемки и видеомонтажа;

- знакомство с историей, культурой Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других городов;

- применение полученных знаний о прошлом и настоящем своего края при создании видеофильмов.

Развивающие:

- развитие устойчивого интереса к путешествиям, краеведению и экранному творчеству;

- развитие потребности познавать историю своей Родины, боевых и трудовых традиций своего народа;

- развитие познавательных способностей учащихся;

- развитие творческих способностей и художественного вкуса;

- развитие стремления в самовыражении;

- развитие потребности в самосовершенствовании, приобретении новых знаний и умений.

Воспитательные:

- воспитание гражданской сознательности и патриотизма;

- воспитание ценных личностных качеств: трудолюбия, порядочности, ответственности, аккуратности, предприимчивости;

- привитие учащимся элементов общей культуры и поведенческой этики, в том числе в нестандартных ситуациях;

- воспитание умения оценивать собственные возможности;

- воспитание умения работать в коллективе и творческой группе.


Для решения этих задач необходимо сформировать и развить у детей жизненно важные умения и навыки. К их числу необходимо отнести следующие умения:

- осознать себя как личность;

- ставить цели;

- смотреть и видеть;

- принимать решения и решать проблемные ситуации;

- творчески мыслить;

- критически мыслить;

- выразить самого себя;

- поставить себя на место другого человека;

- позитивно общаться с окружающими;

- управлять своими эмоциями и настроением;

Выработке этих умений способствуют формирование самооценки ребенка, воспитание у него чувства ответственности за свои дела и поступки, а также формирование у него собственных этических ценностей.

Формирование и развитие обозначенных умений возможно лишь в процессе специально организованной практической деятельности детей. Наиболее универсальным видом деятельности в этом случае, выступает обучение детей безопасному поведению.


Ожидаемые результаты по годам обучения.

1 год обучения – знакомство с основами туристско-краеведческой деятельности, формирование представления о возможностях видеотворчества и его использовании в туризме.

В процессе обучения происходит:

- формирование мотивации к занятиям туризмом вообще, видеосъемкой в туристских походах и экскурсиях в частности;

- повышение уровня общей физической подготовки учащихся;

- формирование представления об основных туристских навыках и простейших приемов ориентирования на местности;

- формирование первичных умений пользования видеокамерой в «автоматическом режиме»;

- знакомство с простейшими приемами видеомонтажа;



2 год обучения – овладение первоначальными навыками видеотворчества в экскурсионно-краеведческой деятельности.

В процессе обучения происходит:

- расширение кругозора;

- формирование мотивации к устойчивым занятиям краеведением и видеосъемкой;

- овладение умением правильно держаться перед объективом видеокамеры (развитие речи, сценических умений, преодоление скованности);

- освоение новых приемов видеосъемки;

- овладение различными приемами видеомонтажа.


3 год обучения – развитие видеотворчества в экскурсионной деятельности, а также пропаганде исторического и культурного наследия российского народа.

В процессе обучения происходит:

- овладение навыками видеосъемки как на местности, так и в помещении;

- свободное овладение специфическими понятиями и терминологией;

- умение самостоятельно выполнять технологические операции по созданию фильма;

- развитие желания сохранить и приумножить то, что создавалось трудом и талантом предыдущих поколений;

- формирование потребности дальнейшего применения приобретенных знаний и умений;


Методы отслеживания результативности освоения программы:

- опрос;

- зачет;

- соревнования и фестивали;

- совместный анализ творческих работ учащихся;

- анализ результатов и технико-тактического уровня учащихся.


Тестирование учащихся.

Тестирование учащихся проводится с помощью специальных тестовых карточек с заданиями, преимущественно в игровой форме.


Условия реализации образовательной программы.

Программа рассчитана на 3 года обучения учащихся в возрасте 10-17 лет.

Состав группы первого года обучения – 15 учащихся, второго года – 12 человек, третьего года – 10 человек.

Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного туристского похода, учебно-тренировочного сбора или участия в соревнованиях, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года. Для желающих предусмотрена возможность участия в различных кинофестивалях и конкурсах видеофильмов.

Во время учебного года проводятся экскурсии и поездки по местам боевой и трудовой славы, различным историческим местам Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые и определяют содержание патриотического и гражданского воспитания. Сложность экскурсий постепенно возрастает в зависимости от повышения уровня подготовки обучающихся.

Реализация программы предполагает организацию деятельности в соответствии с требованиями «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации».


Условия набора.

В группы 1-го года обучения принимаются все желающие учащиеся 10-17 лет, независимо от возраста и пола, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

В группы 2-го года обучения зачисляются учащиеся, успешно окончившие 1-й год обучения по данной программе или по другим программам туристско-краеведческого профиля. В группу 2-го года обучения могут быть зачислены также учащиеся 11-17 лет имеющие опыт краеведческих поездок и успешно прошедшие тестирование.

В группы 3-го года обучения зачисляются учащиеся, успешно окончившие 2-й год обучения по данной программе или по другим программам туристско-краеведческого профиля и имеющие начальный опыт работы с видеокамерой и персональным компьютером. В группы 3-го года обучения могут быть также зачислены учащиеся 12-17 лет, имеющие опыт туристских походов, опыт работы с видеокамерой и компьютером и успешно прошедшие тестирование.


Режим занятий.

Организация образовательного процесса по программе предусматривается в течение календарного года (36 учебных недель). Возможны несколько вариантов построения режима занятий.

Возможные варианты проведения занятий 1-го года обучения:

  1. 2 раза в неделю по 2 часа, не реже 1 раза в месяц проводится 8-часовой выезд на местность для практических занятий или соревнований;

  2. 1-й раз в неделю – 1 час, 2-й раз в неделю – 2 часа, не реже 1 раза в месяц – 8‑часовой выезд для практических занятий, 1 раз в месяц – 4-часовой выезд или практическое занятие.

Возможные варианты проведения занятий 2-3-их годов обучения:

  1. 1 раз в неделю по 2 часа, выезды для практических занятий и соревнований проводятся не менее 2 раз в месяц по 4-8 часов (продолжительность выездного занятия в выходной день – 8 часов, в будний день – 4-6 часов);

  2. 1-й раз в неделю – 1 час, 2-й раз в неделю – 2 часа, не реже 1 раза в месяц – 8‑часовой выезд для практических занятий, 1 раз в месяц – 4-часовой выезд или практическое занятие;

  3. 1 раз в неделю по 2 часа, выезды для практических занятий и соревнований проводятся не менее 2 раз в месяц (по выходным) по 8 часов.

В течение учебного года варианты могут меняться, исходя из постановки учебных задач.


Использование методов по способу организации занятий.

1. Словесные методы обучения:

- беседа – приглашение учащихся к равноправному сотрудничеству, к размышлению, к использованию в рассуждениях имеющихся у них знаний;

- объяснение – совокупность приемов, позволяющая обеспечить доступность и более четкое понятное представление об изучаемом материале;

- комментарий – объяснение, помогающее учащимся определить смысл изучаемого материала;

- обращение к первоисточнику – цитирование документа;

- анализ и разбор проблемных ситуаций.

- обращение к знаниям учащихся – от общеизвестного факта – к более сложным явлениям.

2. Наглядные методы обучения:

  • Показ видеоматериалов, иллюстраций, фотографий.

  • Показ, выполнение манипуляций педагогом (с компасом, картой и т.п.).

  • Наблюдение и анализ.

  • Работа по образцу (репродуктивный метод).

3. Практические методы обучения:

  • Тест – система заданий, рассчитанных на определенный уровень знаний и подготовленности учащихся. Этот прием позволяет проверить и самостоятельно оценить свои творческие способности, объем и качество знаний.

  • Игра – позволяет смоделировать, воссоздать условную ситуацию и обеспечить учащимся возможность приобретения соревновательного опыта;

  • Активизация внимания группы – обращение к особо интересным, особо эмоциональным фактам, объектам, событиям;

  • Работа с литературой – самостоятельное или под руководством преподавателя изучение печатных источников информации.


Использование методов по уровню деятельности детей.

- информационный – сообщение готовой информации;

- продуктивный – предусматривающий постановку и решение проблемы;

- репродуктивный – предусматривающий использование в работе системы заданий по образцу;

- исследовательский – побуждающий учащихся обращаться к первоисточнику, к самостоятельному поиску и обобщению информации, предполагающий активизацию деятельности собственного интеллекта;

- сравнительный анализ – направленный на познавательные, мыслительные усилия учащихся, предусматривающих изучение и сопоставление отдельных сторон, свойств, составных частей предметов, объектов и явлений.


Формы проведения занятий:

- лекции;

- работа с литературой и регламентирующими документами;

- демонстрация фото-видео материала;

- работа со спортивными картами;

- тренинг;

- групповые теоретические и практические занятия;

- участие в спортивных и туристских соревнованиях;

- учебно-тренировочные сборы, походы, экскурсии;

- просмотр учебных кинофильмов;

- выполнение домашних заданий.


Формы организации занятий.

Теоретические занятия и занятия по общефизической подготовке проводятся в виде групповых занятий по расписанию.

Во время практических занятий по видеомонтажу и видеосъемке в связи с различным уровнем развития и личностными качествами занятия строятся на индивидуальном общении или в составе небольшой группы (2-3 человека), которая работает над собственным проектом (фильмом).

Программа построена по блочно-модульному принципу. Первый год обучения дает начальные, основные знания и умения, без освоения которых трудно заниматься туризмом. Специализация по направлениям деятельности осуществляется на втором и третьем году обучения. Это значит, что после первого года обучения заинтересованные учащиеся могут перейти в другую группу соответствующего профиля (например, спортивного ориентирования) или продолжить занятия по данной Программе.

Программа составлена с учетом знаний, умений и навыков, приобретаемых школьниками на уроках «История и культура Санкт-Петербурга», «Мировая художественная культура», «Информатика», «История», «География» в соответствии с обязательным образовательным минимумом.

Программа строится с учетом личностных потребностей обучающихся в познавательной и преобразовательной творческой деятельности (сюжеты и жанр видеофильмов подбираются исходя из интересов обучающихся, которые существенно изменяются в соответствии с их возрастом и полом).


Вариант 1

Для групп, занимающихся экскурсионным туризмом



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения


№ п/п

Наименование разделов

Всего

часов

Теория

часов

Практика

часов

Форма

контроля

1.

Элементы туристской подготовки

45

11

34









Зачет

1.1.

Краеведческие путешествия, история развития краеведения.

1

1


1.2.

Личное и групповое снаряжение, аппаратура для походной видеосъемки.

3

1

2

1.3.

Организация туристско-краеведческой поездки

8

1

7

1.4.

Подготовка к поездке, экскурсии

6

1

5

1.5.

Питание во время поездки

5

1

4

1.6.

Должности в группе

2

1

1

1.7.

Правила движения во время поездки, преодоление препятствий

5

1

4

1.8.

Техника безопасности при проведении поездок, экскурсий

5

1

4

1.9.

Подведение итогов поездки или экскурсии

3

1

2

1.10

Туристские слеты и соревнования

7

2

5

2.

Элементы топографии и ориентирования

23

13

10





Тестирование

2.1.

Основные понятия о топографической и спортивной картах

2

2


2.2.

Условные знаки

5

3

2

2.3.

Технические приемы ориентирования

4

2

2

2.4.

Компас. Работа с компасом

4

2

2

2.5.

Измерение расстояний

3

1

2

2.6.

Способы ориентирования по природным объектам

2

1

1

2.7.

Действия в случае потери ориентировки

3

2

1


3.

Краеведение.

50

13

37





опрос

3.1.

Родной край, его природные особенности, история.

20

4

16

3.2.

Экскурсионные возможности родного края, обзор памятных объектов, музеи

16

4

12

3.3.

Изучение района путешествия

10

4

6

3.4.

Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры

4

1

3


4.

Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

5

3

2



Зачет

4.1.

Личная гигиена участника поездок и экскурсий, профилактика различных заболеваний

2

1

1

4.3.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

3

2

1

5.

Общая и физическая подготовка

13

3

10





Тестирование

5.1.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений

1

1


5.2.

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм во время поездок и экскурсий

2

1

1

5.3.

Общая физическая подготовка

10

1

9






6.

Основы видеомастерства

80

26

54



Защита творческих работ

6.1.

История кино

2

2

-

6.2.

Сценарий фильма

6

2

4

6.3

Основы операторского мастерства

20

8

12

6.4

Видеосъемка в интерьере и на натуре

30

4

26

6.5

Основы монтажа фильма

16

8

8

6.6.

Музыка в фильме

6

2

4

ИТОГО:

216

69

147







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1-го года обучения


1. Элементы туристской подготовки.

1.1. Краеведческие путешествия, история развития краеведения.

Туристско-краеведческие экскурсии и поездки – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны, История развития краеведения в России. Экскурсионный и зарубежный туризм.


1.2. Личное и групповое снаряжение.

Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для туристско-краеведческой поездки, требования к нему. Типы рюкзаков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних путешествий. Личное снаряжение туриста - видеолюбителя.

Групповое снаряжение, требования к нему.

Практические занятия: Укладка рюкзаков. Подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт. Изготовления личного и группового инвентаря.

1.3. Элементы организации туристского быта.

Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий.

Выбор места для привала.

Уборка места лагеря перед уходом группы.

Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов.

Уход за одеждой и обувью.

Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий.

Выбор места для привала.

Уборка места лагеря перед уходом группы.

Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов.

Уход за одеждой и обувью.

Организация ночлегов в помещении.

Правила купания.

Практические занятия: Определение мест, пригодных для организации привалов. Укладка рюкзака.

1.4. Подготовка к поездки, экскурсии.

Определение цели и района поездки. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки поездки.

Изучение района поездки или экскурсии: знакомство с литературой, картами, отчетами о походах; запросы в местные образовательные и другие учреждения.

Разработка маршрута. Составление плана экскурсии.

Подготовка личного и общественного снаряжения.

Практические занятия: Составление плана подготовки поездки. Изучение маршрутов поездок. Подготовка личного и общественного снаряжения.

1.5. Питание в туристско-краеведческой поездке

Значение правильного питания в поездке.

Питьевой режим на маршруте и по дороге.

Практические занятия: Составление списка продуктов. Закупка, фасовка и упаковка продуктов.

1.6. Туристские должности в группе

Должности в группе постоянные и временные: завхоз, проводник, краевед, санитар, фотограф, видеооператор и др.

Командир группы, его обязанности.

Практические занятия: Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки и проведения поездки.

1.7. Правила движения в поездке, преодоление препятствий.

Порядок движения группы на маршруте, режим движения, темп.

Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, в населенных пунктах.

Практические занятия: Соблюдение режима движения. Отработки техники движения по различной местности.

1.8. Техника безопасности при проведении поездок и экскурсий.

Дисциплина в поездке и на экскурсиях – основа безопасности.

Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице.

Правила поведения при переездах группы на транспорте.

Меры безопасности при преодолении естественных препятствий.

Практические занятия: Отработка техники преодоления естественных препятствий.

1.9. Подведение итогов поездки.

Обсуждение итогов поездки в группе, отчеты ответственных по участкам работы.

Обработка собранных материалов. Составление отчета.

Ремонт и сдача инвентаря.

Отчетные вечера, выставки по итогам поездок.

Практические занятия: Составление отчета и фильма о походе. Ремонт инвентаря.

1.10. Туристские слеты и соревнования

Задачи туристских слетов и соревнований. Положения о слете и соревнованиях.

Виды туристских соревнований и особенности их проведения. Понятие о дистанции, этапах. Меры безопасности при проведении туристских слетов и соревнований.

Практические занятия: Участие в туристских соревнованиях школы, района, в качестве участников.

2. Элементы топографии и ориентирования

2.1. Понятие о топографической и спортивной картах.

Топографическая и спортивна карта. Определение карты. Топографическая, спортивная и географическая карты. Значение карт для путешественников. Значение карт в народном хозяйстве и обороне государства. Старение карт. Копирование и увеличение карт (теория). Обращение с картой в поездке.

Крупно- и мелкомасштабные карты. Что такое масштаб. Виды масштабов. Как пользоваться масштабом.

Практические занятия: Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, расстояний на карте.

2.2. Условные знаки.

Цвета спортивной и топографической карты. Виды условных знаков (точечные, линейные, площадные, внемасштабные). Условные обозначения ориентиров. Проходимость местности. Изображение рельефа на картах. Основные элементы рельефа и их изображение. Крупные, средние и мелкие формы рельефа.

Практические занятия: Игры и упражнения на местности, способствующие закреплению материала. Топографические диктанты. Изучение форм рельефа на макетах и местности; изображение на бумаге отдельных форм макета и местности.


2.3. Технические приемы ориентирования

Карта и её чтение. Ориентирование карты. Определение точки стояния по отношению к видимым ориентирам. Определение расстояния на местности: шагами, по времени, визуально.

Практические занятия: Знакомство с различными картами; работа с компасом и картой; упражнения на развитие памяти и внимания; знакомство с ориентированием, как видом спорта.

2.4. Компас, работа с компасом.

Компас; устройство компаса, различные виды компасов и особенности приёмов работы с ними. Понятие азимута.

Практические занятия: Ориентирование карты по компасу, взятие азимута.


2.5. Измерение расстояний

Для чего впоездке необходимо измерять расстояния. Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр.


Практические занятия: Измерение, кривых линий (маршрутов) на картах разного масштаба курвиметром. Во время прогулок и поездок оценка пройденных расстояний по затраченному времени.


2.6. Способы ориентирования по природным объектам

Определение сторон горизонта по объектам растительного и животного мира, по искусственным сооружениям. Суточное движение Солнца по небосводу.

Практические занятия: Определение сторон горизонта без компаса.


2.7. Действия в случае потери ориентировки

Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки, Выход на крупные ограничивающие ориентиры, выход к ближайшему жилью.

Практические занятия: Определение ограничивающих ориентиров и их надежности.


3. Краеведение


3.1. Родной край, его природные особенности, история.

Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление. Промышленность.

Экономика и культура края. Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры.

Практические занятия: Знакомство с картой своего края. Проведение краеведческих викторин. Экскурсии по памятным местам своего края. Посещение военно-исторических памятников города и области.


3.2. Экскурсионные возможности родного края.

Наиболее интересные места для проведения поездок и экскурсий. Памятники истории и культуры, музеи края.

Практические занятия: Прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям, посещение музеев.


3.3. Изучение района поездки.

Сбор краеведческого материала о районе поездки. Подготовка докладов по истории, климату, рельефу, флоре, фауне и т.д.

Практические занятия: Подготовка и заслушивание докладов о районе предстоящей поездки.


3.4. Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы.

Краеведческая работа – один из видов общественно полезной деятельности.

Метеорологические наблюдения. Гидрологические наблюдения. Изучение животного и растительного мира.

Охрана памятников истории и культуры.

Проведение различных краеведческих наблюдений. Работа по уборке мусора на различных объектах природы и культуры.


4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь


4.1. Личная гигиена, профилактика различных заболеваний.

Понятие о гигиене. Личная гигиена участника туристско-краеведческой поездки.

Гигиена обуви и одежды.

Сущность закаливания.

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье спортсмена.

Практические занятия: Разучивание комплекса упражнений гимнастики. Применение средств личной гигиены в поездке. Подбор одежды и обуви для длительных поездок и экскурсий.


4.2. Походная медицинская аптечка.

Состав аптечки. Хранение и транспортировка. Личная аптечка, индивидуальные лекарства.

Практические занятия: Формирование походной аптечки.


4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Соблюдение гигиенических требований в поездке. Профилактика заболеваний и травматизма. Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению гигиенических навыков.

Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Респираторные и простудные заболеванию укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания.

Практические занятия: Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (наложение простейшей повязки, обеззараживание царапин и небольших ранок).


5. Общая и специальная физическая подготовка.


5.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений.

Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о строении внутренних органов.

Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен.

Органы пищеварения и обмен веществ. Нервная система.

Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособности.


5.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм во время поздок и экскурсий

Врачебный контроль и самоконтроль. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Порядок осуществления врачебного контроля. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Распознавание утомления.

Практические занятия: Прохождение врачебного контроля.


5.3. Общая физическая подготовка.


Основная задача общей физической подготовки – развитие и совершенствование физических, моральных и волевых качеств участников поездок и экскурсий.

Требование к физической подготовке, ее место и значение в повышении функциональных возможностей организма.

Практические занятия: Упражнения для различных групп мышц. Упражнения с сопротивлением. Упражнения со скакалкой, гантелями.

Подвижные игры и эстафеты, Легкая атлетика. Основы техники передвижения на лыжах. Гимнастические упражнения. Спортивные игры. Плавание.


Практические занятия: Упражнения на развитие выносливости. Упражнения на развитие быстроты и координации движений. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости, на растягивание и расслабление мышц.


6. Основы видеомастерства.


6.1. История кино.

История развития кинематографа. Первые фильмы. Жанры кинематографа.


6.2. Сценарий фильма.

Что такое сценарий, зачем он нужен.

Практические занятия: построение сценария видеофильма под руководством руководителя, самостоятельное построение сценария слайдфильма о походе выходного дня или экскурсии.


6.3. Основы операторского мастерства.

Техническая и творческая сторона операторской работы, устройство съемочных камер. Выбор видеокамеры для походной съемки.

Практические занятия: Приемы обращения с видеокамерой – включение и выключение, замена кассеты, назначение кнопок и т.п. Использование штатива. Видеосъемка походов, экскурсий, соревнований и т.п. совместно с руководителем.


6.4. Съемка в интерьере и на натуре.

Особенности съемки в интерьере и на натуре, светочувствительность материалов.

Практические занятия: Выезд на натуру и съемка учебных этюдов.


6.5. Основы монтажа фильма.

Линейный монтаж с помощью видеомагнитофона и видеокамеры. Нелинейный монтаж на компьютере. Программы монтажа.

Практические занятия: монтаж слайдфильмов и видеофильмов о походах или экскурсиях вместе с руководителем или старшими товарищами.


6.6. Музыка в фильме.

Подбор музыки и звуковых эффектов для видеофильма.

Практические занятия: подбор музыки для фильма о поездке выходного дня или туристских соревнованиях.


Ожидаемые результаты первого года обучения:

- формирование мотивации к занятиям краеведением вообще, видеосъемкой в поездках и экскурсиях в частности;

- повышение уровня общей физической подготовки учащихся;

- знакомство с основами туристских навыков и простейших приемов ориентирования на местности;

- формирование первичных умений видеосъемки в «автоматическом режиме»;

- знакомство с основными понятиями видеомонтажа;

- умение преодалевать естественные препятствия (спуск, подъем, переправа по бревну);

- элементарные умения ориентирования на местности (ориентирование карты по компасу и ситуации, определение точки стояния, движение по линейным ориентирам);

- умение составлять отчет после поездки или экскурсии;

- умение написать сценарий видеорепортажа о походе или экскурсии;

- умение подобрать музыку к фильму о походе или соревнованиях;

- умение обращаться с видеокамерой – включение и выключение, замена кассеты, назначение кнопок и т.п.;

- умение пользоваться штативом.



стория кино.

мастерства.я. су. оуреотовкаь.по созданию фильмаещенииосъемки;

естности;

вчастности;ериале;иям;

опыта;

частей тех


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-й год обучения


№ п/п

Наименование тем и разделов

Всего

часов

Теория

Прак.

Форма контроля

1.

Основы видеомастерства

146

73

73


Защита творческих работ, участие в конкурсах

1.1.

Операторское мастерство

38

18

20

1.2

Различные виды съемок

43

23

20

1.3.

Монтаж видеофильма

30

10

20

1.4.

Звуковое оформление фильма

24

19

5

1.5.

Работа с видеотехникой

1

1

-

1.6.

Сценарий видеофильма

6

1

5

1.7.

Участие в конкурсах и фестивалях

4

1

3

2.

Элементы туристской подготовки

32

10

32



Тестирование, участие в соревнованиях

2.1.

Личное и групповое снаряжение

2

-

2

2.2.

Организация туристского быта

2

-

2

2.3.

Подготовка к поездкам и экскурсиям

3

2

1

2.4.

Питание во время поездок и экскурсий

2

-

2

2.5.

Техника безопасности при проведении краеведческих поездок и экскурсий

6

6

-

2.6.

Краеведческие поездки, экскурсии, слеты.

27

2

25

3.

Физическая подготовка

28

-

28



Зачет

3.1.

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм во время поездок и экскурсий

1

-

1

3.2.

Общая физическая подготовка

27

-

27


ИТОГО:

216

83

133






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


2-го года обучения



  1. Основы видеомастерства.


    1. Операторское мастерство.

Композиция кадра. Работа со светом. Ручные настройки видеокамеры. Форматы видеокамер.

Практические занятия: Съемка этюдов, использование штативов и их заменителей, ручная видеосъемка; видеосъемка неподвижных и движущихся объектов; видеосъемка объектов различной освещенности.


    1. Различные виды съемок.

Видеосъемка в туристских походах, на слетах и спортивных соревнованиях. Видеосъемка в помещении и на натуре. Видеосъемка интервью. Синхронная съемка на две камеры и более. Планирование съемочного дня.

Практические занятия: Видеосъемка школьных праздников и концертов. Видеосъемка интервью. Видеосъемка различных мероприятий.


    1. Монтаж видеофильма.

Правила монтажа отснятого материала:

- раскадровка;

- отбор деталей;

- использование перебивки;

- монтаж под взгляд.

Нелинейный монтаж на компьютере. Программы монтажа – обзор.

Практические занятия: Монтаж ранее отснятых материалов. «Черновой» монтаж авторских фильмов.


    1. Звуковое оформление фильма.

Подбор музыкальной темы. Природные шумы. Оригинальная фонограмма. Техническая и творческая сторона звукового сопровождения. Музыка в сюжете, содержание дикторского текста.

Практические занятия: Озвучивание монтируемых материалов. Запись музыки с различных носителей. Запись дикторского текста. Использование микрофона.


    1. Работа с видеотехникой.

Техника безопасности при работе с электроприборами и видеоаппаратурой в частности.

    1. Сценарий видеофильма.

Принципы построения сценариев. Отличие сценария от пьесы, рассказа, повести. Основные термины.

Практические занятия: написание сценариев будущих видеофильмов, обсуждение уже готовых сценариев.


    1. Участие в конкурсах и фестивалях.

Практические занятия: Обсуждение показанных на конкурсах и фестивалях фильмов. Подготовка групповых и индивидуальных авторских работ для участия в конкурсах и фестивалях.


  1. Элементы туристской подготовки


2.1. Личное и групповое снаряжение.

Практические занятия: Уход за групповым и личным снаряжением. Ремонт снаряжения. Подготовка снаряжения для поездки или экскурсии. Подготовка снаряжения туриста-видеолюбителя.


2.2. Организация туристского быта.

Практические занятия: Организация привалов во время поездок. Разведения костров, заготовка дров.


2.3. Подготовка к поездке, экскурсии.

Определение цели и района поездки. Изучение района поездки или экскурсии.

Практические занятия: Составление плана подготовки поездки. Изучение маршрутов поездок. Подготовка личного и общественного снаряжения.


2.4. Питание в туристском походе.

Практические занятия: Приготовление пищи в походных условиях на кострах Организация питания во время ночевки в помещении.


2.5. Техника безопасности при проведении поездок, экскурсий.

Изучение нормативных документов по технике безопасности туристско-краеведческих поездок и экскурсий.


2.6. Краеведческие поездки, экскурсии, слеты.

Правила организации путешествий и экскурсий.

Практические занятия: Участие в туристско-краеведческих экскурсиях, слетах и соревнованиях по туризму и ориентированию, посещение военно-исторических памятников нашего города и области.


  1. Физическая подготовка.


3.1. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках и соревнованиях.

Практические занятия: Прохождение медицинского осмотра. Правильный подбор одежды и обуви для поездок и экскурсий.


3.2. Общая и специальная физическая подготовка.

Практические занятия: Упражнения, направленные на развитие общей выносливости, ловкости, быстроты, гибкости и координации.


Ожидаемые результаты второго года обучения:

- расширение кругозора;

- формирование мотивации к устойчивым занятиям краеведением и видеосъемкой;

- расширение знаний технического арсенала краеведа и путешественника (приготовление пищи в походных условиях, разведение костров, ремонт группового и личного снаряжения, составление плана подготовки к поездке, правильный подбор одежды и обуви для поездок и экскурсий);

- овладение умением правильно держаться перед объективом видеокамеры (развитие речи, сценических умений, преодоление скованности);

- освоение новых приемов видеосъемки (Видеосъемка в туристских походах, на слетах и спортивных соревнованиях. Видеосъемка в помещении и на натуре. Видеосъемка интервью. Синхронная съемка на две камеры и более)

- овладение простейшими приемами видеомонтажа; (раскадровка, отбор деталей, использование перебивки, монтаж под взгляд);

- овладение умением озвучивать видеофильмы, записывать дикторский текст и комментарии;



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3-й год обучения



№ п/п

Наименование тем и разделов

Всего

часов

Теория

Прак.

Форма контроля

1.

Основы видеомастерства

175

43

132


Защита творческих работ, участие в фестивалях

1.1.

Операторское мастерство

35

15

20

1.2

Различные виды съемок

40

4

36

1.3.

Монтаж видеофильма

49

10

39

1.4.

Звуковое оформление фильма

27

13

14

1.5.

Сценарий видеофильма

10

-

10

1.6.

Работа с видеотехникой

4

1

3

1.7.

Участие в конкурсах и фестивалях

10

-

10

2.

Элементы туристской подготовки

68

7

61


Тестированиеи участие в соревнованиях

2.1.

Личное и групповое снаряжение

4

2

2

2.2.

Организация туристского быта

7

-

7

2.3.

Питание в туристско-краеведческой поездке

5

-

5

2.4.

Техника безопасности при проведении краеведческих поездок, экскурсий, слетов

3

3

-

2.5.

Краеведческие поездки, экскурсии, слеты.

49

2

47

3.

Физическая подготовка

45

-

45


3.1.

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм во время поездок и экскурсий.

1

-

1


Зачет

3.2.

Общая физическая подготовка

44

-

44


Итого

288

50

238





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


3-го года обучения



  1. Основы видеомастерства.

    1. Операторское мастерство.


Более углубленные знания по творческой стороне операторского мастерства (отбор, динамика, выбор точки с съемки, крупность планов). Построение и композиция кадра. Внутрикадровый монтаж. Работа со светом. Ручные настройки видеокамеры. Способы повышения качества съемки.

Практические занятия: использование штативов и их заменителей, ручная видеосъемка; видеосъемка движущейся камерой; видеосъемка объектов различной освещенности. Использование инфракрасной подсветки.


    1. Различные виды съемок.

Видеосъемка в туристских походах, на слетах и спортивных соревнованиях. Видеосъемка в помещении и на натуре. Видеонаблюдение, метод привычной камеры, метод скрытой камеры, репортажный метод. Видеосъемка игровых фильмов. Ночная видеосъемка.

Практические занятия: Видеосъемка праздников и концертов. Видеосъемка интервью. Видеосъемка авторских фильмов и различных мероприятий.


    1. Монтаж видеофильма.

Правила монтажа отснятого материала:

-по ориентации в пространстве;

- по крупности;

- по движению объектов в кадре;

- по фазе движения;

- по темпу движения;

- по композиции;

- по оси смещения объекта съемки;

- по свету;

- по цвету.

Виды монтажа – последовательно-повествовательный, строящий, возвратный. Нелинейный монтаж на компьютере. Программы монтажа и их возможности.

Практические занятия: Самостоятельный монтаж ранее отснятых материалов. Монтаж авторских фильмов и игровых сюжетов.


    1. Звуковое оформление фильма.

Подбор музыкальной темы. Природные шумы. Оригинальная фонограмма. Техническая и творческая сторона звукового сопровождения. Необходимость музыки в сюжете, содержание дикторского текста, звуковые эффекты.

Практические занятия: Самостоятельное озвучивание монтируемых материалов. Запись музыки с различных носителей. Составление и запись дикторского текста. Использование микрофона. Написание диалога и монолога.


    1. Сценарий видеофильма.

Принципы построения сценариев разных жанров – игровых (трагедия, комедия, психологическая драма, мюзикл, фарс) и неигровых (документальный, научно-популярный, учебный).

Практические занятия: написание сценариев авторских фильмов и игровых видеосюжетов.


    1. Работа с видеотехникой.

Техника безопасности при работе с электроприборами и видеоаппаратурой в частности.

Практические занятия: правила подключения видеокамеры, компьютера и других приборов.


    1. Участие в конкурсах и фестивалях.


Практические занятия: Обсуждение показанных на конкурсах и фестивалях фильмов. Подготовка групповых и индивидуальных авторских работ для участия в конкурсах и фестивалях.


  1. Туристская подготовка


2.1. Личное и групповое снаряжение.

Личное и групповое снаряжение краеведов-видеолюбителей.

Практические занятия: Уход за групповым и личным снаряжением туриста. Ремонт снаряжения. Подготовка снаряжения для похода или соревнований. Подготовка снаряжения туриста-видеолюбителя.


    1. Организация туристского быта.

Практические занятия: Организация привалов во время поездок, слетов и туристских соревнований. Разведения костров, заготовка дров.


    1. Питание во время туристско-краеведческой поездки.

Практические занятия: Приготовление пищи в походных условиях. Организация питания во время ночевки в помещении.


2.4. Техника безопасности при проведении туристско-краеведческих поездов и экскурсий.

Изучение нормативных документов по технике безопасности туристско-краеведческих поездок и экскурсий.


2.5. Краеведческие поездки, экскурсии, слеты.

Правила проведение туристско-краеведческих поездок, экскурсий.

Практические занятия: Участие в туристско-краеведческих экскурсиях, слетах и соревнованиях по туризму и ориентированию, посещение военно-исторических памятников нашего города и области.


  1. Физическая подготовка.


3.1. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм во время поездок и экскурсий.

Практические занятия: Прохождение медицинского осмотра. Правильный подбор одежды и обуви поездок и экскурсий.

.

3.2. Общая физическая подготовка.

Практические занятия: Упражнения, направленные на развитие общей выносливости, ловкости, быстроты, гибкости и координации.


Ожидаемые результаты третьего года обучения:

- овладение навыками видеосъемки как на местности, так и в помещении (использование штативов и их заменителей, ручная видеосъемка; видеосъемка движущейся камерой; видеосъемка объектов различной освещенности, использование инфракрасной подсветки);

- овладение новые видами видеосъемки (видеонаблюдение, метод привычной камеры, метод скрытой камеры, репортажный метод, видеосъемка игровых фильмов, ночная видеосъемка);

- свободное овладение специфическими понятиями и терминологией;

- знание правил монтажа отснятого материала ( по ориентации в пространстве, по крупности, под движению объектов, по фазе движения, по темпу движения, по свету, по цвету);

- овладение видами монтажа (последовательно-повествовательный, строящий, возвратный);

- умение делать нелинейный монтаж на компьютере (программы монтажа и их возможности);

- умение самостоятельно выполнять технологические операции по созданию фильма;

- приобретение навыков подготовки снаряжения для поездки или экскурсии, подготовки снаряжения краеведа-видеолюбителя;

- приобретение навыков организации привалов во время поездок и слетов, разведения костров, заготовки дров;

- развитие желания сохранить и приумножить то, что создавалось трудом и талантом предыдущих поколений;

- формирование потребности дальнейшего применения приобретенных знаний и умений;


Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое оснащение:

- компьютер,

- цифровые видеокамеры,

- цифровые фотоаппараты,

- устройства для записи звука,

- комплект туристского оборудования на 15 человек,

- комплект съемочной аппаратуры (видеокамера, штатив, осветитель),

- цифровые видеокассеты,

- CD и DVD диски для записи видеофайлов,

- программы для нелинейного монтажа, позволяющие использование их на имеющихся типах ПК.


Учебные пособия:

- спортивные и топографические карты,

- атласы и планы,

- справочная и методическая литература,

- учебные фильмы,

- учебные плакаты,

- модели рельефа,

- тестовые карточки для проверки знаний учащихся.


Методическое обеспечение:

«Топографическое лото» - позволяет «игровым методом» изучать топографические знаки и условные знаки спортивных карт;


- учебные фильмы: «Азимут» - предназначен для изучения соответствующей темы в условиях занятия в помещении;

«Массаж стопы» - демонстрирует основные приемы массажа стопы, выполняемые опытным специалистом;

«Ориентирование в лабиринте» - показывает, как можно проводить соревнования по спортивному ориентированию на искусственной местности;

«Твоя видеокамера» - помогает наглядно объяснить назначение основных частей и кнопок управления видеокамеры, а также простейшие приемы видеосъемки;

«Ст. Комаров – оз. Щучье – ст. Зеленогорск. Поход выходного дня с элементами ориентирования на местности».


Возможности для продолжения образования


После завершения программы учащиеся могут продолжить обучение в группах углубленного обучения туристско-краеведческой направленности, в коллективах киновидеотворчества детских киностудий.



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


  1. Бардин К. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981.

  2. Ганиченко Л.Г. Котелок над костром. – М.: Издательский дом «Вокруг света», 1994. – 46 с.

  3. Глухов В.И. Куракин А.Т. Техника озвучивания фильма - М. Искусство, 1984 – 118 с.

  4. Головня А.Д. Мастерство кинооператора - М., Искусство, 1965 -238 с.

  5. Горбатенко С.Б. Петергофская дорога. СПб., 2002.

  6. Григорьева Н.В. Путешествие в русскую Финляндию. – СПб.,: Норма. 2002. – 160 с.

  7. Елаховский С.Б. Бег к невидимой цели. – М.: ФиС, 1973. – 143 с.

  8. Ершов К. Г., Дементьев С.Б. Видеооборудование.- СПб., Ленииздат, 1993 – 271 с.

  9. Иванов Е.И. начальная подготовка ориентировщика. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 159 с

  10. Куликов В.М., Константинов Ю.С. топография и ориентирование в туристском путешествии: Учебное пособие. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997. – 72 с.

  11. Куликов В.М. Походная туристская игротека (Сб. 2). – М.: ЦДЮТур РФ, 1994. – 60 с.

  12. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. школа туристских вожаков. – М.: ЦДЮТур РФ, 1997 -104 с.

  13. Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. – СПб., 2001.

  14. Нурмимаа Вайно. Спортивное ориентирование /сокр. Пер. с фин. Р.И. Сюкияйнена. – М.: ФСО, 1997. – 147 с.

  15. Ориентирование как образ жизни, или с улыбкой об ориентировании. Сборник. – М. ФЦДЮТиК, 2007. – 296 с., илл.

  16. Саруханов Азбука телевидения - СПб ЛИКИ 1999 – 112 с.

  17. Синдаловский М.А. легенды и мифы санкт-Петербурга. СПб., 1997.

  18. Соколов А. Монтаж – М. Из.625, 2000 – 207 с.

  19. Страдомский В. Снимаем любительский кинофильм - М. Искусство 1975 -128 с.

  20. Столяров А.М., Столярова Е.С. Домашняя видеостудия - М. 2004 - 428 с.

  21. Шальков Ю.Л. Здоровье туриста (Туризм для всех). – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144 с.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА


  1. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. – М.: Фис, 1983 -152 с.

  2. Алшина Л.С. Ленинград и окрестности: Справочник. Лейпциг., 1986.

  3. Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме: Методические рекомендации. – м.: ЦРИБ «Турист», 1988 -77 с.

  4. Бардин К. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981.

  5. Бурцев В. П. Загадки и находки на тропинках спортивного ориентированию М., ФЦДЮТиК, 2007. 120 с., илл.

  6. Виноградов Ю.Н., Митрухова Т.В. Воскресные путешествия пешком. – Л.: Лениздат, 1988. – 144 с.

  7. Ганиченко Л.Г. Котелок над костром. – М.: Издательский дом «Вокруг света», 1994. – 46 с.

  8. Глухов В.И. Куракин А.Т. Техника озвучивания фильма - М. Искусство, 1984 – 118 с.

  9. Головня А.Д. Мастерство кинооператора - М., Искусство, 1965 -238 с.

  10. Дичаров З.Л. Волхов Лениздат. 1961.

  11. Елаховский С.Б. Бег к невидимой цели. – М.: ФиС, 1973. – 143 с.

  12. Ершов К. Г., Дементьев С.Б. Видеооборудование.- СПб., Ленииздат, 1993 – 271 с.

  13. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 159 с

  14. Кишурно Я. Карельский перешеек. Неизвестная война 1941. – СПб., ООО «ЛЮБАВИЧ», 2007 – 112 с.

  15. Кокорев Ю.М. Туризм – школа воспитания. Минск «Полымя» 1982. – 77 с.

  16. Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования: учебно-методическое пособие. – М: ФЦДЮТиК, 2005, 328с., илл.

  17. Куликов В.М. Походная туристская игротека (Сб. 2). – М.: ЦДЮТур РФ, 1994. – 60 с.

  18. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. – М.: ЦДЮТур РФ, 1997 -104 с.

  19. Куликов В.М., Константинов Ю.С. топография и ориентирование в туристском путешествии: Учебное пособие. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997. – 72 с.

  20. Ладога и истоки российской государственности и культуры./ под ред. А.Н. Кирпичникова / СПб: ИПК «Вести», 2003

  21. Манаков В.А. В кольце блокады. Лениздат. 1961.

  22. Маслов А.Г. Организация работы и финансирование туристско-краеведческих объединений учащихся. – м.: ЦДЮТур МО РФ. 1998. – 56 с.

  23. Нурмимаа Вайно. Спортивное ориентирование /сокр. Пер. с фин. Р.И.Сюкияйнена. – М.: ФСО, 1997. – 147 с.

  24. Ориентирование как образ жизни, или с улыбкой об ориентировании. Сборник. – М. ФЦДЮТиК, 2007. – 296 с., илл.

  25. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для общеобразовательных учебных заведений. 6 класс/А.Г. Маслов, В.В. Марков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов. – М.: ЦДЮТур РФ, 1997. – 56 с.

  26. Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга/ Издание с дополнениями М.И. Пыляева, научным комментарием, именным указателем, аннотированными иллюстрациями. – СПб.: Лениздат, 1996. -669 с., ил

  27. Саруханов Азбука телевидения - СПб ЛИКИ 1999 – 112 с.

  28. Соколов А. Монтаж – М. Из.625, 2000 – 207 с.

  29. Столяров А.М., Столярова Е.С. Домашняя видеостудия - М. 2004 - 428 с.

  30. Страдомский В. Снимаем любительский кинофильм - М. Искусство 1975 -128 с.

  31. Шальков Ю.Л. Здоровье туриста (Туризм для всех). – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144 с.

  32. Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма: метод. Рекомендации: «Как не стать жертвой несчастного случая». – М.: 1992. – 96 с.

  33. Щербаков Ю.Н.. Сам себе и оператор, сам себе и режиссер. Серия «Учебный курс». Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 448 с.

  34. Энциклопедия туриста /Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 607 с.

23