СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Творческая карусель» (выявление творческих способностей детей дошкольного возраста)

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый этап систематического обучения в школе.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Творческая карусель» (выявление творческих способностей детей дошкольного возраста)»

Принято Утверждено

на заседании педагогического приказ № _________

совета МБДОУ детский сад № 7 от ___ ___________ 2015г.

протокол № 1 заведующий

от 31.08. 2015г. МБДОУ детский сад № 7

___________ Захарова И М.П.













ПРОГРАММА

«Творческая карусель»

выявление творческих способностей детей

дошкольного возраста



на 2015 – 2016 учебный год







Составитель:

Гришакова С.В.




Обоснование разработки программы

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый этап систематического обучения в школе.

Гуманизация образования, в целом, и системно-деятельный подход к ребенку ориентирует педагогическую практику на развитие склонностей и способностей каждого ребенка, творческой активности личности. Одна из задач модернизации российского образования – подготовка детей к творческому решению проблем, возникающих в различных сферах их жизни. В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и практически подтверждено, что именно дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей, что вкус к художественно-творческим видам деятельности лучше всего формируется в активной творческой эстетической среде. На современном этапе воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях происходит усиление внимания к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей детей. Благодаря своей специфике, заключающейся, прежде всего, в средствах - разных видах искусства, художественно-творческих видах деятельности, эстетическое воспитание обеспечивает глубокое влияние на разностороннее развитие ребѐнка и формирование его личности. Особо значимым видом эстетической деятельности считается художественная деятельность, включающая восприятие и создание предметов искусства. Согласно возрастным возможностям детей дошкольного возраста в системе традиционного дошкольного воспитания используются следующие виды художественного творчества: живопись, графика, декоративное прикладное искусство, скульптура, музыка, хореография, литература, которые составляют содержание изобразительной, музыкальной, художественно речевой, театрализованной и игровой видов художественной деятельности. Взаимодействуя между собой, они комплексно воздействуют на ребѐнка, обеспечивая его всестороннее развитие.

Вопросы теории, методики и практики эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами различных видов искусства, а также формирования художественно-творческих способностей разрабатывались в трудах известных учѐных: Л. Г. Арчажниковой, Н. А. Ветлугиной, Т.Н.Дороновой, Б.Т.Лихачѐва, Т.С.Комаровой, Н.Н.Ростовцева, Н.П.Сакулиной, К.В.Тарасовой, Р.М.Чумичѐвой, С.Т.Шацкого, В.Н.Шацкой и .других. Психологическое обоснование роли использования искусства в эстетическом воспитании дошкольников содержится в работах Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, А.А.Люблинской, Б.М.Теплова, П.Я.Якобсона, Е.А.Флериной.












Для выявления уровня развития творческих способностей используются диагностические методики, ориентированные на средний и старший дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей. Данные тесты помогают выявить особенности психики одного ребенка и  или составит портрет группы детей. Они имеют не сложную структуру, легко воспринимаются детьми с интересом выполняются.

При определении уровня развития творческих способностей можно использовать  тесты, предложенные автором Э.П. Торренсом.


Цель диагностики: развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии.

Задачи:

  • Развитие потребности познания окружающего мира, познавательной активности, любознательности.

  • Развитие воображения и фантазии.

  • Развитие качеств творческого мышления дошкольников, таких как: гибкость, беглость, точность, оригинальность.

Учитывая специфику возраста, лучше всего предать тестам-заданиям по возможности игровую форму. Для выполнения с детьми данной диагностики педагог должен создать атмосферу творчества и сотрудничества. Это повысит желание детей выполнять работу, а помощь взрослого в работе с детьми – применение различных методов и средств работы, разнообразных педагогических стимулов, способствует развитию и повышению уровня творческой деятельности в системе обучения детей.

Наиболее эффективными способами для выявления способностей детей дошкольного возраста считаю практические методы. Чаще всего малыш спрашивает именно о том, что занимает его больше всего, так можно понять круг его интересов. В коллективной игре легко выявить лидерские качества, способность к коммуникации с другими детьми. Наблюдение за игрой малыша дошкольного возраста в куклы или машинки позволит понять, насколько развито воображение и логика.

Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление  детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней.

Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем и развить его способности.

Условия развития способностей в дошкольном возрасте:

- Особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока. Чем когда дети предоставлены сами себе.

- Включение дошкольника   в разные виды деятельности для проявления  всех его задатков и склонностей. Ребёнку необходимо попробовать себя во всех сферах деятельности.

- Создание предметно-развивающей среды.

- Правильная позиция взрослого в общении с детьми.  Ребёнку надо помочь поверить в себя, свои силы, поддержать на трудном пути познания, научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.

Выявление творческих способностей

1. Для выявления творческих способностей проводится тест-игра «Незаконченный рисунок» или «Закорючка». Тестирование проводится индивидуально. Ребёнку последовательно предлагается десять рисунков-закорючек. Задача ребёнка, каждую закорючку дорисовывать так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ. Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребёнка. Задание оценивается в баллах: за каждый дорисованный образ – 1 балл, если вариантов нет – 0 баллов. (5 – высокий, 5 средний)

2. Для развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации проводился тест под названием «Домик». Ребенку предлагается образец рисунка домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец. Здесь оценивается твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции объекта, а также техника исполнения, умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим.

При обработке результатов обращаем внимание на:

1. Отсутствие какой-либо детали рисунка. На рисунке могут отсутствовать забор (одна или обе половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (окошка, забора, крыши) при относительно правильном сохранении пропорций рисунка в целом

3. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. Расположение забора выше линии основания домика, смещение трубы влево, размещение окна не по центру

4. Значительное отклонение линий от заданного направления, из-за чего домик, например, заваливается, забор перекашивается, крыша становится прямоугольной, а дым из трубы идет вверх

5. Неправильно изображенный элемент рисунка: неверное изображение колечек дыма, штриховки на крыше, неверно нарисованы элементы забора. (3 – высокий, 7 – средний)

Выявление образной креативности

3. Для исследования образной креативности можно использовать тест «Дорисовывание»

Цель теста:   изучить параметры творческого мышления. Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными рядами одинаковых контурных изображений и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.

Оценка результатов: каждая новая идея оценивается в один балл (0 баллов – отказ от работы). При обработке данных учитывается: оригинальность, гибкость, беглость. Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга. Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений. Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В данном тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл. (2- высокий, 6- средний, 2- низкий)


Выявление коммуникативных умений ребёнка

4. Диагностика коммуникативных умений ребёнка.

Цель: умение договариваться, взаимный контроль, отношение к результату деятельности, взаимопомощь, рациональное использование средств совместной деятельности. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какие карандаши использовать в работе, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей. Педагог анализирует, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:

умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;

как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

как относятся к результату деятельности, своему и партнера;

осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается. (6- высокий, 4 – средний)

















Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (до 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы. Средний уровень (до 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Низкий уровень (до 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.