Пояснительная записка
Программа творческого объединения "Юный этнограф" предназначена для учащихся 6 класса, и рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Срок реализации программы 3 года – второй год обучения. Настоящая программа определяет содержание работы школьников по направлению «Русский быт». В качестве методического сопровождения использованы следующие источники:
• Содержание и методы этнографической работы школьников: Методическое пособие / Сост. С.Б. Рождественская. М., 1988.
• Шангина И. И. Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь. СПб.: Азбука классика, 2003.
Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области этнографии. Роль руководителя творческого объединения заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка.
Реализация программы осуществляется через деятельность музея. Ведь именно музейные занятия позволят почувствовать детям то, что историки называют «ароматом эпохи».
Цель творческого объединения:
Создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности, в результате которой осуществляется формирование знаний, умений, навыков.
Задачи:
Углубление и расширение знаний о родном крае, его истории, географии, традициях и культуре народов.
Обучение учащихся методам научного поиска, ознакомление с методами исторического исследования.
Развитие навыков поисково-исследовательской деятельности
Развитие творческих способностей, инициативы, самостоятельности.
Воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, бережного отношения к природному, историческому наследию родного края, сохранению исторической памяти;
Воспитание гордости за свою малую родину, уважения к далеким предкам, к делам и трудам наших современников, гордости за успехи и достижения земляков.
Направления деятельности:
Научно-теоретическая деятельность.
Поисковая работа.
Фондовая работа.
Оформительская деятельность.
Проектная деятельность.
Экскурсионно-просветительская работа.
Содержание и формы работы:
- сбор, накопление, оформление материалов и документов для пополнения фондов;
- поисковая работа;
- ведение инвентарной книги;
- работа по регистрации и сохранности экспонатов;
- экскурсии по экспозициям музея, беседы, лекции;
- оформительские работы (индивидуальные и групповые);
- встречи с интересными людьми;
- составление буклетов по школьному музею и его экспозициям.
В процессе работы у обучающихся формируются следующие УУД:
Проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.
Исследовательские: выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.
Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации, структурирование информации, выделение главного.
Коммуникативные: умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.
Рефлексивные: осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.
Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи.
Содержание программы:
1. Научно-теоретическая деятельность (18 часов)
Вводное занятие. Составление списка участников, знакомство с планом, особенностями и режимом работы. Получение теоретических знаний по этнографии и музейному делу.
2. Поисковая работа (12 часов)
Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом. Изготовление макетов частей крестьянской избы и предметов домашнего обихода.
3. Фондовая работа (10 часов)
• Приведение поступивших экспонатов в экспозиционный вид.
• Ведение учетной документации.
• Составление картотеки музейных предметов.
• Создание условий для хранения экспонатов и коллекций.
4. Оформительская деятельность (10 часов)
• Изготовление стендов, витрин, макетов.
• Оформление раздела «Русская изба».
5. Проектная деятельность (10 часов)
• Составление буклетов по школьному музею и его экспозициям.
• Создание компьютерных проектов, связанных с деятельностью музея.
6. Экскурсионно-просветительская работа (10 часов)
• Разработка экскурсионных тем, подбор и систематизация соответствующих материалов.
• Проведение экскурсий, устных журналов.
• Встречи с интересными людьми села.
• Творческие отчеты.
• Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе.
Прогнозируемые результаты:
• постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых экспозиций;
• положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;
• стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;
• пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;
• создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
• превращение музея в центр воспитательной работы в школе.
Тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Кол-во часов |
1. | Научно-теоретическая деятельность. | 18 |
2 | Поисковая работа. | 12 |
3 | Фондовая работа. | 10 |
4 | Оформительская деятельность. | 10 |
5 | Проектная деятельность. | 10 |
6 | Экскурсионно-просветительская работа. | 10 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Кол-во часов | Название темы занятия |
Научно-теоретическая деятельность |
1. | | 2 | Вводное занятие. |
2 | | 2 | Этнография - как наука |
3 | | 2 | Интерьер крестьянской избы. Красный угол. |
4 | | 2 | Интерьер крестьянской избы. Мужской кут. |
5 | | 2 | Интерьер крестьянской избы. Бабий кут. |
6 | | 2 | Крестьянская мебель. |
7 | | 2 | Крестьянская утварь. |
8 | | 2 | Крестьянские орудия труда. |
9 | | 2 | Народные промыслы. |
Поисковая работа |
10 | | 2 | Интервьюирование населения. |
11 | | 2 | Интервьюирование населения. |
12 | | 2 | Интервьюирование населения. |
13 | | 2 | Сбор экспонатов для школьного музея. |
14 | | 2 | Сбор экспонатов для школьного музея. |
15 | | 2 | Сбор экспонатов для школьного музея. |
Фондовая работа |
16 | | 2 | Приведение поступивших экспонатов в экспозиционный вид. |
17 | | 2 | Приведение поступивших экспонатов в экспозиционный вид. |
18 | | 2 | Инвентаризация поступивших предметов. |
19 | | 2 | Инвентаризация поступивших предметов. |
20 | | 2 | Этикетаж поступивших предметов. |
Оформительская деятельность |
21 | | 2 | Оформление раздела «Русская изба». |
22 | | 2 | Оформление раздела «Русская изба». |
23 | | 2 | Оформление раздела «Русская изба». |
24 | | 2 | Оформление раздела «Русская изба». |
25 | | 2 | Оформление раздела «Русская изба». |
Проектная деятельность |
26 | | 2 | Составление буклетов «Русский быт». |
27 | | 2 | Составление буклетов «Русский быт». |
18 | | 2 | Составление буклетов «Русский быт». |
29 | | 2 | Создание компьютерных проектов о деятельности музея. |
30 | | 2 | Создание компьютерных проектов о деятельности музея. |
Экскурсионно-просветительская работа |
31 | | 2 | Подготовка экскурсоводов. |
32 | | 2 | Подготовка экскурсоводов. |
33 | | 2 | Проведение экскурсий по теме «Русский быт». |
34 | | 2 | Проведение экскурсий по теме «Русский быт». |
35 | | 2 | Отчёт творческого объединения «Юный этнограф» |
14