СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа творческого объединения "Юный этнограф"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана для учащихся 6 класса на 70 часов в неделю. Второй год обучения. Предполагает работу детей на базе школьного музея.

Просмотр содержимого документа
«Программа творческого объединения "Юный этнограф"»

Пояснительная записка


Программа творческого объединения "Юный этнограф" предназначена для учащихся 6 класса, и рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Срок реализации программы 3 года – второй год обучения. Настоящая программа определяет содержание работы школьников по направлению «Русский быт». В качестве методического сопровождения использованы следующие источники:

• Содержание и методы этнографической работы школьников: Методическое пособие / Сост. С.Б. Рождественская. М., 1988.

• Шангина И. И. Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь. СПб.: Азбука классика, 2003.

Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области этнографии. Роль руководителя творческого объединения заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка.

Реализация программы осуществляется через деятельность музея. Ведь именно музейные занятия позволят почувствовать детям то, что историки называют «ароматом эпохи».

Цель творческого объединения:


Создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности, в результате которой осуществляется формирование знаний, умений, навыков.

   


 Задачи:

  • Углубление и расширение знаний  о родном крае, его истории, географии, традициях и культуре народов.

  • Обучение учащихся методам научного поиска, ознакомление с методами исторического исследования.

  • Развитие навыков поисково-исследовательской деятельности

  • Развитие  творческих способностей, инициативы, самостоятельности.

  • Воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, бережного отношения к природному,  историческому наследию родного края, сохранению исторической памяти;

  • Воспитание гордости за свою малую родину, уважения к далеким предкам, к делам и трудам наших современников, гордости за успехи и достижения земляков.

Направления деятельности:

  • Научно-теоретическая деятельность.

  • Поисковая работа.

  • Фондовая работа.

  • Оформительская деятельность.

  • Проектная деятельность.

  • Экскурсионно-просветительская работа.

Содержание и формы работы:

- сбор, накопление, оформление материалов и документов для пополнения фондов;

- поисковая работа;

- ведение инвентарной книги;

- работа по регистрации и сохранности экспонатов;

- экскурсии по экспозициям музея, беседы, лекции;

- оформительские работы (индивидуальные и групповые);

- встречи с интересными людьми;

- составление буклетов по школьному музею и его экспозициям.

В процессе работы у обучающихся формируются следующие УУД:

Проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

 Исследовательские: выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации, структурирование информации, выделение главного.

 Коммуникативные: умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Рефлексивные: осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи.

















Содержание программы:

1. Научно-теоретическая деятельность (18 часов)

Вводное занятие. Составление списка участников, знакомство с планом, особенностями и режимом работы. Получение теоретических знаний по этнографии и музейному делу.

2. Поисковая работа (12 часов)

Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом. Изготовление макетов частей крестьянской избы и предметов домашнего обихода.

3. Фондовая работа (10 часов)

• Приведение поступивших экспонатов в экспозиционный вид.

• Ведение учетной документации.

• Составление картотеки музейных предметов.

• Создание условий для хранения экспонатов и коллекций.

4. Оформительская деятельность (10 часов)

• Изготовление стендов, витрин, макетов.

• Оформление раздела «Русская изба».

5. Проектная деятельность (10 часов)

• Составление буклетов по школьному музею и его экспозициям.

• Создание компьютерных проектов, связанных с деятельностью музея.

6. Экскурсионно-просветительская работа (10 часов)

• Разработка экскурсионных тем, подбор и систематизация соответствующих материалов.

• Проведение экскурсий, устных журналов.

• Встречи с интересными людьми села.

• Творческие отчеты.

• Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе.



Прогнозируемые результаты:

• постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых экспозиций;

• положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;

• стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;

• пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;

• создание условий для самовыражения и самореализации школьников;

• превращение музея в центр воспитательной работы в школе.



Тематическое планирование




Раздел, тема

Кол-во часов

1.

Научно-теоретическая деятельность.

18

2

Поисковая работа.

12

3

Фондовая работа.

10

4

Оформительская деятельность.

10

5

Проектная деятельность.

10

6

Экскурсионно-просветительская работа.

10



Календарно-тематическое планирование


Дата

Кол-во

часов

Название темы занятия

Научно-теоретическая деятельность


1.


2

Вводное занятие.


2


2

Этнография - как наука


3


2

Интерьер крестьянской избы. Красный угол.


4


2

Интерьер крестьянской избы. Мужской кут.


5


2

Интерьер крестьянской избы. Бабий кут.


6


2

Крестьянская мебель.


7


2

Крестьянская утварь.


8


2

Крестьянские орудия труда.


9


2

Народные промыслы.


Поисковая работа


10


2

Интервьюирование населения.


11


2

Интервьюирование населения.

12


2

Интервьюирование населения.

13


2

Сбор экспонатов для школьного музея.


14


2

Сбор экспонатов для школьного музея.


15


2

Сбор экспонатов для школьного музея.


Фондовая работа


16


2

Приведение поступивших экспонатов в экспозиционный вид.

17


2

Приведение поступивших экспонатов в экспозиционный вид.

18


2

Инвентаризация поступивших предметов.


19


2

Инвентаризация поступивших предметов.

20


2

Этикетаж поступивших предметов.


Оформительская деятельность


21


2

Оформление раздела «Русская изба».


22


2

Оформление раздела «Русская изба».


23


2

Оформление раздела «Русская изба».


24


2

Оформление раздела «Русская изба».


25


2

Оформление раздела «Русская изба».


Проектная деятельность


26


2

Составление буклетов «Русский быт».


27


2

Составление буклетов «Русский быт».


18


2

Составление буклетов «Русский быт».


29


2

Создание компьютерных проектов о деятельности музея.

30


2

Создание компьютерных проектов о деятельности музея.

Экскурсионно-просветительская работа


31


2

Подготовка экскурсоводов.


32


2

Подготовка экскурсоводов.

33


2

Проведение экскурсий по теме «Русский быт».


34


2

Проведение экскурсий по теме «Русский быт».

35


2

Отчёт творческого объединения «Юный этнограф»




14