Программа
учебно-тренировочного процесса
по аэробике
Тренер-преподаватель Лохина О.Ю.
Тамбов -2016 г.
Задачи учебно-тренировочного процесса:
Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию; развитие основных двигательных качеств и совершенствование жизненноважных двигательных навыков и умений.
Развитие специальных способностей и качеств для успешного овладения техникой и тактикой.
Совершенное овладение техникой и тактикой.
Достижение высокого уровня командной подготовки.
Воспитание моральных и волевых качеств.
Приобретение теоретических и практических знаний по планированию, учету, ведению дневника, методике обучения, судейству.
Достижение комплексного проявления всех качеств, навыков и умений, знаний.
Предупреждение спортивных травм.
Планирование учебно-тренировочного процесса
Подготовительный период (390 ч.)
Задача: всесторонняя и хорошо организованная подготовка к успешному выступлению в предстоящих соревнованиях. |
Первый этап. Физическая подготовка: Укрепление здоровья Увеличение объема двигательных (физических качеств) навыков. Укрепление систем организма, несущих основную нагрузку. Развитие специальных качеств и способностей. Развитие специальных качеств в структуре технических приемов, специальных координационных способностей. Развитие основных двигательных качеств: Развитие силы и скоростно-силовых качеств. Развитие быстроты Развитие выносливости общей и специальной. Развитие ловкости. Развитие гибкости. | 90 часов 60 часов |
Техническая подготовка (техника владения мячом): Овладение структурными звеньями приема. Сочетание звеньев приема. Объединение звеньев в целостный акт, выполнения приема в упрощенных условиях. Прочное овладение основой приема. Усложнение условий приема, овладение его способами, деталями техники. Второй этап. Физическая подготовка Техническая подготовка Тактическая подготовка: Сочетание специальных тактических качеств с техническими приемами. Сочетание (чередование, переключение) технических приемов и их способов. Изучение индивидуальных тактических действий в нападении и защите. Изучение групповых тактических действий в нападении и защите. Изучение командных тактических действий в нападении и защите. Переключения и выполнения тактических действий индивидуальных, групповых, командных – отдельно в нападении, отдельно в защите, в защите и нападении. Психологическая подготовка. 1. Воспитание волевых качеств специфическими средствами и методами (специальные задания в области психологии, убеждения, поощрения, наказания). 2. Воспитание волевых качеств в процессе физической, технической, тактической и интегральной подготовки (превышение заданий по сравнению с предыдущими, действия в условиях более сложных, чем на соревнованиях и т.д.). 3. Средства идеологического воздействия (личный пример, лекции, диспуты и т.д.). Теоретическая подготовка. Система знаний в области ФК и спорта, тренировки аэробиста, самоконтроль. Умение аэробистов самостоятельно применять приобретенные знания в процессе учебно-тренировочных занятий. Решение тактических задач. Интегральная подготовка. | 30 часов 300 часов 30часов 70часов 100часов 30часов 70часов |
Соревновательный период (120ч.)
Задача: Достижение максимальных и стабильных результатов, сохранение высокого уровня спортивной формы. | |
Физическая подготовка. Технико-тактическая подготовка. Психологическая подготовка: Единение физической, технической, тактической подготовки. Формирование и проявление моральных качеств аэробистов. Коллективный характер групповых постановок. Состав команды. Взаимоотношения. Психологический настрой. Выдержка и самообладание, целеустремленность и настойчивость, решительность и смелость. Осознание спортсменами особенностей предстоящих соревнований. Осознание конкретных условий (время, место, освещенность, температура). Изучение сильных и слабых сторон противника и подготовка к встрече, а также собственных возможностей. Твердая уверенность в своих силах и возможностях в выполнении поставленных задач. Преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящими соревнованиями. Учет индивидуальных особенностей. Теоретические занятия: | 40часов 40часов 30часов 10часов |
Летние каникулы.
Переходный период.
Задача: Постепенное снижение нагрузки и переход к активному отдыху. | |
Укрепление здоровья Лечение травм. Сохранение уровня общей физической подготовки Активный отдых | |
Средства и методы: Физическая подготовка.
Развитие силы и скоростно-силовых качеств:
Метод кратковременных усилений (80-95% от максимального уровня). Упражнения с отягощениями.
Непредельные усиления (30-50% от максимальных), но с предельной скоростью выполнения упражнений. Не доводить до утомления.
Сопряженный метод. Характерен развитием силы и скоростно-силовых качеств в рамках структуры технического приема или его звеньев.
Круговая тренировка. 6-12 станций. В работу последовательно вовлекаются основные группы мышц. Задания индивидуализированные для каждого аэробиста (по количеству раз и времени). По мере повышения уровня подготовленности дозировку увеличивают. По направленности тренировка – силовая, скоростно-силовая и на считание скоростно-силовой и технической подготовки.
Методы развития быстроты.
Повторный метод.
Выполнение упражнений с околопредельной, максимальной и прерывающей ее быстротой. Задания в ответ на сигнал (зрительный) и на быстроту выполнения отдельных упражнений, движений, заданий. Продолжительность выполнения заданий от 5 до 20 сек., период отдыха между упражнениями от 30 - 50 сек.до 5 минут.
Увеличение скорости движущего объекта.
При обучении приему мяча в начале мяч через сетку направляют передачей, затем подачами на точность, на силу и нападающим ударом.
Увеличение внезапности появления объекта.
В начале мяч посылают по высокой траектории, затем траекторию снижают, а скорость увеличивают, затем прием мяча от подачи и направляющего удара.
4) Сокращение расстояния до движущегося объекта.
5) Увеличения числа возможных изменений обстановки.
6) Выполнение упражнений в затрудненных условиях.
Стартовый рывок из необычного исходного положения, бег или прыжки с преодолением сопротивлений.
Круговая тренировка.
В работе участвуют основные группы мышц и суставы, чтобы имели место быстрота реакции, скорость одиночного сокращения и частота движений (прыжки, скакалка и т.д.)
8) Игровой метод.
Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.
Соревновательный метод.
Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнований (60 м., 100 м., челночный бег 4*30 м., л/а эстафета, и т.д.)
Методы развития выносливости общей и специальной.
Переменный метод.
Непрерывное чередование бега со средней и повышенной скоростью с активным отдыхом (бег трусцой). Чередование скоростных передач в стену с высоким мячом и над собой, серийных прыжков в полную силу с прыжками через скакалку с небольшой интенсивностью т т.д.
2. Повторный метод.
Повторное выполнение заданий с повышенной скоростью и достаточными интервалами для отдыха.
3. Поточный метод выполнения специального комплекса упражнений.
Последовательное выполнение упражнений для развития силы, быстроты, ловкости в различных сочетаниях, имитация технических приемов, круговая тренировка.
Методы развития ловкости.
1. Метод усложнения ранее усвоенных упражнений за счет изменения исходных положений, включения дополнительных движений.
2. Метод двустороннего освоения упражнений в левую и правую сторону как левой, так и правой рукой, ногой.
3. Изменение противодействия занимающихся при парных и групповых упражнениях.
4. Изменение пространственных границ. В зависимости от номинации меняются границы площадки.
5. Выполнение знакомых движений в неизвестных заранее сочетаниях (по заданию, в ответ на сигналы и т.д.).
6. Упражнения в переключениях от одного движения к другому. Переключения в технических приемах и тактических действиях.
5. Методы развития гибкости.
Общая подвижность в суставах развивается при наклонах, вращениях, взмахах и др., выполняющих с большой амплитудой. Специальную подвижность развивают упражнения соответствующие специфике приемов, сходных с иными по характеру, но выполняемых с большей амплитудой.
Активные – без отягощений и с отягощениями.
Пассивные – с помощью партнера и с отягощениями. Упражнения выполняются сериями по 4-5 движений с увеличением амплитуды.
Техническая подготовка.
1. Ознакомление с разучиваемым приемом.
Личный показ преподавателя с демонстрацией схем и т.д.
Объяснения чередуются с показом (пробные попытки занимающихся выполнить технический прием)
2. Изучение приема в упрощенных условиях.
Метод целостного обучения.
Выполнение приема сразу, без расчленения его на составные части, чтобы иметь более полное представление об изучаемом действии и получить хорошую логическую основу для формирования двигательного навыка.
Метод обучения по частям.
Технический прием разделен на составные, выделяя при этом составное звено. Правильный подбор проводящих упражнений (близкие к техническому приему).
Методы управления.
Распоряжения, ритм шагов в нападающем ударе, зрительные и звуковые сигналы, зрительные ориентиры (например, разбег при ударе, место отталкивания при блоке).
Метод срочной инфермации.
Результаты выполнения технического приема ( сила удара по мячу, точность попадания мячом при подаче, передаче, нападающих ударах и т.д.).
3. Изучение приема в усложненных условиях.
Многократное повторение, обеспечивающее становление и закрепление навыков и знаний, стабильность и надежность техники. Повторность предполагает изменения условий их постепенное усложнение.
Применение усложнений и затруднений по сравнению с соревновательными (введение нескольких мячей, увеличение числа действий в единицу времени, быстроте переключения).
Выполнение соревновательного упражнения на фоне утомления (в конце занятия, после выполнения интенсивных упражнений)
Упражнения в условиях единоборства, с сопротивлением.
Игровой и соревновательный метод.
Сопряженный метод.
Задачи совершенствования техники и развития специальных качеств, а также технической подготовки и формирования тактических умений решаются в единстве.
Круговая тренировка.
Совершенствование техники, отдельные звенья приемов, исправления ошибок в усложненных условиях.
Тактическая подготовка.
В процессе тактической подготовки применяю те же методы, что и при решении задач технической подготовки, учитывая специфику тактики.
Особое место занимает метод переключения в тактических действиях – от нападения к защите и от защиты к нападению.
Многократные переключения в сжатых временных рамках м по сигналу.
Теоретическая подготовка.
Лекции, беседы.
Изучение источников (специальная литература, журналы).
Наблюдения за занятиями других команд и анализ увиденного.
Наблюдения на соревнованиях по технике, тактике с анализом увиденного.
Решение тактических задач.
Просмотр видеозаписей, фотоснимков, изучение этих материалов.
Интегральная подготовка.
Игровой метод.
Соревновательный метод.
Участие в официальных соревнованиях, как высшая форма интегральной подготовки (использование подготовительных, подводящих и основных соревнований, их сочетание).
Психологическая подготовка.
Лекции, беседы, диспуты на этические, политические темы.
Личный пример тренера.
Убеждение.
Побуждение к деятельности.
Поощрение
Наказание.
Поручение.
Обсуждение в коллективе.
Приучение к условиям соревнований.
Проведение совместных занятий менее подготовленных с более сильными.
Действия в условиях, более сложных, чем на соревнованиях.
Соревновательный метод.
Составление аэробистом плана тренировочного занятия и самостоятельное проведение.
Превышение какого – то задания по сравнению с предыдущими занятиями.
Задача для тренера.

Знание основной методики обучения и тренировки.


Правильное планирование учебно-тренировочного процесса.

Добиться быстрого и правильного овладения аэробистами рациональной техникой и, в конечном счете добиваться успеха на соревнованиях.
12