СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебного курса "Весёлая грамматика" по русскому языку для 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса «Весёлая грамматика» по русскому языку для 5 класса составлена на основе 

Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  №ФЗ-273  «Об  образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.) с изменениями от 29 декабря 2014 г. N 1644;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего образования";

Учебного плана МАОУ Первомайской СОШ №2  на 2015/2016 учебный год;

Цель учебного курса «Весёлая грамматика»:

  • закрепить круг знаний по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису, орфографии и пунктуации;
  • выработать у учащихся на этой основе прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки;
  • обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся;
  • показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

 

2. Общая характеристика курса

 

Учебный курс «Весёлая грамматика» направлен на развитие лингвистических способностей детей через решение разноуровневых проблемных задач по основным разделам языкознания.

Занятия основываются на тех знаниях, умениях, навыках, которые школьники получают на уроках русского языка, но позволяют посмотреть на привычный материал с новой точки зрения, а значит, глубже постичь изученное, формируют умение применять знания в нестандартных ситуациях. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит курс «Весёлая грамматика».

Программа учебного курса соответствует рабочей учебной программе по русскому языку в 5 классе и является ее продолжением. Таким образом, учащиеся имеют возможность более подробно познакомиться с изучаемыми языковыми явлениями, учатся анализировать представленный на уроке материал.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Весёлой грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Весёлой грамматики» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Курс «Весёлая грамматика» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения «Весёлой грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

 

3. Описание места курса в учебном плане

 

Учебный курс «Весёлая грамматика» составлен с учётом мнений участников образовательных отношений (родители – обучающиеся). Согласно учебному плану курс рассчитан на 34 часа: 1 час в неделю.

 

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

 

Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные:  развивать мотивы и интересы  познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного  выбора в  познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Предметными результатами освоения рабочей программы учебного курса «Весёлая грамматика» являются:

1) Проведение различных видов анализа слова: фонетический, по составу, морфологический; предложения (с двумя главными членами) – синтаксический.

2) Составление простые и сложные предложения изученных видов.

3) Разъяснение значений слов и правильное употребление их в собственной речи.

4) Определение орфограммы, а в предложениях - пунктограммы, соответствующих языковому материалу, изученному в 1-4 классах, уметь обосновывать правильное написание слов и знаков препинания.

5) Постановка знаков препинания при обращении; между однородными членами предложения; выделять кавычками прямую речь; ставить двоеточие после слов автора и тире перед ними.

6) Правильное написание гласных и согласных в неизменяемых приставках, буквы з и с на конце приставок; чередующихся гласные в корнях -лож- лаг-, -рос- раст-; букв е и о после шипящих в корне, ы и и после ц; букв о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных; гласных в падежных окончаниях имен существительных на ия,-не,-ни; кратких прилагательных с основой на шипящую; чередующихся гласных е-и в корнях глаголов вер- вир, - бер- бир-, -мер- -мир-, -пер- пир-, -тер- тир-; гласных в безударных личных окончаниях глаголов; буквы ь после шипящих на конце глаголов, не с глаголами; слов с непроверяемыми орфограммами.

 

5. Содержание курса

 

Разбор слов по составу – 2 часа

Правописание гласных в корне слова – 2 часа

Правописание согласных в корне – 3 часа

И,У,А после шипящих – 1 час

Ь,Ъ знаки – 2 часа

НЕ с глаголами – 2 часа

Чередующиеся гласные в корне – 4 часа

0-Е после шипящих в корне слова – 2 часа

И-Ы после Ц – 2 часа

Падежные окончания имён существительных – 4 часа

Окончания глаголов первого и второго спряжения – 2 часа

Глаголы во втором лице единственного числа – 1 час

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах – 1 час

Употребление суффиксов существительных -чик-, -щик-; -ек-, -ик-.– 1 час

Знаки препинания в простом предложении – 1 час

Знаки препинания в сложном предложении – 2 часа

Прямая речь – 1 час

Диалог. Обращение – 1 час

 

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

 

Дополнительная литература

 

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка/под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведовой.-18 издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 797с.

2. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник.:- 2-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 2001.- 944с.

3. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.- 3-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1997.- 347 с.

4. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Резниченко.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО»Издательство АСТ», 2004.- 1182с.

5. Н.П.Колесников Словарь слов с двойными согласными. Ростов н/Д.: Издательство Рост.ун-та, 1995.- 416с.

6. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: под редакцией Л.А.Чешко.- 5-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 600 с.

7. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. Издание 2-е, исправлено и дополнено, М., «Просвещение», 1976, 543с.

8. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снегова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка – М., 1981.

Средства обучения

 

1. Печатные пособия (таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала).

2. Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, игровые программы).

3. Экранно-звуковые пособия (слайды, диафильмы, видеофильмы).