СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Уроки психологии в начальной школе"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Уроки психологии в начальной школе"»



Программа

Уроки психологии в начальной школе.

На базе методики Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников».

Пояснительная записка

Цель психологической, развивающей работы в начальной школе – создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо создать условия, позволяющие:

  • сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию («Зачем мне нужно этим заниматься, что мне это даёт»);

  • сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии («Какой я?»);

  • дать учащимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе учебных занятий («Что я умею делать хорошо и как мне это использовать в учёбе?»);

  • предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями) («что мне даётся с трудом, и как относиться к своим слабостям и недостаткам»).

  • Такие условия создаются за счёт достаточно длительной целенаправленной групповой работы в форме психологических уроков, развивающих занятий.

В современном образовании всё более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, вступающего во взаимодействие с окружающим миром.

Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворённость этим познанием, неопределённость в оценках, самооценках, намерениях и т.п. Чем глубже ребёнок осознаёт самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, тем более чёткими формируются у него представления о своём дальнейшем жизненном пути.

Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.

Преподавание психологии в начальной школе направлено на приобщение школьников 3-4 классов к знаниям о человеке в целом и о самом себе. Учебный курс является первым компонентом целостной системы психологических знаний.

Данная программа состоит из 2 частей.

Часть 1 включает темы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение.

Часть 2 включает темы: мышление, эмоции, воля, речь.

Каждая тема содержит ряд занятий, посвящённых рассмотрению одного из вопросов темы. Изучение любой темы начинается с описания какой-либо типичной ситуации, в которую практически каждый ребёнок уже попадал или может в ней оказаться, либо с предложения детям провести небольшой психологический эксперимент. Обращение к личному опыту ребёнка, к его переживаниям делает для него «осязаемым», более понятным те сложные психологические явления, с которыми он знакомится. Ведь никакого другого «наглядного материала» у него нет и быть не может: психические процессы нельзя увидеть, потрогать. Знакомство с каждой новой темой учит ребёнка анализировать собственные чувства и состояния, видеть их сходство и различие у себя и других людей, подводит к пониманию сложности внутреннего мира человека и необходимости бережного к нему отношения.

Материал, представленный в программе рассчитан на изучение в течение двух учебных лет.

Цель программы:

1.Дать учащимся первичные, общие знания о психологии как науке, раскрыть содержание ряда психологических понятий (прежде всего обозначающих основные психические процессы);

2.Помочь ребёнку в постепенном открытии им собственного внутреннего мира, показать уникальность и безусловную ценность этого мира;

3.Пробудить интерес ребёнка к самому себе и к другим людям.

Задача программы:

Задачей программы является не столько изучение младшими школьниками основ общей психологии, сколько развитие их представлений о человеческой психике и о себе, их способности к самопознанию.

  • Формирование положительного эмоционального фона, учебно-познавательной мотивации обучения.

  • Повысить уровень самосознания учащихся, самооценку.



Формы работы при реализации программы:

При выполнении заданий для повышения учебной мотивации следует использовать различные формы деятельности: фронтальную, групповую и индивидуальную.

Большинство заданий выполняются в виде игр, что очень привлекательно для младшего школьника.

Время проведения занятий:

Материал представленный в программе рассчитан на изучение в течение двух учебных лет (Часть 1 и Часть 2). Однако по усмотрению администрации и преподавателей, этот материал можно изучить и в течение одного учебного года, и в течение трёх лет. Всё зависит от необходимых конкретных условий: уровня развития учащихся, резерва времени и желания родителей.

1 Часть включает 36 часов.

2 Часть включает 35 часов.

Продолжительность занятий 35 – 40 минут.





Структура программы:

Основой обучения является урок. По своей структуре урок делится на вводную, основную и заключительную часть.

Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, учебной мотивации.

Продолжительность вводной части – 3 минуты.

Основная часть. Знакомство с каждой новой темой учит ребёнка анализировать собственные чувства и состояния, видеть их сходство и различие у себя и у других людей. Теоретические знания, полученные на занятии, являются основой для обсуждения или практической работы в классе. На занятии обязательно подчёркивается индивидуальность решения, подхода, точки зрения каждого ребёнка, а не только правильность того или иного ответа.

Продолжительность основной части занятия – 30 минут.

Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы, рефлексия.

Продолжительность заключительной части -5 минут.



Для проведения программы рекомендуется использовать:

  • методическое руководство для психолога по проведению занятий,

  • рабочую тетрадь для учащихся.

Тематический план программы.

Часть 1

Введение (3 часа)

Понятие о психологии как науке. Что изучает психология. Психические явления: наши ощущения, восприятия, мысли, воспоминания, мечты, чувства, желания, способности, характеры.

Головной мозг и психика. Зависимость психической деятельности человека от особенностей его нервной системы.

Значение психологии для познания самого себя и других, для успешного осуществления учебной и иной деятельности, для общения и взаимодействия с окружающими людьми, для самовоспитания и выбора профессии и пр.

В результате этих занятий ребёнок должен получить представление о психологии как науке, о значении психологических знаний для каждого человека и для себя лично.

Ощущение и восприятие (12 часов)

Разделы «Ощущение» и «Восприятие» охватывают две тесно связанные друг с другом темы. Их содержательное единство обусловлено направленностью данных психических процессов на получение самой разнообразной непосредственной информации об окружающем мире.

Ощущение. Понятие об ощущении. Возникновение ощущений. Органы чувств. Простейшие представления об анализаторах. Виды ощущений: как мы ощущаем окружающий мир – ощущение внешнего мира и ощущения внутри нас – органические ощущения.

Всё ли мы ощущаем – пороги ощущений. Можно ли привыкнуть к своим ощущениям – адаптация органов чувств.

Развитие способности к ощущению.

Восприятие. Восприятие и его отличия от ощущения.

Почему мы многого не замечаем? Влияние прошлого опыта на восприятие человеком окружающего мира. Иллюзии, или ошибки восприятия.

Восприятие другого человека – взрослого, сверстника или младшего ребёнка.

Влияние на процесс восприятия речи, мышления, памяти, внимания, эмоций.

Учащиеся должны знать:

содержание понятий «ощущение» и «восприятие», условия адаптации органов чувств;

различие процессов ощущения и восприятия.

Учащиеся должны уметь:

выделять фон восприятия;

охарактеризовать иллюзии восприятия.

Память (8 часов)

Понятие о памяти человека. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Особенности непроизвольного и произвольного запоминания, отличие этих видов памяти друг от друга.

Мнемотехнические приёмы, используемые для облегчения запоминания. Обработка и усвоение некоторых из них.

Кратковременная и долговременная память. Характеристики каждого из этих видов памяти; факторы оказывающие влияние на длительность хранения информации.

Особенности восприятия информации в виде представлений.

Различные виды памяти: моторная, эмоциональная, логическая, образная.

Связь образной памяти с органами чувств человека: слуховая, зрительная, обонятельная, вкусовая, тактильная.

Учащиеся должны знать:

содержание понятия «память»;

основные виды и процессы памяти;

различия между произвольной и непроизвольной памятью.

Учащиеся должны уметь:

охарактеризовать особенности своей памяти;

сознательно пользоваться некоторыми мнемотехническими приёмами.

Воображение (6часов)

Что такое воображение. Чем «вообразить» отличается от «вспомнить» и «представить». Образы памяти и воображения. Зачем человеку нужно воображение.

Виды воображения. Творческое воображение. Что общего между сказкой, изобретением и научным открытием. Воссоздающее воображение, создание образа по описанию, восстановление целого на детали. Развитие творческого и воссоздающего воображения. Непроизвольное (пассивное) воображение и произвольное (активное) воображение.

Мечта как особый вид воображения.

Воображение и органы чувств. Роль органов чувств в создании образов воображения. Звуковое, зрительное, вкусовое, обонятельное и осязательное воображение.

Учащиеся должны знать:

что такое воображение и какова его роль в жизни человека;

особенности произвольного и непроизвольного воображения;

особенности творческого и воссоздающего воображения;

способы развития различных видов воображения;

связь воображения с органами чувств.



Учащиеся должны уметь:

различать произвольное и непроизвольное воображение;

различать творческое и воссоздающее воображение;

использовать изученные методы и способы тренировки для развития своего воображения.

Внимание (6часов)

Понятие о внимании. Зачем каждому человеку нужно внимание. Виды внимания: произвольное и непроизвольное внимание. Внутреннее усилие и контроль. Интерес и внимание. Рассеянность как недостаток внимания. Свойства внимания.

Значение внимания для выполнения игровой, учебной и трудовой деятельности.

Связь внимания с восприятием, памятью, мышлением. Способы развития и тренировки внимания.

Учащиеся должны знать:

содержание понятия «внимание»;

значение внимания в жизни человека;

основные свойства внимания.

Учащиеся должны уметь:

рассказать о связи внимания с восприятием;

охарактеризовать основные качества своего внимания;

различать произвольное и непроизвольное внимание.

Заключение (1 час)

Обобщение знаний о психологических явлениях. Задание на лето по самонаблюдению и развитию ощущений, восприятия, памяти, воображения, внимания.



Часть 2

Введение (2часа)

Обсуждение результатов и трудностей выполнения летнего задания.

Актуализация в памяти основного содержания изученных в прошлом учебном году психологических явлений: ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения.

Мышление (10 часов)

Человек как существо разумное. Потребность человека в понимании и объяснении окружающего мира. Роль мышления в жизни человека.

Головной мозг как орган, обеспечивающий возможность мышления. Простейшие представления об устройстве головного мозга человека. Кора мозга. Возможности человеческого мозга.

Вопрос и его роль в рождении мысли. Любознательность. Умение задавать вопросы как важная мыслительная способность.

Мышление и эмоции. Переживание собственных мыслей. Эмоции как сигналы верного или неверного движения мысли при решении задач. Что такое «Эврика!»?

Активность человеческой мысли. Наблюдение за протеканием собственной мыслительной деятельности.

Ум как способность человека мыслить. Качества ума: дисциплинированность, гибкость, широта, быстрота. Сочетания разных качеств ума. Индивидуальность и своеобразие ума каждого человека.

Мышление и речь. Речь как средство выражения мысли.

Отличие мышления от других познавательных процессов (восприятия, памяти).

Общее понятие о мышлении как способности к решению проблем и задач.

Учащиеся должны знать:

определение понятия «мышления»;

отличие мышления от других познавательных процессов;

основные качества ума.

Учащиеся должны уметь:

вычленять феномены мышления в ряду собственных познавательных процессов;

охарактеризовать основные качества собственного ума;

составлять простые ребусы.

Эмоции (8 часов)

Общее представление об эмоциях. Эмоции как способ выражения отношения к происходящему. Различные формы проявления эмоций, вербальные и невербальные (мимика, пантомимика). Положительные и отрицательные эмоции, примеры проявления положительных и отрицательных эмоций. Степень выражения эмоций, уровни реагирования. От чего зависят эмоциональные реакции на одно и то же событие у разных людей. Способы изучения эмоций. Наблюдение как один из методов изучения эмоциональных реакций. Анализ различных видов эмоций (радость, печаль, страх, грусть, восторг, удивление и др.) по степени и форме их выражения. Мы управляем эмоциями или они управляют нами. Обсуждение случаев, когда яркое проявление эмоций необходимо ,например, в работе актёра, и случаев, когда нужно уметь сдерживать свои эмоции.

Влияние музыки на эмоциональное состояние.

Определение видов и степени проявления эмоций по выражениям лиц и позам персонажей, изображённых на иллюстрациях. Характерные признаки выделения того или иного вида эмоций.

Наблюдение за своими эмоциями и эмоциями окружающих.

Дневник наблюдений.

Учащиеся должны знать:

что такое эмоции и зачем они нужны;

способы выражения эмоций;

от чего зависит степень проявления эмоций.

Учащиеся должны уметь:

определять свою эмоциональную сферу;

обозначать красками или цветными карандашами своё эмоциональное состояние, настроение;

более или менее адекватно реагировать на те или иные ситуации и явления внешней среды.

Произвольное и непроизвольное поведение. Воля (6 часов)

Понятие о саморегуляции. Определение произвольности как явления собственной регуляции поведения человеком. В качестве иллюстрации несамостоятельного поведения приводится пример с куклами- марионетками.

Произвольные и непроизвольные действия. Определения произвольного и непроизвольного действия. Обсуждение примеров.

Воля и волевое поведение. Определение волевого поведения. Волевое поведение и борьба мотивов. Различные возможные варианты борьбы мотивов.

Определение намерения как механизма, организующего деятельность человека. Механизмы поведения по принуждению и по чувству долга.

Учащиеся должны знать:

содержание таких понятий, как воля, саморегуляция, произвольность;

что такое поведение по принуждению, а что по чувству долга.

Учащиеся должны уметь:

объяснить разницу между произвольными и непроизвольными действиями;

определить волевое поведение и привести примеры из собственной жизни или литературы.

Речь (7 часов)

Понятие речи. Виды речи – устная, письменная, активная, пассивная. Понятие монолога и диалога. Внутренняя речь. Качественное отличие психологической структуры внутренней и внешней речи.

Понимание и восприятие речи. Контекстный анализ воспринимаемой устной речи – на примере понимания однозначных и многозначных слов. Речевое высказывание.

Развитие речи. Младенческий возраст – лепет, понимание эмоционального оттенка речи взрослого, усвоение первых слов. Ранний возраст – формирование простейших обобщений на основе речи, расширение словарного запаса, фразовая речь. Дошкольный возраст – совершенствование фразовой речи, многократное увеличение запаса слов. Младший школьный возраст – усвоение письма как новый этап речевого развития, влияние развития письменной речи на развитие устной речи.

Речь и общение. Диалог как более простой, монолог как более сложный виды устного речевого общения. Условия, облегчающие общение при устной речи. Значение уверенности в себе и направленности на собеседника.

Учащиеся должны знать:

основные характеристики различных видов речи;

различие между монологом и диалогом;

о способностях и личностных качествах человека, облегчающих речевое общение.

Учащиеся должны уметь:

осознавать свою собственную устную и письменную речь;

вести диалогическое общение со сверстниками на близкую их интересам тему.

Заключение (2 часа)

Подведение итогов. Обобщение знаний о психологических явлениях. Рефлексия.

Литература

1.Психология : Учеб.пособие для начальной школы/Под ред.И.В.Дубровиной.-М.:Гардарика, 1998г.

2.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.,1995г.

3.Винокурова Н.С. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышлёнее взрослых. М.,1994г.

4.Вообрази себе: Поиграем – помечтаем. М.,2001г.

5. Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1992г.

6. Изард К. Эмоции человека. М.,1998г.

7.Клацки Р. Память человека. Структура и процессы.М.,1978г.

8.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Ростов н\Д,1996г.

9.Родари Дж. Грамматика фантазии. М.,1990г.

10.Тихомиров О.К. Психология мышления. М.,2004г.

11. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада.М.,2005г.

12.Шваб Е.Д. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги, упражнения.- М.,2016