Программа
внеклассных занятий по литературе
Тема: Тропы
№ | Тема занятия | Результат обученности |
1 | «Изобразительно-выразительные средства. Эпитет» | Предметный: обеспечение глубокого понимания понятия – изобразительно-выразительные средства, тропы; формирование системы знаний об эпитете, как средстве художественной изобразительности; обеспечение глубокого понимания назначения эпитета в тексте; обучение выявлению эпитета в тексте. Метапредметный: ставить учебные цели и задачи; планировать способы и пути их достижения; оценивать правильность выполнения учебных задач. Личностный: воспитание готовности к самообразованию и саморазвитию; развитие мотивации на обучение и способности к выстраиванию индивидуальной образовательной траектории. |
2 | «Метафора» | Предметный: формирование системы знаний о метафоре, как средстве художественной изобразительности; обучение созданию и выявлению метафор в тексте. Метапредметный: ставить учебные цели и задачи; планировать способы и пути их достижения; оценивать правильность выполнения учебных задач. Личностный: воспитание готовности к самообразованию и саморазвитию; формирование научного мировоззрения; обучение навыкам коммуникативной компетенции. |
3 | «Олицетворение» | Предметный: обеспечение глубокого понимания определения – олицетворение; формирование системы знаний об олицетворении, как средстве художественной изобразительности; формирование умений отличать олицетворение от других средств художественной изобразительности; обучение выявлению олицетворения в тексте. Метапредметный: ставить учебные цели и задачи; планировать способы и пути их достижения; оценивать правильность выполнения учебных задач. Личностный: обучение навыкам коммуникативной компетенции; мотивация на обучение и способность к выстраиванию индивидуальной образовательной траектории. |
4 | «Сравнение» | Предметный: формирование системы знаний о сравнении; обучение выявлению сравнения в тексте; Метапредметный: ставить учебные цели; планировать способы и пути их достижения; оценивать правильность выполнения учебных задач. Личностный: воспитание готовности к самообразованию и саморазвитию; обучение навыкам коммуникативной компетенции. |
5 | «Метонимия» | Предметный: формирование системы знаний о метонимии; формирование умений отличать метонимию от других средств художественной изобразительности; обучение выявлению метонимии в тексте. Метапредметный: ставить учебные цели; планировать способы и пути их достижения; оценивать правильность выполнения учебных задач. Личностный: воспитание готовности к самообразованию и саморазвитию; обучение навыкам коммуникативной компетенции. |
6 | «Гипербола и литота» | Предметный: формирование системы знаний о гиперболе и литоте; обеспечение понимания различия данных средств художественной изобразительности; обучение выявлению гиперболы и литоты в тексте. Метапредметный: ставить учебные цели и задачи; планировать способы и пути их достижения; оценивать правильность выполнения учебных задач. Личностный: воспитание готовности к самообразованию и саморазвитию; обучение навыкам коммуникативной компетенции. |
7 | «Аллегория» | Предметный: формирование системы знаний об аллегории; обучение выявлению аллегории в тексте. Метапредметный: ставить учебные цели и задачи; планировать способы и пути их достижения; оценивать правильность выполнения учебных задач. Личностный: воспитание готовности к самообразованию и саморазвитию; формирование научного мировоззрения; обучение навыкам коммуникативной компетенции. |
8 | «Контроль усвоенных ЗУНов» | Предметный: повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка; совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы; Метапредметный: продолжение работы по совершенствованию языкового чутья; Личностный: формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи. |
Сценарии внеклассных занятий по литературе
Тема: Тропы
Цель: формирование системы знаний о средствах художественной изобразительности.
Задачи:
Образовательная – овладение навыками создания и нахождения в тексте изобразительно-выразительных средств.
Развивающая - развитие коммуникативной компетенции, мышления.
Воспитательная – воспитание бережного отношения к родной речи.
1 занятие в системе изучения темы «Изобразительно-выразительные средства»
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте! Сегодня мы с вами отправимся в сказочную лингвистическую экспедицию. Разминочное упражнение. Закрыть глаза и представить себе, какого цвета... — и тут назвать самое неожиданное существительное. Какого цвета смех? Ребята бросаются наперебой называть цвета: оранжевый, салатовый, солнечный, серебряный, красный... А как смеётся человек, если смех его чёрный или коричневый? И что за человек так смеётся? Приготовились?
2. Обсуждение.
Вопросы учащимся:
- Какие стили речи вы знаете?
- Какой из стилей самый богатый? Почему?
Учащиеся называют особенности художественного стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств языка. Этот стиль позволяет испытывать эстетическое наслаждение, сопереживание.
Обобщая ответы, отметим, что художественный стиль является "ключом" к душе человека. "Ключ" этот можно подобрать при помощи определенных средств языка.
3. Значит темой сегодняшнего занятия – «Изобразительно-выразительные средства языка» - тропы. Что мы сегодня должны сделать? Какова цель сегодняшнего урока?
Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении.
4. Синквейн. Для того, чтобы вы лучше поняли значение этого понятия выполним следующее задание:
Детям предлагается выполнение синквейна для закрепления понимания понятия «Изобразительно-выразительные средства»
Слово «синквейн» (франц.) обозначает «пять строк». При его написании существуют определенные правила:
Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Синквейн |
1. Средства выразительности Они: 2. Красивые, живые (необычные…) 3. Украшают, описывают, имитируют 4."Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин). 5. Сокровища речи (тропы) | 1. Средства выразительности Они: 2. Непонятные, разнообразные 3. Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте (усложняют, путают, озадачивают) 4. "Богатства русского языка неизмеримы…" (К.Г.Паустовский). 5. Проблема |
5. Сегодня мы с вами повторим, углубим знания по лексическому средству языка – эпитет. Вам знакомо это средство? - что такое эпитет? (ответы учащихся)
В 5 классе вы уже изучали это понятие.
Обратите внимание на слайд - ЭПИТЕТ - художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. Эпитет способен «подновлять нарицательное значение» или усиливать, подчеркивать какое-нибудь характерное, выдающееся качество предмета. – Найдите ключевые слова. - Какие глаголы использованы в определении этого понятия? Как это характеризует данное понятие?
Давайте разберемся…(на доске)
- Запишем.
А сейчас мы с вами попробуем догадаться, где в данных предложениях эпитеты. Какими частями речи они являются? Обобщим. Составим схему с примерами (на доске).
Очи синие, бездонные. Мать - сыра земля. Листья были напряженно вытянуты по ветру. Волны несутся, гремя и сверкая.
ЭПИТЕТ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Очи синие волшебница – зима, мать -сыра земля
бездонные
НАРЕЧИЯ ДЕЕПРИЧАСТИЯ
Волны несутся, гремя и сверкая.
Листья были напряженно вытянуты по ветру.
6. Отработка.
Работа в тетрадях.
Задания 1. Составьте словосочетания по схеме «цифра-буква», подобрав эпитеты к данным существительным. (на листочке указать номер своей фамилии в карте успехов группы)
а) луч 1) неприступный
б) замок 2) бледный
в) луна 3) ликующий
г) сон 4) роковой
д) тайна 5) страшный
е) крик 6) золотой
Золотой луч |
Неприступный замок |
Бледная луна |
Страшный сон |
Роковая тайна |
Ликующий крик |
Одна ошибка – 3 балла;
2 ошибки – 2 балла;
3 ошибки – 1 балл;
Более 3 ошибок – 0 баллов. (взаимопроверка и оценивание в парах участниками разных групп)
Задание 2. Найдите эпитеты.
Звезда печальная, мутная вода, безумное волненье, голубая кофта, по бархатным лугам, судьба жестокая, золотое кольцо.
7. Обобщение.
Что вы нового узнали на уроке?
Что такое тропы?
Что такое эпитет?
Назовите группы эпитетов.
Как образуются эпитеты?
2 занятие
1) Вступительное слово учителя.
2) Беседа.
3) На доске: - Попробуйте по смыслу восстановить слова, которые убежали. Что у нас получилось? Чтение.
Это слово или выражение, которое употребляется в …………значении на основе сходства в каком-либо отношении двух…………. Позволяет поэту выразить свою жизненную философию.
Ответ. Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Позволяет поэту выразить свою жизненную философию.
- Как называется это средство?
Ответ. (МЕТАФОРА)
ЗАПИСЫВАЕМ. Какова цель нашего урока?
4) Работа по карточкам в парах (цель – определение способа создания метафоры)
Перед вами предложения. Вам необходимо найти метафору.
Мне вспоминался телефон, бегущая тень твоего голоса. Она бродила острыми, словно фальшивыми, ногтями по его груди и выпучивала губы, моргала угольными ресницами, изображая, как ей казалось, обиженную девочку, капризную маркизу. Судьба в этот последний августовский день дала ему наперед отведать будущей разлуки с Машенькой, разлуки с Россией; Только бы еще новый костюм, пылающий галстук, - тогда полное счастье;
- Какие фразы даны в переносном значении? Какие части речи сочетаются для передачи переносного значения выражения?
Составим схему:
а)«существительное +существительное»: Мне вспоминался телефон, бегущая тень твоего голоса.
б) «существительное+прилагательное»: Она бродила острыми, словно фальшивыми, ногтями по его груди и выпучивала губы, моргала угольными ресницами, изображая, как ей казалось, обиженную девочку, капризную маркизу.
в) «глагол+существительное»: Судьба в этот последний августовский день дала ему наперед отведать будущей разлуки с Машенькой, разлуки с Россией;
г) «причастие+существительное»: Только бы еще новый костюм, пылающий галстук, - тогда полное счастье;
Слово учителя:
Метафора может быть развернутой:
Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен,
Осуждён я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.
(С.Есенин)
Метафоры образуются по принципу олицетворения. Это средство выразительности очень близко к сравнению. Иногда метафору и называют скрытым сравнением, так как и в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов: сонное озеро города (А.Блок), взлетающий бубен метели (А.Блок), слов моих сухие листья (В.Маяковский), костёр рябины красной (С.Есенин), вранья холодный дым (А.Твардовский), ручей улыбки (М.Светлов).
- Наша задача – увидеть, выделить метафору в художественном тексте, понять, как она устроена. Что же такое метафора и как она возникает?
Сделать это легче путем сравнения, найти какое-либо сходство со знакомым предметом или явлением и использовать знакомое слово.
5) Самостоятельная работа.
Для того чтобы стало более понятно, выполним следующее задание: ученикам предлагается найти общее между словами, обозначающими абстрактные понятия (жизнь, судьба, семья, любовь, счастье, обучение и так далее), и названиями конкретных предметов (лампочка, туфли, компьютер, муравейник, мел, дерево и так далее). Чем меньше связаны между собой значения слов, тем интереснее. Вот какая связь обнаруживается между далёкими на первый взгляд, словами (Учитель показывает пример – после самостоятельная работа)- лампочка – жизнь, муравейник – семья.
Дружба и цветок: похожи тем, что дружба может расцветать, как цветок, и так же увянуть.
Душа и статуя: душа — образ человека, и статуя тоже; и то и другое легко разбить.
Кошка и надежда: обе успокаивают.
Можно сравнивать и значения конкретных существительных:
Зайчонок и ученик: когда ученик не выполняет домашнюю работу, он боится идти в школу, так и зайчонок всего боится;
Портфель и капуста: когда портфель наполнен, он похож на кочан капусты; из портфеля можно много всего вынимать, а от капусты отламывать листочки.
6) Выведение формулы. На доске: - Выведем формулу метафоры: МЕТАФОРА= АБСТРАКТНОЕ ПОНЯТИЕ (КОНКРЕТНЫЙ ПРЕДМЕТ) + КОНКРЕТНЫЙ ПРЕДМЕТ. ОБЩЕЕ = СХОДСТВО!!!
ЛЮБОВЬ + ИСКРА ИЗ КОСТРА = ИСКРА ЛЮБВИ
7) Самостоятельная работа. СОЗДАТЬ МЕТАФОРЫ, пользуясь формулой. Постарайтесь создать несколько метафор (если это возможно!!!) по формуле: (конкретный предмет + конкретный образ = метафора)
Душа, водопад, огонь, звезда, жемчужина, горе, крылья, стена, бездна, поэзия.
8) Работа на карточках.
Найдите и подчеркните в текстах метафоры, объясните их значение. На основе какого сходства возник метафорический перенос?
По дорогам усохшие вербы
И тележная песня колес…
Ни за что не хотел я теперь бы,
Чтоб мне слушать ее привелось.
Вся в пыли торчит щетина
Придорожного хвоща. (Саша Черный)
Топи да болота, синий плат небес. (С.А.Есенин)
9) Работа на доске. аРабота на доске. Р
Найдите слова с переносным значением. Исправьте ошибки, допущенные в таблице.
Метафора | Эпитеты |
Души сиреневая цветь | Бархатные луга |
Море чернозёма | Легко и бледно небо |
Лавина писем | Звезда печальная |
10) Работа с метафорами - загадками.
« крашеное коромысло через реку свисло ", (радуга)
« два кольца , два конца , посередке гвоздик » ( ножницы );
«черен , да не ворон , рогат , да не бык , шесть ног без копыт» ( жук );
«Без рук, без ног, а рисовать умеет» (мороз).
11) Обсуждение. Как вы понимаете одно из определений метафоры, данное в «Энциклопедическом словаре юного литературоведа»: “Метафора – своеобразный рычаг, приводящий в движение ум и душу читателя”?
12) Обобщение. Что нового вы узнали на уроке? Что такое метафора? Как она образуется?
13) Д/з. «Без рук, без ног, а ворота открывает» (ветер). «На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках» (березки);«Стоит копна посреди двора, спереди — вилы , сзади — метла » ( корова );
3 занятие.
1) Вступительное слово учителя.
2) Беседа.
Что такое эпитет?
Как образуется?
Что такое метафора?
Как она образуется?
3) Чтение стихотворения. Обсуждение.
Что вам показалось интересным в этом стихотворении. (Неживое - оживилось)
Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? Довольно?..
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.
Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось...
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.
Учитель. Является разновидностью метафоры и состоит в переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. (определение)
- Как называется этот троп? Какова цель нашего урока?
Ответ. Олицетворение – капитан эпитета и метафоры.
- Итак, почему же именно олицетворение избрано капитаном? (Потому что он воспринял все свойства своих коллег и добавил к ним еще и свои — красочность, выразительность, образность.)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
- Приведите свои личные примеры. (Ветер спит, прибор говорит…)
! Но есть случаи, когда мы путаем олицетворение с метафорой.
На доске:
МЕТАФОРА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
- ЭТО отдельные словосочетания - это целый образ
Докажите:
Отговорила роща золотая березовым, веселым языком. (МЕТАФОРА ИЛИ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ???)
Ответ. Это метафора, т.к. высказывание распадается – метафора + эпитет).
4) Самостоятельная работа в тетрадях:
Сравните предложения: “В лесу живёт нимфа Эхо” и “В лесу живёт эхо”. В каком из них есть олицетворение?
Под диктовку.
Найдите в текстах олицетворения.
Её сиделка – тишина. (А.Блок)
Карточка № 3. «Турнир с поэтом»
1. Вставьте пропущенные олицетворения:
Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь
Спит черемуха в белой накидке.
2. Вставьте пропущенные олицетворения:
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
3. Вставьте пропущенные олицетворения:
Туча кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман.
Еду грязной дорогой с вокзала
Вдалеке от родимых полян.
4. Вставьте пропущенные олицетворения:
Пригорюнились девушки-ели,
И поет мой ямщик на-умяк…
5. Чья это характеристика?
В цветах любви весна-царевна
По роще косы расплела…
И я, как страстная фиалка,
Хочу любить, любить весну.
Назовите олицетворение, которое помогает создать одушевленный образ.
6. Чья это характеристика?
Тихо – в чаще можжевели по обрыву,
Осень – рыжая кобыла –чешет гриву.
7. Найдите олицетворение?
Заря окликает другую,
Дымится овсяная гладь…
Я вспомнил тебя, дорогую,
Моя одряхлевшая мать.
Д/з. Нарисуйте плакат – «Волшебный лес», где нас ждет хозяин леса – старичок-лесовичок, который непременно спросит: «А чему вы, ребята, научились? Что видели?»
Групповая работа. Изобразите на плакате черемуха, тополь, клен, тучу, ели, березу, сосну, зарю, метель, весну, осень – по вашему желанию, наделив одушевленными признаками и свойствами. Каждый напишите сочинение, составьте описание метели с использованием олицетворений.
4 занятие.
1) Вступительное слово учителя.
2) Обсуждение.
Представление работ группы.
3) Беседа.
Учитель. Назовите прием, заключающийся в уподоблении какого-либо явления другому.
Ответ. Сравнение. Какова цель нашего занятия? Что мы сегодня с вами узнать?
Выражается различными способами. Перед вами предложения. Вам необходимо найти, что с чем сравнивается. Чем отличаются эти предложения, хотя смысл один. Выделите способы выражения сравнения.
«Он был тигром в бою»
«Он боролся, как тигр»
«Котенок похож на тигра»
4)Составление схемы.
Составим схему.
На доске:
СРАВНЕНИЕ
ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ НАРЕЧИЯ
«Он был тигром в бою»
ОБОРОТАМИ С СОЮЗАМИ (ТАК, БУДТО, ЛЕКСИЧЕСКИ (ПОДОБНЫЙ,
ТОЧНО, СЛОВНО) ПОХОЖИЙ)
«Он боролся, как тигр» «Котенок похож на тигра»
5) Устная работа. Письменная работа.
1) Придумайте сравнения.
О мальчике, который еле-еле тащится вслед за родителями: как гусеница, как черепаха, как мед, вытекающий из банки, как улитка, как змея, как каток, как осенняя муха, как время накануне субботы (воскресенья, каникул)...
Об огнях небольшого селения, видимых с моря ночью: как звезды, как угольки, как светлячки, как печная дверца, прогоревшая дырочками, сквозь которые виден пылающий уголь (А.Грин).
О бесхарактерном человеке: как тряпка, как сырое тесто, как кисель...
Об очень холодных, злых глазах: как лед, как у жабы, как у змеи, как у мороженой рыбы, будто пластмассовые, словно стеклянные...
Об очень глупых грубоватых песенках: как урчание в животе (А.Грин), как громыхание пустых консервных банок, как лягушачье кваканье...
Учитель диктует - дети самостоятельно выполняют.
6) Работа по карточкам.
Как образовано сравнение?
«Твои глаза подобны звездам»; «Его стихи, как телогрейка»; «Уходит дымом»; «Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье»; «годы шумят, как ромашковый луг».
СТРОЧКИ БЫСТРО ЛОЖИЛИСЬ НА БУМАЖНЫЙ ЛИСТ, С
ЛОВНО,_____________
ЗА ДВЕРЬЮ РАЗДАЛСЯ ШУМ, ПОХОЖИЙ НА______________
7) Обобщение. Что нового вы сегодня узнали?
8) Д/з. Переделайте тексты, разнообразив их сравнениями (письменная работа).
У нас на даче жила коза Зося. Она была белая-белая, шерсть длинная, красивая, шелковистая; глаза маленькие, круглые, черные; ножки стройные с изящными копытцами и маленькие аккуратные рожки. Очень красивая коза.
Так вот эта Зося была ужасная хулиганка и пакостница. Только отвернешься от нее, так и жди, что она пребольно поддаст тебе рожками под зад или стукнет лбом под коленки, а сама тут же отбежит и смотрит этак хитро, склонив голову, и тянет: «Ме-е-е!». Дескать, ну что, получил?
У-у, вредина!
5 занятие.
1) Вступительное слово учителя.
2) Проверка Д/з.
(отметить лучшую работу)
3)Представление работы – сценка.
Ученикам заранее были розданы слова к сценке. Дети представляют.
диалог после звонка на урок литературы:
- Эй, Петька, у тебя Пушкин есть? Я своего тащить не стал – толстый очень.
- Да нет, я только Лермонтова приволок. Пушкин у меня подарочный, дорогой.
Толстый Пушкин, приволок Лермонтова. Страшная картина в буквальном смысле получается. Однако при всём этом диалог не производит впечатления абсурдного.
4)Обсуждение. В чём же дело? Что интересного в данном диалоге? Что было смешным? (ответы учащихся) Вот такая замена называется МЕТОНИМИЕЙ. Пушкин – это книга, написанная Пушкиным. Именем автора часто заменяют книгу. Что мы сегодня должны узнать?
На слайде. Как вы поняли, что такое метонимия? По каким ключевым словам вы поняли смысл определения этого понятия?
Перенос названия одного предмета на другой на основании смежности. Метонимические замены позволяют сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придают изображаемому предмету наглядность.
5) Разбор по предложениям. В чем смежность в предложениях? Объяснение.
1. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!!! (смежность между содержанием и содержащим).
2. Ругал Гомера, Феокрита,
Зато читал Адама Смита. (смежность между автором и произведением).
3. Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и поржарам. (Смежность между действием и орудием).
4. Янтарь на трубах Цареграда,
Фарфор и бронза на столе. (смежность между предметом и материалом).
5. …Вся столица молилась ,
Чтоб Нева в берега воротилась. (смежность между местом и людьми)
6) Разбор по предложениям.
На доске: ОТЛИЧАЙ!
Легко перевести в сравнение
ДА НЕТ
МЕТАФОРА МЕТОНИМИЯ
Спит усталый ветер Спит усталый город (город и есть люди)
(подобен человеку)
7) Работа по карточкам.
Карточка № 1.
ЗАДАНИЕ. Выделите в тексте метонимию.
1) Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом – люди согреваются. (В.М. Шукшин)
Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке.
Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева.
Прочитав Белинского, я не успокоился…
8) Обобщение.
Что такое метонимия? Как отличить метонимию от метафоры? В чем может быть смежность в предложениях?
Дополнительное задание.
ЗАДАНИЕ 2.
Попробуйте самостоятельно отыскать метонимии в следующих примерах и отгадать, на основании чего они возникли:
Шипенье пенистых бокалов. (Шипят не бокалы, а шампанское налитое в них.)
Борщ отменный. Я две тарелки съел. (Речь идёт о содержимом тарелок.)
Эта банка оказалась вкуснее.
Москва подписала договор с Вашингтоном о сотрудничестве.
Первой ракеткой мира опять стал представитель Англии.
Что нового вы узнали сегодня на занятии?
6 занятие.
1) Вступительное слово учителя.
2) Обсуждение. (работа по карточке – восстановить текст с опорными словами.
Что такое эпитет?
Как образуется?
Что такое метафора?
Как она образуется?
Что такое олицетворение?
Как отличить олицетворение от метафоры?
Что такое сравнение?
Способы выражения сравнения как приема?
Что такое метонимия?
Как отличить метонимию от метафоры?
В чем может быть смежность в предложениях?
3) Работа у доски.
Перед вами две фразы. Сравнить, сделать вывод. Подумайте, в чем различие.. Какоыа цель нашего занятия? Что мы должны узнать7
Сто раз я тебе говорил. Рукой подать.(противопоставлены друг другу)
4) Составление схемы.
На доске: ГИПЕРБОЛА И ЛИТОТА
ГИПЕРБОЛА ЛИТОТА
-Образное выражение, содержащее
Непомерное
ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ
ПРЕУМЕНЬШЕНИЕ
РАЗМЕРА, силы, значения
5) Нахождение средства.
Пример: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Найдите)
6) Слово учителя.
Слово учителя: Позволяют писателю усилить выразительность образа, выделить мысль придать ей необычную форму и яркую эмоциональную окраску. Художественный эффект основывается на удивительном парадоксе: она противоречит законам действительности, формальной логике, но воспринимается не как обман , а факт реальности, сила ее в эмоциональной убедительности.
Гипербола – это художественное преувеличение. К этому средству выразительности прибегают тогда, когда нужно произвести особо сильное впечатление на слушателя или читателя.
С этим приёмом художественной выразительности мы встречаемся в произведениях устного народного творчества, значит, гипербола существовала в глубокой древности.
Всё, что происходит в наших былинах и сказках, часто принимает гиперболический облик. Конь с богатырём скачет «ниже облака ходячего, выше леса стоячего». Свистнет богатырь – и «леса к земле преклоняются». Народ словно любуется своей силой, и всё в его воображении вырастает до огромных размеров.
Такая манера рассказывания, конечно, очень сильно воздействовала на слушателей. Даже в нашей сегодняшней, бытовой речи мы нередко прибегаем к этому способу:
Сто раз я тебе говорил.
Весь город об этом знает.
Дай мне только волю – горы сворочу.
Море по колено.
Рукой подать.
7) Работа по карточкам.
Карточка № 2.
ЗАДАНИе 1.
Создайте гиперболы и литоты.
Чтобы вы могли понять, какой нос был у Ландоцкого , представьте_____
Он схватил пудовый котел с кашей, которой хватило бы чтобы досыта_____дюжих молодцов и ________
Руки у нее были тоньше_________
Таких глаз не было___________
Стало так тихо, что можно было услышать, как на другом конце Земли__________
ЗАДАНИЕ 2. Найдите в текстах.
Посмотрит – рублём подарит!
Н.Некрасов
В.Маяковский.
Ах, мой творец!
И по сию не вспомнюсь пору.
Поверишь ли? Ну, право, был он с гору.
(басня И.А.Крылова «Лжец»)
8) Обобщение.
Что такое гипербола? Литота?
7 занятие.
1) Вступительное слово учителя.
2) Беседа.
Что такое эпитет?
Как образуется?
Что такое метафора?
Как она образуется?
Что такое олицетворение?
Как отличить олицетворение от метафоры?
Что такое сравнение?
Способы выражения сравнения как приема?
Что такое метонимия?
Как отличить метонимию от метафоры?
В чем может быть смежность в предложениях?
Что такое гипербола, литота? Их отличие?
Просмотр картинки животных – обозначение аллегорического понятия. Какова цель нашего занятия?
Что такое аллегория?
Аллегория - иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах)
- Хитрость - в образе лисицы,
- Мужество и сила - в образе Ильи Муромца.
- Красота - в образе Аполлона.
3)Просмотр картинки животных – обозначение аллегорического понятия.
4)Обсуждение. Нахождение.
Басня И.А.Крылова «Свинья по Дубом» - какое отвлеченное понятие заключено в героях басни.
Обобщение по всем средствам выразительности. Беседа.
8 занятие.
«Контроль усвоенных знаний»
По горизонтали: | 1. | Один из тропов, с помощью которого неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать? | 3. | Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении? | 5. | Слово (или выражение), которое употребляется в переносном значении, основанном на сходстве, позволяющее поэту выразить свою жизненную философию. | 7. | Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак? | | По вертикали: | 2. | Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление? | 4. | Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ? | 6. | Средство художественного изображения, основанное на преувеличении? | 8. | Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий (Н-р, с населенного пункта на жителей)? | |
По горизонтали: 2. Глаза громадные, как прожекторы. (В. Маяковский) 4. Я три тарелки съел. (И. А. Крылов) 6. Луна хохотала как клоун. (С. Есенин) 8. Образ лисы – хитрости, зайца – трусости, волка – злобы и жадности, осла – глупости. (чаще всего используется в баснях) | По вертикали: 1. Лед окрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов) 3. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной (И. А. Бунин) 5. В больших рукавицах, а сам с ноготок. (Н. Некрасов) 7. Целый день осыпаются с клёнов силуэты багряных сердец… (Н.Заболоцкий) |