.
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Растим патриотов России». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа “Растим патриотов России” долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока («Семья вся вместе – и душа на месте», «Школа – мой второй дом», «Мой город – моя гордость», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.
№ | Название темы | Форма проведения | Кол-во часов | Дата |
| | | | По плану | По факту |
I. Моя семья-моя опора | | |
1 | «Здравствуй, школа!» Мои родные. Моя семья | Праздник, беседа | 1 | | |
2 | Я и мое имя | поисковое задание | 1 | | |
3 | Поздравление мам с Днем Матери | беседа, игра | 1 | | |
4 | Моя фамилия | поисковое задание | 1 | | |
5 | Моя история | беседа, поисковое задание | 1 | | |
6 | Наши бабушки и дедушки | беседа | 1 | | |
7 | Мои обязанности в семье | беседа | 1 | | |
8 | Поздравление пап с Днем защитника Отечества | открытка | 1 | | |
9 | Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта | открытка | 1 | | |
II. Школа – мой второй дом | | |
1 | Здравствуй, школа! | праздник | 1 | | |
2 | Школьные кабинеты | экскурсия | 1 | | |
3 | Адрес школы. Дорога в школу | составление маршрута | 1 | | |
4 | Мой сосед по парте | игра | 1 | | |
5 | Посвящение в первоклассники | праздник | 1 | | |
6 | Традиции школы | беседа | 1 | | |
7 | Школьная библиотека. | экскурсия | 1 | | |
8 | Наши обязанности | игра | 1 | | |
9 | До свидания, первый класс! | праздник | 1 | | |
| III. Мой город – моя гордость | | | |
1 | Мой двор | рисунки | 1 | | |
2 | История имени нашего города | Легенды, исторические справки | 1 | | |
3 | Великие люди города | беседа | 1 | | |
4 | Прогулка-экскурсия по городу | экскурсия | 1 | | |
5 | Улицы моего города | беседа | 1 | | |
6 | Характер города. Культурные богатства. | фотовернисаж | 1 | | |
7 | Характер города. Духовные богатства | беседа | 1 | | |
8 | Посещение музея города | экскурсия | 1 | | |
9 | Занятия жителей города | беседа | 1 | | |
| IV. Родной свой край люби и знай | | | |
1 | «Большая Родина» – Россия. Географическое положение. | беседа | 1 | | |
2 | Москва- столица России | видео экскурсия | 1 | | |
3 | Из бабушкиного сундука | фольклорные посиделки, игра | 1 | | |
4 | Кто нас окружает. Растительный и животный мир России | беседа | 1 | | |
5 | Красота родной природы | видео экскурсия | 1 | | |
6 | Дружба народов России | беседа | 1 | | |
2 класс – 34 часа | | |
№ | Название темы | Форма проведения | Кол-во часов | Дата |
| | | | По плану | По факту |
I. Моя семья- моя опора | | |
1 | Мой дом – моя крепость | игра | 1 | | |
2 | Досуг в моей семье | беседа, рисунки | 1 | | |
3 | Профессия моего отца | фотовернисаж | 1 | | |
4 | Профессия моей мамы | фотовернисаж | 1 | | |
5 | Распределение обязанностей в семье | беседа | 1 | | |
6 | Песни родителей, бабушек | прослушивание | 1 | | |
7 | Фамилия, имена, отчества членов семьи | поисковое задание | 1 | | |
| II. Школа – мой второй дом | | | |
1 | Правила поведения учащихся на уроках и переменах | беседа | 1 | | |
2 | Распределение обязанностей в классном коллективе | беседа | 1 | | |
3 | Мои любимые книги | выставка книг | 1 | | |
4 | Береги учебник | беседа | 1 | | |
5 | Бережное отношение к школьному имуществу | беседа | 1 | | |
6 | Я – директор школы | ролевая игра | 1 | | |
7 | Школа будущего | конкурс рисунков | 1 | | |
8 | Дом, в котором мы живем | практическая деятельность по созданию презентаций о школе | 1 | | |
| III. Мой город – моя гордость | | | |
1, 2 | Память о прошлом. | Беседа, экскурсия в музей | 2 | | |
3 | О чём говорят названия улиц | поисковое задание | 1 | | |
4 | Посещение Дома культуры | культпоход | 1 | | |
5 | Альбом «Знай и люби свой город» | рисунки, сочинения, мини-доклады | 1 | | |
6 | Встреча с ветераном Великой Отечественной войны | встреча, беседа | 1 | | |
7 | Сквер памяти «Никто не забыт, ничто не забыто» | экскурсия | 1 | | |
8 | Основные достопримечательности города: памятники, музеи, старинные дома. | беседа, видео экскурсия | 1 | | |
9, 10 | Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте. | беседа | 2 | | |
| IV. Родной свой край люби и знай | | | |
1 | Флаг России | беседа, рисунки | 1 | | |
2 | Герб России | беседа | 1 | | |
3 | Гимн России | прослушивание | 1 | | |
4 | Национальная кухня народов России | конкурс блюд | 1 | | |
5 | Национальные костюмы народов России | рисунки | 1 | | |
6 | Заповедные места России | беседа | 1 | | |
7 | Игры народов России | практикум | 1 | | |
8 | Народные праздники | праздник | 1 | | |
3 класс – 34 часа | | |
№ | Название темы | Форма проведения | Кол-во часов | Дата |
| | | | По плану | По факту |
I. Моя семья- моя опора | | |
1 | Моя семья | сочинение | 1 | | |
2 | У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки | выставка семейных поделок | 1 | | |
3 | Герб моей семьи | конкурс рисунков | 1 | | |
4 | Моя родословная | составление родословной | 1 | | |
5 | Семейные традиции | мини - доклады | 1 | | |
6 | Великая Отечественная война в истории моей семьи | поисковое задание | 1 | | |
7 | Подвижные семейные игры | практикум | 1 | | |
8 | Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека | открытки, праздник | 1 | | |
| II. Школа – мой второй дом | | | |
1 | Моя школа – мой дом | беседа | 1 | | |
2 | Я работаю в библиотеке | ролевая игра | 1 | | |
3 | Поздравление учителей с Днем учителя | открытка | 1 | | |
4 | Что растет на территории школы | тесты | 1 | | |
5 | Все о школе | викторина | 1 | | |
6 | По страницам истории школьной | беседа | 1 | | |
7 | «Хорошее время читать»» | беседа | 1 | | |
| | | | | |
| III. Мой город – моя гордость | | | |
1 | Исторические места города | экскурсия | 1 | | |
2 | Моему городу ….. лет | выставка фотографий | 1 | | |
3 | Предприятия города | фото экскурсия | 1 | | |
4 | Великая Отечественная война в истории моего города | беседа | 1 | | |
5 | Знаменитые земляки | поисковое задание | 1 | | |
6 | Знай, люби и гордись своим городом | мини-доклады | 1 | | |
| IV. Родной свой край люби и знай | | | |
1 | Ростов-на-Дону в далеком прошлом | беседа | 1 | | |
2 | Гражданская война на территории Ростова-на-Дону | беседа | 1 | | |
3 | Подвиги ростовчан в годы Великой Отечественной войны | беседа | 1 | | |
4 | Символика России | беседа | 1 | | |
5 | Кто в государстве самый главный? | ролевая игра | 1 | | |
6 | Я – гражданин | рисунки | 1 | | |
7 | Многонациональная Россия | беседа | 1 | | |
8, 9 | Праздники народов России | праздник | 2 | | |
10 | Я горжусь Россией | беседа | 1 | | |
4 класс – 34 часа | | |
№ | Название темы | Форма проведения | Кол-во часов | Дата |
| | | | По плану | По факту |
I. Моя семья-моя опора | | |
1 | История одной фотографии | сочинение | 1 | | |
2 | Рукотворный мир | выставка поделок, сделанных совместно с родителями | 1 | | |
3 | Моя семья. Семейные традиции | практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет | 1 | | |
4 | Вклад моей семьи в историю страны | поисковое задание | 1 | | |
5 | Семейный бюджет | беседа | 1 | | |
6 | Права и обязанности родителей и детей | беседа | 1 | | |
7 | Папа, мама, я – дружная семья | спортивный праздник | 1 | | |
8 | Поздравление с Днем Семьи | поздравительная открытка | 1 | | |
| II. Школа – мой второй дом | | | |
1 | Детские писатели | беседа | 1 | | |
2 | Умники и умницы | интеллектуальная игра | 1 | | |
3 | История появления первых школ | беседа | 1 | | |
4 | Мой любимый предмет в школе | конкурс рисунков | 1 | | |
5 | Прощание с начальной школой | праздник | 1 | | |
| III. Мой город – моя гордость | | | |
1 | Моя малая родина | сочинение | 1 | | |
2 | Горожане в годы Великой Отечественной войны | беседа, видео экскурсия | 1 | | |
3 | Знакомство с культурной, духовной жизнью города | экскурсия | 1 | | |
4 | Герои – земляки Великой Отечественной войны | поисковое задание | 1 | | |
5 | Улицы моего города | Поисковое задание | 1 | | |
6 | Исторические находки | Поисковое задание | 1 | | |
7 | Что мы покажем гостям о нашем городе | оформление уголка | 1 | | |
8 | Мой город в будущем | доклад | 1 | | |
| IV. Родной свой край люби и знай | | | |
1 | Первобытный мир – начало истории человечества | беседа | 1 | | |
2 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | поисковое задание | 1 | | |
4 | Духовное возрождение России | беседа, видео экскурсия | 1 | | |
5 | Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей Родины | чтение произведений | 1 | | |
6, 7 | Трудовые достижения и замечательные люди России | поисковое задание | 1 | | |
8,9 | Что человечество ценит больше всего. | мини-доклады | 2 | | |
10 | Россия – в далеком прошлом | викторина | 1 | | |