СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  программе предложены подвижные игры для развития физических качеств.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности.»

Пояснительная записка




Направление программы внеурочной деятельности.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов кружок « Здоровейка» по подвижным играм составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» (В.А.Горский- М.:Просвещение 2010), на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2009, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации). Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования второго поколения; инструктивно-методического письма «О преподавании физической культуры в 2013-2014 учебном году», и примерной программы по Русской лапте для ДЮСШ и ДЮСШОР, допущенной Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту, М.,2004г.

Рабочая программа предназначена для оздоровительной работы с детьми, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.

Программа «Подвижные игры» способствует укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках.

Предполагается, что содержание программы должно разрабатываться с учетом национально-культурных традиций, состояния экологии, климато -географических условий, демографических тенденций, социально-экономических условий и других особенностей, которые, как известно, существенно воздействуют на физическую культуру обучающихся. Программа рассчитана на год обучения.

Программа рассчитана на 35 учебных недель (на 70 часов в год), из расчёта два часа в неделю. Возраст обучающихся 11-12 лет.

Отличительные особенности программы внеурочной деятельности

Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ является систематическое и последовательное обучение. В настоящей программе региональный аспект реализован посредством внедрения в региональный компонент народных и подвижных игр, возникших и практикуемых в фольклорном опыте населения. Таким образом, региональный компонент программы нацелен на гармоничное физическое развитие в соответствии с окружающей климато -географической и социально-культурной средой, что должно способствовать повышению эффективности занятий физической культурой в общеобразовательных учреждениях и формированию личности обучающихся в соответствии со сложившимися культурно-историческими традициями региона.

  В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование, прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактических взаимодействий (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимых при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.
      В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
      Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др.
      Обязательными условиями построения занятий по подвижным играм (в особенности с мячами) являются четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя; обеспечение преемственности при освоении новых упражнений; строгое соблюдение дидактических принципов.
      Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча. Очень важно, чтобы этой школой овладел каждый ученик. Движения с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна данной программы заключается в сохранении народных традиций при использовании несложного инвентаря и оборудования, воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству у молодежи.

Актуальность. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Педагогическая целесообразность. Создание необходимых условий, содействующих формированию потребности в здоровом образе жизни через внедрение технологии личностно-ориентированного обучения во внеурочной деятельности.

Цели и задачи программы внеурочной деятельности

Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • активизировать двигательную активность школьников во внеурочное время;

  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;

  • создавать условия для проявления чувства коллективизма;

  • развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;

  • развивать умения ориентироваться в пространстве;

  • обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям применению их в различных по сложности условиях;

  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Данная рабочая программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностными результатами

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.




Предметными результатами:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

  • излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  • измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

  • организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;

  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

  • - подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

  • - находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

  • - выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

  • - выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

  • - применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.




Основные требования к уровню подготовленности обучающихся по подвижным играм за учебный год.

Должны:

иметь представления:

  • о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;

  • о способах изменения направления и скорости передвижения;

  • о режиме дня и личной гигиене;

  • о правилах составления комплексов ОРУ;

  • о правилах поведения на занятиях внеурочной деятельности;

  • о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий.

Уметь:

  • выполнять комплексы ОРУ;

  • выполнять упражнения и технические действия из подвижных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;

  • -выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

  • -играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; владеть мячом: держание, передачи на расстояние до 5м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр.

Ожидаемый результат

  • Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.

  • Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.

  • Развитие умений работать в коллективе.

  • Формирование у детей уверенности в своих силах.

  • Умение применять игры самостоятельно.

  • Физические

  • способности

  • Физические

  • способности

Демонстрировать

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки:

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с.

9,2

10,2

Силовые

Прыжок в длину с места, см

152

147




Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу

25

15




Поднимание туловища, лежа на спине, руки за голо­вой за 1 мин., (кол-во раз)

40

30

К выносливости

Бег 1000 м, мин

5,20

5,50

К координации

Последовательное выполнение пяти кувырков, с.

10,0

14.0




Броски малого мяча на дальность, м

32

24







Формы подведения итогов реализации рабочей программы

Итогом реализации рабочей программы по подвижным играм планируется участие в школьных, муниципальных соревнованиях.

Содержание курса

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля

Программный материал по данному разделу рекомендуется осваивать в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств в ходе уроков или самостоятельно.

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. История видов спорта, История подвижных и народных игр.

Естественные основы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.

Социально-психологические основы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.

Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Комплексы физических упражнений для развития физических особенностей и тестирования уровня двигательной подготовленности. Контролю за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью.

Культурно-исторические основы. Основы истории возникновения и развития физической культуры, подвижных и народных игр.

Самостоятельное выполнение заданий учителя.

Приемы закаливания. Воздушные ванны. Теплые (свыше +22 °С), безразличные (+20...+22 °С), прохладные (+17...+20 °С), холодные (0...+8 °С), очень холодные (ниже О °С).

Солнечные ванны. Водные процедуры. Обтирание. Душ. Купание в реке, водоеме. Дозировка данных процедур указана в программе средней школы. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья обучающихся.

Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной массы (веса), длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.

Подвижные игры

  1. с элементами легкой атлетики;

  2. с элементами футбола;

  3. с элементами волейбола;

  4. с элементами баскетбола;

  5. с элементами гандбола;

  6. с элементами гимнастики;

  7. зимние подвижные игры;




Народные игры

  1. русская лапта




Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика


1

Подвижные игры с элементами лёгкой атлетики

9

1

8

тесты

2

Подвижные игры с элементами волейбола

9

1

8


3

Подвижные игры с элементами баскетбола

9

1

8


4

Подвижные игры с элементами гандбола

9

1

8


5

Подвижные игры с элементами футбола

9

1

8


6

Подвижные игры с элементами гимнастики

9

1

8


7

Зимние подвижные игры;

9

1

8


8

Народные игры (русская лапта)

7

1

6



Всего

70

8

62





Содержание учебного плана

Раздел 1. Подвижные игры с элементами лёгкой атлетики

Теория. Основы знаний о подвижных играх. ТБ при проведении подвижных игр.

Практика. Игры на закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве.

Раздел 2. Подвижные игры с элементами волейбола

Теория. Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита.

Практика. Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.

Раздел 3. Подвижные игры с элементами баскетбола.

Теория. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.

Практика. Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве

Раздел 4. Подвижные игры с элементами гандбола.

Теория. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.

Практика. Совершенствование техники владения мячом. Развитие координационных способностей.

Раздел 5. Подвижные игры с элементами футбола.

Теория. Комплексы физических упражнений для развития физических особенностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.

Практика. Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.

Раздел 6. Подвижные игры с элементами гимнастики.

Теория. Комплексы корригирующей гимнастики.

Практика. Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с акробатическими элементами. Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с элементами лазания и перелезания. Игры на развитие силовых способностей.

Раздел 7. Зимние подвижные игры.

Теория. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры. Приёмы закаливания.

Практика. Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с элементами равновесия.

Раздел 8. Народные игры (русская лапта).

Теория. История возникновения народных игр.

Практика. Игры на закрепление и совершенствование на дальность, точность попадания по движущейся цели.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

1

ТБ при проведении подвижных игр. Игры с бегом на скорость. «Пятнашки маршем», «Бег за флажками». Тестирование.



2

Игры с бегом на скорость. «Перебежки с выручкой», «Охрана перебежек»



3

Игры с прыжками в высоту и длину с разбега. «Прыжок за прыжком», «Прыгуны и пятнашки».



4

Игры с прыжками в высоту и длину с разбега. «Эстафета с прыжками», «Эстафета с преодолением препятствий»



5

Игры с метанием на дальность и в цель. «Снайпер», «Сильный бросок»



6

Игры с метанием на дальность и в цель. «Ловкие и меткие», «Шагай вперёд».



7

Игры с бегом, метанием, прыжками. «Лапта с препятствиями»



8

Игры с бегом, метанием, прыжками. «Эстафета с бегом, прыжками, метаниями»



9

Игры с бегом, метанием, прыжками. «Кто быстрее?» Способы самоконтроля.



10

Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. «Мяч с четырёх сторон»



11

Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. «Защита укрепления»



12

Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. «Охотники и утки»



13

Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве. «Перестрелка»



14

Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча. «Не давай мяч водящему»



15

Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча. «Залетный мяч».



16

Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча. «Мяч в центр»



17

Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча. «Борьба за мяч».



18

Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча. «Мяч капитану»



19

Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча. «Эстафеты с ведением, броском мяча в корзину»



20

Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. «Пасовка волейболистов»



21

Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. «Ловкая подача»



22

Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. «Мяч в воздухе»



23

Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. «Два мяча через сетку»



24

Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. «Эстафета волейболистов»



25

Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. «Пионербол»



26

Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. «Пионербол»



27

Совершенствование техники владения мячом. Развитие координационных способностей. «Шагай вперёд».



28

Совершенствование техники владения мячом. Развитие координационных способностей. «Кто быстрее?»



29

Совершенствование техники владения мячом. Развитие координационных способностей. «Кто быстрее?»



30

«Эстафета с бегом, прыжками, метаниями»



31

«Лапта с препятствиями»



32

Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.



33

Игры с ведением мяча. «Кто быстрее?»



34

Игры с ведением мяча. «Змейка»



35

Игры с ведением мяча. «Мяч капитану»



36

Игры с ведением мяча. Эстафеты с элементами футбола.



37

Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с акробатическими элементами. «Сильные и ловкие»



38

Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с элементами лазания и перелезания. Эстафеты.



39

Игры на развитие силовых способностей. «Бой петухов», «Борьба за квадрат»



40

Игры на развитие силовых способностей. «Перетяни за черту»



41

Игры на развитие силовых способностей. Весёлые старты.



42

Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с элементами равновесия.



43

Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с элементами равновесия.



44

Игры на закрепление и совершенствование на дальность, точность попадания по движущейся цели. «Сильный бросок»



45

История возникновения народных игр. Русская лапта.



47

Русская лапта.



48

Тестирование уровня физической подготовленности



49

Тестирование уровня физической подготовленности