Пояснительная записка
Направление программы внеурочной деятельности.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов кружок « Здоровейка» по подвижным играм составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» (В.А.Горский- М.:Просвещение 2010), на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2009, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации). Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования второго поколения; инструктивно-методического письма «О преподавании физической культуры в 2013-2014 учебном году», и примерной программы по Русской лапте для ДЮСШ и ДЮСШОР, допущенной Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту, М.,2004г.
Рабочая программа предназначена для оздоровительной работы с детьми, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Программа «Подвижные игры» способствует укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках.
Предполагается, что содержание программы должно разрабатываться с учетом национально-культурных традиций, состояния экологии, климато -географических условий, демографических тенденций, социально-экономических условий и других особенностей, которые, как известно, существенно воздействуют на физическую культуру обучающихся. Программа рассчитана на год обучения.
Программа рассчитана на 35 учебных недель (на 70 часов в год), из расчёта два часа в неделю. Возраст обучающихся 11-12 лет.
Отличительные особенности программы внеурочной деятельности
Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ является систематическое и последовательное обучение. В настоящей программе региональный аспект реализован посредством внедрения в региональный компонент народных и подвижных игр, возникших и практикуемых в фольклорном опыте населения. Таким образом, региональный компонент программы нацелен на гармоничное физическое развитие в соответствии с окружающей климато -географической и социально-культурной средой, что должно способствовать повышению эффективности занятий физической культурой в общеобразовательных учреждениях и формированию личности обучающихся в соответствии со сложившимися культурно-историческими традициями региона.
В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование, прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактических взаимодействий (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимых при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.
В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др.
Обязательными условиями построения занятий по подвижным играм (в особенности с мячами) являются четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя; обеспечение преемственности при освоении новых упражнений; строгое соблюдение дидактических принципов.
Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча. Очень важно, чтобы этой школой овладел каждый ученик. Движения с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна данной программы заключается в сохранении народных традиций при использовании несложного инвентаря и оборудования, воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству у молодежи.
Актуальность. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Педагогическая целесообразность. Создание необходимых условий, содействующих формированию потребности в здоровом образе жизни через внедрение технологии личностно-ориентированного обучения во внеурочной деятельности.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности
Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
активизировать двигательную активность школьников во внеурочное время;
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
создавать условия для проявления чувства коллективизма;
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
развивать умения ориентироваться в пространстве;
обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям применению их в различных по сложности условиях;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Данная рабочая программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностными результатами
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Основные требования к уровню подготовленности обучающихся по подвижным играм за учебный год.
Должны:
иметь представления:
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
о способах изменения направления и скорости передвижения;
о режиме дня и личной гигиене;
о правилах составления комплексов ОРУ;
о правилах поведения на занятиях внеурочной деятельности;
о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий.
Уметь:
выполнять комплексы ОРУ;
выполнять упражнения и технические действия из подвижных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;
-выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
-играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; владеть мячом: держание, передачи на расстояние до 5м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр.
Ожидаемый результат
Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
Развитие умений работать в коллективе.
Формирование у детей уверенности в своих силах.
Умение применять игры самостоятельно.
Физические
способности
Физические
способности
Демонстрировать
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки: |
Скоростные | Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с. | 9,2 | 10,2 |
Силовые | Прыжок в длину с места, см | 152 | 147 |
| Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу | 25 | 15 |
| Поднимание туловища, лежа на спине, руки за головой за 1 мин., (кол-во раз) | 40 | 30 |
К выносливости | Бег 1000 м, мин | 5,20 | 5,50 |
К координации | Последовательное выполнение пяти кувырков, с. | 10,0 | 14.0 |
| Броски малого мяча на дальность, м | 32 | 24 |
Формы подведения итогов реализации рабочей программы
Итогом реализации рабочей программы по подвижным играм планируется участие в школьных, муниципальных соревнованиях.
Содержание курса
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Программный материал по данному разделу рекомендуется осваивать в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств в ходе уроков или самостоятельно.
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. История видов спорта, История подвижных и народных игр.
Естественные основы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.
Социально-психологические основы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.
Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Комплексы физических упражнений для развития физических особенностей и тестирования уровня двигательной подготовленности. Контролю за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью.
Культурно-исторические основы. Основы истории возникновения и развития физической культуры, подвижных и народных игр.
Самостоятельное выполнение заданий учителя.
Приемы закаливания. Воздушные ванны. Теплые (свыше +22 °С), безразличные (+20...+22 °С), прохладные (+17...+20 °С), холодные (0...+8 °С), очень холодные (ниже О °С).
Солнечные ванны. Водные процедуры. Обтирание. Душ. Купание в реке, водоеме. Дозировка данных процедур указана в программе средней школы. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья обучающихся.
Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной массы (веса), длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.
Подвижные игры
с элементами легкой атлетики;
с элементами футбола;
с элементами волейбола;
с элементами баскетбола;
с элементами гандбола;
с элементами гимнастики;
зимние подвижные игры;
Народные игры
русская лапта
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика | |
1 | Подвижные игры с элементами лёгкой атлетики | 9 | 1 | 8 | тесты |
2 | Подвижные игры с элементами волейбола | 9 | 1 | 8 | |
3 | Подвижные игры с элементами баскетбола | 9 | 1 | 8 | |
4 | Подвижные игры с элементами гандбола | 9 | 1 | 8 | |
5 | Подвижные игры с элементами футбола | 9 | 1 | 8 | |
6 | Подвижные игры с элементами гимнастики | 9 | 1 | 8 | |
7 | Зимние подвижные игры; | 9 | 1 | 8 | |
8 | Народные игры (русская лапта) | 7 | 1 | 6 | |
| Всего | 70 | 8 | 62 | |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Подвижные игры с элементами лёгкой атлетики
Теория. Основы знаний о подвижных играх. ТБ при проведении подвижных игр.
Практика. Игры на закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве.
Раздел 2. Подвижные игры с элементами волейбола
Теория. Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита.
Практика. Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.
Раздел 3. Подвижные игры с элементами баскетбола.
Теория. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.
Практика. Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве
Раздел 4. Подвижные игры с элементами гандбола.
Теория. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.
Практика. Совершенствование техники владения мячом. Развитие координационных способностей.
Раздел 5. Подвижные игры с элементами футбола.
Теория. Комплексы физических упражнений для развития физических особенностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.
Практика. Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.
Раздел 6. Подвижные игры с элементами гимнастики.
Теория. Комплексы корригирующей гимнастики.
Практика. Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с акробатическими элементами. Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с элементами лазания и перелезания. Игры на развитие силовых способностей.
Раздел 7. Зимние подвижные игры.
Теория. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры. Приёмы закаливания.
Практика. Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с элементами равновесия.
Раздел 8. Народные игры (русская лапта).
Теория. История возникновения народных игр.
Практика. Игры на закрепление и совершенствование на дальность, точность попадания по движущейся цели.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
Планируемая | Фактическая |
1 | ТБ при проведении подвижных игр. Игры с бегом на скорость. «Пятнашки маршем», «Бег за флажками». Тестирование. | | |
2 | Игры с бегом на скорость. «Перебежки с выручкой», «Охрана перебежек» | | |
3 | Игры с прыжками в высоту и длину с разбега. «Прыжок за прыжком», «Прыгуны и пятнашки». | | |
4 | Игры с прыжками в высоту и длину с разбега. «Эстафета с прыжками», «Эстафета с преодолением препятствий» | | |
5 | Игры с метанием на дальность и в цель. «Снайпер», «Сильный бросок» | | |
6 | Игры с метанием на дальность и в цель. «Ловкие и меткие», «Шагай вперёд». | | |
7 | Игры с бегом, метанием, прыжками. «Лапта с препятствиями» | | |
8 | Игры с бегом, метанием, прыжками. «Эстафета с бегом, прыжками, метаниями» | | |
9 | Игры с бегом, метанием, прыжками. «Кто быстрее?» Способы самоконтроля. | | |
10 | Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. «Мяч с четырёх сторон» | | |
11 | Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. «Защита укрепления» | | |
12 | Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. «Охотники и утки» | | |
13 | Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве. «Перестрелка» | | |
14 | Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча. «Не давай мяч водящему» | | |
15 | Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча. «Залетный мяч». | | |
16 | Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча. «Мяч в центр» | | |
17 | Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча. «Борьба за мяч». | | |
18 | Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча. «Мяч капитану» | | |
19 | Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча. «Эстафеты с ведением, броском мяча в корзину» | | |
20 | Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. «Пасовка волейболистов» | | |
21 | Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. «Ловкая подача» | | |
22 | Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. «Мяч в воздухе» | | |
23 | Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. «Два мяча через сетку» | | |
24 | Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. «Эстафета волейболистов» | | |
25 | Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. «Пионербол» | | |
26 | Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. «Пионербол» | | |
27 | Совершенствование техники владения мячом. Развитие координационных способностей. «Шагай вперёд». | | |
28 | Совершенствование техники владения мячом. Развитие координационных способностей. «Кто быстрее?» | | |
29 | Совершенствование техники владения мячом. Развитие координационных способностей. «Кто быстрее?» | | |
30 | «Эстафета с бегом, прыжками, метаниями» | | |
31 | «Лапта с препятствиями» | | |
32 | Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. | | |
33 | Игры с ведением мяча. «Кто быстрее?» | | |
34 | Игры с ведением мяча. «Змейка» | | |
35 | Игры с ведением мяча. «Мяч капитану» | | |
36 | Игры с ведением мяча. Эстафеты с элементами футбола. | | |
37 | Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с акробатическими элементами. «Сильные и ловкие» | | |
38 | Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с элементами лазания и перелезания. Эстафеты. | | |
39 | Игры на развитие силовых способностей. «Бой петухов», «Борьба за квадрат» | | |
40 | Игры на развитие силовых способностей. «Перетяни за черту» | | |
41 | Игры на развитие силовых способностей. Весёлые старты. | | |
42 | Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с элементами равновесия. | | |
43 | Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с элементами равновесия. | | |
44 | Игры на закрепление и совершенствование на дальность, точность попадания по движущейся цели. «Сильный бросок» | | |
45 | История возникновения народных игр. Русская лапта. | | |
47 | Русская лапта. | | |
48 | Тестирование уровня физической подготовленности | | |
49 | Тестирование уровня физической подготовленности | | |
| | | |
| | | |