Программа внеурочной деятельности
(духовно-нравственное направление)
«Азбука вежливости»
1 – 4 классы
Учитель начальных классов
Карпова Марина Владимировна
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Азбука вежливости» разработана на основе следующих нормативноправовых документов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897, зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Типовым положением об общеобразовательном учреждении, СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённым Главным государственным
санитарным врачом Российской Федерации 29 декабря 2010г;
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
Устав средней школы № 62.
Актуальность изучаемого курса складывается из потребности современного общества в высоко - культурном и образованном подрастающем поколении. В современном мире невозможно общаться, не используя правила этикета, вежливости нажитого веками.
Переступая порог школы, ребенок попадает в необычную для него среду школьного социума, со своими традициями и правилами. Ребенку тяжело ориентироваться в отношениях ученик-учитель, ученик-ученик. Курс «Азбуки вежливости» для первого года обучения с самых первых занятий вводит ребенка в мир Вежливости, знакомит с золотыми правилами этики.
Не случайно обучение курса начинается с темы «Как я выгляжу», ведь именно при работе над собственной самооценкой формируется отношение к окружающим и окружению.
Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия и деловые игры. Особое место уделяется деловой игре в курсе третьего года обучения, когда обучающиеся познакомились с основными правилами поведения и отношения к другим людям и к себе.
Данная программа разработана для младшего школьника.
Целью данной программы является обучение ребенка в традициях русской многонациональной культуры, привитие ему правил поведения в современном обществе, умении построить свое общение, используя знания, полученные в процессе обучения данного курса «Азбука вежливости ».
Цель:
1 год обучения: содействовать углублению моральных знаний школьников; формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей; воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
Задача обучения: формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка.
Задача развития: способствовать моральному развитию детей.
Задача воспитания: умение ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание по отношению к взрослым и к своим сверстникам.
Цель:
2 год обучения: способствовать формированию позитивного отношения к устному народному творчеству, стимулировать познавательную и творческую активность учащихся, побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.
Задача обучения: внедрение в поведение ребенка норм и правил деятельности по основным законам вежливости;
Задача развития: выявление индивидуальных способностей, возможностей и интересов ребенка;
Задача воспитания: привитие культуры поведения на более раннем возрастном этапе;
Цель:
3 год обучения: способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия.
Задача обучения: обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении;
Задача развития: побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию.
Задача воспитания: воспитывать умение работать в группе
Цель:
4 год обучения: формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Задача обучения: углубление знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения.
Задача развития: развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
Задача воспитания: воспитывать уважение к законам, ответственность за свое поведение.
Ожидаемые результаты:
1 год обучения: обогащение личного опыта общения детей;
2 год обучения: ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
3 год обучения: овладение нормами речевого этикета и культуры поведения;
4 год обучения: нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
Место предмета в учебном плане
Курс программы «Азбука вежливости» рассчитан на четыре года для детей 7 – 11 летнего возраста. Необходимость введения курса обусловлена целым рядом социальных и возрастных особенностей младшего школьника. Срок реализации – 4 года; по 1 часу в 1 – 4 классах, 1 класс -33ч., 2-4 класс – по 34ч.
Содержание программы первого года обучения.
Введение. Этика-наука о морали.
Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикета». «Этикетка» поведение каждого человека. Этика, как правило, поведение и отношение к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики.
Тема 1.Как я выгляжу.
Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика речь.).
Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома. Отличие поведения мальчиков и девочек.
Тема 2 .Школьный этикет
Понятие «этикет» и «правила поведения на уроке».Показать необходимость этих правил для организации урока. Сюжетно-ролевая игра «Я - на уроке».
Тема 3. Зачем быть вежливым.
Понятие «вежливость», «привычка», «хорошее поведение», «поступок», «добрый поступок», «дракон внутри человека». Вежливость – самая нужная и необходимая привычка человека.
Тема 4.Сказка о вежливости
Понятие «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека».
Тема 5. Добро и зло в сказках
Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому, что этой победе помогает природа, звери, люди.
Тема 6. Твои поступки и твои родители.
Объяснить понятие «родители», « уважение к родителям». Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям.
Тема 7. Обязанности ученика в школе и дома.
Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу.
Тема 8.Чем богат человек.
Объяснить понятие «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека – в его знаниях, готовности и умении помогать людям, своей стране.
Тема 9. Ты и твое здоровье
Понятие «здоровье», « режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укрепление здоровья человека. Советы доктора Айболита.
Тема 10. Праздничный этикет.
Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турник вежливости.
Тема 11. Наш класс
Дать понятие «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого обращения и взаимопомощи в классе.
Тема 12.Моя мама – самая лучшая.
Дать понятие «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы.
Тема 13. День рождения
Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка. Сюжетно – ролевая игра «Мы на дне рождения».
Тема 14. Учись общаться
Дать понятие «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно – ролевые игры.
Тема 15.Сказки в нашей жизни
Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми.
Содержание программы второго года обучения
Введение. Я среди людей.
Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди».
Тема 1. Кто я и как выгляжу?
Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость-уважение человека к себе. Личная гигиена.
Тема 2. Я – личность.
Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого.
Тема 3. Я и мои роли.
Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня – кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе на улице.
Тема 4. Добро и зло в сказках
Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, приуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом.
Тема 5. Что за прелесть эти сказки!
Отличие сказки от рассказов. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок – их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки.
Тема 6. Сказки – волшебство, чудо и, правда.
Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.
Тема 7. Сказка ложь – да в ней намек.
Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение). Лгать, врать, говорить неправду – тоже зло. Победа правды над кривдой в сказках.
Тема 8. Кто сочиняет сказки
А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, братья Гримм, Г.Х.Андерсен, Ш.Перро и другие писатели сказки для детей. Сказки слагает народ. Зачем сочиняют сказки для детей.
Надо ли и можно ли учиться у героев сказки?
Тема 9. Русские народные сказки.
Русские сказки это представление народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки – предания старины глубокой. Сказка – это знакомство с бытом русского народа, с его мечтами, а так же с красотой простых русских людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла.
Тема 10. Праздники в жизни человека.
Понятие «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значения в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме.
Тема 11. Отношение к старшим.
Семья, родители, родные (братья, сестры, бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношение к старшим.
Тема 12.Отношение к учителю
Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Национальные традиции России в общении учителя и ученика.
Тема 13. Плохо одному.
Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения.
Тема 14. Речевой этикет.
Понятие «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, позы и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям.
Тема 15.Вежливость и этикет.
Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.
Тема 16. Товарищи и друзья.
Понятие «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе.
Тема 17. Что в нашем имени?
Понятие «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.
Тема 18. Удовольствие – в игре.
Понятие «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу - время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле – здоровый дух.
Содержание программы третьего года обучения.
Введение. Азбука этики. Основные понятия этики.
Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познакомить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила.
Тема 1. Как я выгляжу.
Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.
Тема 2 .Я - личность. Мои роли.
Понятие «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки. И их общественные роли.
Тема 3.Нравственный мир сказок.
Понятие «зло», «добро», «обычаи», «жизнь» и «традиции». Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки народов Кавказа. Сказки – рецепты поведения во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие.
Тема 4.Устав – основной закон школы.
Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика. Знакомство с основными историческими документами города, края. Поездка в краеведческий музей.
Тема 5.Человек и его имя
Понятие «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок.
Тема 6 .Я и мои друзья.
Понятие «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней.
Тема 7.Верность слову.
Понятие «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсудить с учениками)
Тема 8.Речевой этикет.
Понятие «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).
Тема 9. Умение общаться.
Понятие «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнением на спортивных занятиях и экскурсиях.
Тема 10.Этикет в общественных местах.
Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино Деловая игра «Ты в театре и музее».
Тема 11.Библиотека-хранительница знаний.
Книга твой вечный друг. Понятие «библиотека», «каталог», «хранительница знаний». Экскурсия в библиотеку. Правила пользования и поведение в библиотеке.
Тема 12.Отзывчивость и доброта.
Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком. Почему существует зло.
Тема 13.Я познаю себя и других.
Понятие «потребности человека». Биологические, социальные и духовные потребности человека. Способности: наследственные и приобретенные. Разбор ситуации: если я что-то хочу, то поступаю так.
Тема 14.Формы моральной оценки и самооценки.
Понятие «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятие ссора, скандал, конфликт. Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.
Тема 15.Культура поведения человека.
Понятие «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное и некультурное поведение». Деловая игра «Учимся культуре поведения».
Тема 16.Праздничный этикет.
Понятие «праздник», «праздник в школе и классе». Правила этикета на празднике.
Содержание программы четвертого года обучения.
Тема 1.Азбука этики. Культура поведения и такт.
Внешний вид человека. Внутренний мир человека. Культура поведения. Такт. Плохое и хорошее поведение. Культурный человек. Вежливость. Вежливое отношение к окружающим. Игра «Вежливо или невежливо».
Тема 2.Культура общения.
Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и выражается в их общении с другими людьми.
Тема 3. Человек и его имя
Дать понятия «имя», «имена мужские и женские», «русские имена и православные», «значение имен», что означает «уважать имя человека», показать необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему имени, показать, что человек красит свое имя поступками.
Тема 4.Моя малая Родина.
Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Война – проверка любви к Родине у своего народа, живущего в стране.
Тема 5. Устав – основной закон школы.
Дать понятие «закон», «общество», «государство», показать, что права, предоставленные государством, накладывают на человека определенные обязанности. Поход в краеведческий музей. Знакомство с историческими документами села и края.
Тема 6. Речевой этикет.
Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении главным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, которые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе.
Тема 7. Чувство, настроение, характер человека.
Дать понятие «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувство». Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроения других.
Тема 8. Школьный этикет.
Дать понятие «этикет в общественных местах», «этикет в столовой, «этикет на перемене», провести деловые игры «Мы в столовой», «Мы на перемене», «Мы в школе».
Тема 9. Праздники в жизни человека.
Дать понятие «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе класса, «в стране».
Тема 10. Цветы в жизни человека.
Роль цветов в жизни человека, легенды о цветах. Правила дарения цветов.
Тема 11. Поступки человека и его характер.
Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», сильные и слабые привычки, «поступок», роль поступка в формировании характера.
Тема 12. Нравственные отношения в коллективе.
Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды отношений между людьми» (знакомые, приятельские, товарищеские, дружеские), Золотое правило Библии.
Тема 13. Мода и школьная одежда.
Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Является ли модная одежда показателем культуры и знаний человека. Мода и этикет. Модная одежда и отношения ребят в классе.
Тема 14. Приветствия и знакомство.
Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран; приветствие будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброжелательно.
Тема 15. Поведение в общественных местах.
Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и отношения человека к людям на улице, в транспорте, в кафе, в местах отдыха. Основные правила этикета в кафе … Что и как едят.
Тема 16. Человек в природе и его здоровье.
Дать понятия «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы». Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношения к животным.
Тема 17. Нравственные отношения в семье.
Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса «Азбука вежливости».
В процессе освоения материалов по внеурочным занятиям «Азбука вежливости» ученики получают знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника, а особенно это важно для детей с задержкой в психическом развитии.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники с ЗПР начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах внеурочных занятий «Азбука вежливости» содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Учебно-тематический план 1 год обучения
№ | Наименование тем | Всего, час |
1. | Вводное занятие. Этика. | 1 |
2. | Этика - наука о морали | 1 |
3. | Как я выгляжу | 1 |
4. | Вежливость | 1 |
3. | Зачем быть вежливым? | 1 |
5. | Сказка о вежливости | 1 |
6. | Добро и зло в сказках | 1 |
7. | Сказка – волшебство, чудо и правда | 1 |
8. | Русские народные сказки | 1 |
9. | Твои поступки | 1 |
10. | Твои родители | 1 |
11. | Обязанности ученика в школе | 1 |
12. | Обязанности дома | 1 |
13. | Чем богат человек | 1 |
14. | Ты и твое здоровье | 1 |
15. | Праздничный этикет | 1 |
16. | Наш класс | 1 |
17. | Моя мама самая лучшая | 1 |
18. | День рождения | 1 |
19. | Учимся общаться | 1 |
20. | Сказка в нашей жизни | 1 |
21. | Твои поступки | 1 |
22. | Культура общения | 1 |
23. | Этикет в общественных местах | 1 |
24. | Приветствия и знакомства | 1 |
25. | Человек в природе и его здоровье | 1 |
26. | Отношение к старшим | 1 |
27. | Наша внешность | 1 |
28. | Праздники в жизни человека | 1 |
29. | Библиотека - хранительница знаний | 1 |
30. | Ты и твоё здоровье | 1 |
31. | Удовольствие в игре | 1 |
32. | Школьный этикет | 1 |
33. | Цветы в жизни человека | 1 |
Итого: | 33 |
| 2 год обучения | |
№ | Наименование тем | Всего, час |
1. | Вводное занятие. | 1 |
2. | Кто я? | 1 |
3. | Как я выгляжу? | 1 |
4. | Зачем быть вежливым? | 1 |
5. | Я – личность | 1 |
6. | Я и мои роли | 1 |
7. | Твои поступки | 1 |
8. | Сказка о вежливости | 1 |
9. | Добро и зло в сказках | 1 |
10. | Что за прелесть эти сказки | 1 |
11. | Сказка – волшебство, чудо и правда | 1 |
12. | Сказка ложь – да в ней намек | 1 |
13. | Кто сочиняет сказки? | 1 |
14. | Русские народные сказки | 1 |
15. | Праздничный этикет | 1 |
16. | Праздники в жизни человека | 1 |
17. | Отношение к старшим | 1 |
18. | Отношение к учителю | 1 |
19. | Отношение к родителям | 1 |
20. | Плохо одному | 1 |
21. | Вежливость | 1 |
22. | Этикет | 1 |
23. | Речевой этикет | 1 |
24. | Этикет в общественных местах | 1 |
25. | Товарищи и друзья | 1 |
26. | Что в нашем имени? | 1 |
27. | Удовольствие – в игре | 1 |
28. | Мода и школьная одежда | 1 |
29. | Человек в природе и его здоровье | 1 |
30. | Цветы в жизни человека. | 1 |
31. | Отзывчивость | 1 |
32. | Доброта | 1 |
33. | Чем богат человек | 1 |
34 | Повторение | 1 |
Итого: | 34 |
| | |
| 3 год обучения | |
№ | Наименование тем | Всего, час |
1. | Введение. Азбука этики. | 1 |
2. | Основные понятия этики | 1 |
3. | Вводное занятие. Как я выгляжу | 1 |
4. | Наша внешность | 1 |
5. | Я - личность. Мои роли. | 1 |
6. | Мои роли | 1 |
7. | Нравственный мир сказок | 1 |
8. | Сказка – волшебство, чудо и правда | 1 |
9. | Основные правила поведения | 1 |
10. | Устав - основной закон школы | 1 |
11. | Человек и его имя | 1 |
12. | Я и мои друзья | 1 |
13. | Товарищи и друзья | 1 |
14. | Верность слову | 1 |
15. | Правила этикета | 1 |
16. | Речевой этикет | 1 |
17. | Умение общаться | 1 |
18. | Этикет в общественных местах | 1 |
19. | Библиотека - хранительница знаний | 1 |
20. | Отзывчивость | 1 |
21. | Доброта | 1 |
22. | Я познаю себя и других | 1 |
23. | Я познаю других | 1 |
24. | Формы моральной оценки | 1 |
25. | Формы самооценки | 1 |
26. | Культура поведения человека | 1 |
27. | Праздничный этикет | 1 |
28. | Твои поступки | 1 |
29. | Чем богат человек? | 1 |
30. | Приветствия и знакомства | 1 |
31. | Наше общение | 1 |
32. | Праздники в жизни человека | 1 |
33. | Чувства, настроение и характер | 1 |
34 | Повторение | 1 |
Итого: | 34 |
| 4 год обучения | |
№ | Наименование тем | Всего, час |
1. | Вводное занятие. Азбука этики. | 1 |
2. | Культура поведения и такт | 1 |
3. | Наше общение | 1 |
4. | Культура общения | 1 |
5. | Я и мои друзья | 1 |
6. | Друзья и товарищи | 1 |
7. | Человек и его имя | 1 |
8. | Мой класс | 1 |
9. | Моя малая Родина | 1 |
10. | Моя мама – самая лучшая | 1 |
11. | Правила поведения | 1 |
12. | Устав и основные правила поведения. | 1 |
13. | Правила этикета | 1 |
14. | Речевой этикет | 1 |
15. | Чувство | 1 |
16. | Настроение | 1 |
17. | Характер | 1 |
18. | Школьный этикет | 1 |
19. | Праздники в жизни человека | 1 |
20. | Цветы в жизни человека. | 1 |
21. | Поступки человека и его характер | 1 |
22. | Нравственные отношения в коллективе | 1 |
23. | Мода и школьная одежда | 1 |
24. | Приветствия и знакомства | 1 |
25. | Поведение в общественных местах | 1 |
26. | Человек в природе и его здоровье | 1 |
27. | Нравственное отношение в семье | 2 |
28. | Верность слову | 1 |
29. | Я и мои роли | 1 |
30. | Чем ты богат? | 1 |
31. | День рождения | 1 |
32. | Зачем быть вежливым? | 1 |
33. | Ты и твоё здоровье | 1 |
34. | Повторение | 1 |
Итого: | 34 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Андреев Ю. Откровенный разговор. М., 1999.
Балабанова И.П. Счастливая этика. М., 1997.
Блинов Б. По одежке встречают… М., 1998.
Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М., 2000.
Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. М., 2002.
Бойко С., Что за прелесть эти сказки. Ставрополь, 2003.
Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. М., 2002
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М.,1999
Гоноболин Ф.М. Психология. М.,2004
Горбовский А. Человек человеку. М.2005,
Гусейнов А.Н.., Апресян Р.Г. Этика. М.,1999.
Дорохов А. Это стоит запомнить. М., 2007
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1999;
Доренко Е.Н. Азбука этикета. М.,1998.
Золотоцкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М., 1994.
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 2003;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Климанова Л.Ф., Макеева Ф.Г. Школа вежливости. М., 1995.
Козлов Н. Философские сказки. Ростов – на – Дону: Феникс, 1994
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
Левин В. Искусство быть собой. М., 1991.
Компьютер.
Интерактивная доска,
Мультимедийный проектор.