Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Коммунаровская средняя общеобразовательная школа №2.
Согласовано: Утверждаю
заместитель директора директор МОУ
по учебно-воспитательной работе Коммунаровская СОШ №2
____________ Л.В.Защеринская _________ Н.Л.Брянкина
26.08.2015 г. 27.08.2015 г.
Программа
внеурочной деятельности
«Хочу всё знать»
для обучающихся 4 класса
на 2015– 16 учебный год.
Составитель: О.В.Толкачёва
учитель начальных классов
Коммунаровская СОШ №2
I квалификационная категория.
с. Коммунар 2015 г.
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Хочу всё знать» разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
Постановления главного государственного санитарного врача от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Письма Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Коммунаровской СОШ №2 (Приказ ОУ № 111 от 27.08.2015 г.);
Устава МБОУ Коммунаровской СОШ №2, принятого общим собранием трудового коллектива МБОУ Коммунаровской СОШ №2 (Протокол № 1 от 10.03.2012 г.).
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, научно-практических конференциях, предметных олимпиадах.
Актуальность работы кружка: повышения уровня знаний, приобретаемых обучающимися на основных уроках; необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей, формирование ключевых компетентностей учащихся, подготовка их к реальным условиям жизнедеятельности через проектную деятельность.
Цели программы : создание условий для формирования интеллектуальной активности.
Задачи программы :
способствовать расширению кругозора;
развивать мотивацию к познанию и творчеству;
формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;
обучать младших школьников работе с различными источниками информации;
развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год. Участники образовательной программы: учащиеся 4-х классов.
Программа рассчитана на 34 занятия по 1 учебному часу каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.
Познавательная игра – это активное познание мира, облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане познавательная игра – коллективное творческое дело игрового, занимательного характера.
По содержанию и, методике и технологии можно выделить несколько групп познавательных игр: игры-конкурсы,
игры-путешествия,
игры- читателей,
почемучкины игры
Выигрыш или проигрыш в игре-состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание читать, узнавать новое, расширять свой кругозор.
Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний. В них нет соревновательности. Хотя могут присутствовать задания конкурсного характера.
Общая характеристика курса :
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний : филологии, математики и информатики, обществознания и естествознания. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.
Программа рассчитана на детей 9-10 лет.
Основные виды деятельности :
работа с различными источниками информации
составление собственных логических задач, ребусов, головоломок
Предполагаемые результаты :
- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации
- развитие коммуникативной компетентности детей
Формы проверки результативности занятий :
выпуск книг-самоделок собственных логических заданий
подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в своём классе
участие в интеллектуальных играх
Форма подведения итогов реализации программы : открытый интеллектуальный марафон
Планируемые результаты
Метапредметными результатами изучения программы «Хочу всё знать» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем .
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема раздела | Всего часов | Теория (аудит.) | Практика (внеаудит.) |
| | | | |
1. | Занимательная математика. | 8 | 5 | 3 |
2. | Моя семья. Наш дружный класс. | 4 | 2 | 2 |
3. | Весёлая грамматика. | 10 | 6 | 4 |
4. | Мир вокруг нас. | 12 | 6 | 6 |
| Всего | 34ч. | 14 ч | 20 ч. |
Содержание занятий.
Занимательная математика.
История чисел. Эсккурс в историю чисел. Повторение римских чисел. Решение занимательных задач.
Умники и умницы. Подготовка к предметным олимпиадам.
Математические ребусы, шарады.
Думай, считай, отгадывай!
Подвижные математические игры.
.
Моя семья. Наш дружный класс.
Составление семейного древа
Выпуск газеты КРИСТАЛЛ для девочек.
Весёлая грамматика.
Мир вокруг нас.
Праздник Почемучки.
Как предсказывают погоду. Поход на метеостанцию
Зачем нам нужен жизненный опыт? (Поведение в экстремальных ситуациях)
Умники и умницы.
Я познаю мир. Подготовка проектов к научно-практической конференции
Природные феномены. Загадки Вселенной. Тайны египетских пирамид.
Наши питомцы. Викторина «О Мурках и Шариках»
Конкурс сочинений
Календарно – тематическое планирование занятий
кружка « Хочу всё знать»
№ п/п | Тема занятия. | Дата проведения | Характеристика деятельности обучающихся. |
по плану | фактически |
1. | Праздник Почемучки. | 03.09 | | Путешествие по станциям «Читайка», «Поиграйка», «Ребусово», «Посчитайка». |
2. | История чисел. | 10.09 | | Эсккурс в историю чисел. Повторение римских чисел. Решение занимательных задач. Д.м. с.61, 68 |
3 | 1000 игр с буквами и словами. Синонимы-антонимы. Многозначные слова. | 17.09 | | Интерактивные игры: «Укажите соответствие», «Собери предложение» и пр. (Диск 4 кл) |
4 | Блок-схема | 24.09 | | Ч.1 №8, с.31, Д.м. с.64 |
5. | Ты и твоя семья | 01.10 | | Подготовка ко Дню пожилого человека (изг. подарков) |
6. | Как предсказывают погоду. | 8.10 | | Поход на метеостанцию. |
7. | Думай, считай, отгадывай! | 15.10 | | Магические квадраты Д.м. с. 63, 68 |
8 | Думай, считай, отгадывай! | 22.10 | | Диаграммы и таблицы. (Д.м. с.69) |
9. | Ты и твоя семья. | 29.10 | | Составление семейного древа. |
10. | Зачем нам нужен жизненный опыт? | 12.11 | | Поведение в экстремальных ситуациях. |
11-12 | Умники и умницы. | 19.11 26.11 | | Подготовка к предметным олимпиадам. |
13-14 | Слова играют в прятки. | 03.12 10.12 | | Обучение составлению слов по моделям. Развитие мышления, сообразительности. |
15 | Математические ребусы, шарады. | 17.12 | | (с. 204-205, 215 «Праздник числа») |
16-17 | Ребусы от А до Я. | 24.12 14.01 | | (с.168 - 240, «1000 игр с буквами и словами») |
18-19 | Думай, считай, отгадывай! | 21.01 28.01 | | Дерево выбора Д.м. с. 62 |
20-21 | Я познаю мир. | 04.02 11.02 | | Подготовка проектов к научно-практической конференции. |
22-23 | Наш дружный класс | 18.02 25.02 | | Выпуск газеты КРИСТАЛЛ для мальчиков. Выпуск газеты КРИСТАЛЛ для девочек. |
24-25 | Природные феномены | 03.03 10.03 | | Загадки Вселенной. Тайны египетских пирамид. |
26. | Кроссворды. | 17.03 | | «1000 игр с буквами и словами». |
27. | Подвижные математические игры. | 07.04 | | «Праздник числа» |
28-29 | Волшебные цепочки. | 14.04 21.04 | | «Приглашаем в тир», «Забейте мяч в ворота» (с. 91-108 «100 игр с буквами и словами») |
30-31 | Словокаты.и чайнворды. | 28.04 05.05 | | «Одиннадцать К», «Угадайте писателя», …(с.110-113 «100 игр с буквами и словами») |
32-33 | Наши питомцы | 12.05 19.05 | | Викторина «О Мурках и Шариках» Конкурс сочинений. |
34 | Праздник Почемучки. | 26.05 | | Открытый интеллектуальный марафон |
Материально-техническое обеспечение.
Литература:
В.Волина « Откуда пришли слова», М.: АСТ-ПРЕСС, 1996
В.Волина « Праздник букваря», М.: АСТ-ПРЕСС, 1996
В.Волина « Праздник числа» М.: АСТ-ПРЕСС, 1996
В.Волина « 1000 игр с буквами и словами» М.: АСТ-ПРЕСС, 1996
Н.Ф.Дик. Цель – дружный класс! Книга учителя начальных классов. – Ростов н/Д:Феникс, 2008.
Оборудование:
Компьютер
Мультимедиа
Экран