Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная школа г. Лысково
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №1от «29» августа 2016г. Руководитель методобъединения ___________ Е.А.Воронина | «Согласовано» Зам.директора __________О.Л.Шаталина «30» августа 2016г. | Утверждена приказом от ______________№ Директор основной школы г.Лысково ______________Е.В.Зяблова «31» августа 2016г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Этика: азбука добра»
(направление духовно – нравственное))
Год разработки программы: 2016 год Составитель:
Срок реализации программы: 4 года учитель Пешехонова Л.Б. Возраст учащихся: с 7 лет
г. Лысково
2016
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся научатся
1. Знать отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правилам вежливости и красивых манер.
3. Знать заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9.Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся научатся:
1. Знать требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2.Знать заповеди и правила этикета.
3.Знать о доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии.
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся научатся
1. Использовать ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Знать каким должен быть воспитанный человек.
3. Знать требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Знать краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Знать пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Уметь применять правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся научатся:
воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
использовать в речи слова вежливости;
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания;
высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);
создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
описывать сюжетную картинку (серию);
оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;
оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
оценивать внешний вид человека.
использовать в общении доброжелательный тон;
оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Ученик получит возможность научиться:
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Использовать в речи слова вежливости.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,
Анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
Оценивать внешний вид человека.
Использовать доброжелательный тон в общении.
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
2.Содержание курса внеурочной деятельности.(135 часов)
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). 26 часов
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
1 класс – 7 часов
2 класс – 5 часов
3 класс – 7 часов
4 класс – 7 часов
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми). 44 часа
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
1 класс – 11 часов
2 класс – 11 часов
3 класс – 11 часов
4 класс – 11 часов
О трудолюбии. 26 часов
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
1 класс – 6 часов
2 класс – 8 часов
3 класс – 6 часов
4 класс – 6 часов
Культура внешнего вида. 16 часов
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
1 класс – 4 часов
2 класс – 4 часов
3 класс – 4 часов
4 класс – 4 часов
Внешкольный этикет. 23 часа
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
1 класс – 5 часов
2 класс – 6 часов
3 класс – 6 часов
4 класс – 6 часов
3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
1 класс
№ | Тема | Содержание, формы работы |
1 | Мы пришли на урок. | Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке. |
2 | Правила поведения на уроке | Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок |
3 | Зачем нужны перемены? | Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений |
4 | Правила поведения на перемене | Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок. |
5 | Мы – в школьной столовой. | Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой. |
6 | Правила поведения в столовой | Закрепление правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале. |
7. | Как быть прилежным и старательным. | Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. |
8 | Зачем нужны «вежливые» слова | Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра |
9 | Доброжелательность | Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок |
10 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами |
11 | Общение по телефону | Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ |
12 | Мой учитель. | Конкурс рисунков. Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок |
13 | Общение со взрослыми | Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем |
14 | Добро и зло. | Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев. |
15 | Думай о других: сочувствие – как его выразить? | Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. |
16 | Эмоции. | Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. |
17 | Наши имена. | Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. |
18 | Моя семья. | Конкурс рисунков. Дидактическая игра |
19 | Старательность - помощник в учебе | Чтение и обсуждение отрывков детских книг |
20 | Старательность - помощник в учебе | Чтение и обсуждение отрывков детских книг |
21 | Как мы трудимся: в школе и дома. | Конкурс рассказов. |
22 | Как мы трудимся: в школе и дома. | Дидактическая игра. |
23 | Бережливость: каждой вещи своё место | Наведение порядка в дневнике, портфеле. |
24 | Бережливость: каждой вещи своё место | Наведение порядка в кабинете. |
25 | Основные правила Мойдодыра. | Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» |
26 | Основные правила Мойдодыра. | Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» |
27 | Учимся не болеть. | Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. |
28 | Каждой вещи свое место. | Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры. |
29 | Правила поведения на улице. | Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу. |
30 | Правила поведения в транспорте. | Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу. |
31 | Правила поведения в гостях. | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации |
32 | «Спасибо» и «пожалуйста». | Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями. |
33 | « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» | Проведение и организация итогового мероприятия. |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
2 класс
№ | Тема | Содержание, формы работы |
1 | Дисциплина в школе | Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками. Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях. Разыгрывание ситуации |
2 | Дисциплина в классе | Воспроизводить правила поведения в классе и при взаимоотношении со сверстниками |
3 | В библиотеке | Моделировать ситуации поведения в библиотеке |
4 | Книга — твой друг, береги её | Уметь работать с обложкой книги. Практическая работа: ремонт книги |
5 | Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. | Составлять план работы по поддержанию чистоты и порядка в классе и школе |
6 | Что такое сопереживание? | Уметь применять нужные слова, сопереживать в конкретной жизненной ситуации. Разыгрывание ситуации |
7 | Помощь друзьям | Уметь проявлять заботу о других, сочувствие |
8 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов |
9 | Преданный друг | Моделировать отношения друзей: как правильно себя вести и что недопустимо в дружеских отношениях |
10 | О доброте и бессердечии | Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова |
11 | Дал слово — держи его | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками. Разыгрывание ситуации |
12 | Диалоги со сверстниками и со взрослыми | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Разыгрывание ситуации |
13 | О зависти и скромности | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками |
14 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится | Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины, терпимость, толерантность) |
15 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам | Уметь проявлять внимание к окружающим, заботу о них |
16 | Чего в другом не любишь, того и сам не делай | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками |
17 | Самообслуживание | Оценить уровень собственного самообслуживания, составить план корректировки |
18 | Учусь всё делать сам | Определить, чему можно научиться самому, у друзей, взрослых |
19 | Взаимопомощь дома и в школе | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его |
20 | Труд моих родных | Составлять вместе со старшими родственниками генеалогическое древо на основе бесед с ними о поколениях |
21 | Труд людей вокруг нас | Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности. Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда |
22 | В мире мудрых мыслей | Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека. Трудолюбие как главная ценность. Элементы культуры труда |
23 | Что значит беречь результаты труда? | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда |
24 | Правила личной гигиены | Определять оптимальные правила личной гигиены. Составить памятку личной гигиены |
25 | Игра «Узнай по описанию» | Соблюдать правила коллективной игры. Оценивать внешний вид человека |
26 | Бережное отношение к своей одежде | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности |
27 | Ремонт одежды | Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях |
28 | Правила поведения в общественном транспорте | Воспроизводить правила поведения в общественном транспорте |
29 | Правила поведения в музее, кино, театре | Воспроизводить правила поведения в музее, кино, театре |
30 | Растения в жизни человека | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
31 | Братья наши меньшие | Выбирать заботливое с позиции нравственных норм отношение к животным |
32 | Бережное отношение к природе | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
33 | В мире мудрых мыслей | Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику) |
34 | Итоговое занятие | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми, использовать доброжелательный тон в общении |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» 3 класс
№ | Тема | Содержание |
1 | Приветствие. Мы пришли на урок. | Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке. Обсуждение ситуаций с опозданиями на урок. |
2 | Вежливые слова. Правила сотрудничества на уроке. | Закрепление правил поведения на уроке. Как организовать работу в группе, в паре. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок. |
3 | Долг воспитанных ребят – режим школьный выполнять. | Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Тест «Самооценка своего поведения, оценка окружающих на уроке и на перемене». Анализ поведения героев художественных произведений. |
4 | Приветствие и знакомство. Правила поведения на перемене. | Разучивание коллективных игр для перемены. Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок. |
5 | Мы – в школьной столовой. | Экскурсия в столовую. Знакомство с трудом работников столовой. Формулирование правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале. |
6 | Внимание к собеседнику. Взаимопомощь: учёба и труд. | Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. |
7. | Школьное имущество надо беречь. | Практическое занятие по наведению порядка на своём рабочем месте, в шкафчике для одежды. |
8 | «Слово лечит, слово ранит». Зачем нужны «вежливые» слова. | Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра. |
9 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). | Понятия «справедливость», «коллективизм». Презентация «Кого можно назвать настоящим другом». |
10 | Без друга в жизни туго. | Анализ отрывков прочитанных произведений. «Тимур и его команда». Формулирование правил бесконфликтного общения с товарищами. |
11 | Поговорим о доброте. | Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры, оценивать своё поведение на конкретных примерах. |
12 | Время надо беречь. | Анализ произведения «Сказка о потерянном времени». Составление памятки «Моё свободное время». Работа в группах. |
13 | Пути выхода из конфликтной ситуации. | Чтение и обсуждение отрывков книг. Оценивать адекватно ситуацию, уметь признать свою вину, простить. Ролевые игры. |
14 | Порадовать близких – как это просто! | Уметь проявлять внимание и заботу к другим. Мастерская по изготовлению подарков родным и близким. |
15 | Этикет познавая, дружно, весело играем! | Практическое занятие. Сервировка праздничного стола. Уметь практически применять правила коллективных игр. |
16 | По стране вежливых слов. | Экскурсия в магазин. Общение с продавцами, покупателями. |
17 | Наши имена. Учимся играя. | Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Прозвища. |
18 | Большое значение маленьких радостей. | Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова. Дидактическая игра. |
19 | Старательность - помощник в учебе. | Разыгрывание ситуаций. Чтение и обсуждение отрывков детских книг. |
20 | Труд кормит, а лень портит. | Чтение и обсуждение отрывков детских книг. Сказка «Лиса и волк». Инсценировка. |
21 | Как мы трудимся: в школе и дома. | Конкурс рассказов, рисунков. Работа в группах. |
22 | Как организовать свой труд. | Практическое занятие по составлению памятки «Как помочь маме». |
23 | Обязанности дежурного по классу. | Практическое занятие по составлению памятки «Обязанности дежурного». Наведение порядка в кабинете. |
24 | Профессии людей | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. |
25 | Уход за своими вещами. | Обсуждение книги К.Чуковского «Мойдодыр». Учить выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности. |
26 | Одежда будничная и праздничная. | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм варианты одежды в различных ситуациях. Школьная форма в разных странах. |
27 | По одёжке встречают. | Определять оптимальные правила внешнего вида. Национальные особенности одежды в разных странах. |
28 | Бережливость: каждой вещи своё место. | Практическое занятие. Наведение порядка в дневнике, портфеле, в шкафчике для одежды. |
29 | Правила поведения на улице. | Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу. |
30 | Общение по телефону. | Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ просмотренных отрывков видеофильмов и их обсуждение. |
31 | Правила поведения в гостях. | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации «В гостях». |
32 | Правила поведения в транспорте. | Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу. |
33-34 | Поведение на природе. | Проведение и организация итогового мероприятия. Поездка на природу. |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
4 класс
№ | Тема | Содержание |
1 | Приветствие. Мы пришли на урок. | Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке. Обсуждение ситуаций с опозданиями на урок. |
2 | Вежливые слова. Правила сотрудничества на уроке. | Закрепление правил поведения на уроке. Как организовать работу в группе, в паре. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок. |
3 | Долг воспитанных ребят – режим школьный выполнять. | Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Тест «Самооценка своего поведения, оценка окружающих на уроке и на перемене». Анализ поведения героев художественных произведений. |
4 | Приветствие и знакомство. Правила поведения на перемене. | Разучивание коллективных игр для перемены. Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок. |
5 | Мы – в школьной столовой. | Экскурсия в столовую. Знакомство с трудом работников столовой. Формулирование правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале. |
6 | Внимание к собеседнику. Взаимопомощь: учёба и труд. | Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. |
7. | Школьное имущество надо беречь. | Практическое занятие по наведению порядка на своём рабочем месте, в шкафчике для одежды. |
8 | «Слово лечит, слово ранит». Зачем нужны «вежливые» слова. | Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра. |
9 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). | Понятия «справедливость», «коллективизм». Презентация «Кого можно назвать настоящим другом». |
10 | Без друга в жизни туго. | Анализ отрывков прочитанных произведений. «Тимур и его команда». Формулирование правил бесконфликтного общения с товарищами. |
11 | Поговорим о доброте. | Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры, оценивать своё поведение на конкретных примерах. |
12 | Время надо беречь. | Анализ произведения «Сказка о потерянном времени». Составление памятки «Моё свободное время». Работа в группах. |
13 | Пути выхода из конфликтной ситуации. | Чтение и обсуждение отрывков книг. Оценивать адекватно ситуацию, уметь признать свою вину, простить. Ролевые игры. |
14 | Порадовать близких – как это просто! | Уметь проявлять внимание и заботу к другим. Мастерская по изготовлению подарков родным и близким. |
15 | Этикет познавая, дружно, весело играем! | Практическое занятие. Сервировка праздничного стола. Уметь практически применять правила коллективных игр. |
16 | По стране вежливых слов. | Экскурсия в магазин. Общение с продавцами, покупателями. |
17 | Наши имена. Учимся играя. | Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Прозвища. |
18 | Большое значение маленьких радостей. | Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова. Дидактическая игра. |
19 | Старательность - помощник в учебе. | Разыгрывание ситуаций. Чтение и обсуждение отрывков детских книг. |
20 | Труд кормит, а лень портит. | Чтение и обсуждение отрывков детских книг. Сказка «Лиса и волк». Инсценировка. |
21 | Как мы трудимся: в школе и дома. | Конкурс рассказов, рисунков. Работа в группах. |
22 | Как организовать свой труд. | Практическое занятие по составлению памятки «Как помочь маме». |
23 | Обязанности дежурного по классу. | Практическое занятие по составлению памятки «Обязанности дежурного». Наведение порядка в кабинете. |
24 | Профессии людей | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. |
25 | Уход за своими вещами. | Обсуждение книги К.Чуковского «Мойдодыр». Учить выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности. |
26 | Одежда будничная и праздничная. | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм варианты одежды в различных ситуациях. Школьная форма в разных странах. |
27 | По одёжке встречают. | Определять оптимальные правила внешнего вида. Национальные особенности одежды в разных странах. |
28 | Бережливость: каждой вещи своё место. | Практическое занятие. Наведение порядка в дневнике, портфеле, в шкафчике для одежды. |
29 | Правила поведения на улице. | Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу. |
30 | Общение по телефону. | Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ просмотренных отрывков видеофильмов и их обсуждение. |
31 | Правила поведения в гостях. | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации «В гостях». |
32 | Правила поведения в транспорте. | Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу. |
33-34 | Поведение на природе. | Организация и проведение итогового мероприятия. |