СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Формирование культуры здоровья» для учащихся 5-6 классов (ФГОС)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа внеурочной деятельности разработана на основе пособия:- Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 классы/ А.Г.Макеева. – М.: Просвещение, 2013.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Формирование культуры здоровья» для учащихся 5-6 классов (ФГОС)»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Турнаевская основная общеобразовательная школа

Болотнинского района Новосибирской области


Утверждаю:

Директор МКОУ Турнаевской ООШ


Приказ № ________

От «___»_______________20___

Рассмотрено

на педагогическом совете протокол № ______

от «____»___________________20__




Программа внеурочной деятельности

«Формирование культуры здоровья»

для учащихся 5-6 классов (ФГОС)

(основное общее образование)





Составитель

Сетова Елена Васильевна

учитель биологии

первой квалификационной категории









Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности разработана на основе пособия:

- Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 классы/ А.Г.Макеева. – М.: Просвещение, 2013.


Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок. Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.

Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.

Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье

учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Цель программы: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.


Программа внеурочной деятельности «Формирование культуры здоровья» направлена на решение задач:

1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни;

2. Ознакомить учащихся с приёмами профилактики заболеваний;

3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся;

4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления;









Общая характеристика курса


Особенностями данного курса является соответствие вариантов занятий и тем проектов возрастным особенностям и интересам учащихся.

Материал сгруппирован в несколько модулей, содержание которых охватывает основные направления работы по формированию здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена).


Каждый из модулей объединяет несколько видов мероприятий, реализация которых направлена на формирование или развитие конкретных навыков и умений, связанных с заботой о собственном здоровье.


В основе содержания курса лежат несколько идей, которые являются важным условием эффективности воспитания культуры здоровья:

- подростку должно быть понятно, зачем ему надо учиться быть здоровым;

- подростку должно быть интересно учиться быть здоровым;

- у подростка должна быть возможность применить полученные знания в повседневной жизни.


Эффективность занятий в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, используемых при изучении курса.


Методы работы с детьми: игры, творческие задания, проекты, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, использование ИКТ и др.


Формы организации работы:

- Проектная деятельность (исследовательские, творческие);

- Дискуссионные формы;

- Игры;

- Мини-лекции.


Программа внеурочной деятельности «Формирование культуры здоровья» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения школьников:

  • Принцип сознательности нацеливает на формирование у

школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности;

  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим;

  • Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним

из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий;

  • Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка;

  • Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих

закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков;

  • Принцип непрерывности выражает закономерности построения

педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха;

  • Принцип цикличности способствует упорядочению процесса

педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения;

  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей

учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий;

  • Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с

максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением;

  • Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества;

  • Принцип всестороннего и гармонического развития личности

содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка;

  • Принцип оздоровительной направленности решает задачи

укрепления здоровья школьника;

  • Принцип формирования ответственности у учащихся за своё

здоровье и здоровье окружающих людей.




Описание места предмета

Программа рассчитана на 2 года обучения в 5-6 классах. Темы занятий структурированы по модулям. Каждый модуль объединяет несколько видов мероприятий.


Программа направлена на формирование основ культуры здоровья. Реализуется во второй половине дня по 1 часу в 5-6 классах. Всего 70 часов на курс.












































Содержание программы внеурочной деятельности



  1. Физическая активность

История игр. Спортивный квест. Творческий проект «Игротека». Исследовательский проект «Движение и здоровье». Эстафета здоровья.


  1. Питание

Питание – необходимое условие для жизни человека. Золотые правила питания. Самые полезные продукты. Исследование «Почему нужен завтрак». Творческий проект «Классный завтрак». «Кулинарная эстафета». Игра «Кулинарные посиделки».


  1. Культура здоровья.

Охрана и укрепление здоровья и здоровья окружающих людей. Вредные привычки. Культурно-гигиенические навыки самообслуживания. Овладение основными культурно-гигиеническими навыками. Безопасное поведение на улицах, дорогах и в транспорте.


Подготовка буклетов «Правила пешехода».

Игровая программа «Безопасное колесо».

Подготовка и презентация буклетов и листовок «Вредные привычки».


  1. Режим дня

Творческое задание «Планируем день». Сон – лучшее лекарство. Игровой проект «Советуем литературному герою». Творческое задание «Мой выходной день».


  1. Гигиена

Гигиена. Правила личной гигиены. Викторина «Гигеи». Исследование «Почему нужно чистить зубы». Разработка и оформление памятки «Как сохранить улыбку красивой».


  1. Заключение

Игра «Правила твои друзья – забывать друзей нельзя!». Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».












Календарно-тематическое планирование




Предмет Формирование культуры здоровья Класс 5

Количество учебных недель в год 35


Количество часов:

Всего в год - 35; часов в неделю – 1.



Планирование составлено на основе:


Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 классы/ А.Г.Макеева. – М.: Просвещение, 2013.


























Календарно-тематическое планирование




Предмет Формирование культуры здоровья Класс 6

Количество учебных недель в год 35


Количество часов:

Всего в год - 35; часов в неделю – 1.



Планирование составлено на основе:


Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 классы/ А.Г.Макеева. – М.: Просвещение, 2013.

Календарно-тематическое планирование 5 класс


№ урока п/п

Название раздела.

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Примечание


Физическая активность 14 часов




Введение.

Проявлять интерес к различным видам спортивных занятий. Расширять знания о видах спортивных занятий, о различных видах подвижных игр. Развивать навыки работы в команде, интерес к различным видам спортивных занятий. Использовать возможности коллективной деятельности.

Формирование умений ведения исследовательской деятельности. Использовать информационные ресурсы.



История игр.



Спортивный квест.



Презентация видеороликов



Представление идеи проекта «Игротека».



Подготовка презентаций игр.



Представление презентаций.



Представление итогов проекта.



Подготовительный этап проекта «Движение и здоровье»



Исследование



Исследование



Подведение итогов проекта.



Подготовка эстафеты здоровья.



Эстафета здоровья.




Питание 20 часов




Питание – необходимое условие для жизни человека.

Обосновывать значение завтрака как обязательной составляющей ежедневного рациона питания. Соблюдать режим питания, обосновывать его важность. Объяснять пользу и значение различных продуктов питания.

Расширять знания о кулинарии.

Развивать умения работать в команде, взаимодействовать со сверстниками.

Формирование умений ведения исследовательской деятельности.

Делать выводы по результатам исследовательской и проектной деятельности. Использовать информационные ресурсы.



Золотые правила питания.



Оформление буклетов «Золотые правила питания»



Самые полезные продукты



Подготовка презентации по теме « Самые полезные продукты»



Исследовательская работа «Почему нужен завтрак?»



Поисковый этап исследования.



Оформление результатов.



Подведение итогов исследования.



Творческий проект «Классный завтрак».



Подготовительный этап.



Конкурс презентаций.



Итоги проекта.



«Кулинарная эстафета». Идеи проекта.



Подготовительный этап.



Проведение эстафеты.



Подготовка фотоотчета.



Игра «Кулинарные посиделки». Подготовительный этап.



Проведение игры.



Подготовка фотоотчета.



Итоги года.

Обобщение. Подведение итогов.

















Календарно-тематическое планирование 6 класс


№ урока п/п

Название раздела.

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Примечание


Культура здоровья 12 часов

Называть основные условия, влияющие на здоровье человека.

Соблюдать элементарные правила личной гигиены.

Обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни.

Соблюдать правила безопасного поведения на улице, на дороге, в транспорте.

Использовать информационные ресурсы для подготовки листовок и буклетов.



Культурно-гигиенические навыки самообслуживания.



Овладение основными культурно-гигиеническими навыками.



Безопасное поведение на улицах и дорогах.



Безопасное поведение в транспорте.



Подготовка буклетов «Правила пешехода»



Подготовка игровой программы «Безопасное колесо»



Игровая программа «Безопасное колесо»



Охрана и укрепление здоровья.



Здоровье окружающих людей.



Вредные привычки.



Подготовка буклетов и листовок «Вредные привычки»



Презентация буклетов и листовок.




Режим дня 12 часов

Называть основные компоненты режима дня.

Развивать навыки планирования своей деятельности в течение дня.

Формировать представления о времени, как ценном ресурсе в достижении жизненных целей.

Применять в ситуациях повседневной жизни гигиенические рекомендации по продолжительности и условиям сна. Раскрывать значение сна для здоровья человека.

Использовать информационные ресурсы для подготовки плакатов, реализации проекта.




Творческое задание «Планируем день».



Работа над творческим заданием.



Сон – лучшее лекарство.



Сон и сновидения.



Запуск игрового проекта «Советуем литературному герою».



Подбор материалов для проекта.



Работа над проектом.



Реализация проекта.



Творческое задание «Мой выходной день».



Подготовка плана выходного дня.



Подготовка плаката-коллажа «Мой выходной день»



Выставка плакатов.




Гигиена 7 часов

Использовать знания о средствах гигиены, выбирать подходящие средства гигиены.

Развивать гигиенические навыки, связанные с уходом за собственным телом.

Объяснять важность регулярного ухода за зубами.

Называть факторы, способные вызывать заболевания зубов, способы профилактики.

Использовать информационные ресурсы для подготовки памяток.



Гигиена. Правила личной гигиены.



Подготовка викторины «Гигеи»



Викторина Гигеи.



Запуск проекта- исследования «Почему нужно чистить зубы»



Исследование «Почему нужно чистить зубы»



Разработка и оформление памятки «Как сохранить улыбку красивой».



Разработка и оформление памятки «Как сохранить улыбку красивой».




Заключение 4 часа

Развивать навыки работы в команде.

Расширять знания о различных видах подвижных игр.



Подготовка игры «Правила твои друзья – забывать друзей нельзя!».



Проведение игры.



Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».



Подведение итогов.



Предполагаемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью

учителя.

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя.

  1. Делать предварительный отбор источников информации:

ориентироваться в источниках информации.

  1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всей группы.

  1. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать

предметы и их образы.

  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно

пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

  1. Выражать свои мысли полно и точно; задавать вопросы.

  2. Слушать и быть внимательным к другим.

  3. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и

следовать им.

  1. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,

критика).

Предметные результаты:

  1. выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

  2. называть факторы, влияющие на здоровье человека, причины некоторых заболеваний;

  3. приводить примеры причин возникновения травм и знать правила оказания

первой помощи;

  1. характеризовать виды закаливания (пребывание на свежем воздухе,

обливание, обтирание, солнечные ванны).

  1. объяснять влияние закаливания на физическое состояние и укрепление

здоровья человека;

  1. обобщать знания о пользе физических упражнений для гармоничного

развития человека;

7. Делать несложные выводы.

Учебно-методическое обеспечение


  1. Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013;

  2. Зайнуллин В.Г. Экология человека: здоровье, факторы риска: методическое пособие. – Ухта: Институт управления, информации и бизнеса, 2004;

  3. Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 классы/ А.Г.Макеева. – М.: Просвещение, 2013. (работаем по новым стандартам);

  4. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. уч. пособие для ученика и учителя: – М.: Педагогическое общество России, 2004.

  5. www.prav-pit.ru


























Материально-техническое обеспечение


№ п/п

Оборудование

Количество

Компьютер

6

Многофункциональный принтер

1

Интерактивная доска

1

Проектор

1

Фотоаппарат

1



Похожие файлы