Пояснительная записка
Рабочая программа «Я – гражданин России» для 1 класса составлена на основании плана внеурочной деятельности обучающихся 1 классов в соответствии с нормативной базой ФГОС, с целями и задачами школы, запросами родителей.
Программа «Я - гражданин России» имеет гражданско – патриотическую, социально – педагогическую и воспитательную направленность.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств ; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, истории родного края, жизни страны, труде людей и родной природе
В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В реформируемом государстве стратегическая цель социального развития направлена на построение правового государства и гражданского общества.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой Родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.
Цели программы:
- воспитание у детей духовно-нравственных ценностей, предполагающих развитие стремления к самосовершенствованию;
- воспитание и развитие патриотических чувств;
- формирование у обучающихся социально–психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот».
- развитие творческой активности обучающихся, сформирование эстетического отношения к окружающему миру, развитие мелкой моторики.
Задачи:
- знакомить обучающихся с историей России, родного края;
- сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
- формирование патриотических чувств обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения;
- Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края.
Программа рассчитана на 33 часа
Количество учебных недель – 33
Количество часов в неделю – 1
Требования к уровню подготовки обучающихся:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Предполагаемый результат деятельности:
- знание истории своего края, убеждённость обучающихся в том, что настоящий гражданин любит свою малую Родину и гордится ею, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;
- высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание обучающимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни;
- сформированность у подрастающего поколения чувства российского патриотизма, умение находить взаимосвязь между человеком и обществом.
По окончанию обучения обучающиеся должны знать:
историко-культурное, духовное наследие своей страны,
нормативно-правовые документы, изученные в данной программе,
основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний.
Должны уметь:
применять полученные знания на практике;
работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
формировать собственную позицию;
вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Требования к подготовке обучающихся:
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа по лученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Методы и приемы:
Формы проведения
рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
экскурсия; поездка, поход
практическое занятие, викторина
встречи с участниками исторических событий
Программа “Я – гражданин России” включает 5 направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | “Я и я” | 2 |
2 | “Я и семья” | 5 |
3 | “Я и школа” | 6 |
4 | “Я и моя малая родина” | 12 |
5 | “Я и мое Отечество” | 8 |
| Всего часов: | 33 |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Дата проведения |
По плану | факти-чески |
1. Урок доброты и вежливости. Я и я | | |
2. Почему меня так назвали | | |
3. Моя семья. Проекты | | |
4. Моя родословная | | |
5. Мои бабушка и дедушка. Выставка рисунков, посвященная Декаде пожилых людей | | |
6. Традиции нашей семьи | | |
7. «Лучшая мама на свете…» День матери в РС(Я) | | |
8. Россия – наша Родина | | |
9. Москва – столица России | | |
10. Республика Саха(Якутия) в истории России | | |
11. Современная РС(Я) | | |
12. Якутск – столица Республики Саха (Якутия) | | |
13. Люди разных национальностей – земля и история общая | | |
14. Города России | | |
15. Города Якутии | | |
16. Природные сокровища РС(Я) | | |
17. Лес – наше бгатство | | |
18. Животный мир Якутии | | |
19. Мои любимые якутские писатели. Выставка книг. | | |
20. Мы все такие разные. Конкурс рисунков. | | |
21. Реки и озера нашего края | | |
22. Государственные праздники России | | |
23.Государственные и национальные праздники РС(Я) | | |
24. Нвродные герои – добрые и храбрые | | |
25. Трудовые достижения | | |
26. Поэты, писатели, художники, прославившие Якутию | | |
27. Хорошо учиться – моя обязанность | | |
28. По каким правилам мы живем. Игра. | | |
29. Поведение в общественных местах | | |
30. Первое мая – праздник весны и труда | | |
31. Этот праздник со слезами на глазах… | | |
32. Опасность на улице и во дворе | | |
33. Безопасность в летнее время: как вести себя у водоемов, в лесу | | |
Учебно-методические средства обучения
1. Артюхова И.С., Захарова Л.С. Россия – наш общий дом. Моя Якутия – М: Русское слово, 2013.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.
4. Гоголев А.И. История Якутии, Я: СВФУ, 2015.
5. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
6. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
7. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
8. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с
9. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.