Содержание
Пояснительная записка | 2 - 4 |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности | 5 - 9 |
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Тематическое планирование | 10 -19 20 -21 |
| |
| |
| |
| |
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе рабочей программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Юный исследователь», автора-составителя Е. М. Абдулкиной, заместителя директора по УВР, учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 96», г. Кемерово.
Современная школа требует от учителя внедрения в воспитательно-образовательный процесс новых педагогических технологий, ориентированных на развитие у обучающихся творческой инициативы и навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание свободной личности, формирование у школьников способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. С этой целью в воспитательно-образовательном процессе необходимо использовать альтернативные формы и способы ведения образовательной деятельности.
Курс «Юный исследователь» – одна из таких форм. Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у них умения ставить перед собой цель и организовать ее достижение, а также на развитие креативных качеств: гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативности.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения,
необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель программы: выявление у всех обучающихся творческих способностей и развитие у них познавательных коммуникативных и интеллектуальных интересов.
Задачи программы:
- познакомить обучающихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать обучающихся на выполнение учебных задач, требующих
усердия и самостоятельности;
- прививать младшим школьникам навыки организации научного труда,
работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности.
Основу формирования исследовательских умений составляют два важных вида учебно-познавательной деятельности обучающихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения детей.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Юный исследователь» носит развивающий характер. Его целью является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при
изучении курса «Юный исследователь» обладает отличительными особенностями:
– имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности обучающихся;
– в большинстве случаев проекты краткосрочны, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
– носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений (распределение обязанностей в группе, аргументирование своей точки зрения и др.);
– предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
– обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
– реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Основные принципы программы:
– принцип системности: реализация задач через связь внеурочной деятельности с воспитательно-образовательным процессом;
– принцип гуманизации: уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей;
– принцип опоры: учет интересов и потребностей обучающихся;
– принцип совместной деятельности обучающихся и взрослых: привлечение родителей и обучающихся на всех этапах исследовательской деятельности
(планирование, обсуждение, проведение);
– принцип обратной связи: каждое занятие должно заканчиваться рефлексией: обсуждение, определение настроения, перспективу. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу;
– принцип успешности: степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим людям и миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в дальнейшем он будет еще более активным и успешным. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальные успехи и достижения;
– принцип стимулирования включает в себя приемы поощрения и вознаграждения.
В основе практической работы программы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов. Содержание программы «Юный исследователь» связано со многими учебными предметами (математика, литературное чтение, окружающий мир). На курс «Юный исследователь» отводится 1 час в неделю в 1–4-х классах. Он входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность», направление – «Проектная деятельность».
Планируемые результаты освоения курса «Юный исследователь»
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Личностные универсальные учебные действия
У младшего школьника будут сформированы:
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и к различным способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
– способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
– основы гражданской идентичности личности в форме осознания себя как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, понимание ответственности человека за общее благополучие, своей этнической принадлежности;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой.
Изучение курса «Юный исследователь» позволит обучающимся сформировать:
– внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженную устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения;
– устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
– адекватное понимание причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
– осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентацию на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Младший школьник научится:
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
– учитывать установленные правила в планировании;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи
и задачной области;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
Младший школьник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Младший школьник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Младший школьник получит возможность научиться осуществлять:
– расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Младший школьник научится:
– адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– задавать вопросы;
– использовать речь для регуляции своего действия.
Младший школьник получит возможность научиться:
– учитывать мнения других людей, отличные от собственной позиции, и координировать действия в сотрудничестве;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание программы
1-й класс
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей
Тема. Что такое проекты?
Цели: определение значения понятия «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами обучающихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности обучающихся.
Презентация исследовательских работ обучающихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация.
Тема. Что такое проблема?
Цели: ознакомление с понятием проблема, формирование умения видеть проблему, развитие умения изменять собственную точку зрения, исследуя объект с разных сторон.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Тема. Как мы познаем мир?
Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с такими понятиями, как «наблюдение» и «эксперимент».
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира.
Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Тема. Школа «почемучек»
Цели: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, умения прогнозировать.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Тема. Удивительный вопрос
Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Тема. Источники информации
Цель: знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета). Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика
Тема. Любимое число. Игры с числами
Цели: обобщение знаний обучающихся о числах первого десятка, формирование умений применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу. История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.
Понятия: число, нумерация чисел.
Тема. Проект «Алфавит»
Организация выставки книг в алфавитном порядке. Азбука в картинках.
Цели: систематизация знаний об известных детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей обучающихся.
История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».
Понятия: буква, алфавит.
Тема. Проект «Почему мы любим встречать Новый год»
Новогодние подарки.
Цели: привитие любви к традициям русского народа, формирование умений работать в группе и оценивать результат своего труда. История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разных странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Понятия: традиция, сувенир, самооценка
Тема. Проект «Игры наших дедушек и бабушек»
Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Цели: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Понятия: игра, товарищ, друг.
Тема. Проект «Растения»
Цели: обобщение знаний о растениях, роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование
умения применять в практической деятельности полученные знания. Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Кузбассе.
Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.
Тема. Проект «Симметрия вокруг нас»
Цели: знакомство с понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности (анализ и синтез), развитие устной речи. Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.
Понятия: симметрия.
Тема. Проект «Сказки»
Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку. Театрализация сказки.
Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей обучающихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности. Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.
Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся
Тема. Экспресс-исследование. Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи». Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ обучающихся.
2-й класс
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей
Тема. Что такое исследование? Кто такие исследователи?
Цели: определение значения понятия «исследование», знакомство с его видами и ролью в жизни человека (обучающийся может высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий)
Тема. Что можно исследовать? Тренировочные занятия
Цель: уточнение основного круга вопросов при проведении исследования (ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования и смогут описать и сравнить основные методы исследования).
Тема. Как выбрать тему исследования? Какими могут быть темы исследования?
Цель: отбор материала по теме исследования, анализ игровой ситуации, мнений обучающихся.
Тема. Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования. Коллективная игра «Конструирование игровой площадки» (коллективные игры, как средство стимулирования исследовательской активности детей)
Цели: определение главного и второстепенного из представленного материала, выделение основных форм схем исследований.
Тема. Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления. Коллективное занятие «Жилой дом»
Цель: представление результатов своей работы в виде доклада, знание основных правил успешного выступления.
Тема. Путешествие в Загадкино. Игра «Историческое моделирование». Наблюдение как способ выявления проблем
Цель: обучение работе над проектом в соответствии с этапами.
Тема. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей. Экскурсия-наблюдение за воробьями
Цель: обучение работе над проектом в соответствии с этапами.
Тема. Развитие умения видеть проблемы
Цель: развитие умения видеть проблемы.
Тема. Развитие умения выдвигать гипотезы
Цель: развитие умения выдвигать гипотезы.
Тема. Развитие умений задавать вопросы
Цель: развитие умения задавать вопросы.
Тема. Развитие умений классифицировать
Цель: обучение работе над проектом в соответствии с этапами.
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика
Тема. Меры длины. Задачи «на классификацию» с явными ошибками
Цель: обучение работе над проектом в соответствии с этапами.
Тема. Развитие умений и навыков работы с парадоксами
Цель: развитие умений и навыков работы с парадоксами.
Тема. Знакомые незнакомцы (озеленение). Развитие умений наблюдать
Цель: обучение работе над проектом в соответствии с этапами.
Тема. Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент
Цель: формирование навыков работы над отдельными этапами проекта.
Тема. Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»
Цель: обучение работе над отдельными элементами проекта.
Тема. Эксперименты с домашними животными
Цель: изучение повадок домашних животных.
Тема. Как оценивать идеи
Цель: обучение младших школьников умению оценивать идеи.
Тема. Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения
Цель: обучение умению высказывать свои суждения и делать умозаключения.
Тема. Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии
Цель: обучение умению делать умозаключения по аналогии.
Тема. Развитие умения создавать метафоры
Цель: знакомство с понятием «метафора».
Тема. Развитие умений создавать тексты. Методика работы с текстом. Учимся выделять главную идею
Цель: обучение умению работать с текстом.
Тема. Развитие дивергентного и конвергентного мышления
Цель: формирование навыков составления рассказа на заданную тему.
Задание: составление рассказа на заданную тему.
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся
Тема. Защита проектов
Цель: обучение умению представлять свой проект.
Характеристика результатов
Обучающийся будет знать:
– основные особенности проведения исследований разных видов;
– методы исследования;
– правила выбора темы и объекта исследования;
– правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
– самостоятельно выбирать тему исследования;
– выделять главное и второстепенное в собранном материале;
– указывать пути дальнейшего изучения объекта;
– презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно практические задачи:
– самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать ин-
формацию по волнующей проблеме;
– реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
– общаться с людьми разных возрастов;
– работать в группе, коллективе;
– презентовать работу общественности.
3-й класс
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей
Тема. Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях
Выявление области знаний, в которых каждый ребенок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений обучающихся.
Практика: анкетирование обучающихся, опрос.
Тема. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности
Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.
Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме «Здесь живут мои родственники».
Тема. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования
Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.
Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Родная улица моя». Проверка гипотез.
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика
Тема. Основные источники получения информации
Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература –
словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Тема. Оформление списка литературы и электронных источников
Практика: правила оформления списка используемой литературы.
Оформление списка электронных источников.
Тема. Методы исследования. Мыслительные операции
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Тема. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов
Практика: письменный отчет – структура и содержание. Визуальный отчет – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме «Результаты загрязнения окружающей среды».
Тема. Оформление работы. Подготовка доклада
Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.
Практика: доклады по теме «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.
Тема. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point
Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.
Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Моя мама».
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся
Тема. Тематические учебные исследования
1. Исследование числа.
2. Исследование суммы, произведения.
3. Исследование «Лексическое значение слов».
4. Исследование «Орфограммы в корне слова».
5. Исследование «Соединительные гласные в сложных словах».
6. Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции».
7. Исследование «Вода – источник жизни». Конференция.
8. Исследование названий географических объектов. Исследование «Родная улица моя».
9. Исследование «Наш город – тыл».
10. Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны».
11. Исследование «Труд в моей семье».
12. Вредные и полезные привычки. Театрализованное представление
«Вредные привычки».
13. Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний».
4-й класс
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей
Тема. Где мы живем. Символы Кемеровской области: герб, флаг, гимн
Цель: знакомство с понятиями «герб», «флаг», «гимн».
Понятие о символах Кемеровской области.
Понятия: герб, флаг, гимн.
Тема. Геология родного края
Цель: раскрытие истории развития Земли. Понятия о палеозойской эре, мезозойской эре (мире фантастических гигантов), кайнозойской эре.
Понятия: палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра.
Тема. Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли Кузнецкой
Цель: знакомство с исследователями П. А. Чихачевым, П. Н. Крыловым, Л. И. Литугиным, М. Волковым.
Понятия: землепроходцы, исследователи.
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика
Тема. Горы и равнины Кемеровской области
Цель: исследование гор и равнин Кемеровской области.
Понятия: Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Горная Шория.
Тема. Полезные ископаемые
Цель: исследование полезных ископаемых Кемеровской области.
Понятия: угли, руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких металлов, нерудное минеральное сырье.
Тема. Времена года и народные приметы
Цель: исследование связи времен года и народных примет.
Понятия: народные приметы.
Тема. Реки и озера Кемеровской области
Цель: знакомство с реками и озерами Кемеровской области.
Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река.
Тема. Почвы и природные зоны Кемеровской области
Цель: изучение взаимосвязи почв и природных зон.
Понятия: виды почв, многообразие почв на территории Кемеровской области, отличительные особенности природных зон.
Тема. Растительный мир родного края
Мир деревьев тайги и лесостепей. Болотное растение–хищник. Деревья и кустарники лесостепей. Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений.
Цель: изучение растительного мира Кузбасса.
Понятия: хвойные и лиственные деревья, лекарственные растения.
Тема. Животный мир родного края
Млекопитающие лесов и лесостепей. Птицы Кемеровской области. Земноводные, живущие на территории Кузбасса. Насекомые. Мир рыб.
Цель: изучение животного мира родного края.
Понятия: природное сообщество.
Тема. Экология Кузбасса
Цель: изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.
Понятия: экологическая проблема.
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся
Тема. Почитаем – поиграем. Проект «Природа Кузбасса»
Цель: составление проекта «Природа Кузбасса»
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин по классам | Всего, час. | В том числе | Форма контроля |
теория | практи-ческие занятия |
1класс |
1 | Тренинг исследовательских способностей | 9 | 5 | 4 | Беседа,наблюдение |
2 | Самостоятельная исследовательская практика | 22 | 9 | 13 | Практическая работа,опрос,наблюдение |
| | | | | |
3 | Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся | 2 | - | 2 | Практическая работа |
2 класс |
1 | Тренинг исследовательских способностей | 16 | 6 | 10 | Беседа,опрос,наблюдение |
2 | Самостоятельная исследовательская практика | 15 | 5 | 10 | Беседа,опрос,наблюдение |
3 | Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся | 3 | 1 | 2 | Практическая работа |
3 класс |
1 | Тренинг исследовательских способностей | 6 | 5 | 1 | Беседа,индивидуальные консультации |
2 | Самостоятельная исследовательская практика | 25 | 5 | 13 | Практическая работа |
3 | Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся | 4 | - | 4 | Беседа,опрос |
4 класс |
1 | Тренинг исследовательских способностей | 8 | 4 | 4 | Наблюдение,консультации,беседа |
2 | Самостоятельная исследовательская практика | 25 | 8 | 17 | Наблюдение,опрос |
3 | Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся | 1 | - | 1 | Практическая работа |
Итого | | 136ч | 48ч | 61ч | |
20